стием вуза, в построении на базе предложенных теоретических выкладок конкретных сценариев сетевых проектов и путей интенсификации деятельности вуза в академических и профессиональных сетях.
Литература
1. Общество сетевых структур / Под общ. ред.
М.В. Ромма, И.А. Вальдмана. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011.
2. Патаракин Е.Д. Открытая образователь-
ная сеть как «паутина соучастия» // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 111-118.
3. Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л. Развитие
академической мобильности в вузах России и ФГОС // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 86-95.
4. Распоряжение Правительства РФ №2620-р
от 30.12.2012. План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях
социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
5. Россия в цифрах. Трудоустройство выпуск-
ников вузов. URL: http://www.vesti.ru/ videos?vid=360126
6. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета
/ Пер. с исп. М.Н. Голубевой; ред. перевода А.М. Корбут; под общ. ред. М.А. Гу-саковского. Мн.: БГУ, 2005.
7. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишви-
ли А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства / Под ред. Д. А. Новикова. М.: Изд-во физико-мат. лит., 2010.
8. Назарчук А.В. Социальное время и соци-
альное пространство в концепции сетевого общества // Вопросы философии. 2012. № 9. С. 56-66.
9. Ромм М.В., Ромм Т.А. Социализация и про-
фессиональное воспитание в высшей школе // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 104-114.
ZAYAKINA R.A., ROMM M.V. INNOVATIVE UNIVERSITY AS SUBJECT OF NETWORK COMMUNICATION
The article discusses the problems of effectiveness of established network relations and communication in tertiary education are discussed. The university’s role in academic and professional network functioning is analyzed in detail. There are given the recommendations for a university to become effective as a network actor as well as a subject of training specialists representing integrated professionally oriented educational product.
Keywords: academic network, professional network, university as a network actor, network realization of education programs, integrated professionally oriented educational product, integration processes
А.В.ИВАНОВ, профессор ЛиНЯММНЯ СИСТеМЫ
О.В. КУЗНЕЦОВ, профессор ^
С.Н. ХУРСеВиЧ, к. экон. наук ДНО гражданских
Финансовый университет при Правительстве Р Ф
служащих
В статье рассматривается динамика системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих. В качестве метода исследования использовался сравнительный анализ первичных данных государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих за последние пять лет. В статье предлагаются некоторые рекомендации по организационному и финансовому обеспечению системы.
Социология образования
125
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, ДПО государственных гражданских служащих; профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданских служащих; государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих; динамика государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих
Основными видами дополнительного профессионального образования (ДПО) государственных гражданских служащих являются профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка. Исследованию проблем ДПО гражданских служащих посвящен ряд наших работ [1-4], в которых определены социально-экономические механизмы совершенствования этой сферы. Организация и финансовое обеспечение ДПО гражданских служащих осуществляются на основе государственного заказа1. Динамика госу-
дарственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих представлена в табл. 1.
Статистические данные позволяют сделать вывод о том, что начиная с 2008 г. наблюдается неуклонное сокращение объема государственного заказа на обучение гражданских служащих. Из представленных данных следует, что за последние пять лет объем финансирования государственного заказа на профессиональную перепод-
Таблица 1
Динамика государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских
служащих на 2007-2012 гг.2
Годы Показатели'''''''-------...^ 2007 2008 2009 2010 2011 2012
1. Объем финансирования государственного заказа, тыс. руб. 756233,6 773106,2 706038,1 437937,5 437929,0 437929,0
2. Обучено гражданских служащих, чел. Из них: 117675 108771 70440 48 650 54117 57924
2.1. Обучались по программе профессиональной переподготовки 1170 2251 1435 611 461 327
Повысили квалификацию 116505 106265 68543 47906 53523 57464
3. Средняя стоимость обучения одного слушателя, руб. 6426 7107 10023 9001 8092 8092
1 Государственный заказ представляет собой задание органам исполнительной власти на переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих на очередной календарный год в пределах средств, предусмотренных на эти цели в государственном бюджете.
2 Рассчитано по: Распоряжение Правительства РФ от 14.04.2007 № 448-р «О государствен-
ном заказе на профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных
государственных гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти на
2007 год» (http://www.lawrussia.ru); Распоряжение Правительства РФ от 14 апреля 2008 года № 484-р «О государственном заказе на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих на 2008 год
(http://docs.cntd.ru); Распоряжение Правительства РФ от 15.06.2009 № 802-р «О государ-
готовкуи повышение квалификации сократился почти в два раза. Безусловно, это существенным образом сказывается на качестве и результативности обучения гражданских служащих, на их профессиональном развитии.
Аналогичная динамика прослеживается и по количеству лиц, обученных по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих. Например, если в 2008 г. по государственному заказу дополнительное обучение получили 108 771 чел., то в
2011 г. - 54117, то есть в два раза меньше. Если в 2008 г. профессиональную переподготовку прошли 2251 чел., то в 2011 г. -461 чел., то есть количество снизилось в пять раз. Данный факт свидетельствует о том, что федеральные органы государственной власти не уделяют должного внимания профессиональному развитию гражданских служащих и не поощряют получение ими новых специальностей.
Низкий уровень финансирования ДПО гражданских служащих сохранился и в
2012 г. Основной причиной снижения объема финансирования является то, что за последние пять лет не изменился экономический норматив стоимости образовательных услуг; он не пересматривался с 2008 г., хотя темпы инфляции только за 2009— 2010 гг. составили 18,4%, а с учетом 2011 г. - около 25%.
Результаты анализа динамики государственного заказа на ДПО гражданскихслу-жащих позволили выделить ряд проблем, к числу которых относятся следующие.
1. Наличие нерешенных вопросов, связанных с планированием мероприятий по обучению государственных служащих на календарный год. Дело в том, что кадровые службы получают государственный заказ из Аппарата Правительства довольно поздно. Как правило, Распоряжение Правительства РФ о государственном заказе на обучение утверждается в апреле-мае текущего года, вследствие чего кадровые службы ограничены во времени для эффективной и качественной организации процесса профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих. На наш взгляд, целесообразно утверждать государственный заказ в начале текущего года, что позволит планомерно организовывать процесс ДПО гражданских служащих в течение всего года.
2. В соответствии с экономическими нормативами, действующими с 1 января 2009 г., стоимость образовательных услуг ДПО гражданских служащих для категории руководителей составляет немногим более 128 руб., помощников (советников) и специалистов высшей, главной, ведущей и старшей групп должностей - 105 руб., обеспечивающих специалистов младшей группы должностей - 83,6 руб. Низкие нормативы стоимости образовательных услуг ДПО гражданских служащих не оказывают существенного влияния на качество образовательного процесса.
3. Кадровые службы не несут должной ответственности за определение потребностей в ДПО гражданских служащих. В этой
ственном заказе на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих на 2009 год (Ьш:р:// www.garant.ru); Распоряжение Правительства РФ от 23.03.2010 № 389-р «Об утверждении государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных служащих на 2010 год» (http://rezerv.gov.ru); Распоряжение Правительства РФ от 21 февраля 2011 г. № 242-р «О государственном заказе на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих на 2011 год» (http://www.garant.ru); Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2012 № 23-р «Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих на 2012 год» (http://www.pro-goszakaz.ru).
Социология образования
127
связи целесообразно разработать проект Указа Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 1474 “О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации” », в котором необходимо уточнить статус обучения гражданских служащих по 18-часовым образовательным программам - их следует отнести не к курсам повышения квалификации, а к кратковременным курсам обучения гражданских служащих.
Исходя из вышеназванных проблем, предлагаются следующие рекомендации по организационному и финансовому обеспечению сферы ДПО государственных гражданских служащих.
■ Следует внести изменения в экономические нормативы стоимости образовательных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 мая 2008 г. № 399 «Об определении размеров стоимости образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих и ежегодных отчислений на его научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение». При этом заявка государственного органа на обучение государственных служащих по образовательным программам ДПО на соответствующий год должна формироваться на основе ежегодно уточняемых экономических нормативов стоимости образовательных услуг.
■ Требуется разработать положение «О государственном заказе на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку и дополнительное профессиональное образование за пределами территории РФ федеральных гражданских служащих и гражданских служащих субъектов РФ». Государственный заказ должен формироваться с учетом программ государственных органов по профес-
сиональному развитию государственных гражданских служащих, основанных на индивидуальных планах их профессионального развития. В государственном заказе, кроме утвержденного перечня сведений (количество обучаемых, объем средств на обучение, объем средств на научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение), важно предусмотреть комбинированный принцип финансирования обучения - с использованием как бюджетных средств, так и денежных ресурсов крупных компаний на основе принципов частно-государственного партнерства.
Перераспределение бюджетных средств, предусмотренных на исполнение государственного заказа, связанное с реорганизацией (ликвидацией) государственных органов, переводом государственных служащих, направленных на получение ДПО, из одного государственного органа в другой, должно осуществляться по инициативе заинтересованных государственных органов по согласованию с кадровыми службами соответствующих органов государственной власти.
Кадровым службам организацию профессиональной переподготовки, повышение квалификации и стажировки государственных гражданских служащих следует осуществлять в следующей последовательности: определение потребности в прохождении дополнительного профессионального образования по группам и категориям должностей гражданских служащих; составление заявок для формирования государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку и дополнительное профессиональное образование за пределами территории РФ на очередной год с учетом программ и индивидуальных планов профессионального развития гражданских служащих; подготовка конкурсной документации на обучение по образовательным программам; заключение государственного кон-
механизмы развития системы дополнительного профессионального образования государственных служащих. М.: ТЕИС, 2009. 206 с.
3. Кузнецов О.В. Организация дополнительного профессионального образования и профессиональное развитие государственных гражданских служащих II Внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы. М., 2012. С. 60-78.
4. Кузнецов О.В. Социально-экономическая характеристика состояния дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих
II Вестник финансовой академии. 2009. №2. С. 50-54.
IVANOV А.V., KUZNETSOV О.V., HURSEVICH S.N. DYNAMICS OF THE ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF CIVIL SERVANTS
The article deals with the dynamics of the additional professional education of civil servants, including their retraining, professional development and traineeship. As a method of study there has been used a comparative analysis of the raw data of the State order on retraining, skills upgrading and traineeship of federal public servants over the past five years. The article offers some recommendations on organizational and financial support of additional professional education of civil servants.
Keywords: supplementary vocational education, additional vocational education of civil servants, professional retraining, professional development, skills upgrading and traineeship for civil servants, State order for vocational retraining, dynamics of the State order on retraining
тракта с образовательными учреждениями по дополнительному обучению гражданских служащих; контроль и мониторинг их обучения; отчеты слушателей по результатам обучения;анализ результатов внедрения слушателями полученных знаний в практику их работы.
Литература
1. Иванов А.В., Кузнецов О.В. Состояние и
динамика дополнительного профессионального образования государственных служащих // Самоуправление: теория и практика. 2009. № 4. С. 42-45.
2. Кузнецов О.В. Социально-экономические
Е.А. НЕРЕТИНА, профессор СвТвВОе ВзаимОдейсТВие
Мордовский государственный — ОСНОВа динамичного
университет им. Н.П. Огарёва развития ВуЗОВ
В статье рассматривается одна из современных форм организационных преобразований в системе высшего профессионального образования - сетевое взаимодействие вузов. Раскрыты возможные локальные и совокупные эффекты, которые могут получить участники сети. Проанализированы практики сетевого взаимодействия отечественных вузов и проблемы, требующие решения в целях повышения эффективности сетевого взаимодействия вузов и их деловых партнеров.
Ключевые слова: сеть, единая образовательная информационная среда, сетевое взаимодействие вузов, вуз как участник сети, эффекты сетевого взаимодействия, эффект синергии, консорциум вузов, сетевое сообщество вузов, проектные принципы построения сетевой структуры, модель сетевого взаимодействия