пулярности марксистской теории во многих странах, и не только в бедных, развивающихся, но и в богатых, и вполне процветающих постиндустриальных обществах на фоне ухудшения глобальной экономической ситуации, снижения стандартов жизни и социальной защиты наемных работников в конце второго десятилетия нового века.
Марксизм является активным направлением научной мысли, потому что марксизм ориентирует исследователей на анализ социальных конфликтов и их скрытых оснований. А конфликтов меньше не становится. Главной темой современного марксизма, как и столетие назад, является эскалация со-
циальных, экономических и политических противоречий капиталистической системы. Правда, теперь марксизму приходится иметь дело уже с противоречиями глобального капитализма. Поэтому марксизм и по сей день остается актуальным инструментом для понимания генезиса, характера и особенностей современных сложных, противоречивых социальных процессов, подчеркнули многие участники конференции.
В заключение конференции участники подчеркнули необходимость дальнейших исследований в рамках марксистской теории, ее использования для объяснения различных аспектов социального развития.
А.В. Петров, Мин Сюй
дискурс глобализации в современных социокультурных исследованиях
российско-китайский социологический семинар ухань, китайская народная республика, 7 мая 2018 г.
© Петров Александр Викторович - доктор социологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет; исполнительный директор, Российско-китайский Центр сравнительных социальных, экономических и политических исследований факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected] © Мин Сюй - доцент, Классический университет Центрального Китая, г. Ухань, Китайская Народная Республика; e-mail: [email protected]
О
3
ю О
В начале мая 2018 г. в Классическом университете Центрального Китая (г. Ухань) -одном из старейших и самых известных вузов КНР - состоялся российско-китайский социологический семинар на тему: «Дискурс глобализации в современных социокультурных исследованиях». Семинар был организован по инициативе китайских ученых, при поддержке Российско-Китайского Центра сравнительных социальных, экономических и политических исследований по направлению «Социология» СПбГУ. СПбГУ на семинаре представлял профессор кафедры экономической социологии А.В. Петров. В семинаре приняли участие студенты и преподаватели университета, изучающие проблемы глобализации, ее влияния на национальные культуры, а также интересующиеся изучением современного российского общества.
В ходе семинара были рассмотрены методологические вопросы организации и проведения исследований особенностей формирования и распространения влияния дискурсивных практик, связанных с экономической и культурной глобализацией, современные проблемы и противоречия взаимодействия и взаимовлияния глобальной массовой культуры и культур российского и
китайского обществ, возможности и перспективы сохранения культурного наследия наших стран в условиях существенного увеличения влияния глобальных трансформационных процессов.
Еще в начале 2000-х годов глобализация была одним из самых популярных, широко используемых терминов не только в России и Китае, но и в мире. Рассуждения об объективных причинах и последствиях глобальных трансформаций социально-экономических и политических процессов в течение уже почти трех десятилетий являются частью дискурса современных социальных наук. И чем больше исследований по глобальным изменениям, тем чаще говорят о таких изменениях политики и журналисты, тем более неопределенным становится термин «глобализация», которым эти изменения пытаются обозначить.
Критика глобализаторской парадигмы всегда присутствовала в социальных науках, в том числе и в исследованиях глобальных социокультурных изменений. Но усилилась она на фоне очевидно негативных долговременных тенденций в глобальной экономике (проблемы бедности, занятости, молодежи и экологии и т.д.), сформировавшихся на фоне очередного глобального финансового кризиса.
Интерес исследователей к оборотным сторонам процессов глобализации постепенно сформировал у все большего их числа представление о глобализации не столько как об объективном процессе унификации и интеграции разных культур и обществ, сколько как о мифологическом дискурсе, появившемся и получившим распространение благодаря необходимости идеологического обоснования экономической экспансии развитых постиндустриальных стран и их торгово-промышленных систем, сделавших ставку на глобальное распространение индустрии культуры и развлечений, а также норм и ценностей глобального «общества потребления». Глобальный консьюмеризм привел к эскалации процесса эрозии традиционных национальных культур и, соответственно, к разрушению традиционных представлений о самореализации в труде (особенно у молодежи). Соответственно, во все большем количестве стран и современных обществ стала нарастать социальная напряженность, вызванная указанными изменениями, которые перестали восприниматься исключительно
как позитивные и расширяющие возможности для развития, адаптации разных социальных групп. Культурная глобализация подвергается критике за маркетизацию и вытеснение национальных культур на периферию общественной жизни, что влечет за собой проблему формирования основ социокультурной идентичности в разных современных обществах. Все больше проблем возникает и с восприятием новых, приходящих извне, под воздействием транснационализации, форм культуры труда.
В заключение семинара профессор А.В. Петров представил китайским коллегам журнал «Terra Humana» - «Общество. Среда. Развитие». В ходе презентации китайские специалисты были ознакомлены с тематикой и проблематикой статей, публикуемых в журнале с 2006 г., а также с основными направлениями естественных и гуманитарных наук, представленных в журнале. Подробнее материалы семинара будут изложены в ежегодном сборнике статей Российско-Китайского Центра сравнительных социальных, экономических и политических исследований СПбГУ
Р.В. Костюк, Д.А. Рущин
учение маркса и современный мир
дискуссионный семинар в СпбГУ, Санкт-петербург, 11 мая 2018 г.
© Костюк Руслан Васильевич - доктор исторических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет,
Санкт-Петербург; e-mail: [email protected] © Рущин Дмитрий Александрович - кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
Темой одного из заключительных в 2017/18 учебном году дискуссионных семинаров студентов и преподавателей факультета международных отношений СПбГУ стало «Учение Маркса и современный мир». Мероприятие в форме круглого стола прошло 11 мая 2018 года и было приурочено к 200-летию Карла Маркса (1818-1883), отмечавшегося в разных странах планеты 5 мая.
В своём выступлении профессор кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ Р.В. Костюк подчеркнул, что то, каким образом и на каком уровне отмечался юбилей в Германии, однозначно показывает, что в современной Европе самые разные общественно-политические круги отдают дань К. Марксу как великому учёному, теоретику и общественному деятелю. Он отметил, что К. Маркс вошёл в историю человечества как прекрасный учёный - философ, экономист, историк. Также К. Маркс проявил себя как замечательный журналист,
специалист по социальным и военным вопросам. Однако в истории левого движения великий мыслитель остался и как теоретик и организатор международного социалистического движения. С его именем, как и с именем его друга и соратника Ф. Энгельса, связано создание Союза коммунистов и Международного товарищества рабочих, под знамёнами марксизма создавался и II Интернационал. В дальнейшем, уже в ХХ в. ведущие тенденции международного левого движения - социал-демократы, левые социалисты, коммунисты в той или иной степени опирались на марксовы идеи.
Р.В. Костюк также отметил важность внешнеполитических воззрений Маркса, опиравшихся на строгие принципы пролетарского интернационализма. Именно К. Маркс сформулировал для I Интернационала положения пролетарской внешней политики, призывая бороться рабочих и социалистов против аг- о рессивной и колониальной политики своих