/62 Civil SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, No. 1 (47) УДК 614.8.084
Динамики основных показателей состояния защиты населения и территорий в Российской Федерации
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2016
Л.А. Жукова, А.О. Жуков
Аннотация
Показаны динамики основных показателей состояния защиты населения и территорий в Российской Федерации. Предложен подход к оцениванию экономической эффективности государственных программ. Полученные динамики используются в формировании системы ряда показателей (индикаторов) деятельности МЧС России и РСЧС в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) с учетом критериев риска ЧС. Подход применим при формировании целевых индикаторов и показателей госпрограмм.
Ключевые слова: чрезвычайные ситуации; риск ЧС; критерии риска ЧС; показатели (индикаторы) деятельности МЧС России и РСЧС; материальный ущерб от ЧС; потенциальный территориальный риск ЧС; экономический ущерб; эффективность деятельности МЧС России и РСЧС; система показателей.
The Main Indicators of Population and Territories Security Status the Dynamics in the Russian Federation
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2016
L. Zhukova, A. Zhukov
Abstract
The main indicators of the state of protection of population and territories in the Russian Federation the dynamics basis on state reports are shows. We propose a new analytical approach to estimating the economic efficiency of State Programmes. The obtained dynamics are used in the formation the indicators system of activity of Ministry of emergencies and the URSEP in the field of protection of population and territories from emergency situations according to criteria of risk of emergency situations. The approach is applicable in the formation of and State Programmes target indicators.
Key words: emergencies; the risk of an emergency; risk criteria for an emergency; indicators (LEDs) activities EMERCOM of Russia and the unified state system of prevention and liquidation of emergency situations; material damage caused by the emergency; territorial potential risk of an emergency; economic loss; the effectiveness of the EMERCOM of Russia and the unified state system of prevention and liquidation of emergency situations; scorecard.
Технологии гражданской безопасности, том 13, 2016, № 1 (47) /63
Социально-экономические условия современного мира ставят перед органами государственной власти новые цели и задачи, решение которых невозможно без постоянного повышения эффективности своей деятельности, которое, в свою очередь, невозможно без стратегического управления.
В России отправной точкой развития идеи государственного стратегического управления и первым шагом на пути формирования системы стратегического планирования, заложенной в положениях Федерального закона Российской Федерации от 20 июля 1997 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской федерации», стал Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 536 «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
В бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах В.В. Путин подчеркнул, что «пора уходить от ставшего уже привычным исполнения бюджета лишь фиксацией расходования средств на те или иные нужды. Критерием должно стать достижение целей социально-экономической политики, на финансовое обеспечение которых и направляются бюджетные средства». Другими словами, главным критерием реализации целевых программ должна стать социально-экономическая эффективность.
Правительство Российской Федерации стало предпринимать шаги, направленные на реформирование системы бюджетирования, беря за основу достижения ее главного условия — ориентирование бюджетных процессов на результат.
Рядом нормативных и методических документов федерального уровня незадолго до этого были установлены требования к разработке государственных программ. К основным из них относятся: Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 года № 588 (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 № 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации»; Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 декабря 2012 г. № 817 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации».
Однако отсутствие достаточной методологической проработанности и пренебрежение к необходимости учета специфики управляемых процессов в отдельных отраслях и сферах государственного управления, привели к «чрезмерной универсализации» утвержденных методик по разработке и оценке эффективности государственных программ. Основные достижения в части разработки и реализации государственных программ коснулись, прежде всего, их оформительской части.
С 28 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации № 172-ФЗ «О страте-
гическом планировании Российской Федерации». Он упорядочил систему государственного стратегического планирования и определил роль и место в ней государственной программы. В то же время отсутствие вытекающих из данного Закона подзаконных актов, с одной стороны, не позволяет приступить к процедурной части его реализации, а с другой, — дает возможность переосмыслить методологию программно-целевого планирования в сфере государственного управления и исправить выявленные за последние два года недостатки [1].
Категория «риск» является производной от опасности, поскольку при отсутствии последней не возникает ситуации, связанной с риском.
Риск как мера опасности, позволяет переводить опасность в разряд измеряемых категорий.
Категория «безопасность» важна для общества, в первую очередь, в целях исследования возможности ее достижения и поддержания на уровне, соответствующем приемлемому с точки зрения развития общества.
Безопасность является одной из целевых функций состояния и развития современного человека, а также общества и государства.
Президентом Российской Федерации определены приоритетные задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера:
«Обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характе-ра(в том числе территориальных и функциональных сегментов), ее интеграции с аналогичными зарубежными системами.
Решение задач обеспечения национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается за счет повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения в местах их массового пребывания, а также разработки системы принятия превентивных мер по снижению риска террористических актов и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» [2].
С целью повышения эффективности предупреждения ЧС и их ликвидации необходимо классифицировать риски возникновения ЧС, т. е. систематизировать риски с применением определенных критериев.
Выбор критериев риска обусловлен целями классификации и задачами определения разносторонних характеристик риска, выделенного для рассмотрения его отличительных особенностей, а также возможностью использования тех или иных методов и методик для оценки, анализа или менеджмента.
Рис. 1. Классификация рисков по критериям
Число возможных критериев классификации рисков может быть очень большим, поэтому сами критерии необходимо группировать по различным признакам, например, по источнику возникновения, объекту воздействия, уровню воздействия и др. Классификация рисков по критериям представлена на рис. 1 [3].
Для территории Российской Федерации характерны различные техногенные, природные и биолого-социальные опасности, которые могут стать причиной ЧС. На основании данных Государственных докладов [4] проведен анализ статистики ЧС за последние 11 лет.
Статистика ЧС на территории Российской Федерации за последние 11 лет приведена на рис. 2.
Динамика ЧС за последние 5 лет представлена на рис. 3.
Статистика ЧС техногенного характера на территории Российской Федерации за последние 11 лет приведена на рис. 4.Анализ имевших место ЧС техногенного характера за последние 11 лет показывает стабильную тенденцию к снижению их количества, однако тяжесть последствий техногенных ЧС в каждой ЧС в последние годы увеличивается, что свидетельствует о наличии тенденции к сокращению количества ЧС техногенного характера с небольшим ущербом. Однако ЧС техногенного характера с большим ущербом продолжают происходить с завидной регулярностью. Наибольшее количество техногенных ЧС происходи-
Рис. 2. Статистика ЧС по федеральным округам РФ за последние 11 лет
Технологии гражданской безопасности, том 13, 2016, № 1 (47)
Рис. 3. Динамика ЧС по федеральным округам за последние 5 лет
ло на территории Центрального и Приволжского федеральных округов, что обусловлено наличием на их территории большого количества потенциально опасных объектов и высокой плотностью населения.
Также резкое снижение количества техногенных ЧС связано с тем, что с 2009 года из статистики были исключены пожары на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов и пожары в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения в соответствии с приказом МЧС России от 24.02.2009 г. № 92 учет пожаров и их последствий осуществляется в соответствии с Порядком учета пожаров и их последствий, утвержденным приказом МЧС России от 24.11.2008 г. № 714.
Статистика ЧС природного характера на территории Российской Федерации за последние 11 лет приведена на рис. 5.
Анализ имевших место ЧС за последние 11 лет природного характера показывает, что их возникновение в значительной мере неслучайно. Динамика числа природных ЧС во времени меняется закономерно и циклично, что отражает ход природных процессов, изменяющих степень потенциальной опасности их возникновения. Территориальная распространенность ЧС неравномерна и имеет четко выраженную зональность, что отражает комплекс объективных условий, определяющих региональные особенности потенциальной опасности. Лидером по количеству природных ЧС является Сибирский федеральный округ, это обусловлено постоянно происходящими на его территории лесными пожарами и наводнениями.
Статистика ЧС биолого-социального характера на территории Российской Федерации за последние 11 лет приведена на рис. 6.
Рис. 4. Динамика ЧС техногенного характера по федеральным округам РФ
Рис. 5. Динамика ЧС природного характера по федеральным округам РФ
Анализ имевших место ЧС за последние 11 лет биолого-социального характера показывает, что их возникновение в значительной мере неслучайно. Динамика числа биолого-социальных ЧС во времени меняется закономерно и циклично, что отражает ход природных процессов, изменяющих степень потенциальной опасности их возникновения. Территориальная распространенность ЧС неравномерна и имеет четко выраженную зональность, что отражает комплекс объективных условий, определяющих региональные особенности потенциальной опасности. Лидером по количеству биолого-социальных ЧС является Южный и Приволжский федеральные округа.
Интересным представляется определение количества ЧС по годам (2010-2014 г.) из расчета на 100 000 населения в разрезе Федеральных округов РФ. Статистика представлена в таблице, а динамика этого показателя — на рис. 7.
Рассмотренные динамики основных показателей состояния защиты населения и территорий, в том числе в субъектах Российской Федерации позволяет предложить следующую систему целевых индикаторов (показателей) деятельности МЧС России и РСЧС в области защиты населения и территорий от ЧС:
количество деструктивных событий, — количество ЧС, в том числе локальных, муниципальных, меж-
Рис. 6. Статистика ЧС биолого-социального характера по федеральным округам РФ
600
550
Г" 54(0 И
6-
Количество ЧС по годам на 100 ООО населения
619,42
450
2
I 400 х
-V
5>
С. 350
О -
| 300
.6
1з6 250
200
150
100
14У,41
147,95
- 1'хсийская Фвдерсщн
-Л) л м нянн:им11мй ф(!ДС!|ЫЛМ 1МИ (Ж|>у1
- Г Л^мрГкШЙ
4едера.гьний <жруг -Уральский
фсу Ы 1МЙ <МС1 ГУ1 -1 1|ЖПОт1СОШй
федеральный округ
- (адн ьн к фгдсямлм 1Г-1Й сис|уу|
фгдсум/т) 1мй <мс|у^1 -Юнамйфс/юрллы ый
гиру-
- Ссижри-К«!
^ Д'-'Р-Л,1 Ы IЫ И 'Л'-РУ1
-Юшмигай фсдлрллмн |й ясруг
104,04
50
2010
2011
2012
2013
2014
Рис. 7. Количество ЧС по Федеральным округам на 100 000 населения
СЛ
CD S
S
,CD
ft
муниципальных, региональных, межрегиональных, федеральных и происшествий на водных объектах;
количество населения, погибшего, травмированного и пострадавшего при ЧС, происшествиях на водных объектах;
экономический ущерб от деструктивных событий;
количество населения, погибшего в ЧС, в том числе в расчете на 100 000 жителей (см. рис. 7);
количество населения, пострадавшего в ЧС, в том числе в расчете на 100 000 жителей.
Литература
Икрамов Д.Б., Малютин А.А. Актуальные вопросы стратегического планирования и оценки эффективности реализации программ в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2015. Т. 5. № 1 (8). С. 5161.
Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
Чура Н.Н. Техногенный риск: Учеб. пособ. / Под ред. В.А. Девисилова. М.: КНОРУС, 2011. 280 с.
Государственные доклады «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». 2010-2014.
Сведения об авторах
Жукова Лилия Анатольевна, к. н. гос. упр. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с. 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7. E-mail: lili.zhuk@yandex.ru
N
SS N
Жуков Алексей Олегович: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7. E-mail: ya.self@mail.ru SPIN-код — 3331-6376
Information about authors
с
и
F
о
Zhukova Lily A.: PhD Public Administration, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), Senior Researcher. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: lili.zhuk@yandex.ru
Zhukov Alexei O.: Candidate of Technical Sciences, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), Senior Researcher. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: ya.self@mail.ru SPIN-scientific — 3331-6376.
s
3
О ©
О ©
&
я
ю я О
О ©
Оч
о ©
« я
О ©
о ©
&
о ©
о ©
«
о ©