Отечественная история
Т.Ю. Затравкина
Дислокация 890-го авиационного полка дальнего действия на аэродроме Летно-исследовательского института в поселке Стаханово
В данной статье автор рассказывает о боевом пути периода 1942-1944 гг. 890-го авиационного полка дальнего действия, который в это время базировался на аэродроме Летно-исследовательского института в подмосковном поселке Стаханово (ныне г. Жуковский).
Ключевые слова: авиация дальнего действия, 890-й авиационный полк дальнего действия, Летно-исследовательский институт.
В период с 21 мая по 15 июня 1942 г. по приказу Верховного Глав-номандующего И.В. Сталина в составе 45-й авиационной дивизии дальнего действия сформирован 890-й авиационный полк дальнего действия с дислокацией на аэродроме Летно-исследовательского института в подмосковном поселке Стаханово [2]. Именно в этот период фашистская армия, прорвав фронт на юге, устремились к Воронежу и Сталинграду. И советской армии как никогда была необходима наибольшая поддержка с воздуха. Материальной частью 890-го авиационного полка были самолеты Пе-8. Формирование полка было поручено майору Илюхину, начальнику штаба майору Фещенко и комиссару полка батальонному комиссару Ассонову. Инженером полка был назначен инженер-майор Корнилов. Основные кадры для формирования полка прибыли из 746-го авиационного полка дальнего действия, а остальной летный состав прибывал из других частей ВВС Красной Армии, которые хоть и имели летную практику, но никогда не летали на самолете Пе-8.
Таким образом, вместе с формированием полка одной из первоочередных задач было обучение летного состава летать на Пе-8 днем и ночью в сложных метеоусловиях. Чтобы обучение происходило быстрее, весь состав был сведен в две авиационные эскадрильи, т. к. инструкторов было недостаточно, а это не давало возможности одновременно обучать летчиков и выполнять боевые задания тремя эскадрильями. Все обучение проходило по следующей схеме: перед вывозными полетами состав проходил наземную подготовку по изучению материальной части и эксплуатации Пе-8, далее сдавал зачеты, а уже потом допускался к практическим полетам. Одновременно проходило обучение штурманского и другого летно-технического состава. Экипаж самолета назначался приказом по полку еще до самостоятельного вылета летчика. Именно это позволяло сформировать сплоченный экипаж, готовый приступать к боевой работе.
В задачи наземной подготовки входило «готовить такие экипажи, которые могли бы при плохих метеоусловиях ночью прийти к цели, находясь от аэродрома дальше, чем 1000 км, и грамотно выполнить поставленную задачу» [1]. На занятиях с летчиками и штурманами рассматривались следующие вопросы:
- самолетовождение в сложных условиях (особенно осенью, зимой
и весной);
- подробное изучение самолета Пе-8 и моторов АМ-35а и М-82;
- изучение объектов дальних целей;
- компасная навигация, радионавигация, астрономия;
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Отечественная история
- изучение тактико-технических данных самолетов и тактика действий
ВВС противника;
- тактическая подготовка;
- метеослужба.
Материальная часть в полк поступала очень медленно, поэтому большое внимание уделялось тщательным осмотрам и при необходимости -немедленному ремонту, несмотря на погодные условия и время суток. А ввиду того, что пребывающий летный состав не летал на Пе-8, самолетный парк использовался только на 60-80% от имеющегося на вооружении. В среднем по годам материальная часть Пе-8 использовалась так: в 1942 г. - 66%, в 1943 г. - 84,5%, в 1944 г. - 54% [1].
890-й авиационный полк дальнего действия непосредственно в состав фронтов не входил, а выполнял задания в интересах наземных войск всех фронтов и по особому заданию командующего авиацией дальнего действия в составе 45-й авиационной дивизии дальнего действия, действуя по целям, отдаленным от линии фронта.
Полк к концу начального этапа своего формирования, имея в своем составе 5 боевых экипажей, четырьмя из них 15 июня 1942 г. совершил свой первый боевой вылет с аэродрома Летно-исследовательского института в подмосковном поселке Стаханово, который в годы войны был засекречен. Главной задачей данного вылета было уничтожение материальной части противника и разрушение летного поля на аэродроме Боровское. Данная задача была успешно выполнена, и полк продолжил свое доформирование, участвуя в боях.
К 1 февраля 1943 г. полк уже имел 25 подготовленных летчиков, 17 из которых летали ночью в тяжелых метеоусловиях. С этого времени полк начал выполнять боевые задания в составе 3-х авиационных эскадрилий.
С 18 по 25 сентября 1942 г. полк принимал участие в разгроме немцев под Сталинградом. Также 890-й авиационный полк дальнего действия участвовал в Орловской операции. С 18 июня по 30 декабря 1942 г. полк принимал участие в освобождении Белоруссии, а с 25 января по 29 сентября 1943 г. совершал боевые вылеты в интересах Белорусских фронтов. С 26 июня по 26 сентября 1942 г. и с 25 января по 20 июля 1943 г. полк громил врага на полях Украины. С 1 июля по 20 сентября 1943 г. - участвовал в борьбе за освобождение Ленинграда. С 9 марта по 22 декабря 1944 г. полк совершал боевые вылеты, участвуя в освобождении Прибалтийских республик.
890-й авиационный полк дальнего действия также принимал активное участие в разрушении железнодорожных узлов и военно-
промышленных объектов фашистской Германии и ее союзников. Так, 30 августа 1942 г. силами полка был произведен боевой вылет на Берлин. И, несмотря на интенсивный зенитный огонь со стороны противника, экипажи выполнили свою задачу и без потерь вернулись на свой аэродром. Также полк совершал вылеты на Будапешт, Бухарест, Кенигсберг, Данциг, Тильзит, Инстербург, Бридланд, важные промышленные объекты Варшавы, портовые сооружения и военные объекты Хельсинки, произвел 2 вылета по уничтожению транспорта, живой силы и железнодорожных узлов Резекне и Двинска, бомбил портовые сооружения, подъездные пути и транспорт противника в портах Констанца и Сулино.
Свою боевую работу, за исключением двух вылетов за все время существования, полк производил в ночных условиях. Часто на отдельных участках летные экипажи полка летели в сложной метеообстановке, т.к. полеты были на большие расстояния, и это затрудняло получение точного прогноза погоды на время полета.
Хотя полк не имел непосредственного взаимодействия с наземными войсками, он действовал в их интересах, и результаты бомбардировки целей оказывали влияние на общую обстановку на фронте.
Библиографический список
1. Исторический материал полка // Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 90 АПДД. О. 435394с. Д. 13. Л. 16 об.
2. Постановление ГКО № 1694. Приказ НКО СССР № 0097 от 21 мая 1942 г. // МУК «Жуковский музей истории покорения неба».
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова