действия и общения считают:
43% - спортивные игры;
12% - упражнения в единоборствах;
20% - кроссы и марш-броски в составе подразделений [3].
В заключение можно сказать, что личность человека складывается под влиянием других людей и жизненных обстоятельств. Как правило, курсанты, которые систематически занимаются спортом, имеют хорошие показатели в физической подготовке, лучше осваивают многие учебные дисциплины, они коммуникабельнее, успешнее и лучше адаптируются к служебной и боевой деятельности, правильно организуют свое время.
Личность воина нужно рассматривать как единое целое, как систему. Ни психическое состояние, ни чувство, ни воля, ни другие функции психики не существуют изолированно от других психических образований. Все они возникают, изменяются, развиваются в едином комплексе процессов, составляющих психику, характеризующих личность. Следует рассматривать не столько воспитание качеств человека в общем плане, сколько органические соединения отдельных качеств, формирование их целостного выражения, организацию их стабильности и результативность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ратанова, Т.А. Психофизиологические основы индивидуальности : учебное пособие / Т.А. Ратанова. - Москва, Воронеж : НПО «МОДЭК», 2008. - 160 с.
2. Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. - М. : Мир, 1997.
- 368 с. : ил.
3. Спортивные и подвижные игры : учеб. пособие для техникумов физ. культуры / под общ. ред. П.А. Чумакова. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 391 с. : ил..
Контактная информация: [email protected]
ДИНАМИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕГИОНЕ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
Юрий Александрович Смирнов, кандидат педагогических наук, доцент,
Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
Проблема здоровья актуальна на всех этапах развития детей дошкольного возраста. В динамике заболеваемости детей в годичном цикле наблюдается тенденция сезонной периодичности.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, динамика заболеваемости, пик заболеваемости, сезонная периодичность заболеваемости.
THE DYNAMICS OF PRESCHOOL CHILDREN MORBIDITY IN THE REGION
OF NIGNI POVOLGYA
Jury Aleksandrovich Smirnov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Volgograd State Academy of Physical Training
Annotation
The problem of health is topical at all stages of preschool children’s development. The tendency to seasonal regularity is observed in the dynamics of children morbidity in a year’s cycle.
Key words: preschool children, dynamics of children morbidity, year’s cycle morbidity.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема человеческого здоровья актуальна на всех этапах онтогенеза - от рождения и до последних дней жизни. Вопросы здоровья детского населения особенно актуальны в силу возрастных особенностей развития ребенка. Именно в период дошкольного возраста значительно меняется доминирующая роль генотипа в совершен-
ствовании функциональных возможностей организма и возрастает роль двигательной активности [3, 4].
Развивающийся организм испытывает биологическую потребность в двигательной активности, так как, в соответствии с концепцией И.А. Аршавского, «энергетическое правило скелетных мышц», уровень обменных процессов и формирование функциональных систем определяется объемом двигательной активности [1, 2].
Таким образом, двигательная активность ребенка является фактором биологической стимуляции, совершенствования механизмов адаптации, физической подготовленности и, как следствие всего этого, - одним из показателей здоровья [1, 2].
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исходя из задач исследования, нами изучалась динамика заболеваемости в течение календарного года у детей дошкольного возраста. Заболеваемость изучалась методом анализа медицинских карт у дошкольников во всех возрастных группах.
В исследованиях приняли участие дошкольники г.г. Волгограда, Михайловки, Камышина, Урюпинска следующих возрастных групп: младшая - 260 детей; средняя -274; старшая - 258; подготовительная - 266.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе анализа фактического материала было установлено, что во всех обследованных группах отчетливо выделяются три явно выраженных пика заболеваемости.
К первому пику можно отнести условно заболеваемость в сентябре. В этот период преобладают острые респираторные заболевания (ОРЗ). Очевидно, это связано с недостаточной подготовленностью детей к резкой смене климатических условий (рис. 1).
Я
X
Месяцы
..♦...Младшая группа ■ • ■ Средняя группа ™ Подготовительная группа Старшая группа
Рис. 1. Динамика заболеваемости детей дошкольного возраста
Регион Нижнего Поволжья, в частности Волгоградская область, в географическом плане находится на границе зоны полупустыни, и в этой связи наблюдается достаточно резкий континентальный климат.
Характерной чертой региона Нижнего Поволжья является быстрая смена погоды в течение года. Смена циклонов и антициклонов на территории Нижнего Поволжья и их цикличность (в среднем более 10 раз в год) приводят к установлению нестабильного температурного режима.
В летний период температура воздуха может подниматься выше 40°С, а в зимний период снижение температуры составляет до 20°С и более. Температурное колебание между крайними показателями составляет до 60°. Также часто наблюдается падение атмосферного давления. Открытость и равнинность местности в регионе Нижнего Поволжья способствует частой смене межширотного воздухообмена. Все эти внешние факторы среды имеют неблагоприятное воздействие на ребенка в виде относительно стрессового влияния на работоспособность, состояние здоровье, физическое развитие.
Климатические факторы имеют воздействие как прямого, так и косвенного характера. В этой связи у ребенка происходит непроизвольная перестройка основных систем организма.
По существу, формируется новое функциональное состояние, адекватно функционирующее в этой среде. Это - строго индивидуальное функционально-динамическое состояние, возникающее вследствие специфических условий, направленное на поддержание оптимальной деятельности основных систем организма в рамках определенного гомеостаза. В этих условиях существенно меняется основной обмен. Влияние средовых факторов существенно сказывается и на потенциальных возможностях энергообеспечения. Поэтому вся деятельность организма детей дошкольного возраста осуществляется за счет высокой степени напряжения адаптивных механизмов.
Анализ фактического материала исследований динамики заболеваемости показывает, что для одного условно взятого ребенка в сентябре в средней группе составляет 3,5 дня, в младшей - 3,0, в старшей - 2,8, а в подготовительной - 2,3 (рис. 1).
В октябре в старшей группе у детей дошкольного возраста заболеваемость на одного условно взятого ребенка снижается до 1,5 дня, а в подготовительной, средней и младшей группах - увеличивается, соответственно, на 2, 5, 4 и 8 дней.
Как видно из рисунка 1, ноябрь характеризуется дальнейшим увеличением заболеваемости: в подготовительной группе - 5,4, в старшей - 5,0, в младшей - 6,0 дней. Незначительный спад заболеваемости наблюдается в средней группе - до 6,6 дня.
Использование медикаментозной терапии позволяет значительно снизить заболеваемость во всех наблюдаемых группах достаточно оперативно и в кратчайшие сроки. Анализ историй болезни показывает, что в лечебной практике доминирует тактика подавления острых респираторных заболеваний антибиотиками. Вместе с тем, из литературы известен побочный эффект антибиотиков в плане угнетения иммунной системы, особенно у детей дошкольного возраста. Таким образом, в процессе лечебной терапии острых респираторных заболеваний происходит значительное снижение потенциала иммунной системы: в первом случае - вследствие воздействия острых респираторных заболеваний, во втором случае - в процессе действия побочного эффекта антибиотиков.
Продолжительность болезни в среднем составляет от 7 до 12 дней, осложнений не отмечается. Характерными симптомами являются высокая температура тела (38°С), наблюдается насморк, кашель.
Достоверное снижение заболеваемости наблюдается в декабре во всех группах, только в младшей группе заболеваемость увеличивается до 9,2 дней.
Но ослабленный организм не в состоянии длительно противостоять неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды, и в феврале снова увеличивается заболеваемость. Как видно из рисунка 1, заболеваемость увеличивается во всех возрастных группах и к марту достигает своего пика. В ходе анализа было выявлено, что на динамику заболеваемости в основном влияют дети группы «риска» (дети, которые болеют в течение года до трех раз) и группы ЧБД (болеют более четырех раз в год).
Условное завершение второго пика заболеваемости наступает в апреле. Общая продолжительность заболеваемости составляет в среднем три месяца.
Второй пик заболеваемости труднее переносится дошкольниками. Так, например, температура тела удерживается в течение 5-6 дней на уровне 39°С, катаральные
явления наблюдаются от 6 до 15 дней, продолжительность болезни в среднем составляет от 15 до 20 дней. Худшая переносимость заболеваемости в период второго пика, очевидно, связана действием различных стресс-факторов, снижением общего объема двигательной активности, её интенсивности, появлением различных эпидемий, ухудшением состояния иммунной системы и т. д.
Специфической особенностью данного периода является доминирующее преобладание острых респираторно-инфекционных заболеваний на фоне общего снижения защитных свойств организма. Парадоксальный «всплеск» заболеваний наблюдается в мае. Наиболее высокая заболеваемость в мае наблюдается в младшей группе, что составляет 9,0 дней. Внешней причиной заболеваемости является недостаточная адапти-рованность детей к температурным перепадам воздушной среды в мае в регионе Нижнего Поволжья. Внутренней причиной является ослабленность функций иммунной системы.
Третий пик заболеваний наблюдается в период летних месяцев, когда преобладает травматизм. Очевидно, основной причиной являются недостаточная двигательная координированность дошкольников на фоне слабого владения жизненно важными двигательными навыками. Нарушение техники безопасности при организации физкультурно-оздоровительных мероприятий также существенно влияет на травматизм.
Этот период характеризуется также распространенностью среди детей дошкольного возраста инфекционно-кишечных заболеваний.
Но, вместе с тем, как показывает анализ научно-методической литературы, основной причиной первичных заболеваний является недостаточная адаптированность детей к неблагоприятным факторам внешней среды сезонно-климатического характера, а причиной повторных заболеваний - неспецифическая резистентность организма.
ВЫВОДЫ
Таким образом, проведенные исследования показывают, что дискомфортные климатические условия региона Нижнего Поволжья неблагоприятно влияют на заболеваемость детей дошкольного возраста через следующие факторы:
- воздействие высоких (до +40°С) и низких (свыше - 20°С) температур воздушной среды в сочетании с достаточно высокой скоростью ветра,
- влажность воздуха;
- промышленное загрязнение внешней среды в городской местности;
- динамика заболеваемости имеет пиковый характер с тенденцией выраженного проявления осенью - в октябре, зимой - в декабре, весной - в мае.
ЛИТЕРАТУРА
1. Седых, Н.В. Педагогическая система формирования основ здорового образа жизни детей в дошкольных образовательных учреждениях : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Седых Н.В. ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград, 2006. - 45 с.
2. Фомина, Н.А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой гимнастики : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Фомина Н.А. ; Майкопский гос. пед. ун-т. - Майкоп, 2004. - 43 с.
3. Чернышенко, Ю.К. Научно-педагогические основы инновационных направлений в физическом воспитании детей дошкольного возраста : автореф. дис. . д-ра пед. наук : 13.00.04 / Чернышенко Ю.К. ; Кубанская акад. физ. культуры. - Краснодар, 1998. - 50 с.
4. Humphrey, J.K. Integration of Physical Education in the Elementary School Curriculum / J.K. Humphrey. - Springfield, I.L. : Charles C. Thomas Publishers, 1990. - 110 p.
Контактная информация: [email protected]