Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 4
Направления повышения инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга и роль в этом государства
Directions of increase of investment attractiveness of St. Petersburg
and role of the state
УДК 330.322
М. С. Нагдиева, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва, Россия)
M. S. Nagdieva, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Moscow, Russia)
Статья посвящена актуальной проблеме повышения инвестиционной привлекательности региона. Исследовано влияние инвестиций на эффективное функционирование экономики региона, стимулирование долгосрочного экономического роста, формирование благоприятной экономической среды. Автором рассмотрен опыт Санкт-Петербурга как региона с наиболее эффективной инвестиционной политикой в России. Проведен анализ инвестиционной деятельности Санкт-Петербурга на современном этапе, раскрыты проблемы ее реализации, а также изучена роль региональных органов власти в повышении эффективности осуществления инвестиционной деятельности. Выявлено влияние региональных органов власти на формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе, развитие эффективной инвестиционной среды. Разработаны основные направления повышения инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная инфраструктура, инвестиционный проект, инвестиционный потенциал региона, агентства по привлечению инвестиций.
The article is devoted to the actual problem of increase of investment attractiveness of the region. The effect of the investment on the effective functioning of the economy of the region, stimulation of long-term economic growth, the creation of a favorable economic environment is studied. The author is considered the experience of St. Petersburg as a region with the most efficient investment policy in Russia. The investment activity in St. Petersburg at the present stage is analyzed, the problems of its realization are revealed, and also the role of regional authorities in increase in efficiency of implementation of investment activity is studied. The influence of regional authorities on the formation
© Нагдиева М. С., 2016
of a favorable investment climate in the region, the development of an efficient investment environment is revealed. Directions of increase of investment attractiveness of St. Petersburg are developed.
Keywords: investment, investment infrastructure, investment project, investment potential of the region, agencies on investment attraction.
Введение
Инвестиции в современных условиях — один из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований. Для города — это локомотив развития новых векторов экономического роста, увеличения инновационного потенциала и укрепления его статуса как важного игрока в глобальных бизнес-процессах. Инвестиции не только увеличивают объем производственных ресурсов города, но и повышают их качество благодаря внедрению различных изобретений, технологических новшеств и инновационных подходов [6, с. 8].
Санкт-Петербург признан лучшим городом России по качеству жизни, согласно данным исследования Есопот^ Intelligence Unit, проведенного в 2013 г.
Санкт-Петербург достиг серьезных успехов в области привлечения инвестиций за счет снижения административных барьеров, формирования благоприятной инвестиционной среды, повышения открытости информационной среды, создания механизмов налогового и финансового стимулирования инвестиций, кадрового обеспечения инвестиционных проектов, создания подготовленной для инвестиций инфраструктуры [11, с. 7].
На сегодняшний день в Санкт-Петербурге активно развивается множество механизмов, позволяющих инвесторам эффективно и безопасно вкладывать свои средства в развитие го-
Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 4
рода. Санкт-Петербург предлагает одни из самых лучших в России условий для инвестирования, чему способствует целенаправленная политика правительства города [12, с. 11].
Анализ инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге
Повышение уровня развития инфраструктуры региона как одного из факторов, влияющих на его инвестиционную привлекательность, является задачей государства. Для более оперативного и качественного развития территорий необходимо дополнительное частное финансирование. Вовлечение бизнеса в развитие инфраструктуры региона позволяет привлечь не только дополнительные инвестиции, но и передовые технологии. Развитие инфраструктуры создает базу и дает стимул для развития бизнеса, притока инвестиций, повышения качества жизни населения. Для повышения конкурентоспособности в глобальной борьбе за инвестиции регионам прежде всего необходимо четко сформулировать стратегию и определить ключевые векторы инвестиционного развития, а также сформировать команду высококлассных инвестиционных специалистов, способных достичь намеченных целей.
В настоящее время формируется концепция участия Санкт-Петербурга в международных инвестиционных форумах (MIPIM, Expo Real], основанная на принципах максимальной эффективности и результативности.
Участие Санкт-Петербурга в выставке профессионалов рынка недвижимости, инвестиций в недвижимость и риэлтерских услуг MIPIM—2013 (Канны, Франция, март). MIPIM — международный форум по вопросам
недвижимости, проводящийся ежегодно с 1990 года. Это место встречи руководителей компаний со всего мира для установления деловых контактов, представления новых проектов.
В 2013 г. в выставке участвовали представители 83 стран. Общее число участников выставки составило более 19000 человек, 4100 инвесторов. Участие в MIPIM является важной составляющей в развитии благоприятного имиджа любого города, позиционирующего себя в качестве инвестиционно привлекательного региона.
Расходы Санкт-Петербурга на участие в выставке профессионалов рынка недвижимости, инвестиций в недвижимость и риэлтерских услуг MIPIM в 2013 г. составили 9 560,1 тыс. руб.
Участие Санкт-Петербурга в Международной выставке коммерческой недвижимости Expo Real — 2013 (Мюнхен, Германия, октябрь)
Expo Real — международная отраслевая выставка в области коммерческой недвижимости. В 2013 г. в выставке участвовали представители 72 стран, 1610 компаний. Общее число участников выставки составило 37 000 человек.
В 2012 г. стоимость участия Санкт-Петербурга в выставке составляла 13 594,27 тыс. руб.
В связи с сокращением бюджетного финансирования участие в выставке в 2013 г. составляло 8 300,00 тыс. руб. и включало обеспечение выставочными площадями и расходы по функционированию стенда.
С начала 2015 г. на развитие экономики и социальной сферы в Санкт-Петербурге было использовано 282,2 млрд руб. инвестиций в основной капитал, что на 2,8 % меньше, чем за соответствующий период 2014 г. Наибольшая
Таблица 1
Расчет стоимости участия региона в выставке MIPIM—2013
№ пп Наименование статьи затрат Итого, тыс. руб.
1 Аренда выставочных площадей 5 7б1,8
2 Подготовка и согласование дизайна технического проекта стенда 373,45
3 Монтаж-демонтаж основных конструкций стенда 807,9
5 Аренда мебели 403,1
б Аренда электрооборудования б93,5
7 Обеспечение функционирования стенда 1 355,0
8 Организационные и накладные расходы 1б5,3
ИТОГО 9 5б0,1
Источник: Заявка на выделение дополнительных средств из бюджета Санкт-Петербурга на 2013 год по целевой статье 0921020 «Финансирование расходов на проведение мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга» / Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга.
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 4
Таблица 2
Расчет стоимости участия региона в выставке Expo Real — 2013
№ пп Наименование статьи затрат Итого, тыс. руб.
1 Аренда выставочных площадей 5 400,0
2 Подготовка проекта стенда 350,0
3 Монтаж-демонтаж основных конструкций стенда 500,0
5 Аренда мебели 300,0
6 Аренда электрооборудования 600,0
7 Обеспечение функционирования стенда 1 000,0
8 Организационные и накладные расходы 150,0
ИТОГО 8 300,0
Источник: Заявка на выделение дополнительных средств из бюджета Санкт-Петербурга на 2013 год по целевой статье 0921020 «Финансирование расходов на проведение мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга» / Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга.
доля инвестиций в основной капитал в Санкт-Петербурге была направлена на строительство зданий (кроме жилых] и сооружений — 36 %, на машины, оборудование, транспортные средства — 35 %, на строительство жилых домов — 26 %.
Основными источниками финансирования по Петербургу стали привлеченные средства организаций — 52 %, среди них наибольшую долю занимают бюджетные средства — 28 % и средства вышестоящих организаций — 7 %.
В Санкт-Петербурге значительно выросли инвестиционные вложения в таких организациях, как ФГБУК «Государственный Эрмитаж», ООО «Лукойл—Северо-Западнефтепродукт», Горный университет, ЗАО ССМО «ЛенСпецСму», снизились — в ООО «Воздушные ворота Северной столицы», ОАО «Ленэнерго», ОАО «Юго-Западная ТЭЦ», ООО «Ниссан Мэнуфэктуринг Рус», Комитет по строительству и других.
Основная доля инвестиций в основной капитал по Санкт-Петербургу была направлена в такие виды деятельности, как транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, обрабатывающие производства [4].
Общий объем финансовых вложений организаций (без субъектов малого предпринимательства] в январе — июне 2016 г. составил 3449,6 млрд рублей, в том числе на долгосрочные финансовые вложения приходилось 577,5 млрд руб., или 16,7 % [9, с. 30].
Санкт-Петербург традиционно занимает лидирующие позиции в международных и российских рейтингах, характеризующих как показатели социально-экономического развития регионов, так и их привлекательность с точки зрения инвестирования.
В мае 2014 г. в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации Агентства стратегических инициатив, направленном на формирование объективной комплексной оценки деятельности органов власти по улучшению бизнес-климата в регионах, Санкт-Петербург занял 2-е место среди 21 региона по направлению «Доступность ресурсов и качество инфраструктуры для бизнеса». По интегральному индексу Санкт-Петербург занял 20-е место, вошел в группу V — регионы, получившие самые низкие оценки.
Инвестиционный климат — это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых, климатических, природных, инфраструктурных и других факторов, предопределяющих степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования [1, с. 10].
Различают следующие виды инвестиционного климата:
• инвестиционный климат в масштабах группы стран (транснациональный);
• инвестиционный климат отдельного государства (национальный];
• инвестиционный климат региона (в рамках отдельного региона: штата, субъекта или другой внутригосударственной территориальной единицы];
• инвестиционный климат муниципального образования;
• инвестиционный климат отрасли.
Таким образом, укрупненно можно выделить:
— инвестиционный климат территории;
— инвестиционный климат отрасли (см. рисунок] [5, с. 15].
Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 4
Таблица 3
Инвестиции в нефинансовые активы
Структура инвестиций в нефинансовые активы в январе — июне
В % к общему объему инвестиций
2016 Справочно: 2015
Инвестиции 100 100
В том числе в:
в основной капитал 97,5 97,2
в непроизведенные 2,5 2,8
нефинансовые активы
Инвестиции в основной капитал организаций
Инвестиции в основной капитал
Всего, млрд рублей В % к соответствующему периоду прошлого года
2015
Январь—март 81,9 105,3
Январь—июнь 188,7 90,0
Январь—сентябрь 295,9 82,8
Январь—декабрь 521,3 89,0
2016
Январь—март 84,3 96,1
Январь—июнь 205,1 101,7
Видовая структура инвестиций в основной капитал в январе—июне 2016 года
млрд рублей В % к итогу
Инвестиции в основной капитал 205,1 100
в том числе в:
Жилища 33,7 16,4
Здания (кроме жилых) и 66,2 32,3
сооружения
Машины, оборудование, 97,2 47,4
транспортные средства,
производственный и
хозяйственный инвентарь
Прочие 8,0 3,9
Источник: Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга в январе—июле 2016: экономический доклад в таблицах. Санкт-Петербург, 2016. С. 31. Петростат — petrostat.gks.ru.
Виды инвестиционного климата
зз
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 4
Инвестиционный климат Санкт-Петербурга характеризуют долгосрочные кредитные рейтинги наиболее авторитетных международных рейтинговых агентств, согласно которым город относится к наиболее экономически развитым регионам России.
В 2014 г. международными агентствами Санкт-Петербургу присвоены следующие рейтинги:
— по данным рейтингов Fitch Ratings и Standard & Poor's: BBB (долгосрочный рейтинг в иностранной валюте — хорошая кредитоспособность, кредитный рейтинг — платежеспособность удовлетворительная];
— по данным рейтинга Doing Business — 2012: 1-е место среди регионов России по легкости регистрации предприятий;
— по данным рейтинга Moody's investors service: Ваа1 (обязательства подвержены умеренному кредитному риску].
Проведенный анализ показал, что по рейтингу инвестиционной привлекательности регионов России Санкт-Петербург занимает лидирующие позиции, обладая максимальным инвестиционным потенциалом и минимальным риском вложения инвестиций. Однако результаты первого национального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России показали, что Санкт-Петербург отстает от регионов-лидеров по показателям «Регуляторная среда» и «Институты бизнеса». В связи с этим Санкт-Петербургу придется приложить серьезные усилия в решении существующих проблемных вопросов, чтобы подняться с 20-го места на лидирующие позиции в национальном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России [3, с. 11—12].
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 10 Закона Санкт-Петербурга от 04.07.2007 № 371-77 «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге», Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 1039 «О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации» Правительство Санкт-Петербурга утвердило государственную программу Санкт-Петербурга «Экономическое развитие и экономика знаний в Санкт-Петербурге» на 2015—2020 гг. Цели государственной программы — создание условий для
обеспечения устойчивого экономического роста Санкт-Петербурга, формирование экономики, основанной на новых знаниях.
Общий объем финансирования государственной программы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга составляет 4507357,9 тыс. руб., в том числе по годам реализации:
2015 год — 712760,4 тыс. руб.;
2016 год — 692795,7 тыс. руб.;
2017 год — 715775,1 тыс. руб.;
2018 год — 755142,7 тыс. руб.;
2019 год — 795165,3 тыс. руб.;
2020 год — 835718,7 тыс. руб.
Реализация программы должна обеспечить к 2020 году:
• увеличение объема инвестиций в основной капитал до 982,7 млрд руб.;
• рост доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВРП Санкт-Петербурга до 20,7 %;
• улучшение условий ведения бизнеса в Санкт-Петербурге, в том числе снижение инвестиционных рисков, административных и иных ограничений;
• создание условий для повышения интереса инвесторов и привлечения частного капитала к решению задач городского развития;
• повышение научного и инновационного потенциала Санкт-Петербурга;
• рост эффективности частных и бюджетных инвестиций в экономику и инфраструктуру города [8].
Санкт-Петербург развивается по многовекторному пути, сочетая функции промышленного, инновационного, инвестиционного, делового, туристического и культурного центра. Если говорить об общественной инфраструктуре как наиболее дотационной, важно отметить, что при ограниченных возможностях бюджета по финансированию инфраструктурных проектов особое значение приобретает привлечение частных инвестиций. Это позволяет реализовать большее количество проектов и, соответственно, развивать инфраструктуру регионов ускоренными темпами по сравнению с чисто государственным финансированием [7, с. 38].
Основные задачи региональной инвестиционной политики
28 марта 2012 г. Правительством Санкт-Петербурга была утверждена концепция со-
Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 4
циально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года. Документ был создан комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли на основе опроса, проведенного среди 10 тыс. горожан. В концепции определены пять основных сфер, которые, по мнению респондентов, необходимо развивать в городе в первую очередь в ближайшие годы. Это транспорт и городская среда, образование, здравоохранение, благоустройство и культура. Очевидно, что затраты будут миллиардными и в городском бюджете таких средств в полной мере не найдется.
Сложившейся практикой является обращение регионов за помощью к федеральным властям. Формально в настоящее время привлечение средств бюджета Российской Федерации возможно только для реализации инвестиционных проектов, имеющих федеральное значение.
Получить федеральные средства субъект Федерации может, включившись в федерально-целевые программы (ФЦП]. Возможность получения средств из федерального бюджета обусловлена во многом качеством подготовки документов и наличием хорошо подготовленных проектов, а также умением выстраивать диалог с федеральными властями [10, с. 22].
Территория города в настоящий момент имеет сложившуюся с административной и функциональной точек зрения структуру, которая в перспективном периоде подвергнется относительно небольшим изменениям, обусловленным тенденцией к смещению концентрации общественно-деловых функциональных зон к центру города, производственных зон — в окраинные его части, с сопутствующим возникновением новых функциональных зон инженерной и транспортной инфраструктуры, увеличением доли зон жилой застройки и рекреационных зон в общей площади территории города.
Среди наиболее привлекательных территорий для осуществления инвестиционной деятельности можно выделить:
1] территории исторического центра Санкт-Петербурга;
2] территории существующих и новых нежилых зон, расположенных вблизи границы города на землях Ленинградской области;
3] новые осваиваемые территории под жилищное строительство;
4] территории промышленной реконструкции.
К основным проблемам, затрудняющим размещение новых предприятий на территории города, относятся следующие: проблемы, связанные с инженерной и транспортной подготовкой территорий; проблемы прав собственности на объекты инвестиций; нежелание собственников реализовывать простаивающие площади. Решению перечисленных проблем будет способствовать планомерная подготовка площадок для размещения новых производств, включая инженерное и транспортное обеспечение данных территорий.
В то же время неудовлетворительной остается ситуация с обеспечением промышленных предприятий молодыми кадрами — выпускниками начального и среднего профессионального образования. Согласно данным опросов членов Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, предприятия испытывают нехватку квалифицированных экономистов, юристов, менеджеров; инженерных кадров; производственного персонала.
Одной из составляющих инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга выступает развитая транспортная и инженерная инфраструктура. Однако за последние годы накопился ряд системных проблем в различных отраслях городской инфраструктуры, которые сдерживают социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга. К основным из них относятся следующие:
— исчерпание пропускной способности ряда объектов транспортной инфраструктуры;
— отставание развития скоростного пассажирского транспорта от потребностей населения в перевозках;
— низкий технический уровень ряда инфраструктурных объектов, устаревание основных фондов, высокий удельный вес амортизированного оборудования;
— недостаток финансовых ресурсов для строительства и реконструкции объектов транспортной и инженерной инфраструктуры;
— ухудшение экологической ситуации [3, с. 14—15].
Зарубежные инвесторы, конечно, заинтересованы в наличии развитой инфраструктуры в регионе. И, конечно, инвестору интереснее приходить на уже готовую площадку со
всей инфраструктурой. Но такого, как правило, не бывает. Задача региона — на основании тех возможностей, которые у него есть, сделать предложение и исполнить его лучше, чем другой регион или страна-конкурент. И это уже вопрос профессионализма команды и проведения переговоров, заинтересованности власти в реальных действиях по привлечению инвестиций.
В идеале «инвестиционный блок» региона должен включать команду государственных служащих высшего уровня, которые работают в рамках, например, межведомственного комитета по инвестициям. Конечно, комитет должен оперативно реагировать на проблемы, которые у инвесторов возникают. Вторая составляющая «инвестиционного блока» — команда Агентства. Она должна работать на основании конкретного задания от региона с совершенно четкими показателями эффективности.
Наличие профессиональной команды по привлечению инвестиций — «инвестиционного спецназа» — является одним из ключевых элементов инвестиционной политики региона. На сегодняшний день ни в России, ни в регионах, за единичными исключениями, не существует команды, которая успешно на постоянной основе занималась бы активными целевыми коммуникациями с инвесторами, генерацией потока новых инвесторов, работой по привлечению иностранных инвестиций. Агентства по привлечению инвестиций, созданные в регионах, в основном не способны качественно выполнять свои функции в связи с дефицитом квалифицированных кадров, высокой зависимостью от региональных администраций, ограниченностью ресурсов (в том числе бюджетов).
Основные задачи регионального агентства по привлечению инвестиций — мониторинг инвестиционных намерений, генерация потока новых инвесторов, подготовка индивидуальных предложений, коммуникации с инвесторами, предоставление полной и профессиональной информации о регионе, о будущей площадке, о законодательстве, сопровождение инвестора. Основная задача региональных властей — организация комфортного процесса вхождения в регион и реализации проекта, разработка и утверждение понятных инвестору «правил игры», снятие административных ба-
рьеров, минимизация инфраструктурных ограничений [2, с. 32—33].
Чтобы привлекать инвестиции в финан-совонепривлекательные проекты, городские власти должны обеспечить наличие надлежащих гарантий для инвестора, такие как прозрачность и открытость проектов и порядка их реализации. Город должен предлагать частным партнерам условия сотрудничества, которые компенсировали бы экономическую непривлекательность социальных проектов, в первую очередь это могут быть налоговые льготы и выделение инвестору особых территорий для реализации коммерческих проектов. Лояльность города к социально ответственному инвестору может проявляться и в ускоренном согласовании коммерческих проектов, и в упрощенном выделении земельных участков для реализации социальных проектов. Привлечение инвесторов для реализации социальных проектов невозможно без снижения бюрократических барьеров и повышения открытости чиновников.
Главной задачей государственной политики по привлечению инвестиций является формирование благоприятной бизнес-среды. Правительства ориентируются прежде всего на необходимый объем и структуру финансовых потоков, которые необходимо привлечь, а также на повышение эффективности этих инвестиций. Формирование благоприятной для инвестиций городской среды — это системная работа, требующая комплексного подхода. Санкт-Петербургу необходима проактивная инвестиционная политика, направленная в том числе на привлечение максимального объема инвестиций из всех возможных источников, и профессиональная команда, которая будет способна ее реализовать. Практика показывает, что значимость инвестиционного потенциала региона при принятии решения об инвестировании часто переоценивается. Главное для инвестора — это готовность к сотрудничеству, понятные «правила игры», наличие профессиональной команды, которая будет способна грамотно и квалифицированно сопровождать инвестора на всех этапах реализации проекта. В итоге регионы с меньшим инвестиционным потенциалом, но с более активной инвестиционной политикой привлекают больший объем инвестиций, чем регионы со значительным инвестиционным потенциалом.
Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 4
Направления повышения инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга
В связи с вышеизложенным, считаю целесообразным выделить следующие направления повышения инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга:
1. Снижение административных барьеров и оптимизация схемы инвестиционного процесса в Санкт-Петербурге.
1.1. Формирование рабочей группы для выработки предложений по сокращению количества, сроков и стоимости процедур по основным индикаторам инвестиционного процесса, в том числе определенных исследованием «Ведение бизнеса в России — 2012».
1.2. Внедрение предложений по снижению количества, сроков и стоимости необходимых процедур по основным индикаторам инвестиционного процесса на основе предложений рабочей группы и лучших практик регионов Российской Федерации.
2. Развитие финансовых механизмов стимулирования инвестиционной деятельности.
2.1. Использование потенциала федеральных институтов развития.
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк]» участвует в реализации таких стратегических инвестиционных проектов Санкт-Петербурга, как развитие аэропорта «Пулково» и строительство автомагистрали «Западный скоростной диаметр».
2.2. Разработка механизмов налогового стимулирования на основе анализа применения налоговых льгот к инвестиционному процессу в Санкт-Петербурге.
3. Формирование и развитие инвестиционной инфраструктуры.
Реорганизация Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга в рамках новой структуры привлечения инвестиций в экономику Санкт-Петербурга по системе «единого окна». В результате реорганизации будет качественно усилено направление по привлечению инвестиций в экономику Санкт-Петербурга.
4. Разработка основных положений инвестиционной политики Санкт-Петербурга.
4.1. Формирование инвестиционного портфеля Санкт-Петербурга, а также анализ привлечения внешних инвестиций в перспективные отрасли Санкт-Петербурга.
4.2. Формирование реестра (базы данных] инвестиционных площадок (объектов] Санкт-Петербурга.
Одна из основных задач инвестиционной политики — создание единой базы данных потенциальных инвестиционных площадок на территории Санкт-Петербурга, обеспеченных полным или частичным объемом необходимой инфраструктуры, на которых возможна реализация инвестиционных проектов.
5. Продвижение инвестиционного потенциала Санкт-Петербурга.
5.1. Продвижение инвестиционных преимуществ и достижений Санкт-Петербурга на крупнейших международных площадках (участие Санкт-Петербурга в международных инвестиционных форумах (MIPIM, Expo Real] и т.д.]
5.2. Повышение эффективности межрегионального и международного сотрудничества.
5.3. Модернизация информационных ресурсов Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга в сети Интернет. Создание Единого информационного инвестиционного портала Санкт-Петербурга по принципу «единого окна».
6. Меры по созданию условий для улучшения инвестиционного климата в регионах, реализуемые совместно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».
6.1. Обеспечение соответствия инвестиционной политики Санкт-Петербурга Стандарту деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработанного АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».
6.1.1. Формирование и ежегодное обновление Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в регионе.
6.1.2. Наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов (промышленных парков, технологических парков].
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 4
Создание доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов является одним из приоритетных направлений развития города. В рамках развития транспортной инфраструктуры реализуются стратегические проекты строительства автомагистрали «Западного скоростного диаметра», построен Морской пассажирский терминал. Город активно развивает промышленный комплекс. В 2006 г. Санкт-Петербурге создана и функционирует особая экономическая зона технико-внедренческого (инновационного) типа (ОЭЗ ТВТ). Совместно Минкомсвязи РФ и Правительством Санкт-Петербурга в рамках госпрограммы «Создание в Российской Федерации технопарков в области высоких технологий», одобренной распоряжением Правительства РФ от 10.03.2008 № 328-р, создается Технопарк в сфере высоких технологий (ИТ-парк).
6.1.3. Наличие механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии региона и потребностям инвесторов.
Заключение
Сочетая в себе инновационные подходы к правовому регулированию инвестиционной деятельности, учитывающие современные потребности и интересы инвесторов, а также стремление сохранить и преумножить колоссальный исторический и культурный потенциал города, Санкт-Петербург представляет собой уникальную в своем роде среду для реализации различных инвестиционных проектов.
Таким образом, можно сделать вывод, что существует тесная взаимосвязь между эффективной инвестиционной политикой региона, направленной на достижение цели повышения инвестиционной привлекательности города, и текущей инвестиционной активностью экономических агентов.
Правильная, четко скоординированная инвестиционная политика региональных властей благоприятствует притоку инвестиций в регион, устойчивому долгосрочному экономическому росту, способствует созданию благоприятного инвестиционного климата и в целом улучшению социально-экономической ситуации в регионе.
Список литературы
1. Быстров О. Ф., Поздняков В. Я., Прудников В. М., Перцов В. В., Казаков С. В. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации. — М.: ИНФРА-М, 2008. 358 с.
2. Вдовин И. А. Формирование инвестиционного спецназа // Гид по инвестициям. 2012. № 12. С. 32—33.
3. Инвестиционная стратегия Санкт-Петербурга на период до 2030 года. СПб., 2015. С. 11—12, 14—15.
4. Инвестиции в экономику Санкт-Петербурга и Ленинградской области в январе—сентябре 2015 г.: офиц. сайт Федеральной службы государственной статистики по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области. URL: http://petrostat.gks.ru (дата обращения: 25.10.2016).
5. Литвинова В. В. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат региона: М.: Изд-во Финансового университета, 2013. 116 c.
6. Международный опыт функционирования Агентств по привлечению инвестиций — чем покорить сердце инвестора? // Гид по инвестициям. 2012. № 12. C. 8.
7. Нагдиева Ф. С., Нагдиева М. С. Формирование эффективного государственно-частного партнерства при реализации социально значимых проектов (на примере Санкт-Петербурга) // Научно-технические ведомости СПбГПУ Экономические науки. 2014. № 2 (192). C. 38.
8. О Государственной программе Санкт-Петербурга «Экономическое развитие и экономика знаний в Санкт-Петербурге» на 2015—2020 годы: Постановление от 23 июня 2014 г. № 496 // Правительство Санкт-Петербурга: офиц. сайт администрации Санкт-Петербурга. URL: http://gov.spb.ru/ (дата обращения: 20.10.2016).
9. Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга в январе—июле 2016: экономический доклад в таблицах. Санкт-Петербург, 2016. С. 30 // Офиц. сайт Федеральной службы государственной статистики по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области . URL: http://petrostat.gks.ru (дата обращения: 27.10.2016).
CORPORATE GOVERNANCE AND INNOVATIVE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE NORTH
Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 4
10 . Частные для общего // Гид по инвестициям. 2012. № 12. C. 22.
11. St-Petersburg. Main facts. St-Petersburg Government. 2012. P. 7.
12. Support of investment activity in St. Petersburg // Doing business in St. Petersburg. St. Petersburg Government, 2012. P. 11.
References
1. Bystrov O. F., Pozdnjakov V. Ja., Prudnikov V. M., Percov V. V., Kazakov S. V Upravlenie investicionnoj dejatel'nost'ju v regionah Rossijskoj Federacii. — M.: INFRA-M, 2008. 358 p.
2. Vdovin I. A. Formirovanie investicionnogo specnaza [Forming of investment special troop]// Gidpo investicijam, 2012. No. 12. Pp. 32—33.
3. Investicionnaja strategija Sankt-Peterburga na period do 2030 goda. [Investment strategy of St. Petersburg for the period till 2030]. St. Petersburg, 2015. P. 11—12, 14—15.
4. Investicii v jekonomiku Sankt-Peterburga i Leningradskoj oblasti v janvare-sentjabre 2015g. [Investments into economy of St. Petersburg and the Leningrad region in January-September 2015]: Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po gorodu Sankt-Peterburgu i Leningradskoj oblasti. Available at: petrostat.gks.ru (accessed 25.10.2016)
5. Litvinova V. V. Investicionnaja privlekatel'nost' i investicionnyj klimat regiona. — Moskva.: Finansovogo univer-siteta, 2013. 116 p.
6. Mezhdunarodnyj opyt funkcionirovanija Agentstv po privlecheniju investicij — chem pokorit' serdce investora? [The international experience of functioning of Agencies on investment attraction — how to win the heart of the investor?] // Gid po investicijam, 2012. No. 12. P. 8.
7. Nagdieva F. S., Nagdieva M. S. Formirovanie jeffektivnogo gosudarstvenno-chastnogo partnerstva pri realizacii social'no-znachimyh proektov (na primere Sankt-Peterburga) [The formation of the effective mechanism of public private partnership in St. Petersburg in realization of socially significant projects]. Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. Jekonomicheskie nauki — St. Petersburg state polytechnical university journal. Economics. 2014. No. 2 (192). P. 38.
8. O Gosudarstvennoj programme Sankt-Peterburga «Jekonomicheskoe razvitie i jekonomika znanij v Sankt-Peterburge» na 2015—2020gody. Postanovlenie ot 23 ijunja 2014g. N 496. [About the state program of St. Petersburg «Economic development and economy of knowledge in St. Petersburg for 2015—2020. The resolution of June 23, 2014 N 496] Available at: http://gov.spb.ru/ (accessed 20.10.2016).
9. Social'no-jekonomicheskoe polozhenie Sankt-Peterburga v janvare-ijule 2016 [The socio-economic situation of St. Petersburg in January-July 2016] Jekonomicheskij doklad v tablicah, Sankt-Peterburg, 2016, s. 30. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po gorodu Sankt-Peterburgu i Leningradskoj oblasti. Available at: petrostat.gks.ru (accessed 27.10.2016).
10. Chastnye dlja obshhego [Private for the general] // Gid po investicijam, 2012. No. 12. P. 22.
11. St-Petersburg. Main facts . St-Petersburg Government 2012. P. 7
12. Support of investment activity in St. Petersburg // Doing business in St. Petersburg, St. Petersburg Government, 2012. P. 11.
Для цитирования: Нагдиева М. С. Направления повышения инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга и роль государства // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 4. С. 30—39.
For citation: Nagdieva M. S. Directions of increase of investment attractiveness of St. Petersburg and role of the state // Corporate governance and innovative economic development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 4. P. 30—39.