Научная статья на тему 'Динамика развития информационных ресурсов биотехнологической направленности и предложений по эколого-актуальным биотехнологиям в Интернете'

Динамика развития информационных ресурсов биотехнологической направленности и предложений по эколого-актуальным биотехнологиям в Интернете Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика развития информационных ресурсов биотехнологической направленности и предложений по эколого-актуальным биотехнологиям в Интернете»

Екатерина ДЕМЧЕВА, ЕлеиаХАБАРОВА

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЭКОЛОГО-АКТУАЛЬНЫМ БИОТЕХНОЛОГИЯМ В ИНТЕРНЕТЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Перед любым производителем непрестанно «маячит» задача удовлетворения не только существующих, но и будущих запросов потребителей. Регулярная корреляция целей деятельности предприятия, учитывающая постоянно изменяющуюся политико-экономическую обстановку в стране и в мире, подразумевает не только совершенствование управления, но также непрерывную и целенаправленную реструктуризацию производства и его техническое перевооружение.

Разумеется, при этом нужно учитывать, что новые технологии хотя и характеризуются, как правило, превосходящими характеристиками, однако вначале этим преимуществом могут быть противопоставлены большие затраты и дефицит ноу-хау, а также высокая вероятность того, что их внедрение вызовет сопротивление как на предприятии, так и на рынке1.

В конце прошлого века получили развитие базовые понятия экологической этики, согласно которым на активную деятельность людей, характеризующуюся неконтро-

лируемым и неуправляемым развитием техногенной цивилизации, были наложены ограничения (технологические, экономические, социальные), нарушать которые человечество не должно в связи с возможными катастрофическими последствиями для биосферы и для самого вида Homo sapiens. В то же время население многих развитых стран стало проявлять серьезную озабоченность неудовлетворительным качеством жизни, переставшим обеспечивать соответствие среды обитания потребностям конкретных индивидов, социальных слоев, стран и регионов.

Благодаря такому ходу событий вектор развития научно-технического прогресса изменил свое направление и преобразил социальный ландшафт. Начался «биотехнологический бум»: резко увеличилось количество «дружественных» по отношению к окружающей среде технологий, имитирующих природные процессы и использующих присущие естественным экосистемам компоненты, в том числе для получения продуктов, трансформации отходов, очистки загрязненных природных ре-

сурсов, восстановления нарушенных земель и т. д.2

Параллельно стала активно завоевывать позиции принципиально новая стратегия по совершенствованию промышленных предприятий -стратегия создания чистого производства (синонимы: «более чистое производство», «экологически безопасное производство»), означающая непрерывное приложение превентивной стратегии охраны окружающей среды к технологическим процессам и продукции с целью уменьшения негативного влияния производства на здоровье людей и природную среду3. В процессе ее внедрения наметился переход от принципа «загрязнитель платит» к принципу «предотвращение загрязнения -выгодно»4.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Степень развития рынка биотехнологий в Интернете варьируется в зависимости от каждого отдельно взятого направления. Если говорить о биотехнологической отрасли в целом, то ее нельзя охарактеризовать как развитую, однако ряд направлений выде-

1 Шнайдер Д.И.Г. Технологический маркетинг. - М.: Янус-К, 2003. 478 с.

2 Попова Т.Е., Попова Е.В. Биотехнология и социум. М.: Наука, 2000. 108 с.

3 Пронин С.И., Таратынова Л.Е. Экологическое и экономическое преобразование промышленных предприятий на основе стратегии более чистого производства // Безопасность жизнедеятельности, 2002, № 5. С. 4—10.

4Глухова М.В. Расчет финансового эффекта при внедрении ресурсосберегающих и природоохранных мероприятий в энергетике // Практический маркетинг. 2003. № 7 (77). С. 12—16.

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: [email protected], www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 2 (96). 2005

ляется на общем фоне. Одним из таких сегментов отрасли является рынок биотехнологии экологического назначения, рассматриваемый далее более подробно.

В 2002 г. было проведено предварительное исследование, целью которого было выявить насыщенность Интернета информационными ресурсами биотехнологической направленности и в особенности предложениями экологической биотехнологии - маркетинговый мониторинг российского рынка биотехнологических разработок, применимых для решения экологических проблем. В ходе исследования были проанализированы более 3 500 веб-сайтов, из которых более одной трети (-35%) содержали необходимую информацию.

Такой достаточно высокий показатель позволил сделать заключение о целесообразности продолжения проведения исследования в 2003—2004 гг. для выявления динамики развития этого рынка в Интернете. Кроме того, было установлено, что в настоящее время на рынке биотехнологии экологического назначения фактически отсутствуют исследования подобного рода. Вместе с тем спрос на такие работы весьма велик и удовлетворяется в настоящее время преимущественно собственными Силами компаний. Таким образом, удалось выявить достаточно обширную рыночную нишу, в которой данное исследование на

сегодняшний день является практически единственным.

СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мониторинг Интернета проводился в три этапа:

♦ Первая волна мониторинга была проведена с 1 февраля по 1 апреля 2002(продолжительность— 2 месяца).

♦ Вторая волна — с 1 февраля по 1 апреля 2003 (продолжительность — 2 месяца).

♦ Третья волна — с 1 марта по 1 мая 2004 (продолжительность — 2 месяца). Мониторинг осуществлялся

С помощью таких поисковых систем* как Яндекс, Рамблер, Гугл, Апорт. В качестве объектов поиска были отобраны 45 ключевых слов, имеющих отношение к заданной тематике. Дополнительным условием поиска являлся просмотр как минимум 70—100 первых ссылок, выдаваемых на запросы каждой используемой поисковой системой Интернета. Для удобства дальнейшего анализався найденная информация была классифицирована на 9 основных разделов: словари по биотехнологии, ведомственные информационные порталы по биотехнологии, отраслевые информационные порталы по биотехнологии, тематические веб-сайты, конференции по биотехнологии, журналы по биотехнологии, фонды-грантодатели, ярмарки и выставки по биотехнологии, эколого-акту-альные биотехнологические разработки.

В ходе мониторинга был собран значительный объем информации, который позволил провести анализ развития информационных ресурсов по биотехнологии и предложений экологической биотехнологии в Интернете в динамике за несколько лет (с февраля 2002 по май 2004).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Информационную насыщенность отрасли в Интернете можно признать хорошей. Дело не только в наличии ряда крупных информационных проектов, но и в сбалансированности реше* ний — наличии информации по рынку и отраслевой аналитики. Наряду с такой структурой широко используются каталоги и базы данных по компаниям и научным лабораториям / институтам данной отрасли. Стоит обратить внимание также на интеграцию информационных и торговых решений, то есть ряд ресурсов, которые позиционируются как торговые, содержат широкий перечень информационных материалов и могут быть использованы не только для контакта с возможными партнерами, но и для получения информации.

За исследуемый период наблюдался значительный рост информационных ресурсов биотехнологической направленности и биотехнологических разработок, ориентированных на решение экологических проблем {рцс. 1).

Р езультаты мониторинга показали, что к наиболее развивающимся категориям относятся сайты конференций (их количество за два года увеличилось более чем в 7 раз), вебсайты словарей (их количество задва годаувеличилось в 5,5 раз) и веб-сайты журналов (за два года их количество увеличилось в 5 раз). Наряду с этим выявить каких-либо значимых изменений среди сайтов фондов-грантодателей и веб-сайтов ярмарок и выставок по биотехнологии не удалось, их количество в Интернете за исследуемый период практически не Менялось.

Также значительные изменения произошли в категории компаний и научных лабораторий / институтов, которые предлагают биотехнологические разработки, применимые для решения экологических проблем.

В исследуемом рынке основную долю занимают вебсайты компаний и научных Лабораторий, которые предлагают биотехнологические разработки для преодоления экологических проблем - их доля в общей структуре к 2004 году составила 61,4®, Среди других категорий заметно

выделяются по количеству сайтов несколько видов участников: тематические \теЬ-сайты (13,2%), сайты журналов (8,7%), а также сайты конференций (6,8%). Хотя по сравнению с 2002 годом их доля в общей структуре уменьшилась.

Помимо Сайтов, которые специализируются на предоставлении информации о рынке, можно отметить и каталоги ресурсов биотехнологической отрасли. Отраслей вые и ведомственные информационные порталы в общей структуре составляют меньшинство {рис. 2).

Рисунок 1

Сайты, содержащие информационные ресурсы биотехнологической направленности и биотехнологические разработки (2002-2004 гг.)

280

240

200

160

120

80

40

0

к

о.

□ 2002 □ 2003 □ 2004

к

к

ггп —г—ш ^гП

2 3 я нЦ н

я о >н

нО и о Л л

§ к £ 5* о

н ц у я л § Он о н н _а

Он ей Он ей ф

о к Он н о о в й н £

нч 3®

А К

=§ » ? Л -О а.

ф '■СГ

< я

? §

Н О

3 §

-О £<

4 *

о

и

я

о

Рисунок 2

Структура информационных ресурсов биотехнологической направленности и биотехнологических разработок

в 2004 г.

Интер нет-словар и Ведомственные 2,6% информационные порталы 0,2%

Веб-представительства 61,4%

Отраслевые инфор мационные порталы

Веб-сайты ярмарок и выставок 3,3%

Тематические вебсайты ,7% Веб-сайты конференций 6,8%

Веб-сайты журналов 13,2%

Веб-сайты фондоБ. грантодателей 3,5%

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: [email protected], www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 2 (96). 2005

БИОТЕХНОЛОГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Данное направление активно развивается в российском Интернете, Исследования российского интернет-рынка биотехнологических разработок, ориентированных на решение экологических проблем, отразили их стремительный количественный рост с 74до 336 позиций за два года (с февраля 2002 г. по май 2004 г.). Судя по тенденции развития предложений на этом рынке можно предположить, что в 2005 г. количество сайтов с подобными предложениями продолжитувеличи-ваться. Общими для всех них являются универсальные информационные материалы по различным направлениям рынка, ориентированные как на специалистов рынка, так и на простых посетителей. Ряд

из них сочетает в себе сервисное и информационное направления. Об интересе биотехнологических компаний к Интернету может свидетельствовать то, что рядом компаний Интернет используется для организации процесса продаж и взаимодействия с партнерами.

Анализ биотехнологических разработок по решению экологических проблем, представленных в Интернете за период с февраля 2002 по май 2004 г., показал, что количество подходов, использующих потенциал биологических объектов для снижения и ликвидации негативных последствий антропогенной деятельности на базе традиционного и специального оборудования, возрастает (табл. 1). Следовательно, можно констатировать факт постепенного формирования российского интернет-

рынка биотехнологических разработок, ориентированных на решение уже сформировавшихся экологических проблем, стоящих перед человечеством.

Полученные статистические результаты еще раз подтверждают процесс становления Современной философии предпринимательства: создавать новое, необходимое потребителю. Эта инновационная философия отражает новые общественные потребности и поведение рынка, опирающиеся на активный тип адаптации к новым условиям хозяйствования, на непрерывный поиск новшеств и диверсификацию производства, на технологическое и социально-экономическое новаторство, на активное вовлечение В ЭТОТ процесс физического и умственного капитала.

Пути решения экологических проблем

Таблица 1

Пути решения экологической проблемы Кол-во проектов в 2002 г. Кол-во проектов в 2003 г. Кол-во проектов в 2004 г.*

Увеличение добычи минеральных ресурсов 2 5 7

Переработка органических отходов в биогаз 7 13 22

Переработка органических отходов в жидкое топливо 1 1 1

Переработка органических отходов в белковый концентрат 4 4 7

Переработка органических отходов в питательные среды и ветеринарные препараты 1 1 1

Переработка органических отходов в биоудобрения 3 12 28

Трансформация органических отходов в компост 7 18 33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Биохимическая очистка почв 10 24 33

Биологическая рекультивация почв 3 7 15

Микробиологическая очистка газовоздушных выбросов 2 4 11

Биохимическая очистка сточных вод 23 50 97

Биомониторинг 11 24 45

Повышение устойчивости и повышение урожайности сельскохозяйственных культур 0 5 11

Борьба с биоповреждениями 0 7 24

Ликвидация твердых бытовых отходов 0 1 1

Итого 74 176 336

* Сбор данных за 2004 г. был осуществлен в рамках гранта «ЭкоЛогичные технологии», организованного Charities Aid Foundation (CAF Россия) по инициативе и при поддержке компании «British American Tobacco» («Б АТ Россия»),

На сегодняшний день в Интернете присутствуют 96 разработчиков решений экологической биотехнологии. Это в два раза больше, чем в 2002 г. К маю 2004 г. в Интернете были зафиксированы 119 собственных Сайтов разработчиков (рис. 3), их почти на 90 штук больше, чем в 2002 г. Среди них присутствуют как сайты компаний, так и сайты научных лабораторий / институтов. Разработчики создают собственные веб-сайты для того, чтобы использовать их как интерактивный информационный канал маркетинга для создания положительного образа компании, взаимодействия с внешней средой и продвижения товаров и услуг.

Анализ информационного наполнения и структуры сайтов российских компаний, предлагающих биотехнологические разработки и продукцию, применимые для решения экологических проблем был проведен по методике, которая позволила определить коэффициенты веб-ак-тивности отрасли и отдельных предприятий, а также соответствующие коэффициенты по отдельным направлениям информационного наполнения веб-представительств компаний6.

Анализ показал, что хотя сайты большинства компаний загружались сравнительно быстро, у них часто отсутствовали удобные средства

навигации и функциональности меню. Таким образом, оказалось, что:

♦ «карта сайта» организована на 29% сайтов;

♦ «поиск» по сайту организован на 20% сайтов;

♦ форма для записи предложений и пожеланий организована на 20% сайтов;

♦ форум (или гостевая книга) имеют 17%: сайтов.

На всех веб-сайтах компаний организована стандартная структура навигации через Главное меню.

В Основном компании используют Интернет в презен-тационных целях, Т.е. для представления информации о своей деятельности, истории предприятия, планах дальнейшего развития и реструктуризации, производимой продукции, координатах и контактной информации. Полнота освещения этих вопросов и качество информации варьируются от сайта к сайту. Анализ показал, что наибольшее внимание компании уделяют размещению на сайте информации общего характера о деятельности предприятия. Самое большое внимание компании уделяют продвижению продукции, т. е. размещают на сайте информацию о ней. Организация взаимодействия с поставщиками и потребителями на сайтах обсл едуемых компаний развита слабее. Организация информационной поддержки закупки и сбыта продукции развита в той же мере.

Рисунок 3

Количество сайтов, предлагающих биотехнологические разработки

Предполагается, что обозначившиеся в последнее время макроэкономические тенденции, свидетельствующие о кардинальных изменениях, происходящих в современном бизнесе, особенно в том, что касается стиля общения фирм со своими клиентами и общественностью, проявятся вскоре в более полном использовании компаниями средств и возможностей Интернета, а также в декларировании ими на своих веб-стра-ницах принципов экологического менеджмента.

Проведенный анализ сайтов компаний, специализирующихся в области биотехнологических разработок, применяемых для решения экологических проблем, свидетельствует о том, что компании отрасли не в полной мере используют возможности Интернета по созданию новых форм деловых отношений. В настоящее время сайты этих компаний в большей мере ориентированы на PH-направление (представительское направление), т. е. используются в основном для общих презентационных целей и пока не являются серь-

5 www.e-commerce.ru/ reviews/ те1а11/^еЬ_герг.Ыт1.

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: [email protected], www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 2 (96). 2005

езным инструментом ведения бизнеса. Наметившаяся тенденция применения Интернета для интерактивной связи с поставщиками, потребителями и клиентами проявляется пока еще недостаточно, что в целом позволяет сделать аналогичные выводы относительно неготовности российских предприятий этой отрасли к заключению сделок через Интернет.

Но первый шаг уже сделан. Наличие сайта — уже само по себе является проявлением заинтересованности в инновационных методах ведения бизнеса. Это позволяет говорить о том, что интерес биотехнологических компаний к Интернету, как новому каналу продаж, в ближайшее время приобретет более четкие очертания, и стратегия развития электронного бизнеса станет одним из элементов и основных составляющих стратегии компании.

Помимо создания собственных сайтов, многие разработчики пользуются услугами специально созданных проектов. По количеству таких решений экологическую биотехнологию нельзя отнести к лидирующим отраслям. Однако уже сейчас можно отметить ряд проектов, которые позволяют компаниям взаимодействовать друг с другом посредством Интернета. Так, почти 40% разработчиков, не имеющих собственного сайта, пользуются услугами таких площадок и размещают там информацию о своих разработках. Стоит также от-

метить дополнительные сервисы, которые предоставляются клиентам таких площадок. Прежде всего это инфор-мационное обеспечение, предоставляемое площадками. Удобным дополнительным сервисом, является служба поддержки клиентов, которая позволяет задавать вопросы по работе сайта и получать ответы оператора в онлайн-режиме.

Подавляющее большинство разработчиков предлагают по одному-двум эколого-актуаль-ным биотехнологическим решениям, но есть и такие, у которых число разработок достигает 6 и более.

ВЫВОДЫ

Как можно судить из приведенного выше обзора, отрасль экологической биотехнологии является одной из наиболее быстроразвивающихся отраслей в Интернете, причем если для большинства отраслей характерно присутствие в Интернете только московских компаний, то на данном рынке присутствует большое количество региональных предприятий.

Если говорить о востребованности специальных проектов, то можно сказать, что для компаний-производителей и продавцов — это одно из наиболее качественных решений, позволяющих эффективно рекламировать и продавать свою продукцию через Интернет — большинство компаний зарегистрировано не На одной, а на Нескольких площадках.

Имеющиеся на текущий момент недостатки в основном связаны с тем, что многие компании еще не выработали стратегию работы в Интернете. К слабым моментам относится и неудачная организация взаимодействия с потенциальными клиентами и простыми посетителями, однако уже есть ряд решений, которые предлагают оптимальные механизмы дня сбора информации и получения обратной связи. Таким образом, можно прогнозировать дальнейшие изменения в работе биотехнологических компаний в Интернете.

В заключение следует обратить внимание на тот факт, что, к сожалению, сегодня предприятия многих отраслей пытаются улучшать свои конкурентные позиции путем провед ения усиленных разработок или запоздалых исследований в области базовых технологий, в то время как новыми биотехнологиями, которые в недалеком будущем могут стать наиболее прогрессивными, зачастую пренебрегают.

Авторы выражают благодарность фирме «БАТ Россия» за оказанную при проведении работы поддержку.

Авторы;

Дёмчева Екатерина Андреевна,

аспирантка каф. менеджмента и маркетинга МГАТХТ им. М.В.Ломоносова.

Хабарова Елена Ивановна,

к. х. и., зав. кафедрой прикладной экологии и безопасшсти труда ф-та менеджмента, экономики, и экологии, МГАТХТ гм.. М.В. Ломоносова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.