УЧЕНЫЕ - ПРАКТИКАМ
ДИСГРАФИЯ У УЧАЩИХСЯ С РИНОЛАЛИЕИ
Репина 3. А.
§ 1. Генезис нарушения письма
Для понимания причин специфических ошибок письма у учащихся с ринолали-ей обратимся к анализу расстройств звуко-произношения.
Дефекты в анатомии органов речи (различного рода расщелины нёба, верхней губы., конусообразное или плоское небо, аномалии развития зубочелюстной системы:: неправильное соотношение зубных рядов, прогения, прогнатия, боковой открытый прикус, передний открытый прикус и т. п.) приводят к компенсаторному перемещению артикуляционных зон, к поискам удобного артикуляционного участка, в результате чего образуются неправильные способы овладения звуками.
Так, при произнесении гласных звуков отмечается недифференцированная артикуляция с затушевыванием противопоставления их по признаку высоты, ряда и огубленности.
Гласный а артикулируется при почти закрытом рте с некоторым подниманием спинки языка и оттягиванием кончика его назад. Произнесение гласных заднего ряда верхнего и среднего подъема у, о характеризуется излишним подъемом спинки языка и. недостаточной лабиализацией, что сближает их в произношении. Гласный переднего ряда среднего подъема э произносится с чрезмерным поднятием спинки и корня языка и оттягиванием кончика его назад, в результате э получает звучание, близкое к звуку ы. При произнесении гласного переднего ряда верхнего подъема и кончик языка оттягивается назад, что сближает этот гласный в произношении со звуком ы.
Все гласные звуки произносятся с носовым оттенком: менее: ринофонически звучит
а, наиболее назализованными в произношении оказываются гласные и, у.
Весьма распространены дефекты произношения согласных звуков. Свистящие с, з артикулируются с чрезмерным подниманием корня и спинки языка и оттягиванием кончика его назад. Для них характерен щипящий сиг-матизм. Акустически они воспринимаются как нечто среднее между звуками с—ш, з—ж. Довольно часто отмечается боковое и мягкое произношение, нередко мягкое произношение свистящих звуков сочетается с боковым. На-
г. Екатеринбург
блюдается замена звука з искаженным звуком с. Свистящие звуки оказываются наиболее назализованными в произношении, что отражается на их внятности.
Характерным недостатком произношения щипящих ш, ж является смягчение и сближение их со свистящими с, з. Звуки ш и ж артикулируются с подниманием средней части спинки языка, опусканием и оттягиванием кончика его назад, что и обусловливает их мягкое произношение. Нередко наблюдается боковое произношение, замена звуков ш, ж искаженными с, з. Согласный щ в основном заменяется звуками т и с или звуком ш. Произнесение аффрикат ц и ч характеризуется расщеплением их на составляющие части, тенденцией сближения звука ч со звуками щ, ц или полным отождествлением с последним.
Затрудненность тонких движений задней части спинки языка приводит к тому, что звуки к, г в произношении учащихся отсутствуют, заменяются фрикативным х или искаженными т, д. Наблюдается оглушение звука г. Звуки г, д смягчаются и сближаются со звуками к, г. В случае дефектного произнесения они артикулируются с подниманием средней части спинки языка и оттягиванием кончика его назад, в результате чего получаются звуки, близкие к звукам к, г. При патологическом состоянии полости носа и носоглотки, а также при тяжелой форме назальности звуки т и д заменяются носовым звуком н. Наблюдается также замена звука д искаженным звуком т.
Наиболее распространенными дефектами произношения согласного р являются задненёбное, боковое, одноударное произношение, замена р звуком л. Звук л произносится чаще всего смягченно, при тяжелой форме назальности заменяется звуком н, нередко наблюдается боковое произношение, замена его звуком в.
При произнесении звука м обнаруживается тенденция сближения его со звуком н или полное отождествление с последним.. В большинстве случаев звуки м и н. производятся учащимися с небольшим подниманием спинки языка и оттягиванием кончика его назад. Губы при произнесении звука м малоподвижны, почти не принимают участия в его образовании. Значительное сходство звучания
носовых звуков, а также стирание артикуляционных различий затрудняет их дифференциацию на слух, что, в свою очередь, препятствует формированию каждой из этих фонем как самостоятельных образований. Нередко наблюдаются замены носовых м и н парными согласными б, д, что обусловлено не только дефектами нёбно-глоточного замыкания, но к патологическим состоянием полости, носа и носоглотки.
Таким образом, недостатки произношения учащихся выражаются в отсутствии звуков, их искажении, различного рода заменах, а также в сближении артикуляционных укладов гласных {у—о, а—о, ы—и и др.) и согласных звуков (с—ш, з— ж, ч—щ, ч—ц, т—к, д—г, т—х, р—л, м—н, твердых и мягких и т. д.), что связано с ограниченной подвижностью губ, челюсти, патологическим состоянием носа и носоглотки, с неправильным развитием и функционированием языка (корень языка утолщен, западает назад, к глотке, задняя часть спинки языка, имеет тенденцию подниматься кверху, кончик его оттянут от нижних резцов и не принимает участия в артикуляции) в результате его усиленной работы (главным образом, корня и боков) для проталкивания пищи и в силу создавшейся привычки закрывать им расщелину неба. Нарушение функции мягкого нёба и, значит, неполноценность нёбно-глоточного затвора, а также последующее понижение давления воздуха в ротовой полости и утечка его через носовую полость (77-80 %) ведут к стиранию противопоставленности звуков по признаку «ротовой-носовой», к затушевыванию различий в артикуляции их не только по месту, но и по способу образования (фрикативный - смычный -аффрикативный - дрожащий). Недифференцированная артикуляция гласных и согласных звуков, а также недостаточное звучание голосового аккомпанемента обусловливают дефекты произношения, выражающиеся в смешениях звуков, нестойком пользовании ими в речи, большой вариативности их употребления. Замены и смешения звуков наблюдаются между определенными фонетическими группами. Таковы взаимные смешения и замены носовых звуков {м—н, и—м], носовых и ротовых (м—б, н.—д, н—г, н—л, л—и), свистящих и щипящих (с—ш, з—ж, ч,—с, ш—с), смешения и 'замены внутри группы свистящих (с—ц, ц—с} и щипящих (ш—ч, ш—щ, ч—щ ,ч—ш}, р и л, звонких и глухих [п—б, т—д, к—г, ш—ж, с—з, ф—в), твердых и мягких, звуков г, д и к, г, х {т
— к,г — х, к:— т, д — г, к — д, д —т).
Наряду с перечисленными недостатка-
ми произношения отмечается специфическая окраска гласных и согласных звуков - щелкающий призвук, храп, свист, придыхание, гортанность, т.е. страдает не только артикуляция, но и развитие просодических элементов речи.
Неумение воспроизвести артикуляци-онно фонологические противопоставления в языке, а также недостаточное звучание голосового аккомпанемента препятствуют четкому различению звуков не только в устной речи, но и на письме.
Отсутствие кинестетической опоры лишает учащихся возможности опереться на артикуляционные различия при уточнении звукового состава слова, что и обусловливает замены букв. В устной речи в большинстве случаев наблюдается недостаточное различение какого-либо одного признака попарно противопоставленных фонем. Это же явление обнаруживается и в заменах букв, Однако у учащихся встречаются смешения, которые отражают и более сложные фонематические связи, что приводит к грубым искажениям устной и особенно письменной речи. Например, вместо слова «дорога» дети могут написать доро-да, дорона, дорока, дорога; вместо слова «щенка» - ченка, сенка, хенка, тенка.
Таким образом, замены букв, соответствующих определенным гласным и согласным звукам, отражают прежде всего несфор-мированность фонем, недостаточное различение их, что обусловлено неполноценностью кинестетического (артикуляционного) анализа.
Чтобы правильно написать слово, недостаточно выделить и уточнить его звуковую характеристику, необходимо также четко разграничивать звуки по их кинестетическим основам, по месту и способу образования. У наших испытуемых оказалась нарушенной одна из психологических предпосылок письма - проговаривание звукового состава записываемого слова, которое помогает не только конкретизировать звуковой состав слова, но и превратить слышимые в данный момент звуковые варианты в четкие речевые звуки-в фонемы.
Возникновение нарушений письма у учащихся с врожденным расщеплением губы и нёба можно представить схематично:
Дефекты в анатомии органов речи
Нарушение развития и функционирования органов речи (языка, губ, челюсти, мягкого неба и т.д.)
Дефекты гласных и согласных звуков по всем дифференциальным признакам
Нечеткое различение звуков речи из-за неспособности адекватно реализовывать в движениях артикуляции фонологические противопоставления фонем
Затруднения в овладении фонематическим анализом вследствие нарушения звукоразличения
Специфические замены букв и другие ошибки в письме как результат недоразвития фонематического слуха и восприятия
Для подтверждения сказанного обратимся к примерам нарушения письма учащихся с ринолалией.
НАБЛЮДЕНИЕ 1
Галя Л., 8 лет, ученица подготовительного класса. При обследовании артикуляционного аппарата обнаруживаются тонкие послеоперационные швы на верхней губе. В полости рта сквозная двусторонняя расщелина нёба. Движения верхней губы, челюсти, языка ограничены. Слух и зрение в пределах нормы. Галя контактна, любит играть с детьми своего возраста. Семейные условия благоприятные.
Обследование состояния звукопроиз-ношения выявило грубые его недостатки. При произнесении шипящих ш, ж, щ наблюдаются боковой сигматизм и нижняя артикуляция; свистящие с, з — мягкие, звук р — горловой, аффрикаты ц и ч отсутствуют, в потоке речи взаимозаменяются г и с; к и г — горловые, в свободной речи опускаются. Звуки г и д произносятся с подниманием средней части спинки языка к нёбу, опусканием и оттягиванием кончика его назад, что сближает, их в произношении со звуками к и г. Гласные звуки произносятся недифференцированно, с резко выраженным носовым выдохом. В диктантах девочка допускала специфические взаимозаме-щения букв, соответствующих звукам: д — т
— к — с, д — т—б — с, п — б — д, н — к, т — к, г — к, т — с, щ — ч, ж — з, ц — с, м — л, ю
— у, о — е, а — я.
НАБЛЮДЕНИЕ 2
Нина Е., 8 лет, ученица подготовительного класса. При обследовании артикуляционного аппарата обнаружено: нёбо после уранопластики несколько укорочено, имеется пассивное нёбно-глоточное замыкание. Исследо-
вание двигательной функции органов речевого аппарата свидетельствует об ограниченной подвижности мышц мягкого нёба, задней стенки глотки, нижней челюсти, губ, кончика и корня языка. Движения языка в стороны ограничены, вверх поднимается с трудом, удерживается в данном положении несколько секунд. Движения губ в положении «трубочка», «улыбка» затруднены. Небные и глоточные рефлексы отсутствуют. Наблюдается повышенная саливация, амимия мышц нижней половины лица. Девочка моторно неловка, несколько затруднены мелкие движения пальцев рук. Заключение невропатолога: остаточные явления перенесенного органического поражения центральной нервной системы. Ринолалия, осложненная пссвдобульбарной дизартрией, Слух и зрение в норме.
Речь Нины смазанная, назализованная. Голос тихий, слабый. Гласные звуки произносит недифференцированно, с резким носовым оттенком.
При произнесении согласных наблюдается тенденция сближения артикуляционных укладов многих групп звуков: свистящих и шипящих, твердых и мягких, переднеязычных г, д и задненёбных к, г, звонких и глухих. Сонанты р, л в речи отсутствуют. Девочка допускала фонематические замены букв, соответствующих звукам: ч — с — з — ж {кузн.есик.и — кузнезики — «кузнечики», жижи—«чижи», Жуэхка—«Жучка»), с—ц—ч {цолнце—
«солнце», ле-сит—«лечит»}, щ—ц [яцик— «ящик»), ц—ст (лиситса—«лисица»), р—л (подвели—«на двери»), л—и (дятый—«дятел»), д—т, о—п (толпил— «долбил», пижит— «бежит», ситит—«сидит»), я—е, ы—и, о—е (Дун-а— «Дуня», еризот—«грызет»), т—т' {играт—«играть»).
НАБЛЮДЕНИЕ 3
Лариса Т., 9 лет, ученица подготовительного класса. При обследовании артикуляционного аппарата обнаруживается несквозная частичная расщелина нёба. Слух и зрение в пределах нормы. Девочка замкнута, крайне медлительна при выполнении любых заданий.
Исследование двигательной функции артикуляционного аппарата свидетельствует об ограниченной подвижности нижней челюсти, губ, кончика и корня языка. Голос приглушенный, со значительным изменением тембра.
Утечка воздуха через нос — 700 мл. Жизненная емкость легких снижена на 82 °/о.
Характерной особенностью звукопроиз-ношения Ларисы является искаженная и недифференцированная артикуляция гласных и согласных звуков. Обследование, проведенное в
конце обучения в подготовительном классе, выявило тяжелые расстройства письменной речи.
В письме девочки отмечается своеобразное отражение затруднений в различении звуков: звонких и глухих т - д, б - п, г - к, Занятие - с; свистящих ц - с; шипящих щ - ч; звуков т', ч; твердых и мягких и - я, о - е, ы - и.
Приведенные наблюдения указывают на то, что расстройства артикуляции у школьников с врожденным расщеплением губы и нёба могут сопровождаться нарушениями письма.
§ 2. Характеристика нарушений письма
Для учащихся с врожденным расщеплением губы и нёба характерны главным образом замены букв, отражающие недоразвитие фонематической системы языка.
1. Наиболее специфичными являются замены букв, соответствующих ротовым и носовым звукам: г-н, л-н, д-гн, т-н, м-б, б-м; взаимозамещения букв, соответствующих носовым звукам: м-н, н-м, например, купила вместо, «купила», ве селъе - «веселье», светный -«светлый», на тонах - «на токах», дад - «над», дени - «дети», Моря - «Боря».
Данные ошибки свидетельствуют о влиянии носового оттенка речи на процесс фо-немообразования.
2. Большое количество замен букв относится и гласным звукам. Школьники ошибаются в словах не только с безударными гласными; заречала, сарушала вместо «зарычала», ячыриса - «ящерица», ли-тают - «летают», но и в тех случаях, когда гласная находится под ударением, например вместо буквы у употребляют о, а вместо а - о: Доня вместо «Дуня», у Морки - «у Мурки», в коклу - «в куклу», врач - «врач», клают - «клюют» и т. п.
3. Нередко учащиеся допускают замены гласных, когда ими обозначается мягкость предшествующих согласных: на бруках вместо «на брюках», клоны - «клены», опат - «опять» и т. п.
4. С недостаточным различением твердых и мягких звуков связаны ошибки употребления букв ы и и: пионери вместо «пионеры», риба—«рыба» и т. п.
5. Данным ошибкам часто сопутствует неправильное употребление мягкого знака: ехат вместо «ехать», трещат - «трещать», болшой - «большой», листя - «листья», в банъке плавали. Рибы - «в банке плавали рыбы» и т п.
6. Значительное число специфических замен букв касается звонких и глухих звуков, например: хотили вместо «ходили», толпит -«долбит», пелка - «белка», дрыщат - «трещат», дяд-лы - «дятлы», боную - «полную», блескалисъ
- «плескались», картовел - «картофель».
7. В письменных работах учащихся наблюдаются различные варианты ошибок данного типа: и в одних случаях замены звонких глухими, в других - глухих звонкими, в третьих - двусторонние замены букв, например: На-даша вместо «Наташа», етет - «едет», ерук -«крюк», корка - «горка», в лезу - «в лесу», кри-зот - «грызет».
8. Распространены взаимозамещения букв, соответствующих свистящим звукам: лисиса - «лисица», птисы - «птицы», заяс -«заяц», экскурция - «экскурсия»; замены букв, соответствующих свистящим и шипящим звукам: сенка вместо «щенка», бережа - «береза», носницы - «ножницы», лезит - «лежит», кузне-сики - «кузнечики», девоцка - «девочка» и т. п.
9. Довольно большую группу составляют ошибки, отражающие расщепление аффрикат: тапля вместо «цапля», тижи - «чижи», сверток - «сверчок», тепъ - «цепь», светы - «цветы» и т. п.
10. Неправильное употребление согласных характеризуется также:
• взаимозамещениями букв, соответствующих звукам т-д-к-г-х: крешат вместо «трещат», ручеёт - «ручеёк», кор-мик -«кормит», ёлочта - «ёлочка», донит - «гонит», долдо-жданный - «долгожданный», неподода - «непогода», авдуст - «август», хоренъя - «коренья»;
• смешениями букв, соответствующих звукам б-в-д-ф-у-д: бйёг гнездо вместо «вьёт гнездо», дот-«вот», деревъя - «деревья», долпит - «долбит», выдегали - «выбегали», десетка - «беседка»;
• заменами буквой х букв, соответствующих свистящим и шипящим звукам: хвехая вместо «свежая», побехала - «побежала»,, хурав-линая - «журавлиная», дорохной - «дорожный», по-хел - «потел», херно - «зерно»;
• смешениями букв, соответствующих зву-
кам л и в, л и я, ли: нащупав—«нащупал», собирая—«собирала», увидел—
.«увидела», стрейка—«стрелка»;
• взаимозамещениями букв, соответствующих звукам р и. л: класная вместо «красная», плодали - «продали», приклепал - «прикрепил», грина - «глина», грянул - «глянул».
11. Помимо фонематических замен букв в диктантах учащихся наблюдаются и такие ошибки, как сокращение стечений согласных (пицы вместо «птицы», девока - «девочка»); опускание букв (устах вместо «в кустах», сеёжки - «серёжки»); вставка лишних букв (синтца вместо «синица», третчат -«трещат», надерели - «надели»); недописыва-
ние окончаний {летя вместо - «летят», бели -«белый», пушисты - «пушистый»). Такого рода ошибки можно встретить и у школьников с нормальным речевым развитием, однако в письменной речи учащихся с фонетико-фо-нематическим недоразвитием они являются более стойкими и шире распространены. Большое количество перечисленных ошибок объясняется недостаточным фонематическим развитием детей. Для иллюстрации сказанного приведем следующие факты:
Лена А., ученица подготовительного класса, не дифференцируя звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки, пишет кузснечики вместо «кузнечики», взаяли - «взяли»; Слава А., ученик первого класса,.не различая звуки с-н, ц-ч-г-д, пишет линитча, лисидца вместо «лисица», заяетц - «заяц», не дифференцируя носовые м-н,-огроная вместо «огромная». Алеша К., ученик второго класса, не дифференцируя гласные звуки, л и и, пишет еожит вместо «ёжик», столят - «стоят», скулий - «скулил», собирая -«собирала».
§ 3. Соотношение между недостатками произношения и письма
Рассмотренные группы ошибок, на первый взгляд, могут показаться прямым перенесением дефектного произношения на письмо. Однако сопоставление недостатков устной и письменной речи показывает, что письмо учащихся с ринолалией во многом обусловлено искаженным произношением звуков речи, но полного соответствия ошибок письма дефектам артикуляции не наблюдается. Так, у Инны М., ученицы первого класса, недифференцированное произношение звонких и глухих находит отражение на письме, а у Алеши К., ученика первого класса, правильное произношение звуков б, д, г сочетается с неправильным употреблением их на письме. Большинство учащихся искажали звук р, но замен букв, соответствующих данному звуку, оказалось немного.
Обнаруженное соответствие ошибок в употреблении букв дефектам произношения делает очевидной связь между специфическими заменами в письме и речевым развитием детей. Однако ошибки письменной речи чаще всего распространяются не только на те звуки, произношение которых страдает, а на всю звукобуквенную систему. Такое соотношение дефектов произношения и конкретных ошибок письма связано с тем, что каждая фонема представляет собой совокупность дифференциальных признаков, по которым она проти-
вопоставлена другим фонемам. Например, фонема д обладает следующими дифференциальными признаками, по которым она противостоит другим фонемам; звонкая (противостоит глухой т: дом-том); твердая (противостоит мягкой д: рады-ради}; смычная (противостоит щелевой з: дуб-зуб); переднеязычная (противостоит заднеязычной г: дам-гам); чистая (противостоит носовой н: дам-нам).
Становится понятным, что фонема д может обнаруживать связь по одному признаку с каким-либо одним звуком и по другому признаку —с другим. Вследствие этого искаженное артикулирование или отсутствие звука вообще оказывают влияние на качество других звуковых представлений, т. е. влияние артикуляционных затруднений на дефекты письма связано с неправильным формированием общих звуковых представлений. В нашем примере неправильно произносимый звук д может смешиваться в восприятии со следующими звуками: д'—т—т'— г—г' — к—к', — х— х' —
з — з' — с —с' — ж —ш и т. п. Поэтому в письме учащихся нередки грубые специфические замены букв, которые отражают сложные фонематические связи (дети пишут: трасдая, градная, драстая, хратгая вместо «красная»).
Таким образом, каждая фонема характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками являются звонкость-глухость, твердость-мягкость, способ и место образования, участие небной занавески. Следовательно, ни одну фонему нельзя рассматривать вне общего звукового фона, вне ее отношения к другим фонемам, от которых она отличается теми или иными признаками.
Несформированность представлений о звуковом составе слова ярко отражена в «поисковой ситуации» — многочисленных повторениях отдельных элементов слова, исправлениях в тексте диктанта.
Пониженная способность улавливать звуковые отношения, составляющие систему фонем русского языка, отражается не только в письменной речи, но и при выполнении учащимися специальных заданий: отбор слов, начинающихся с определенного звука; изображений предметов, названия которых сходны по звуковому составу и ритмическому контуру (корзина - картина, молоток - молоко - потолок), узнавание слогов с оппозиционными звуками (ла-на, да-па, та-ка, да-га) и др.
Обследование навыков звукового анализа показывает недостаточное овладение ими. При выделении звуков и определении их в слове встречаются затруднения, связанные с
тем, что учащиеся недостаточно четко дифференцируют константные фонематические свойства звука. Большие затруднения вызывают многосложные слова, стечения согласных звуков в слове, а также те случаи, когда требуется выделение звуков, близких по способу и месту образования.
§ 4. Анализ конкретных наблюдений
Рассмотрим примеры нарушения письма у учащихся с врожденным расщеплением губы и нёба.
НАБЛЮДЕНИЕ 4
Вова Ш., 10 лет, ученик третьего класса. В школе-интернате обучается первый год. В области твердого и мягкого нёба виден послеоперационный рубец. На границе мягкого и твердого неба обнаружен сквозной дефект. Крылья носа уплощены. При фонации мягкое небо малоподвижно, нёбно-глоточное замыкание отсутствует, что оказывает кардинальное влияние на звук голоса, на его резонанс. Объем движений языка недостаточен: кончик языка в спокойном состоянии оттянут назад, средняя и задняя части спинки языка подняты, корень утолщен. Подвижность губ ограничена, слух и зрение - в пределах нормы. Мальчик робок, застенчив, стесняется своего дефекта.
При обследовании произношения выявляются следующие дефекты: гласные звуки произносит с сильным носовым выдохом, наиболее назализованные при этом гласные и, у. Звуки ш, ж, - нижние, образуются с некоторым подниманием средней части спинки языка, опусканием и оттягиванием кончика его назад. При этом наблюдается тенденция сближения артикуляционных укладов данных звуков со звуками с, з, что обусловливает их взаимозамещение в речи. Так, Вова говорит жа горами вместо «за горами»; пезали вместо «бежали».
Недостатком произнесения аффрикаты
ч является сближение ее со звуком щ. Уклад речевых органов при произнесении данного звука почти совпадает с артикуляцией звука щ, так как при произнесении звука ч отсутствует момент смыкания спинки языка с нёбом. Стирание, артикуляционных различий при произнесении звуков щ и ч ведет к их взаимному смешению. В свободной речи звук ч мальчик произносит как щ (например, щайка вместо «чайка», пщелка вместо «пчелка», пещенъе -«печенье», лещик - «летчик», щисто - «чисто»), и наоборот, звук щ заменяет смазанным, нечетким звуком ч (например, чета вместо «щепка», чегол - «щегол», тречина - «трещина», овочи - «овощи»). Нередко в потоке речи
вместо звука ч. Вова употребляет звуки с, т.
Артикуляция звуков т, д смещена в область корня языка. При их произнесении кончик языка опущен, оттянут от нижних резцов, задняя и средняя части спинки языка подняты, напряжены, сближены с нёбом. В такой артикуляционной позиции произнесение звуков т н д сближается с произнесением звуков к и г, что ведет к смешению их в восприятии. Так, Вова вместо звука г произносит т, д (например, дорный вместо «горный», долова-«голова», дрязъ - «грязь»), и наоборот, вместо звука д употребляет г (например, грова вместо «дрова», гург - «друг», далеко - «далеко», гело
- «дело»}. Звук к в свободной речи мальчик чаще всего опускает или заменяет звуком т (например, онфета вместо «конфета», урот -«урок», поупта - «покупка». Вместо звука х он произносит к, г (скотник - «охотник», екатъ -«ехать», протладно - «прохладно»).
Из приведенных примеров видно, что у Вовы Ш, один и тот же звук имеет несколько заменителей. Ом может сказать гомик, комит, томик вместо «домик». У мальчика имеется тенденция к употреблению носовых звуков вместо ротовых (например, онин вместо «один», нопъ — «ночь»), глухие в его речи уподобляются звонким и т. п. Все согласные звуки в произношении назализованы.
Недостаточная дифференцированность движений органов речи не дает возможности мальчику опереться на артикуляционное различие указанных звуков, что ведет к смешению их в восприятии, к значительным затруднениям в звуковом анализе. Данные затруднения усугубляются отклонениями в области резонансно-акустического компонента речи.
Несколько экспериментальных фактов проиллюстрируют это утверждение.
Вове Ш, предложено отобрать картинки с изображением предметов, в названии которых присутствует звук. В качестве таковых он выбрал картинки, изображающие черепаху, чайник, ящик, сумку, щетку, самолет, ключ; звук щ — щенка, щипцы, овощи, кирпич, ключи, спички; звук д - диван, тумбочку, стол, гамак, книгу. Задание на определение первого звука в слове Вова выполнил так: «клумба» - д, «цветок» - с, ц, т, «бежали» - да, «дорога» - к, г, «густо» - д, т.
Проверка умения различать на слух звуки в слогах также обнаруживает недостаточное их различение. Так, наряду с правильными ответами вместо произнесенного ча Вова указывает на слог ща, вместо да - га, вместо ка - та. Не всегда мальчик может правильно определить количество слогов и звуков в словах. Особенно большие затруднения он испы-
тывает в случаях стечения согласных, а также при выделении звуков, близких по способу и месту образования.
Нечеткость представлений о звуковом составе слова находит выражение и в грубых нарушениях письма.
Пятнадцать ошибок из тридцати четырех допущенных приходятся на специфические .замены букв. Вова допускает замены букв, соответствующих звонким и глухим звукам (п — б, г — б), шипящих (щ— ч), шипящих и свистящих {ч.—с, з—ж, ж—з). При этом букву ч в письме он заменяет буквой с и буквой н; букву х — буквой к, вместо г пишет д и, наоборот, букву д заменяет буквой г. Наблюдаются взаимозамещения букв з—г—д. Характерны ошибки в употреблении гласных.
С тяжелым расстройством артикуляции и недоразвитием фонематического слуха связаны ошибочные добавления и опускания отдельных букв, .слогов. Так, не дифференцируя звуки з—г—д, Вова пишет согдрели вместо «созрели», не различая т—д—г, — огодороде вместо «огороде».
Кроме случаев, непосредственно связанных с дефектами произношения, у Вовы отмечаются ошибки в согласовании, употреблении предлогов, погрешности орфографического характера.
Чтение Вовы Ш. медленное, послого-вое, со специфическими заменами букв. Нередко по слогам слово прочитывает правильно, а при слитном повторении вместо этого слова произносит другое. Таким образом, отклонения в фонематическом развитии мальчика и, следовательно, в овладении письмом оказались вторичным проявлением основного дефекта артикуляции.
Затруднения в овладении звуковым составом слова у учащихся ярко выражены и в оформлении их речи. Устная и письменная речь учащихся нередко сопровождается «поисковыми ситуациями». Приведем примеры; характеризующие затруднения учащихся в оформлении звукового состава слова.
НАБЛЮДЕНИЕ 5'
Витя А., 9 лет, дублирует первый класс. При обследовании артикуляционного аппарата обнаруживается врожденная несквозная частичная расщелина нёба, аденоидные вегетации II степени, гипертрофия нижних носовых раковин, глубокий нёбный свод. Слух и зрение в пределах нормы. Мальчик застенчив, переживает свой дефект.
Исследование двигательной функции артикуляционного аппарата свидетельствует об ограниченной подвижности кончика и
корня языка, верхней губы, нижней челюсти. Голос приглушенный, со значительным изменением тембра.
В устной речи наблюдается боковой сигматизм шипящих и свистящих звуков. Шипящие звуки Витя произносит на нижней артикуляции, что сближает их в произношении со свистящими. Звук р отсутствует,, звуки к, г, х горловые, в свободной речи мальчик чаще всего опускает. Следствие нарушения резонансно-акустического компонента речи, не-дифференцированности движений губ, челюсти, языка — ошибки на смешение гласных,-а также звонких и глухих, твердых и мягких звуков. Данное явление ярко отражено в заменах букв. В письме Витя заменяет буквы, соответствующие звонким и глухим звукам, твердым и мягким, шипящим и свистящим, р и, неправильно употребляет гласные. Пытаясь уточнить звуковой состав слов, мальчик часто во время про-говаривания прибегает к закрыванию крыльев носа, просит повторить диктуемые слова, напряженно всматривается в лицо экспериментатора. Поиски звукового состава слова отражены и в оформлении письменных работ .
Таким образом, недостаточное овладение четкой кинестетической схемой приводит к значительным затруднениям в уточнении фонематического состава слова, что находит отражение в многочисленных заменах букв, в «поисковой ситуации»,
Недостаточной расчлененностью звукового состава слова вызваны такие ошибки, как сокращение стечений согласных в начале и середине слова; пропуск букв, соответствующих гласным и согласным звукам; вставка лишних букв, уподобление.
НАБЛЮДЕНИЕ 6
Слава А., 9 лет, ученик первого класса. Наблюдается неподготовленность мальчика к школьному обучению, особенно к усвоению грамоты.
Состояние артикуляционного аппарата: врожденная двусторонняя сквозная расщелина нёба, верхняя губа после хейлопластики (пластика верхней губы), движения се ограничены, имеется ложная прогения и недоразвитие фронтального отдела верхней челюсти. У мальчика отмечаются аденоидные разращения II степени, гипертрофия носовых раковин, искривление носовой перегородки. Слух и зрение в пределах нормы.
Речь приглушенная, смазанная, значительно изменен тембр голоса, что обусловлено не только наличием расщелины, но и аденоидными вегетациями, гипертрофическим ринитом. Дыхание недостаточно глубокое, резко
снижена жизненная емкость легких. Спирометрические данные указывают на значительную утечку воздуха через нос. Выдыхаемая струя воздуха слабая.
Обследование состояния звукопроиз-ношепия выявило его грубые недостатки.
При произнесении свистящих с, э наблюдается боковой сигматизм. В свободной речи нередко звуки з и с мальчик заменяет звуком х: хтол вместо «стол», хтена- «стена», оха- «коза», переха- «береза».
Шипящие ш, ж, щ произносит на нижней артикуляции с некоторым подниманием средней части спинки языка, опусканием и оттягиванием кончика его назад. Нижнее произношение данных звуков сочетается с боковым. При такой артикуляционной позиции произнесение звуков ш, щ, ж почти совпадает с произнесением звуков с, з, что не позволяет Славе опереться на артикуляционные различия в восприятии этих звуков и ведет к смешению их: зелтая вместо «желтая», зызнъ-«жизнь», шиски-«шишки», сенок-«щенок».
Аффрикаты ц и ч в .произношении не-дифференцированы. Недостатком произнесения звука ц является расщепление его на составляющие части. В свободной речи звук ц мальчик заменяет звуками, с, т иди произносит его как ст. сена вместо .«цена», тветок-«цветок», заяст-«заяц», сепъ-«цепь».. Недостаток произнесения звука ч выражается во взаимозамещении данного звука и звука щ. Отсутствие момента смыкания спинки языка с нёбом (у ребенка тяжелая форма расщепления неба) при произнесении звука ч вызывает стирание противопоставленностн звуков по признаку «фрикативный-аффрикат», что ведет к их смешению. По этой причине нередко Слава говорит овочи вместо «овощи» или, наоборот, ущеник вместо «ученик».
Нередко в потоке речи употребляет вместо смазанного, нечеткого ч звук с': девосъя вместо «девочка», зусит-«журчит». Звук р отсутствует, л заменяется звуком в: вапа вместо «лапа», вопата-«лопата».
Следствием неполного звучания голосового аккомпанемента, а также недостаточной дифференцированности движений губ и языка являются ошибки на смешение гласных: аголъки вместо «угольки», сетит—«сидит», яешки— , «орешки»; звонких и глухих: пабоч-ка вместо «бабочка», теди—«дети»; твердых и мягких звуков.
Дефекты фонетического оформления речи выражаются не только в смешениях, заменах звуков, но и в пропуске стечений согласных, выпадения безударного начала или конечной части слова, добавлении слогов, отдельных звуков: щука—«шутка», пока—«парта», толъни-ти—«школьники», иненер— «инженер», хио-ост—«хитрость», ход—«вход» пусти— «отпусти», свежи отух — «свежий воздух».
Таким образом, недостаточное кинестетическое познание свойств звуков речи приводит к смешению их в восприятии и тем самым создает неблагоприятные условия для овладения звуковым составом слова, о чем свидетельствуют и письменные работы мальчика. Несформированность представлений о звуковом составе слова ярко отражена не только в заменах букв, но и в «поисковой ситуации», что проявляется в многочисленных повторениях и исправлениях отдельных элементов слова.
Приведенные примеры наглядно показывают затруднения, связанные с пониженной способностью различать звуки речи, дифференцировать их константные фонематические свойства, что, в свою очередь, обусловлено нерасчлененностью их в произношении.
© З. А. Репина, 2008