Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006. Сер. 2, вып. 4
Л.Л. Наливкин
УЧАСТИЕ ДАЛЬНЕБОМБАРДИРОВОЧНОЙ АВИАЦИИ РККА В НАЛЕТАХ 1941 г. НА БЕРЛИН
В августе 1941 г. в ответ на июльские немецко-фашистские бомбардировки советских городов (главным образом Москвы, начиная с 20-х чисел этого месяца) советская авиация начала бомбить столицу Германии - Берлин и другие немецкие военно-промышленные центры.
Первая бомбардировка была осуществлена авиаэскадрильями 1-го Минно-тор-педного авиаполка Краснознаменного Балтийского флота в ночь с 7 на 8 августа 1941 г., но затем Сталин решил подключить армейскую дальнебомбардировочную авиацию.
В контексте истории Великой Отечественной войны бомбардировки Берлина советской авиацией в августе-сентябре 1941 г. представляют собой в общем-то незначительный эпизод. Тем более весьма «обтекаемо» выглядит вопрос об участии в них даль-небомбардировочной авиации РККА. Вот почему даже профессиональные историки (по крайней мере невоенной специализации) поверхностно знакомы с этим фактом.
Источниковая база темы представляет собой довольно примечательную картину: в структуре документов, использованных в перечисленных публикациях, как правило, отсутствуют сведения, содержащиеся в делах Центрального Военно-Морского архива (он находится в г. Гатчине Ленинградской области и хранит документы за период с первого дня Великой Отечественной войны по настоящее время). И хотя копии (а иногда и первые экземпляры) дел ЦВМА имеются в так называемом «Отделе ЦВМА» в подмосковном Тушино, многие интересные, на наш взгляд, сведения из дел ЦВМА оказались вне поля зрения «столичных» исследователей. Имеются в виду дела, которые непосредственно относятся к этой теме: «Отчет о боевой деятельности 1-го Гвардейского минно-торпедного авиаполка 8 АБ (авиабригады. - Л.Н.) ВВС КБФ» (дело начато 22 июня 1941 г., окончено 22 июня 1942 г.),1 «История 1-го Гвардейского минно-торпедного авиационного Клайпедского Краснознаменного полка». Ч. 1 (дело начато 25 апреля 1938 г., окончено 01 ноября 1943 г.)2 и Ч. 3 (дело начато 22 июня 1941 г., окончено 10 июня 1945 г.).3
Обновленную источниковую базу данной проблемы дополняют документы архивов Российской Федерации - РГАСПИ и РГАЭ, которые экспонировались в 2001 г. на выставке, посвященной 60-летию начала Великой Отечественной войны.'1
К сожалению, мемуаров летчиков даль небомбардировочной авиации РККА, принимавших участие в бомбардировках Берлина в 1941 г., обнаружить не удалось. (Воспоминания одного из них - А.П. Штепенко - относятся к бомбардировкам Берлина более позднего периода). Сведения Центрального военного архива (в Подольске Московской обл.) также носят «отчетно-деловой» характер.
Историография и мемуаристика темы первых бомбардировок Берлина 1941 г. имеют достаточно глубокие корни. Они берут свое начало уже с 1942 г. Именно тогда в
© Л .А. Наливкин, 2006
ленинградских газетах появились статьи военного журналиста и писателя Григория Мирошниченко: «Они Берлин бомбили», «Германия под ударами советской авиации» и др. А в 1943 г. он дважды опубликовал (в «Воениздате» и одном из издательств Ленинграда) историческую повесть «Гвардии полковник Преображенский», где интересующей нас истории отведена немалая часть.5 (Евгений Николаевич Преображенский командовал 1-м минно-торпедным полком, которому первоначально было поручено бомбить Берлин). В 1942 г. издательство «Правда» выпустило брошюру С. Варшавского и Б. Ре-ста «Над Берлином», посвященную этой теме.6
В послевоенный период в отечественных журналах увидел свет ряд статей, среди которых особого внимания заслуживают написанные С.Ф. Жаворонковым (точнее, посмертная публикация его мемуаров)7 и Ю.И. Черновым.8 В том же году, когда появилась статья Ю.И. Чернова (1975), вышла книга адмирала Н.Г.Кузнецова (в годы войны Народного комиссара Военно-Морского Флота СССР) «Курсом к победе». В ней советским бомбардировкам Берлина в 1941 г. отведен значительный фрагмент воспоминаний. Эта книга переиздавалась неоднократно, последний раз - в 2000 г.9
Необходимо отметить и некоторые другие работы послевоенного периода. Так, в сборнике «В небе - летчики Балтики» тема затронута в двух статьях: М.И. Самохина (с июля 1941 г. и до конца Великой Отечественной войны командующего ВВС Краснознаменного Балтийского флота) «Боевые годы» и В.М. Кротенко (непосредственного участника бомбардировок Берлина в 1941 г., стрелка-радиста) «Курс - на Берлин!».10
В сборнике «Крылья Балтики» имеются тоже две работы по этой теме. Первая статья М.И. Самохина «Боевая деятельность авиации КБФ в Великой Отечественной войне», в которой есть глава «Балтийские летчики над Берлином». (Правда, глава носит чисто информативный характер и не содержит какой-либо новации.) И вторая - мемуары П.И. Хохлова (бывшего флаг-штурмана 1-го минно-торпедного авиационного полка - полка, составившего основу Особой авиагруппы, бомбившей Берлин в августе-сен-тябре 1941): «Горит Берлин» (очевидно, статья стала предтечей его названной ниже книги, которая неоднократно использована в нашей диссертации).11
В книге адмирала В.Ф. Трибуца (в годы войны командующего Краснознаменным Балтийским флотом) «Балтийцы сражаются», в 1-й части «Балтийцы вступают в бой» - также несколько страниц отведено первым советским бомбардировкам Берлина.12 Данная тема нашла свое отражение и в повести-хронике В.П. Муштаева «Вижу Берлин!».13
И все же не эти работы завершили предшествующий историографический этап темы: в 1982 . отечественные читатели познакомились с книгой П.И. Хохлова «Над тремя морями». (Впрочем, можно даже по названию книги заметить, что бомбардировки Берлина 1941 г. являются лишь ее эпизодом.) В 1988 г. эти мемуары переиздавались, а позднее они были опубликованы в сокращенном изложении.1"
В целом в книжно-журнальных изданиях по истории боевых действий ВВС Воен-но-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны можно практически везде найти строки, в которых отражена эта операция.15 Однако за истекшее с конца 1970-х годов время названной теме специально не было посвящено ни одной научной или научно-попу-лярной монографии, статьи, равно как и публикации архивно-мемуарных материалов (не говоря уже о сборниках).
Некоторый «всплеск» интереса к истории первых советских бомбардировок Берлина возник в связи с 60-й годовщиной начала Великой Отечественной войны. Следует отметить и тот факт, что введение автором в научный оборот некоторых новых докумен-
тов и материалов (или результатов исследований) было, вероятно, впервые за последнее двадцатилетие осуществлено на научной конференции, организованной ректоратом и Советом ветеранов Санкт-Петербургского университета, приуроченной к названной дате. Конференция состоялась в апреле 2001 г., а на следующий год был опубликован сборник статей ее участников. Именно на этой конференции, диссертант, во-первых, апробировал исследование современного состояния изученности темы, а во-вторых, предложил расширить «операционную зону» использования соответствующих источников.16
Итак, если попытаться восстановить хронологию всех (подчеркнем это определение) советских налетов на Берлин в августе-сентябре 1941 г., можно сразу оказаться перед дилеммой: а сколько же таковых было в целом? Очевидно, оба числа - 10 и 9, названные в различных источниках, историографии и энциклопедической литературе, следует считать правильными. А критерий здесь один. Это - «ведомственный», если можно так выразиться, учет исполнителей налетов. Поясним: общим числом налетов действительно надо признать 10, но 5 из них были совершены исключительно морскими летчиками, 4 - совместными силами флотской и армейской авиации, а 1 налет был осуществлен только силами армейской авиации, причем не с о. Эзель (на не захваченном к тому времени Моонзундском архипелаге), а с аэродрома г. Пушкина (под Ленинградом).17 На этом (третьем по счету) налете остановимся подробнее.
Прежде всего еще раз подчеркнем: налет на Берлин из-под Ленинграда был единственным. И совершен он был авиагруппой, которая приняла участие в бомбардировках немецкой столицы тоже единожды.
Предыстория этого налета такова.18 Уже в первые дни войны по инициативе летчика-испытателя С. Супруна в Научно-испытательном институте ВВС начали формировать 6 авиационных полков. 5 из них вскоре улетели на фронт. А 6-й - дальнебомбар-дировочный - остался: его формирование затянулось, поскольку тяжелые бомбардировщики ТБ-7 конструкции Петлякова (Пе-8), которыми был укомплектован этот полк, относительно недавно начали сходить с конвейера: серийное производство Пе-8 было начато, согласно энциклопедическим данным, только в 1940 г.19
Какую судьбу готовили этому 6-му полку Кремль и Ставка ВГК - мало кто знал. Летчиков направили из Москвы прямо на завод, выпускавший эти самолеты. В принципе в этом был хороший расчет: пока наберется нужное количество машин, экипажи смогут освоиться с новинкой на заводском аэродроме (заметим, что никто, кроме нескольких летчиков-испытателей, этого небесного исполина никогда не видел).
Пе-8 были настоящими воздушными гигантами. Они могли спокойно летать на высоте 9 тыс. м (потолок составлял 10 300 м), преодолевая расстояние свыше 4 тыс. км (максимальная дальность полета - 4700 м). Да и бомбовую нагрузку Пе-8 был способен нести вдвое большую, чем ДБ-3, бомбившие Берлин. Самолет был хорошо вооружен: на нем устанавливались 2 пушки и 3 пулемета.
Но в то время как с ДБ-3 могли управиться трое: пилот, штурман и стрелок-ра-дист,20 экипаж новой машины составлял 11 человек: командир корабля, 2 пилота, штурман, бортинженер, бортмеханик, радист и 4 стрелка.
Еще не был укомплектован и 1 полк, а Ставка уже приняла решение сформировать 2 полка. Командиром этого авиасоединения, получившего наименование 81-й даль-небомбардировочной авиадивизии, был назначен известный полярный летчик (в то время комбриг) М.В. Водопьянов.
В последних числах июля Верховный, никому не раскрывая своих планов, торопит Водопьянова с введением дивизии в строй. Вероятно, Сталин рассуждал так: фашисты должны почувствовать мощь советской авиации, а для этой цели нет ничего лучшего, чем Пе-8, способный обрушить на врага сразу четыре тонны бомб. Но что мог сделать Водопьянов, если ситуация была такова: одни самолеты были еще на конвейере, другие же никак не хотели повиноваться экипажам. Вместо обычных бензиновых моторов на эти машины ставили дизельные двигатели. Они-то и «капризничали» -особенно на высоте: им, как и людям, за облаками не хватало воздуха, и они начинали «задыхаться».
Наконец, М.В. Водопьянова спросили: сколько экипажей может лететь? Он ответил: 22. Всей группе была дана команда: срочно передислоцироваться в Москву, а оттуда в Ленинград. Подробности операции, которую надлежало выполнить этой группе, должны были сообщить на месте ...
10 августа из Москвы на аэродром «подскока» в г. Пушкине прибыло 18 самолетов21 (у четырех машин уже при перелете обнаружились неисправности в двигателях и они вернулись на московский аэродром). Группу сопровождал сам командующий ВВС РККА генерал-лейтенант П.Ф. Жигарев.
О появлении в непосредственной близости от Ленинграда столь мощных, никому не знакомых боевых самолетов не было предупреждено ни командование фронта, ни ПВО города, ни другие авиационные части. И. соблюдая особую секретность перемеще ния бомбардировщиков, никто не подумал о возможном ложном их опознании (принятии за «чужих»). Это и привело к разыгравшейся в ночь с 10 на 11 августа трагедии.
Сведений о действиях группы Водопьянова крайне мало. Отчасти это можно объяснить тем обстоятельством, что слишком недолго просуществовала она как самостоятельная боевая единица (всего несколько дней), отчасти же из-за той сверхсекретности, которой она была окружена. Даже самому Водопьянову не дано было знать все подробности той злополучной ночи.
Вечером 10 августа группа (в составе 12 самолетов) стартовала курсом на Берлин. И, не набрав еще нужной высоты, была обстреляна. Факт ее обстрела сомнению не подлежит. Но с чьей территории - финской или нашей - вопрос до сих пор остается открытым. Один из самолетов (А.И. Панфилова) был подбит. Он пошел на вынужденную посадку, не дотянул и упал на территории Финляндии ( в 500 м от станции Лаппинярви). Командир корабля был убит еще в воздухе, а пять членов экипажа погибли при падении. Остальные были пленены. Четверо из них были впоследствии в распределительном лагере военнопленных № 1 расстреляны.
Но настоящая трагедия разыгралась на обратном пути ранним утром 11, на подступах к Кронштадту. Посты наблюдения увидели незнакомые самолеты. Звезды на крыльях были приняты за камуфляж: к таким уловкам фашистская авиация уже прибегала. По тревоге поднялись истребители ВВС Балтийского флота. Всеми стволами заговорила зенитная артиллерия ...
Водопьянов видеть этот бой не мог. Его самолет не дотянул до Ленинграда: отказали сразу все четыре двигателя. Он упал прямо на лес на оккупированной фашистами эстонской территории. При падении никто серьезно не пострадал. Самолет сожгли, а экипаж двое суток пробирался лесами на восток. Добравшись до Ленинграда, комдив, не вступая ни в какие объяснения, сел в поезд и уехал в Москву. Больше его в Ленинграде никто не видел....
И все-таки изложенный здесь материал повествует о трагедии, которая произошла с группой Водопьянова уже по возвращении с задания. Возникает резонный вопрос: как же было выполнено само задание - бомбардировка Берлина ?
Энциклопедические сведения представлены в явно «щадящем» варианте: неблагоприятные метеоусловия затруднили выполнение задания, до Берлина долетели только 5 самолетов. Из них немецкую столицу бомбили 2 ТБ-7 (Пе-8) и 2 Ер-2, а 1 ТБ-7 сбросил бомбы на ее предместья.22 Однако оставим в стороне ряд фактографических противоречий «официальной» историографии этого полета. Заметим лишь, что в бортжурнале А.П. Штепенко, штурмана экипажа М.В. Водопьянова, метеоусловия при взлете отражены одним словом - «штиль».23 Объяснение этому может быть одно: наше высшее военно-политическое руководство просто «молчаливо загладило» факт явно неудачного полета на Берлин группы Героя Советского Союза М.В. Водопьянова, исходя из признания прежних заслуг этого прославленного полярного летчика. (Конечно, далеко не все зависело от самого Водопьянова, но из «разбора полетов» данная история была деликатно исключена). Советские же энциклопедисты лишь «узаконили» умело «отретушированную» версию высокопоставленных партийно-правительственных и военных современников этого события.
В связи с вышеизложенным сюжетом, нельзя не заметить два примечательных факта. В упомянутой ранее статье Ю.Н. Чернова приводится документ, хранящийся в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации:
«Т-щу Водопьянову. Обязать 81-ю авиационную дивизию с командиром т. Водопьяновым с 9.8 на 10.8 или в один из следующих дней, в зависимости от условий погоды, произвести налет на Берлин. При налете, кроме фугасных бомб, обязательно сбросить на Берлин также зажигательные бомбы малого и большого калибра. В случае, если моторы начнут сдавать по пути в Берлин, иметь в качестве запасной цели для бомбежки г. Кенигсберг. И. Сталин. 8.8.41».
Далее сделана приписка:
«Диктовал т. Сталин, писал т. Маленков. Надпись черным карандашом сверху «т-щу Водопьянову» сделана т. Сталиным. Написано на заседании Государственного Комитета Обороны СССР в 2 ч. утра с 8 на 9 августа».2,1
Но 8 августа 1941 г., - очевидно, несколькими часами ранее, И.В. Сталиным был подписан Приказ № 0265. Текст его гласил:
«В ночь с 7 на 8 августа (зачеркнуто: «эскадрилья») группа самолетов Балтийского флота произвела (зачеркнуто: «бомбежку Берлина») разведывательный полет в Германию и бомбила город Берлин. 5 самолетов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные на предместья города. Объявляю благодарность личному составу (зачеркнуто: «эскадрильи») самолетов, (зачеркнуто: «участвовавшему») участвовавших в полете (зачеркнуто: «и вхожу»). Вхожу с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о награждении отличившихся. Выдать каждому члену экипажа, участвовавшему в полете, по 2 тысячи рублей. Впредь установить, что каждому члену экипажа, сбросившему бомбы на Берлин, выдавать по 2 тысячи рублей.
(Далее - красным карандашом. - Л.Н.)
(Зачеркнуто: «Настоящий») Приказ объявить всем экипажам самолетов, участвовавших в первой бомбежке Берлина, и всему личному составу 81-ой авиадивизии дальнего действия.
Народный комиссар обороны
И.В. Сталин».25
(Данный документ, вероятно, впервые был обнародован на одной из упомянутых в начале статьи выставок, посвященных 60-летию начала Великой Отечественной войны).
Что означали последние два абзаца Приказа? Автор полагает, что это было также «авансирование» поощрения предстоящих действий 81-й авиадивизии.
Итак, учтя неудачный опыт бомбардировочного полета на Берлин группы М.В. Водопьянова, Советское командование сочло нецелесообразным использовать для ударов по немецкой столице тяжелые бомбардировщики, а также производить вылеты с иных исходных точек, кроме о. Эзель. Кроме того, решено было усилить эзельскую группу (состоявшую из подразделений 1-го Минно-торпедного авиаполка КБФ) подразделениями армейской авиации, точнее, силами 40-й и 81-й авиадивизий дальнебомбардиро-вочной авиации. Командование этой группой было возложено на майора В.И. Щелку-нова - заместителя командира 200-го полка 40-й бомбардировочной авиадивизии ДВА. Однако общее руководство операцией осталось за С.Ф. Жаворонковым, Начальником авиации ВМФ, и Преображенским, командиром 1-го МТАП: это было изначальное личное поручение Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.26
Ввиду того, что предстоящее общее количество самолетов - ЗЗ27 - аэродром Ка-гул принять не мог, инженерные батальоны из береговой охраны о. Эзель срочно подготовили для армейских бомбардировщиков аэродром Астэ, в 20 км северо-восточнее Ка-гула.28
Генерал-лейтенант С.Ф. Жаворонков возлагал большие надежды на армейскую авиационную группу У нее были самолеты ДБ-Зф. Этот класс машин имел более мощные двигатели, к тому же с форсажем. Теоретически бомбовая нагрузка была у них больше. Правда, уже первое сообщение о прибывающих эскадрильях сильно озадачило командующего ВВС ВМФ. Группа была сводная. И если эскадрилья из 40-й авиационной дивизии под командованием майора Щелкунова, будучи с первого дня на фронте, уже имела боевой опыт, в том числе и дальних полетов, то эскадрилья из 81-й авиадивизии под командованием капитана Тихонова была переброшена с Дальнего Востока и боевого опыта не имела. Самым же удручающим для Жаворонкова было то, что экипажи не знали друг друга, вместе не летали.29 Однако выбора не было: надо было принимать тех, кого послали, и думать, как с наибольшей эффективностью и с наименьшими потерями выполнить поставленную задачу.
Авиагруппа начала приземляться в Астэ 10 августа. И по мере того, как докладывали Щелкунов и Тихонов, росли досада и тревога командующего. Вместо обещанных 20 дальних бомбардировщиков ДБ-Зф выделили только 15: в группе Щелкунова - 8 машин, у Тихонова - 7. На остров прилетело и того меньше - 12: двум самолетам предстояла замена двигателей, 1 бомбардировщик при перелете был сбит над Финским заливом. Из тех же, что прилетели, 2 машины требовали ремонта. Практически к вылету на Берлин готовы были только 10 экипажей, при этом большую нагрузку, чем брали самолеты Преображенского, ДБ-Зф взять тоже не могли: моторы были изношены, ресурс выработан.30
Размещение и маскировку самолетов на аэродроме Астэ произвели по опыту «пре-ображенцев». Армейские летчики начали готовиться к первому вылету. Жаворонков включил их в четвертый по счету налет на Берлин.
Армейские авиаторы также геройски проявили себя в операции. Как и летчики 1-го Минно-торпедного авиаполка, многие из них были удостоены различных государственных наград. К сожалению, никто из них (повторимся) не оставил мемуаров о своих налетах, а соответствующие сухие цифры документов военного архива в Подольске представляют интерес, пожалуй, лишь для военных специалистов.
О том, какое значение Советское правительство придавало операции «Берлин», можно судить по высоким званиям, которыми были удостоены ее участники, как морские, так и армейские авиаторы. Так, 5 летчикам-балтийцам 13 августа 1941 г. было присвоено звание Героя Советского Союза: полковнику E.H. Преображенскому, капитану В.А. Гречишникову, капитану М.Н. Плоткину, капитану А.Я. Ефремову, капитану П.И.Хохлову.31 А месяцем позже, 16 сентября 1941 г., за успешные боевые удары по Берлину это же звание было присвоено 5 летчикам группы дальней авиации: капитану В.Г. Тихонову, майорам В.И. Малыгину и В.И. Щелкунову, капитану Н.В. Крюкову, лейтенанту В.И. Лахонину.32
В заключение следует подчеркнуть, что советские бомбардировки Берлина 1941 г. проводились в чрезвычайно сложных условиях Восточно-Европейского и Балтийского морского театров военных действий - в период обороны Таллина (5-28 августа 1941 г.), перебазирования флота из Таллина в Кронштадт (28-30 августа 1941 г.) и начального этапа Ленинградской битвы (10 июля - конец сентября 1941 г.). И в этом тоже проявляется величие подвига советских летчиков: не только сами полеты на Германию, но и каждый взлет и посадка, равно как и базирование на практически блокированном врагом острове, - все требовало огромнейшего риска и недюжинного самообладания.
Кроме того, операцию «Берлин» можно без преувеличения считать многоплановым и долговременным плодотворным началом. В ней отрабатывался целый ряд вопросов, таких, как самолетовождение и бомбометание в условиях психоэмоциональных и физических перегрузок, приспособляемость экипажа к эксплуатации самолета в экстремальных режимах работы двигателя, бортового оборудования и вооружения, необходимость длительной ориентировки по навигационным приборам и другие, что так или иначе должно было пригодиться летчикам при освоении новых поколений боевых машин.
И последнее. Операция «Берлин» представляется своеобразной моделью стратегической авиации наземного базирования. А именно это направление развития дальней авиации у нас до сих пор превалирует над авианосным.
' ЦВМ А. Ф. 988. Оп. 028 584. Д. 1.
2 Там же. Он. 027 952. Д. 1.
3 Там же. Д. 3.
4 Издан проспект выставки: «Мы победим?!» // Москва, Выставочный зал федеральных архивов (Открытие выставки состоялось 21 июня 2001 гола).
5 Мирошниченко Г.И. 1) Они Берлин бомбили // «Газета Краснознаменного Балтийского флота», 1942, 29 марта; 2) Германия под ударами советской авиации // «Лепингр. правда», 1942, 25 сентября; 3) Гвардии полковник Преображенский (Историческая повесть). М., 1943; Л., 1943.
6 Варшавский С., Реет Б. Над Берлином. М„ 1942.
7 Записки маршала авиации С.Ф. Жаворопкова. Август-сентябрь 1941 г. // Военно-исторический журнал, 1969. № 4, 8 (Начальнику ВВС ВМФ генерал-лейтенанту авиации С.Ф. Жаворонкову было поручено возглавить общее руководство данной операцией.)
8 Чернов Ю.И. Первые советские удары с воздуха по фашистскому логову // Вопросы истории, 1975. № 5.
9 Кузнецов Н.Г. Курсом к победе. М., 2000.
10 В небе - летчики Балтики. Подзаг.: Из боевой истории авиации дважды Краснознаменного Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны: Воспоминания, очерки. Таллин, 1974. С. 16-18; Самохин М.И. Боевые годы. С. 9-23, 108-118; Кротенка В.М. Курс - на Берлин!
" Крылья Балтики. Статьи и воспоминания. Калининград, 1979. С. 22-35.
12 ТрибуцВ.Ф. Балтийцы сражаются. М„ 1985. С. 135-143 (Ч. 1. «Балтийцы пступают » бой», - сюжст о первых сойотских бомбардировках Берлина).
Муштаев В.П. Вижу Берлин! Подзаг.: Повесть - хроника. М., 1979.
и Хохлов П.И. 1) Нал тремя морями. Л., 1988. С. 42-104; 2) ДБ-3 над Берлином//Живая память. Великая Отечественная: правда о войне. М., 1994. Т. 1. С. 102-104; 3) Мировые войны XX в.: В 4-х кн. Кн. 4. Вторая мировая война. Документы и материалы. М., 2002. С. 221-223.
15 Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне. М., 1983. С. 61-64; Авиация Российского Флота. СПб., 1996. С. 93-94; Кн. 2-я. СПб., 2001. С. 12-14; Артемьев A.M. Морская авиация России. М„ 1996. С. 154-156; Боевая деятельность авиации ВМФ в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941-1945 гг. Ч. II. Военно-воздушные силы Краснознаменного Балтийского флота в Великой Отечественной войне. М., 1963. С. 115-120; Иванов П.Н. Крылья над морем. М., 1973. С. 111-117; Мииаков В.И.. Балтийские соколы (подзаг.: Записки морского летчика). СПб., 1988. С. 17-19 и др.
10 Великая Отечественная война: правда и вымысел. Сб. статей. Вын. 2. СПб., 2002.
17 Боевая летопись Военно-Морского Фло та 1941-1942. М., 1992\Доценко ВД. Флот. Война. Победа. СПб., 1995. С. 77.
Здесь и далее - изложение версии полета па Берлин, осуществленной группой комбрига М.В. Водопьянова, которая представлена в кн.: Спинак Т.О. Крылатое мужество. Вологда, 2003. С. 73-76 (версия изложена с некоторыми поправками).
19 Сведения о самолете Пе-8 (ТБ-7) ОКБ В.М. Петлякова см.: Энциклопедия. «Авиация». М., 1994.
20 Летио-тсхмичсскис данные основных модификаций дальнего бомбардировщика типа ДБ-3 ОКБ C.B. Ильюшина см. в справочнике: Самолеты второй мировой войти. Минск, 2003.
21 У Т.О. Спивак ошибочно указываются самолеты только одной марки - Пе-8, па самом деле, были выделены также бомбардировщики Ер-2 (подробнее об этом см.: Чернов Ю.И. Указ. соч. С. 209; сведения о Ер-2 имеются в справочнике: Самолеты второй мировой войны.
22 См., напр.: Великая Отечественная война: Энциклопедия. М., 1985. С. 107; Чернов Ю.И. Указ. соч. С. 209.
23 Журнал полетов штурмана А. Штспспко (бортовой журнал): запись за 10-11 августа 1941 г. // Российский гос. архив экономики. Ф. 261. Он. 1. Д. 51.
24 Чернов Ю.И. Указ. соч. С. 208.
25 РГАСПИ. Ф. 558. Он. 11. Д. 460. Л. 10.
ж Хохлов П.И. Указ. соч. С. 73; Чернов Ю.И. Указ. соч. С. 207.
27 Чернов Ю.И. Указ. соч. С. 207. - Общее число бомбардировщиков дано в статье со ссылкой па архивный источник.
™ Хохлов П.И. Указ. соч. С. 73.
29 Спивак Т.О. Указ. соч. С. 70.
30 Там же.
31 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа1941 г. // ГАРФ. Ф. Р-7523. Ori. 4. Д. 54. Л. 69.
32 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1941 г. // Там же. Д. 55. Л. 39.
Статья поступила в редакцию 29 июня 2006 г.