РОЛЬ ДИСКУССИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РАМКАХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Мосина Маргарита Александровна
д-р пед. наук, профессор кафедры методики Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Пермякова Мария Зотеевна
аспирантка кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь
E-mail: [email protected]
THE ROLE OF DISCUSSIONS AS A METHOD OF CRITICAL THINKING SKILL STIMULATION IN THE INTEGRATED FOREIGN LANGUAGE AND WORLD LITERATURE TEACHING
Margarita Mosina, Doctor of Pedagogy Professor, Methods of Teaching Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Maria Permyakova
Postgraduate student of the Chair of Methods of Teaching Foreign Languages Perm State Humanitarian-Pedagogical University, Perm
E-mail:[email protected]
Аннотация: Статья посвящена определению понятия «критическое мышление», определению роли дискуссии в формировании критического мышления в процессе интегрированного обучения иностранному языку и зарубежной литературе.
Ключевые слова: критическое мышление; формирование критического мышления у обучающихся; обучение иностранному языку, дискуссия; интегрированное обучение.
Abstract: The article is devoted to the definition of critical thinking skill, of role of the discussion in the stimulation of critical thinking in the integrated foreign language and world literature teaching.
Keywords: critical thinking skill; foreign language teaching; foreign language learning; discussion in the foreign language teaching; integrated teaching.
Социально-экономические, политические преобразования в России повлекли за собой существенные изменения не только в культурной, производственной сферах, но и в образовательной системе. Обществом востребована личность, способная к эффективной работе на уровне мировых стандартов, способная вести диалог, подвергать сомнению уже устоявшиеся суждения и выдвигать новые, способная решать поставленные задачи творческим путем; личность, к которой в условиях глобализации предъявлено требование знания как минимум одного иностранного языка.
© Мосина М.А., Пермякова М.З., 2018
Способность к коммуникации на русском и иностранном языках для решения межличностного и межкультурного взаимодействия является одной из общекультурных компетенций, которой должен обладать современный выпускник. Наличие коммуникативных способностей подразумевает не только умение сообщать определенную информацию собеседнику, но и склонность личности стратегически и тактически мыслить, определяя предстоящий характер общения и конкретные методы, которыми следует руководствоваться для достижения максимально положительного результата [12].
Компетентностный подход, акцентирующий внимание на результативности образования, заключается не в определенной сумме приобретенных учащимися знаний или количестве усвоенной информации, а в способности «человека действовать в различных проблемных ситуациях» [5, с. 101]. Исследователь Л.В. Щерба, занимаясь проблемой общеобразовательного значения иностранного языка, пришел к выводу, что при правильном построении учебного процесса иностранный язык может являться средством совершенствования мыслительных операций. Развитие критического мышления является неотъемлемой и необходимой частью профессиональной компетентности конкурентоспособного специалиста. Еще американский педагог-новатор Джон Дьюи отмечал, что «научить человека мыслить» является главной задачей системы образования [13]. Современными учеными отмечается недостаточно высокий уровень умений учеников, а также студентов в принятии самостоятельных решений, в приведении аргументов, отстаивании собственного мнения в дискуссии.
Растущая потребность в воспитании критически мыслящего человека со знанием как минимум одного иностранного языка требует переосмысления образовательного процесса в образовательных учреждениях. Формирование критического мышления студентов современного вуза позволит будущим специалистам гибко адаптироваться в современном информационном пространстве, а умение понять и анализировать информацию на иностранном языке позволяет достичь этой цели. В связи с этим, в системе высшего профессионального образования возникает необходимость создания условий для развития критического мышления в процессе обучения иностранному языку. А.Н. Леонтьев, подчеркивая производный характер высших форм человеческого мышления от культуры и возможность его развития под влиянием социального опыта, писал: «Мышление человека не существует вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности» [9]. Развитие критического мышления в процессе обучения иностранному языку исследовали такие ученые как Е.А. Агафонова, И.А. Бердникова, М.Л. Вайсбурд, Е.Б. Власова, Н.Д. Гальскова и др. Ведущие отечественные психологи и педагоги Л. В. Щерба и Л. С. Выготский отмечали особое влияние изучения иностранного языка на процесс развития личности и, как следствие, на формирование критического мышления [2]. Необходимость развития критического мышления была определена в качестве основных образовательных целей во многих европейских странах и в США в начале 90 -х
годов прошлого века, а в российском образовании технология развития критического мышления школьников получила известность во второй половине 90-х годов того же века благодаря разработкам американских педагогов: Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпла, С. Уолтера.
В современных научных источниках существует несколько довольно близких по сути интерпретаций понятия «критическое мышление». Понятие «критическое мышление» определяется Е.В. Волковым как мышление, отличающееся «обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулирования выводов, вероятностной оценке и принятии решений» [1].
Е.О. Галицких дает следующее определение: критическое мышление -это активный и интерактивный процесс познания, позволяющий развивать культуру «диалога» в совместной деятельности и предполагающий принятие человеком личной ответственности за сделанный выбор [3].
Для критического мышления, по мнению Д. Халперн, характерно построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решений [14]. Развивать навыки критического мышления, стимулируя учащихся выражать свое мнение и мысли, отстаивать свою точку зрения, помогает художественная литература. Художественный текст предстает перед нами как «капсула времени», как фрагмент чужого сознания. Глубокое проникновение в иноязычный художественный текст с помощью соответствующего литературоведческого анализа, видение художественного произведения позволяет учащимся на качественно ином уровне интерпретировать содержание. Художественные произведения обогащают наш социальный опыт, развивают воображение, креативность, гибкость мышления, расширяют кругозор, формируют духовные ценности, создают дополнительную мотивацию деятельности. Общество нуждается в коммуникативной, нравственной личности, развитой в психологическом, духовном и мировоззренческом плане. В этой связи целесообразным представляется внедрение в процесс изучения иностранного языка элементов зарубежной художественной литературы. Что позволяет не только развивать иноязычные коммуникативные способности учащихся, но и расширять их кругозор, гибкость мышления, формировать ценностные ориентации, формирование которых в XXI веке предстает одной из важных задач образования, приобретающего гуманитаризационный характер. Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах великого дидакта Я.А. Коменского, утверждавшего, что все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком.
Значительный вклад в разработку проблемы интегрированного подхода к обучению внесли такие исследователи как K. Bentley, D. Coyle, Ph. Hood, D. Marsch, А.А. Вербицкий, А.Я. Данилюк, В.В. Давыдов, Т.Е. Беньковская, Л.Н. Макарова, М.Н. Юрьева и др. А.Я. Данилюк считает, что интеграция представляется как инновационный прием, способный решить многие
проблемы образования. Интеграция в сфере воспитания и образования может осуществляться на любом этапе педагогического процесса, являясь универсальным путем его преобразования [4].
Проблему интегрированного обучения иностранным языкам рассматривали отечественные исследователи Н.И. Кудряшев, Л.Н. Макарова, Т.Г. Лукша, Е.З. Шевалдышева, Е.А. Самойлова, Н.С. Корнилецкая, Н.Д. Гальскова, И.Л. Бим, Т.Е. Беньковская и др. Межпредметные связи в обучении описывали в своих работах ученые М.С. Емельянов, К.С. Григорьева, Л.Л. Салехова.
Интеграция обучения - это процесс и результат неразрывно связанного единого целого в процессе обучения иностранному языку. Правильное же установление межпредметных связей, умелое их использование необходимы для формирования гибкости ума учащихся, для активации процесса обучения и усиления практической направленности. Интеграция обучения дает возможность связать в единую систему все знания и умения, получаемые на различных уроках, а также добыть новые знания в ходе осуществления этих связей [10].
Согласно эволюционной эпистемиологии Карла Поппера всякий живой организм действует как решатель проблем [14]. Именно проблемный характер обучения позволяет формировать навыки мыслительной деятельности. Одним из эффективных методов является метод дискуссии. В рамках данной статьи остановимся на описании роли дискуссии в процессе формирования критического мышления студентов.
Рассмотрев различные определения дискуссии, представленные в научной литературе, считаем, что в рамках учебного процесса не представляется возможным обучить умению вести дискуссию в общепринятом смысле этого понятия в силу ряда причин: малое количество часов, отведенных на иностранный язык; недостаточный уровень языковой подготовки учащихся для ведения полноценной дискуссии; трудоемкий процесс подготовки учителя к дискуссии и др. Поэтому в учебном процессе используется так называемая учебная дискуссия, под которой некоторыми исследователями понимается форма обучения, повышающая интенсивность и эффективность учебного процесса за счёт активного включения обучающихся в коллективный поиск истины. А целью УД, по мнению М.В. Кларина, является развитие критического мышления школьников, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры [7].
Другие исследователи (З.У. Колокольникова, С.В. Митросенко, Т.И. Петрова) считают, что при организации дискуссии в учебном процессе обычно ставятся сразу несколько, как чисто познавательных, так и коммуникативных, учебных целей. При этом цели дискуссии тесно связаны с ее темой. Если тема обширна, содержит большой объем информации, то в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая
интерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения [8].
Затронув проблему целей УД, не нужно забывать о том, что дискуссия направлена на реализацию двух групп задач, имеющих одинаковую важность (то есть тактику) [6]:
- конкретно-содержательные: осознание детьми противоречий и трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой; актуализация ранее полученных знаний; творческое переосмысление возможностей применения знаний и др.;
- организационные: распределение ролей в группах; соблюдение правил и процедур совместного обсуждения, выполнение принятой роли; выполнение коллективной задачи; согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего, группового подхода, и т.д.
Далее остановимся на некоторых характеристиках дискуссии. Одной из важных характеристик является её аргументированность. Учебная дискуссия обладает и рядом других характерных черт, к которым М.В. Кларин относит следующие черты:
• Учебная дискуссия - это форма образовательной деятельности, стимулирующая инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления.
• Учебная дискуссия диалогична по самой своей сути и как форма организации обучения, и как способ работы с содержанием учебного материала.
• Применение дискуссии рекомендуется в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний и формулировании проблем, в подборе и четком представлении собственных аргументов, в предметной подготовке к теме дискуссии.
• Взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников.
• Учебная дискуссия уступает изложению по эффективности передачи информации, но высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.
Проанализировав характерные черты учебной дискуссии, представляется обоснованным остановиться на функциях дискуссии. К ним относятся:
- обучающая, которая заключается в приобретении определенных навыков;
- развивающая, которая связана со стимулированием творческой активности учащихся, с развитием их логических способностей, с умением мыслить самостоятельно, аргументировать и доказывать свою точку зрения, а также с формированием общей культуры речи, культуры дискуссии;
- воспитательная, которая заключается в формировании социальной компетенции учащихся;
- побуждающая, котораявыступает в качестве средства побуждения обучающихся к учению, стимулирует познавательную деятельность;
- контролъно-коррекционная, котораяпозволяет преподавателю контролировать результаты учебно-воспитательного процесса, вносить необходимые коррективы в организацию процесса обучения [8; 11].
Дискуссия позволяет формировать сознательное отношение к рассмотрению выдвигаемых проблем, активность в ее обсуждении, речевую культуру, направленность на выявление причин возникающих проблем и установку на их решение в дальнейшем. Здесь как раз и формируется критическое мышление у обучающихся. Дискуссия также помогает обучающимся не только овладевать всеми четырьмя видами речевой деятельности, но посредствам языковой ситуации на фоне проблемы в социокультурной сфере обнаружить причины возникших ситуаций и попробовать даже решить их. Интерес к самостоятельному решению проблемы является стимулом, движущей силой процесса познания.
Таким образом, приходим к выводу, что дискуссия как важный и эффективный метод находит свое место в современных образовательных развивающих технологиях, особенно в технологии развития критического мышления.
Список литературы
1. Волков Е.В. Развитие критического мышления. М., 2004
2. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1991. № 4. С. 5-19.
3. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учебно-методическое пособие. М.: Академический проект, 2004.
4. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 2000. 440 с.
5. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М.: АПК и ППРО, 2005.
6. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования. Рига: Эксперимент, 1995.
7. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических процессах. М.: Арена, 1994.
8. Колоколъникова З.У., Митросенко С.В., Петрова Т.И. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании: учебное пособие. Красноярск, 2007.
9. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. для вузов по специальности «Психология». М.: Смысл, 2000. 509 с.
10. Николашина Е.А. Интегрированный подход в обучении иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № S16. С. 1824. URL: http://e-koncept.ru/2017/470197.htm. (дата обращения: 08.06.2018).
11. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.
12. Халина К.Д., Капустина Т.В. Коммуникативные способности как фактор успешного общения // Молодой ученый. 2017. №6. С. 209-213. URL: https://moluch.ru/archive/140/39460/ (дата обращения: 06.06.2018).
13. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / пер. с англ. Н.М. Никольской; под ред. (и с предисл.) Н.Д. Виноградова. М.: Мир, 1915. 202 с.
14. Поппер К. Логика и рост научного знания. Б.м., 1983. С. 439-440.
15. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 512 ^
С. 22.