ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЗА И ПРОТИВ И.А. Морозова, магистрант
Рязанский государственный радиотехнический университет, г. Рязань
В статье приводится теоретическое обоснование выбора той или иной дистанционной образовательной технологии. Статья содержит краткое описание моделей, видов, принципов и форм дистанционного образования, а также рассматривает вопросы, связанные с функционированием данного обучения в России
В настоящее время дистанционные образовательные технологии получают мировое признание и все более широкое распространение. Такие технологии позволяют переносить образовательный процесс в отдаленные географические пункты, не теряя качества обучения, а, наоборот, повышая его за счет индивидуализации учебных программ и способов обучения.
Дистанционное образование (ДО) - понятие довольно широкое. В общем виде под ним понимаются все формы образовательной активности, которые осуществляются без личного контакта учителя и ученика. Раньше было довольно популярно заочное обучение, когда задания из вуза присылались студенту по почте. Теперь, с развитием Интернета, «сохранять дистанцию» стало еще проще, и уже сегодня в глобальной сети представлены практически любые образовательные услуги, начиная от краткосрочных курсов повышения квалификации и заканчивая полноценными программами высшего образования.
На сегодняшний день потенциальными потребителями услуг дистанционного образования являются:
- группа интенсивного спроса (работники высшего и среднего звена управления; сотрудники, желающие повысить квалификацию; частные лица, не работающие по каким-либо причинам);
- группа молодых людей, живущих в отдаленных регионах России и желающих получить высшее образование;
- группа абитуриентов, ежегодно остающихся за пределами государственных вузов;
- группа военнослужащих, желающих пройти переподготовку для гражданской жизни;
- заключенные, лишенные возможности получить профессиональную подготовку [1].
К числу наиболее общих целей современного дистанционного образования необходимо отнести:
- профессиональная подготовка и переподготовка кадров;
- повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;
- подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;
- подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;
- углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;
ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;
- базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;
- дополнительное образование по интересам.
Наиболее распространёнными являются виды
дистанционного обучения, основанные на:
а) интерактивном телевидении;
б) компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных, глобальных) с различными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций);
в) сочетание технологий компакт-дисков и сети Интернет.
Преимущество обучения, базирующегося на интерактивном телевидении, заключается в его возможности непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя. Его отрицательная сторона состоит в том, что при таком обучении практически тиражируется обычное занятие, будь оно построено по традиционной методике или с использованием современных педагогических технологии. Это может быть допустимо только при демонстрирации уникальных методикик, лабораторных опытов, когда преподаватели, и учащиеся могут стать свидетелями и участниками использования новых знаний, методов в своей области, новых информационных технологий, принять участие в дискуссии. Данная форма дистанционного обучения интерактивна и может считаться весьма перспективной в системе повышения квалификации и подготовки специалистов. Но в настоящий момент это чрезвычайно дорогостоящие технологии.
Следующий способ организации дистанционного обучения предполагает использование компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, информационных ресурсов региональных сетей и сети Интернет. Это самый распространенный и не дорогой способ дистанционного обучения. При его организации предусматривается применение новейших средств телекоммуникационных технологий.
Третий способ, предполагает использование компакт-дисков в качестве базового электронного учебника. Он заключает в себе большие дидактические возможности для вузовского, школьного образования и для повышения квалификации специалистов. Преимущество компакт-диска в том, что он сочетает в себе следующие качества: интерактивность, мульти-медийность, содержит большой объем информации и за счёт этого в значительной степени оптимизирует процесс дистанционного обучения.
Основными моделями, на которых базируется существующая в настоящее время сеть дистанционного обучения, являются следующие.
Первая модель - обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования и предназначенное для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведения.
Вторая модель - обучение на базе одного университета. Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно, а на расстоянии, заочно (открытые формы) или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Такие программы используются для получения разнообразных аттестатов образования.
Третья модель - обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Она предусматривает совместную подготовку единых программ заочного дистанционного обучения для нескольких учебных заведений по ведущим дисциплинам (в любых районах страны и за рубежом). Такое сотрудничество в подготовке программ дистанционного обучения позволяет сделать их более качественными и менее дорогостоящими. Перспективная цель программы - дать возможность любому человеку, не покидая своей страны и своего дома, получить любое образование на базе функционирующих в различных странах колледжей и университетов.
Четвертая модель - автономные образовательные учреждения, специально созданные для целей открытого или дистанционного обучения, в которых студенты могут получить образование по различным направлениям. Они специализируются в создании мультимедийных курсов. Обучение полностью оплачивается организациями и фирмами, в которых работают студенты. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет в Лондоне, на базе которого в последние годы проходят обучение дистанционно большое число студентов не только из Великобритании, но из многих стран.
Пятая модель - обучение по автономным обучающим системам. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством телевизионных видеозаписей или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий. Примерами такого подхода к обу-
чению на расстоянии могут служить Американо-самоанский телевизионный проект.
Шестая модель - неформальное, интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Такие программы ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование. Такие проекты могут быть частью официальной образовательной программы, интегрированными в эту программу (примеры таких программ существуют в Колумбии), или специально ориентированные на определенную образовательную цель (например, Британская программа грамотности), или специально нацеленные на профилактические программы здоровья, как, например, программы для развивающихся стран. [2]
Можно выделить следующие положительные стороны дистанционного образования, основанные на нескольких принципах.
Принцип открытости, в соответствии с которым:
• каждый достигший необходимого возраста (18 лет) имеет право на получение образования;
• прием в вуз осуществляется в течение всего
года;
• студент свободен в выборе места обучения, так как технологии дистанционного образования позволяют осуществлять учебный процесс вне аудиторных занятий.
Второй принцип дистанционного образования -гибкость, в соответствии с которым:
• учебный процесс разделен на модули (блоки);
• каждый потребитель услуг ДО самостоятельно выбирает учебные блоки, ориентируя себя на конечную цель.
Третий принцип дистанционного образования -активизация учебной деятельности студентов, в соответствии с этим принципом:
• каждый может использовать свой практический опыт и имеющиеся знания для усвоения новых знаний;
широко используются такие формы обучения, как деловые игры, групповые дискуссии, тренинги.
Четвертым принципом можно назвать принцип адекватности технологий обучения модели дистанционного образования.
Пятый принцип дистанционного образования -мобильность обучения, которая заключается в создании информационных сетей, баз и банков знаний для ДО, что позволяет студенту самостоятельно корректировать программу обучения в соответствии со своими потребностями и интеллектуальным уровнем. [3].
Шестой принцип дистанционного образования -индивидуальность обучения:
• происходит учет индивидуальных особенностей студента;
обеспечивается индивидуальное взаимодействие тьютора и студента как непосредственно, так и с помощью современных информационных средств;
• реализуется возможность обучаться вне учебной группы, но при контроле со стороны дистанционного вуза.
И особо следует выделить такие два принципа дистанционного образования, как гуманизм, заключающийся в направленности образовательного процесса непосредственно для человека и в создании необходимых условий для приобретения всеми обучаемыми высокого уровня знаний, и непротивопоставление дистанционного образования существующим формам образования, а его реальная альтернативность [4]. Именно эти два принципа и обуславливают успешное действие всех вышеперечисленных принципов.
Бесспорными преимуществами ДО являются:
1) более высокая эффективность профессиональной подготовки по сравнению с вечерней и заочными формами обучения при более низкой стоимости образовательных услуг;
2) сокращение сроков обучения;
3) возможности параллельного обучения в российском и зарубежном вузах;
4) независимость студента от географического расположения вуза.
Учиться всю жизнь, совмещая это с работой? Именно это делает современные технологии дистанционного образования необходимыми. Достоинства такого подхода к образованию очевидны. Прежде всего, это практически неограниченная масштабность. Например, если в рамках традиционного учебного процесса профессор может прочитать лекцию нескольким сотням студентов, то курс, записанный на видео и переданный через Интернет, может в принципе прослушать любое количество желающих. А это, в свою очередь, означает, что студенты имеют возможность выбирать из множества виртуальных учителей наиболее интересных и компетентных. Для вузов и других образовательных организаций дистанционное обучение может стать серьезным источником дохода, поскольку затраты на него значительно ниже, чем ведение «живого» образовательного процесса. Для студентов дистанционного обучения также выгодно в силу своей дешевизны и гибкости. Более того, Интернет дает дополнительные возможности людям, которые живут вдали от крупных образовательных центров.
Качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении, зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую необыкновенно
богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в системе дистанционного обучения программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. [5]
Ни для кого не секрет, что сегодня образование переживает не самые лучшие времена, что в первую очередь связано с затянувшимся переводом образовательных услуг на рыночную основу. О трудностях и проблемах сейчас говорят очень много, в том числе и в контексте дистанционного обучения. Но, если конструктивно подойти к вопросу влияния дистанционных форм обучения на решение части проблем, то нельзя не заметить, что такое обучение является более дешевым, чем традиционное, и поэтому может сделать образование более доступным. Немаловажный фактор здесь - это огромная территория страны и, следовательно, высокие транспортные расходы. Дистанционные формы обучения смогут существенно расширить аудиторию слушателей курсов, преподаваемых лидерами как в образовании, так и в бизнесе. То же самое можно сказать и об исчезновении границ между странами: дистанционное обучение дает возможность жителям России знакомиться с международными образовательными сообществами и не оставаться в стороне от происходящего в мире.
Основной проблемой организации ДО является зависимость от тех преподавателей, кто ведет работу с учащимися в Интернет. Это должны быть преподаватели с универсальной подготовкой: владеющие современными педагогическими и информационными технологиями, психологически готовые к работе с учащимися в новой учебно-познавательной сетевой среде. К сожалению, в нашей стране не ведётся подготовка специалистов подобного рода. Другая проблема - инфраструктура информационного обеспечения студента в сетях. Вопрос о том, какой должна быть структура и композиция учебного материала остаётся открытым. Наряду с этим ставится вопрос об условиях доступа к курсам дистанционного обучения. Не решен так же вопрос организации и проведения оценки знаний «дистанционных» учащихся. Для его решения необходимо создание нормативно-правовой базы оценки знаний учащихся.
Одним из главных препятствий для развития дистанционного обучения в России является несовершенство законодательной базы. Российская образовательная практика до сих пор не располагает документом, в полной мере регламентирующим применение дистанционных образовательных технологий. Имею-
щееся законодательство пока не отвечает на большинство вопросов организаторов учебного процесса. До сегодняшнего дня к образовательным программам, реализуемым с использованием дистанционных образовательных технологий, применяются те же нормативы, что и к традиционным. Несмотря на явную абсурдность такой ситуации, для студента, обучающегося дистанционно, сегодня нужны те же 10,5 кв. м площадей, что и для студента гуманитарно-социального профиля, обучающегося очно. До настоящего времени при учете библиотечного фонда не учитывается литература, хранящаяся в электронной библиотеке, и так далее.
У дистанционного образования существуют и собственные специфические проблемы. И они сегодня являются самыми сложными. Речь идет о дидактике. Дело в том, что большая часть вузов, приходящих к дистанционному образованию, допускает стандартную ошибку - формально переносит сюда дидактику, принятую в традиционном высшем образовании. С учетом особенностей дистанционного обучения практическую дидактику следует развивать в направлении научно обоснованного формирования учебного процесса, уходя от чисто описательного характера этой науки. Проектирование образовательного процесса должно учитывать гендерные, возрастные, психодинамические и интеллектуальные особенности восприятия учебного материала.
На пути дистанционного образования стоит и консерватизм отечественных академических кругов. Поскольку дистанционное обучение не в полной мере вписывается в традиционное представление об образовании, оно встречает сопротивление со стороны определенной части академического сообщества. Под лозунгом сохранения традиционно высокого качества российского образования делаются попытки воспрепятствовать внедрению в учебный процесс современных образовательных технологий. Многих не устраивает необходимость их изучения, разработки новых педагогических приемов и теорий, изменение самого принципа образования, в котором на передний план
выходит не профессор, а студент, как основной потребитель образовательной услуги.
На сегодняшний день, отношение студентов к дистанционному обучению пока двояко и неоднозначно. С одной стороны, они понимают его преимущества, а с другой еще немного опасаются того, что будет потеряно качество получаемых знаний, скажется отсутствие личных контактов с преподавателем и диплом будет иметь меньшую значимость. При этом очевидно, что правильная разъяснительная и маркетинговая деятельность учебного заведения, а также грамотно выстроенная система дистанционного обучения (с использованием последних технологических достижений, проработанной методологической базой, интерактивным взаимодействием и т.д.) может существенно увеличить вес дистанционной формы обучения в глазах студентов.
Литература
1. Янушкевич Ф.А. Технология обучения в системе высшего образования / Ф.А. Янушкевич. М., 1986.
2. Пидкасистый П.И. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения / П.И. Пидкаси-стый, О.Б. Тыщенко // Педагогика. 2000. №5.
3. Карпенко М.П. Дистанционные технологии образования - путь в ХХ1 век / М.П. Карпенко // Труды СГУ. Спец. выпуск № 19. - М.:СГУ, 2000.
4. Волов В.Т. Современное состояние и перспективы развития дистанционного образования в России / В.Т. Волов // Инновации в образовании. Выпуск 4. -М.: СГУ, 2001.
5. Полат Е.С. Дистанционное обучение: каким ему быть? / Е.С. Полат, А.Е. Петров // Педагогика. -1999. - №7.
Э 8-920-962-65-48
Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, интерактивное телевидение, учебный процесс, студент, преподаватель