Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 9 (364). Философия. Социология. Культурология. Вып. 36. С. 108-111.
УДК 37.013
ББК 421.27
Т. Л. Молоткова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
В последние десятилетия интенсивное развитие получила технология дистанционного обучения, использование которой помогает решать одну из важнейших конституционных задач, стоящих перед образовательной сферой, - обеспечение права человека на образование и получение информации.
Ключевые слова: система образования; профессиональное образование; дистанционное образование; телекоммуникационные технологии; электронные учебники; медиакультура.
В условиях формирования единого глобального информационного и образовательного пространства все в большей степени возрастает роль новых информационных технологий. В связи с этим необходима новая парадигма образования, поскольку обществом востребована личность, владеющая фундаментальными теоретическими знаниями, обладающая высоким уровнем компетентности, креативным мышлением, навыками конструктивного поиска при решении управленческих задач и способная к самоорганизации. Большинство молодых людей высказывает мнение, что именно получение профессионального образования способствует достижению социального статуса, проектированию жизненного пути, становлению компетентными специалистами [6].
Дистанционное обучение, в основе которого заложены современные информационные технологии, удовлетворяет основным требованиям новой образовательной парадигмы общества. Во-первых, это предоставление знаний всем категориям обучающихся независимо от их места проживания, стремление к массовому образованию. Во-вторых, это индивидуальное образование человека, непрерывно продолжающееся на протяжении всей его жизни. В XXI в. производство интеллекта выходит на первый план, поэтому постановка этой задачи в дистанционном обучении крайне важна. В настоящее время спектр технологий дистанционного обучения достаточно обширен, и его выбор определяется множеством факторов, но наиболее перспективной является технология Интернет-обучения
В научной литературе можно встретить множество толкований понятия 'дистанционное образование'. Например, американский эксперт в области дистанционного обучения
Э. Кларк отмечает, что под категорию «дистанционное обучение подпадает множество видов и программ обучения» [3]. По мнению А. А. Андреева, это «система, в которой на основе дистанционного обучения обучающиеся достигают определенного образовательного уровня» [1]. При этом дистанционное обучение он классифицирует как «синтетическую, интегрированную форму обучения, базирующуюся как на использовании традиционных, так и информационных технологий». Аналогичной позиции в высказывании придерживаются Д. А. Богданова и А. А. Федосеев, полагая, что данная научная категория означает «удаленное обучение» [2]. Приведенные определения не в полной мере отражают суть рассматриваемого явления, часто авторы лишь ограничиваются констатацией некоторых характеристик дистанционного обучения.
Дистанционное образование, с одной стороны, открывает возможности обучающемуся удовлетворять свои образовательные потребности благодаря мобильной, виртуальной форме обучения, а с другой стороны - в системе непрерывного образования осуществлять постоянную динамику знаний, умений и навыков. Обучение в системе дистанционного образования предъявляет современные требования к уровню подготовки обучаемых, что определяет актуальность решения задач по формированию базового уровня информационной культуры обучаемого. В учебных заведениях должны готовить людей, умеющих самостоятельно учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях.
К сожалению, в стране до сих пор не сформировалась система подготовки активных потребителей информации: нет специализированной дисциплины, направленной
на формирование информационной культуры обучающихся [4]. При дистанционном обучении учебный процесс состоит из организационных форм, характерных для традиционного учебного процесса. Он включает в себя лекции, семинарские, практические, лабораторные занятия, системы контроля, самостоятельную работу обучающихся. Активно применяются в практике дистанционного образования развитые средства телекоммуникации, использование спутниковых каналов связи, передача упакованного видеоизображения по компьютерным сетям. Видеокассеты - это уникальное средство для дистанционного обучения практически по любой учебной дисциплине - используются обычно как компоненты наборов учебных материалов, частично заменяя традиционные лекции. Индивидуальная работа с электронными учебниками дает глубокое усвоение и
понимание материала. Электронная почта как инновационная технология используется для доставки содержательной части учебных курсов студентам. Однако она имеет ограниченный педагогический эффект из-за невозможности реализации диалога между преподавателем и студентами, принятого в традиционной форме обучения [5].
Применение инновационных технологий эффективно и качественно обучать - зависит в первую очередь от профессионального и педагогического мастерства разработчиков электронных дидактических средств. Как показывает анализ перспектив развития компьютерных и телекоммуникационных технологий, в будущем в контактном и дистанционном образовательном процессе востребован комплекс новых функциональных обязанностей преподавателей вузов, в частности образование в области медиакультуры; понимание
Рис. 1. Мнения респондентов и экспертов в отношении выбора вида обучения, в %
О 10 20 30 40 50 60 70 80 □ работодатели Ш преподаватели ■ выпускники В студенты
Рис. 2. Ответы респондентов о наличии проблем в развитии дистанционного обучения, в %
110
Т. Л. Молоткова
Рис. 3. Предложения по совершенствованию дистанционного обучения, в %
дидактических свойств различных составляющих инновационного компонента учебно-методических комплексов и перспективных программных средств; подготовленность к работе в телекоммуникационных виртуальных средах; знание методов проектирования электронных дидактических средств и умение работать с ними в учебном процессе.
С целью изучения процесса дистанционного обучения был проведен социологический опрос среди студентов и выпускников ТюмГНГУ в количестве 125 чел. и работодателей (23 чел.). На вопрос: «Какова цель получения профессионального образования в форме дистанционного обучения?», ответы распределились следующим образом (рис. 1):
Студенты указывали на необходимость получения профессионального образования (59 %), в то время как выпускники вуза подчеркнули производственную необходимость как важнейший фактор получения высшего образования в формате дистанционного обучения (83 %). Наблюдаются расхождения во мнениях работодателей и преподавателей. Для работодателей главный фактор - производственная необходимость (70 %). Препода-
ватели отметили получение диплома о высшем образовании (85 %).
На вопрос: «Какие проблемы возникают при внедрении дистанционного обучения?», ответы распределились следующим образом (рис. 2).
По мнению преподавателей, для совершенствования данной системы обучения следует усилить практические составляющие в дистанционном образовании (67 %), сочетать ДО с очной формой обучения (39 %), а также лоббировать признание полученного документа об образовании работодателями (36 %). Основная масса работодателей (88 %) считают, что следует усилить контроль качества ДО, 82 % высказались за сочетание дистанционного образования с очной формой обучения.
Таким образом, дистанционное образование открывает студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, предоставляет возможности для обретения профессиональных навыков, а преподавателям позволяет повышать уровень профессионализма и компетентности, использовать при организации образовательного процесса инновационные приемы и методы обучения.
Список литературы
1. Андреев, А. А. Определимся в понятиях / А. А. Андреев // Высш. образование в России. - 1998. - № 4. - С. 44-48.
2. Богданова, Д. А. Проблемы дистанционного образования в России / Д. А. Богданова, А. А. Федосеев // Информатика и образование. - 1996. - № 3. - С. 94-98.
3. Кларк, Э. Дистанционное обучение: способ преуспеть / Э. Кларк. - URL: http://www. bolero.ru.
4. Мицель, А. А. Дистанционное образование как составляющая процесса формирования единого образовательного пространства / А. А. Мицель // Открытое образование. - 2006. -№ 2.- С. 59-62.
5. Осипова, Л. Б. Дистанционное обучение в вузе: модели и технологии / Л. Б. Осипова, О. М. Горева // Соврем. проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - URL: http://www. science-education.ru/119-14612.
6. Осипова, Л. Б. Жизненные стратегии современной молодежи / Л. Б. Осипова, Л. А. Эн-вери // Вестн. Вятс. гос. гуманитар. ун-та. - 2012. - № 4 (4). - С. 106-109.
Сведения об авторе
Молоткова Таисия Леонидовна - ведущий специалист кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского государственного нефтегазового университета.
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 9 (364). Philosophy. Sociology. Culturology. Issue 36. Pp. 108-111.
DISTANCE EDUCATION: THE ESSENCE AND CONTENT
T. L. Molotkova
Tyumen State Oil University, [email protected]
In recent decades, intensive development of distance learning technologies, the use of which helps to solve one of the most important constitutional challenges facing the educational sphere, -ensuring the human right to education and information.
Keywords: education; vocational education; distance education; telecommunication technologies; electronic textbooks; media culture.
References
1. Andreyev A.A. Opredelimsya v ponyatiyakh [Let us define in terms]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher education in Russia], 1998, no. 4, pp. 44-48. (In Russ.).
2. Bogdanova D.A., Fedoseyev A.A. Problemy distantsionnogo obrazovaniya v Rossii [Problems of distance education in Russia]. Informatika i obrazovaniye [Computer Science and Education], 1996, no. 3, pp. 94-98. (In Russ.).
3. Klark E. Distantsionnoye obucheniye: sposobpreuspet' [Distance education: a way to succeed]. Available at: http://www.bolero.ru, accessed 12.05.2015. (In Russ.).
4. Mitsel' A.A. Distantsionnoye obrazovaniye kak sostavlyayushchaya protsessa formirovaniya yedinogo obrazovatel'nogo prostranstva [Distance education as part of the process of forming a single educational space]. Otkrytoye obrazovaniye [Open Education], 2006, no. 2, pp. 59-62. (In Russ.).
5. Osipova L.B., Goreva O.M. Distantsionnoye obucheniye v vuze: modeli i tekhnologii [Distance Learning in the university: models and technologies]. Sovremennyyeproblemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2014, no. 5. Available at: http://www.science-education. ru/119-14612, accessed 12.05.2015. (In Russ.).
6. Osipova L.B., Enveri L.A. Zhiznennyye strategii sovremennoy molodezhi [Life strategies of modern youth]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of the Vyatka State Humanitarian University], 2012, no. 4 (4), pp. 106-109. (In Russ.).