ДИСКЛАВИР КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
И. В. Малыхина*,
Московский педагогический государственный университет
Аннотация. В статье, в рамках проблемы внедрения инновационных технологий в музыкальное образование, рассматривается система Дисклавир. В настоящее время, несмотря на интерес к данной технологии педагогов-музыкантов, её ресурсы исследованы недостаточно. Для разрешения этого противоречия предлагается систематизация технических функций инструмента и выявление педагогического потенциала каждой из них. Представлена авторская позиция относительно возможности применения Дисклавира на разных уровнях музыкального образования и его места в системе других педагогических ресурсов. Объясняется принцип реализации каждой технической функции, даётся описание различных вариантов соединения Дисклавира с другими информационными технологиями, а также рассматриваются отличия инструмента от других видов записывающих устройств. Характеристика педагогического потенциала ресурсов данной системы осуществляется с опорой на исследования в сфере психологии, физиологии и философии.
160
Ключевые слова: музыкальное образование, Дисклавир, Midi, информационные технологии.
Summary. The article considers the system of the Disklavier as part of the process of introduction of innovative technologies in music education. After listing the capabilities of the instrument and publications in this field we revealed that at present, the resources of this technology is not researched enough, despite the interest of teachers-musicians. To resolve this contradiction, it is proposed to systematize the functions of the instrument and identify the pedagogical potential of each of them. We emphasize, as far as the capabilities of the Disklavier important to apply at different levels of musical education and where their place in the system of other pedagogical resources. The article explains in detail the implementation of each technical function, presents different connection options of the Disklavier with other information technologies, and identifies differences from other types of recording devices. In the process of realizing the potential resources of the system the Disklavier we revealed connection with psychology, physiology and philosophy.
Keywords: music education, Disklavier, Midi, information technologies.
* Научный руководитель - кандидат педагогических наук Б. Р. Иофис.
В настоящее время актуальным является процесс внедрения в систему музыкального образования (включая педагогику музыкально-инструментального исполнительства) инновационных технологий, и связан он в числе прочего с формированием комплекса информационных средств обучения в образовательных учреждениях. На это, например, указывает С. С. Лукашё-ва, предлагая модель организации педагогического процесса подготовки музыкантов-исполнителей с привлечением компьютерной техники [1].
В современной научной литературе данный вопрос неоднократно рассматривался в разных аспектах (Л. Ю. Лосева, И. В. Соловьёва [2], Р. В. Панкевич [3] и др.). При этом в XXI веке внимание общественности всё более привлекает созданный тремя десятилетиями ранее особый уникальный информационно-акустический музыкальный инструмент, которому пианистка и педагог Стелла Сик подобрала эпитет «формула будущего для музыкального образования» [4].
Эта система, известная с 1986 года под названием Дисклавир (Disklavier), по сути своей больше, чем музыкальный инструмент. Согласно техническому описанию, представленному в интернете фирмой «Ямаха», Дисклавир есть «интеграция оптических, цифровых и компьютерных технологий в традиционные акустические рояли» [5]. Основная информация о функциях инструмента изложена, прежде всего, в техническом описании к нему на сайте производителя [6] и в каталоге Дисклавиров [7], а также в формате видео на сайте Disklavier Public Video Catalog [8].
В соответствии с приведёнными техническими описаниями Дискла-
вир имеет следующий набор функций: запись, воспроизведение, PianoSmart, Silent System, удалённое подключение, подключение ПК, SmartKey, Diskla-vierRadio, караоке, генератор тона, калибровку. В настоящее время имеется ряд публикаций (Е. Н. Илларионовой и М. Г Миннегалиевой [9], А. Б. Бородина [10] и др.), в которых из вышеперечисленных функций инструмента рассматриваются запись, воспроизведение и PianoSmart, что свидетельствуют об интересе педагогов-музыкантов к его возможностям.
Вместе с тем в педагогическом аспекте в некоторой степени изучены только функции записи и подключения ПК, позволяющие зафиксировать в цифровом формате точные данные исполнительской деятельности пианиста (Anjali Bhatara, Anna K. Tirovolas, Lilu Marie Duan, Bianca Levy, Daniel J. Levitin [11]; K. Riley [12] и др.). При этом они рассматриваются вне контекста других возможностей инструмента, собственно педагогических технологий для их использования не предлагается, из чего можно сделать вывод, что ресурсы Дисклавира применительно к педагогике музыкального образования исследованы далеко не полностью.
Таким образом, наблюдается противоречие между практической потребностью в освоении ресурсов Дис-клавира в педагогике музыкально-исполнительского образования и недостаточной теоретико-методической разработанностью данного вопроса. Для разрешения этого противоречия первоочерёдной задачей является систематизация технических функций Дисклавира и выявление педагогического потенциала каждой из них.
Данную систематизацию представляется целесообразным разрабо-
161
162
тать на основе соотнесения технических функций Дисклавира с возможностью их применения в области музыкального образования (с учётом наличия в нём разных уровней). Исходя из этого, предлагаются следующие классификационные разделы:
1. Базовые функции (БФ): являются основой для реализации других технических функций, в том числе педагогически ориентированных, но сами по себе не могут быть использованы непосредственно в рамках педагогических технологий.
2. Педагогически ориентированные функции (ПОФ), являющиеся основой для разработки собственно педагогических технологий, представлены на двух уровнях:
а) общего музыкального образования на начальном этапе (ПОФ НО);
б) профессионального музыкального образования (ПОФ ПО).
3. Вспомогательные функции (ВФ): имеют сугубо техническое назначение и не являются непосредственно педагогически ориентированными, но при взаимодействии с другими функциями обеспечивают расширение возможностей их применения и работоспособность системы.
4. Вспомогательные педагогически ориентированные функции (ВПОФ): предоставляют дополнительные возможности для реализации педагогических технологий, как традиционных, так и основанных на других технических функциях Дисклавира.
5. Педагогически не ориентированные функции (ПНФ): досугово-раз-влекательные.
Для определения принадлежности технических функций Дисклавира к тем или иным классификационным разделам из числа предложенных
выше необходимо объяснить принцип их реализации.
Запись является базовой технической функцией, которая сама по себе не позволяет выйти непосредственно на разработку новых или совершенствование традиционных педагогических технологий, но без которой невозможна реализация других функций Дисклавира. Может использоваться как в самостоятельной работе ученика, так и на занятиях с педагогом.
Процесс записи происходит следующим образом:
1) установленные на клавишах, молоточках и педалях датчики безостановочно измеряют (в пределах 1024 градаций) силу и скорость перемещения всех подвижных элементов инструмента;
2) полученные данные отправляются в память Дисклавира, обрабатываются и сохраняются в формате Midi (в виде набора данных о нажатии и снятии каждой клавиши и педалей).
Примечательно, что все электронные элементы Дисклавира встроены в инструмент таким образом, что не влияют на звук и не ощущаются исполнителем во время игры. Как сказано в описании к инструменту, Дисклавир «контролирует каждое движение клавиши и молоточка с педантичной точностью, даже быстро повторяемые ноты» [6].
Это важно, если учитывать мысль Р. Ингардена, что каждое исполнение по сути своей уникально и неповторимо, так как существует в своём единственном временном периоде. Как замечает философ, «если то же самое произведение мы исполняем вторично, тогда конкретные временные окраски отдельных фаз этого нового исполнения совершенно отличаются
от окраски временных фаз предшествующего исполнения» [13, с. 470].
В свою очередь, с точки зрения физиологии эту мысль поддерживает и М. С. Старчеус, считая, что «двигательная система человека устроена таким образом, что совершить два совершенно одинаковых движения невозможно» [14, с. 300]. Это связано с тем, что мозгу «приходится строить "программу" движения всякий раз заново - как при обучении, так и при воспроизведении заученного движения» [Там же], а значит, каждое исполнение существует лишь в единственном экземпляре и, чтобы после его завершения музыкант получил материал для последующей работы, его необходимо каким-либо образом сохранить.
В настоящее время у пианиста есть четыре варианта «остаточного следа произведения»:
• воспоминание о собственном исполнении;
• цифровая аудио- и видеозапись;
• Midi-запись на цифровом фортепиано;
• Midi-запись на Дисклавире.
Воспоминание субъективно, фрагментарно и быстро утрачивается из-за необходимости удерживать в поле внимания большое количество действий в процессе исполнения. Цифровая аудиозапись фиксирует весь спектр аудиоволн, которые попали в поле действия микрофона (в том числе и разного рода шумы), благодаря чему остаётся недифференцированный звуковой образ, к которому видео добавляет общий облик исполнителя в процессе деятельности, но не всегда в желаемом ракурсе и без детализации.
Весьма ограниченными возможностями в плане анализа прозвучав-
шего исполнения обладает и Midi-запись на цифровом фортепиано. Это обусловлено тем, что у цифрового фортепиано отсутствуют струны, из-за чего во время нажатия клавиш слышен набор семплов (оцифрованных звуков), на основе которых трудно соотнести деятельность исполнителя и её результат. Кроме того, как и в случае с аудиозаписью, доступным для анализа остаётся только звуковой образ, хотя и дифференцированный.
Таким образом, в трёх из четырёх вышеобозначенных способов сохранения представления о созданном исполнителем звуковом образе для анализа доступен только результат. Дис-клавир же позволяет зафиксировать саму деятельность исполнителя в мельчайших подробностях.
Кроме записи напрямую в память Дисклавира, существует PianoSmart-запись, подразделяемая на два вида: PianoSmart-запись с аудиосинхрониза-цией и PianoSmart-запись с видеосинхронизацией. PianoSmart (как разновидность записи) может использоваться как в самостоятельной работе ученика, так и на занятиях с педагогом.
PianoSmart■запись с аудиосинхрониза-цией - вид записи с параллельным воспроизведением на Дисклавире аудиодорожки CD-диска или внешнего ^В-устройства (Дисклавир синхронизирует полученную Midi-запись с выбранным треком CD-диска или внешнего ^В-устройства).
PianoSmart-запись с видеосинхронизацией позволяет производить запись с одновременным подключением камеры к Дисклавиру (информация об исполнении сохраняется в памяти Дисклавира в Midi-формате и на камере в форме видео с параллельным синхросигналом).
163
164
Воспроизведение можно рассматривать как базовую техническую функцию по отношению к остальным, однако оно также является и педагогически ориентированным, поскольку лишь на основе воспроизведения можно проводить анализ, самоанализ, коррекцию и самокоррекцию исполнения. Функция доступна для использования как в самостоятельной работе ученика, так и на занятиях с педагогом.
Процесс воспроизведения осуществляется следующим образом. Расположенные под клавишами соленоиды притягивают к себе клавишу и отпускают её в нужный момент, в соответствии с сохранённой информацией во внутренней памяти Дисклавира (аналогичная операция происходит и с педалями), создавая во всех отношениях живое звучание. Как поясняется в техническом описании, «система следящих приводов непрерывно контролирует движение каждой клавиши, точно воссоздавая каждую деталь исходного исполнения»[6].
Из сказанного следует, что воспроизведение Дисклавира даёт возможность слушать запись в акустическом формате и визуально отслеживать силу, скорость и глубину прикосновений к каждой клавише, а также параметры педализации. В этом главное отличие от воспроизведения записей, сделанных с микрофоном и с помощью цифрового фортепиано, содержащих только оцифрованный звук.
Принимая во внимание утверждение М. С. Старчеус, что «звучание своего инструмента музыкант слышит не таким, каким его слышит публика» [15, с. 212], становится ясно, что функция воспроизведения Дисклави-ра особенно важна для обучающихся игре на фортепиано. Она позволяет
прослушивать своё исполнение без искажений, анализировать достоинства и недостатки игры, сравнивать их с ощущениями, полученными во время исполнения, вносить изменения в последующие проигрывания и осуществлять корректировку слухомо-торных представлений.
Ещё одно достоинство Дисклави-ра - сочетание большого объёма встроенной памяти с функцией воспроизведения, что позволяет в любой момент прослушать записанные ранее композиции или записи одного сочинения, произведённые в разные периоды времени. Это даёт возможность не только педагогу, но и самому ученику анализировать и оценивать динамику развития исполнительского мастерства за короткий или длительный промежуток времени и сообразно полученному результату обдумывать дальнейшие действия.
Для процесса обучения важно и то, что во время воспроизведения Дисклавир оставляет за учащимся возможность одновременной игры на инструменте. То есть исполнитель может работать над отдельным фрагментом одной рукой, воспроизводя предварительно записанную партию другой руки, или даже играть ансамбль в четыре руки с самим собой.
Следует заметить, что функция воспроизведения представляет интерес не только для обучающихся игре на фортепиано. Многие произведения исполняются с концертмейстером и на начальном этапе: когда солисту требуется многократно повторять одни и те же фрагменты, можно использовать Дисклавир. В таком случае воспроизведение становится вспомогательной педагогически ориентированной функцией.
Композиторам Дисклавир также может быть интересен своей возмож-
ностью воспроизводить музыку, сочинённую компьютерным образом, однако вопросы применения Дисклави-ра в процессе профессиональной подготовки студентов-композиторов не входят в задачи данной статьи.
Так как существует PianoSmart-запись, то, соответственно, есть и PianoSmart-воспроизведение.
PianoSmart-воспроизведение с аудио-синхронизацией предполагает несколько вариантов использования. Первый - воспроизведение сохранённой в Дисклавире Midi-записи с синхронным проигрыванием трека, который использовался при записи на CD-диске или на USB-устройстве.
При таком применении PianoSmart можно отнести к педагогически ориентированным функциям, поскольку подобного рода воспроизведение помогает ученику анализировать свою игру в балансе с другими инструментами или голосами (например, если ученик играл под фонограмму оркестра), а также оценивать со стороны навыки игры в ансамбле.
Второй вариант - использование функции для прослушивания композиций с музыкальных компакт-дисков, но для этого, как указывает производитель, «необходима Smart PianoSoft-версия того или иного диска» [6]. Таких версий три: PianoSoft Solo, Piano-Soft Plus и PianoSoft PlusAudio.
PianoSoft Solo позволяет слушать «живое» исполнение пианистов с CD-дисков за счёт движения клавиш и педалей. PianoSoft Plus, параллельно с игрой Дисклавира, через встроенные колонки добавляет цифровые аранжировки различных тембров. PianoSoft PlusAudio даёт возможность Дисклавиру воспроизводить Midi-файл с одновременным проигрывани-
ем заранее записанного звука сопровождающего инструмента, голоса и так далее через колонки (к примеру, концерт с оркестром).
Воспроизведение приобретённых компакт-дисков, позволяющее в любой момент прослушать какое угодно произведение, в учебном процессе может быть отнесено к вспомогательным педагогически ориентированным функциям. Однако вне педагогического контекста данная функция имеет лишь до-сугово-развлекательный характер.
PianoSmartrвоспроизведение с видеосинхронизацией за счёт синхросигнала позволяет Дисклавиру проигрывать запись в точности с видеорядом, а также видеть все движения исполнителя и одновременно слышать его игру в акустическом формате.
Видеосинхронизация помогает определять связь технических ошибок в исполнении с различными телесными движениями и осуществлять слуховизуальную корректировку. Как заметил Г. М. Цыпин, качество игры музыканта сильно зависит от «напряжений, непроизвольно возникающих у учащихся непосредственно перед трудным в техническом отношении эпизодом, пассажем, "скачком" на клавиатуре и т. д.» [16, с. 127]. Включая PianoSmart-воспроизведение с видеосинхронизацией, учащийся может посмотреть на себя со стороны и проанализировать такие важные для исполнительства моменты, как посадка за инструментом, организация пианистического аппарата и т. д.
Подключение ПК - незаменимая функция для педагога и учащегося -относится к педагогически ориентированным функциям, поскольку она позволяет не только слышать, но и видеть, анализировать и корректиро-
165
вать мельчаишие детали исполнения непосредственно на компьютере.
Процесс работы ПК и Дисклавира состоит из двух операции, происходящих практически одномоментно:
1) через Midi-разъёмы Дисклавир подключается к ПК и передаёт информацию об изменении положения всех подвижных элементов инструмента;
2) компьютерная программа выводит всю полученную информацию на экран, позволяя с неи работать: видеть, слушать, изменять (рис. 1).
Дополнительно к сказанному следует рассмотреть различия в работе с фаилами Дисклавира и сохранёнными данными цифровои аудиозаписи. Спектральный компьютерный анализ цифровой аудиозаписи позволяет про-
смотреть продолжительность, частотность и амплитуду всего звучания, Дис-клавир же даёт возможность досконально рассмотреть каждую деталь исполнения отдельно (без посторонних элементов) в пределах 1024 градаций.
Особенно важно отметить, что подключение ПК даёт возможность преподавателю обратить внимание учащегося не только на качество нажатия клавиш или педалей, но и на их снятие. Как заметила М. С. Старчеус, разнообразие завершений звука поистине огромно, они «могут примыкать друг к другу, перетекать, вливаться плавно или толчком, "отскакивать", переходить друг в друга, постепенно затухать до полного исчезновения (филироваться) и т. п.» [14, с. 125].
166
Именно об этом чаще всего забывают исполнители, сосредоточиваясь только на качестве нажатия клавиши. По воспоминаниям А. Швейцера, знаменитая пианистка и педагог М. Жа-эль акцентировала внимание учеников на том, что, помимо нажатия, «палец должен чувствовать также и то, как он отпускает нажатую клавишу, позволяя ей вернуться в исходное положение» [17, с. 13]. При помощи компьютерной схемы педагог и ученик получают возможность рассмотреть всё это в деталях.
Поскольку компьютерная программа не содержит особых сложностей в использовании, ученики могут самостоятельно работать с ней. Один из участников исследования, проведённого К. Райли (К. Riley), после работы с Дисклавиром и ПК оставил следующий отзыв: «Этот опыт не только помог мне развить острый слух, но и вдохновил меня на более активное вслушивание в свои собственные интерпретации, которые я создаю» (перевод мой. - И. М.) [12, с. 36].
Таким образом, подключение ПК:
• способствует выявлению скрытых проблем исполнения;
• упрощает и ускоряет процесс анализа игры;
• помогает увидеть исполнение как целиком, так и в деталях;
• позволяет вносить изменения напрямую через программу и сразу же воспроизводить полученный результат.
Удалённое подключение может быть отнесено к уровню профессионального музыкального образования, так как обеспечивает, по замечанию Е. Н. Илларионовой и М. Г. Миннегалиевой, возможность «проведения дистанционных мастер-классов, видеоконференций, лекций и концертов известных
музыкантов из любой и в любую точку мира» [9, с. 106]. В работе с данной функцией, если речь идёт об удалённых уроках, участие педагога является обязательным.
Процесс работы можно описать так: после соединения двух Дисклавиров любое движение, произведённое на одном из них, мгновенно измеряется встроенными датчиками, передаётся через интернет другому инструменту и идентично на нём воспроизводится при помощи соленоидов. Использование дополнительной видеотехники позволяет достигнуть ощущения максимального присутствия. В таком случае разница между «удалённым» уроком и традиционным сводится лишь к одному: участникам недоступен непосредственный тактильный контакт, а всё остальное реализуется на любых расстояниях.
Данная функция открывает широкие перспективы для педагогики музыкального образования. В настоящее время планируется создание Единой российской сети музыкального образования (ЕРМОС). Суть проекта, как описывает его компания «Яма-ха», - «объединить музыкальные вузы страны в единую сеть, которая откроет двери для общения музыкантов из разных географических точек России в реальном времени» [5].
Технология Silent System может использоваться в самостоятельной работе учащегося; она, как описывают её разработчики, позволяет «играть и слушать исполнение через встроенные динамики или в режиме Headphone через стереонаушники» [6]. Принцип работы прост: при подключении наушников вся механика инструмента действует, как обычно, но опущенная планка не даёт молоточкам прикасаться к струнам.
167
Данная функция является вспомогательной, поскольку не несёт особой педагогической нагрузки, но за счёт увеличения часов работы за инструментом (например, вечером в наушниках) она может быть отнесена к вспомогательным педагогически ориентированным функциям.
Технология &шаТК.еу была создана для обучения игре на инструменте без знания нот. Похожая функция встречается в разных моделях синтезаторов, где за счёт подсвечивания клавиш начинающий исполнитель может разучить несложные произведения, но в Дисклавире, где подсветка клавиш невозможна, применяется другая технология обучения. В определённый момент клавиша беззвучно слегка
опускается, давая тем самым знак, что её нужно нажать, и ожидает действия обучающегося. Дисклавир сам подстраивается под скорость игры исполнителя и может автоматически подобрать аккомпанемент к исполняемой мелодии.
Данную функцию, облегчающую процесс обучения в донотный период и делающую его привлекательным для юных исполнителей, мы отнесли к педагогически ориентированным на начальном этапе музыкального образования, однако без традиционных уроков с педагогом она останется только досугово-развлекательной.
Отдельно следует описать вспомогательные функции Дисклавира, участвующие в процессе работы, - это
168
Функции
Запись Калибровка
БФ ВФ
PianoSmart
(Запись) ВФ
Silent System
ВПОФ
Подключение ПК
ПОФ ПО
Удалённое подключение
ПОФ ПО
X
Воспроизведение
БФ+ПОФ+ВПОФ
Подключение ПК
ПОФ ПО
Удалённое подключение
ПОФ ПО
SmartKey
ПОФ НО + ПНФ
Генератор тона
ВФ
PianoSmart
(Воспроизведение) ВПОФ+ ПНФ
Silent System
ВПОФ
DisklavierRadio
ПНФ
Караоке
ПНФ
Рис. 2. Функции Дисклавира
генератор тона и калибровка. Генератор тона, как указывается в техническом описании к инструменту, «воссоздаёт тончайшие нюансы звучания медных духовых инструментов, саксофона и струнных» [6] (звук передаётся через колонки), калибровка же отвечает за все неполадки в электронной части инструмента (акустическую часть регулирует настройщик фортепиано). В каталоге «Ямаха» говорится: «инструмент буквально оценивает свою собственную работу и вносит необходимые изменения» [7, с. 14].
К досугово-развлекательным функциям относятся караоке и DisklavierRa-dio. Дисклавир используется как система караоке при подключении к нему микрофона, а при соединении инструмента с интернетом - как DisklavierRadio. Данный ресурс насчитывает более 10 каналов и позволяет 24 часа в сутки слушать «живое» исполнение сочинений различных жанров и составов.
Подводя итог сказанному выше, все функции Дисклавира можно представить в виде схемы (рис. 2).
Таким образом, на схеме видно, что каждая функция инструмента несёт в себе большой педагогический потенциал и достойна более подробного описания. Углублённое изучение данной проблематики может стать темой специальных исследований.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лукашёва, С. С. Модель организации педагогического процесса подготовки музыкантов-исполнителей на основе средств информационных технологий [Текст] / С. С. Лукашёва // Вектор науки ТГУ. -2014. - № 3 (29). - С. 304-308.
2. Лосева, Л. Ю., Соловьёва, И. В. Применение информационных и компьютерных
технологий в музыкальном образовании [Текст] / Л. Ю. Лосева, И. В. Соловьёва // Педагогический журнал. - 2015. -№ 1-2. - С. 30-46.
3. Панкевич, Р. В. Инновационные методы применения информационных технологий в музыкальном образовании [Текст] / Р. В. Панкевич // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 7. - С. 147151.
4. Отборочный тур "e-Piano Junior Competition" в Москве [Электронный ресурс] // Играем с начала: сайт Всероссийской музыкально-информационной газеты. - Режим доступа : http://gazetaigraem.ru/ a14201104 (дата обращения: 18.02.2016). -Текстовые данные : б. и., 2011.
5. Рояль будущего - Disklavier [Электронный ресурс] // Yamaha. Текстовые данные. Copyright © 2016 Yamaha Corporation / Yamaha Music Russia. All rights reserved, 2016. - Режим доступа : http://ru.yamaha. com/ru/services/yasm/disklavier (дата обращения: 18.02.2016).
6. YAMAHA DC1M4 PB IV дисклавир-сай-лент [Электронный ресурс] // YAMAHA. Текстовые данные. © YAMAHA-M.RU, 2016. - Режим доступа : http://yamaha-m. ru/shop/UID_338.html (дата обращения: 18.02.2016).
7. DisklavierTM: Рояли и пианино: Созданы для творчества [Электронный ресурс] // Серия Mark IV полнофункциональные рояли. Текстовые данные. YANAHA CORPO RATION P.O. Box 3, Hamamatsu, 430-8651 Japan - Piano Website - http://disklavier. yamaha-europe.com - Режим доступа : http://download.yamaha.com/api/asset/ file/?asset_id=45402&language=ru&site=ru. yamaha.com (дата обращения: 18.02.2016).
8. Disklavier | VIDEO WALL [Электронный ресурс] // Mashpedia. Электронные видеоданные. © Mashpedia, 2009-2016. - Режим доступа : http://www.mashpedia.com/ Disklavier (дата обращения 18.02.2016).
9. Илларионова, Е. Н., Миннегалиева, М. Г. Традиции и инновационные технологии в музыкальном искусстве и образовании [Текст] / Е. Н. Илларионова, М. Г. Миннегалиева // Вестник Магнитогорской консерватории. - 2014. - № 2, 1. - С. 99-107.
169
170
10. Бородин, А. Б. Беседа с Екатериной Ме-четиной: «В музыку должны идти те молодые люди, которые абсолютно чётко осознают, что без музыки им жизни нет» [Текст] / А. Б. Бородин // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 28. -С. 151-155.
11. Bhatara, Anjali, Tirovolas, Anna K., Duan, Levy Bianca, Levitin, Daniel J. Perception of Emotional Expression in Musical Performance [Text] / Anjali Bhatara, Anna K. Tirovolas, Lilu Marie Duan, Bianca Levy, and Daniel J. Levitin // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. - 2011. - Vol. 37. - No. 3, pp. 921-934.
12. Riley, K. Understanding piano playing through MIDI: Students' perspectives on performance analysis and learning [Text] / K. Riley // American Music Teacher. - 2005. - Pp. 33-37.
13. Ингарден, Р. Исследования по эстетике [Текст] / Р. Ингарден / Пер. с пол. А. Ермилова и Б. Фёдорова. - М. : Издательство иностранной литературы, 1962. -572 с.
14. Старчеус, М. С. Слух музыканта [Текст] / М. С. Старчеус. - М. : Изд-во Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского, 2003. - 640 с.
15. Старчеус, М. С. Личность музыканта [Текст] / М. С. Старчеус - М. : Изд-во Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского, 2012. - 848 с.
16. Цыпин, Г. М. Обучение игре на фортепиано [Текст] / Г. М. Цыпин. - М. : Просвещение, 1984. - 176 с.
17. Швейцер, А. Жизнь и мысли [Текст] / А. Швейцер ; сост., пер. с нем., послесл., прим. и указатели А. Л. Чернявского. -М. : Республика, 1996. - 528 с.
REFERENCES
1. Lukashova S. S. Model' organizatsii peda-gogicheskogo protsessa podgotovki muzykantov-ispolnitelei na osnove sredstv informatsionnykh tekhnologii. Vektor nauki TGU. 2014. No. 3 (29), pp. 304-308.
2. Loseva L. Yu., Solov'jova, I. V. Primenenie in-formatsionnykh i komp'yuternykh tekhnologii
v muzykal'nom obrazovanii. Pedagogicheskii zhumal. 2015. No. 1, 2, pp. 30-46.
3. Pankevich R. V. Innovatsionnye metody primeneniya informatsionnykh tekhnologii v muzykal'nom obrazovanii. Pedagogiches-koe obrazovanie v Rossii. 2015. No. 7, pp. 147-151.
4. Otborochnyi tur "e-Piano Junior Competition" v Moskve. Igraem s nachala. Sait vserossiiskoi muzykal'no-informatsionnoi gazety. Tekstovye dannye. B. i., 2011. URL: http://gazetaigraem.ru/a14201104 (data ob-rashcheniya 18.02.2016).
5. Royal' budushchego - Disklavier. Yamaha. Tekstovye dannye. Copyright © 2016 Yamaha Corporation / Yamaha Music Russia. All rights reserved, 2016. URL: http://ru.yamaha.com/ru/services/yasm/ disklavier (data obrashcheniya 18.02.2016).
6. YAMAHA DC1M4 PB IV disklavir-sailent. YAMAHA. Tekstovye dannye. © YAMAHA-M.RU, 2016. URL: http://yamaha-m.ru/ shop/UID_338.html (data obrashcheniya 18.02.2016).
7. DisklavierTM:Royali i pianino: Sozdany dlya tvorchestva. Seriya Mark IV polnofunk-tsional'nye royali. Tekstovye dannye. YA-NAHA CORPORATION P.O. Box 3, Hama-matsu, 430-8651 Japan - Piano Website -http://disklavier.yamaha-europe.com/ URL: http://download.yamaha.com/api/asset/ file/?asset_id=45402&language=ru&site=ru. yamaha.com (data obrashcheniya 18.02. 2016).
8. Disklavier | VIDEO WALL. Mashpedia. Elek-tronnye video dannye. © Mashpedia, 20092016. URL: http://www.mashpedia.com/Disk-lavier (data obrashcheniya 18.02. 2016).
9. Illarionova E. N., Minnegalieva M. G. Tra-ditsii i innovatsionnye tekhnologii v muzy-kal'nom iskusstve i obrazovanii. Vestnik Magnitogorskoi konservatorii. 2014. No. 2, 1, pp. 99-107.
10. Borodin A. B. Beseda s Ekaterinoi Mecheti-noi: "V muzyku dolzhny idti te molodye lyudi, kotorye absolyutno chjotko osoznayut, chto bez muzyki im zhizni net". Vestnik Kem-erovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2014. No. 28, pp. 151-155.
11. Bhatara Anjali, Tirovolas Anna K., Duan Levy Bianca, Levitin Daniel J. Perception
of Emotional Expression in Musical Performance. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2011. Vol. 37. No. 3, pp. 921-934.
12. Riley K. Understanding piano playing through MIDI: Students' perspectives on performance analysis and learning. American Music Teacher. 2005, pp. 33-37.
13. Ingarden R. Issledovaniya po estetike. Per. s pol'. A. Ermilova i B. Fjodorova. Moscow: Izdatel'stvo inostrannoi literatury, 1962. 572 p.
14. Starcheus M. S. Slukh muzykanta. Moscow: Izd-vo Mosk. gos. konservatorii im. P. I. Chai-kovskogo, 2003. 640 p.
15. Starcheus M. S. Lichnost' muzykanta. Moscow: Izd-vo Mosk. gos. konservatorii im. P. I. Chaikovskogo, 2012. 848 p.
16. Tsypin G. M. Obuchenie igre na fortepiano. Moscow: Prosveshchenie, 1984. 176 p.
17. Shveitser A. Zhizn' i mysli. Sost., per. s nem., poslesl., prim. i ukazateli A. L. Cher-nyavskogo. Moscow: Respublika, 1996. 528 p.
171