УДК 378.3:35.08
ДИНАМИКА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
ИВАНОВ АНАТОЛИЙ ВИКТОРОВИЧ
доктор социологических наук, профессор кафедры «Государственная служба» Финансового университета, Москва, Россия E-mail: [email protected]
КУЗНЕЦОВ ОЛЕГ ВАСИЛЬЕВИЧ
доктор экономических наук, директор дополнительного профессионального образования, профессор кафедры «Государственная служба» Финансового университета, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с финансовым обеспечением дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих, включающего их профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Государственный заказ на услугу дополнительного профессионального образования составляется на основе потребностей в обучении, программ и индивидуальных планов профессионального развития гражданских служащих по категориям и группам должностей, направлениям, видам, формам и продолжительности обучения. Объем финансирования рассчитывается исходя из экономического норматива стоимости дополнительного профессионального образования гражданских служащих по их категориям и группам должностей.
Проведен сравнительный анализ первичных данных государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих с 2007 по 2012 годы, который позволил сделать вывод о том, что в 2012 году по сравнению с 2007 годом объем финансирования сократился в почти в два раза. Кроме того, экономический норматив стоимости образовательных услуг дополнительного профессионального образования гражданских служащих за последние четыре года не изменялся. Снижение объема финансирования государственного заказа на дополнительное обучение гражданских служащих привело к сокращению количества обучаемых в два раза.
В статье предлагаются некоторые рекомендации по организационному и финансовому обеспечению профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных гражданских служащих. В частности, необходимо разработать положение «О государственном заказе на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку и дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации федеральных гражданских служащих и гражданских служащих субъектов Российской Федерации». В Положении важно предусмотреть комбинированный принцип финансирования обучения как с использованием бюджетных средств, так и средств крупных компаний на основе принципов государственного частного партнерства.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование; государственные гражданские служащие; финансовое обеспечение дополнительного профессионального образования; профессиональная переподготовка; повышение квалификации; стажировка; государственный заказ; динамика государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих.
DYNAMICS IN FINANCING SUPPLEMENTARY VOCATIONAL TRAINING FOR STATE CIVIL SERVANTS
ANATOLIIV IVANOV
Doctor of Sociological Sciences, Professor of the Chair «Civil Service», Finance University, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
OLEG V. KUZNETSOV
Doctor of Economics, Professor of the Chair «Civil Service», Director of the Supplementary Professional Formation, Financial University, Moscow, Russia
ABSTRACT
The paper considers topical issues related to financing supplementary vocational training for state civil servants including professional retraining, professional development and internships. The State Order for supplementary vocational training shall be based on the educational needs, programs and individual plans for professional development of civil servants in accordance with categories and groups of positions, directions, types, forms and duration of training. The amount of financing is calculated on the basis of standard economic cost of supplementary vocational training for civil servants according to categories and groups of positions.
A comparative analysis of the primary data of the State Order for professional retraining, professional development and training of state civil servants from 2007 to 2012 led to the conclusion that in 2012 compared with 2007 the amount of funding decreased almost by half. Moreover, financing norms for educational services related to supplementary professional training of civil servants in the last four years did not change. The decline in public funding on supplementary training of civil servants resulted in halving the number of students.
The article offers some recommendations to support organizationally and financially vocational retraining, professional development and internships of civil servants. In particular, it suggests developing of the regulation «On the state order for vocational retraining, professional development, internships and further vocational education outside the territory of the Russian Federation of federal civil servants and civil servants of the constituent entities of the Russian Federation.» It is essential to provide in the Regulation a combined principle of financing the training through both budget and large companies funding within the framework of public private partnership.
Key words: supplementary vocational training; state civil servants; funding on supplementary vocational training; professional retraining; professional development; internships, state order; dynamics in the state order for vocational retraining, professional development and internships of civil servants.
Дополнительное профессиональное образование (далее — ДПО) государственных гражданских служащих включает их профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Исследованию проблем ДПО гражданских служащих посвящены научные работы [1-7], в которых проанализировано его состояние и определены механизмы совершенствования финансового обеспечения профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих.
Организация и финансовое обеспечение ДПО федеральных гражданских служащих и гражданских служащих субъектов Российской Федерации осуществляется на основе следующих нормативных правовых актов:
• Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2006 № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации»;
• Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации»;
• Постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.2008 № 393 «Об определении размеров стоимости образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих и ежегодных отчислений на его научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение» и др.
Организация и финансовое обеспечение профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки федеральных гражданских служащих и гражданских служащих субъектов Российской Федерации осуществляется на основе государственного заказа1. Анализ деятельности кадровых подразделений по
1 Государственный заказ представляет собой задание органам исполнительной власти на переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих на очередной календарный год в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете.
формированию государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих (далее — государственный заказ) свидетельствует о том, что он составляется на основе потребностей в обучении, программ и индивидуальных планов профессионального развития гражданских служащих по категориям и группам должностей, направлениям, видам, формам и продолжительности обучения. Государственный заказ утверждается Правительством Российской Федерации. Государственный заказ субъекта Российской Федерации на ДПО утверждается законом2 или иным нормативным правовым актом. Размещение государственного заказа осуществляется кадровыми подразделениями на конкурсной основе и заключением государственного контракта3 в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих лицензию на проведение профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.
Анализ динамики государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих представлен в табл. 1.
Представленные статистические данные позволяют сделать вывод о том, что, начиная с 2008 г., наблюдается существенное сокращение объема государственного заказа на обучение гражданских служащих, основной причиной которого являются последствия мирового финансового кризиса. Так, например, если в 2008 г. объем финансирования государственного заказа на дополнительное обучение составил 773 106,2 тыс. руб., то в 2009 г. — 706 038,1 тыс. руб., 2010 г. — 437 937,5 тыс. руб., 2011 г. — 437 929,0 тыс. руб. На таком же уровне осуществлялся государственный заказ и в 2012 г. Таким образом, за последние пять лет объем государственного заказа на
2 См.: Закон «О профессиональной переподготовке, повышении квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга» Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 5 декабря 2007 г.
3 Примерная форма государственного контракта на профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 № 1307-р.
Таблица 1
Динамика государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих
на 2007-2012 гг.
Наименование показателей 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Объем финансирования государственного заказа, тыс. руб. 756 233,6 773 106,2 706 038,1 437 937,5 437 929,0 437 929,0
Обучено гражданских служащих, чел. 117675 108771 70 440 48 650 54 117 57 924
Из них:
Обучались по программе профессиональной переподготовки 1170 2251 1435 611 461 327
Повысили квалификацию 116505 106265 68 543 47 906 53 523 57 464
Средняя стоимость обучения одного слушателя, руб. 6426 7107 10 023 9001 8092 8092
Источник: Распоряжение Правительства РФ от 14.04.2007 № 448-р «О государственном заказе на профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти на 2007 год. URL: http://www.lawrussia.ru; Распоряжение Правительства РФ от 14.04.2008 № 484-р «О государственном заказе на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих на 2008 г.». URL: http://docs. cntd.ru; Распоряжение Правительства РФ от 15.06.2009 № 802-р «О государственном заказе на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих на 2009 г. URL: http://www.garant.ru; Распоряжение Правительства РФ от 23.03.2010 № 389-р «Об утверждении государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных служащих на 2010 год». URL: http://rezerv.gov.ru; Распоряжение Правительства РФ от 21.12.2011 № 242-р «О государственном заказе на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих на 2011 год». URL: http://www.garant.ru; Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2012 № 23-р «Об утверждении государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих на 2012 год». URL: http://www.pro-goszakaz.ru (дата обращения: 05.02.2013).
профессиональную переподготовку, повышение квалификации сократился почти в два раза. Безусловно, отрицательная динамика государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных гражданских служащих существенным образом сказывается на качестве и результативности их обучения, а также профессиональном их развитии.
Аналогичная динамика прослеживается и по количеству лиц, обученных по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих. Например, если в 2008 г. по государственному заказу дополнительное обучение получили 108 771 человек, то в 2011 г. — 54 117, то есть сокращение произошло в два раза. За последние 5 лет наблюдается существенное сокращение финансирования программ профессиональной переподготовки гражданских служащих. Если в 2008 г. профессиональную переподготовку прошли 2251 человек, то
в 2011 г. — 461 человек, то есть число слушателей снизилось в пять раз. Данный факт свидетельствует о том, что в федеральных органах государственной власти профессиональному развитию гражданских служащих, предполагающему получение ими новых специальностей, уделяется незначительное внимание. Кроме того, в соответствии с показателями государственного заказа за последние 5 лет более 90 % гражданских служащих обучались по программам повышения квалификации.
Анализ динамики объема финансирования государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации позволяет сделать вывод о том, что и в 2012 г. сохранился низкий уровень финансирования дополнительного обучения гражданских служащих. Основной причиной снижения объема финансирования является то, что за последние 5 лет не изменился экономический норматив стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке, повышению
квалификации и стажировке гражданских служащих. Установленные нормативы стоимости образовательных услуг4 в системе дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих не пересматривались с 2008 г., хотя темпы инфляции только за 2009-2010 гг. составили 18,4 %, а с учетом 2011 г. — около 25 %. Низкий уровень нормативов стоимости образовательных услуг существенно подрывает финансовое состояние образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих на конкурсной основе профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации.
В данной ситуации необходимо создание федерального государственного органа по управлению государственной службой, на который следует возложить функции по организации формирования, размещения и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку, дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации.
Результаты анализа динамики государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих позволили выделить ряд проблем, к числу которых относятся такие:
1. Наличие нерешенных вопросов, связанных с планированием мероприятий по обучению государственных служащих на календарный год. Дело в том, что кадровые службы довольно поздно получают из Аппарата Правительства Российской Федерации государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих на очередной год. Как правило, Распоряжение Правительства Российской Федерации о государственном заказе на обучение утверждается в апреле-мае текущего года. Вследствие чего кадровые службы ограничены во времени для эффективной
4 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 26.05.2008 № 393 «Об определении размеров стоимости образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих и ежегодных отчислений на его научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение».
и качественной организации процесса профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих. В этой связи целесообразно государственный заказ на обучение гражданских служащих утверждать в начале текущего года, что позволит планомерно организовывать процесс дополнительного обучения гражданских служащих в течение всего года.
2. Изменение сроков повышения квалификации (1 раз в три года) привело не только к увеличению численности лиц по дополнительному обучению, но и к необходимости увеличения финансового, материально-технического и кадрового обеспечения дополнительного обучения служащих.
3. Действующие с 1 января 2009 г. экономические нормативы стоимости образовательных услуг по программам ДПО государственных служащих остаются низкими. В соответствии с экономическими нормативами стоимость образовательных услуг по дополнительному обучению государственных служащих для категории руководителей составляет немногим более 128 руб., помощников (советников) и специалистов высшей, главной, ведущей и старшей групп должностей — 105 руб., обеспечивающих специалистов младшей группы должностей — 83,6 руб. Низкие нормативы стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке, повышению квалификации гражданских служащих не оказывают существенного влияния на качество образовательного процесса.
4. Кадровые службы не несут должной ответственности за определение потребностей в обучении, организацию процесса дополнительного профессионального образования и качество его проведения. В этой связи целесообразно разработать проект Указа Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2006 № 1474 ''О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации"», в котором необходимо уточнить следующие положения:
• статус обучения гражданских служащих по 18-часовым образовательным программам (отнести их не к курсам повышения ква-
лификации, а к кратковременных курсам обучения гражданских служащих);
• процедуру прохождения стажировки;
• обучение за пределами территории Российской Федерации. В настоящее время за пределами территории страны обучаются только сотрудники Администрации Президента Российской Федерации. Следует нормативно расширить спектр данного вида обучения и относительно других структурных подразделений органов государственной власти.
5. Необходимо разработать положение «О государственном заказе на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку и дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации федеральных гражданских служащих и гражданских служащих субъектов Российской Федерации». Государственный заказ должен формироваться с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию государственных гражданских служащих, основанных на индивидуальных планах их профессионального развития. При этом заявка государственного органа на обучение государственных служащих по образовательным программам дополнительного профессионального образования на соответствующий год должна формироваться на основе ежегодно уточняемых экономических нормативов стоимости образовательных услуг. В государственном заказе важно предусмотреть комбинированный принцип финансирования обучения с использованием как бюджетных средств, так и средств крупных компаний на основе принципов государственно-частного партнерства.
6. Существуют проблемы, связанные с организацией дополнительного обучения гражданских служащих, профессиональное образование которых не соответствует квалификационным требованиям, а также отсутствием курсов повышения квалификации для ряда технических специалистов. Кроме того, по окончании профессиональной переподготовки государственный служащий имеет право на замещение вакантной государственной должности в соответствии с новой специализацией и квалификацией. Но это право не реализуется
автоматически, так как отсутствуют нормативные положения, регулирующие данный процесс. Требует решения проблема, связанная с обучением гражданских служащих, впервые поступивших на государственную службу, так как право выбора формы их обучения принадлежит государственному органу и его руководителю.
7. Предлагаемые образовательными учреждениями программы дополнительного профессионального образования недостаточно ориентированы на практические потребности гражданских служащих и гражданской службы. Кроме того, отсутствуют правовые основы и механизмы государственного контроля качества работы образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного профессионального образования гражданских служащих.
8. У гражданских служащих отсутствует мотивация к прохождению дополнительного профессионального образования, поскольку его результаты не влияют на их карьерный рост или материальное положение.
9. В соответствие с государственными требованиями по дополнительному профессиональному образованию гражданских служащих разрешается применять дистанционные формы обучения только для категории «руководители», в то же время эта форма не имеет правового закрепления относительно категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты».
10. Отсутствуют правовые основы и механизмы реализации стажировки как самостоятельного вида дополнительного профессионального образования гражданских служащих.
11. Участие в конкурсах по образовательным программам вузов, не имеющих навыков и опыта работы по обучению гражданских служащих, оказывает отрицательное влияние на профессиональный уровень гражданских служащих, а также разрушает систему подготовки кадров для государственного и муниципального управления.
Исходя из вышеназванных проблем, предлагаются следующие рекомендации по организационному и финансовому обеспечению профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных гражданских служащих.
Следует внести изменения в экономические нормативы стоимости образовательных услуг,
утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2008 № 393 «Об определении размеров стоимости образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих и ежегодных отчислений на его научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение».
Необходимо разработать положение «О государственном заказе на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку и дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации федеральных гражданских служащих и гражданских служащих субъектов Российской Федерации». Государственный заказ должен формироваться с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию государственных гражданских служащих, основанных на индивидуальных планах их профессионального развития. При этом заявка государственного органа на обучение государственных служащих по образовательным программам дополнительного профессионального образования на соответствующий год должна формироваться на основе ежегодно уточняемых экономических нормативов стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных служащих и прогнозируемой их численности по группам и категориям должностей государственной гражданской службы, видам, формам и срокам получения дополнительного профессионального образования в соответствии с программой государственного органа по профессиональному развитию государственных служащих. В государственном заказе, кроме утвержденного перечня сведений (количество обучаемых, объем средств на обучение, объем средств на научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение дополнительного профессионального образования), важно предусмотреть комбинированный принцип финансирования
обучения с использованием как бюджетных средств, так и средств крупных компаний на основе принципов государственного частного партнерства.
Перераспределение бюджетных средств, которые предусмотрены на исполнение государственного заказа, связанное с реорганизацией (ликвидацией) государственных органов, переводом государственных служащих, направленных на получение дополнительного профессионального образования, из одного государственного органа в другой, должно осуществляться по инициативе заинтересованных государственных органов по согласованию с кадровыми службами соответствующих органов государственной власти.
Кадровым службам следует осуществлять организацию профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных гражданских служащих в следующей последовательности:
• определение потребности в прохождении дополнительного профессионального образования по группам и категориям должностей гражданских служащих;
• составление заявок для формирования государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку и дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации на очередной год с учетом программ и индивидуальных планов профессионального развития гражданских служащих;
• подготовка конкурсной документации на обучение по образовательным программам;
• заключение государственного контракта с образовательными учреждениями по дополнительному обучению гражданских служащих;
• контроль и мониторинг их обучения;
• отчеты слушателей по результатам обучения;
• анализ результатов внедрения слушателями полученных знаний в практику их работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванов А. В., Кузнецов О. В. Состояние и динамика дополнительного профессионального образования государственных служащих // Самоуправление: теория и практика. - 2009. - № 4. -С. 42-45.
2. Иванов А. В. Модернизация дополнительного профессионального образования государственных служащих // Высшее образование в России. - 2010. - № 2.
3. Кузнецов О. В. Технология финансового мониторинга дополнительного профессионального образования государственных служащих Российской Федерации // Вестник Финансовой академии. - 2008. - № 3.
4. Кузнецов О. В. Социально-экономические механизмы развития системы дополнительного профессионального образования государственных служащих: Монография. - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, ТЕИС, 2009. - 206 с.
5. Кузнецов О. В. Социально-экономическая характеристика состояния дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих // Вестник Финансовой академии. - 2009. - № 2. - С. 50-54.
6. Кузнецов О. В. О моделях и особенностях дополнительного профессионального образования государственных служащих // Вестник Московского государственного университета. -2009. - № 5. - С. 110-119.
7. Кузнецов О. В. Организация дополнительного профессионального образования и профессиональное развитие государственных гражданских служащих // Внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы: Монография. - М., 2012. - С. 60-78.
REFERENCES
1. Ivanov A.V., Kuznetsov O. V. Supplementary vocational training of civil servants: current state and dynamics. Samoupravlenie: teoriia i praktika - Self-management: theory and practice. 2009, no. 4, pp. 42-45 (in Russian).
2. Ivanov A. V. Modernization of supplementary vocational training of civil servants. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia, 2010, no. 2 (in Russian).
3. Kuznetsov O. V. Technology for Financial Monitoring of supplementary vocational training of civil servants of the Russian Federation. Vestnik Finansovoi akademii - Bulletin of the Financial Academy, 2008, no. 3 (in Russian).
4. Kuznetsov O. V. Social and economic mechanisms of the development of supplementary vocational training of civil servants: Monograph. Moscow, 2009, 206 p. (in Russian).
5. Kuznetsov O. V. Social and economic characteristics of the status of supplementary professional education for civil servants. Vestnik Finansovoi akademii - Bulletin of the Financial Academy, 2009, no. 2, pp. 50-54 (in Russian).
6. Kuznetsov O. V. Models and features of supplementary professional education of civil servants. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of the Moscow State University, 2009, no. 5, pp. 110-119 (in Russian).
7. Kuznetsov O. V. Organization of additional vocational education and professional development of civil servants. Implementation of efficient technologies and modern methods of personnel management: Monograph. Moscow, 2012, pp. 60-78 (in Russian).
УСЛОВИЯ ПУБЛИКАЦИИ РУКОПИСЕЙ
В МЕЖДУНАРОДНОМ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОМ ЖУРНАЛЕ «ВЕСТНИК ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА»
1. Общие требования
1.1. К изданию принимаются только ранее не опубликованные рукописи, соответствующие профилю журнала и критериям научного качества.
Рукописи должны быть актуальными по тематике, значимыми с научной и практической точек зрения, четко структурированными композиционно (постановка проблемы, пути решения, выводы и предложения).
1.2. Авторам, не имеющим ученой степени, а также аспирантам и соискателям необходимо представить рецензию, содержащую рекомендацию рукописи к публикации (в отсканированном виде).
1.3. Рукописи представляются в редакцию в электронном виде в форматах doc или docx (одним файлом). Кроме основного текста в файле в обязательном порядке должны быть следующие сведения на русском и английском языках:
• название рукописи;
• фамилия, имя и отчество автора (авторов);
• ученая степень, ученое звание, почетное звание (если имеются);
• должность, место работы;
• контактная информация, которая может быть размещена в открытом доступе (для каждого автора: e-mail, город, страна проживания), а также контактные телефоны для связи с редакцией журнала;
• расширенная аннотация (не менее 100-250 слов), которая должна раскрывать актуальность темы, методы, результаты и перспективы исследования.
• ключевые слова, словосочетания (5-10);
• список использованной литературы (см. п. 4).
Предоставляя свои персональные данные, автор автоматически дает согласие на их обработку и хранение.
1.4. Максимальный объем рукописи — 1 авторский лист (40 000 печатных знаков, включая пробелы и сноски).
1.5. Плагиат не допускается. Все представленные рукописи проходят проверку в системе «Антиплагиат».
2. Требования к аннотациям и ключевым словам
2.1. Аннотация представляется на русском и английском языках.
2.2. Объем аннотации должен быть не менее 100-250 слов.
2.3. К публикации принимаются только рукописи с максимально конкретизированными аннотациями (см. Приложение 1). Аннотация должна содержать основные выводы работы и результаты работы.
Композиционно аннотация может быть построена по принципу IMRAD (Introduction, Methods, Results and Discussion):
Актуальность (Introduction, Purpose) — актуальность, цели и задачи исследования.
Методы (Methods) — сведения о том, когда, где, как проводилось исследование; какая информация, методы использовались; кто был включен в группу испытуемых.
Результаты (Results) — основные выводы (конкретика), результаты исследования.
Перспективы (Discussion) — информация о том, как полученный результат соотносится с выводами других ученых; каковы перспективы исследования, направления дальнейшей работы, сложности.
2.4. Ключевые слова, словосочетания используются для поиска статьи в электронных базах — они должны быть лаконичными, отражать содержание и специфику рукописи.
2.5. Переведенные программными средствами аннотация и ключевые слова не принимаются, рукопись, содержащая их, отклоняется.
3. Требования к оформлению текста рукописи
3.1. Текст (включая сноски и примечания) должен быть набран шрифтом Times New Roman. Интервал — 1,5 (полуторный); выравнивание по ширине без переносов; абзацный отступ — 1,25 см. При электронном наборе текста использовать кегль (размер шрифта): 14 — для основного текста; 10 — для сносок и примечаний.
3.2. Рисунки, таблицы и схемы должны быть пронумерованы и внедрены в файл в символьном редакторе или редакторе Word, на них должна быть ссылка в тексте статьи, например: (рис. 4), (табл. 3).
3.3. Отсканированные версии иллюстраций, таблиц и формул не допускаются.
3.4. Не допускаются цветные изображения (графики, диаграммы), если при печати в черно-белом режиме цвета плохо различимы.
3.5. Все аббревиатуры и сокращения должны быть расшифрованы при первом их употреблении в тексте.
3.6. Обязательно следует указать код УДК.
4. Требования к оформлению сносок и списка литературы
4.1. Ссылки на статьи и монографии даются в квадратных скобках с указанием номера источника в списке литературы и страницы, на которой расположена цитата, например [4, с. 151].
4.2. Ссылки на официальные документы, нормативные правовые акты, электронные ресурсы — подстрочные, в список литературы такие источники не включаются.
4.3. В ссылках на официальные документы, нормативные правовые акты обязательно указывают дату, номер, полное название и официальный источник опубликования.
4.4. Ссылки на электронные ресурсы составляют по правилам, изложенным в разделе 10 ГОСТ Р 7.0.5-2008, с обязательным указанием «URL» для обозначения электронного адреса и даты обращения, например:ДаббахА. Инвестиции в изобретения: четыре главные проблемы. URL: (дата обращения: 04.12.2012).
4.5. Пристатейный список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5-2008 (см. примеры в Приложении 2). В данном списке указывают только общий объем издания, на которое делается ссылка (например, самост. изд.: — 350 с.; статья в газ., журн., сб.: — С. 12-17).
4.6. Список литературы на английском языке (References) оформляется с учетом требований международных баз цитирования (см. Приложение 2). Для транслитерации применяется Система библиотеки конгресса США (LC).
4.7. Автор несет полную ответственность за точность цитат, фамилий, имен собственных, цифровых данных, а также за достоверность изложенных в рукописи фактов, событий.
4. Заключительные положения
4.1. Рукописи можно направлять:
• по электронной почте: fin.jumаly@yandex.ш;
• лично в редакцию по адресу: г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 51, корп. 3, к. 105 (станция метро «Аэропорт»), тел. (499) 943-99-29;
• почтой по адресу: 125993, Москва, ГСП-3, Ленинградский пр-т, д. 49, Издательство.
4.2. Полученные редакцией рукописи и рецензии на статьи авторам не возвращаются.
4.3. Редакция журнала оставляет за собой право сокращать и изменять полученные рукописи (уведомив об этом авторов), а также возвращать их авторам в случае несоблюдения одного из указанных требований.