УДК 37.091.3 (470.12)
О. Ю. Гарманова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В статье описан подход к организации сетевого обучения школьников экономике, применяемый в Научно-образовательном центре экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН, перечислены виды организационно-методического сопровождения образовательного процесса.
In article approach to online teaching of schoolchildren that is used by ISEDT RAS Science and Education Center of Economics and Information Technologies, specifies the types of organizational and methodological support for educational process.
Ключевые слова: дистанционное обучение, экономическое образование, сетевое обучение, организационно-методическое обеспечение, Экономическая интернет-школа НОЦ ИСЭРТ РАН.
Keywords: distance teaching, economic education, online teaching, organizational and methodological support, ISEDT RAS SEC Economic Internet School.
В настоящее время в связи с необходимостью формирования конкурентоспособного общества особое внимание государство уделяет развитию современной системы образования и науки в России.
Для реализации поставленной цели в феврале 2010 г. президентом РФ была одобрена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Одно из ее основных направлений — развитие системы поддержки талантливых детей. Так, для выявления особо одарённых школьников предлагается предоставить возможность старшеклассникам обучаться в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, а также продолжить развитие системы олимпиад и конкурсов. Для дальнейшей поддержки талантливых детей перспективным, согласно документу «Наша новая школа», является распространение имеющегося опыта деятельности школ и интернатов при ряде университетов России [1].
Особую значимость среди перечисленных направлений в современной России имеет развитие дистанционного обучения. Под ним в основном понимается технология целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся, находящихся на расстоянии от образовательного центра (см. табл. 1). Дистанционное обучение позволяет школьникам независимо от места про-
© Гарманова О. Ю., 2013 80
живания осваивать образовательные программы, в т. ч. и профильной подготовки.
В настоящее время дистанционное обучение активно функционирует при ведущих высших учебных заведениях нашей страны (МГУ им. Ломоносова, НИУ ВШЭ). Практика его введения в учреждениях общего и дополнительного образования также имеет место ввиду необходимости расширения знаний по изучаемым темам талантливыми обучающимися и восполнения пропущенного материала отстающими школьниками.
Применение дистанционного обучения возможно при изучении обучающимися любого курса. Однако особую роль оно играет при организации учебного процесса школьников по экономике. Это связано прежде всего с недостаточностью школьного экономического образования наряду с существующей необходимостью повышения уровня знаний обучающихся по экономике, их экономической культуры. Большая часть российских школьников лишь частично изучают экономическую проблематику в рамках курсов географии и обществознания в связи с отсутствием в Федеральном базисном учебном плане основной общеобразовательной школы предмета «экономика». Только в отдельных образовательных учреждениях обучение экономике осуществляется путём включения данной дисциплины в учебный план за счёт регионального или школьного компонента, а также организации факультативных занятий с целью профориентации. Таким образом, организация обучения школьников посредством дистанционных технологий является одним из перспективных направлений формирования экономических знаний у учащихся.
Дистанционным обучением школьников экономике в России занимаются высшие учебные и академические учреждения (НИУ ВШЭ, ИСЭРТ РАН и др.). В каждом из них определены свои цели и задачи обучения и соответствующие их достижению виды организационно-методического обеспечения образовательной деятельности.
Так, целью деятельности Экономической интернет-школы, функционирующей с 2010/ 2011 учебного года при Научно-образовательном центре экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН (Экономическая интернет-школа НОЦ ИСЭРТ РАН), является организация дистанционного (сетевого) обучения экономике для обучающихся 8—11-х классов основных и средних общеобразовательных учреждений. Основные задачи её работы:
— формирование у школьников умения решать нестандартные и творческие задачи, требующие углублённого изучения экономики;
— подготовка обучающихся к экономическому блоку вопросов единого государственного экзамена по обществознанию;
— создание условий для самореализации школьников;
— развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности.
Реализация поставленных цели и задач достигается за счёт четырёх направлений деятельности Экономической интернет-школы (см. рис. 1).
1. Организация дистанционного обучения школьников 8-11-х классов экономике строится на основе утверждённого директором ИСЭРТ РАН «Положения об Экономической интернет-школе» и предполагает участие в образовательном процессе обучающихся, кураторов школьников и методиста НОЦ.
В связи с этим основными видами организационно-методического обеспечения дистанционного обучения в Экономической интернет-школе являются:
— разработка учебных планов, дидактических материалов и размещение их на сайте;
— организация набора школьников на новый учебный год;
— проверка контрольных работ обучающихся;
— формирование текущего и итогового рейтинга успеваемости школьников каждого класса;
— информирование кураторов о результатах рейтинговой оценки обучающихся, конкурсах и олимпиадах по экономике;
— подготовка сертификатов об обучении обучающихся;
— осуществление всесторонней помощи школьникам и их кураторам посредством электронной почты и форума.
Так, в результате рассылки в образовательные учреждения, муниципальные органы Управления образования Вологодской области, департаменты образования областей-соседей, Управления образования исполнительных комитетов Республики Беларусь писем о наборе школьни-
ков, а также размещения информации о приёме на сайте Научно-образовательного центра к дистанционному обучению были привлечены в 2010/ 2011 учебном году 72, в 2011/2012 учебном году — 95, а в 2012/2013 учебном году 130 обучающихся. Из них значительную долю (от 27,8% до 31,6%) на протяжении данного периода составляли школьники из образовательных учреждений Республики Беларусь (рис. 2).
Образовательный процесс организуется на основе четырёх (8—11-е классы) учебных курсов, размещённых на сайте Экономической интернет-школы. Предложенный обучающимся для изучения материал разрабатывается методистом НОЦ с учётом стандартов профильного школьного экономического образования в соответствии с программой предпрофильной подготовки по экономике И. В. Липсица в 8—9-х классах и программой профильного уровня «Экономика: основы экономической теории» С. И. Иванова, М. А. Скляра в 10—11-х классах. Во всех классах он сформирован в 8 тематических разделах, состоящих из лекций, презентаций, примеров решения задач, тестов, контрольных работ, а также итоговой контрольной работы и тестирования (см. рис. 3). На изучение каждой темы школьникам отводится один месяц (обучение длится с 1 сентября по 30 апреля), на выполнение итоговых заданий — 15 дней (необходимо решить в период с 1 по 15 мая) [6].
Проверка контрольных работ обучающихся проводится методистом НОЦ до 15-го числа каждого следующего месяца. В этот же период на сайте Экономической интернет-школы размещаются результаты их выполнения. Проверка всех остальных ресурсов сайта осуществляется в автоматическом режиме, что способствует, с одной стороны, повышению мотивации школьников к дистанционному обучению, с другой — облегчению труда методиста НОЦ.
Таблица 1
Определение понятия «дистанционное обучение»
Автор Определение
Е. С. Рапацевич Дистанционное обучение - форма обучения на расстоянии, при которой «доставка» учебного материала и учебное взаимодействие педагога и обучающегося обеспечиваются с помощью современных технических средств (телевидение, радио, компьютерная сеть) [2]
Б. М. Бим-Бад М. М. Безруких В. А. Болотов Л. С. Глебова и др. Дистанционное обучение - технология целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра [3]
А. Т. Хроленко А. В. Денисов Дистанционное обучение как основа открытого образования - технология непрерывного обучения, когда основные учебные процедуры происходят в условиях территориальной и временной разобщённости обучаемого и обучающего [4]
A. Н. Романов B. С. Торопцов Д. Б. Григорович Дистанционное обучение - это целенаправленный процесс интерактивного (диалогового), асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и студентов между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и времени [5]
Как отметили В. П. Демкин и Г. В. Можаева, при реализации дистанционных образовательных программ особое значение имеет ведение организационно-методической документации, в т. ч. и учитывающей учебные достижения школьников [7]. Так, в рамках осуществления текущего контроля ежемесячно методистом НОЦ в результате подсчёта всех заработанных школьниками баллов формируется рейтинг успеваемости обучающихся каждого класса. До 31 мая подводятся окончательные итоги обучения за год и формируется итоговый рейтинг успеваемости. В соответствии с ним определяются следующие группы учащихся:
— успешно обучающиеся школьники, заработавшие более 50% баллов от максимально возможного количества;
— школьники, нуждающиеся в очных консультациях с куратором и методистом НОЦ.
За период существования Экономической интернет-школы доля успешных школьников в ней возросла на 13,7%, составив на конец 2012/ 2013 учебного года 47% (61 чел.) от числа всех обучающихся (см. рис. 4). По окончании учебного года им вручены сертификаты и благодарности с целью стимулирования к дальнейшей активной деятельности. Снижение доли школьников, нуждающихся в помощи кураторов и методиста НОЦ, связано прежде всего с пополнением числа обучающихся в 2011/2012—2012/2013 учебных годах высокомотивированными школьниками из отдельных образовательных учреждений Грязо-вецкого, Вожегодского и Харовского районов Вологодской области, Мурманской области и Республики Беларусь.
С целью повышения эффективности образовательного процесса в Экономической интернет-школе предусмотрено информирование курато-
1. Организация дистанционного обучения школьников 8-11 -х классов экономике
Направления деятельности Экономической интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН
2. Организация участия школьников в конкурсах и олимпиадах по экономике
3. Организация и проведение консультаций с обучающимися на базе НОЦ и образовательных учреждений
Рис. 1. Направления деятельности Экономической интернет-школы
Рис. 2. География обучающихся Экономической интернет-школы в 2010/2011-2012/2013 учебных годах (чел.)
ров о результатах как текущего, так и итогового контроля успеваемости обучающихся. В связи с этим на протяжении всего учебного года осуществлялась отправка кураторам школьников рейтингов успеваемости учащихся каждого класса.
Применение данных мер, по мнению Е. В. Те-левой, позволяет оценивать не только результаты деятельности обучающихся, но и качество организации учебного процесса [8].
2. Организация участия школьников в конкурсах и олимпиадах по экономике осуществляется в Экономической интернет-школе с целью личностного и интеллектуального развития обучающихся, выявления наиболее эрудированных школьников с помощью следующих мер:
— отправки кураторам обучающихся и руководителям образовательных учреждений инфор-
мационных материалов о проводимых НОЦ и другими организаторами мероприятиях;
— размещения информационных сообщений на новостном форуме Экономической интернет-школы;
— отправки электронных писем школьникам. В итоге с 2010/2011 по 2012/2013 учебный год
увеличилась численность участников конкурсов и олимпиад по экономике, обучающихся в Экономической интернет-школе, и победителей по их итогам, составив на конец 2012/2013 учебного года 48 человек и 10 призовых мест соответственно (для сравнения: в 2010/2011 учебном году в конкурсах и олимпиадах приняли участие 18 человек, стали победителями и призёрами 2 человека, в 2011/2012 учебном году 36 участников и 9 призовых мест). Вместе с тем количество мероприятий, в которых
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО КУРСА
Пояснительная записка
Положение об Экономической интернет -школе Новостной форум
Словарь экономических терминов и понятий Форум «Вопросы учителю»
Инструкция по вставке рисунков в контрольные работы, задания Программа
Учебные модули
Каждый включает в себя:
Лекции Примеры решения задач Презентации Тест
Контрольную работу Решение контрольной работы Список использованных источников
Дополнительный модуль
\
Список
полезных ссылок
ч У
( N
Итоговый
тест
V У
Итоговая контрольная работа
Рис. 3. Структура учебных курсов Экономической интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН
состязались обучающиеся, в данном учебном году по сравнению с первым годом существования Экономической интернет-школы увеличилось в 3 раза, а в сравнении с 2011/2012 учебном году не изменилось (см. рис. 5).
При этом следует отметить, что результативными для обучающихся были конкурсы и олимпиады как международного уровня, так и организованные на базе НОЦ (табл. 2). Это свидетельствует о необходимости проведения более качественного отбора учеников в Экономическую интернет-школу, а также дальнейшего совершенствования ресурсов сайта, способствующих успешному участию школьников во всероссийских мероприятиях.
3. Организация и проведение консультаций с обучающимися на базе НОЦ и образовательных учреждений направлены на активизацию познавательной и научно-исследовательской деятельности обучающихся, расширение их кругозора, повышение общего уровня развития, консультирование школьников, нуждающихся в помощи куратора. Важность их проведения в системе дистанционного обучения отмечалась такими авторами, как Г. В. Можаева, И. В. Тубалова [9].
За время существования Экономической интернет-школы состоялось 2 консультации обуча-
ющихся на базе образовательных учреждений и 3 консультации в НОЦ.
Как показала практика проведения выездных встреч с обучающимися Экономической интернет-школы в БОУ «СОШ № 3» г. Сокола и БОУ «Вохтожская СОШ № 1», интерес у школьников к дистанционному обучению после очного общения с удалённым преподавателем значительно повышается. Результатом их организации стало более активное выполнение заданий на сайте Экономической интернет-школы и успешное завершение учебного года.
Консультации на базе НОЦ состоялись для ребят ГУО «Гимназия № 1 г. Старые Дороги» Республики Беларусь, школьницы 11-го класса МБОУ «Вожегодская СОШ № 1» и учеников МОУ «СОШ № 13 имени А. А. Завитухина» г. Вологды. Были проведены организационные, культурные и научные мероприятия, включающие в себя экскурсии, встречи, тренинги, лекции, семинары, занятия по подготовке конкурсных работ.
Основными результатами данных консультаций стала подготовка школьниками конкурсных работ, которые в дальнейшем были признаны лучшими, а также углубление знаний обучающихся в области экономики.
Таблица 2
Показатели участия обучающихся Экономической интернет-школы в конкурсах и олимпиадах по экономике в 2010/2011-2012/2013 учебных годах
2010/2011 2011/2012 2012/2013
Наименование мероприятия Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во
уч-ков, призовых уч-ков, призовых уч-ков, призовых
чел. мест, шт. чел. мест, шт. чел. мест, шт.
Внешние
Олимпиада «Интеллектуальный марафон имени Н. Д. Кондратьева» 0 0 3 0 2 0
Всероссийская олимпиада по финансовому 0 0 1 0 0 0
рынку для старшеклассников
Всероссийская олимпиада по экономике (региональный этап) 0 0 0 - 2 1
III Международная научно-практическая конференция «Малые Леденцовские чтения. Бизнес. Наука. Образование» 0 0 0 0 1 1
VIII Международная научная конференция
студентов, аспирантов и магистрантов НИРС ФЭУ - 2013 «Экономика и 0 0 0 0 2 1
управление XXI века»
Внутренние (НОЦ ИСЭРТ РАН)
Открытая олимпиада по экономике НОЦ ИСЭРТ РАН 15 1 20 5 40 7
Летняя интернет-олимпиада по экономике НОЦ ИСЭРТ РАН - - 3 3 Состоится в июне - августе
Конкурс научно-исследовательских работ 0 0 8 1 1 0
Конкурс эссе 3 1 1 0 0 0
Всего 18 2 36 9 48 10
Таким образом, в результате комплексной работы по организации дистанционного обучения в Экономической интернет-школе предоставлена возможность изучения экономики школьникам из различных регионов России и стран ближнего зарубежья, созданы условия для самореализации обучающихся. С целью повышения
учебных достижений школьников, а также поощрения их деятельности функционирует гибкая система консультаций с нуждающимися в поддержке детьми.
Из всего вышесказанного следует, что дистанционное обучение экономике при условии его качественного организационно-методического
Рис. 4. Структура обучающихся Экономической интернет-школы по уровням успешности в 2010/2011-2012/2013 учебных годах
Рис. 5. Участие обучающихся Экономической интернет-школы в конкурсах и олимпиадах в 2010/2011-2012/2013 учебных годах (чел.)
обеспечения является эффективным механизмом экономического образования. Поэтому особое внимание при организации учебного процесса должно отводиться набору обучающихся, разработке документации и дидактических материалов, контролю деятельности учеников, их консультированию. Важную роль при этом играет предоставление возможности школьникам, обучающимся дистанционно, участвовать в различного уровня конкурсах и олимпиадах.
Опыт организации дистанционного обучения в Экономической интернет-школе свидетельствует о том, что данные технологии являются гибкими для восприятия учениками, достаточно понятными для педагогов. В то же время их внедрение в образовательный процесс требует слаженной организационно-методической работы. В связи с этим в НОЦ разработан собственный комплексный подход к дистанционному обучению старшеклассников. Дальнейшее совершенствование его отдельных компонентов предполагает развитие образовательных ресурсов учебных курсов, а также расширение возможностей сайта Экономической интернет-школы.
Примечания
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/ 6591
2. Педагогика: Большая советская энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2005. С. 142.
3. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; ред. кол. М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова [и др.]. М.: Большая российская энциклопедия, 2008. С. 73.
4. Хроленко А. Т., Денисов А. В. Современные информационные технологии для гуманитария: практическое руководство. 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 2008. С. 10.
5. Романов А. П., Торопцов В. С., Григорович Д. Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
6. Гарманова О. Ю. Организация дистанционного обучения экономике на основе экономической Интернет-школы // Открытый урок: фестиваль педагогических идей. URL: http://festival.1september.ru/articles/
7. Демкин В. П., Можаева Г. В. Организационно-методическая работа при дистанционном обучении // Открытое и дистанционное образование. 2002. № 2(6). С. 15.
8. Телеева Е. В. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие. Шадринск: Изд-во Шадрин. пед. ин-та, 2009.
9. Можаева Г. В., Тубалова И. В. Применение дистанционных технологий обучения для развития творческих способностей одарённых детей // Открытое и дистанционное образование. 2005. № 1(17). С. 42.