Научная статья на тему 'Организация обучения и контроля знаний студентов с использованием информационных технологий: на примере технического вуза'

Организация обучения и контроля знаний студентов с использованием информационных технологий: на примере технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE CONTROL / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ПРОГРАММА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МОБИЛЬНОГО КОНТЕНТА ISPRING SUITE 8 / PROGRAM FOR DEVELOPING MOBILE CONTENT ISPRING SUITE 8 / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ "ПРОМЕТЕЙ" / DISTANCE EDUCATION SYSTEM "PROMETHEUS" / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / TECHNICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Венцель Владимир Давыдович, Цорина Ольга Александровна, Янчий Светлана Владимировна

Проведен анализ научных исследований, который выявил отдельные проблемные направления в применении информационных технологий в высших образовательных учреждениях России. Выделено, что в современном образовании появляется возможность применения мобильного обучения, которое способствует расширению возможностей дистанционного обучения, придавая такие качества, как: мобильность и доступность образования. Отмечено, что выбор технологий обучения это право преподавателя, организующего освоение компетенций студентами. Показано применение в образовательной практике различных средств оценивания результатов обучения в вузе. Проанализирована возможность использования программных продуктов в учебном процессе выпускающей кафедры Омского государственного технического университета Приведены примеры разработок учебных материалов с использованием данных продуктов. Рассмотрены возможности применения в учебном процессе при изучении различных дисциплин модели работы системы дистанционного обучения «Прометей». Приведен перечень учебно-методических комплексов, разработанных с помощью программы для разработки мобильного контента iSpring Suite 8 и рассмотрены особенности ее применения. Предложено описание мультимедийного комплекса по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», преподаваемой в вузе для всех направлений подготовки бакалавриата, специалитета и форм обучения. Проанализированы достоинства и недостатки в применении обоих программных продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF TRAINING AND CONTROL OF KNOWLEDGE OF STUDENTS WITH USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES: THE EXAMPLE OF TECHNICAL UNIVERSITY

An analysis of scientific research is carried out, which revealed some problem areas in the application of information technology in higher educational institutions in Russia. It is emphasized that in modern education there is the possibility of using mobile learning, which contributes to the expansion of opportunities for distance learning, giving such qualities as mobility and accessibility of education. It is noted that the choice of teaching technologies is the right of the teacher organizing the mastering of competences by students. It shows the use in educational practice of various means of assessing the results of studies at a university. The possibility of using software products in the educational process of the Omsk State Technical University is analyzed. Examples of development of educational materials using these products are given. The possibilities of using the model of the work of the distance learning system «Prometheus» in the study of various disciplines are considered. The list of educational and methodical complexes developed with the help of the program for the development of mobile content iSpring Suite 8 is presented and features of its application are considered. The description of the multimedia complex on the discipline «Life safety», taught in the university for all areas of training for bachelor's degree, specialty and forms of training is offered. The advantages and disadvantages in the application of both software products are analyzed.

Текст научной работы на тему «Организация обучения и контроля знаний студентов с использованием информационных технологий: на примере технического вуза»

УДК 378.147:004.4

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: НА ПРИМЕРЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

© 2018

Венцель Владимир Давыдович, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Цорина Ольга Александровна, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Янчий Светлана Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Омский государственный технический университет (644050, Россия, Омск, проспект Мира, 11, e-mail: [email protected])

Аннотация. Проведен анализ научных исследований, который выявил отдельные проблемные направления в применении информационных технологий в высших образовательных учреждениях России. Выделено, что в современном образовании появляется возможность применения мобильного обучения, которое способствует расширению возможностей дистанционного обучения, придавая такие качества, как: мобильность и доступность образования. Отмечено, что выбор технологий обучения - это право преподавателя, организующего освоение компетенций студентами. Показано применение в образовательной практике различных средств оценивания результатов обучения в вузе. Проанализирована возможность использования программных продуктов в учебном процессе выпускающей кафедры Омского государственного технического университета Приведены примеры разработок учебных материалов с использованием данных продуктов. Рассмотрены возможности применения в учебном процессе при изучении различных дисциплин модели работы системы дистанционного обучения «Прометей». Приведен перечень учебно-методических комплексов, разработанных с помощью программы для разработки мобильного контента iSpring Suite 8 и рассмотрены особенности ее применения. Предложено описание мультимедийного комплекса по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», преподаваемой в вузе для всех направлений подготовки бакалавриата, специалитета и форм обучения. Проанализированы достоинства и недостатки в применении обоих программных продуктов.

Ключевые слова: высшее образование, информационные технологии, контроль знаний, образовательная среда, обучение, программа для разработки мобильного контента iSpring Suite 8, система дистанционного обучения «Прометей», технический вуз

ORGANIZATION OF TRAINING AND CONTROL OF KNOWLEDGE OF STUDENTS WITH USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES: THE EXAMPLE OF TECHNICAL UNIVERSITY

© 2018

Venzel Vladimir Davidovich, associate Professor of the Department «Life Safety» Tsorina Olga Alexandrovna, associate Professor of the Department «Life Safety» Yanchij Svetlana Vladimirovna, candidate of philosophical Sciences, associate Professor

of the Department «Life Safety» Omsk State Technical University (644050, Russia, Omsk, Mira Avenue, 11, e-mail: [email protected])

Abstract. An analysis of scientific research is carried out, which revealed some problem areas in the application of information technology in higher educational institutions in Russia. It is emphasized that in modern education there is the possibility of using mobile learning, which contributes to the expansion of opportunities for distance learning, giving such qualities as mobility and accessibility of education. It is noted that the choice of teaching technologies is the right of the teacher organizing the mastering of competences by students. It shows the use in educational practice of various means of assessing the results of studies at a university. The possibility of using software products in the educational process of the Omsk State Technical University is analyzed. Examples of development of educational materials using these products are given. The possibilities of using the model of the work of the distance learning system «Prometheus» in the study of various disciplines are considered. The list of educational and methodical complexes developed with the help of the program for the development of mobile content iSpring Suite 8 is presented and features of its application are considered. The description of the multimedia complex on the discipline «Life safety», taught in the university for all areas of training for bachelor's degree, specialty and forms of training is offered. The advantages and disadvantages in the application of both software products are analyzed.

Keywords: higher education, information technology, knowledge control, educational environment, training, program for developing mobile content iSpring Suite 8, distance education system «Prometheus», technical university

В последнее время достаточно остро стоит вопрос о качестве подготовки высшими учебными заведениями будущих специалистов. В этой связи большое внимание уделяется поиску различных форм и методов работы в сфере высшего образования. В качестве основного инструментария, применяемого для повышения качества образования выделяют современные информационные технологии [1, 2].

Уровень освоения любой дисциплины значительно повышается, если при ее изучении и выполнении индивидуальных заданий студенты применяют компьютер и разнообразные элементы современных информационных технологий. Приведем статистику.

В 2007-08 гг. Н.Е. Беляева [3] провела исследование читательского поведения студенчества в цифровой среде, которое проходило в Брянской, Курской, Орловской областях. Количество респондентов, участвовавших в исследовании - 576. Было отмечено, что для 72 % студентов важным источником информации является Интернет.

В другом исследовании А.И. Попова и П.К. Петров в 2010 г. выявили у студентов 1, 2 курса Удмуртского государственного университета уровни интереса к печатным и электронным источникам информации [4]. В результате 60 % респондентов отметили проявление интереса к информации, содержащейся в сети Интернет, остальной процент разместился между: компьютерными играми, Центральным телевидением, местным телевидением, газетами и журналами, художественной литературой.

В связи с чем, актуальность данного исследования подтверждается наличием противоречия между востребованностью мобильного обучения студентов для повышения качества обучения и отсутствием или недостаточностью условий для их обеспечения в вузе.

Цель исследования заключается в анализе доступных электронных ресурсов, которыми располагает кафедра «Безопасность жизнедеятельности» Омского государственного технического университета (ОмГТУ), позволяющих осуществлять обучение и контроль знаний сту-

Венцель Владимир Давыдович, Цорина Ольга Александровна, Янчий Светлана Владимировна ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ...

дентов по отдельным дисциплинам.

Задачи исследования:

- проанализировать возможности применения информационных технологий в России;

- выполнить анализ электронных ресурсов, которыми располагает выпускающая кафедра ОмГТУ, позволяющих осуществлять обучение и контроль знаний студентов по отдельным дисциплинам;

- рассмотреть различные виды контроля знаний студентов по отдельным дисциплинам в моделях системы дистанционного обучения «Прометей» (СДО «Прометей») и программы для разработки мобильного контента iSpring Suite 8.

О больших возможностях, которые предоставляют информационные технологии в современной литературе написано достаточно много [5-10]. Безусловно, это обстоятельство способствовало модернизации современного образования, где стало возможным не только выполнять поиск учебных материалов в сети Интернет, а возникает потребность в новой отрасли педагогической науки - информатизации образования. В настоящее время дистанционное образование имеет широкую практику и географию применения.

В современной научной литературе можно выделить ряд работ, анализирующих проблемы информатизации образования в вузах и непосредственно возможности применения дистанционных технологий:

1. Изменение способов и приемов образовательного процесса с учетом применения дистанционного обучения в вузе [6-13];

2. Особенности применения мультимедийных технологий в образовательном процессе вуза [14-18];

3. Психологические составляющие информатизации образовательного процесса [19].

Кроме того, Т.М. Шкапенко отмечает разрыв поколений между преподавателями и студентами, который проявляется в разнице опыта применения цифровых технологий [20]. Автор отмечает, что разрешение данного конфликта заключается в приобщении преподавателей к практике онлайн-обучения.

В современном образовании появляется возможность применения мобильного обучения [5], где в качестве средства обучения выступает мобильное беспроводное устройство. Это расширяет возможности дистанционного обучения, придавая качества мобильности и доступности образования.

Необходимо отметить, что право преподавателя заключается в выборе технологий обучения в соответствии с его целью. Для этого он должен переосмыслить свой педагогический опыт и возможности применения в образовательном процессе новых технологий, способствующих формированию у студентов необходимых знаний, умений и навыков (ЗУН).

Процесс освоения компетенций студентами вуза сопровождается наличием определенных результатов обучения. В образовательной практике применяют различные средства оценивания результатов обучения.

Оценивание - это регулярный процесс, направленный на систематическое установление соответствия между планируемыми и достигнутыми результатами обучения [21]. Основу образовательного процесса составляет контрольно-оценочная деятельность, которая позволяет отследить, провести диагностику и корректировку процесса обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС-3) вводит понятие оценки качества освоения программ обучающимися и закрепляет в п. 9 [22]: при осуществлении образовательной деятельности по образовательной программе организация обеспечивает проведение контроля качества освоения образовательной программы посредством текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.

Право образовательной организации выбрать самостоятельно формы и процедуры контроля. Кроме того, она обязана довести до сведения обучающихся информацию о процедурах контроля в сроки, определенные в локальных нормативных актах образовательной организации.

С этой целью она разрабатывает фонды оценочных средств, которые способствуют оценке достижений запланированных в образовательной программе результатов обучения, а также уровни сформированности компетенций, заявленных в образовательной программе.

Назовем формы контроля знаний студентов в вузе: промежуточной аттестации и текущего контроля. К первой форме относят: зачет, экзамен (по дисциплине/модулю), отчет (по практикам, научно-исследовательской работе), курсовую работу.

К формам текущего контроля знаний принадлежат: собеседование, коллоквиум, тест, контрольная работа, лабораторное/практическое занятие, эссе и др. творческие работы, реферат.

Формы аттестации определены согласно учебного плана для каждой дисциплины.

Необходимо отметить, что именно преподаватель является организатором процесса обучения и именно он, в первую очередь, должен уметь использовать новые технологии и подбирать их в соответствии с целью обучения.

Кроме того, важным критерием при аккредитации и расчете рейтинговых показателей университета является показатель применения новых технологий и интерактивных методов обучения.

Следовательно, процесс внедрения электронных и дистанционных технологий в учебный процесс не только неизбежен, а является современной необходимой модернизацией учебного процесса вуза. Кроме того, в статье 16 Федерального закона РФ № 273-Ф3 от 29.12.2012 [23] обозначены понятия «электронного обучения» и «дистанционных образовательных технологий», которые позволяют использовать информацию «при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

В рамках данной статьи авторы анализируют дистанционную систему взаимодействия между преподавателем и студентом в ОмГТУ.

Необходимо отметить, что обеспечением данной деятельности в университете занимается большое количество подразделений, однако, координирующая роль возлагается на Центр информационных технологий. Он обеспечивает дистанционную работу как учебной, так и внеучебной деятельности вуза.

Остановимся подробнее на процессе взаимодействия обучающихся и педагогических работников в дистанционных формах на примере кафедры «Безопасность жизнедеятельности» ОмГТУ.

Университет располагает различными программными продуктами для осуществления деятельности преподавателей. Кроме того, регулярно проводит обучение преподавателей работе с появляющимися в университете новинками.

Рассматриваемая выпускающая кафедра в своей деятельности применяет следующие продукты: СДО «Прометей» и программа для разработки мобильного контента iSpringSшte 8. Проанализируем применение каждого продукта.

Модель СДО «Прометей» предложена на рисунке 1. Данный продукт применяется для очной и заочной форм обучения, используется на кафедре более десяти лет. Позволяет осуществлять два вида контроля (проверки ЗУН студентов): самоконтроль, текущий контроль (экзамен). Используется в большом количестве дисциплин.

Однако, назвать продукт, выполненный в СДО «Прометей», учебно-методическим комплексом (УМК) будет не совсем правильно.

Его достоинство - тестовый контроль знаний с воз-

можностью подкрепления правильных ответов из учебно-методических материалов, справочной информации по изучаемой дисциплине.

Необходимо отметить, что эта возможность доступна только в режиме тестирования «самоконтроль», который может проводиться неоднократное количество раз. Полная противоположность режим экзамена. Варианты правильных ответов скрыты от просмотра и ограничено время прохождения теста.

Можно назвать несколько недостатков данного программного продукта: необходимость наличия компьютера с выходом в сеть Интернет, следовательно, невозможность применения других устройств для использования; возможность добавления учебных материалов, созданных средствами других программных продуктов, а не только возможностями СДО «Прометей»; ограничения в применении видов интерактивностей, что может сказаться на уровне качества подготовки студента.

Тем не менее, данный продукт регулярно используется преподавателями для оценки контроля знаний студентов по различным изучаемым дисциплинам.

Несколько лет назад администрация университета предоставила возможность применения других программных продуктов. Преподаватели кафедры использовали в учебном процессе программу для разработки мобильного контента iSpring Suite 8. Отметим сразу, что это не единственный продукт, доступный для использования в университете. Однако, с его помощью уже выполнен ряд УМК по дисциплинам, преподаваемым на кафедре для разных направлений подготовки и специальностей:

1. В.С. Сердюк, В.Д. Венцель, С.В. Янчий, В.В. Утю-ганова «Безопасность жизнедеятельности» (св-во о регистрации электронного ресурса № 22462 ОФЭРНиО, 22.12.2016 г.);

2. В.С. Сердюк, Е.С. Денисова, В.В. Утюганова, Т.В. Колпакова «Организация управления техносферной безопасностью» (год создания комплекса по дисциплине

- 2017 г.; находится на этапе регистрации в ОФЭРНиО);

3. О.М. Зуева, С.В. Янчий «Основы первой медицинской помощи» (год создания комплекса по дисциплине

- 2017 г.; находится на этапе регистрации в ОФЭРНиО).

ностеи; записи аудио- и видеосопровождения; применение различных видов тестов во всех видах занятий; возможность применения ситуационных, проблемных задач и их решение в виде тестов в последовательности действий и др. возможности. Так например, УМК «Основы первой медицинской помощи», предназначенный для студентов специалитета направления подготовки 20.05.01 «Пожарная безопасность», содержит лекции и практические занятия.

Практики авторы-создатели мультимедийного комплекса выполнили в виде ситуационных и проблемных заданий. От студента при ответе потребуются не только теоретические знания, но и наличие определенных навыков по оказанию помощи пострадавшему при возникновении чрезвычайной ситуации, что имеет большое практическое значение для формирования компетенций дисциплины у студентов данного направления подготовки.

Кроме того, отметим еще одно достоинство УМК, разработанное в iSpring Suite 8 - применение мобильных устройств при дистанционном обучении и, как следствие, возможность подготовки студентам в удобное время и удобном месте. Безусловно, для этого требуются определенные технические характеристики применяемых устройств.

Приведем описание мультимедийного УМК по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина входит в учебные планы всех направлений подготовки бакалавриата и специалитета очной, заочной, очно-заочной форм обучения, преподаваемых в вузе.

Сетевое размещение комплекса с доступом в сети Интернет возможно использовать по ссылке https://ispri. ng/85g3.

При создании вышеназванного комплекса использовались авторские материалы: схемы, рисунки, таблицы, диаграммы, тестовые блоки, анимации, видеоматериалы.

УМК представлено следующими видами занятий: 8 мультимедийных слайд-лекций по тематическим разделам рабочей программы с аудиосопровождением; мультимедийный практикум из 6 работ; мультимедийные лабораторные работы в количестве - 5 работ, отдельные из которых с видеосопровождением.

На рисунке 2 предложен пример тематического слайда (лекции) по первому модулю.

Применяемые формы контроля знаний студентов:

- каждая из 8 слайд-лекций сопровождается тестовым контролем знаний с возможностью оценивания результата;

- каждая лабораторная / практическая работа попросит студента выполнить задание по соответствующей тематике, согласно своего варианта.

Рисунок 1 - Модель работы в СДО «Прометей»

Данный программный продукт позволяет предложить студентам учебный материал в виде УМК. Как правило, по дисциплинам разработаны: лекции, лабораторные и/или практические работы.

Существуют возможности: создания словаря терминов с использованием различных видов интерактив-

Рисунок 2 - Пример тематического слайда (лекции) по модулю «Человек и среда обитания» в системе iSprmg Suitе 8

Несмотря на ряд преимуществ, которые предлагает

Венцель Владимир Давыдович, Цорина Ольга Александровна, Янчий Светлана Владимировна ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ...

данный программный продукт. У него есть недостаток: преподаватель может осуществлять контроль только в форме теста. Однако, многообразие видов теста позволяет забыть о данном недостатке!

Выводы:

1. Проведен анализ современной научной литературы, который выявил основные проблемные направления применения информационных технологий в высших образовательных учреждениях России.

2. Выделены электронные ресурсы, которыми располагает кафедра «Безопасность жизнедеятельности» ОмГТУ, а именно: СДО «Прометей» и программа для разработки мобильного контента iSpring Suite 8. Рассмотрены преимущества и недостатки каждого программного продукта при формировании учебного материала по отдельным дисциплинам.

3. Приведена модель работы в СДО «Прометей», которая описывает виды контроля ЗУН студентов. Предложены примеры описаний разработок УМК в программе для мобильного контента iSpring Suite 8 по отдельным дисциплинам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Богданов В.М. Методы и технологии электронного дистанционного обучения в вузовском курсе физической культуры [текст] / В.М. Богданов, B.C. Пономарев, А.В. Соловов // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 2. - С. 51-56.

2. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) [текст] / И.В. Роберт. - 2-е изд., доп. - М.: ИИО РАО, 2008. - 274 с.

3. Беляева Н.Е. Чтение студенчества и электронные информационные технологии (по итогам исследования в Брянской, Курской и Орловской областях) [электронный ресурс] / Н.Е. Беляева // Образование и общество. -2009. - № 3. - С. 89-93. - URL : http://www.vmo.rgub.ru/ researh/articles/belyaeva.php (дата обращения 05.01.2018).

4. Попова А.И. Дистанционное обучение студентов вуза по дисциплине «Физическая культура» [текст] / А.И. Попова, П.К. Петров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2010. - № 2 (15). - С. 4-14.

5. Куклев А.В. Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании [текст] : автореф. ... докт. пед. наук : 13.00.01 / А.В. Куклев. -Ульяновск, 2010. - 34 с.

6. Сигаркина Л.Н. Педагогические пути совершенствования дистанционного обучения студентов в современных вузах [электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Л.Н. Сигаркина.

- М., 2007. - 24 с. - URL: https://docviewer.yandex. ru/?url=http%3A%2F%2Firbis.gnpbu.ru %2FAref_2007% 2FSigarkina_L_N_2007.pdf&name=Sigarkina_L_N_2007. pdf&lang=ru&c=58cb7e462776 (дата обращения 17.03.2017).

7. Кочисов В.К. Роль дистанционного обучения в изменении способов и приемов образовательного процесса [электронный ресурс] / В.К. Кочисов, О.У. Гогоцаева, Н.В. Тимошкина // Образовательные технологии и общество. - 2015. - № 1. - Т. 18. - С. 395-407. - URL : http:// cyberleninka.ru/artide/n/rol-distantsionnogo-obucheniya-v-izmenenii-sposobov-i-priemov-obrazovatelnogo-protsessa-v-vuze (дата обращения 17.03.2017).

8. Сидорова Л.В. Образовательное мультимедиа и методические особенности обучения его разработке [электронный ресурс] / Л.В. Сидорова, С.Е. Саланкова // Современные проблемы науки и образования. - 2017.

- № 2. - С. 171. - URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=26242 (дата обращения 05.01.2018).

9. Алехина Н.В. Опыт реализации обучения по дополнительным профессиональным программам с применением дистанционных образовательных технологий [электронный ресурс] / Н.В. Алехина, Е.Н. Ларина // Современные проблемы науки и образования. - 2017.

- № 2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=26371 (дата обращения 05.01.2018).

10. Ахметова Д.З. Обеспечение качества дистанционного обучения в призме личностного развития обучающихся // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 55-58.

11. Вострокнутов Е.В., Волков С.Н., Адамский С.С., Мокиевская Н.Е., Зайцев В.А. Реализация образовательных дистанционных мультимедийных интернет-проектов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 66-70.

12. Богданова А.В., Глазова В.Ф., Коновалова Е.Ю. Интеллектуальные технологии оценки качества дистанционных учебных курсов в высшем образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 79-82.

13. Иванова Т.Н., Жукова И.В. Тенденции и перспективы дистанционного образования // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 121-124.

14. Бондаренко О.В. Применение мультимедийных технологий в образовательном процессе высшего учебного заведения [электронный ресурс] / О.В. Бондаренко // Современные проблемы науки и образования. - 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- № 3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=26397 (дата обращения 05.01.2018).

15. Абдрахманова И.В. Методологические особенности разработки электронных учебных пособий для студентов физкультурных вузов [электронный ресурс] / И.В. Абдрахманова, И.В. Лущик, М.Н. Сандирова // Современные проблемы науки и образования. - 2017.

- № 3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=26503 (дата обращения 05.01.2018).

16. Кучай А.В. Интеграция мультимедийных технологий в процесс обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 85-87.

17. Стеценко Н.В. Особенности построения электронного учебно-методического комплекса для физкультурных вузов [электронный ресурс] / Н.В. Стеценко, Е.А. Широбакина, А.Ю. Илясова, В.В. Коренева, М.Н. Сандирова, Т.В. Хованская // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 97. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30122506 (дата обращения 05.01.2018).

18. Тимирясова Л.Б. Использование интерактивных мультимедийных проектов в обучении иностранным языкам // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 109-111.

19. Савин С.З. Психологические компоненты информатизации образовательного процесса [электронный ресурс] / С.З. Савин, В.Е. Казеннов, Е.А. Левкова, А.А. Будницкий // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 123. - URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=28401279 (дата обращения 05.01.2018).

20. Шкапенко Т.М. Электронное обучение: актуальное состояние проблемы в вузовской системе образования России и зарубежных стран [электронный ресурс] / Т.М. Шкапенко // Вестник МГИМО Университета. -2013. - № 6 (33). - С.71-76. - URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=20935584 (дата обращения 31.01.2018).

21. Миэринь Л. А. Современные образовательные технологии в вузе : учеб.-метод. пособие [текст] / Л.А. Миэринь, Н.Н. Быкова, Е.В. Зарукина. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2015. - 169 с.

22. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [электронный ресурс] // Гарант : информационно-правовой портал. - URL : http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70503294/#ixzz53HJRntBw (дата обращения 05.01.2018).

23. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [электронный ресурс] // Гарант : информационно-правовой портал. - URL: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz4bYPgpqaL (дата обращения 18.01.2017).

Статья поступила в редакцию 06.01.2018 Статья принята к публикации 28.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.