денческого спорта на основе оптимизации взаимодействия разных сегментов физической культуры и олимпийского спорта по самому широкому кругу задач.
Спортивный клуб в контексте предлагаемого подхода становится навигатором инновационного развития отрасли: в развитии спортивной инфраструктуры, в применении эффективных организационных форм и технологий подготовки, в реализации принципа разграничения регулятивных и исполнительно-распорядительных полномочий.
ЛИТЕРАТУРА
1. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки : Указ Президента Российской Федерации № 599 от 7 мая 2012 г. // Российская газета : федеральный выпуск. - 2012. - № 102 (5775). - 9 мая.
2. Ленчук, Е.Б. Кластерный подход в стратегии инновационного развития России // Проблемы прогнозирования. - 2010. - № 6. - С. 51.
3. Воробьёва, И. Путин возглавит массовый студенческий спорт / И. Воробьева // РБК Daily : ежедневная деловая газета. - 2013. - 24 января.
4. Платонов, В.Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм / В.Н. Платонов. - М. : Советский спорт, 2010. - 310 с.
REFERENCES
1. About measures for realization of a state policy in the fields of education and sciences, the Decree of the President of the Russian Federation No. 599 of May 7, 2012, Russian newspaper: Federal release No. 5775.
2. Lenchuk, E.B. (2010), "Cluster approach in strategy of innovative development of Russia", Forecasting Problems, No. 6, pp. 51.
3. Vorobyyova, I. (2013), "Putin will head mass student's sports", Daily RBC: Daily business newspaper, 24.01.2013.
4. Platonov, B.H. (2010), Elite sport and preparation of national teams by Olympic Games, publishing house "Soviet sports", Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.03.2013.
УДК 378.037. 1-057.875:796.0
ДИНАМИКА ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК И ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
Людмила Алексеевна Горлова, аспирант, Светлана Феликсовна Сокунова, доктор педагогических наук, доцент, Екатерина Евгеньевна Михалкина, студентка, Ульяновский государственный университет (УлГУ)
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение динамики физических нагрузок различной физиологической направленности и изменение показателей физической подготовленности студентов в процессе физического воспитания. Проведенные исследования показали, что разделение применяемых средств и методов подготовки по физиологическим диапазонам нагрузок и установление объема их применения в каждом семестре позволяет осуществить точный количественный анализ физической подготовки. На основе этого появляется возможность определения отстающего звена (физическое качество) и выявления основной стратегии подготовки, характерной для данной группы студентов, т.к. одной из задач физического воспитания студентов является разностороннее развитие физических качеств.
Ключевые слова: физические нагрузки различной физиологической направленности, фи-
зическая подготовленность, студенты, физическое воспитание. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.03.97.p52-57
DYNAMICS OF TRAINING LOADS AND PHYSICAL READINESS OF STUDENTS IN THE COURSE OF PHYSICAL TRAINING
Lyudmila Alekseevna Gorlova, the post-graduate student, Svetlana Feliksovna Sokunova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Ekaterina Evgenyevna Mikhalkina, the student, The Ulyanovsk State University
Annotation
This article presents the results of the research aimed at studying the dynamics of physical loads with different physiological effects and change of physical performance of the students in the course of physical education. The undertaken research has shown that separation of the applied training means and methods according to the physiological load range and establishing their application volume in each term enable the performance of the precise quantitative analysis of physical training. This affords the opportunity to identify the weak link (physical quality) and basic training strategy specific to the given students group, as one of the goals of the students' physical training is all round development of physical qualities.
Keywords: physical exercise with different physiological effects, physical performance, students, physical training.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время наиболее острой и требующей кардинального решения выступает проблема здоровья, физической подготовки и физического развития студенческой молодежи. Педагогами и врачами отмечаются факты отставания и несоответствия показателей физического развития, физической подготовленности и функциональных возможностей значительной части студентов с нормативными показателями рассматриваемого возраста [3, 4]. Поэтому в последнее время отмечается повышенное внимание со стороны государства к вопросам совершенствования физического воспитания студентов.
Занятия по физической культуре проводятся по Госстандарту для ВУЗов, где определены средства воспитания физических качеств, а также контрольные нормативы, которые позволяют получить текущую и итоговую информацию о состоянии и динамике физического развития и подготовленности студентов. При этом в научной и научно-методической литературе направленность физической нагрузки для студентов остается малоисследованной. Имеются данные только об общем количестве часов на каждый семестр и их распределение по видам спорта (легкая атлетика, волейбол, футбол, баскетбол и т.д.) [5].
Воздействие физической нагрузки находится в зависимости от избранной дозировки ее основных характеристик - интенсивности и продолжительности выполняемого упражнения, количества повторений, величины пауз отдыха между повторениями упражнений, характера отдыха и типа используемых упражнений [1].
Исходя из биоэнергетических механизмов обеспечения мышечной деятельности, специфичности направленности нагрузок, тренировочные нагрузки, применяемые в процессе подготовки спортсменов, были разделены на следующие четыре диапазона [1]:
- нагрузки аэробного воздействия;
- нагрузки смешанного аэробно-анаэробного воздействия;
- нагрузки анаэробного гликолитического воздействия;
- нагрузки анаэробного алактатного воздействия.
Исходя из вышеизложенного, целью нашей работы было: 1) изучение динамики физических нагрузок различной физиологической направленности; 2) изменение показателей физической подготовленности студентов в процессе физического воспитания.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Опытно-экспериментальной базой исследования являлся Ульяновский государственный университет. Динамику тренировочных нагрузок различной направленности и изменения показателей физической подготовленности измеряли у студентов 1-3 курсов (п=72). Измерение показателей физической подготовленности студентов проводилось в начале и в конце 1-2, 3-4, 5-6 семестров, с помощью тестов, традиционно проводимых в данном вузе. Подсчет физических нагрузок определялся следующим образом: продолжительность воздействия тренировочной нагрузки, т. е. ее объем, складывалась из трех компонентов: времени выполнения упражнения ^у^), времени отдыха между повторениями упражнениями ^отд) и времени, затрачиваемого на восстановление после окончания нагрузки (Ссст) [1]:
Т = t + t + t
А нагр Lупр ^тд ^осст*
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Динамика тренировочных нагрузок различной физиологической направленности у студентов 1-3 курсов представлена в табл. 1.
Таблица 1
Распределение тренировочных нагрузок (в минутах) различной направленности, коэффициент вариации (У%) и процентное соотношение (%) к общему годовому __объему нагрузок у студентов 1-Ш курсов (п=72) (Х±о)_
Курс, Направленность нагрузки
аэробная алактатная смешанная гликолитическая Общий объём
I 1369±14,2 381±7,7 1920±43,6 68,7±5,5 3738,7±17,8
1,03 2,02 2,27 8,01 0,48
% 37 10 51 2
II 1290±21,8 392±10,5 1817±55,3 44,1±1,96 3543,1±22,4
1,69 2,68 0,30 4,44 0,63
36 11 52 1
III 1244±16,7 376±7,9 1809±53,3 38±1,8 3467±19,9
1,34 2,10 2,95 4,74 0,57
36 11 52 1
Разность нагрузки по курсам
I- II -5,77 2,89 -5,37 -35,81 -5,23
I- III -9,13 -1,31 -5,78 -44,69 -7,27
II- III -3,57 -4,08 -0,44 -13,83 -2,15
Из представленных данных видно, что объемы нагрузок различной физиологической направленности (аэробная, смешанная, анаэробные алактатная и гликолитическая) имеют низкие коэффициенты вариации от 1,03 до 8,01%, что связано с одинаковым применением тренировочных средств у студентов ЫП курсов. На первом году обучения на долю нагрузок аэробной направленности приходится 37%, смешанной - 51%, алактатной - 10%, гликолитической - 2%, на втором и третьем годах обучения объемы нагрузок в процентном соотношении одинаковы, соответственно 36, 52, 11, 1%. Общий объем годовых нагрузок по курсам также мало отличается друг от друга. Разница составляет от 2 до 7 мин между разными курсами. Применение нагрузок в данном процентном соотношении оправдано тем, что студенты выполняют нормативы по физическому воспитанию, соответственно улучшают свои физические качества.
В то же время, из графика (рис. 1) видно, что к концу каждого семестра идет увеличение практически всех тренировочных нагрузок с резким их снижением в январе и июне, что связано с подготовкой и сдачей экзаменационной сессии после каждого семестра, а также зимними и летними каникулами.
В связи с этим, в начале каждого семестра (сентябрь, февраль) показатели контрольных тестирований значительно хуже, чем в конце (декабрь, май) (табл. 2).
аэробная —*— алактатная Л шикэлитическая —— смешанная
Рис. 1. Распределение физической нагрузки у студентов 1 курса
Таблица 2
Средние показатели физической подготовленности студентов 1-3 курсов (М±а)
Тесты курс Этапы обследования
сентябрь декабрь февраль май
Бег 30 м (с) I II III 4,69±0,35 4,62±0,29 4,62±0,31 4,53±0,30 4,43±0,25* 4,45±0,30
Бег 100 м (с) I II III 13,83±0,84 13,91±0,90 13,81±0,98 13,63±0,82 13,70±0,90 13,65±0,96
Бег 3000 м (с) I II III 876,88±71,24 823,75±72,00 841,29±89,13 836,29±60,68* 799,00±74,38 792,63±72,25*
Челночный бег 3x10 м (с) I II III 7,45±0,52 7,08±0,34 7,14±0,43 7,17±0,47 6,83±0,31* 6,81±0,34** 7,24±0,49 6,98±0,33 6,99±0,35 7,14±0,47* 6,75±0,31** 6,79±0,34**
Прыжок в длину с места (см) I II III 225,25±20,75 230,63±12,70 230,83±12,94 233,25±21,14 236,58±12,36 236,13±12,90 227,13±20,95 233,58±11,79 234,00±12,30 233,79±20,87 238,42±13,20* 237,67±14,25
Отжимания в упоре лежа (раз) I II III 36,67±11,94 30,58±10,18 30,79±10,74 43,00±12,83 36,75±11,41 36,38±11,89 38,13±11,72 32,88±11,13 32,92±11,39 45,29±12,55* 39,42±11,20** 38,54±11,45*
Подъем туловища, лежа на спине (раз) I II III 36,71±7,56 36,25±5,85 37,13±7,27 43,08±7,56** 42,50±6,57** 43,17±7,77** 39,63±7,67 39,38±6,08 40,17±7,59 44,75±7,58** 43,25±7,21** 43,54±7,94**
Примечание: достоверность различий * - при Р<0,05; ** - при Р<0,01.
Из представленных в табл. 2 видно, что результаты контрольных тестирований в большинстве показателей достоверно повышаются к концу каждого учебного года, при этом в беге на 100 м наблюдается тенденция к улучшению результатов у студентов всех курсов. Тенденция к улучшению наблюдается также в беге на 30 м - на первом и третьем курсах, в беге на дистанцию 3000 м - на втором, в прыжках в длину с места - первом, третьем, соответственно. Также, достоверное улучшение результатов происходит и в конце 1-го, 3-го и 5-го семестров в тестах «прыжок в длину с места» и «подъем туловища из положения лёжа на спине, руки за головой, ноги закреплены, за 1 минуту», что связано с проведением регулярных и эффективных занятий по физической культуре в вузе.
В связи с этим, необходимо применение внеурочных занятий во время сессии и каникул. Но как показывает практика, студенты неохотно выделяют время для таких занятий. Поэтому к началу нового семестра физическая форма у них снижается. Эффективность занятий студентов будет во многом зависеть от успешных поисков новых нетрадиционных средств, расширяющих адаптационные возможности организма. Одним из таких средств может быть интервальная гипоксическая тренировка, применяемая в начале каждой сессии, что подтверждено нашими исследованиями [2].
ВЫВОДЫ
1. Проведенные исследования показали, что разделение применяемых средств и методов подготовки по физиологическим диапазонам нагрузок и установление объема их применения в каждом семестре позволяет осуществить точный количественный анализ физической подготовки. На основе этого появляется возможность определения отстающего звена (физическое качество) и выявления основной стратегии подготовки, характерной для данной группы студентов, т.к. одной из задач физического воспитания студентов является разностороннее развитие физических качеств.
2. Установлено, что в начале каждого семестра показатели контрольных тестирований значительно ухудшаются, чему способствует специфика обучения в вузе, т.е. подготовка и сдача экзаменационной сессии, а также зимние и летние каникулы.
3. Эффективность занятий студентов будет во многом зависеть от успешных поисков новых нетрадиционных средств, расширяющих адаптационные возможности организма. Одним из таких средств может быть интервальная гипоксическая тренировка, применяемая в начале каждой сессии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биохимия мышечной деятельности / под ред. Н.И. Волкова, Э.Н. Несен, А. А. Осипенко, С.Н. Корсун. - Киев : Олимпийская литература, 2000. - 503 с.
2. Горлова, Л.А. Эффективность применения интервальной гипоксической тренировки у студентов в процессе физического воспитания / Л.А. Горлова, С.Ф. Сокунова, А. А. Казанцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 11 (88). - С. 19-23.
3. Дворкин, Л. С. Физическое воспитание студентов / Л.С. Дворкин, К.Д. Чермит, О.Ю. Давыдов. - Ростов-на-Дону : Феникс ; Краснодар : Неоглори, 2008. - 700 с. - ISBN 978-5-222-14485-5.
4. Козлов, Д.В. Повышение двигательной активности студентов на основе интеграции форм физического воспитания в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Козлов Дмитрий Викторович. - Красноярск, 2009. - 22 с.
5. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов и преподавателей высш. и сред. учеб. заведений физ. культуры / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Академия, 2004. - 479 с. : ил.
REFERENCES
1. Ed. Volkov N.I., Nesen E.N., Osipenko A.A., Korsun S.N. (2000), Biochemistry of muscular activity, publishing house "Olimpic Literarure", Kiev, Ukraine.
2. 2. Gorlova, L.A., Sokunova S.F. and Kazantsev, A.A. (2012), "Efficiency of application interval hypoxical training among the students in the course of physical training",
Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 11, No. 93, pp.19-23.
3. 3. Dvorkin, L.S., Chermit, K.D. and Davidov, O.J. (2008), Physical training of students, publishing house "Neiglory", Krasnodar, Russian Federation.
4. Kozlov, D.V. (2009), Increase of impellent activity of students on the basis of integration of forms of physical training into high school: dissertation, Krasnoyarsk, Russian Fed-
eration.
5. Holodov, Z.K. and Kuznetsov, V.S. (2004), Theory and a physical training and sports technique, publishing house "Academia", Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.03.2013.
УДК 796.325
СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА БЛОКИРУЮЩИХ ИГРОКОВ В ВОЛЕЙБОЛЕ В КОМАНДАХ ДЕВУШЕК 1 РАЗРЯДА
Светлана Станиславовна Даценко, кандидат педагогических наук, доцент,
Людмила Анатольевна Дмитренко, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,
Краснодар
Аннотация
В статье представлены результаты разработки и апробирования программ прыжковой подготовки волейболисток 1 разряда. Большинство авторов отмечают первостепенное значение прыжковой подготовки блокирующих игроков. Несмотря на это, методика развития скоростно-силовых способностей, учитывающая различные параметры тренировочной нагрузки не разработана. В результате проведенного исследования выявлено рациональное соотношение объема и интенсивности тренировочной нагрузки различной направленности, которое позволило достоверно (Р<0,05) повысить уровень прыжковой подготовленности волейболисток. При этом недельный объем прыжковых упражнений составил 1600^1700 прыжков; количество повторений в упражнениях, направленных на развитие силы мышц ног - 300^400. В зависимости от направленности прыжковых упражнений величина отягощений варьируется в пределах 10^40% или 60^80% от собственного веса спортсменок.
Ключевые слова: волейбол, прыжковая подготовка, упражнения избирательной направленности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.03.97.p57-62
HIGH-SPEED AND POWER TRAINING OF BLOCKING PLAYERS IN VOLLEYBALL TEAMS OF GIRLS OF THE FIRST GRADE
Svetlana Stanislavovna Datsenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ludmila Anatolevna Dmitrenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lectures, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar
Annotation
Results of development and approbation of programs of jump training for the volleyball players of the first grade are presented in the article. The majority of authors note paramount importance of jump training of blocking players. Despite of it, the technique of development of the high-speed and power abilities, considering various parameters of training loads has not been developed. Because of the carried-out research, the rational ratio of volume and intensive training load of various orientations, which allowed authentically (P<0.05) to increase the level of jump training of volleyball players, has been revealed. Thus, the week volume of jumping exercises made 1600^1700 of jumps. Number of repetitions in the exercises directed at development of leg muscles strength - 300^400. Depending on orientation of jumping exercises the size of burdening's varies within 10^40percentage or 60^80percentage from a body weight of sportswomen.
Keywords: volleyball, jump training, exercises of selective orientation.
ВВЕДЕНИЕ
Эффективное выполнение блокирования и нападающих ударов в волейболе во многом обусловлено скоростно-силовыми возможностями игроков, которые проявляются