Н. Н. СЕЧКО,
кандидат социологических наук,
Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск
ДИНАМИКА ТРУДОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ БЕЛОРУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ
В статье рассмотрена динамика трудовых ценностей населения Беларуси на основе данных статистики и социологических мониторингов Института социологии НАН Беларуси за период с 1991 по 2008 г. Выявляются основные тенденции и социально-экономические последствия изменения трудовой мотивации. Осуществляется сравнительный анализ с ситуацией на российском рынке труда.
Обзор социальной ситуации в Беларуси свидетельствует о происходящей с 1991 г. социальной трансформации - радикальном и относительно быстром изменении социетального типа общества, обусловленном внешними факторами и внутренней необходимостью [1, с. 445-446]. Прямым результатом трансформационного процесса служит качественное преобразование институтов власти, собственности, прав и свобод, ценностных ориентаций человека. Ценностные ориентации - предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и готовность или неготовность социальных субъектов вести себя в соответствии с ними. По сферам жизнедеятельности выделяют ценностные ориентации в области труда, досуга и др. В рамках социологии труда выделяют определенный аспект трудового поведения, ха-растеризуемый особенностями саморегуляции (инициативность, самостоятельность действий и т. д.) и внешней регуляции (дисциплинированность, исполнительность и т. п.), что также связано с ценностными ориентациями работника [2, с. 393-394]. Однако социальные изменения в неравной степени затрагивают разные социально-экономические сегменты; скорость и темпы социальных изменений неодинаковы в разных областях социальной жизни.
Основные изменения, повлиявшие на трудовые ценности населения, были обусловлены двумя ключевыми процессами: либерализацией экономических отношений и приватизацией государственной собственности. До начала трансформационных процессов более 90% занятых составляли наемные работники, для которых основным источником денежных доходов являлась заработная плата по основному месту работы. Тип занятости индивида в советские времена обусловливал его социальное положение, уровень дохода и жизни в целом. Разрушение сложившихся социально-трудовых отношений начало происходить в 1991 г. в условиях обретения бывшими советскими республи-
ками суверенитета. На первом этапе (1991-1995 гг.) происходил разрыв социально-экономических связей в рамках бывшего СССР, что обусловило резкий экономический спад, в результате которого ВВП в Республике Беларусь сократился вдвое, и только в 2000 г. достиг 2/3 от уровня 1989 г. На этом этапе произошли либерализация цен и легитимизация частной собственности, введена национальная валюта и начата приватизация, т. е. были начаты радикальные экономические преобразования, однако они происходили на фоне сокращения государственного регулирования.
Различия в осуществлении трансформационных процессов в Республике Беларусь и Российской Федерации начали проявляться уже на первоначальном этапе, и наиболее ярко - в процессах приватизации. Приватизация государственных предприятий является необходимым фактором структурнособственнических изменений и перехода от плановой к рыночной экономике, однако соотношение экономических и социальных целей и издержек при перераспределении собственности определяет специфику приватизационных процессов. В Российской Федерации приватизация носила стихийный характер, не управляемый и не контролируемый в должной мере государством, что нашло отражение в появлении терминов «дикая приватизация» и «шоковая терапия». На данном этапе в Российской Федерации произошел рост безработицы: уровень безработицы по методологии МОТ составил в 1995 г. - 6,7%, а в 1999 г. - 9,2% от численности экономически активного населения (рис. 1). Динамика уровня регистрируемой безработицы в России и Беларуси была примерно одинаковой, максимальная разница показателей за 1991-2009 гг. не превышала 2 раз.
8,9 9,2
-♦ РБ-уровень регистрируемой безработицы. % к экономически активному населению ■ — РФ—уровень регистрируемой безработицы, % к экономически активному населению -А— РФ—уровень безработицы по методологии МОТ, % к экономически активному населению
Рис. 1. Динамика уровня безработицы в России и Беларуси в 1991-2009 гг., %
Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований, а не «шоковый» вариант. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Вопреки предсказаниям западных экономистов, не произошло обвального роста безработицы (максимальным уровень регистрируемой безработицы был в 1996 г. и составлял 4,0%). Государственные предприятия получали поддержку, что позволяло им сохранять численность занятых; управление трудовыми ресурсами было ориентировано на их консервацию за счет уменьшения реальной заработной платы, применения режимов неполной занятости в надежде на то, что кризисные времена пройдут, предприятиям удастся быстро найти новые рыночные ниши и восстановить экономическую эффективность.
Приватизация была проведена в отношении незначительной части предприятий в сфере торговли, оказания услуг населению и др., характеризующихся малой численностью занятых и не оказывающих существенного влияния на экономику и рынок труда. Поэтому на первом этапе (1991-1995 гг.) в Беларуси стала возрастать численность малых частных предприятий, однако в отраслевой структуре сектора преобладали предприятия торговли и общественного питания - 45,8%, в промышленности было сосредоточено всего 16,5% предприятий, в сфере связи - 0,2%; кредитования и страхования - 0,8% [3, с. 57, 76]. Доля занятых на данных предприятиях составляла около 10% трудовых ресурсов, происходил быстрый рост занятых индивидуальной предпринимательской деятельностью (рис. 2).
Рис. 2. Динамика развития субъектов малого предпринимательства в Беларуси
* С 2006 г. в численности малых предприятий начали учитываться фермерские (крестьянские) хозяйства, ранее не подлежавшие обследованию как малые.
По характеру регулирования в переходной экономике Республики Беларусь данный период характеризуется преимущественно прямым регулированием социально-трудовых отношений в государственном секторе и косвенным регулированием экономических процессов. В результате либерализации обменного курса, цен и внешней торговли отечественный рынок был открыт для международной конкуренции. Имея изношенные основные фонды (износ ОППС составлял около 70-80%) и устаревшие технологии, белорусские предприятия не выдерживали конкуренции со стороны зарубежных товаропроизводителей. В результате падение производства в этот период достигло 28%, инвестиционная активность упала на 48%, реальные доходы населения - на 23%, среднемесячный темп инфляции достигал 25% [4, с. 1-3].
Таким образом, несмотря на то, что Беларусь избежала роста социальной напряженности и безработицы, занятость населения не была экономически эффективной и не могла обеспечить поддержание достойного уровня жизни населения.
Второй этап реформирования (1996-1999 гг.) характеризовался попытками стабилизации внутри- и внешнеэкономической ситуации: разработкой механизмов антиинфляционного регулирования, введением в действие «валютного коридора», продолжением либеральных реформ. Существенный спад производства, инвестиций и жизненного уровня населения заставил правительство изменить характер экономической политики и методы регулирования. Была разработана законодательная база, регулирующая отношения в области налогообложения, внешнеэкономической деятельности и таможенной системе. Многие решения и действия государственной власти, принимаемые в те годы, имели не долгосрочный характер, а скорее характер антикризисных мер, попытки найти «ответы» на серьезные «вызовы».
Начиная с 1996 г. в Беларуси управление государственными предприятиями осуществлялось преимущественно через льготные кредиты и государственные субсидии, в рамках социальной защиты населения расширилась номенклатура продукции, на которую цены контролировались государством, был зафиксирован официальный обменный курс, среднемесячный темп инфляции снизился до 5%. Такая политика в краткосрочном периоде 1996-1998 гг. поддержала неэффективные предприятия, однако в плане развития реального сектора в долгосрочной перспективе была достаточно бесперспективной, так как возможности государства по поддержанию хозяйственной деятельности не безграничны, а развитие частного сектора и освоение новых рыночных ниш происходило очень медленно. Установление государственного регулирования предпринимательской деятельности в 1996 г. за год вызвало сокращение численности малых предприятий с 35,8 до 23,8 тыс. (см. рис. 2). За данный период удельный вес убыточных малых предприятий возрос до 21,9%, а вклад в ВВП снизился до 6,7%. Качественного изменения отраслевой структуры сектора не произошло, доминирующими остались предприятия торговли и общественного питания - 42,7%, численность малых предприятий в сфере «наука и научное обслуживание» сократилась в 2 раза [5, с. 88; 6, с. 7-9].
Особенностью проводимой в Республике Беларусь экономической политики является ее социальная направленность, что выражается в относительно мягком характере кредитно-денежной политики, обеспечивающей опережающий в сравнении с объемами производства рост реальной зарплаты. «Сопоставление динамики ставок реальной заработной платы в бюджетной и внебюджетной сферах позволяет заключить, что повышение ставки заработной платы государственных служащих опережает во времени повышение ставок во внебюджетной сфере. Однако прирост заработной платы не был обусловлен ростом производительности труда. Экономисты отмечают наличие тесной корреляции между динамикой заработной платы и кредитно-денежной политикой: колебания роста реальной рублевой денежной массы и реальной заработной платы обнаруживают синхронность движения и имеют коэффициент корреляции 0,97» [4, с. 3]. Как показывает ситуация 1996-1997 гг., в краткосрочном периоде опережающий рост заработной платы в определенной степени стимулирует рост производства посредством расширения потребления и конечного спроса. Однако не подкрепленная соответствующим ростом производительности труда в долгосрочной перспективе такая динамика не может быть устойчивой и эффект от увеличения заработной платы все больше смещается не в сторону производства, а в сторону усиления интенсивности инфляционных процессов (ситуация 1998-1999 гг. и последующий дефолт).
Результаты социологических мониторингов Института социологии НАН Беларуси свидетельствуют, что в начале трансформационных процессов в Беларуси уровень общего напряжения был очень высок (от 67,6 до 93,4% населения волновали различные проблемы), фактически все происходившие трансформации воспринимались как значимые и непосредственно отражались на жизни населения, причем как на финансовом, материальном благосостоянии (инфляция, цены на продукты и товары первой необходимости, уровень оплаты труда были одними из самых острых проблем), так и на внутрисемейных, межличностных отношениях (характер взаимоотношений, складывающихся в семье, в 2002 г. волновал 4/5 населения!), обусловливая общую тревогу за будущее. По ходу стабилизации ситуации уровень тревоги падает, обеспокоенность белорусского населения смещается в сторону поддержания достигнутого уровня жизни (табл. 1).
На начальных этапах социально-экономической трансформации жизненная ситуация оценивалась белорусским населением достаточно тяжело: в 2002 г., согласно данным республиканских мониторингов Института социологии НАН Беларуси, более половины населения считало, что «жить трудно, но можно терпеть», около 1/10 - что «положение бедственное, терпеть невозможно». и только 1/3 удалось достаточно быстро адаптироваться, что позволяло им оценивать свою жизненную ситуацию как «нормальную». По мере стабилизации социально-экономической ситуации уровень оценок населением жизненной ситуации вырос: в 2 раза увеличилась доля тех, у кого «все более чем нормально», и в 3 раза снизилась доля тех, кто оценивает свое положение как
весьма «бедственное». После 2006 г. «ножницы оценок» опять начинают сжиматься, так как рост цен на газ и нефть, обострение конкуренции на мировом рынке сказываются на эффективности функционирования экономики и соответственно жизненной ситуации людей, происходит незначительное, но снижение оценок «жизненной ситуации в целом» (рис. 3).
Таблица 1. Проблемы, волнующие белорусское население, %
Проблема Год
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
1. Уровень профессионализма и компетентности властей 69,3 65,9 17,7 - - - -
2. Инфляция 85,7 87,2 28,1 - - 29,6 35,7
3. Цены на продукты и товары первой необходимости 93,4 96,5 71,8 62,1 51,4 60,5 59,1
4. Цены на коммунальные услуги - - - - 45,4 39,4 33,3
5. Уровень оплаты труда (уровень жизни) 85,5 86,0 61,4 66,6 49,2 42,3 45,9
6. Своевременность выплаты зарплаты 79,8 80,0 17,3 - - 33,0 29,3
7. Уровень пенсионного обеспечения 72,6 79,3 29,4 32,8 - 22,5 21,9
8. Качество и доступность медицинского обслуживания 89,5 91,5 24,2 - 15,0 40,6 47,8
9. Жилищные проблемы 67,6 70,8 26,6 19,4 21,3 38,1 35,7
10. Взаимоотношения в семье, падение семейных ценностей 82,8 78,4 10,6 - - 20,5 17,2
Оценка перспектив дальнейшего изменения жизненной ситуации свидетельствует о достаточно высоком уровне социального оптимизма среди белорусского населения: в 2002 г. считали, что их жизнь изменится к лучшему 26,7%, в 2008 г. - 38,2%; практически в 2 раза снизилась доля так называемых
,9
6,2
2,7
' 1
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Все более чем нормально
— ■— Все не так плохо н можно жить —А—Жить трудно, но можно терпеть
■—Ж— Положение бедственное, терпеть невозможно
- - ♦ - - Затруднились ответить
Рис. 3. Оценка жизненной ситуации населением Беларуси, %
пессимистов, полагающих, что их жизнь ухудшится. Однако на протяжении последних 5 лет доля тех, кто затрудняется оценить ожидаемые изменения в их жизненной ситуации, составляет более 1/3, данная часть населения осознает определенную незавершенность трансформационных процессов, их значительную зависимость от социально-экономических обстоятельств (табл. 2).
Таблица 2. Оценка белорусским населением перспектив изменения жизненной ситуации в ближайшем будущем, %
Вариант ответа Год
2003 2004 2005 2006 2007 2008
Изменится к лучшему 26,7 34,0 34,7 40,7 30,6 38,2
Останется без изменений 24,4 26,6 25,2 21,4 24,3 20,8
Изменится к худшему 13,7 7,8 6,6 4,7 8,9 6,5
Затрудняюсь ответить 35,1 31,5 33,5 33,1 36,1 34,5
Всего 100 100 100 100 100 100
Особое внимание хотелось бы уделить тому, как происходящие изменения повлияли на отношение к труду и экономическое поведение населения. На первом этапе институциональные изменения (снятие ограничений на формы и способы приложения человеком своего труда, свобода предпринимательской инициативы, отказ от всяческих «потолков» заработка и уравнительной оплаты труда) по замыслу реформаторов должны были раскрепостить людей, разбудить в них инициативу, желание больше и лучше работать, усилить мотивацию достижения и повысить уровень жизненных притязаний. Ставка, таким образом, делалась на стимулирование рыночного типа экономического поведения, выражаемого формулой «максимум дохода ценой максимума трудовых затрат», на побуждение людей к инициативному, творческому труду, развитию предпринимательства, инновационных видов приложения трудовой активности. Статистические данные об изменении численности индивидуальных предпринимателей и частных предприятий за этот период, а также данные социологических исследований свидетельствуют, что около 1/4 населения приняли данные ценностные ориентации и в качестве наиболее подходящего для Беларуси типа экономики считали «рыночный тип экономики» (табл. 3).
Таблица 3. Оценка населением наиболее эффективного для Беларуси
типа экономики, %
Тип экономики Год
2002 2003 2004
Рыночная 25,8 23,9 10,8
Смешанная (рыночная с элементами госрегулирования) 32,2 33,7 34,5
Централизованная плановая экономика 8,9 11,9 8,4
Затрудняюсь ответить 33,0 30,4 46,3
Всего 100 100 100
Для сравнительного анализа изменения трудовых ценностей в Беларуси обратимся к данным республиканских социологических мониторингов Института социологии НАН Беларуси, а также к результатам российских социологических мониторингов и исследованиям, проведенным в рамках Всемирного исследования ценностей [7, с. 1-13] (табл. 4). В начале 1991 г., т. е. в канун радикальных общественных перемен, главной в России была ценность высокого заработка, что же касается ценностей активной самоотдачи, трудовых и статусных достижений, ответственности, то они занимали места в нижней части списка. В Беларуси к 2002 г. наравне с ценностью высокого заработка были развиты ценности «инициативности, относительной независимости», соответствия работы способностям (на 10-20% выше, чем в странах «большой восьмерки»), однако ценность «интересной, содержательной работы» была практически в 2 раза ниже, чем в Российской Федерации и данных странах. О чем говорят эти цифры?
Таблица 4. Трудовые ценности экономически активного населения Беларуси
и России, %
Трудовые ценности Беларусь Россия Семь стран «большой восьмерки» (кроме РФ)
2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 1991 г. 1995 г. 1999 г. 2004 г. 19901991 гг. 19992000 гг.
Хороший заработок 95,9 61,1 86,4 84,0 83,9 86,9 85 92 92 96 74 82
Интересная, содержательная работа 38,8 6,1 6,1 5,7 5,8 9,7 68 73 71 72 65 72
Хорошие условия труда 36,7 12,8 64,8 63,7 63,9 69,0 49 46 42 57 46 56
Возможность чего-то достичь, продвигаться по службе 24,3 17,1 14,9 16,6 20,2 28 41 40 44 61 67
Престижная работа 6,8 23,6 19,3 16,4 13,5 40 49 46 36 32 39
Соответствие работы способностям 73,2 7,6 20,4 19,9 20,0 17,5 57 57 56 34 57 61
Инициативность, относительная независимость 74,0 30,3 26,5 27,3 27,9 30 30 32 24 52 54
Работа без перегрузок 63,9 _ 31,7 39,5 30,8 27,8 20 18 17 18 28 38
Проведение либерализации экономики на первом этапе способствовало уходу от ценностей патернализма (пассивности, надежды на опеку и помощь государства и т. д.), стимулировало рост значимости достижений и ответственности, повышения общей готовности трудиться. Но частичность приватизационных процессов, административное регулирование экономической деятельности большинства предприятий привели к тому, что радикальных инновационных преобразований их хозяйственной деятельности не происходило, а, следовательно, частичные модернизационные преобразования не стимулировали рост инновационной восприимчивости и активности занятого населения. Ценность «интересной, содержательной работы», работы над сложными проблемами и вопросами не стала более привлекательной для белорусов. У россиян в силу более радикальных экономических преобразований, изменения отраслевой структуры экономики готовность к риску, новациям оказалась более высокой.
Еще одной значимой характеристикой изменения трудовых ценностей на первом этапе является оценка «угрозы безработицы». Социологические исследования выявляют, что с 1991 г. статистически значимо возросла частота упоминания надежности рабочего места в качестве трудовой ценности, а среди проблем, вызывающих беспокойство, - «угроза потери работы» (табл. 5). Возникновение открытой и скрытой безработицы, деградация многих рабочих мест (низкая зарплата, ее задержки, неполная загруженность, вынужденные отпуска и обусловленное всем этим снижение престижа соответствующих видов занятости) и приближение занятых на них к положению, близкому к положению безработного, заставили население задумываться не только о возможности «зарабатывать хорошие деньги», но и о стабильности занятости, рабочего места.
Таблица 5. Обеспокоенность населения Беларуси и России угрозой потери работы, %
Беларусь Россия Страны «большой восьмерки»
2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 1991 г. 1995 г. 1999 г. 2004 г. 2006 г. 2008 г. 2009 г. 19901991 гг. 19992000 гг.
59,6 63,3 22,4 13,9 13,3 13,3 12,6 40 67 73 80 31 10 21 58 70
П р и м е ч а н и е. Приведены данные республиканских социологических мониторингов Института социологии НАН Беларуси и Института социологии РАН, за 2006 г. по России приведены данные ВЦИОМ.
На втором этапе трансформации (1995-1996 гг.) в силу рассмотренных различий государственного регулирования происходят значительные различия в трудовых ценностях и преобладающих типах экономического поведения населения в Беларуси и России. Если сравнить российские трудовые ценности и обеспокоенность потерей работы с показателями семи стран «большой восьмерки» за период 1991-1999 гг., то догнать страны «семерки» по значимости страха
безработицы, связанного с мотивацией избегания, России оказалось гораздо легче, чем приблизиться к ним по таким параметрам, как стремление к достижениям и новациям.
В последние годы в Российской Федерации еще важнее стал заработок -его назвал теперь практически каждый опрошенный, продолжился рост значимости надежного места работы (80% респондентов). Показатель «возможности чего-то достичь» не претерпел статистически значимых изменений, но те достижительные ценности, которые непосредственно связаны с ростом статуса и заработка, за эти годы стали для россиян более важными, среди ценностей, значимость которых снизилась - «соответствие работы способностям» (на 1/3). Социально негативным показателем является снижение значимости двух трудовых ценностей, развитие которых входило в исходный замысел реформ, - меньшее число людей отметили пункты «инициатива» и «ответственность в работе» (на протяжении 90-х годов первый из этих показателей не менялся, а второй к 1999 г. несколько повысился, но к 2004 г. вернулся к исходному уровню).
В Беларуси на втором этапе самой высокой осталась значимость возможности получать хороший заработок, практически в 2 раза возросла ценность «хороших условий труда», при этом более чем в 3 раза снизилась значимость соответствия работы способностям, возможности проявлять инициативу и быть относительно независимым в своей трудовой деятельности. Заинтересованы в интересной, инновационной, творческой работе мене 1/10 занятых. Таким образом, результаты исследования выявили, что в экономическом мышлении людей две группы ценностей вытесняют одна другую: если в качестве значимых воспринимаются такие параметры, как хорошие, комфортные условия работы, отсутствие чрезмерных нагрузок, высокий заработок, надежность места работы, то возможность проявить инициативу, чего-то достичь, престижность работы (уважение к ней со стороны окружающих) и необходимость проявления личной ответственности за результаты работы обычно не кажутся важными. И наоборот, если важны инициатива, достижения и ответственность, то ценностям противоположной группы большого значения не придается.
Таким образом, различие применяемых социально-экономических механизмов в России и Беларуси в ходе трансформационных процессов в сфере занятости проявилось в том, что в России радикальный, «шоковый» вариант трансформации обусловил более значительный рост безработицы и социальной напряженности, однако либерализация экономики позволила в дальнейшем повысить эффективность экономической деятельности предприятий и занятости. Для российского населения в большей мере характерна ориентированность на интенсивные, содержательные, инновационные виды занятости, активный тип экономического поведения. В Беларуси замедленность трансформационных процессов, преобладание эволюционирующего пути развития и улучшающих, а не базисных инноваций позволили избежать резкого роста безработицы, однако снизили значимость трудовых ценностей «активной ини-
циативной и инновационной занятости», привели к росту патерналистских ценностей (население ориентировано на получение высокого заработка и при этом на хорошие, комфортные условия труда, работу без перегрузок, т. е. на работу, не требующую инициативы и ответственности). Слабая выраженность этих ценностей резко отличает белорусов от работников экономически развитых стран «большой восьмерки», а также проявляется в низкой ориентированности на активизацию индивидуальной трудовой деятельности.
Литература
1. Заславская, Т. И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельноструктурная концепция / Т. И. Заславская. - М.: Дело, 2002. - С. 445-446.
2. Соколова, Г Н. Ценностные ориентации / Г Н. Соколова, В. А. Ядов // Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь / отв. ред. В. А. Ядов. - СПб.: Наука, 2006. - С. 393-394.
3. Статистический ежегодник. Народное хозяйство Республики Беларусь 1995: стат. сб. / Минстат Республики Беларусь. - Минск: Информстат Минстата Республики Беларусь, 1996. -С. 57, 76.
4. Миксюк, С. Ф. Опыт разработки и использования комплексной макромодели переходной экономики Республики Беларусь / С. Ф. Миксюк. - М., 2007. - С. 1-3. - Режим доступа: http://www. ecsocman. edu. ru/images/pubs/2007/03/29/0000305966/019_Miksyuk_S. pdf. - Дата доступа: 14.07.2009.
5. Статистический ежегодник Республики Беларусь 1997: стат. сб. / Минстат Республики Беларусь. - Минск: Информстат Минстата Республики Беларусь, 1997. - С. 88.
6. Малое предпринимательство Республики Беларусь, 2006: стат. сб. / Минстат Республики Беларусь; редкол.: И. А. Костевич [и др.]. - Минск: УП Минстата «Главный вычислительный центр», 2006. - С. 7-9.
7. Магун, В. С. Как меняются российские трудовые ценности / В. С. Магун // Отечественные записки. - 2007. - № 3 (37). - С. 1-13.
N. N. SETCHKO
DYNAMICS OF LABOUR VALUES OF THE BELARUS PEOPLE
Summary
The article describes the dynamic of labor values of the Belarusian population in 1991-2008 years on the basis statistical and sociological data of the Institute of sociology of the NAS of Belarus. Social and economic results and main trends of the working motivation changing are revealed. Comparative analysis of the rusian labor market is realized.