Научная статья на тему 'Дистанционное образование: сущность и содержание'

Дистанционное образование: сущность и содержание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2351
546
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ / МЕДИАКУЛЬТУРА / EDUCATION / VOCATIONAL EDUCATION / DISTANCE EDUCATION / TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES / ELECTRONIC TEXTBOOKS / MEDIA CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молоткова Таисия Леонидовна

В последние десятилетия интенсивное развитие получила технология дистанционного обучения, использование которой помогает решать одну из важнейших конституционных задач, стоящих перед образовательной сферой, обеспечение права человека на образование и получение информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distance education: the essence and content

In recent decades, intensive development of distance learning technologies, the use of which helps to solve one of the most important constitutional challenges facing the educational sphere, ensuring the human right to education and information.

Текст научной работы на тему «Дистанционное образование: сущность и содержание»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 9 (364). Философия. Социология. Культурология. Вып. 36. С. 108-111.

УДК 37.013

ББК 421.27

Т. Л. Молоткова

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

В последние десятилетия интенсивное развитие получила технология дистанционного обучения, использование которой помогает решать одну из важнейших конституционных задач, стоящих перед образовательной сферой, - обеспечение права человека на образование и получение информации.

Ключевые слова: система образования; профессиональное образование; дистанционное образование; телекоммуникационные технологии; электронные учебники; медиакультура.

В условиях формирования единого глобального информационного и образовательного пространства все в большей степени возрастает роль новых информационных технологий. В связи с этим необходима новая парадигма образования, поскольку обществом востребована личность, владеющая фундаментальными теоретическими знаниями, обладающая высоким уровнем компетентности, креативным мышлением, навыками конструктивного поиска при решении управленческих задач и способная к самоорганизации. Большинство молодых людей высказывает мнение, что именно получение профессионального образования способствует достижению социального статуса, проектированию жизненного пути, становлению компетентными специалистами [6].

Дистанционное обучение, в основе которого заложены современные информационные технологии, удовлетворяет основным требованиям новой образовательной парадигмы общества. Во-первых, это предоставление знаний всем категориям обучающихся независимо от их места проживания, стремление к массовому образованию. Во-вторых, это индивидуальное образование человека, непрерывно продолжающееся на протяжении всей его жизни. В XXI в. производство интеллекта выходит на первый план, поэтому постановка этой задачи в дистанционном обучении крайне важна. В настоящее время спектр технологий дистанционного обучения достаточно обширен, и его выбор определяется множеством факторов, но наиболее перспективной является технология Интернет-обучения

В научной литературе можно встретить множество толкований понятия 'дистанционное образование'. Например, американский эксперт в области дистанционного обучения

Э. Кларк отмечает, что под категорию «дистанционное обучение подпадает множество видов и программ обучения» [3]. По мнению А. А. Андреева, это «система, в которой на основе дистанционного обучения обучающиеся достигают определенного образовательного уровня» [1]. При этом дистанционное обучение он классифицирует как «синтетическую, интегрированную форму обучения, базирующуюся как на использовании традиционных, так и информационных технологий». Аналогичной позиции в высказывании придерживаются Д. А. Богданова и А. А. Федосеев, полагая, что данная научная категория означает «удаленное обучение» [2]. Приведенные определения не в полной мере отражают суть рассматриваемого явления, часто авторы лишь ограничиваются констатацией некоторых характеристик дистанционного обучения.

Дистанционное образование, с одной стороны, открывает возможности обучающемуся удовлетворять свои образовательные потребности благодаря мобильной, виртуальной форме обучения, а с другой стороны - в системе непрерывного образования осуществлять постоянную динамику знаний, умений и навыков. Обучение в системе дистанционного образования предъявляет современные требования к уровню подготовки обучаемых, что определяет актуальность решения задач по формированию базового уровня информационной культуры обучаемого. В учебных заведениях должны готовить людей, умеющих самостоятельно учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях.

К сожалению, в стране до сих пор не сформировалась система подготовки активных потребителей информации: нет специализированной дисциплины, направленной

на формирование информационной культуры обучающихся [4]. При дистанционном обучении учебный процесс состоит из организационных форм, характерных для традиционного учебного процесса. Он включает в себя лекции, семинарские, практические, лабораторные занятия, системы контроля, самостоятельную работу обучающихся. Активно применяются в практике дистанционного образования развитые средства телекоммуникации, использование спутниковых каналов связи, передача упакованного видеоизображения по компьютерным сетям. Видеокассеты - это уникальное средство для дистанционного обучения практически по любой учебной дисциплине - используются обычно как компоненты наборов учебных материалов, частично заменяя традиционные лекции. Индивидуальная работа с электронными учебниками дает глубокое усвоение и

понимание материала. Электронная почта как инновационная технология используется для доставки содержательной части учебных курсов студентам. Однако она имеет ограниченный педагогический эффект из-за невозможности реализации диалога между преподавателем и студентами, принятого в традиционной форме обучения [5].

Применение инновационных технологий эффективно и качественно обучать - зависит в первую очередь от профессионального и педагогического мастерства разработчиков электронных дидактических средств. Как показывает анализ перспектив развития компьютерных и телекоммуникационных технологий, в будущем в контактном и дистанционном образовательном процессе востребован комплекс новых функциональных обязанностей преподавателей вузов, в частности образование в области медиакультуры; понимание

Рис. 1. Мнения респондентов и экспертов в отношении выбора вида обучения, в %

О 10 20 30 40 50 60 70 80 □ работодатели Ш преподаватели ■ выпускники В студенты

Рис. 2. Ответы респондентов о наличии проблем в развитии дистанционного обучения, в %

110

Т. Л. Молоткова

Рис. 3. Предложения по совершенствованию дистанционного обучения, в %

дидактических свойств различных составляющих инновационного компонента учебно-методических комплексов и перспективных программных средств; подготовленность к работе в телекоммуникационных виртуальных средах; знание методов проектирования электронных дидактических средств и умение работать с ними в учебном процессе.

С целью изучения процесса дистанционного обучения был проведен социологический опрос среди студентов и выпускников ТюмГНГУ в количестве 125 чел. и работодателей (23 чел.). На вопрос: «Какова цель получения профессионального образования в форме дистанционного обучения?», ответы распределились следующим образом (рис. 1):

Студенты указывали на необходимость получения профессионального образования (59 %), в то время как выпускники вуза подчеркнули производственную необходимость как важнейший фактор получения высшего образования в формате дистанционного обучения (83 %). Наблюдаются расхождения во мнениях работодателей и преподавателей. Для работодателей главный фактор - производственная необходимость (70 %). Препода-

ватели отметили получение диплома о высшем образовании (85 %).

На вопрос: «Какие проблемы возникают при внедрении дистанционного обучения?», ответы распределились следующим образом (рис. 2).

По мнению преподавателей, для совершенствования данной системы обучения следует усилить практические составляющие в дистанционном образовании (67 %), сочетать ДО с очной формой обучения (39 %), а также лоббировать признание полученного документа об образовании работодателями (36 %). Основная масса работодателей (88 %) считают, что следует усилить контроль качества ДО, 82 % высказались за сочетание дистанционного образования с очной формой обучения.

Таким образом, дистанционное образование открывает студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, предоставляет возможности для обретения профессиональных навыков, а преподавателям позволяет повышать уровень профессионализма и компетентности, использовать при организации образовательного процесса инновационные приемы и методы обучения.

Список литературы

1. Андреев, А. А. Определимся в понятиях / А. А. Андреев // Высш. образование в России. - 1998. - № 4. - С. 44-48.

2. Богданова, Д. А. Проблемы дистанционного образования в России / Д. А. Богданова, А. А. Федосеев // Информатика и образование. - 1996. - № 3. - С. 94-98.

3. Кларк, Э. Дистанционное обучение: способ преуспеть / Э. Кларк. - URL: http://www. bolero.ru.

4. Мицель, А. А. Дистанционное образование как составляющая процесса формирования единого образовательного пространства / А. А. Мицель // Открытое образование. - 2006. -№ 2.- С. 59-62.

5. Осипова, Л. Б. Дистанционное обучение в вузе: модели и технологии / Л. Б. Осипова, О. М. Горева // Соврем. проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - URL: http://www. science-education.ru/119-14612.

6. Осипова, Л. Б. Жизненные стратегии современной молодежи / Л. Б. Осипова, Л. А. Эн-вери // Вестн. Вятс. гос. гуманитар. ун-та. - 2012. - № 4 (4). - С. 106-109.

Сведения об авторе

Молоткова Таисия Леонидовна - ведущий специалист кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского государственного нефтегазового университета.

[email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 9 (364). Philosophy. Sociology. Culturology. Issue 36. Pp. 108-111.

DISTANCE EDUCATION: THE ESSENCE AND CONTENT

T. L. Molotkova

Tyumen State Oil University, [email protected]

In recent decades, intensive development of distance learning technologies, the use of which helps to solve one of the most important constitutional challenges facing the educational sphere, -ensuring the human right to education and information.

Keywords: education; vocational education; distance education; telecommunication technologies; electronic textbooks; media culture.

References

1. Andreyev A.A. Opredelimsya v ponyatiyakh [Let us define in terms]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher education in Russia], 1998, no. 4, pp. 44-48. (In Russ.).

2. Bogdanova D.A., Fedoseyev A.A. Problemy distantsionnogo obrazovaniya v Rossii [Problems of distance education in Russia]. Informatika i obrazovaniye [Computer Science and Education], 1996, no. 3, pp. 94-98. (In Russ.).

3. Klark E. Distantsionnoye obucheniye: sposobpreuspet' [Distance education: a way to succeed]. Available at: http://www.bolero.ru, accessed 12.05.2015. (In Russ.).

4. Mitsel' A.A. Distantsionnoye obrazovaniye kak sostavlyayushchaya protsessa formirovaniya yedinogo obrazovatel'nogo prostranstva [Distance education as part of the process of forming a single educational space]. Otkrytoye obrazovaniye [Open Education], 2006, no. 2, pp. 59-62. (In Russ.).

5. Osipova L.B., Goreva O.M. Distantsionnoye obucheniye v vuze: modeli i tekhnologii [Distance Learning in the university: models and technologies]. Sovremennyyeproblemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2014, no. 5. Available at: http://www.science-education. ru/119-14612, accessed 12.05.2015. (In Russ.).

6. Osipova L.B., Enveri L.A. Zhiznennyye strategii sovremennoy molodezhi [Life strategies of modern youth]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of the Vyatka State Humanitarian University], 2012, no. 4 (4), pp. 106-109. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.