Н. Н. СЕЧКО,
кандидат социологических наук,
Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Анализируются актуальные аспекты социальной политики в сфере социально-трудовых отношений в Беларуси по следующим направлениям: содействие занятости населения; социальная защита работающих и предотвращение появления работающих бедных; предотвращение безработицы и оказание социальной помощи безработным.
Ключевые слова: социальная политика, рынок труда, занятость, безработица, предпринимательство.
Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, направленной на согласование интересов и регулирование отношений основных социальных групп населения в целях оптимизации социального развития общества. На современном этапе в развитых государствах приоритетными направлениями социальной политики выступают: социальная политика в сфере социально-трудовых отношений, в сфере охраны здоровья, в сфере образования, социоэкологическая политика, жилищная политика, социальная политика в сфере культуры и досуга. Социальная политика в сфере социально-трудовых отношений включает в себя: 1) содействие занятости населения (содействие наиболее полной и эффективной занятости населения, поддержание существующих и создание новых рабочих мест, содействие самозанятости); 2) социальную защиту работающих и предотвращение появления работающих бедных; 3) предотвращение безработицы и оказание социальной помощи безработным.
Для Беларуси характерно становление социально ориентированной рыночной экономики, в стране приняты и ратифицированы основные положения и декларации Международной организации труда в сфере социальной защиты занятых. Рассмотрим наиболее актуальные аспекты социальной политики в сфере социально-трудовых отношений по трем выделенным направлениям.
Содействие занятости населения. Анализ уровня и структуры занятости в Беларуси показывает, что численность экономически активного населения (часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров, работ, услуг) на начало 2011 г. составляла 4705,1 тыс. человек, из них занятых в экономике - 4665,9 тыс. человек (99,2%), зарегистрированных безработных - 0,8%; уровень экономической активности населения составлял 80,8%.
Трудовые ресурсы Беларуси насчитывают 6078,5 тыс. чел., структура занятости представлена трудоспособным населением в трудоспособном возрасте -5742,0 тыс. чел. (94,47%), лицами старше трудоспособного возраста, занятыми в экономике, - 336,4 тыс. чел. (5,54%), младше трудоспособного возраста -0,1 тыс. чел. (0,01%). В целом основные показатели, характеризующие занятость населения и функционирование рынка труда, за последние годы не выявляют значительных изменений и свидетельствуют об определенной консервации белорусского рынка труда (табл. 1) [1, с. 27, 32].
В экономике Беларуси в январе-ноябре 2011 г. было занято 4 645 тыс. человек, что на 0,4% меньше, чем в январе-ноябре 2010 г. Предприятиями (без малых предприятий негосударственной формы собственности) за этот период было принято на работу 781,4 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места - 51,4 тыс. человек, уволено по различным причинам 836,4 тыс. человек. Соотношение принятых работников и уволенных в целом по республике составило 93,4%, при этом наиболее критичным данное соотношение было в строительной отрасли - 74,4% (принято 97 238 чел., уволено 130 709 чел.) [2]. В целом белорусский рынок труда ориентирован преимущественно на поддержание сложившейся структуры рабочих мест, а создание новых и изменение структуры занятости происходит поступательно и несколько замедленно (2-3% за 10 лет). Так, в промышленности численность занятого населения в 2000 г. составляла 27,6%, в 2005 г. - 26,9, на начало 2011 г. - 25,3%; в строительстве - 7,0; 7,8, 9,5% соответственно; в торговле и общественном питании в 2000 г. - 11,0%, в 2005 г. - 12,7, в 2011 г. - 14,3%; на транспорте - 5,8, 6,0, 6,2% соответственно [1, с. 52].
Таблица 1. Показатели трудовых ресурсов и занятости населения Беларуси
Показатель 1990 г. 2000 г. 2010 г.
Трудовые ресурсы, тыс. чел. 5938,8 5997,0 6078,5
Из них:
трудоспособное население в трудоспособном возрасте, тыс. чел. 5566,6 5703,7 5742,0
лица старше трудоспособного возраста, занятые в экономике, тыс. чел. 359,7 292,3 336,4
лица младше трудоспособного возраста, занятые в экономике, тыс. чел. 12,5 1,0 0,1
Удельный вес трудовых ресурсов в численности населения, % 58,3 60,1 64,0
Экономически активное население, тыс. чел. 4539,6 4705,1
В том числе:
занятое население, тыс. чел. 5150,8 4443,6 4665,9
зарегистрированные безработные, тыс. чел. - 96,0 39,2
Уровень экономической активности населения, % 78,0 80,8
Уровень зарегистрированной безработицы (в % к численности экономически активного населения) — 2,1 0,8
Оценка населением состояния сферы занятости (в контексте стабильности рабочих мест, возможности трудоустройства и т. д.) выявляется на основе оценок Я-конкурентоспособности и угрозы безработицы. Я-конкурентоспо-
собность индивида на рынке труда - это субъективная самооценка, которую дает индивид своему положению на рынке труда, исходя из соотнесения достигнутого положения на рынке труда и собственного ощущения. Ее следует отличать от конкурентоспособности на рынке труда - способности субъекта рабочей силы выдерживать конкуренцию со стороны реальных или потенциальных претендентов на его рабочее место или претендовать самому на другое, более престижное. Как объективные показатели, так и субъективные оценки конкурентоспособности определяются двумя основными группами факторов: 1) внешними, или объективными, - ситуацией на рынке труда (уровень безработицы, тип рынка труда, отраслевая структура экономики страны и т. д.); общей социально-экономической ситуацией в стране (стадия развития, рост или стагнация, кризис или процветание); регионом проживания индивида (развитость производства, близость к столице или крупным городам, наличие возможностей для трудовой мобильности и т. д.); 2) внутренними, или субъективными, относящимися к самому человеку, - демографическими характеристиками (пол, возраст, национальность, состояние здоровья, наличие/отсутствие противопоказаний на выполнение определенных видов работ и т. д.); профессионально-образовательными характеристиками (образование, квалификация, профессия, наличие дополнительных навыков, знаний и умений); социальными характеристиками (семейное положение, наличие детей и иных иждивенцев, социальный статус и положение членов семьи и родственников); социально-психологическими характеристиками (трудовые ценности и общая система ценностей человека, уровень коммуникабельности, психологические особенности личности и др.). Результаты социологических мониторингов Института социологии НАН Беларуси показывают, что оценки Я-конкурентоспособности на рынке труда занятым населением Беларуси разделились примерно поровну: практически половина (48,0%) полагают, что в случае потери работы довольно легко смогут найти себе равноценную работу, а вот у второй половины (52,1%) есть определенные сомнения (17,4% полагают, что это потребует больших усилий, 24,1% затруднились с ответом, а 10,5% высказали сомнение в возможности равноценного трудоустройства). В целом в течение 2011 г. социальная напряженность в оценках функционирования рынка труда Беларуси в условиях мирового финансово-экономического кризиса несколько снизилась, занятое население стало чувствовать себя более уверенно на своих рабочих местах и более оптимистично оценивать состояние сферы занятости (табл. 2).
Что касается самозанятости и создания рабочих мест в предпринимательском секторе, то на первом этапе (1991-1995 гг.) в Беларуси численность работающих на малых предприятиях, в организациях составила 131,4 тыс. человек, или 2,98% от численности занятого населения; на втором этапе (19962000 гг.) численность занятых возросла на 1/3, составив 333,7 тыс. человек; за третий период (2001-2006 гг.) численность работников в секторе увеличилась на 1/4 - от 334 674 до 423 813 работников в среднем за год. За четвертый период (2006-2011 гг.) удельный вес занятых в секторе малого предпринимательства
возрос до 20,4% от общей численности занятых в экономике Беларуси, достигнув 773 362 человек (табл. 3). По количеству занятых в отраслевом разрезе на начало 2011 г. лидируют предприятия торговли и общественного питания (30,4% от общей численности занятых на микро- и малых организациях), промышленные (28,1%) и строительные (17,0%) организации [3].
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Сможете ли Вы найти полноценную работу в случае потери работы?», %
Вариант ответа Начало 2011 г. Конец 2011 г.
Я легко смогу найти себе равноценную работу 12,1 16,2
С небольшими усилиями найду равноценную работу 31,0 31,8
Думаю, что с большим трудом найду равноценную работу 19,0 17,4
Думаю, что это практически невозможно 10,0 10,5
Затрудняюсь ответить 27,8 24,1
Всего 100 100
Таблица 3. Динамика доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике Республики Беларусь (2003-2010 гг.), %
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2010 г.
14,4 14,7 14,7 15,4 17,1 19,7 20,4
Удельный вес средней численности работников малого и среднего предпринимательства в общей средней численности работников в целом по республике составил: в 2007 г. - 26,7%, в 2008 г. - 28,5, 2009 г. - 28,1, а в 2010 г. -28,0%. Таким образом, в последние годы наблюдается пусть незначительная, но поступательная положительная динамика доли занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в общем количестве занятых в экономике. На начало 2011 г. в данной сфере работало около 1,5 млн человек - почти треть экономически активного населения республики.
Уровень регионального развития характеризуется значительной неравномерностью и концентрацией на начало 2011 г. большей части малых предприятий в г. Минске (37,0%) и Минской области (16,0%) при почти полном их отсутствии в малых городах, селах. В среднем по республике на 1000 жителей приходится 18,2 малых предприятия, в то время как в странах ЕС аналогичный показатель составляет не менее 30 предприятий. В 2011 г. в Беларуси наибольший уровень деловой активности присущ столичному региону: в Минске -32,8 малых предприятия на 1000 постоянного населения в трудоспособном возрасте, в Минской области - 19,3 предприятия; наименьший наблюдается в Гомельской области - 11,8 малых предприятия на 1000 постоянного населения в трудоспособном возрасте. Это обусловливает то, что более половины рабочих мест (53,5%), созданных в секторе малого предпринимательства, сосредоточено в столичном регионе, а в остальных регионах численность привлеченных трудовых ресурсов гораздо ниже - около 65-86 тыс. человек по каждой области (табл. 4).
Таблица 4. Средняя численность работников микроорганизаций и малых организаций Беларуси
Регион 2007 г. 2008 г. На 01.01.2010
Всего Микроорганизации Малые организации
чел. % чел. % чел. %
Республика Беларусь 641 349 775 812 773 362 100 309 932 100 463 430 100
Брестская обл. 64 580 86 711 86 901 11,2 34 148 11,0 52 753 11,4
Витебская обл. 58 548 70 659 70 865 9,2 28 282 9,1 42 583 9,2
Гомельская обл. 59 403 72 004 71 038 9,2 28 144 9,1 42 894 9,2
Гродненская обл. 52 306 65 767 65 290 8,4 26 282 8,5 39 008 8,4
г. Минск 269 967 311 261 301 523 39,0 121 647 39,3 179 876 38,8
Минская обл. 81 765 104 594 111 884 14,5 44 765 14,4 67 119 14,5
Могилевская обл. 54 780 64 816 65 861 8,5 26 664 8,6 39 197 8,5
Следует отметить, что именно в регионах Беларуси и сельской местности, где отсутствует крупное производство, много моногородов с 1-2 градообразующими предприятиями, наиболее сложная обстановка на рынке труда и наиболее высок уровень зарегистрированной безработицы. Так, на 1 мая 2011 г. уровень зарегистрированной безработицы в целом по республике составлял 0,7% от общей численности экономически активного населения, при этом в Минске - 0,3%, в Брестской области в Ганцевичском районе - 1,5%, в Ко-бринском - 1,3, в Витебской области в Поставском, Полоцком и Лепельском районах - по 1,3% [4]. В Ганцевичском районе на начало 2010 г. было всего 88, а в Минске - 26 646 малых и микроорганизаций [5].
Создание рабочих мест и самозанятость в предпринимательском секторе позволили бы снизить напряженность на региональных рынках труда Беларуси. Согласно результатам республиканского социологического мониторинга Института социологии НАН Беларуси (2008 г.), 74,3% белорусского населения считало, что предприниматели создают новые рабочие места, новые предприятия и организации, а в молодежной группе (18-29 лет) с данной точкой зрения были согласны 86,7% (табл. 5). При наличии благоприятных условий хотели бы заниматься предпринимательской деятельностью около 1/3 населения (27,2%), а среди молодежной группы - каждый второй (48,9%).
В 2010 г. в рамках Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь была оказана финансовая поддержка в организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости 3050 безработным, а в январе-ноябре 2011 г. - 2530 безработным. В целом эти мероприятия являются позитивными, однако для активизации роли малого предпринимательства на рынке труда одного выделения субсидий и реализации программ обучения основам предпринимательской деятельности недостаточно. Как показывает практика европейских стран, гораздо больший эффект дает создание благоприятных институциональных условий ведения
бизнеса, стимулирующих создание новых предприятий и рабочих мест, а также увеличение численности занятых в уже функционирующих организациях.
Анализ структуры занятости показывает, что 1/3 рабочих мест (30,4% на начало 2011 г.) в секторе малого предпринимательства приходится на сферу торговли и общественного питания, но эти рабочие места, с учетом кризисных экономических тенденций, являются неустойчивыми и в меньшей мере защищены от угрозы безработицы, чем рабочие места в сфере промышленности и высоких технологий, медицины и образования. Ведь в условиях инфляции и девальвации валют падает потребительская активность и потребительское доверие населения, что в первую очередь отражается на сфере торговли и, соответственно, обусловливает сокращение численности рабочих мест в ней.
Таблица 5. Мнение белорусского населения о роли предпринимательства в 2008 г.
(в % от числа опрошенных)
Вариант ответа В целом по выборке Молодежь
Предприниматели создают новые рабочие места, новые предприятия, организации 79,6 }100 86,7 }100
Предприниматели практически не создают новых рабочих мест, предприятий 20,4 13,3
Предприниматели способствуют развитию экономики, конкуренции 83,8 }100 87,8 }100
Предприниматели препятствуют развитию экономики, конкуренции 16,2 12,2
В связи с этим социальная политика Беларуси должна быть направлена на создание правовых и экономических условий, стимулирующих трансформацию отраслевой структуры предпринимательского сектора путем увеличения численности организаций и предприятий в таких отраслях, как промышленность, строительство, транспорт и связь, образование и медицина. В перспективе это будет способствовать также трансформации структуры занятости на белорусском рынке труда, стимулировать создание рабочих мест, более защищенных от макроэкономических и иных угроз.
Социальная защита работающих и предотвращение появления работающих бедных. Спецификой современного этапа социально-экономического развития постсоветских стран является то обстоятельство, что занятость, наличие оплачиваемой работы не гарантируют человеку получения дохода, достаточного, чтобы обеспечить себя самого и своих иждивенцев хотя бы на уровне минимального потребительского бюджета. Это обусловливает появление работающих бедных (англ. working poor) - занятых, имеющих низкий заработок и высокую иждивенческую нагрузку в семье, что не позволяет удовлетворить насущные потребности. Дополнение до прожиточного минимума может быть осуществлено за счет сверхзанятости (вторая работа, полуторная ставка и т. д.), получения продуктов за счет личного подсобного хозяйства,
минимизации потребления, продажи личных вещей, имущества и т. д. Наконец. обращения в органы социальной защиты за адресной социальной помощью.
Ни одна из этих возможностей не может считаться социально желательной с точки зрения перспективной социальной политики. Сверхзанятость ведет к интенсивной и порой невосстановимой затрате сил и здоровья индивидов, дефициту внимания к семье и детям. Наиболее продуктивный вариант как для индивида, так и для общества в целом - повышение уровня оплаты труда на основе роста производительности труда и повышения эффективности функционирования экономики. В рамках этого направления применяются такие элементы социальной политики, как согласование и принятие более высоких тарифов и ставок заработной платы (в условиях рыночного хозяйства только на основе соглашения между основными агентами трудовых отношений); обеспечение своевременности выплаты заработной платы и наказание за корыстную ее задержку работодателями; введение тех или иных региональных (отраслевых) надбавок отдельным категориям работающих (за особые условия труда, в силу высокой социальной значимости, для привлечения кадров и т. д.).
В Беларуси в 2011 г. в общем объеме денежных доходов населения оплата труда занимала 65,3%, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, - 11,4, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие трансферты населению) - 20,3, доходы от собственности и прочие доходы - 3%. Таким образом, уровень оплаты труда и покупательная способность заработной платы во многом определяют уровень доходов и жизни белорусских занятых.
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в январе-октябре 2011 г. составила 1780,6 тыс., или около 208 долларов США (официальный курс доллара США, установленный Национальным банком Республики Беларусь на 28 октября 2011 г. - 8540 руб.). По итогам мая 2011 г. распределение численности работников организаций Беларуси по размеру начисленной заработной платы выглядит следующим образом: 2,9% занятых получают до 500 тыс. рублей, 4,3% - от 500 до 600 тыс. руб., 10,8% - от 600 до 800 тыс. руб., 12,5% - от 800 до 1000 тыс. руб., 28,7% - от 1000 до 1500 тыс. руб., 19,5% - от 1500 до 2000 тыс. руб., 14,8% - от 2000 до 3000 тыс. руб. и 6,5% - свыше 3000 тыс. руб. [6]. Таким образом, менее 120 долларов США получали 30,5% занятых, от 120 до 176 - 28,7% занятых. По данным выборочного обследования домашних хозяйств, в январе-ноябре 2011 г. располагаемые ресурсы в расчете на домашнее хозяйство составили 2430 тыс. рублей в месяц (около 278 долларов США), а в 2010 г. ресурсы домохозяйств составляли 1735,7 тыс. руб. (около 575 долларов США). Базовый индекс потребительских цен (Core CPI) - это основной макроэкономический индекс инфляции, который в отличие от простого индекса потребительских цен показывает изменение цен на товары и услуги потребительской корзины. Согласно Наци-
ональному статистическому комитету Республики Беларусь, базовый индекс потребительских цен, исключающий изменение цен на отдельные товары и услуги, регулируемые государством, а также на товары сезонного характера, в июле 2011 г. по сравнению с июлем 2010 г. составил 148,4%: на продовольственные товары - 153,3%, на непродовольственные - 155,6, на платные услуги населению - 125,8% [7].
Таким образом, в связи с девальвацией белорусского рубля и социальноэкономическим кризисом произошло снижение покупательной способности заработных плат и располагаемых ресурсов домашних хозяйств. Как показывают данные социологического мониторинга, в 2011 г. среди проблем, волнующих занятых в Беларуси, 40,6% респондентов указали на уровень оплаты труда, а 37,9% - на инфляцию. В сложившейся ситуации должны быть усилены меры социальной политики, направленные на оказание адресной социальной помощи занятым (и их семьям) с низким уровнем доходов.
Предотвращение безработицы и оказание социальной помощи безработным. Первые безработные были зарегистрированы в Беларуси в 1991 г. после распада СССР в условиях обретения бывшими советскими республиками суверенитета. На первом этапе (1991-1995 гг.) происходило разрушение сложившихся социально-трудовых отношений, либерализация цен, легитимизация частной собственности и начало приватизации, а также введение национальной валюты, т. е. были начаты радикальные экономические преобразования. Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований, а не «шоковый» вариант, как Россия. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Вопреки предсказаниям западных экономистов, обвального роста безработицы не произошло - максимальный уровень регистрируемой безработицы наблюдался в 1996 г. и составлял 4,0% (см. рисунок). Государственные предприятия получали поддержку, что позволяло им сохранять численность занятых, управление трудовыми ресурсами было ориентировано на их консервацию за счет уменьшения реальной заработной платы, применения режимов неполной занятости и т. д. в надежде на то, что кризисные времена пройдут, предприятиям удастся найти новые рыночные ниши и восстановить экономическую эффективность. Приватизация была проведена в отношении незначительной части предприятий в сфере торговли, оказания услуг населению и т. п., характеризующихся малой численностью занятых и не оказывающих существенного влияния на рынок труда.
Уровень зарегистрированной безработицы в Беларуси в 2011 г. составил 0,7% от экономически активного населения, т. е. был очень низким по всем международным нормативам. Изучение уровня безработицы по методологии МОТ в Беларуси не осуществляется. Результаты социологических мониторингов Института социологии НАН Беларуси показывают, что на начальных этапах социально-экономической трансформации уровень общественного беспокойства по поводу безработицы был высок - около 2/3 населения волновала
Динамика уровня регистрируемой безработицы в Беларуси в 1991-2011 гг. (в % к экономически активному населению)
угроза безработицы (2003 г. - 63,3%), по мере стабилизации ситуации уровень беспокойства снизился, однако на протяжении периода 2005-2011 гг. чуть более 1/10 населения беспокоила угроза потери работы (табл. 6).
Таблица 6. Обеспокоенность населения Беларуси угрозой потери работы, %
2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
59,6 63,3 22,4 13,9 13,3 13,3 12,6 14,3 14,4 12,9
Несмотря на низкий уровень зарегистрированной безработицы, на протяжении ряда лет в Беларуси сохраняется ряд социальных проблем безработицы.
Проблемы женской безработицы. На протяжении последних лет, несмотря на поступательное снижение удельного веса женщин в общей численности безработных, проблема женской безработицы остается актуальной: на 1 января 2008 г. доля женщин в общей численности зарегистрированных безработных составляла 65,5%, в 2009 г. - 60,7, в 2010 г. - 52,1, на конец июля 2011 г. - 51,3%.
Проблемы молодежной безработицы. В составе зарегистрованных безработных доля молодежи в возрасте 16-29 лет на конец июля 2010 г. составляла 37,8%, из них доля молодежи до 18 лет - 2,7%.
Проблемы структурной безработицы. Структура спроса в Беларуси ориентирована на рабочие профессии, которые составили 80,5 от общего количества заявленных нанимателями вакансий (76,7% в 2009 г., 79,4% - в 2010 г.). Спросом пользуются строительные специальности (каменщик, кровельщик, облицовщик-плиточник, плотник, штукатур, машинисты бульдозера, экскаватора и т. д.), а также занятые в транспортной отрасли: водители троллейбусов, автобусов и т. д. В сельской местности - трактористы, операторы машинного
доения, животноводы, механизаторы, ветврачи и др. В то же время по ряду профессий и специальностей (бухгалтер, экономист, юрист, техник-технолог, педагог и др.) предложение рабочей силы значительно превышает спрос.
Проблемы более высокого уровня безработицы и неполной занятости в регионах Беларуси (малых городах, сельской местности). В 2011 г. уровень зарегистрированной безработицы в целом по республике составлял 0,7% от численности экономически активного населения, при этом в мае 2011 г. в Минске - 0,3%, в Брестской области в Ганцевичском районе - 1,5%, в Ко-бринском - 1,3%.
Низкий уровень пособия по безработице. В июле 2011 г. средний размер пособия по безработице составлял 84 тыс. руб., а бюджет прожиточного минимума - 255 тыс. руб.
Усиление материальной поддержки и социального страхования безработных является одной из основных задач социальной политики. В условиях мирового финансово-экономического кризиса очевидна необходимость повышения материальной поддержки безработных посредством внесения корректив в действующий порядок назначения и выплаты пособия по безработице на основе использования страховых принципов. В США и большинстве европейских стран пособие по безработице предусматривается в размере не ниже 50% прежнего заработка безработного: в США - 50% от заработной платы на предшествующем месте работы, в Японии - 60-80, в Германии - 63% чистого дохода до потери работы.
В большинстве стран в качестве максимального размера пособия по безработице выступает средняя заработная плата, в качестве минимального -минимальная зарплата. В Украине, например, максимальный размер пособия ограничен уровнем средней зарплаты по региону. В Российской Федерации он приближен к прожиточному минимуму. В Беларуси в качестве минимальной гарантии социальной поддержки безработных выступает базовая величина, а размер максимального пособия ограничен двукратной базовой величиной. Средний размер пособия по безработице в 2009 г. составлял 48,3 тыс. руб.. или 19,8% от БПМ, в июле 2011 г. - 84 тыс. руб., или 32,9% БПМ (около 15 долларов США). В Российской Федерации максимальный размер пособия по безработице с 1 января 2009 г. составляет около 158 долларов США. Это свидетельствует о необходимости совершенствования механизма материальной поддержки безработных путем:
увязки размера пособия по безработице с величиной бюджета прожиточного минимума. Например, целесообразно установить максимальную величину пособия по безработице в размере БПМ для безработных граждан, потерявших работу по независящим от них причинам;
установления размера пособий с учетом не только заработной платы по последнему месту работы, но и трудового стажа безработного;
дифференциации размеров пособий в зависимости от причины увольнения гражданина и его социального статуса до признания безработным;
увеличения срока выплаты пособия для безработных, уволенных в связи с ликвидацией предприятия или сокращением численности штата (до 52 недель).
Реализация данных элементов материальной поддержки безработных, прежде всего увязка размера пособия с величиной социального норматива (БПМ), позволит не только усилить социальную защиту безработных, улучшить их материальное и социальное положение, но и сэкономит средства, выплачиваемые по системе адресной социальной помощи, поскольку автоматически из данной системы будет исключена часть безработных граждан - получателей адресной социальной помощи.
Литература
1. Труд и занятость в Республике Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. -Минск, 2011. - 349 с.
2. О занятости населения в январе-ноябре 2011 г. [Электронный ресурс] / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск, 2011. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/ pressrel/employment1.php. - Дата доступа: 29.11.2011.
3. Число малых предприятий по отраслям экономики [Электронный ресурс] / Мин-во экономики Респ. Беларусь. - Минск, 2011. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/small_ business. - Дата доступа: 17.07.2011.
4. Динамика уровня безработицы в 2010-2011 гг., % [Электронный ресурс] / Мин-во труда и соц. защиты Респ. Беларусь. - Минск, 2011. - Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/ activity/populbusy/new_url_1642165533. - Дата доступа: 17.07.2011.
5. Малое предпринимательство в Республике Беларусь 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь; редкол.: И. А. Костевич и [др.]. - Минск: РУП «Инф.-выч. центр Нац. стат. ком. Респ. Беларусь», 2010. - С. 50, 222.
6. О распределении численности работников по размерам начисленной заработной платы за май 2011 г. [Электронный ресурс] / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск, 2011. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/employee_salary_may_2011.php. - Дата доступа: 29.11.2011.
7. Об оценке индекса потребительских цен по состоянию на 23 августа 2011 г. [Электронный ресурс] / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск, 2011. - Режим доступа: http://belstat. gov. by/homep/ru/indicators/pressrel/cpi_estimate_23_08_2011.php. - Дата доступа: 29.11.2011.
N. N. SECHKO
SOCIAL AND LABOR RELATIONS AS MAIN DIRECTION OF SOCIAL POLICY
Summary
The article examines the actual aspects of social policy in the sphere of social and labor relations in Belarus in the following areas: support of employment, social protection of workers and preventing the “working poor”, preventing unemployment and social assistance for the unemployed.
Key words: social policy, labor market, employment, unemployment, business undertakings.
Поступила 14.10.2011 г.