ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, установленные корреляционные показатели указывают на устойчивую тенденцию во взаимосвязях объемов применяемых разновидностей атак, защитно-ответных действий, встречных нападений с двигательной подготовленностью и моторными типами фехтовальщиков, что актуально для разработки модельных характеристик состава используемых средств единоборства и их индивидуализации при технико-тактическом совершенствовании юных фехтовальщиков на рапирах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ажицкий, К.Ю. Оперативная запись боевых действий фехтовальщика и анализ их эффективности : методические указания по курсу лекций для студентов дневных и заочных фатов / К.Ю. Ажицкий, Ю.В. Варганов. - Л. : [б.и.], 1974. - 24 с.
2. Айламазьян, А.М. Связь моторики человека с его личностными характеристиками / А.М. Айламазьян, Т.С. Князева // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 62-73.
3. Кабанова, И.А. Компоненты соревновательной деятельности и техникотактическое совершенствование фехтовальщиц на шпагах на этапе углублённой тренировки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кабанова Ирина Александровна. - М., 2008. - 21 с.
4. Колганов, С.Н. Объективизация оценок результативности нападений в соревнованиях у квалифицированных фехтовальщиков на рапирах / С.Н. Колганов. - М. : изд-во, 2007. - 96 с.
5. Протопопова, О.В. Моторика психоортопедия // Психология аномального развития ребёнка : хрестоматия : в 2 т. Т. 2 / под ред. В.В. Лебединского, М.К. Берды-шевской. - М., 2002. - С. 687-729.
6. Рыдник, М.А. Теоретико-методологические подходы к изучению техникотактического мастерства фехтовальщиков / М.А. Рыдник // Научные исследования и разработки в спорте. - СПб., 2009. - С. 25-30.
7. Синицын, М.М. Индивидуальный стиль соревновательной деятельности фехтовальщиков-рапиристов и моторный профиль спортсмена / М.М. Синицын, Н.А. Мердинова, Н.Ф. Равикович // Научные исследования и разработки в спорте : вестник аспирантуры и докторантуры. Вып. 13. - СПб., 2004. - С. 165-173.
8. Трипэрина, Т. Индивидуализация технико-тактического совершенствования квалифицированных фехтовальщиков на рапирах 17-19 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Трипэрина Томаис. - М., 2000. - 111 с.
9. Тышлер, Д.А. Критерии оценки технико-тактического мастерства / Д.А. Тышлер, А. Д. Мовшович, Л.Г. Бочарникова // Фехтование : [сборник статей]. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - С. 34-36.
Контактная информация: [email protected]
СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО
Владимир Иванович Скопинцов, старший преподаватель, Ставропольский военный институт связи ракетных войск (Ставропольский ВИС РВ)
Аннотация
По своему содержанию физкультурно-спортивная деятельность - это система действий и поступков, требующая напряжения духовных и физических сил человека. Систематическое напряжение этих сил ведет к их стабилизации и совершенствованию. Все зависит от периодичности и характера нагрузок, т.е. от системы упражнений.
Ключевые слова: комплектование, психофизиологическая система, адаптация, триад-ность, учебно-тренировочный процесс, практическая деятельность.
THE MEANS OF PHYSICAL PREPARATION AS THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL FACTOR IN FORMATION OF PERSONALITY OF
MILITARY MAN
Vladimir Ivanovich Skopintsov, the senior teacher,
The Stavropol Military Institute of Communication of Rocket Armies
Annotation
Under its content the sports activity is a system of actions and acts, requiring the tension of spiritual and physical powers of person. The regular effort of these forces leads to their stabilization and perfection. Everything depends on periodicity and character of loadings, i.e. from system of exercises.
Keywords: recruitment, psycho physiological system, adaptation, ternary, educational and training process, practical activities.
Несмотря на успехи научно-технической революции в военном деле, военнопрофессиональная деятельность военнослужащих продолжает сопровождаться максимальными по объему и интенсивности физическими нагрузками, сложностью и многообразием задач в условиях дефицита времени и информации, постоянным риском и угрозой для жизни.
Личность воина нужно рассматривать как единое целое, как систему. Ни психическое состояние, ни чувство, ни воля, ни другие функции психики не существуют изолированно от других психических образований. Экспериментально доказана эффективность формирования волевых качеств с помощью специально подобранных эмоциогенных упражнений различных по психологическому содержанию. Исследования показали, что различные виды физических упражнений и спорта создают неодинаковые возможности для формирования у военнослужащих волевых качеств.
Выполнение данной задачи усложняется тем, что в ряды Вооруженных Сил прибывают юноши из числа гражданской молодежи, которые в своем большинстве имеют слабую физическую и психологическую подготовку.
Специалист (педагог) должен найти подход к обучаемым для мотивации их, воспитать потребность в основных и дополнительных занятиях. Положительно повлиять на формирование личности военнослужащих, способных выполнить поставленную перед ними боевую задачу, защитить интересы своего государства, свою семью и близких, прийти на помощь. Воспитать способность не только переносить трудности военной службы, но и быть стойким к психофизиологическим факторам постоянно меняющихся условий обстановки, адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию, быть решительными, смелыми, инициативными, выбирать правильное решение, быть сдержанными, правильно рассчитывать свои физические возможности и при этом способным к высокопроизводительному труду.
С позиции акмеологии, проблему подготовки человека к определенному виду деятельности и достижения в ней высокого профессионализма пытаются решить через анализ всех междисциплинарных знаний и выявление теоретико-методологических принципов обеспечения интеграционного уровня научного и эмпирического познания.
Формирование всесторонне гармонично развитого человека осуществляется в процессе его практической деятельности и нравственного воспитания. Все направления нравственного воспитания неразрывно связаны друг с другом. Поскольку физическое воспитание является неотъемлемой составной его частью, а физическая подготовка -важнейшим средством, следовательно, спортивная деятельность оказывает воспитывающее воздействие на все стороны формирования личности военнослужащего.
Во-первых, физические упражнения являются эффективным средством воздействия на психику человека. Регулярно выполняемые физические упражнения не могут в корне изменить основные черты характера, свойства темперамента, однако, их влияние на настроение, активность, самочувствие могут быть весьма ощутимыми. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что после однократного занятия
достаточно интенсивными физическими упражнениями в течение 2-5 часов повышается чувство уверенности человека в своих силах, растет самооценка. Для лиц, регулярно занимающихся различными видами двигательной активности, характерны более высокий уровень самооценки и устойчивость настроения. Снижается замкнутость, расширяется общительность, улучшаются коммуникативные способности.
Во-вторых, регулярные занятия физическими упражнениями развивают уровень самоорганизации организма человека. В-третьих, физические упражнения мы, как правило, связываем с видимым, формальным эффектом, то есть пока эффективность многих программ по физической подготовке оценивается, прежде всего, по таким критериям, как развитие силы, выносливости, быстроты, увеличение объема скелетной мускулатуры, улучшение ее рельефа.
На рисунке 1 представлена модель формирования личности военнослужащего средствами физической подготовки. Личность представлена как триадность, состоящая из тела, души и духа, которые взаимосвязаны между собой и при гармоничном взаимодействии и развитии способностей человека формируют гармоничную и высоконравственную личность. Такую триадность можно рассматривать как систему взаимодействия психики человека (душа, дух) и физиологии (тело).
Рис. 1. Модель формирования личности военнослужащих средствами
физической подготовки
В процессе физической подготовки воспитываются физические качества (сила, выносливость, быстрота, ловкость, прыгучесть, гибкость) и навыки, необходимые для успешной деятельности в труде, в военном деле и спорте. От физической подготовки в значительной мере зависят и спортивные достижения. Она тесно связана с технической, тактической и морально-волевой подготовкой. Без достаточного развития силы, быстроты, выносливости и ловкости невозможно успешно применять технические приемы и осуществлять задуманные тактические действия в короткие отрезки времени на протяжении всего состязания. Она также в значительной мере повышает устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности. Эти задачи решаются всей системой физической подготовки военнослужащих.
Как показал опрос курсантов учебных частей и военных вузов, основными физическими упражнениями, способствующими, укреплению межличностного взаимо-
действия и общения считают:
43% - спортивные игры;
12% - упражнения в единоборствах;
20% - кроссы и марш-броски в составе подразделений [3].
В заключение можно сказать, что личность человека складывается под влиянием других людей и жизненных обстоятельств. Как правило, курсанты, которые систематически занимаются спортом, имеют хорошие показатели в физической подготовке, лучше осваивают многие учебные дисциплины, они коммуникабельнее, успешнее и лучше адаптируются к служебной и боевой деятельности, правильно организуют свое время.
Личность воина нужно рассматривать как единое целое, как систему. Ни психическое состояние, ни чувство, ни воля, ни другие функции психики не существуют изолированно от других психических образований. Все они возникают, изменяются, развиваются в едином комплексе процессов, составляющих психику, характеризующих личность. Следует рассматривать не столько воспитание качеств человека в общем плане, сколько органические соединения отдельных качеств, формирование их целостного выражения, организацию их стабильности и результативность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ратанова, Т.А. Психофизиологические основы индивидуальности : учебное пособие / Т.А. Ратанова. - Москва, Воронеж : НПО «МОДЭК», 2008. - 160 с.
2. Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. - М. : Мир, 1997. - 368 с. : ил.
3. Спортивные и подвижные игры : учеб. пособие для техникумов физ. культуры / под общ. ред. П.А. Чумакова. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 391 с. : ил..
Контактная информация: [email protected]
ДИНАМИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕГИОНЕ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
Юрий Александрович Смирнов, кандидат педагогических наук, доцент,
Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
Проблема здоровья актуальна на всех этапах развития детей дошкольного возраста. В динамике заболеваемости детей в годичном цикле наблюдается тенденция сезонной периодичности.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, динамика заболеваемости, пик заболеваемости, сезонная периодичность заболеваемости.
THE DYNAMICS OF PRESCHOOL CHILDREN MORBIDITY IN THE REGION
OF NIGNI POVOLGYA
Jury Aleksandrovich Smirnov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Volgograd State Academy of Physical Training
Annotation
The problem of health is topical at all stages of preschool children’s development. The tendency to seasonal regularity is observed in the dynamics of children morbidity in a year’s cycle.
Key words: preschool children, dynamics of children morbidity, year’s cycle morbidity.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема человеческого здоровья актуальна на всех этапах онтогенеза - от рождения и до последних дней жизни. Вопросы здоровья детского населения особенно актуальны в силу возрастных особенностей развития ребенка. Именно в период дошкольного возраста значительно меняется доминирующая роль генотипа в совершен-