УДК 94:394.43(410)"15/16" Меднис Светлана Сергеевна
аспирант кафедры истории средних веков Института истории Санкт-Петербургского государственного университета
СЦЕНОГРАФИЯ КОРОНАЦИИ ЕЛИЗАВЕТЫ ТЮДОР
Аннотация:
Коронация Елизаветы Тюдор обладает сложным символическим наполнением, изучение которого позволит пересмотреть коронационные регламенты второй половины XVI и начала XVII в. Характерный для этого периода религиозный конфликт отразился на сценарии коронационной процедуры, что привело к переосмыслению отдельных традиционных обрядов. Привнесенные изменения обусловливают преобладание светских элементов в процедуре коронации Елизаветы I. Обновленная форма расширяет представление о классической трехчастной модели - помазание, инвеститура и феодальная присяга. Части связаны между собой при помощи литургических переходов, которые заключались в музыкально-хоровом сопровождении акта и дополнялись элементами коронационной мессы. Елизаветинский сценарий оказал влияние на становление коронационной процедуры монархов династии Стюартов, что позволяет рассуждать о церемонии как примере политического ритуала.
Ключевые слова:
Елизавета Тюдор, коронация, сценарий коронации, церемониал, вторая половина XVI в., помазание, придворная культура, Королевская капелла.
https://doi.org/10.24158/fik.2018.3.12 Mednis Svetlana Sergeevna
PhD student, Medieval History Department, Institute of History, Saint Petersburg State University
THE SCENOGRAPHY OF THE ELIZABETH I'S CORONATION
Summary:
Coronation of Elizabeth Tudor has a complex symbolic content. The consideration of this issue expounds the significance of coronation orders of the second half of the 16th and early 17th centuries. The religious conflict in that period touched on ceremonial scheme that led to the revision of certain rituals. The coronation of Elizabeth I was full of secular elements. The renowned ceremony improved the classical tripartite structure, i.e. anointing, investiture and feudal oath. The different parts of the coronation consisted of the choral heritage and elements of the coronation mass. Elizabeth's coronation imprinted on the Stuarts' coronation ceremonies. Therefore, the ceremony under study can be reviewed as a political ritual.
Keywords:
Elizabeth Tudor, coronation, coronation scheme, ceremony, second half of the 16th century, anointing, court culture, Chapel Royal.
Сценарий коронации Елизаветы I и последовательность ритуалов ознаменовали собой обновление протокола. Церемония 15 января 1559 г. проходила по правилам, соответствующим католической коронации не только Генриха VI, но и Эдуарда VI. Процедура проходила по обновленным правилам в соответствии с протестантскими изменениями, внесенными в традиционный регламент. Э. Хант отметила, что в отличие от церемонии предшественников церемония Елизаветы I - «мираж традиций» [1, p. 5]. Фрагменты коронационной практики основывались на католических регламентах, таких как документ Liber Regalis [2, p. 81-131], составленный перед коронацией Эдуарда II в 1308 г., и Ryalle Book - королевский протокол первых Тюдоров [3, p. 5]. Протестантские элементы были заимствованы из Книги общих молитв 1549 г., составленной при Эдуарде VI.
Отличительной особенностью коронационного церемониала при Елизавете I стала персо-нализация или концентрирование обрядов на сакральном облике кандидата. Р. Бауэр, который рассматривал практику исполнения Королевской капеллой коронационных пьес [4, p. 318-319], отметил, что музыкальное сопровождение было изменено в соответствии с протестантским соглашением 1559 г. По нему в коронационную схему музыкально-певческой традиции были внесены правки по фрагментам Книги общих молитв 1549 г. Реминисценция коронационных пьес была проведена в соответствии с комментариями клирика Эдмунда Геста [5, p. 143-149]. Композиторы капеллы подчеркнули противопоставление протестантского и католического в коронации Елизаветы I [6, p. 320].
Помимо обновления коронационных музыкальных пьес в коронационном регламенте 1559 г. изменения коснулись также отдельных обрядов, которые были поглощены обширными торжественными действиями. Этот момент прослеживается на предкоронационном этапе. Ритуалы омовения и ночного бдения, которые по католическим традициям, указанным в Liber Regalis и Ryalle Book, проводились накануне коронационного дня, были исключены из елизаветинского процесса [7, p. 60-62]. Изменения затронули также королевское шествие от Вестминстерского дворца в церковь Святого Петра.
Торжественная процессия Елизаветы Тюдор, которая состоялась 14 января 1559 г., накануне коронации, обладала наполнением, соответствующим традиционному королевскому шествию. Процессия королевы - кульминация признания или вариант аккламации (провозглашения о начале процесса коронования), которая состоялась за пределами коронационного театра. Праздничное шествие королевского кортежа по Лондону включало кульминационный момент малой процессии, выраженный в демонстрации королевских знаков.
Атрибуты власти прежде фигурировали только при королевском коронационном шествии. Среди них - чаша, потир, скипетр, держава, Curtana и церемониальные мечи [8, с. 283]. При процессии Елизаветы Тюдор в Лондоне королевские знаки стали важной составляющей театрализованного процесса в сцене вручения Библии [9, с. 364]. Они отражали правомочие преемственности монархом атрибутов власти - «источника нормы и порядка» [10, с. 60-61].
При торжественной процессии Елизаветы I были заимствованы детали церемониального облачения. У. Малкастер, один из очевидцев, детально описал костюм Елизаветы Тюдор: застегнутое до горловины платье, золотая мантия с длинным шлейфом, перчатки, покров, придерживающий распущенные волосы, и золотой венец без драгоценностей [11, p. 101]. До коронации Марии Тюдор подобный церемониальный костюм соответствовал традиционному облачению ко-ролевы-консорт. При Елизавете I порядок заимствуется для коронационной процессии.
Элементы, которые прежде являлись основой регламента королевского шествия до коронации, были закреплены в процессии Елизаветы Тюдор. Они стали моментом театрализации, и продуманный сценарий процессии оказал влияние непосредственно на протокол предкоронаци-онного этапа церемонии.
Изменения, вызванные английской реформацией церкви середины XVI в., затронули классическую трехчастную коронационную модель - королевскую клятву, помазание, инвеституру. Каждый из этих этапов был соединен литургическими переходами и обрядами, которые создавали полную церемониальную композицию в пределах коронационного театра.
15 января 1559 г. Елизавета Тюдор прибыла в церковь Святого Петра. Существует фрагмент из итальянского доклада, который дополнен комментариями С. Бэйна, - документальное подтверждение процессии Елизаветы Тюдор в день коронации. Согласно регламенту перед королем проходили высшие чины. При елизаветинской коронации возглавлял процессию граф Дэрби, который выносил Curtana, «покрытую белой материей, перетянутую золотыми лентами» [12, p. 672]. Во второй линии процессии следовали графы Ратленд, Вустер и Уэстморленд. Они выносили три меча. В третьей линии - графы Арундел и Норфолк, которые держали скипетр и корону соответственно. В четвертой - три рыцаря из орденов Подвязки, Кларансо и Норрой. Они символизировали три страны - Англию, Францию, Ирландию.
Елизавета Тюдор следовала за ними. Графиня Леннокс поддерживала шлейф ее платья. После королевы, выстраиваясь по двое, в церковь проследовали остальные представители знати [13]. После процессии имела место аккламация, которая открывала коронационную процедуру, представляя собой ключевой момент провозглашения кандидата. Учитывая характер термина, следует отметить фактор заимствования его из других церемоний. Коронационная аккламация - признание легитимности монарха и его благословение для консекрации - и похожие принципы провозглашения заимствовались для торжественных открытий церемоний при дворе Елизавете Тюдор.
Отличительной особенностью коронационной аккламации являются вступительные слова епископа и ответ всех присутствующих. При регламенте Елизаветы Тюдор изменения отразились в заключительной части. Так, восклицание было заменено фанфарами [14, p. 61]. В сравнении с более ранними регламентами аккламация претерпевала изменения в соответствии с рекомендациями совета, который участвовал при подготовке коронации, и самого монарха. При елизаветинской коронации приношение даров завершало аккламацию, как и в предшествующих регламентах, однако этот момент обусловлен символом пожертвования церкви. «...Королеву подвели к трону; после она подошла к алтарю. Ее Величество преклонила колени перед епископом и, поцеловав патену, протянула деньги в расшитом кошельке. ... Епископ принял их, положил в чашу и после, взяв небольшой лоскут красного шелка, накрыл священную тарель» [15]. Учитывая католическую коннотацию, преподнесение кошелька с деньгами церкви указывало на демонстрацию выкупа коронующимся кандидатом и в дореформационный период являлось проявлением частичной индульгенции. При елизаветинской коронации, после соглашения 1559 г., преподнесение даров церкви обладало артефактным значением, т. е. выигрышным символическим элементом, отображающим момент театрализации коронационной процедуры.
В соответствии с предшествующими регламентами после преподнесения даров следовала прострация кандидата перед главным алтарем Вестминстерского аббатства [16, с. 284]. Из-за привнесения протестантских правил в процесс коронационной литургии последовательность из
молитв, богословских речей и хорового исполнения заменила первоначальный обряд. Обновленная форма литургической части, которая включала проповедь, являлась связующим элементом со следующим обрядом - клятвой королевы. «.После того как закончилась проповедь, епископ протянул королеве четки. Ее Величество опустилась на колени перед алтарем и прочла молитвы. Затем королева села на трон, и епископ преподнес книгу, на которой приносилась клятва. И после епископ преклонил колени перед алтарем. Тем временем королева вручила маленькую книгу лорду Уильяму Сесилу, который должен был передать ее епископу; не прочитав, он вернул книгу лорду» [17, p. 61]. Момент передачи книги является дискуссионным. Следуя предшествующим регламентам и католической традиции, епископ Оглторпский изначально передал Елизавете Тюдор Священное Писание, на котором королева клялась в поддержании мира и правопорядка, защите подданных и справедливом управлении государством. Книга, врученная епископом, при католической традиции ассоциировалась с «сосудом божественной благодати» [18, p. 68] и являлась символическим моментом принятия кандидатом наивысшей моральной доктрины.
Одно из предположений о содержании второй книги, которую У. Сесил передал епископу, основывается на том, что в ней находился новый список вопросов, составленных для клятвы Елизаветы Тюдор [19, p. 156]. Учитывая изменения, привнесенные в коронационный регламент, которые отразились на королевской клятве, новые правила могли затронуть пункт о божественных законах веры. Католическая формулировка основывалась на законе и обычаях, которым монарх должен следовать как посредник и «помазанник Божий». В исправленной версии книги, преподнесенной У. Сесилом епископу на коронации, этот момент завуалирован под вопрос, связанный с соблюдением законов. Следовательно, отказ был вызван сопротивлением епископа Огл-торпского, католического сановника из Карлайла, соответствовать протестантским воззрениям при принесении королевской клятвы. Вторая точка зрения, которой придерживался Д. Хоук, напротив, подкрепляла именно протестантскую тенденцию [20, p. 151]. Епископ вернул книгу лорду У. Сесилу, так как изменилась последовательность коронации. По обновленным правилам лорд У. Сесил должен был положить молитвенник на алтарь, после того как Елизавета Тюдор удалится для переодевания перед помазанием [21, p. 156]. В обоих случаях замешательство, связанное с преподнесением епископу «малой книги», является демонстрацией спора о католическом и протестантском наполнении в коронационной церемонии, что выразилось в несоответствии действий при регламенте елизаветинской процедуры.
Помазание следовало за короткой паузой, при которой послушники подготавливали алтарь для проведения обряда, и являлось ключевым моментом коронации. «.Королева, облаченная в новые одежды, подошла к алтарю и опустилась на колени. На ее плечи накинули красную шелковую мантию, и тогда епископ помазал Ее Величество» [22, p. 62]. Светлые одежды, в которые королева «переоделась за ширмой» после принесения клятвы, символизировали кротость и чистоту. Они усиливали сакральное происхождение королевской власти. Епископ наносил миро, в состав которого входил елей, на лоб королевы, что закрепляло духовное обновление кандидата. Общее наполнение помазания заимствовано из католических регламентов, однако, начиная с коронации Елизаветы Тюдор, процедура проходила у алтаря, и обновленная практика применялась при коронации Якова I в 1603 г. [23, p. 232-233]. Помазание выделилось в особую область коронации. Обряд подчеркивался изменением положения в коронационном театре и отделением от предшествующих сакральных компонентов.
При коронационной процедуре Елизаветы Тюдор начиналось детальное различение действия и атрибутов. «.Ее Величество вернулась и села на коронационный трон. И здесь был меч с поясом, который поочередно приложили к одному и другому плечу. И после этого два рыцаря Подвязки встали по обе стороны; и тогда одну корону епископ снял с ее головы, и зазвучали трубы, и епископ надел кольцо на ее палец и вручил скипетр, и затем епископ возложил другую корону, и вновь зазвучали фанфары» [24, p. 62]. Вручение регалий обладает независимостью в сценарии коронации. Если помазание - первая интенция или намеренно выделенный сакральный момент, то за ним следовал второй этап - светский и атрибутивный. Он был выражен вручением регалий и феодальной присягой, дублирующей концепцию светского признания подданными. «И тогда епископ взял руки королевы в свои и сказал несколько слов. И после этого лорды подошли к Ее Величеству, преклонили колени и поцеловали ее руку. Епископ после всех остальных встал на колени и поцеловал королеву» [25]. Феодальная присяга завершала коронацию.
Различия между католическими регламентами и отдельными документальными описаниями коронации Елизаветы Тюдор 1559 г. свидетельствуют об изменении сценария процедуры, а именно ее основных обрядов и литургических переходов. При заимствовании традиционных форм сохранился континуитет. Привнесенные изменения апробировались позднее с целью закрепления их в коронационном церемониале следующих монархов.
Ссылки:
1. Hunt A. The Drama of Coronation. Cambridge, 2008. P. 5. https://doi.org/10.1017/CBO9780511485411.
2. Legg L. English Coronation Records. Oxford, 1901. P. 81-131.
3. Ibid. P. 5.
4. Bowers R. The Chapel Royal, the First Edwardian Prayer Book, and Elizabeth's Settlement of Religion, 1559. Cambridge, 2000. P. 318-319.
5. Pickering W. The Life and Character of Edmund Geste, S.T.P. The Principal Compiler of the Church of England. L., 1840. P. 143-149.
6. Bowers R. Op. cit. P. 320.
7. Nicholson J. The Progresses and Public Processions of Queen Elizabeth. L., 1823. Vol. I. P. 61.
8. Королевский двор в Англии XV-XVII вв. / под ред. С.Е. Федорова. СПб., 2015. С. 283.
9. Там же. С. 364.
10. Паламарчук А.А., Федоров С.Е. Антикварный дискурс в раннестюартовской Англии. СПб., 2015. С. 60-61.
11. Warkentin G. The Queen's Majesty's Passage and Related Documents. Toronto, 2004. P. 101.
12. Bayne ^G. The Coronation of Queen Elizabeth // The English Historical Review. 1907. Vol. 12, no. 88. P. 650-673. https://doi.org/10.1093/ehr/XXII.LXXXVIII.650.
13. Ibid. P. 672.
14. Nicholson J. Op. cit. P. 61.
15. Ibid.
16. Королевский двор в Англии XV-XVII вв. С. 284.
17. Nicholson J. Op. cit. P. 61.
18. Shils E., Young M. The Meaning of the Coronation // The Sociological Review. 1953-1954. Vol. 1-2. P. 68. https://doi.org/10.1111 /j.1467-954X.1953.tb00953.x.
19. Hunt A. Op. cit. P. 156.
20. Schramm P.E. A History of the English Coronation. Oxford, 1937. P. 151.
21. Hunt A. Op. cit. P. 156.
22. Nicholson J. Op. cit. P. 62.
23. Ibid. P. 232-233.
24. Ibid. P. 62.
25. Ibid.
References:
Bayne, СG 1907, 'The Coronation of Queen Elizabeth', The English Historical Review, vol. 12, no. 88, pp. 650-673. https://doi.org/10.1093/ehr/xxii.lxxxviii.650.
Bowers, R 2000, The Chapel Royal, the First Edwardian Prayer Book, and Elizabeth's Settlement of Religion, 1559, Cambridge, pp. 318-320.
Fedorov, SE (ed.) 2015, The royal court in England in the 15th-17th centuries, St. Petersburg, pp. 283-284, 364, (in Russian). Hunt, A 2008, The Drama of Coronation, Cambridge, pp. 5, 156. https://doi.org/10.1017/CBO9780511485411. Legg, L 1901, English Coronation Records, Oxford, pp. 81-131.
Nicholson, J 1823, The Progresses and Public Processions of Queen Elizabeth, London, vol. I, pp. 61- 62, 232-233. Palamarchuk, AA & Fedorov, SE 2015, Antique discourse in early Stuart England, St. Petersburg, pp. 60-61, (in Russian). Pickering, W 1840, The Life and Character of Edmund Geste, S. T.P. The Principal Compiler of the Church of England, London, pp. 143-149.
Schramm, PE 1937, A History of the English Coronation, Oxford, p. 151.
Shils, E & Young, M 1953-1954, 'The Meaning of the Coronation', The Sociological Review, vol. 1-2, p. 68. https://doi.org/10.1111 /j.1467-954X.1953.tb00953.x.
Warkentin, G 2004, The Queen's Majesty's Passage and Related Documents, Toronto, p. 101.