Научная статья на тему 'Динамика ценностных ориентаций профессионального самоопределения студенческой молодежи (социологический аспект)'

Динамика ценностных ориентаций профессионального самоопределения студенческой молодежи (социологический аспект) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
325
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / VALUE ORIENTATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / STUDENTS / HIGH SCHOOL / YOUNG PROFESSIONAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ярина Евгения Владиславовна

Статья посвящена проблемам профессионального самоопределения молодежи в вузовской среде. Представлен эмпирический анализ динамики профессиональных ценностных ориентаций студентов за период с 20052013 гг., на примере учащихся Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ). Выявлены мотивы выбора и оценка перспективности профессии, получаемой молодыми людьми в вузе. Результаты исследования уверенности и ожиданий студентов в сфере занятости соотнесены с данными официальной статистики и исследованиями в рекрутинговой сфере. Сформулированы условия для обеспечения успешного формирования профессионального самоопределения в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ярина Евгения Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMICS OF STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION VALUE ORIENTATION (THE SOCIOLOGICAL ASPECT)

The article is devoted to the issues of students' professional self-determination in the university community. It represents empirical analysis of the dynamics of professional value orientation of students in the period of 20052013 as exemplified by the students of Moscow state university of railway engineering.The analysis revealed the motives for choice and the evaluation of the potential of the profession, the youngsters are studying for in the university. The results of the research in certainty and expectations of the students in terms of employment are compared to the official statistic in the recruitment sphere. The article also represented clearly defined conditions necessary for the provision of the successful formation of the professional self-determination in tertiary education.

Текст научной работы на тему «Динамика ценностных ориентаций профессионального самоопределения студенческой молодежи (социологический аспект)»

DOI: 10.12731/2218-7405-2014-5-25 УДК 316.752

ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Ярина Е.В.

Статья посвящена проблемам профессионального самоопределения молодежи в вузовской среде. Представлен эмпирический анализ динамики профессиональных ценностных ориентаций студентов за период с 2005- 2013 гг., на примере учащихся Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ). Выявлены мотивы выбора и оценка перспективности профессии, получаемой молодыми людьми в вузе. Результаты исследования уверенности и ожиданий студентов в сфере занятости соотнесены с данными официальной статистики и исследованиями в рекрутинговой сфере. Сформулированы условия для обеспечения успешного формирования профессионального самоопределения в высшей школе.

Ключевые слова: ценностные ориентации; профессиональное самоопределение; студенческая молодежь; высшая школа; молодой специалист.

THE DYNAMICS OF STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION VALUE ORIENTATION (THE SOCIOLOGICAL ASPECT)

Yarina E.V.

The article is devoted to the issues of students' professional self-determination in the university community. It represents empirical analysis of the dynamics of professional value orientation of students in the period of 2005- 2013 as exemplified by the students of Moscow state university of railway engineering .The analysis revealed the motives for choice and the evaluation of the potential of the profession, the youngsters are studying for in the university. The results of the research in certainty and expectations of the students in terms of employment are compared to the official statistic in the recruitment sphere. The article also represented clearly defined conditions necessary for the provision of the successful formation of the professional self-determination in tertiary education.

Keywords: value orientation; professional self-determination; students; high school; a young professional.

Всевозрастающие глобализационные процессы подталкивают современную Россию к необходимости инновационного развития и модернизации всех сфер общественной жизни. Поскольку развитие и обновление различного рода технологий требует высокого уровня знаний, постольку и сфера образования должна войти в число важнейших приоритетов государства.

Более того, степень развитости общества зависит от возможностей разнообразия форм и путей реализации интересов и способностей личности, чему должна способствовать образовательно-воспитательная система, ключевым звоном которой выступает вуз. В этих условиях фактор профессионального самоопределения в высшей школе приобретает особое значение как определяющий интересы, жизненные ориентиры молодых людей.

В связи с этим исследования ценностных ориентаций профессионального самоопределения студенческой молодежи как особой социальной группы, выступающей потенциальной элитой общества и резервом инноваций, особенно актуальны в современной России.

С целью анализа динамики профессиональных ценностных ориентаций студентов обратимся к данным опросов, проведенных за период с 2005- 2013гг. в Московском государственном университете путей сообщения (МИИТ) среди учащихся дневных отделений гуманитарных, экономических и технических специальностей с 1 по 5 курс. Выборочные совокупности опросов составили в 2005 г - 1173 чел., в 2009 г. - 1297 чел., в 2013 г. - 1207 чел.

Результаты исследований показали, что важное значение имеют мотивы поступления молодых людей в вуз. За последнее десятилетие ведущие позиции мотивации студентов остаются за стремлением в будущем к интересной работе, стать материально обеспеченным и получить диплом. Однако их приоритеты в разные годы менялись, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.

Таблица 1

Мотивы поступления студентов в вуз

2005 год N=1169 2009 год N=1290 2013 год N=1200

% ранг % ранг % ранг

1. Просто интересно, люблю учиться 7,5 VIII 7,4 VIII 8,5 VI

2. Для самосовершенствования 35,7 IV 26 V 53,3 II

3. Ради общения со сверстниками, за компанию 7,8 VII 10 VII 6 VII

4. Чтобы иметь в будущем интересную работу 47,05 II 51,3 I 46,0 IV

5. Чтобы получить диплом 28,7 V 39,4 VI 36 V

6. Чтобы не служить в армии 13,9 VI 12 VI 5,6 VIII

7. Чтобы получить знания и стать хорошим специалистом 58,2 I 49,6 II 55,2 I

8. Чтобы иметь высокую зарплату, быть материально обеспеченным 44,8 III 45 III 50,0 III

Примечание: сумма превышает 100%, т.к. можно было выбрать несколько

позиций.

По данным опросов, устойчивее всего проявил себя такой мотив стремления к высшему образованию, как получение знаний и желание стать

хорошим специалистом, на который указали 49-58% опрошенных (ранг значимости I-II).

Мотив получить в будущем интересную работу был одним из важных в 2005 -2009 гг , однако в 2013 году, его значимость снизилась до IV ранга. По всей видимости, современные социальные реалии трудоустройства не открывают для молодых людей таких перспектив, сегодня они более «приземленно» смотрят на окружающий мир и пытаются реально оценить собственные шансы на будущую профессиональную деятельность. Именно поэтому в 2013 г., по данным опроса, более половины (53%) опрошенных студентов указали на такой мотив, как самосовершенствование (ранг значимости II). Конечно, большая часть студентов, под этим понимают расширение кругозора, приобретение новых знаний и навыков, и необязательно связанных с получаемой специальностью, но которые помогут им освоится и приспособиться к социальной действительности как в настоящем, так и в будущем.

Одним из стабильных доминирующих побуждений к обучению в вузе на протяжении последних восьми лет остается стремление в будущем к материальному обеспечению посредством высокой заработной платы - ранг значимости III (44,8 - 50% опрошенных). В большей степени это связано с представлением студенческой молодежи о тесной взаимосвязи социального статуса и образования, что находит свое подтверждение в профессиональной среде. Действительно, если проанализировать уровень заработной платы, занимаемой должности и требования к образованию для этой должности, то явным будет тезис: «выше образование - выше должность - выше заработная плата». Конечно, реальность более прагматична и жестока, особенно к молодым людям, не имеющим большого стажа работы и связей в профессиональной среде. Но шансы на получение более высокого достатка с образованием все же выше, и молодежь это понимает.

Так же можно объяснить и другой мотив поступления в высшую школу, который, по-прежнему, занимает достаточно высокие позиции - получение диплома как такового. Этот мотив выбрали 28,6-39,4% опрошенных студентов МИИТа (ранг значимости V-VI). К сожалению, практически каждый четвертый студент стремится в вузе не к знаниям, а к заветным «корочкам», что на наш взгляд, является не «виной» современной молодежи, а отражением в какой-то степени социальной действительности России начала XXI в.

Эффективность профессионального становления во многом зависит от осознанности выбора индивидом своей специальности. Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Рис. 1 - Факторы, влияющие на выбор специальности (%, по годам) По данным опросов, влияние родителей на выбор специальности с каждым годом возрастает и в настоящее время занимает лидирующую позицию - 42% опрошенных учащихся. Самостоятельным выбором руководствовались 38% нынешних студентов МИИТа. А вот влияние школьной профориентации оставляет желать лучшего: ориентировались на советы, данные в школе, лишь от 4 до 7% респондентов в разные годы. Положительной тенденцией

прослеживается уменьшение числа студентов, чей выбор профессии оказался случайным: так, если в 2005 г. таких учащихся составили 22% опрошенных, то в 2013 году их насчитывается лишь 13%. Во многом это связано с вошедшей в практику системой ЕГЭ (единого государственного экзамена), которая ограничивает выбор сдачи выпускных экзаменов в школе, ориентируя выпускников общеобразовательных учреждений заранее определяться с будущей специальностью в вузах.

Оценка перспективности студентами выбранной специальности выступает показателем успешного формирования профессионального самоопределения в вузе. Данные проведенных опросов даны в таблице 2.

Таблица 2

Оценка перспективности будущей профессии (%, по годам)

1. Как очень 2. Как важную, 3. Как не 4.

Специальное важную и но не важную, и не Затрудняюсь

ти перспективную перспективную перспективную ответить

2005г 2013г. 2005г. 2013г. 2005г. 2013г. 2005г 2013г

гуманитарные 58,4 47 15 22,4 2 2,2 23 19,4

технические 62,7 64,3 14 10,2 1,7 0,8 20 15

экономические 67,6 57,5 4 7,5 2 1,3 22 20

Как видно из опросов, студенты технической направленности более высоко оценивают перспективность выбранной профессии, в отличие от экономического и гуманитарного профиля. Причем за восемь лет оценка перспективности инженерных специальностей только увеличивается, «гуманитарии» же наоборот, из года в год все ниже ценят перспективы будущей профессии.

Такая же картина прослеживается и в уверенности миитовцев после окончания университета устроиться на работу по специальности (см. рис.2)

Рис.2 - Оценка уверенности студентов будущего трудоустройства по

специальности (%, по годам) Поиск трудоустройства по специальности, особенно в условиях экономического кризиса, становится существенной проблемой для выпускников вузов. Так полная неуверенность по поводу будущего трудоустройства по специальности студентов гуманитарной направленности значительно возрастает: если в 2005 году такую оценку давали - 18% «гуманитариев», то в 2013 их уже было - 27%. Более оптимистично смотрят на перспективы карьеры по специальности респонденты, получающие инженерные профессии, их уверенность с каждым годом только крепнет: 2005 г.- 35%, 2013 - 46%. Практически каждый второй нынешний студент технической специальности абсолютно уверен в будущем трудоустройстве по избранной профессии.

Официальная статистика наглядно подтверждает опасения ребят относительно будущего трудоустройства. По данным Росстата, безработица среди молодежи за последние 8 лет только увеличилась: в 2005 г. молодых людей в возрасте 20-24 лет составили 17,9% из числа безработных россиян, в 2009 г. их численность возросла до - 21,4%, в 2012 г - 22,3% [6]. Более того, уровень безработицы среди молодежи 15-24 лет сегодня превышает уровень

среди людей среднего возраста (30-49 лет) в 3,7 раза, т.е. безработица в России имеет молодое лицо [3]. Если же говорить о рынке труда, то согласно исследованию Федеральной службы государственной статистики в 2012 г. [5] из группы специалистов высшего уровня квалификации в число наиболее востребованных вошли профессии инженерных специальностей, а многие гуманитарные специальности даже не попали в рейтинг вакантных должностей (см.рис.3).

Врачи (Тбез зубных) 62,3

Инженеры-механики и технологи машиностроения 12.3

Преподаватели в средних школах и учреждениях начального профессионального образовэния

Специалисты по коммерческой деятельности HI 9,3

Специалисты по обучению,не вошедшие в другие груты (консультанты. инструкторы, методист ы. лекторы и т п Инженеры и специалисты родственных видов профессий*, не вошедшие в другие групгы

HI 88

HI 88

Бухгалтеры и специалисты по финансам и кредиту z□

Преподаватели колледжей,университетов и других вузов ■ 5,3

Специалисты-медики (кроме медсестер),не вошедшие в другие группы ■ 5,1

Программисты ■ 4,7

Экономисты ■ 3,»

Инженеры-электронши, инженеры по связи и приборостроению ■ 3,8

Инженеры-электрики и инженеры-знергетиот ■ 3,5

Стоматологи ■ з,?

Инженеры по промышленному и гражданскому строительству ■ 3,2

Специалисты по методике обученияи воспитательной работы Ш 3,1

Юристы и другие специалисты в области права ■

Специалисты в области естественных и технических наук, занятые научными исследованиями и разработкой Библиотекари, библиографы, документе веды и специалисты родст в енных профессий ■ 2,7 ■ 2.5

Специалисты по компьютерам,не вошедшие в другие груты ■ 2,5

10 20 30 40 50 60 70

Рис.3 - Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по профессиональным группам специалистов высшего уровня квалификации на 31 октября 2012г. (тыс. человек) Источник: Федеральная служба государственной статистики [5]

Важным при трудоустройстве является и выдвижение определенных требований к молодому специалисту со стороны работодателя. Согласно исследовательскому центру портала Superjob.ru ключевыми критериями отбора молодых кадров являются личностные и деловые качества, наличие профессионального опыта, а также уровень и качество образования [4].

Уровень и качество образования

Наличие профессионального опыта, хотя бы минимального

Личностные компетенции и деловые качества

Знание специфики вашей компании

Другое (укажите, пожалуйста, что именно)

Затрудняюсь ответить

Рис. 4 - Критерии отбора молодых специалистов для работодателей

Примечание: Исследование проводилось в июле 2013 года, выборочная совокупность составила 1000 респондентов 94 населенных пунктов России, в которую вошли менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала Сумма ответов превышает 100%, т.к. предлагалось выбрать 2 позиции.

Источник: Исследовательский центр портала Superjob.ru [4]

Следует отметить, что с целью соответствия одному из критериев работодателя, а именно иметь трудовой стаж, многие студенты, еще обучаясь в вузе, устраиваются на работу. Так, на дневном отделении МГУПС (МИИТа), по данным опроса 2013 г., работают постоянно 30,2% опрошенных, подрабатывающих время от времени - 26%. Неработающих студентов оказывается даже меньше половины респондентов, при этом среди них есть те, кто уже устраивается на работу (7,7%), и находящиеся в поиске заработка (17,9%), И лишь 18,1 % миитовцев не собираются работать во время учебы. Но порой желание молодых людей работать во время учебы идет в ущерб качеству получаемых знаний.

Стоит обратить внимание на то, что сегодня меняется приоритет требований рынка труда к молодым специалистам. По-настоящему

34% 45%

74% -13% -5% -3%

конкурентоспособным будет такой специалист, который обладает не только и столько опытом работы, сколько проявляет личностные и деловые качества, такие как коммуникативность, способность к инновациям, расширению сферы деятельности и самообучению, Более того, он должен иметь не просто фундаментальные знания своей профессии, но и представление о новых технологиях, уметь пользоваться сложными процедурами принятия решений, обладать целым спектром навыков, которые должен и может ему предоставить

вуз[2]

Ценностные ориентации, выступая внутренними имманентными структурами личности, позволяют человеку определять цели и направления собственного развития. Профессиональные ценностные ориентации студенческой молодежи отражают установки и ожидания молодых людей по отношению к труду, занятости и получению дохода. Пути и возможности их реализации во многом связаны с выбором профессии, который задает вектор не только профессионального, но и, прежде всего, личностного самоопределения, и, следовательно, всего жизненного пути. В связи с этим, учет особенности структуры и закономерности становления профессиональной ориентации молодежи в высшей школе, т.е. на ранних стадиях профессионализации, должен быть одной из приоритетных задач системы высшего образования.

Анализ динамики ценностных ориентаций профессионального самоопределения студенческой молодежи, на примере учащихся МГУПС (МИИТа), может выступать индикатором остроты противоречия между индивидуальными ожиданиями, запросами последних и потребностями или возможностями общества.

Для обеспечения успешного формирования профессионального самоопределения в вузовской среде могут способствовать следующие условия: 1) налаживание эффективной профессиональной ориентации в средней школе, и ее продолжение в вузе на протяжении всего периода обучения; 2) проведение

профориентационных мероприятий, направленных не только на молодых людей, но и на активное взаимодействие с родителями; 3) учет вузами реального спроса на профессии с предложениями рынка труда; 4) создание открытой, своевременно обновляемой и достоверной системы информирования граждан как об образовательных услугах, так и о перспективах и возможностях будущего трудоустройства по специальности; 5) налаживание тесного сотрудничества вышей школы с работодателями в целях подготовки необходимых профессионалов на конкретном производстве; 6) согласование предоставляемых образовательных услуг с требованиями работодателя; 7) обновление содержания и технологий профессионального образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода [1, с.219]; 8) направленность вуза на поддержание активной жизненной позиции студентов, в том числе и ориентации на труд, но не в ущерб обучению и др.

Выпуск конкурентоспособного специалиста, обладающего необходимым набором знаний, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и современным потребностям общества должно войти в число важнейших направлений развития высшего образования. Исследование же ценностных ориентаций профессионального самоопределения студенческой молодежи способствуют решению этой задачи в современных быстроменяющихся условиях социальной реальности.

Список литературы

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. 592 с.

2. Екомасов В.В. Проблемы трудоустройства молодых специалистов // Кадры предприятия. 2003. № 3. URL: http://www.kapr.ru/articles/2003/3/513.html (Дата обращения 01.09.2013)

3. Малыхин М. Росстат: безработица среди молодежи в России достигает 30%. URL:

http://www.examen.ru/main2/news_and_articles/articles/17651 (Дата обращения 29.08.2013)

4. На уровень и качество образования молодого специалиста обращает внимание только треть кадровиков // Новости исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru: сайт. 2013. URL: http://www.superjob.ru/research/articles/111280/na-uroven-i-kachestvo-obrazovaniya-molodogo-specialista-obraschaet-vnimanie-tolko-tret-kadrovikov/ (Дата обращения 02.09.2013)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. О численности и потребности организаций в работниках по профессиональным группам на 31.10.2012 (по результатам выборочного обследования организаций) [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. URL: http://www.gks.ru/free_doc/2013/potrorg/potr12.htm (Дата обращения 30.08.2013)

6. Статистический бюллетень «Обследование населения по проблемам занятости - 2013» [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ca talog/doc_1140097038766 (Дата обращения 30.08.2013)

7. Чхутиашвили Н.В. Новые требования рынка труда к молодым юристам // Юридическое образование и наука. М.: Юрист, 2010, № 4. С. 11-14.

References

1. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Molodezh' Rossii: sotsiologicheskiy portret [Russian youth: sociological portrait]. Moscow: TsSPiM, 2010. 592 p.

2. Ekomasov V.V. Kadry predpriyatiya [Personnel of enterprise], no. 3 (2003). URL: http://www.kapr.ru/articles/2003/3/513.html (accessed September 1, 2013).

3. Malykhin M. Rosstat: bezrabotitsa sredi molodezhi v Rossii dostigaet 30% [Unemployment among young people in Russia reaches 30%]. URL:

http://www.examen.ru/main2/news_and_articles/articles/17651 (accessed August 28, 2013)

4. Novosti issledovatel'skogo tsentra rekrutingovogo portala Superjob.ru [News Research Centre recruitment portal Superjob.ru]. URL: http://www.superjob.ru/research/articles/111280/na-uroven-i-kachestvo-obrazovaniya-molodogo-specialista-obraschaet-vnimanie-tolko-tret-kadrovikov/ (accessed September 2, 2013).

5. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki: ofitsial'nyy sayt [Federal State Statistics Service of Russia: official site]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/2013/potrorg/potr12.htm (accessed August 30, 2013).

6. Statisticheskiy byulleten' «Obsledovanie naseleniya po problemam zanyatosti - 2013» [The statistical bulletin "Household Survey on Employment -2013"]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ca talog/doc_1140097038766 (accessed August 30, 2013).

7. Chkhutiashvili N.V. Yuridicheskoe obrazovanie i nauka [Legal Education and Science], no.4 (2010): 11-14.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Ярина Евгения Владиславовна, соискатель кафедры гуманитарных и социально-политических наук

Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА)

Кронштадтский бульвар, д.20, г. Москва, 125493, Россия

e-mail: [email protected]

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 8341-3855

DATA ABOUT THE AUTHOR Yarina Evgeniya Vladislavovna

Moscow State Technical University of Civil Aviation 20, Kronstadt Boulevard, Moskow, 125493, Russia e-mail: [email protected]

Рецензент:

Данилова Е.А., доцент кафедры «Психология, социология, государственное и муниципальное управление» Гуманитарного института, кандидат

социологических наук, Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.