Научная статья на тему 'Концептуальная модель инвестиционного обеспечения развития социальной инфраструктуры села'

Концептуальная модель инвестиционного обеспечения развития социальной инфраструктуры села Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛА / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подгорская С. В.

Изложены принципы формирования системы социального обслуживания в сельской местности. Определены институционально-инфраструктурные дефициты развития социальной сферы в сельских муниципальных районах Ростовской области. Предложена концептуальная модель инвестиционного обеспечения развития социальной инфраструктуры села.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель инвестиционного обеспечения развития социальной инфраструктуры села»

Коды классификатора JEL: R5, R58

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНВЕСТИЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛА

ПОДГОРСКАЯ С.В.

Подгорская С.в. Донской государственный аграрный университет (ДонГАУ), старший преподаватель, [email protected]

Изложены принципы формирования системы социального обслуживания в сельской местности. Определены институционально-инфраструктурные дефициты развития социальной сферы в сельских муниципальных районах Ростовской области. Предложена концептуальная модель инвестиционного обеспечения развития социальной инфраструктуры села.

Ключевые слова: приоритеты социального развития села; устойчивое развитие сельских территорий; инвестирование социальной инфраструктуры села; концептуальная модель

В настоящее время в целях предотвращения снижения темпов экономического роста в аграрном секторе экономики государством были разработаны различные программные документы, задачей которых является привлечение инвестиций в социально-экономическое развитие сельской местности российских регионов.

Однако инвестиции сами по себе не решат полностью проблемы повышения темпов экономического роста, если они не будут сопровождаться ростом человеческого потенциала. Ростовская область находится на 38-ом месте по этому показателю, уступая более высокие места своим соседям - Краснодарскому краю, Волгоградской и Воронежской областям. [2] Для увеличения человеческого потенциала в регионе необходимо, прежде всего, обеспечить населению достойные условия проживания. В первую очередь это касается сельской местности, поскольку именно она испытывает наибольшие институционально-инфраструктурные дефициты в социальной сфере.

В результате долговременного «инвестиционного голода», потребности в финансовых ресурсах для развития социальной инфраструктуры в сельской местности на сегодняшний день намного превышают суммарные средства от всех возможных источников. Поэтому для повышения эффективности использования финансов, проведение политики определения приоритетных направлений инвестиций становится неизбежным.

Для определения приоритетов инвестирования социальной инфраструктуры в селах Ростовской области представляется целесообразным использовать модифицированную модель иерархии потребностей Маслоу. Данная теория относится к так называемым содержательным теориям мотивации, которые используются в странах с низким уровнем жизни населения и там, где не сформировался так называемый «средний класс», где наиболее острыми проблемами являются ликвидация бедности, смягчение социального неравенства. Вышесказанное в полной мере относится к русской деревне.

Идея теории Маслоу состоит в том, что потребности индивида формируют некую пирамиду, которая может состоять из нескольких уровней - у Маслоу их пять. В основании пирамиды лежат физиологические потребности, удовлетворение которых является жизненно необходимым; затем идут потребности в безопасности и защищённости, социальные потребности, потребность в уважении и потребность в самовыражении. Чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания индивида, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время отказаться. Высшие потребности субъективно воспринимаются как менее насущные.

Модифицированный подход в данном случае заключается в том, что услуги социальной инфраструктуры сельскому населению можно распределить по следующим уровням:

1. Первоочередные потребности, которые обеспечивают физиологическое воспроизводство сельского социума и минимальный уровень его социального воспроизводства. К категории объектов социальной инфраструктуры, предоставляющих указанные услуги, относятся: магазины смешанной торговли, фельдшерско-акушерские пункты, дошкольные учреждения, начальные школы;

2. Периодические потребности, удовлетворение которых способствует комфортному восприятию среды обитания сельским населением. К ним относятся средние школы, больницы и врачебные амбулатории, клубы, столовые и кафе, пункты бытового обслуживания;

3. Потребности, необходимость в удовлетворении которых возникает время от времени. Учреждения для удовлетворения этих потребностей носят, как правило, районный характер и обслуживают население всего муниципального района, это: центральные районные больницы, дома культуры, универмаги, рестораны, предприятия бытового обслуживания, стадионы, спортивно-оздоровительные центры и др.;

4. Редкие потребности. Эту группу институтов социальной инфраструктуры составляют объекты областного и межрайонного значения, они обслуживают население нескольких административных райо-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

нов, всей области или даже нескольких областей. К ним относятся центральные областные больницы и консультационные центры, специализированные лечебные учреждения, средние и высшие специализированные учебные заведения, музеи, театры, дворцы спорта, крупные торговые центры и др. Схематично указанную выше иерархию потребностей можно представить в виде пирамиды, изображенной на рис. 1.

Рис.1. Модифицированная модель иерархии потребностей в услугах социальной инфраструктуры

Идея данного графического представления заключается в том, что чем шире основание у пирамиды, чем более развитым является низовое звено системы обеспечения сельского населения услугами социального характера, тем устойчивее будет вся конструкция. Необходимо отметить, что в российских селах в наихудшем состоянии находится непосредственная среда обитания селян. В некоторых поселениях зачастую отсутствуют самые элементарные компоненты социокультурной системы. Именно низовая сеть пострадала в наибольшей степени в реформенный период. Поэтому ее возрождение и развитие является первоочередной задачей социального обустройства села.

Определенное противоречие заключается в распределении учреждений системы получения обязательного образовательного минимума по предложенным иерархическим уровням. Детям необходимо посещать общеобразовательные учреждения ежедневно и их удаленность является существенным недостатком системы социального обслуживания поселений. Однако, в сложившейся ситуации: нехватки квалифицированных педагогических кадров, недостаточной материальной оснащенности, выбытия основных фондов политика реструктуризации общеобразовательных учреждений является актуальной.

Сложившееся положение в системе образования в сельских районах ненормально и его преодоление необходимо считать приоритетной государственной задачей.

Реализация программы «Дорога к школе» в Ростовской области позволит улучшить доступность образовательных услуг на селе.

Стационарная система социального обслуживания сельского социума ввиду дефицитности ее услуг может строиться по многоступенчатому принципу. Так, например, медицинское обслуживание может включать четыре ступени: фельдшерско-акушерские пункты, больничные и (или) поликлинические учреждения, центральные районные больницы, областные больницы и(или) специализированные медицинские центры. В части получения обязательного образования приемлемой является двухступенчатая модель: базовая средняя школа и тяготеющие к ней начальные и неполные средние школы. Бытовое обслуживание целесообразно организовать по следующей схеме: приемные пункты в сельских поселениях, ателье и мастерские бытового обслуживания, дома быта в крупных селах и районных центрах, специализированные учреждения в близлежащих городах.

Неоднородный характер сельского расселения в области должен определять дифференцированный подход к организации социальной инфраструктуры деревни. В зависимости от конкретных условий (удаленности населенного пункта от административных центров, степени развития дорожно-транспортных связей, уровня обеспеченности объектами социальной инфраструктуры и т.д.) возможны различные варианты формирования системы обеспечения населения социальными благами. В частности такие системы могут формироваться по принципам централизованного, группового и мобильного предоставления социальных услуг.

Ядром централизованной модели является комплексно обустроенный районный центр, однако, такая модель непременно должна дополняться достаточно развитыми горизонтальными связями. В условиях удаленности от культурно-экономических центров рекомендуется использовать групповую форму обслуживания, при которой среди близко расположенных поселений формируют центр с возможно большим набором социальных институтов. Для малочисленных населенных пунктов рекомендуются мобильные формы обслуживания. Известно, что на селе в сфере здравоохранения катастрофически не хватает узких специалистов и даже в районных больницах не всегда можно получить квалифицированную помощь. В сложившейся ситуации актуальной является организация мобильного медицинского обслуживания. Так, здравоохранение Ростовской области получило передвижной диабетологический модуль. Эта современная амбулатория на колесах предназначена для осмотра и диагностики осложнений у больных сахарным диабетом, проживающих в хуторах и отдаленных населенных пунктах. Свой первый рейс диабетологическая амбулатория

выполнила в поселок Кулешовка Азовского района, где 30 пациентов на месте получили консультации врачей узких специальностей: хирурга, офтальмолога, кардиолога, нефролога, эндокринолога, по профилям которых наиболее часто случаются осложнения, сопутствующие заболеванию сахарным диабетом. Диабетологический модуль предназначен для того, чтобы добраться до каждого дальнего хутора и обследовать, обучить больных профилактическим мерам при этом коварном заболевании, привить людям культуру питания, физических нагрузок, самоконтроля за уровнем сахара в крови.[4]

Демьяновской участковой больнице по национальному проекту «Здоровье» передан один из поступивших в Кировскую область портативных стоматологических кабинетов, предназначенных для обслуживания жителей отдаленных деревень и сел. Зубной врач по графику объезжает населенные пункты не только своего, но и двух соседних районов, используя современное оборудование, оказывает помощь людям.[3]

В результате сворачивания объектов сети социальной инфраструктуры, обусловленного упадком финансовой базы ее содержания и развития, ликвидация социально-культурных и бытовых объектов, происходящая чаще всего в периферийных селах и деревнях, приводит к дальнейшему измельчению и вымиранию последних. На фоне сокращения объектов социальной инфраструктуры в сельской местности значительно увеличивается средний радиус их транспортной доступности, о чем свидетельствуют расчетные данные, приведенные в табл. 1.

Таблица 1.

Радиус доступности объектов социальной инфраструктуры в сельской местности Ростовской области, км

с 1= о| 2 Сельские муниципальные районы Больницы Амбулатории Общеобразо- вательные школы Детские дошкольные учреждения Библиотеки Клубные учреждения

В среднем по районам 40 38 11 12 10 9

1 Азовский 31 24 8 9 8 7

2 Аксайский 20 15 7 6 6 5

3 Багаевский 31 31 7 11 8 7

4 Белокалитвинский 23 15 8 8 8 8

13 Зимовниковский 71 71 18 22 16 14

42 Чертковский 52 37 10 12 10 10

43 Шолоховский 29 29 13 13 12 8

Источник: таблица составлена автором

Сравнительный анализ данных таблицы позволяет сделать выводы о том, что наиболее неблагоприятная ситуация с транспортной доступностью объектов социальной инфраструктуры сложилась в Верхнедонском, Дубовском, Заветинском, Зимовниковском, Кашарском, Орловском и Ремонтненском районах, особенно это касается обеспечения сельского населения услугами здравоохранения. В таких районах как Дубовский, Заветинский, Зимовниковский и Ремонтненский радиус доступности больничных учреждений превышает 60км.

В среднем по муниципальным районам Ростовской области на 100 сельских поселений приходится 198 детских дошкольных учреждений, 235 школ, 337 клубных учреждений, 18 больниц.

В связи с вышесказанным актуальным становится вопрос о концептуальном обеспечении инвестиционного процесса в социальной сфере села.

Предлагаемая модель инвестиционного обеспечения развития социальной инфраструктуры в сельской местности предполагает реализацию принципа «деньги следуют за задачами». Важная роль при этом возлагается на органы местного самоуправления, поскольку в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 1Э1-ФЗ вопросы строительства и содержания объектов социальной инфраструктуры находятся в их компетенции. Поэтому в каждом сельском муниципальном районе необходимо иметь подразделение, отвечающее за социальное обустройство села.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов необходимо установить территориально-отраслевые (районные, поселенческие) приоритеты развития социальной инфраструктуры села для концентрации инвестиций на этих направлениях. Выбор территориальных приоритетов осуществляется с учетом обеспеченности равной транспортной доступности социальных услуг всем сельским жителям. Отраслевые приоритеты устанавливают с учетом степени отклонения фактической обеспеченности той или иной услугой от нормативного уровня и ее значимости для жизнедеятельности населения. При этом важно учитывать предпочтения самих жителей.

Для оценки ситуации с реальным обеспечением сельского населения услугами социальной инфраструктуры проводится паспортизация сельских населенных пунктов; составляются базы данных о численности и половозрастной структуре населения, о числе домашних хозяйств, наличии объектов социальной инфраструктуры, их мощности, годе введения, техническом состоянии, удаленности центров обслуживания от местожительства населения, плотности дорожно-транспортных коммуникаций; определяется роль и функции каждого населенного пункта в системе расселения.

При определении институционально-инфраструктурных дефицитов целесообразно руководствоваться принципом обеспечения сельского населения объектами социальной инфраструктуры «шаговой доступ-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

ности». Так, для детских дошкольных учреждений, начальных школ, фельдшерско-акушерских пунктов, продуктово-хозяйственных магазинов рекомендуемый радиус доступности составляет 0,5-1км; для основных общеобразовательных школ, клубных учреждений, врачебных амбулаторий, пунктов бытового обслуживания - не более 3-5км; для средних школ, участковых больниц, домов культуры, специализированных магазинов - 6-8км; для центральных районных больниц, спортивно-оздоровительных центров, стадионов, торговых центров - 20-30км. Кроме того, территории исследуются на предмет согласованности развития системы институтов социальной инфраструктуры. Для этого каждому району присваивают ранг в зависимости от обеспеченности его соответствующим элементом инфраструктуры. В случае комплексного развития территории значения рангов по всем показателям будут приблизительно одинаковыми. Обратная ситуация свидетельствует об институционально-инфраструктурном дефиците в развитии социальной сферы района.

Обеспечение сельского населения услугами социальной инфраструктуры должно носить системный характер, так как при наличии всех элементов обслуживания и их согласованного взаимодействия возникает так называемый синергетический эффект. При отсутствии или неразвитости каких-либо служб создается обратный эффект, обусловленный незавершенностью системообразования и резко снижающий эффективность всего воспроизводственного процесса.

В результате анализа обеспеченности сельских муниципальных районов Ростовской области объектами социальной инфраструктуры было выявлено, что в Дубовском, Заветинском, Кашарском, Куйбышевском, Милютинском, Морозовском, Мясниковском, Ремонтненском, Радионово-Несветайском, Усть-Донецком, Целинском, Цимлянском районах не соблюдается принцип согласованности развития социальной инфраструктуры. Так, в Дубовском районе наблюдается дефицит детских дошкольных учреждений, в Заветинском районе низкая обеспеченность селян жильем, в Кашарском районе не хватает врачей и т.д.

При утверждении приоритетности объектов инвестирования необходимо привлекать сельских жителей (их объединений) и учитывать их мнение в решении вопросов перспективной застройки сельских поселений.

После определения институционально-инфраструктурных дефицитов на основании нормативного метода определяется потребность в инвестиционных ресурсах. Нормативная база развития социальной инфраструктуры является одним из важных средств ее регулирования. Нормативное финансирование позволит гарантировать целевое распределение и использование трансфертов и, тем самым, удержать финансовые потоки внутри отраслей социальной сферы, обеспечить одноканальность их поступления и прозрачность порядка их использования.

Построение системы государственных социальных стандартов становится главным звеном новой социальной политики, на которую возлагаются надежды преодоления кризиса социальной сферы.

Система минимальных государственных социальных стандартов должна обеспечить минимальный гарантированный уровень доходов местных бюджетов. Кроме того, следует решить проблему целевых и нецелевых финансовых ресурсов, передаваемых на муниципальный уровень в ходе регулирования меж-бюджетных отношений. Так, например, Европейская Хартия местного самоуправления, ратифицированная Российской Федерацией в 1998 году, рекомендует минимизировать объем трансфертов, имеющих целевое назначение и максимально использовать нецелевые трансферты. Это даст муниципалитетам большую свободу в реализации собственной политики общественного развития и увеличит их ответственность за принимаемые решения.

Задача местных властей заключается в оказании качественных профессиональных и своевременных социальных услуг населению, и оценивать результаты их деятельности необходимо именно по этим параметрам, а не по объему и направлению расходования бюджетных средств. В настоящее время осуществляется разработка стандартов качества предоставления бюджетных услуг на уровне субъектов Российской Федерации. Муниципальный уровень в этом процессе пока не задействован. Проблема заключается в отсутствии в большинстве отраслей производства бюджетных услуг самого понятия стандарта качества бюджетной услуги. Сложность разработки таких стандартов заключается в объективных бюджетных ограничениях и уровне платежеспособного спроса населения, не позволяющих устанавливать стандарты на достаточно высоком уровне или вводить плату за услуги повышенного качества.

Разработанные таким образом региональные социальные стандарты будут выражать целевые установки органов государственной власти и местного самоуправления в сфере социально-бытового обустройства сельских территорий. Эти стандарты должны носить достаточно долговременный характер, но иметь разумные временные границы, чтобы цели были достижимы за 10-15 летний период.

Определение приоритетов в системе объектов социального обустройства сельской местности (жилищное строительство, газификация, водоснабжение, учреждения медицинского обслуживания и образования и т.д.), с одной стороны, должно проводиться в контексте современной государственной социальной политики в отношении сельских территорий, но, вместе с тем, учитывать перспективы муниципального развития. В настоящее время федеральный центр выделяет значительные средства на решение приоритетных социальных задач, в том числе, и в сельской местности. Для получения действенной государственной финансовой поддержки, инвестиционный процесс в муниципальных образованиях в целом должен быть согласован с национальными приоритетами (жилищное строительство и ЖКХ, система здравоохранения, образование и др.).

В зависимости от отраслевой принадлежности объекта инвестирования определяют источники финансирования. Основными источниками финансовых ресурсов для реализации национальных, региональных

и местных задач инфраструктурного обустройства сельской местности являются: федеральный, региональный и муниципальный бюджеты; Национальный Фонд развития; Фонд содействия развитию ЖКХ; средства предприятий АПК; частные инвестиции; сбережения и накопления населения; привлеченные средства (банковские кредиты, займы и т.д.).

Так, например, жилищное строительство может вестись за счет населения, областного и местного бюджетов, средств предприятий (для своих работников). В финансировании строительства объектов здравоохранения и образования участвуют преимущественно федеральный и региональный бюджеты (в зависимости от масштабности и значимости проекта). Инвестирование в предприятия торговли, общепита, бытового обслуживания происходит, как правило, за счет средств самих предпринимателей и привлеченных кредитов.

V дарственная политика, направленная на привлечь Ч ддаестиций в социальную инфраструктуру села С1т*о

& £ йґ Г

V

И ч

о

ч>

Ю

О

о

X

и

о ґ

К [

9 *

г

%

Г&

Выявление институциональнвинфраструктурных дефицитов в социальной сфере села на основе анализа доступности социальных благ для сельского населения

Определение объектов для инвестирования по ринципу формирования комплексно обустроенной социальнекулыурной среды жизнедеятельности

селян на основании:

& э

ей 3

М

£ X

в I

К Я

Л § о В

и и

Я

Я «

в і §

I § I І 'в 1

§ 1*1 о о Я

В зависимости от отраслевой принадлежности объектов инвестирования определяют источники финансирования

О

£

$

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р

о

О

н

о

о

Развитие инфраструктуры села

Нормирование гражданского общества

Рис. 2. Концептуальная модель инвестиционного обеспечения развития социальной инфраструктуры села

При этом необходимо учитывать, что в современных условиях без государственной поддержки сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в инвестиционном процессе.

Несмотря на признание на всех уровнях значимости проблемы развития социальной сферы, в 20082010гг. будет сохраняться достаточно низкий уровень социальных расходов в федеральном бюджете - 2,7% ВВП или 14,4% от всех расходов федерального бюджета. Если учесть, что расходы на образование, здравоохранение, ЖКХ, социальную политику обеспечиваются в основном за счет средств региональных бюджетов и прибавить к ним межбюджетные трансферты и трансферты государственным внебюджетным фондам, то совокупная величина на социальные цели в консолидированном бюджете составит величину равную 17-18%

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

ВВП. Однако социальные бюджеты в промышленно развитых странах составляют, как правило, 25-30% ВВП. Таким образом, Россия тратит на социальные цели на 5-8 процентных пунктов ВВП меньше, чем развитые страны. Это во многом объясняет хроническую ситуацию недофинансирования социальной сферы. [1]

При этом имеются реальные ресурсы - средства резервного фонда, которые примерно составляют 10% ВВП. На наш взгляд, в условиях недофинансирования социальной сферы и ее критического состояния, особенно в сельской местности, дальнейшее пополнение резервного фонда нецелесообразно. Гораздо актуальнее направить инвестиции в социальную инфраструктуру. Кроме того, в консолидированном бюджете страны необходимо отдельным пунктом выделить статью расходов на сельскую социальную инфраструктуру.

Схема концептуальной модели инвестиционного обеспечения развития социальной инфраструктуры села приведена на рис. 2.

Таким образом, концептуальная модель инвестиционного обеспечения развития социальной инфраструктуры сельской местности строится на принципах всестороннего анализа инфраструктурной обеспеченности села, сосредоточения усилий на приоритетных и перспективных направлениях, совершенствования управления территориальным развитием с привлечением районных и поселковых администраций, а также населения.

Вышеприведенная модель может быть использована при формировании стратегии развития на муниципальном или региональном уровне. Такой подход позволит направлять финансовые потоки на решение наиболее неотложных задач формирования нормальных условий жизнедеятельности сельского населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Социальные аспекты проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: Материалы Аналитического вестника Совета Федераций // http://www.iip.ru

2. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года //http:www.donland.ru

3. Татаренко В. «Стоматолог едет в глубинку» //Сельская жизнь, 2007. № 9, С. 2.

4. Экспериментальный рейс уникальной амбулатории. Пресс-служба министерства здравоохранения Ростовской области // http:www.donland.ru

Коды классификатора JEL: О 24, О 28

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРАРНОЙ СФЕРЕ

АЗАРЯН Г.А.

Азарян Г.А. Ставропольский государственный аграрный университет, аспирант кафедры экономики и предпринимательства, 355017, г. Ставрополь, Зоотехнический пер., 12.

Агробизнес нуждается во всестороннем регулировании со стороны государства. Одним из важнейших экономических рычагов централизованного регулирующего воздействия государства на сельскохозяйственное производство в условиях рынка является рационально организованная система налоговых платежей Важным рычагом обеспечения устойчивого развития агропромышленного комплекса выступает кредитная система, оказывающая существенное влияние на укрепление финансового состояния предприятий аграрной сферы.

Ключевые слова: агробизнес; налогообложение; кредиты; федеральный бюджет

Важнейшие признаки предпринимательской деятельности - ее инициативный и самостоятельный характер. Предприниматель самостоятельно, в зависимости от выявленного спроса на производимую им продукцию и конъюнктуры рынка, прогнозирует деятельность, распоряжается полученной продукцией и прибылью. Законодательство запрещает необоснованное вмешательство государства и его органов в деятельность предпринимателя.

Однако самостоятельность предпринимателя не беспредельна, она регулируется и координируется органами государственного управления в пределах полномочий, предусмотренных законодательством. Опыт стран с развитой экономикой свидетельствует о том, что агробизнес нуждается во всестороннем регулировании со стороны государства. Это не позволяет допустить стихийности в развитии рынка сельскохозяйственной продукции: регулируются посевные площади, объемы производства, цены, экспортно-импортные поставки и т. д. Федеральный закон РФ «О государственном регулировании агропромышленного производства» признает необходимость экономического воздействия государства на производство, переработку

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.