Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2006. № 4. С. 13-16. © И.Г. Горловская, 2006
УДК 336 (075.8)
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
И.Г. Г орловская
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
The finance system is complex term, which is including several subsystems and elements. There is no united standpoint on composition of elements of finance system in Russian economic science. It is offered to consider the finance system as intercoupling of subsystems, which characterize its subject and object of the redistribution of financial resources, subjects of the redistribution, ways of the redistribution and sphere of the redistribution (the financial market).
Понятие системы финансов России и состав ее элементов являются дискуссионными в современной экономической литературе.
Во-первых, это касается терминологии: большинство авторов использует термин «финансовая система» для описания взаимосвязи элементов, отражающих движение финансовых ресурсов в экономике. Некоторые авторы отличают понятия финансовой системы от системы финансов, объясняя это необходимостью разделять институциональный и экономический аспекты данного понятия. При этом большинство авторов излагает свою точку зрения в учебной, а не монографической литературе, что объясняется неразвитостью отечественной финансовой науки.
Во-вторых, в современной экономической литературе нет единой точки зрения в отношении структуры и элементов финансовой системы, хотя, безусловно, во всех источниках финансовая система рассматривается как системный объект. Анализ литературы показывает, что позиции авторов можно разделить на несколько групп. В первую входят авторы, которые рассматривают элементы, не различая экономический и институциональный аспекты взаимосвязи финансовых отношений. Так, А.М. Бабич и Л.Н. Павлова включают в финансовую систему государственные и муниципальные финансы, финансы предприятий, страхование и финансы домашних хозяйств [1, с. 16]. Такого же мнения придерживается С.В. Галицкая [3, с. 129]. Похожей является точка зрения Л.А. Дробозиной, по мнению которой финансовая система включает государственную бюджетную систему, государственный кредит, внебюджетные специальные фонды, финансы имущественного и личного страхования, финансы предприятий различных форм собственности [7 с. 60]. Несколько отличается подход авторского коллектива под руководством А.Г. Грязновой и Е.В. Маркиной, считающего, что финансовая система - это совокупность финансов субъектов хозяйствования (финансов коммерческих и некоммерческих организаций и финансов индиви-
дуальных предпринимателей) и государственных и муниципальных финансов (бюджеты государственной власти и местного самоуправления и внебюджетные фонды) [9, с. 36]. По мнению В.М. Родионовой, финансовая система включает две сферы: финансы экономических субъектов (под которыми понимают финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах, финансы организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, и финансы предпринимателей без образования юридического лица) и публичные финансы (бюджеты субъектов власти и бюджеты социальной защиты граждан) [10 с. 88]. Н.В. Миляков, в целом разделяя вышеуказанную точку зрения, добавляет в качестве элементов фондовый рынок, финансы финансовых посредников и финансы домохозяйств [5, с. 11-12]. Оригинальной является точка зрения П.И. Вахрина и А.С. Нешитого, которые полагают, что финансовая система состоит из общегосударственных финансов, финансов предприятий и организаций, кредитнобанковской системы и системы государственных финансовых органов [2, с. 107]. В указанных точках зрения общим является смешение разнородных элементов, отражающих разноуровневые аспекты финансов в обществе, поэтому ни один из аспектов (экономический, правовой, институциональный, количественный) в полной мере не представлен ни одним из авторов. Кроме того, ряд авторов по аналогии с финансовой системой, существовавшей в командно-административной экономике нашей страны, включает в структуру современной финансовой системы элементы, которые существенно преобразовались в современных условиях (например, страхование).
Вторую группу составляют авторы, которые считают, что система финансов и финансовая система относительно самостоятельны, поэтому структура элементов этих двух образований серьезным образом различается. Подход этой группы авторов считается более плодотворным, поскольку он отражает разнообразие
14
И.Г. Горловская
форм проявления финансовых отношений и с точки зрения теории, и с точки зрения практики. Так, М.В. Романовский, О.В. Врублевская, Б.М. Сабанти включают в систему финансов финансы хозяйствующих субъектов (финансы коммерческих и некоммерческих организаций и финансы финансовых посредников) и государственные и муниципальные финансы (включая бюджетную систему и государственный кредит) [8, с. 33], тогда как финансовую систему, по их мнению, образуют государственные и муниципальные органы управления финансами, финансовые службы и главные бухгалтеры предприятий, а также финансовые организации [8, с. 37].
В.Е. Леонтьев и Н.П. Радковская рассматривают систему финансов как совокупность отношений, формируемых государством (включая государственные финансы, государственный кредит, инвестиционную сферу и банки, государственные международные финансы и государственный финансовый рынок) и регулируемых государством (включая финансы организаций, предприятий и корпораций, кредитную (инвестиционную) и банковскую сферу, международные финансы и финансовый рынок) [4, с. 37]. Под финансовой системой они понимают совокупность управленческих и финансовых институтов во взаимодействии с требованиями законодательства, т. е. государственную финансовую систему (включая государственные органы законодательной и исполнительной власти, бюджетные организации, внебюджетные фонды, некоммерческие организации, государственных служащих и работников и финансовый рынок) и финансовую систему в негосударственном секторе (включая предприятия, организации, корпорации, коммерческие банки, кредитные учреждения, некоммерческие организации, финансовый рынок, отдельных граждан) [4, с. 42-43].
Среди указанных выделяется позиция В.Д. Фетисова и Т.В. Фетисовой, которые, рассматривая структуру финансовой системы с субъектной точки зрения, выделяют финансы организаций (коллективов), государственные финансы, финансы индивида (в том числе финансы физических лиц и финансы семьи), международные финансы (в том числе финансы зарубежных физических лиц, финансы зарубежных организаций, финансы зарубежных государств) [6, с. 61]. Эта точка зрения отличается от других тем, что ее авторы рассматривают финансовые отношения не только внутри государства, а во взаимосвязи с финансами других государств.
Безусловно, каждый из рассмотренных взглядов на взаимосвязь финансовых отношений в обществе имеет право на существование, поскольку отражает процесс осмысления со-
держания понятия «финансовая система» применительно к современной России, в то же время представленное в литературе разнообразие точек зрения свидетельствует о том, что необходима систематизация подходов к определению составных частей финансовой системы страны и четкая определенность в использовании терминов. На наш взгляд, термин «система финансов» наиболее адекватно отражает содержание этого системного объекта как совокупность подсистем, характеризующих разнообразные стороны финансов. В рамках системы финансов целесообразно выделить ряд подсистем на основе общефилософских подходов к исследованию явлений, определить их место в системе, взаимосвязи и степень взаимовлияния.
Финансы как экономическая категория представляют собой экономические отношения, возникающие по поводу распределения и перераспределения валового национального продукта, национального дохода и части национального богатства, которые сопровождаются формированием и использованием целевых денежных фондов. Исходя из этого, в системе финансов, как минимум, должны быть выявлены:
• предмет распределения и перераспределения - финансовые отношения;
• субъекты - институты, участвующие в распределении и перераспределении;
• объект распределения - финансовые ресурсы;
• результат распределения - целевые денежных фондов.
С точки зрения предметного подхода первая подсистема может быть названа традиционно финансовой системой. Она представляет собой совокупность экономических отношений распределительного характера, в результате которых создаются и используются централизованные и децентрализованные целевые денежные фонды. Эта подсистема включает экономические отношения по поводу создания и использования:
• бюджетных и внебюджетных фондов государства и местных органов самоуправления;
• целевых денежных фондов наднационального (международного) характера;
• целевых денежных фондов организаций, предприятий, учреждений (различных отраслей, форм собственности, организационно-правовых форм);
• целевых денежных фондов индивидуальных предпринимателей;
• целевых денежных фондов отдельных граждан.
С точки зрения субъектного подхода, существование слаженной системы финансов не-
Дискуссионные вопросы системы финансов современной России
15
возможно без взаимосвязанных институтов, обеспечивающих распределение и перераспределение в обществе денежных средств с целью необходимого наделения финансовыми ресурсами. Такую подсистему системы финансов можно было бы назвать институциональной подсистемой, она включает:
• государство как субъект, состоящий из органов законодательной и исполнительной власти общегосударственного уровня, уровня субъектов Федерации (в государствах с федеративным устройством) и представительные и исполнительные органы местного самоуправления, осуществляющие регулирование финансовых отношений;
• международные финансовые институты;
• организации, предприятия, учреждения, представленные своими финансовыми службами, либо специалистами, осуществляющими финансовую деятельность этих субъектов;
• индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных без образования юридического лица;
• отдельных граждан, включенных в финансовые отношения.
Так как материальными носителями финансов на практике выступают финансовые ресурсы, на наш взгляд, целесообразно было бы в отдельную подсистему выделить их во взаимосвязи, а именно:
• финансовые ресурсы граждан;
• финансовые ресурсы организаций, предприятий, учреждений;
• финансовые ресурсы государства и органов местного самоуправления;
• финансовые ресурсы международного (наднационального) характера.
Однако финансовые ресурсы не являются статичным понятием, они находятся в движении и перераспределяются в рамках системы финансов при помощи разнообразных методов (способов), которые, в свою очередь, образуют подсистему, включающую:
• финансовый метод, в результате которого финансовые ресурсы движутся однонаправленно и безвозмездно от одного субъекта к другому;
• кредитный метод;
• страховой метод;
• метод с использованием ценных бумаг.
Выделение методов (способов) перераспределения финансовых ресурсов в качестве элементов системы финансов предопределяет необходимость рассмотрения в ее составе финансовых рынков как среду перераспределения.
Финансовый рынок сам по себе является сложным, разноуровневым явлением, вклю-
чающим рынок, на котором присутствуют финансовые инструменты (в их документарной и бездокументарной форме), и рынок финансовых услуг.
С точки зрения результата действия финансовых отношений, система финансов должна включать подсистему целевых денежных фондов, состоящую из:
• бюджетов (бюджетные фонды государства и органов местного самоуправления);
• государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
• международных (наднациональных) целевых денежных фондов;
• целевых денежных фондов организаций, предприятий, учреждений;
• целевых денежных фондов профессиональных финансовых институтов (кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, инвестиционных фондов);
• целевых денежных фондов индивидуальных предпринимателей;
• целевых денежных фондов граждан.
Исторически первыми возникли государственные финансы, которые имеют свойство императивности, поэтому в систему финансов должна включаться подсистема, отражающая эту сторону финансов. Обычно эта сторона рассматривается в рамках финансового права как совокупность правовых форм экономических отношений, которая включает законы федерального и субфедерального уровня, а также правовые акты представительных органов местного самоуправления.
На наш взгляд, выделенные подсистемы не являются однопорядковыми. Первичными являются подсистемы, характеризующие финансы с объектно-субъектной позиции, что вытекает из содержания финансов:
• подсистема, рассматривающая финансы как взаимосвязь экономических отношений;
• подсистема, объединяющая субъектов финансовых отношений, финансовых институтов;
• подсистема материальных носителей финансовых отношений.
Существование вторичных подсистем обусловлено необходимостью перераспределения финансовых ресурсов в экономическом пространстве государства. Однако вторичные подсистемы не всегда имеют четкую и однозначную подчиненность первичным подсистемам (как, например, подсистема правовых форм финансовых отношений). Наиболее сложной подсистемой представляется подсистема финансового рынка, поскольку она включает в себя часть элементов первичных подсистем (см. рис.), а следовательно, отдельные элементы
16
И.Г. Горловская
первичных подсистем должны рассматриваться как одновременно элементы подсистемы финансового рынка, т. е. подсистемы второго порядка. Это позволяет, во-первых, в целостной системе определить место каждого элемента и установить качество взаимосвязей между ними и роль, которую он играет в каждой из подсистем. Во-вторых, такой подход снимает противоречия между отдельными отраслями экономи-
ческой науки, которые изучают разные стороны финансов без взаимосвязи между собой.
Вероятно, рассмотренные подсистемы и элементы современной системы финансов не являются исчерпывающими, однако выделение рассмотренных выше подсистем позволяет анализировать многообразие финансовых отношений на основе принципа единства, исторического и комплексного подхода.
Взаимосвязь подсистем системы финансов
1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: Учебник для вузов. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
2. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы:
Учебник для вузов. М.: Информационно-
внедренческий центр «Маркетинг», 2000.
3. Галицкая С.В. Денежное обращение. Кредит, финансы (теория и российская практика): Учеб. пособие. М.: Междунар. отношения, 2002.
4. Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансы, деньги, кредит и банки: Учеб. пособие. СПб.: Знание: ИВЭСЭП, 2002.
5. МиляковН.В. Финансы: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2002.
6. Фетисов В.Д., Фетисова Т.В. Финансы и кредит: Учеб. пособие для студентов вузов,
обучающихся по специальностям экономики и управления (060000). 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
7. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробо-зиной. М.: Финансы: ЮНИТИ, 1999.
8. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. М.: Перспектива: Юрайт, 2000.
9. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2004.
10. Энциклопедия рыночного хозяйства. Финансы рыночного хозяйствования. М.: Издат. дом «Эконом. лит-ра», 2003.