УДК 78.071.1
Татьяна Вячеславовна Смирнова
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки (Новосибирск, Россия). E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-1051-1539
ДИНАСТИИ ИТАЛЬЯНСКИХ МУЗЫКАНТОВ ПРИ ДВОРЕ ТЮДОРОВ
В статье представлена общая характеристика деятельности прибывших из Италии в Англию музыкантов и служивших впоследствии целыми династиями при дворе Тюдоров. Известные биографические факты, отклики современников о представителях музыкальных семей Бассано, Лупо и Феррабоско и краткий обзор их творческого наследия позволяют сделать выводы о важной роли итальянцев в процессах формирования и развития придворной культуры ренессансной Англии и её музыкально-звукового облика. Члены семьи Бассано, прославленные инструментальные мастера, исполнители и композиторы внесли особый вклад в развитие исполнительства на духовых инструментах. Музыкальная семья Лупо оставила значительный след в исполнительстве на виолах. Исполнительскую и композиторскую деятельность, по крайне мере один из членов семьи Феррабоско, Альфонсо-старший, совмещал с деятельностью тайного агента. Анализ композиторского наследия представителей названных музыкальных династий позволил обозначить их жанровые приоритеты, особое внимание к разработке избранных танцевальных жанров, а также мадригалов и возникших на их основе «мадригальных фантазий». Содержащиеся в статье иллюстрации сохранившихся старинных музыкальных инструментов, изготовленных Бассано, способствуют конкретизации некоторых представлений об используемом в исполнительской практике XVI века музыкальном инструментарии.
Ключевые слова: ренессансная Англия, Тюдоры, Бассано, Лупо, Феррабоско, старинные музыкальные инструменты
Для цитирования: Смирнова Т. В. Династии итальянских музыкантов при дворе Тюдоров // Музыка в системе культуры : Научный вестник Уральской консерватории. - 2022. - Вып. 30. -С. 19-29.
Эпоха королевской династии Тюдоров даже по прошествии многих столетий остаётся одной из наиболее ярких и значительных в английской истории и культуре. Династия правила с 1485 по 1603 год, всего 118 лет, за которые Англия смогла превратиться «из заштатного государства... в великую мировую державу» [1, 77], и которые по праву стали называть «Золотым веком» Англии и английского двора.
В области музыкального искусства эпоха Тюдоров непременно ассоциируется с достижениями «трёх великих „Т"» - Та-вернера, Тая и Таллиса - мастеров хорового письма, а также Бёрда, Морли и До-уленда, сыгравших важную роль в разви-
тии духовной и светской музыки. Наряду с английскими музыкантами свой особый вклад в процессы формирования и развития придворной культуры ренессансной Англии внесли иностранные, в том числе итальянские музыканты.
Одним из первых итальянских музыкантов, приглашённых к английскому двору, был Дионисио Меммо. Органист кафедрального собора Венеции Сан Марко прибыл в Лондон в 1516 году, где обрёл личное покровительство Генриха VIII и был удостоен различных преференций. Но спустя девять лет после своего приезда в Британию, Меммо, попав под подозрение как тайный агент венецианского Дожа,
спешно покинул английскую столицу. Ввиду несохранившегося композиторского наследия и весьма слабых представлений об особенностях исполнительского стиля мастера, затруднительно делать какие-либо выводы о степени его влияния на английских музыкантов.
Сравнительно с Меммо, более глубокий след в истории английской музыки оставили представители музыкальной семьи Бассано (см. рис. 1), прибывшие в Лондон в 1531 году также из Венеции, слывшей в XVI столетии «самым музыкальным городом в Европе» [6, 329-ЗЗО].
БАССАНО
Джеронимо Джакомо
[Пифаро]
(? -
1546/1550, Венеция)
(? - 1559/1566, Венеция)
Орсетта (?)
Джованни
(ок. 1558, Венеция - 1617, Венеция)
Альвизе Августин
(? -1554, Лондон) (?, Венеция - 1604, Лондон)
Лодовико
(? - 1593, Лондон),
супруг Елизаветы Даман
Лаура (?),
супруга Джозеффо Лупо
Гаспаро
(? - 1577, Лондон)
Антонио (I) Марк Антонио
(? - 1574, Лондон) (1546, Лондон - 1599, Лондон)
Артур Антонио (II)
(1547, Лондон - 1624, Лондон) (1579, Лондон - 1658, Лондон)
Эдуард (I)
(1551, Лондон - 1615, Лондон)
Андреа Томас
(1554, Лондон - 1626, Лондон) (1589, Лондон - 1617, Лондон)
Джеронимо (II) Сципион
(1559, Лондон - 1635, Лондон) (1586, Лондон - 1613, Лондон)
Эдуард (II)
(1588, Лондон - 1638, Лондон) Генри
(1597, Лондон - 1665, Лондон)
Елизавета
(1545, Лондон -1582, Лондон) Лукреция
(1556, Лондон - 1634, Лондон), супруга Николаса Ланье
Джованни
(? - 1570, Венеция)
Баттиста Эмилия
(? - 1576, Лондон) (1569, Лондон - 1645, Лондон), супруга Альфонсо Ланье (сына Лукреции Бассано и Николаса Ланье)
Рис. 1. Генеалогия семьи Бассано
Четверо из шести сыновей очень известного в Италии инструментального мастера и исполнителя на духовых инструментах Джеронимо Пифаро - Альвизе, Антонио, Гаспаро и Джованни - были приглашены ко двору Генриха VIII в группу исполнителей на шоумах и сакбутах. Но после своего первого визита в английскую столицу братья вернулись в Венецию. Спустя несколько лет, в 1538 году, Антонио вновь приехал в Лондон, получив назначение на придворную должность инструментального мастера. Немалые усилия, ввиду препятствия со стороны венецианского Дожа, пришлось приложить лично английскому королю, чтобы не только вернуть в Лондон трёх других братьев Бассано, но и добиться приезда их младшего брата Баттисты. Подобная целеустремлённость в заполучении венецианских музыкантов со всеми их инструментами вполне объяснима музыкальными и коллекционными интересами Генриха VIII, использующего всевозможные формы саморепрезентации, и отсутствием при английском королевском дворе своих ярких инструменталистов. К этому добавим, вслед за английским музыковедом Джоном Айзоном [6], подготовку английского двора к празднованию бракосочетания Генриха VIII с Анной Клевской.
Обосновавшиеся с осени 1539 года в Лондоне пять братьев Бассано организовали при дворе Recorder Consort - ансамбль исполнителей на духовых инструментах, а по завершении праздничных мероприятий получили пожизненный статус «музыкантов Его Величества Короля» [6, 332].
Поначалу духовой консорт состоял из пяти игроков, но позднее был расширен до шести участников: в 1550 году в него вошёл старший сын Альвизе - Августин. С постепенным уходом мастеров старшего поколения, заданные ими высокие стандарты исполнительства на духовых инструментах стали поддерживать их дети и внуки. Образовавшееся после смерти Альвизе вакантное место занял его младший сын Лодови-
ко. Должности Джованни, Антонио, Гаспа-ро перешли к сыновьям Антонио - Артуру, Эдуарду и Джеронимо. Освободившаяся со смертью Баттисты вакансия впервые за 36 лет существования консорта досталась представителю другой фамилии - Уильяму Даману1, связанному дружбой с Бассано. А после смерти Дамана, его дочь Елизавета стала супругой Лодовико Бассано, взявшего на себя заботу о близких музыканта [11, 149]. Дальнейшие этапы развития консорта оказались связаны с деятельностью внуков Антонио Бассано - Антонио (II) и Генри, и представителей музыкальной династии Ланье - Альфонсо и Клемента, также состоявших в родстве с Бассано2.
Почти столетняя история духового консорта в Англии, в составе которого на протяжении нескольких десятилетий были исключительно представители семьи Бас-сано, оборвалась к 1630 годам в результате структурной реорганизации групп придворных музыкантов в правление Карла I Стюарта.
Музыкальное семейство Бассано и их весьма разносторонняя деятельность3 привлекают внимание учёных разных стран ещё с конца XIX века. В числе дискуссионного остаётся вопрос об итальянском или еврейском происхождении рода. Крайние позиции заняли Алессио Руффатти [12], профессор Падуанской Консерватории, и Роджер Прайор [11], британский литературовед. Руффатти, например, задаётся вопросом: почему выбор покинувших Венецию Бассано, если они были евреями, пал именно на Англию, где с 1290 до 1656 года действовал принятый Эдуардом I эдикт об изгнании евреев из страны? Тем не менее, известно и о весьма благосклонном (в силу целого ряда причин) отношении Генриха VIII к еврейским эмигрантам4. Американский исследователь Дэвид Ласоцки вслед за Прайором пишет о возможном (ввиду отсутствия прямых доказательств) тайном исповедовании семейством Басса-но иудаизма под видом христианства, что-
бы обеспечить себе доступ к работе в христианских институтах [9].
Фамилия Бассано образована от названия итальянского города, откуда, скорее всего, и происходил род музыкантов. Но в Бассано семья была известной под другой фамилией - Пива (I! Piva), совпадающей с названием инструмента - итальянской волынки и исполняемого под его звучание танца [8]. Новую фамилию - Бассано - семья взяла по прибытии в начале XVI века в Венецию. Причины переезда остаются до конца не ясными: кроются ли они в религиозных воззрениях Бассано5 [и] или в сложившейся крайне неблагополучной ситуации в городе в связи с Войной Кам-
брейской Лиги [12], части масштабных Итальянских войн.
Как бы там ни было, семья Бассано занимала прочные позиции в музыкальных кругах Италии. Основатель музыкальной династии - Джеронимо - настраивал органы в старинной церкви Сан Франческо в Бассано, состоял в группе trombe e piffari венецианского Дожа. Лоренцо Маручини, венецианский доктор и писатель, автор заметок по истории города Бассано (см. рис. 2), называет Джеронимо изобретателем нового басового духового инструмента и превосходным Pifaro, чьё мастерство в изготовлении флейт6 высоко оценивали современники [10].
bile nel Ttomhone.Mulico cccellétift Tenorcin Capefla del Dura di Manroua.MiftroGieronymo, detto il Piua, inuentore di vn nuouo inftrométo di bajío á flaro.Piraro eceeílécislimo,&faIariato dalla IlhiftriíT. Sig. di Venetia; ilquale hebbe rrefigliuoli Muíici, difdplinati da iui, chc cóil padre infierne fiironopoi códorti dalla Serenifsima Reginad'Inghiltera có gran ftipédio,& mijito iua bono. ic, & fh la eccelléza di qfti gráde ancora neífardi Tuama noflauti,ondeli fegnati del fuo fegno, fonorenuti ingrá venerationeappreilo Muiíci,& végono bé pagan dotic íi trouaoo.Etdi vi olí no maíllo Giacomo, íopranome Sea-tola^ ftarofamofifsimocondoi figliuoli,liqual¡ girando per il mondo in turre le Corci,& Ciitá famofe, eoncorfe-10 fcmprí conli primi,ripottandone honore>& guadagni grandisítmí á cafa fua;&merauigíia,& gloria alia Terra voftra.Sono ancora moltialtri cheraertano, ma pregoui chc per vndeboíeprincipiodifarconoícerc la Terra vo-(ira,vrigliatc riman er fodtsíatti di queííi pochi da me rae contati ¡ perche molte alrrecoreperbrenitáhotralafcia-to,che importano,come il ragionar del Magnifico voftro Cófeglioide gl'ordmiíreggeru^delfindicatOidell'hono raro & numerofo Colegio de Nodari, del modo di vinc-re,deH'vnione,& pace che regna fravoi, del Mote fanro, del Fontico,che lvno & l'altro có danaro publico fi fofié-rano per [i poueri della Terra vo/ira; opere veramente de gnedi lode.Appreífoperbreuiráhotralafciaro diragio naredellePiaizeatnplisInne, delíe ftradefalizate,drirtcs larghej&iriolrobellcdavcdere, delli Palaggi nellaTerra vofira^delli gran Borghi,&de fuoi fuburbani, con feragli grandisíimi,pieni d'ogni fortedi delitie>de3Territorio & fuoi villaggi. Ne per queílo debbo eitere imputato d'alcu no, fendo fiataqueftamia raceolta piii rofto con fine di dar materia ad a!tfi,che feriuino di voi > chc con pen fiero di hauer fcritto3fe non vn deboleprincipiode fragmenti delle cofc voftre; Etperchek dóneeóqualche maggior
cagionc
Рис. 2. Титульный лист и страница с текстом о Джеронимо Бассано из венецианского издания 1577 года «Бассано» Лоренцо Маручини
Альвизе, один из сыновей Джеронимо, прежде чем перебраться в Англию, состоял, как и отец, на службе у Дожа, значился исполнителем на духовых инструментах в Скуоле Сан Марко, благотворительной организации в Венеции, и Concerto Palatino, духовом ансамбле, обслуживающем городские мероприятия в Болонье. Джованни
Бассано, возможно, внук Джакомо (ещё одного сына Джеронимо, оставшегося в Венеции), был корнетистом и maestro de Concerti в венецианском соборе Сан Марко, оставил значительное композиторское наследие, в силу чего, собственно, и является в настоящее время самым известным представителем династии.
О всех Бассано Эдмунд Харвел, английский посол в Венеции, отзывался как о самых превосходных и добродетельных музыкантах и, по его же словам, все они «бедны и не имеют возможности самостоятельно оплатить дорогостоящее путешествие в Англию» [12]. Так это или нет, но с переездом в Лондон члены семьи Бассано смогли значительно укрепить свои позиции.
Инструменты Бассано, вероятно, составляли часть легендарной, но, к сожалению, не сохранившейся коллекции музыкальных инструментов Генриха VIII. Её существование подтверждается лишь данными инвентарной описи королевского имущества, составленной вскоре после смерти короля в 1547 году (см. рис. 3).
Рис. 3. Инструменты в Вестминстере, находящиеся в ведении Филипа ван Уайлдера (страницы инвентарной описи имущества Генриха VIII (/. 200, /. 201). 1547. Британская библиотека, Лондон
В этом документе, ныне хранящемся в Британской библиотеке, перечислены более 300 инструментов, как редкостных и мастерски сделанных из дорогостоящих материалов и представляющих исключительно коллекционный интерес, так и предназначенных непосредственно для игры.
Слава о Бассано как искусных мастерах простиралась далеко за пределы тех городов и стран, в которых они жили и работали. А изготовленные ими инструменты пользовались повышенным спросом сре-
ди высокопоставленных лиц и музыкантов различных европейских культур (см. рис. 4-7). В описи музыкальных инструментов Раймунда Фуггера, члена влиятельной семьи банкиров из Аугсбурга, составленной в 1566 году, упомянут большой сундук, в котором хранились 27 больших и малых рекордеров, изготовленных в Англии [13]. О большом рекордере, доставленном ко двору французского короля, опять-таки из Англии, упоминает на страницах своего трактата «De L'Harmonie Universelle» Марен Мерсенн. Несмотря на отсутствие в этих
исторических документах сведений об инструментальных мастерах, ими, о чём единодушно пишут все исследователи, были, очевидно, Бассано. Кроме того, известно об обращении епископа кафедрального собора Сьюдад-Родриго к сеньору Диего Гусману де Сильве, испанскому послу в Англии, с просьбой посодействовать в отправке рекордеров и крумхорнов из Британии в Испанию. За ним последовала просьба со стороны главы собора Бургоса о покупке необходимых для исполнителей инструментов, изготовленных в Англии уважаемыми мастерами. В числе других заказчиков музыкальных инструментов из «Туманного Альбиона» были кафедральные соборы Уэски и Саламанки [3].
Из немногочисленного сохранившегося композиторского наследия служивших в Англии Бассано известны инструментальные танцы (паваны, гальярды и позднее аллеманды) и фантазии, утвердившиеся в качестве ярких репрезентантов жанровой системы английской инструментальной музыки XVI-XVII веков.
В тесном контакте с Бассано находилась музыкальная семья Лупо (см. рис. 8). Её представители внесли весомый вклад в развитие исполнительства на струнных инструментах в Англии и обогащение репертуара для Consort ofviol (консорта виол). Глава семьи Амброзио [из Милана] прибыл в Лондон около 1540 года вместе с другими музыкантами - Романо и Алессандро из Милана, Джорджио из Кремоны, Винчен-цо и Альберто из Венеции. Все они были рекрутированы на придворную службу в качестве инструменталистов в «новую» группу исполнителей из Италии на виолах (newe vialles), обособленную от созданной тремя десятилетиями ранее «старой» группы фламандских виолистов (old vials).
По прибытии в Лондон Амброзио был зарегистрирован под фамилией Эльма-лиах (Deolmaleyex / Almaliach), широко распространённой среди иберийских евреев, которые после принятия в 1492 году
Рис. 4. Теноровый рекордер (Tenor Recorder in C) Мастерская Бассано. Дерево. 62,85. Вторая половина XVI - середина XVII вв. Библиотека Конгресса США, коллекция Дейтона Кларенса Миллера (Dayton C. Miller), Вашингтон
Рис. 5. Теноровый рекордер (Tenor Recorder) Мастерская Бассано. Слоновая кость. Середина - конец XVI в. Эдинбургский университет, Эдинбург
Рис. 6. Корнет/ Цинк (Corneta) Мастерская Бассано. Дерево, металл, кожа. XVI в. Музей музыки (Museu de la Música), Барселона
Рис. 7. Корнет / Цинк (Corneta muda). Мастерская Бассано. Дерево. XVI в. Музей музыки (Museu de la Musica), Барселона
Альгамбрского эдикта вынуждены были покинуть Испанию и расселиться в других странах7. Вероятно по этой причине
предки Амброзио эмигрировали в Милан. Но после того как Миланское герцогство в результате династического кризиса (прерывание по мужской линии династии Сфорца после смерти Франческо II в 1535 году) и Итальянских войн оказалось владением Испании, сефардские семьи стали обосновываться на других терри-
По предположению Прайора, Амброзио был в числе тех, кого подвергли в 1542 году аресту в Лондоне после доноса Генриху VIII об укрытии среди его подданных тайных иудеев из Португалии [11]. Тогда-то и была приостановлена деятельность придворного Consort of Viol, вскоре, правда, восстановившего свою работу в обновлённом составе. А с 1559 года Амброзио стал фигурировать в официальных документах под фамилией Лупо. Этот псевдоним приняли и его потомки. Самым известным представителем музыкального семейства стал сын Джозеффо Лупо и Лауры Бассано - Томас Лупо. С 17 лет и до конца жизни он находился на службе у Тюдоров и их преемников Стюартов в качестве композитора и исполнителя на струнных инструментах. Жанровая система его инструментальной музыки - танцы (па-вана, гальярда, аллеманда) и фантазии для консорта виол - обнаруживает явные точки пересечения с наследием Бассано и других собственно английских композиторов, связанных долгом службы с королевским двором и домами влиятельных в Англии семей.
В творческом наследии Т. Лупо, равно как его коллег и современников, англий-
ториях. Семья Амброзио перебралась в Венецию. Там у Амброзио родились двое сыновей - Пьетро и Джозеффо. Следуя по музыкальным стопам своего отца, наследники Амброзио сначала присоединились к гильдии музыкантов в Антверпене, но позднее обосновались в Англии при дворе Тюдоров.
Теофил
ских мастеров Джованни Копрарио, Джона Уорда, Альфонсо Феррабоско-младшего и Ричарда Мико, значится особый вид композиций, определяемый в британском музыкознании терминами «инструментальный мадригал» или «мадригальная фантазия». Созданные преимущественно для пяти или шести голосов и связанные исключительно со звучанием виольно-го консорта «бестекстовые» композиции сопровождаются итальянскими подзаголовками, отсылающими или к отдельным строкам произведений итальянских поэтов, в частности, Франческо Петрарки и Джованни Баттиста Гварини, или инци-питам светских вокально-полифонических пьес широкого круга итальянских музыкантов, включая Джованни Бассано, Фе-личе Анерио, Луку Маренцио.
Непосредственное знакомство англичан с произведениями итальянцев становилось возможным благодаря службе или путешествиям итальянцев в Англию и наоборот, а также изданию в английской столице крупных собраний континентальной музыки, подобно напечатанной в 1588 и 1597 годах антологии «Música Transalpina», содержа-
ЛУПО
Амброзио Пьетро Томас
из Милана (1535, Венеция - 1608, Лондон) (1577, Лондон - 1642, Лондон)
(?, Милан - 1591, Лондон)
Джозеффо Томас
(1537, Венеция - 1616, Ричмонд) (1571, Лондон - 1627, Лондон)
супруг Лауры Бассано, Горацио
дочери Альвизе (1583, Лондон - 1626, Лондон)
Рис. 8. Генеалогия семьи Лупо
щей итальянские мадригалы как собственно итальянских, так и фламандских композиторов в переводе на английский язык. Таким образом, путь англичан к мадригалу и возникшей на его основе «мадригальной фантазии» пролегал через пение с английскими текстами и игру на инструментах итальянских мадригалов, а также создание в подражание им собственных композиций.
Как искусного мадригалиста и театрального композитора, лютниста и пев-
Доменико Мария
(1513, Болонья - 1574, Болонья
Обстоятельства появления в Англии старшего сына Доменико Марии - Альфон-со - остаются не известными. Ясно то, что Елизавета I возлагала на него надежды не только как на талантливого музыканта, но и политического шпиона. Пользовавшийся расположением королевы и её верных подданных - Уильяма Сесила и Роберта Дад-ли, Альфонсо, неоднократно уличённый в подрывающих его репутацию поступках9, избегал наказания. А по мере усложнения отношений между протестантской Англией и католической Италией (в том числе по причине отлучения Римским Папой Елизаветы I от Церкви в 1570 году), искал возможность вернуться на родину. В конце концов, под предлогом смерти своей матери музыкант навсегда покинул Англию.
Препятствием для Феррабоско на пути в Италию стало его заключение в тюрьму папским нунцием в Париже Ансельмо Дан-дино: полного доверия к музыканту и тайному агенту не было ни со стороны английских протестантов, ни со стороны католи-
ца особенно ценили в Англии Альфонсо Феррабоско-старшего (см. рис. 9). В течение 16 лет, с 1562 по 1578 год, он служил Елизавете I Тюдор и был самым высокооплачиваемым придворным музыкантом [4]. Родом Альфонсо был из Болоньи. О его отце, Доменико Марии, весьма востребованном в Италии музыканте8, сегодня вспоминают, скорее, как о коллеге Палестрины, с которым вместе служил и вынуждено покинул Сикстинскую капеллу.
ков. Участие в его освобождении приняла лично Екатерина Медичи, обратившаяся по просьбе Елизаветы I с письмом к Папе. Спустя почти полтора года, в 1580 году, музыкант, наконец, достиг Италии.
Не исключено, что при освобождении Феррабоско пришлось взять на себя обязательства жить в Италии и более никогда не возвращаться в Британию, куда, однако, музыкант продолжал отправлять письма с просьбой к Елизавете I позаботиться об оставшихся в Англии его малолетних детях. Дочь, о которой в настоящее время ничего не известно, и сын, впоследствии известный музыкант, были для Елизаветы I своего рода гарантией возвращения Феррабоско на службу в Англию. Но этого не случилось. Воспитанный при дворе Елизаветы I Альфонсо Феррабоско-младший, похоже, никогда не пересекал рубежей Англии, и после смерти Елизаветы I служил новой правящей династии Стюартов - Якову I и двум его сыновьям - принцам Генри и Карлу. Сыновья Феррабоско-младшего -
ФЕРРАБОСКО
Альфонсо (старший) Альфонсо (младший) Альфонсо
(1543, Болонья, - 1588, Болонья) (ок.1575-1628, Гринвич) (1610-1660) старший из восьми сыновей Генри
(1615-1658)
Джон
(1626-1682)
Елизавета
Рис. 9. Генеалогия семьи Феррабоско
Альфонсо, Генри и Джон - унаследовали придворные должности своего отца. Но после событий Гражданской войны и Революции судьба Альфонсо и Генри остается неизвестной, а вот Джон продолжил службу в качестве органиста и master of the choristers кафедрального собора в Или.
Представленный в общих чертах на историческом фоне обзор деятельности прибывших из Италии и обосновавшихся в Англии музыкантов и их потомков, сохраняющих преемственную связь со старшими поколениями, позволяет вполне отчётливо обозначить их роль в процессах
формирования музыкально-звукового облика ренессансной Англии и кристаллизации её жанровой системы, главным образом, в области светской инструментальной музыки. Однако трепетные к собственным национальным традициям англичане хотя и приобщались к достижениям инонациональной культуры, старались развивать их в соответствии со своими художественными вкусами и эстетическими потребностями. А это, в свою очередь, актуализирует проблему англо-итальянских музыкальных связей и жанрово-стилевых взаимодействий.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 В зарубежных исследованиях содержатся противоречивые сведения о музыканте. В различных энциклопедических изданиях Дамана причисляют к итальянским музыкантам родом из Лукки, города Тосканы. Р. Прайор, акцентируя внимание на итальяно-еврейских корнях Дамана, называет его родным городом бельгийский Льеж. Однако прибывший в Лондон музыкант, фамилия которого была записана в вариантах de Man и de Ammano, позиционировал себя как итальянец и именовал себя Гульельмо [11].
2 Альфонсо и Клемент - сыновья Лукреции Бассано (дочери Антонио) и Николаса Ланье (скончался ок. 1613 года), французского музыканта из Руана, обосновавшегося в Лондоне с 1561 года (возможно, по причине своей приверженности к протестантизму) при дворе Елизаветы I Тюдор.
3 Фамильный герб Бассано с изображением шелкопрядов и тутовых деревьев может свидетельствовать о характере семейного дела - производстве шёлка [8].
4 Генрих VIII, проявляя особую доброжелательность к знатокам иврита, надеялся на их помощь в решении сложной семейной (имеется в виду, вероятно, его бракоразводный процесс с Екатерины Арагонской. - Т. С.) [5], а вместе с тем и религиозно-политической ситуации. Образовавшаяся при Генрихе VIII и его преемнике Эдуарде VI община марранов, распавшаяся при воцарении Марии Тюдор, возобновила своё существование в эпоху Елизаветы I Тюдор. А среди наиболее известных членов конгрегации марранов в Лондоне был королевский лекарь Родриго Лопес.
5 Нападки на евреев, инициированные францисканцами в конце XV века, привели к временным изгнаниям евреев из разных городов Италии - Брешии (1463), Бассано (1468, 1481), Пармы (1488) [2].
6 Под наименованием «флейта» (flauti) скрывается широкий спектр разнообразных духовых инструментов, отмеченных личной печатью мастера Джеронимо.
7 После изгнания евреев с Иберийского полуострова многие из них расселялись под видом испанских купцов в Англии.
8 Сначала Доменико Мария был певчим и maestro di cappella в базилике Сан Петронио в Болонье, позднее - Magister Puerorum (учителем и руководителем хора мальчиков) в капелле Джулия и певчим в Сикстинской капелле в Риме и, наконец, maestro di cappella в Сан Лоренцо в Дамасо.
9 Зарубежные исследователи пишут о замешанности Альфонсо Феррабоско в краже, жертвой которой стал то ли он сам, то ли обвинённый им паж лорда Ховарда Эффингема, о причастности Феррабоско к смерти слуги Филипа Сидни, о заговоре Феррабоско с католиками и связи с Эгремонтом Редклифом, участником восстания 1569 года, организованного с целью свержения с английского престола королевы-протестантки, а также об участии Феррабоско в католической мессе в доме французского посла [7].
ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриева О. В. Елизавета Тюдор. Москва : Молодая Гвардия, 2012. 308 с.
2. Италия // Электронная еврейская энциклопедия. URL: https://eleven.co.il/diaspora/regions-and-countries/11873/ (дата обращения: 12.06.2022).
3. Beryl K. Bassano Instruments in Spain? // The Galpin Society Journal. 1987. Vol. 40. P. 74-75. URL: https:// www.jstor.org/stable/841172 (дата обращения: 14.06.2022).
4. Charteris R. A Memorial for Alfonso Ferrabosco the Elder // The Musical Times. 1988. Vol. 129, № 1746. P. 393396. URL: https://www.jstor.org/stable/965962 (дата обращения: 12.06.2022).
5. Exclusion Period for Jews: The Middle Period 1290-1656 in England // Oxford Jewish Heritage. URL: https://www.oxfordjewishheritage.co.uk/english-jewish-heritage/174-exclusion-period-for-jews (дата обращения: 12.06.2022).
6. Izon J. Italian musicians at the Tudor court // The Musical Quarterly. 1958. Vol. 44, № 3. P. 329-337. URL: https://www.jstor.org/stable/740233 (дата обращения: 14.06.2022).
7. Kerman J. An Italian Musician in England, 1562-78 // Revista de Musicología. 1993. Vol. 16, № 1; Del XV Congreso de la Sociedad Internacional de Musicología: Culturas Musicales Del Mediterráneo y sus Ramificaciones. Vol. 1. P. 561-573. URL: https://www.jstor.org/stable/20795912 (дата обращения: 12.06.2022).
8. Lasocki D. The Bassano family, the recorder, and the writer known as Shakespeare. URL: https:// davidlasocki.com/store/Lasocki-The-Bassano-Family-the-Recorder-and-the-Writer-Known-as-Shakespeare-pdf-pi444l7533 (дата обращения: 14.06.2022).
9. Lasocki D. The Recorder Consort at the English Court 1540-1673. URL: https://davidlasocki.com/store/ Lasocki-The-Recorder-Consort-at-the-English-Court-l540%E2%80%93l673-Part-l-pdf-pi44435035 (дата обращения: 14.06.2022).
10. Marucini L. Il Bassano. Venetia : Appresso Gratioiso Pechacino, 1577. URL: https://archive.org/details/ ilbassanomarucin00maru/mode/2up (дата обращения: 12.06.2022).
11. Prior R. A second Jewish community in Tudor London // Jewish Historical Studies. 1988-1990. Vol. 31. P. 137-152. URL: https://www.jstor.org/stable/29779866 (дата обращения: 14.06.2022).
12. Ruffatti A. Italian musicians at Tudor court - where they really Jews? // Jewish Historical Studies. 19961998. Vol. 35. P. 1-14. URL: https://www.jstor.org/stable/29779976 (дата обращения: 14.06.2022).
13. Smith D. The Musical Instrument Inventory ofRaymund Fugger // The Galpin Society Journal. 1980. Vol. 33. P. 36-44. URL: https://www.jstor.org/stable/i234923 (дата обращения: 12.06.2022).
Tatyana V. Smirnova
Novosibirsk Glinka State Conservatory, Novosibirsk, Russia. E-mail: [email protected].
ORCID: 0000-0002-1051-1539
DYNASTIES OF ITALIAN MUSICIANS AT THE TUDOR COURT
Abstract. The article is devoted to a general description of the activities of musicians who arrived from Italy to England and subsequently served as whole dynasties at the Tudor court. Well-known biographical facts, the responses of contemporaries about the representatives of the Bassano, Lupo and Ferrabosco musical families, and a brief review of their creative heritage allow us to draw conclusions about the important role of Italians in the formation and development of the court culture of Renaissance England and its musical and sound appearance. Members of the Bassano family, renowned instrumental makers, performers and composers have made a special contribution to the development of wind instrument performance. The Lupo musical family has left a significant mark on viola playing. Performing and composing activities, at least one of the members Ferrabosco family, Alfonso-elder, combined with the activities of secret agents. The analysis of the compositional heritage of the representatives of these musical dynasties made it possible to identify their genre priorities as well as their special attention to the development of selected dance genres including madrigals and the "madrigal fantasies" that arose on their basis. The illustrations contained in the article of preserved ancient musical instruments made by Bassano make it possible to concretize some ideas about the musical instruments used in the performing practice of the 16th century.
Keywords: Renaissance England; Tudors; Bassano; Lupo; Ferrabosco; ancient musical instruments
For citation: Smirnova T. V. Dinastii ital'yanskikh muzykantovpri dvore Tyudorov [Dynasties of Italian musicians at the Tudor Court], Music in the system of culture: Scientific Bulletin of the Ural Conservatory, 2022, iss. 30, pp. 19-29. (in Russ.).
REFERENCES
1. Dmitrieva O. V. Elizaveta Tyudor [Elizabeth Tudor], Moscow, Molodaya Gvardiya, 2012, 308 p. (in Russ.).
2. Italiya [Italy], Elektronnaya evreyskaya entsiklopediy, available at: https://eleven.co.il/diaspora/re-gions-and-countries/11873/ (accessed June 12, 2022). (in Russ.).
3. Beryl K. Bassano Instruments in Spain?, The Galpin Society Journal, 1987, vol. 40, pp. 74-75, available at: https:// www.jstor.org/stable/841172 (accessed June 14, 2022).
4. Charteris R. A Memorial for Alfonso Ferrabosco the Elder, The Musical Times, 1988, vol. 129, no. 1746, pp. 393396, available at: https://www.jstor.org/stable/965962 (accessed June 12, 2022).
5. Exclusion Period for Jews: The Middle Period 1290-1656 in England, Oxford Jewish Heritage, available at: https://www.oxfordjewishheritage.co.uk/engIish-jewish-heritage/174-excIusion-period-for-jews (accessed June 12, 2022).
6. Izon J. Italian musicians at the Tudor court, The Musical Quarterly, 1958, vol. 44, no. 3, pp. 329-337, available at: https://www.jstor.org/stable/740233 (accessed June 14, 2022).
7. Kerman J. An Italian Musician in England, 1562-78, Revista de Musicología, 1993, vol. 16, no. 1: Del XV Congreso de la Sociedad Internacional de Musicología: Culturas Musicales Del Mediterráneo y sus Ramificaciones, vol. 1, pp. 561-573, available at: https://www.jstor.org/stable/20795912 (accessed June 12, 2022).
8. Lasocki D. The Bassano family, the recorder, and the writer known as Shakespeare, available at: https://dav-idlasocld.com/store/Lasocld-The-Bassano-Family-the-Recorder-and-the-Writer-Known-as-Shakespeare-pdf-p144417533 (accessed June 14, 2022).
9. Lasocki D. The Recorder Consort at the English Court 1540-1673, available at: https://davidlasocki.com/store/ Lasocki-The-Recorder-Consort-at-the-English-Court-1540%E2%80%931673-Part-1-pdf-p144435035 (accessed June 14, 2022).
10. Marucini L. Il Bassano [The Bassano], Venice, Appresso Gratioiso Pechacino, 1577, available at: https:// archive.org/details/ilbassanomarucin00maru/mode/2up (accessed June 12, 2022). (in Italian).
11. Prior R. A second Jewish community in Tudor London, Jewish Historical Studies, 1988-1990, vol. 31, pp. 137-152, available at: https://www.jstor.org/stable/29779866 (accessed June 14, 2022).
12. Rufffatti A. Italian musicians at Tudor court - where they really Jews?, Jewish Historical Studies, 1996-1998, vol. 35, pp. 1-14, available at: https://www.jstor.org/stable/29779976 (accessed June 14, 2022).
13. Smith D. The Musical Instrument Inventory of Raymund Fugger, The Galpin Society Journal, 1980, vol. 33, pp. 36-44, available at: https://www.jstor.org/stable/i234923 (accessed June 12, 2022).