About the authors:
Bakhtiyory Ismatulloi Zuhurzoda - Dangara State University, teacher at the Department of theory andpractice of foreign languages. Address: 735320, Republic of Tajikistan, Dangara, Markazi str. 25.
Sadulloev Dilovar Davlatovich - Dangara State University, teacher at the Department of theory and practice of foreign languages. Address: 735320, Republic of Tajikistan, Dangara, markazi str. 25.
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ТАДЖИКСКОЙ АНТРОПОНИМИИ
Баротзода Ф.К.
Таджикский государсвенный педагогический университет им.Садриддина Айни
Собственные имена существительные еще с древних времен привлекали внимание ученых и исследователей разных эпох. Классы и отдельные пласты слов, характерные для собственных имен, были разделены как устойчивые единицы. Антропонимика в свою очередь является частью ономастики. Как пишут ученые и исследователи данной части языка, «антропонимика» (с греческого «^tropos» - человек, индивид, «onim» - имя, титул) -составная часть ономастики, изучающий имена людей, фамилий, прозвищ и кличек и других особенностей связанные с именами. История развития антропонимки как одной частей ономастики относится к 60-70 годам XX века.
Как известно из научных работ, термин «ономастика» имеет социальный характер и обычно использовался вместо антропонимики. Наконец в настоящее время антропонимика признается как продуктивная часть ономастики и наряду с терминами антропонимики художественные произведения и книжные широко используются, цель которых исследование имен людей использованных в письменных и художественных работ [2, - С. 60 - 64.].
В целом история изучения имен собственных охватывает два парадигмы: с одной стороны, как научный очерк антропономики с ее различными аспектами в ономастике, а с другой - изучение только антропономии. Язык, в сущности, является продуктом общества, его развитие, усовершенствование или исчезновение связаны с тем же обществом. Каждый язык в процессе своего постоянного развития и постепенно обогащается.
Новые понятия и слова появляются на основе словарного состава и грамматической структуры самого языка и заимствований из других языков. Антропономия является составной частью языка и проходит через те же процессы, что и лексический фонд языка. Поэтому, ее нельзя представить без языковых закономерностей. Имена людей выражают и отражают изменения в обществе. По мнению известного русского языковеда З.Г. Исаевой, они отличаются друг от друга по своей мобильностью и изменчивостью. Но это не означает, что имена собственные не имеют системности. Знакомясь с несколькими из них, мы сможем определить их соотнесенность к отдельным языкам, так как их национальные особенности выражаются в структуре и значении (семантике), звуковой структуре (фонетике) и грамматике [4, 107с.].
Исследование антропономии в тесной связи с социальной сферой является особенностью социолингвистики, которая в свою очередь, является составной частью общего языкознания. С одной стороны антропонимические изменения показывают изменения в структуре общества, с другой - доказывают, что члены общества небезразличны к этим изменениям и используют их в своем лексиконе. В результате информация выражает отношения между обществом, мышлением, сознанием, знанием и языком.
В свою очередь ономастика (номинация) разделяется на другие части и главы, которые рассматривают имен собственных по разным параметрам: топономика - географические названия, этномика - названия этнических групп (этносы), зоонимка - названия и клички животных, космонимика - космические названия, гидронимика - названия рек и места связанные с водой, антропономика - имена людей, урбонимика - названия внутренных частей городов, поселков, фитонимика - названия растений и другие .
Необходимо особо отметить, что группа других ученых-номинатологи (ономатологи) и или ученые и исследователи-языковеды считают ономастику особой частью лексикологии. В том числе в «Словаре лингвистических терминов» существует такое мнение, которое поддерживается большинством учеными и исследователями: «Ономастика - часть лексикологии, которая изучает имен собственных. В исследованиях номинации (ономастики) термин «онима» с греческого языка означает собственные имена» [8, 544с].
Имя необходимо для коммуникации именно в социальной сфере, потому что оно обеспечивает основу и почву для взаимных действий членов общества. Имя человека и отдельного индивида не может быть безразличным для общества. Поэтому именам придается особенное значение.
Как отмечает И.В. Бестужев-Лада, антропономы развываются именно потому, что играют особенную роль в обществе. Данный сегмент лексики выполняет 4 функции:
1. Отличительную - чтобы люди отличались друг от друга. Данная функция очень важная, вне этой функции существование имен собственных теряет свой смысл.
2. Социальную - эта функция подчеркивает положение человека в обществе и играет ведущую роль в структуре общества.
3. Традиционную - соответствует традициям и индивидуальным вкусам. Эта функция не очень важная, но зависит от субъективных и объективных факторов, которые связаны с современной и исторической антропонимией.
4. Религиозную - данная функция связана с верой людей в сверхъестественные силы сверх силы имен относятся к защите от злых сил и вера в Бога и ангелов, которые не очень важны и относятся к поверьям, но в религиозном обществе понимается как остаточное явление прошлых эпох и времен.
Собственные имена в первую очередь появляются на основе общепринятых слов (аппелятивов), со временем они теряют свою связь с первоисточником и продолжает своё бытование как именной признак.
Так как процесс номинизации (изменение универсальных слов) в виде образа отражаются в именах людей в разнообразных аппелятивах в зависимости от характерных черт и особенностей можно определить переходных особенностей антропонимов, поэтому сперва необходимо сравнительное изучение древних традиционных и заимствованных имен, которых принимают под влиянием религиозных убеждений или под влиянием культуры других народов, а также имена с особым местом в обществе, развитие которых зависит от культурного процесса и являются социальными особенностями общества.
Определенную часть древних антропонимов можно определить без особого исследования, так как они не потеряли связь с живой лексикой, а также по значению (по семантике) разные и обычно отражают прямые и косвенные духовные и физические характерные черты носителя имени, условия рождения, социально-экономические условия, представления об окружающем мире, мировозрение, возрастные особенности. История имен обычно зависит от истории социальной жизни народа. Совершенные законы жизни изменяют мышление и воображение человека и все это отражается в именах.
Архелогические труды и исследования доказывают, что имена прошли определенные этапы формирования и развития. По мнению И.В. Бестужева-Лады, имена людей прошли 3 этапа развития: первобыстный, феодальный и капиталистический [1, С. 24-33.].
Первобытный этап относится к первобытному обществу. В этот период происходит постепенное преобразование имени - появляются простые прозвища и клички, которые были сложными.
Второй этап был переходным, характерной чертой летописи и времени которого был связан с рабовладельческим строем и феодализмом. Постепенно и один за другим появляется новый поворот в особо трудной системе наречения (номинации) в четырех направлениях: а) формирование фамилий (имя отца), особенно аристократы, б) профессиональных имен, в) широкое распространение в начале имен людей и затем и в фамильных прозвищах.
При переходе в капиталистический строй все процедуры с названиями (номинационные процессы) становятся официальными, прозвища и клички по причине изменения и принадлежности к разным группам в официальном отношении считались неприличными. Поэтому система современных имен - имя и несколько имен с добавлением имени отца и фамилий стала традиционной.
На современном этапе антропонимика как составная часть ономастики считается ее важной частью и занимает особое место. В научной литературе с точки зрения значения термины «антропоним», «антропонимия» и «антропонимика» синонимичны. По мнению В.А. Никонова, антропонимия - это свод имен. Она включает в себе имена, фамилии, псевдонимы и прозвища, уважительные обращения, искусственные имена [7, 224с.].
В «Словаре лингвистических терминов» О.С. Ахмановой антропонимика признается как часть лексикологии, которая исследует собственные имена людей, но исследователь Ж. Марузо считает антропонимику частью ономастики, в которой изучается имена людей. По мнению ученых-исследователей Х. Хусайновой и К. Шукуровой, антропонимика является частью языкознания (лингвистики), которая изучает только имена людей [5, 134с.].
Но считать решенными все проблемы и трудности таджикской антропономии было бы неправильным, ибо в ней есть много проблем, которые нуждаются в отдельном исследовании, особенно антропономия регионов.
Язык есть продукт общества, и его развитие, преобразование и даже упадок зависят от общества. Каждый язык в процессе своего функционирования обогащается и совершенствуется. Развитие и преобразование языка, которые имеют прямую связь с развитием экономической, социальной, политической и культурной жизни общества, межнациональными отношениями, в основном происходят в контексте и на базе основании словарного состава и грамматической структуры языка. На фоне исторического развития общества, которое способствует появлению новых предметов и явлений, формируются их соответствующие понятия, и при их именовании появляются новые слова.
Новые слова появляются в языке, как уже отмечалось, на фоне и основании словарного состава и грамматической структуры самого языка, а в некоторых случаях в результате заимствований из других языков. Заимствования из других языков является известным и естественным явлением в любом языке, и для его преимущественно большего усовершенствования открывает больше перспектив.
Собственные имена людей достаточно быстро отражают всякие изменения в обществе. С точки зрения русского исследователя З.Г.Исаевой, они отличаются от других категорий слов по своей изменчивости и мобильности. Но это не означает, что собственные имена людей беспорядочны и неорганизованны, и во время ознакомления с определенным количеством антропонимов несложно определить, к какому языку они принадлежат, так как их национальные особенности проявляются с звуковой, семантической стороны и со стороны их составных частей [4, 107с.].
Чтобы получить детальную информацию о таджикской антропономии нужно знать процесс появления, формирование развития структуры и частей и основные периоды актуализации личных имен.
Личные имена в первую очередь появляются на основе обычных слов (апеллятивов), со временем они иногда теряют связь с основом, остаются как именные знаки, символы.
Так как процесс омонимизации (перехода обычных слов в имена) отражается в форме личных имен, которые используются в многочисленных апеллятивах, можно отличить наследственные особенности антропономов от характерных черт и особенностей апелятивов. В этой связи в первую очередь древние традиционные имена по сравнению с заимствованными именами под влиянием религиозных соображений или под влиянием культуры, заимствованной от других народов, а также имена, чье появление связано с тем или иным процессом культурного и социального развития общества, занимают отдельное положение.
Часть античных имен можно понимать без специального исследования, так как они до сих пор не потеряли связь с живой лексикой и, будучи разными по значению, прямо или косвенно указывают на нравственные, моральные или физические стороны носителя имени, условия рождения, социальное и экономическое положение родителей, представление об окружающем мире, мировоззрение, отличительные особенности детского возраста.
История имен обычно имеет тесную связь с историей соцальной жизни народа. Закон развития жизни изменяет интересы и сознание людей, что находит свое живое отражение в антропономии.
Традиция держать в секрете официальное имя, скрывая его под неофициальным именем, берет начало из глубины истории (когда индоиранские и индоевропейские племена были смешанными) и является результатом древных представлений о связи имени с духом человека. Если имя человека засекречно, то оно защитит носителя имени от злых сил - до сих пор это поверье - одна из особенностей наречения части жителей Бадахшана. Традиция у таджиков нарекать двумя именами в общем отмечена учеными М.С.Андреевым и О.Г.Гафуровым. Вера в сверхсилу имени до такой степени укоренилась в сознании человека, что она в течение веков не только не исчезла, но и продолжала бытавать в новой форме и содержании.
Постепенно по вышесказанным причинам появились фамилии (указание на происхождение), топонимические имена (указание на место рождения и проживания), профессиональные имена (указание на вид деятельности и социальное положение). Как подчеркивает Бестужев-Лада, наряду с упадком первобытного строя данная система претерпел кризис и видоизменилась, хотя в некоторых случаях наблюдается ее остатки на последующих этапах развития до настоящего времени.
Но постепенно происходит новый поворот к осложению системы номинизации в четырех направлениях: а) формирование фамилий (особенно для аристрократии), б) распространение топонимических имен, в) распространение профессиональных имен, г) широкое распространение сперва личных имен, затем прозвищ и родословных кличек.
Антропонимическая информация очень ценна для истории языка. От некоторых мертвых языков до нас дошли письменные памятники с личными именами людей. Есть слова, которые потеряли исходное значение и используются в другом значении, их семантика сохранилась только в именах: Дехканин, в прошлом имел значение помещик, землевладелец, а сейчас понимается в значении человек, который связан с земледелием. Девона -безумный (от дев - худо + она - суффикс) до настоящего времени распространен в значении «ноцисулацл», «девасаркарда» - «дурак».
Изучение, сбор и анализ с научной точки зрения имен, фамилий, псевдонимов и прозвищ ценны и необходимы не только в области языкознания, а также и для истории, этнографии, культуры. Они являются богатым материалом для истории, этнографии и культуры и отражают многовековую историю и культуру народа, эволюцию политической, социальной, культурной ситуации, философское, религиозное, духовное, моральное, эстетическое мировоззрение, выражают интересы, пожелания, знания, мышление, веру и бесконечную любовь к предкам, к традициям и обычаям народа. Антропонимия может служить как ценный исторический источник в уточнении этнического состава и миграции населения в древние времена. По структуре, виду и количеству антропонимов можно определить уровень и продолжительность взаимных отношений разноязычных наций и народностей.
В группу исконных таджикских имен обычно входят имена, которые произошли от основ и на базе данного языка. Большинство первоначальных имен берут начало с древнейшего источника таджикского языка, с одного древнего языка из иранской группы языков.
С переходом от феодального строя к капиталистическому данная система так же претерпевает кризис, ибо вес имени не был устойчивым. На данном этапе, когда активизировались миграция и количество населения все более увеличивались, возникла необходимость подтверждения личности, причем в письменном виде. Прозвище ввиду его изменяемости и вариантивности в официальном отношении становится неприемлемым. Поэтому формируется новая современная система наречия, когда даются имена с прибавлением имени отца и фамилии (иногда двойной). Возможно также, что постепенно псевдонимы и прозвища занимали место фамилий, т.е. от неофициальных имен появлялись официальные имена.
Естественно, что каждая нация проходит все эти этапы по-разному в особых формах и стилях. Поэтому наравне с общими этапами детальное изучение и исследование периодов исторического развития определенных народов имеют важное значение. В становлении и развитии номинизации с первого взгляда многие вещи кажутся случайными и непонятными. Это явление касается и таджикской номинизации, потому что в ней встречаются имена, форма и появление которых связаны с животным миром, бытовыми предметами, природой, культурным мировозрением и восприятием, религиозной верой, с тем или иным (арабский, турецкий и русский) языком. И если границы наблюдений и исследований по сравнению с временными периодами в какой-то мере будут суженными и ограниченными, то и антропонимические явления будут в такой же мере непостоянными и непонятными. Но если мы проникнем в глубину истории, времени и месторасположения, то выясняется, что номинизация - это не свод случайных слов, а особые культурные памятники, она отражает разные этапы материальной и духовной жизни народа и вместе с тем доказывает постоянство и всестороннюю сбалансированность культур.
Таким образом, ономастика (номинация) считается особой частью и главой языкознания (лингвистики) развивался на основе научных исследований собственных имен и особенно имен людей во второй половине XX века, сегодня уже превратился в одну из ведущих частей и глав мирового языкознания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бестужев-Лада И.В. Исторические тенденции развития антропонимов / И.В. Бестужев-Лада // Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. Проблемы антропонимики. - М.: Наука, 1970. — С. 24-33.
2. Гафуров, А.Г. Аристотель аллаха. Из истории антропонимии народов Средней Азии / А.Г.Гафуров // Наука и жизнь. - 1971. - №8. - С. 60 - 64.
3. Гуламадшоев, Ш.Ш. Шугнанская антропонимика: структура, семантика и источники происхождения: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.19 / Гуламадшоев Шокиршо Шерзодшоевич. - Душанбе, 2017. - 33 с.
4. Исаева, З.Г. Осетинская антропонимия. Личные имена / З.Г. Исаева. - Орджоникидзе: ИР, 1986. - 107с.
5. Марузо, Ж. Словарь лингвистических терминов / Ж. Марузо. - М.: Изд-во иностр. литра, 1960. - 134с.
6. Мирзоева, Д.Д. Лингвистические исследования таджикских и русских антропонимов / Д.Д. Мирзоева. - Худжанд, 2005. - 139с.
7. Никонов, В.А. Задачи и методы антропонимики / В.А. Никонов // Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. - М.: Наука, 1970. - 224 с.
8. Розенталь, Д.Э., Теленкова M. A. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, M.A. Теленкова. - M., 1976. - 544с.
9. Хайдаров, Ш. Антропонимия таджиков северо-западной части Ферганской долины (на материале Аштского района) / Ш. Хайдаров. - Душанбе, 1991. - 228 с.
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ТАДЖИКСКОЙ АНТРОПОНИМИИ
В настоящее статье рассматриваются динамика развития таджикской антропонимии. Собственные имена существительные еще с древних времен привлекали внимание ученых и исследователей разных эпох. Классы и отдельные пласты слов, характерные для собственных имен, были разделены как устойчивые единицы. Антропонимика в свою очередь является частью ономастики. История развития антропонимки как одной из частей ономастики относится к 60-70 годам XX века. Как известно, из научных работ, термин «ономастика» имеет социальный характер и обычно использовался вместо антропонимики. Наконец, в настоящее время антропонимика признается как продуктивная часть ономастики и наряду с терминами антропонимики художественные произведения и книжные широко используются, цель которых является исследование имен людей использованных в письменных и художественных работах.
В целом, история изучения имен собственных охватывает два парадигмы: с одной стороны, как научный очерк антропономики с ее различными аспектами в ономастике, а с другой - изучение только антропономии. Язык, в сущности, является продуктом общества, его развитие, усовершенствование или исчезновение связаны с тем же обществом. Каждый язык в процессе своего постоянного развития и постепенно обогащается.
Ключевые слова: развития, антропонимика, характер, время, слов, история, прозвищ, человек, процесс, язык, имя, общество.
DYNAMICS OF THE TAJIK DEVELOPMENT OF ANTHROPONYMY
This article deals the dynamics of the Tajik development of anthroponymy. Since ancient times, proper nouns have attracted the attention of scientists and researchers from different eras. Classes and separate layers of words, characteristic of proper names, were divided into stable units. Anthroponymy, in turn, is a part of onomastics. The history of the development of anthroponymics as one part of onomastics dates back to the 60-70s of the 20th century. As, it is known from scientific works, the term «onomastics» has a social character and usually was used instead of anthroponymy. Finally, at present, anthroponymy is recognized as a productive part of onomastics and, along with the terms anthroponymy, works of art and book are widely used, the purpose of which is to study of the names of people in written and artistic works.
In general, the history of the study of proper names encompasses two paradigms: on the one hand, as a scientific outline of anthroponomy with its various aspects in onomastics, and on the other, the study of only anthroponomy. Language, in essence, is a product of society, its development, improvement or disappearance are associated with the same society. Each language is in the process of its constant development and is gradually enriched.
Keywords: development, anthroponymy, character, time, words, history, nicknames, person, process, language, name, society.
Сведения об авторе:
Баротзода Файзиддин Камолиддин - кандидат филологических наук, доцент Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, Tel: (+992) 93-455-50-66.
About the author:
Barotzoda Faiziddin Kamoliddin, Ph. D. in Philology, Associate Professor, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Ainy, Tel: (+992) 93-455-50-66.
УДК 81.1
СИММЕТРИЯ ВА АСИММЕТРИЯ ДАР НАЗАРИЯИ ТАР^УМА
Мацсудов У. О.
Донишкадаи политехникии Донишго%и техникии Тоцикистон ба номи академикМ.Осими
Мусаллам аст, ки тарчума яке аз кадимтарин намудхои фаъолияти зехнй буда, воситаи равобити фархангй, маданй, таърихй, адабй ва чугрофии халкхои гуногун ба шумор меравад.
Симметрия аз калимаи юнонии «simmetria» гирифта шуда, маънохои баробар, %амо%анг, монанд, мутаносиби, таносуб, царинй, %амсози, ташобеуамцур, мурооти назирро ифода мекунад [30]. Тибки иттилои фанхои дакик, симметрия ва асимметрия яке аз принсипхои асосии тартиботи чахонй ба хисоб мераванд. Симметрия дар забоншиносй падидаест, баробарии сохтор ва вохидхои байнизабониро фаро мегирад.
Дар ин бора, академик Вернадский В.И. кайд намудааст, ки тахкики омили симметрия дар илми забоншиносй падидаи нав набуда, балки хануз аз даврахои кадим умумиятхои забониро мукаррар месозад [8, 69]. Баррасии масоили сохтории забонхо бидуни зухуроти симметрия ва асимметрия гайриимкон аст.
Омилхои симметрия назарияи нисбият, механикаи квантй, физикаи чисмхои сахт, асимметрияи граффики функсия, физикаи атомй ва ядрой, сохахои меъморй, таърих, мусикй, забону адабиёт ва дигар шаклу зухуроти хаёти фархангиву мадании башариятро ташкил медиханд.
Профессор Пономаренко И. таъкид мекунад, ки симметрия ва асимметрия - падида ва вижагихои бунёдии матн ба хисоб рафта, дар фазои матн, системаи кушод ва харакати беохири маъно ифода меёбанд. Эътирофи падидахои симметрия ва асимметрия ба хайси принсипи умумичахонии табиат ва маърифат имкон медихад, ки ин конунро чун макоми бунёдии вижагихои матни бадей муаррифй намуд [27, 10].
Дар забоншиносй мафхумхои аломати лугавй, асимметрияи вохидхои забонй, асимметрияи дуализми аломати забонй, нуфузи аломати забонй, сохтор ва мазмун доимо аз хадафхои марказии тахкикоти файласуфон, забоншиносон, адабиётшиносон, тарчумашиносон ва равоншиносон ба шумор мерафт.
Гояи асимметрияи забонй бори нахуст аз суи Ф. де Соссюр пешниход гардида, баъдан Балли Ш., Карсевский С.О., Гак В.Г., Аврамов Г.Г., Ликов А.Г. ва дигарон таквият додаанд. Онхо нафароне буданд, ки мохияти асимметрияи вохидхои забониро тахлилу баррасй намудаанд [1, 21].
Аврамов Г.Г. категорияхои симметрия ва асимметрия дар асараш тахлил намуда, типологияи асимметрияро тахия кардааст. Мавсуф тахкикоти Гак В.Г.-ро идома бахшида, мавчудияти се навъи симметрияро пешниход кард ва навъхои дигари асимметрияро мавриди омузиш ва баррасй карор дод. У дар бобати зухури асимметрияи системаи забонй, рушди нобаробарии пайвандхои шабехи система, нобаробарии пайвандхои система, мавчудияти хаста (марказ//ядро) ва периферияро дар як категория меорад [1, 22].
Забоншиносон таъкид мекунанд, ки дар ин ё он забон падидахои симметрия ва асимметрия дар пахлуи якдигар карор доранд. Дар ин бора, Ликов А.Г. симметрия ва асимметрияро дар забон чун зухуроти мукобил ва ба хам алокаманд шуморида, муносибати байни онхоро ба сифати мувозинат ва гузариши тарафайн маънидод намудааст [20, 7]. Пономаренко И.Н. низ дар ин хусус ибрози акида намуда, таъкид кардааст, ки муносибатхои симметрия ва асимметрия дар чанд вижагй, аз чумла лугавй, синтаксисй ва матнй инъикос мешаванд [27, 284].
Профессор Пономаренко И.Н. кайд мекунад, ки симметрия дар сатхи лугавй хангоми тавъам будани лексема ва семема зохир шуда, онро падидаи лугавй-маъной низ мегуянд. Агар як лексема ба лексемаи дигар мувофикат кунад, пас сохтори вохиди лугавй симметрия аст.
Омонимия - симметрияи сохтор ва асимметрияи маъно мебошад. Мувофики андешаи Пономаренко И.Н. антонимия на танхо ба симметрия ва асимметрия робита дорад, балки ба диссимметрия ва антисимметрия низ алокаманд аст. Аз лихози синтаксис, симметрия бештар дар вохидхои хурди забонй аз кабили антитеза, градатсия ва параллелизм мушохида мешавад [27, 284].