Научная статья на тему 'Дискуссия как средство формирования умений иноязычного общения на старшей ступени обучения иностранному языку'

Дискуссия как средство формирования умений иноязычного общения на старшей ступени обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1147
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУССИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бодулева А. Р., Давлетшина Д. И.

Данная статья посвящена использованию дискуссии в качестве средства образования различных коммуникативных навыков в процессе обучения иностранному языку в школе. Мы рассматриваем правила проведения дискуссии, ее цели и результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бодулева А. Р., Давлетшина Д. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дискуссия как средство формирования умений иноязычного общения на старшей ступени обучения иностранному языку»

была выполнена на английском языке, что явилось обучающим компонентов, поскольку многие студенты имели возможность пообщаться с носителем языка.

Считаем, что данный фестиваль является успешным, имеет не только воспитательную составляющую, является также культурно- просветительным мероприятием о языках, и, исходя из анкетирования после проведения первых четырех фестивалей, студентам участие в нем было интересным и познавательным.

Вместе с тем необходимо отметить, что возрастает количество студентов, которые участвуют в подготовке проведения фестиваля, в этом году количество составило 74 человека, среди них были студенты с первого по пятый курс. Ежегодно фестиваль объединяет единомышленников и новых друзей, и его пролонгированное действие выражается в том, что студенты старших курсов снова приходят на кафедру иностранных языков и охотно принимают участие в работе фестиваля и в последующее годы.

Для иностранных студентов, обучающихся в нашем вузе, фестиваль создает условия для интеграции в вузовскую жизнь и формирования такой системы отношений, чтобы студенты не чувствовали себя изолированно и могли приобщиться к культуре студентов, приехавших на обучение в наш вуз из соседних республик и областей России.

В добавление к вышесказанному, гости Фестиваля проректор по воспитательной работе Балицкий А.Г. и заместитель министра национальной политики Удмуртской Республики Мамаева Н.Н. также отметили, что данное мероприятие способствует сохранению и развитию родных языков и повышению осведомленности в языковых и культурных традициях, помогает повысить эстетический и нравственный уровень будущих специалистов-медиков и создает условия для адаптации иностранных студентов, обучающихся в нашей академии. Фестиваль воспитывает патриотизм, уважение к культуре и традициям Удмуртии, России и другим странам, способствует гармонизации межнациональных отношений и толерантности.

© Башенина Е.Л., 2018

УДК 372.881.111.1

А.Р. Бодулева

канд.филол.наук БФ БашГУ, г. Бирск, РФ Е-mail:boduleva-a@yandex.ru Д.И. Давлетшина Студентка 4 курса БФ БашГУ, г. Бирск, РФ Е-тай: darina-davletshina@mail. ги

ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

Данная статья посвящена использованию дискуссии в качестве средства образования различных коммуникативных навыков в процессе обучения иностранному языку в школе. Мы рассматриваем правила проведения дискуссии, ее цели и результаты.

Ключевые слова:

Дискуссия, коммуникативные навыки, коммуникативная компетенция, критическое мышление.

~ 80 ~

Abstract

This article is devoted to the use of discussion as an educational means of forming various communicative skills in the learning process. We consider the rules for conducting a discussion, its goals and results.

Key words:

Discussion, communicative skills, communicative competence, critical thinking.

Эффективным средством обучения, которое служит развитию коммуникативной компетенции, критического мышления, а также активизации учебного процесса является дискуссия. Само понятие «дискуссия» берет свое начало от латинского слова «discussion», что в переводе означает рассмотрение, исследование. Словарь С.И. Ожегова дает следующее определение дискуссии: «спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, в беседе» [Ожегов, 2012].

Дискуссию можно отнести к активным групповым методам обучения, ее цель - это утверждение личной точки зрения во время обсуждения какой-либо спорной темы. Но дискуссия стремится не к простому разрешению проблемы, а к тому, чтобы в процессе совместной деятельности прийти к какому-то общему знаменателю, общей точке зрения.

В данной статье мы рассматриваем дискуссию в качестве средства образования различных коммуникативных навыков на более зрелом этапе обучения. Следует обратить внимание на тот факт, что использование этого метода обучения необходимо лишь в старших классах, поскольку в качестве неотъемлемых составляющих частей успешной дискуссии являются зрелость обучаемых, а также их самостоятельность в процессе приобретения новых знаний, умение формулировать проблему, представлять какие-то собственные аргументы, обладать высоким уровнем владения лексикой и грамматикой. Все это необходимо для того, чтобы дискуссия состоялась.

H.Д. Гальскова отмечает, что применение метода дискуссии рекомендуется в том случае, когда учащиеся обладают высокой степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний и формулировании проблем, в подборе и четком представлении собственных аргументов, в предметной подготовке к теме дискуссии [Гальскова, 2010].

Дискуссия на уроке иностранного языка не сильно отличается от дискуссии на любом другом уроке, однако основная, и достаточно весомая ее сложность заключается в том, что все общение происходит на не родном для учеников языке. Чтобы учебная дискуссия оказалась максимально эффективной и дала положительные результаты, до начала работы необходимо уделить внимание некоторым особенностям.

Учебные дискуссии должны быть хорошо подготовлены. Кроме того, педагогу целесообразно придерживаться некоторых правил ведения дискуссии:

I. Основное правило дискуссии - уважай человека и его точку зрения.

2. Высказываться нужно без боязни. Ученики должны понимать, что за ошибки (в том числе языковые) их никто не будет осуждать.

3. Все ученики общаются на равных правах, применяется использование контакта «глаза в глаза».

4. Соблюдается очередность в высказываниях, каждый участник дискуссии, не перебивая, выслушивает до конца предыдущего. Однако время выступления каждого не должно превышать 2 минут.

5. Нельзя отходить от темы, в том числе «переходить на личности», допускать уничижительные высказывания и т.п..

6. Точки зрения должны обязательно обосновываться и доказываться.

7. Участники должны уметь поставить «умный» вопрос.

Важным моментом при проведении дискуссии является создание доброжелательной и располагающей атмосферы, а также проявление внимания к каждому ученику. Учителю рекомендуется воздерживаться от какого-либо - скрытого или тем более открытого - одобрения или неодобрения. Чтобы руководить процессом, ему нужно фокусировать внимание и мысли участников на обсуждаемых вопросах, делать замечания типа «Кажется, мы отошли от темы дискуссии...» [Еловская, 2016].

Учитель может посоветовать дискутирующим использовать так называемые структурные слова, к

которым мы прибегаем в родном языке с целью разъяснить положение вещей или аргументировать что-либо: с одной стороны, с другой стороны, на мой взгляд, во-первых, во-вторых, в конце концов, кроме того и др. Это способствует построению конструктивной беседы между оппонентами.

Как правило, в результате участия в дискуссии учащиеся приобретают навыки планирования, обоснования, убеждения. Они учатся организованности, умению отстаивать свою точку зрения и держаться перед аудиторией, учатся анализировать, конкретизировать, обобщать, интерпретировать, систематизировать, преодолевать страх, контролировать эмоции, самостоятельно исследовать и находить нестандартные решения проблем. Все эти навыки, несомненно, пригодятся ученикам в дальнейшей жизни, так как вместе они формируют качества настоящего лидера.

Однако не стоит забывать и про, так называемые, «невидимые результаты», которые ученики также приобретают в ходе дискуссии. Это: совершенствование коммуникативных приемов, освобождение от эгоистического мышления, формирование основы исследовательского поведения, повышение мотивации, стимуляция творчества. И, наконец, дискуссия формирует творческую способность, рождающую изобретения и открытия - способность видеть проблему [Климова, 2013].

Так как в старших классах учащиеся готовятся к новому этапу своей жизни - поступлению в ВУЗ, тема для обсуждения должна быть максимально актуальной. А чтобы дискуссия прошла эффективно и увлекательно, было бы целесообразно провести её в форме политических дебатов, например, на тему «Перспективы ЕГЭ» [Кунанбаева, 2015].

Так, ученикам можно предложить следующие интересные темы для обсуждения:

• Smartphones should be banned in school.

• Children should be able to watch television more than two hours a day.

• Wearing a bike helmet for all outdoor sports (bikes, hoverboards, skateboards, etc.) is mandatory.

• Homework should be banned in all schools.

• School uniforms should be required.

Оценка деятельности ученика по итогам проведения дискуссии может вызвать некоторые трудности. Для контроля предлагается использовать следующие критерии исходя из активности и заинтересованности ученика:

Well researched, paraphrases, acknowledges or refutes a topic (отлично);

Showed comprehension of topic, makes a good argument (хорошо);

Participates and takes notes (достаточно хорошо);

Does not participate in discussion, and shows minimum attentiveness (удовлетворительно);

Shows unwillingness to participate in class debate (неудовлетворительно) [http://www.teachhub.com/].

При систематической работе у учеников вырабатываются необходимые навыки и умения для ведения продуктивной дискуссии на иностранном языке, применяемые практически во всех сферах общения: в повседневной, социокультурной, общественно-политической, научной.

Таким образом, использование дискуссии как средство формирования умений иноязычного общения на старшей ступени обучения даёт возможность продуктивно использовать учебное время, развивать коммуникативные компетенции, формирует в них различные специфические умения и навыки, приобщает их к демократическому обществу и его культуре, помогает лучше понимать и принимать точку зрения оппонента.

Список использованной литературы:

1. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н И. Гез. - М.:Академия, 2010. - 436 с

2. Еловская, С. В. Методика обучения иностранным языкам в вузе. Методические рекомендации / С.В. Еловская. - Мичуринск: МичГАУ, 2016. - 465 с.

3. Климов, Е. А. Пути в профессионализм / Е.А. Климова. - М.: Московский психолого- социальный институт: Флинта, 2013. - 620 с.

4. Кунанбаева, С. С. Теория и практика современного иноязычного образования / С.С. Кунанбаева. -

Алматы, 2015. - 544 с.

5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.,2012. -1376 с.

6. Classroom Activities: How to Hold a Classroom Debate Режим доступа: http://www.teachhub.com/classroom-activities (дата обращения 15.05.2018)

© Бодулева А.Р., Давлетшина Д.И., 2018

УДК 371.1

О.В. Железнякова

студент магистратуры «Психолого-педагогическое образования», магистерская программа «Методическая и организационно-управленческая

деятельность в образовательных организациях» Дальневосточный Федеральный Университет г. Владивосток, Российская Федерация

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ К

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье актуализируется тема психологической готовности педагогических работников к инновационной деятельности. Рассматриваются подходы российских исследователей к феномену «готовности» и выделяются компоненты, характеризующие психологическую готовность педагогов.

Ключевые слова

Инновационная деятельность, педагогические кадры, психологическая готовность и неготовность,

профессиональная компетентность педагога.

Статья 20 Федерального закона Ф3-273 «Об образовании в Российской Федерации» указывает на то, что «инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования» [3, с. 29]. Инновационная деятельность рассматривается как сложная системная психолого-педагогическая и организационная проблема [7]. Актуальность данной темы определяется необходимостью в сфере образования иметь подготовленные педагогические кадры с точки зрения готовности к изменениям для реализации инновационной деятельности. Существует потребность в разносторонне развитом персонале образовательных организаций, который сможет ориентироваться в быстро изменяющихся ситуациях, разбираться в человеческих отношениях; сформировать свою способность к саморазвитию, инновациям; противодействовать штампам и негативным педагогическим стереотипами в образовательном процессе [6]. Реализация инноваций требует новых способов решения образовательных проблем, а также предполагает серьезную ломку стереотипов, которые связаны с изменением подхода к образованию, его целям, используемым методам [1]. Очевидно, что для реализации инновационной деятельности общеобразовательным школам необходимо иметь подготовленные к ней педагогические кадры. Одной из составляющих профессиональной компетентности педагогических работников сегодня является психологическая готовность к деятельности. Успешность профессиональной деятельности педагога предопределяется его готовностью к ее исполнению.

И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Хуторской, Л.А. Кандыбович, М.И. Дъяченко в своих исследованиях рассматривают феномен готовности педагогических работников к инновационной деятельности. И.А. Зимняя определяет психологическую готовность как целостное качество личности с точки зрения системно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.