УДК 371 ББК 74.24
Сибирев Валерий Вадимович преподаватель г. Ульяновск Митин Сергей Николаевич доктор педагогических наук, профессор г. Ульяновск Sibiryov Valery Vadimovich Lecturer Ulyanovsk Mitin Sergey Nikolaevich Doctor of Pedagogics,
Professor
Ulyanovsk
Динамика развития информационных потоков при внедрении инновации в общеобразовательном учреждении Dynamics of the Information Flows Development While Introducing Innovations at a General Education Institution В данной статье описывается динамика развития информационных потоков в процессе внедрения инновации в общеобразовательном учреждении. Синергетический принцип динамической иерархичности позволяет описать конструирование, самоорганизацию информационных потоков. Наблюдается четкая периодизация этапов становления информационных потоков.
This article shows the dynamics of information flows development while introducing innovations at a general education institution. The synergetic principle of dynamic hierarchy describes self-organizing of information flows. We can see the periodization of stages of information flows formation.
Ключевые слова: процесс внедрения инновации, информационный поток, дерево целей, принцип динамической иерархичности
Key words: innovation introduction process, information flow, objectives tree, principle of dynamic hierarchy.
Перевод общеобразовательного учреждения из режима функционирования
в режим развития может быть произведен путем внедрения инновации. А. И. Пригожему принадлежит следующее определение инновации: «Нововведение выступает как форма управляемого развития и есть такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения новые, относительно стабильные элементы... Нововведение - суть процесс, т.е. переход некоторой системы из одного состояния в другое» [3: 28].
Рассмотрим систему «процесс внедрения инновации» (ПВИ), являющуюся подсистемой системы управления общеобразовательного учреждения (ОУ). Элементы изучаемой системы - процессы по внедрению инновации, точнее, информация о них, отраженная в каком-либо отчете. В работе автора [6] выделены основные виды информационных потоков (ИП), циркулирующих в стадии стабильного функционирования инновации в ОУ.
ИП1. Информационные потоки, имеющие вид деревьев: вербальное дерево целей, критериальное дерево целей, дерево результатов внедрения инновации, дерево внутренних характеристик организационной структуры, курирующей инновацию. Ветви деревьев целей разделены на иерархические уровни (мега-, макро-, микро-) в соответствии с делением любого вида деятельности на стратегический, функциональный, операционный. Построение деревьев целей широко распространено в современном менеджменте. Б. Г. Литваком [2] приводится обзор литературы на данную тему.
ИП2. Информация о ресурсах, средах. Средовые параметры - сверхмед-ленные по сравнению с процессами жизненного цикла ОУ. Они занимают верхний иерархический этаж, управляя параметрами деревьев целей.
ИП3. Информационно-коммуникативная сеть ОУ имеет вид грибницы, пронизывающей систему ОУ. Это одна из сред, включающая в себя информационные связи между основными участниками образовательного процесса; внешние связи; каналы связи; способы сбора данных; документацию, сообщения; средства теле- и радиокоммуникации, компьютерную технику; программное обеспечение.
ИП4. Информационный поток фактической информации, сопровождающей процесс жизненного цикла ОУ, например, процесс внедрения инновации. ИП4 содержит фактическую информацию: используемую в процессе внедрения инновации; возникающую как результат процесса; информацию о характеристиках процесса. ИП4 имеет вид горизонтальной петли, расположенной на операционном уровне с входом и выходом на функциональном уровне деревьев целей и результатов. Наполнение ИП4 - информация операционного уровня деревьев це-
лей и результатов или мега-уровня смежных систем. Эта информация рождена в смежных системах: «учитель», «ученик», «учитель-ученик» и т.д.
Исследуемая система ПВИ удовлетворяет набору синергетических критериев, выделяемых В. Г. Будановым: иерархичность, гомеостатичность, нелинейность, незамкнутость, неустойчивость, наблюдаемость, динамическая иерархичность. Гомеостаз - «явление поддержания программы функционирования системы в некоторых рамках, позволяющее ей следовать своей цели» [1: 49] в стадии стабильного функционирования. Цель-программу поведения системы в состоянии гомеостаза называют аттрактор. Возможен переход системы от одной программы-гомеостаза к другой.
На основе принципа динамической иерархичности опишем процесс сборки и конструкции ИП инновации в стадии становления системы ПВИ, называемой в синергетике кризисом. Для наблюдателя, находящегося вне системы ПВИ, кризис представлен в виде точки, в которой мгновенно возникает новая целевая программа ОУ. Для внутреннего наблюдателя кризис - это процесс, при котором возникает множество различных путей развития ОУ. Мал горизонт предсказуемости. Внутреннему наблюдателю доступна картина развития ОУ лишь в период времени, меньший горизонта предсказуемости. Поэтому для описания системы в период кризиса необходима пространственно-временная сетка наблюдателей. Их наблюдения опишем в виде этапов формирования системы ПВИ. ИП разных типов возникают на определенных этапах формирования системы ПВИ, что отражено в таблице.
Опишем становление ИП с помощью принципа динамической иерархичности, основная идея которого символически представлена в виде схемы [1: 60]: мега + микро = макро new.
Результат действия этого принципа - «самоорганизация» системы в процессе взаимодействия минимум трех иерархических уровней. Проиллюстрируем это рисунком 1, на котором показано, что взаимодействие двух уровней, не являющихся соседними, ведет к перестройке среднего уровня. Опишем синергетическую специфику этапов построения системы ПВИ, что позволит выработать практические рекомендации по формированию ИП ПВИ.
Возникновение информационных потоков
в процессе становления системы ПВИ
Этапы формирования системы ПВИ (по работе С. А. Степанова [4]) Формирование информационных потоков
Стадия становления системы ПВИ
1. Формирование стратегических целей инновации Формирование мега-уровня вербального дерева целей
2. Обучение высшего руководства и групп персонала Кадровые ресурсы (ИП2)
3. Перевод стратегического плана инновации в оперативные планы Формирование макро- и микро-уровней вербального дерева целей
4. Формирование организационной структуры ПВИ и обучение персонала среднего звена. Кадровые ресурсы (ИП2)
5. Комплексная самооценка ОУ и рабочих процессов, задействованных в процессе внедрения инновации Формирование дерева результатов, характеризующих начальные данные (оно по определению несовершенно, т.к. еще не построено дерево критериев)
6. Разработка документации организационной структуры, курирующей инновацию. Формируется дерево внутренних характеристик организационной структуры, курирующей ПВИ. Формирование информационнокоммуникативной сети (ИП3)
7. Определение и описание рабочих процессов, упорядочивание соответствующей документации, разработка документации ПВИ Формируются каналы информационных потоков четвертого типа, сопровождающих рабочие процессы. Формирование информационнокоммуникативной сети (ИП3)
8. Разработка измерения основных показателей и характеристик рабочих процессов Построение дерева критериев. Для информационных потоков четвертого типа определяется набор внутренних характеристик процессов
9. Разработка системы корректирующих и предупреждающих мер Гарантии качества при внедрении инновации (ИП4)
Стадия стабильного функционирования ПВИ
10. Процесс внедрения инновации Информационный поток четвертого типа фактической информации, сопровождающей процесс. Изменение сред (ИП2)
11. Сбор эмпирических данных операционного уровня Операционный уровень вербального дерева результатов
12. Обработка и унификация информации. Формирование информационных массивов данных Операционный уровень критериального дерева результатов
13. Получение из микро-критериев по некоторому принципу интегральных макро-и мега-критериев Макро- и мега-уровни критериального дерева результатов
14. Обработка данных. Выводы и прогнозы. Если корректировка не требуется - см. п. 10. Если есть необходимость корректировки - см. п.1. Дерево целей и дерево результатов сверху замыкаются в петлю при сравнении плана и результата
Этап 1 характеризует погружение в хаос. Внутренние и внешние противоречия, возрастающая хаотизация микро-уровня приводят к кризису. На рис. 1а показано, что на этом этапе приходят во взаимодействие внешний уровень ПВИ совместно с уровнем сред и микро-уровень. Результат - перестройка мегауровня системы, при которой руководство формулирует цели, задачи, стратегию и политику ОУ, перспективы ОУ на некоторый период. Здесь происходит рождение новых мега-ветвей вербального дерева целей.
Этап 1 требует анализа внутренних и внешних условий функционирования ОУ, запросов потребителей, т.е. маркетинговых исследований. Неверная оценка ситуации может привести к срыву ПВИ. Обсуждение, публикация, доведение стратегических целей до коллектива, учащихся и родителей требует тщательной и кропотливой работы администрации и коллектива. Если цели инновации не стали общими целями, то проект рискует стать проектом разработчиков-одиночек.
Этапы 2-5 характеризуют «бытие в хаосе», где еще нет заданного аттрактора, имеется множество альтернатив развития. На этапе 3 производится перевод стратегического плана в оперативные на операционном уровне при контроле функционального уровня, вырабатываются микро- и макро-критерии вербального дерева целей с учетом специфики инновации, сред ОУ.
На этапе 4 при формировании организационной структуры инновации целесообразно распределение ответственности, когда лицо или подразделение отвечает за организацию и функционирование информационного канала. Это уменьшает количество согласований, повышает эффективность работы с информацией. П. И. Третьяков описывает подобную схему ветвления структуры управления, называя её программно-целевой [5: 245].
На этапе 5 комплексная самооценка ОУ - процесс, происходящий на функциональном уровне деятельности, связанный со сбором и обработкой информации микро-уровня. Результаты самооценки используются при аттестации и лицензировании ОУ, для отчета перед потребителями. Взаимодействие микро-уровня и внешнего уровня ПВИ (см. рис. 1Э) ведет к преобразованию про-
межуточных мега- и макро-уровней (см. рис. 1е - двойная штриховка) при разработке документации организационной структуры ПВИ.
При комплексной самооценке нецелесообразно собирать данные операционного уровня, так как еще не построено критериальное дерево целей, не выработаны механизмы сбора и методы обработки данных, способы получения интегральных мега- и макро-критериев из микро-критериев. Первичная оценка мега- и макро-критериев производится с помощью анкетирования коллектива, части родителей и учащихся, оценивающих уровень мега- или макрокритериев. Это позволяет выделить проблемные направления, уменьшить количество обрабатываемых данных, охарактеризовать макро- и мега-уровни, минуя стадию сбора критериев микро-уровня.
На этапах 6,7 происходит рождение нового, пока слабого аттрактора. Здесь разрабатывается документация организационной структуры, рабочих процессов. На рис. 1ж ИП рабочих процессов изображены круговой стрелкой на операционном уровне с входом и выходом на функциональный уровень, они наполняются информацией нижних смежных систем. Здесь приходят во взаимодействие функциональный уровень и нижние смежные системы. Это ведет к изменению промежуточного микро-уровня (см. рис. 1з) к формированию в нем ИП рабочих процессов. Закладываются и документируются механизмы, отвечающие за гомеостаз системы, удержание её на новом аттракторе.
В последние годы отмечается многократное возрастание объема отчетной документации ОУ. Это связано с возрастающей ролью информации в обществе, находящемся на стадии предынформационного. Противоречие современного этапа - в том, что научная, техническая, программная, методическая база, отвечающая потребностям сегодняшнего дня, в ОУ не создана. Этапы 6,7 изменяют информационное пространство ОУ. Информатизация и частичная автоматизация процесса получения и обработки информации требуют развития материально-технической среды, обучения преподавательского состава, разработки программного обеспечения, т.е. развития сред. Среды развиваются значительно медленнее, чем процессы, протекающие на их основе.
Формулировка
и=>
Обученность, единые позиции руководства
Рис. 1а. Этап 1.
Рис. 1б. Этап 2.
Стратегическое планирование переведено в операционное по всем подразделениям
и=>
Сформирована организационная структура ПВИ, обучен персонал макро-уровня “=>
Рис. 1в. Этап 3.
Рис. 1г. Этап 4.
Определение и описание рабочих процессов ПВИ “=>
Рис. 1ж. Этап 7.
Разработка документации организационной структуры инновации
Рис. 1е. Этап 6.
Разработка документации рабочих процессов ПВИ
Рис. 1з. Этап 7.
Разработка измерения основных показателей, системы контроля, корректирующих и предупреждающих мероприятий
Рис. 1и. Этапы 8,9.
Рис 1к.Стадия стабильного функционирования
Рис. 1. Информационные потоки на разных этапах становления ПВИ
Эта стадия вызывает непонимание и неприятие в коллективе в силу большой трудоемкости при малом горизонте предсказуемости. Многовариантность перспектив развития системы в период кризиса, неустойчивость зарождающегося аттрактора, трудоемкость этапов становления при малом горизонте предсказуемости объясняют сложность становления ПВИ, необходимость материальных вложений, приложения организационных и информационных усилий, выводящих систему из кризиса.
На этапе 8 строится дерево критериев. Выбор мега-параметров влечет за собой выбор макро- и микро-параметров. Запускается принцип иерархичности для новой программы гомеостаза, где параметры вышестоящего уровня управляют параметрами нижестоящего. На этапе 9 разрабатывается и документируется система корректирующих и предупреждающих мер, направленных на устранение несоответствий. Включаются механизмы поддержания новой программы гомеостаза. Кризис завершен.
На этапе 10 происходит наполнение фактической информацией ИП4. Информация, рождающаяся в процессе внедрения инновации разнородна. Она отображает многообразие творческих инициатив, педагогических практик, позволяет заметить новые тенденции, проблемы. Внимание и бережное отношение к этой информации со стороны администрации, накопление и распространение её методическим кабинетом ведет к творческому росту учителя. Ранее оговоренные и документально закрепленные процедуры рецензирования, апробации, экспертизы являются гарантом качества.
Материал обобщается в виде творческих отчетов, докладов учителей, руководителей методических объединений с помощью методического кабинета, информационно-методической службы школы, школы передового опыта, школы молодого учителя, конференций, Интернета. Увеличение степеней свободы на этапах рождения, обобщения и систематизации фактического материала, открытость - залог стабильного развития системы.
Этап 11 «Сбор эмпирических данных операционного уровня». Эмпирические данные, как можно наблюдать на практике, с трудом поддаются количест-
венной обработке. Настолько разнообразны творческие методики и приемы, что их сравнение затруднительно, линейный подход ведет к неблагоприятному климату в коллективе. В силу нелинейности системы критериев суммирование разнородных критериев невозможно.
Обработку и унификацию информации целесообразно провести с помощью рейтингового анкетирования педагогов. Данные анкет сопоставимы. Приложения к анкете: списки публикаций, докладов на конференциях и семинарах, список электронных материалов, участие в олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях и т.д. Требования к анкете - лаконичность приложения и полнота набора критериев. Анкета обсуждается с коллективом заблаговременно. Обозначаются стимулирующие мероприятия при выполнении критериев, названных основными. По итогам анкеты возможно проведение конкурса учителей школы, назначение стимулирующих надбавок и премий.
Этапы 12, 13 включают сбор качественных и количественных характеристик конечного результата; установление степени удовлетворенности достигнутым результатом потребителей, обработку данных. Общешкольная компьютерная сеть, электронный журнал, автоматизированные рабочие места директора, завуча, классного руководителя, библиотекаря, социального, медицинского работника и т.д. позволят стандартизировать запросы, ускорить и частично автоматизировать процесс получения и обработки информации, произвести сопоставление и анализ данных.
На этапе 14 производится сопоставление достигнутого результата с намеченным. Здесь анализируются: степень разрешения существовавшей проблемы; определение степени минимизации, оптимизации произведенных затрат времени, ресурсов и усилий; отрицательные последствия и принятие мер по их нейтрализации; упущенные возможности и причины этого, причины расхождения между намеченным в решении и получившимся на деле конечным результатом; проявившийся потенциал исполнителей. Формулируются выводы для настоящего и будущего, т.е. либо корректируется программа гомеостаза, либо происходит переход системы к новой программе.
Нарушение порядка этапов формирования ИП ПВИ, синергетических свойств системы, структуры информационных потоков ведет к ряду системных проблем при внедрении инновации.
Библиографический список
l. Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. - М.: Изд-во ЛКИ, TQQ7. -131 с.
1. Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения. - М.: Дело, 1QQ1. -391 с.
3. Пригожий А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). - М.: Политиздат, 19S9. - 171 с.
4. Степанов С. А. Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества образовательных учреждений / Под ред. С. А. Степанова -Санкт-Петербург: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 1QQ5. -11S с.
5. Третьяков П. И. Оперативное управление качеством образования в школе. - ООО «Издательство Скрипторий 1QQ3», 1QQ5. - 568 с.
6. Сибирев В.В. Классификация информационных потоков при внедрении инновации в общеобразовательном учреждении//Сб.материалов IV Всероссийской научно-практической конференции. - Новосибирск: ЦРНС - Издательство СИБПРИНТ, 1QQ9. С. 137-141.
Bibliography
1. Budanov, V.G. Methodology of Synergetic in a Postnonclassical Science and in Education. - M.: Publishing House of LKI, 1QQ7.- 131 p.
1. Litvak, B.G. Development of the Administrative Decision. - M.: Business, 1QQ1.- 391 p.
3. Prigozhi, A.I. Innovations: Stimulus and Obstacles (Social Problems of Innovations). - M.: Politizdat, 1989. - 171 p.
4.Stepanov, S.A. Methodical Recommendations on Designing and Introduction of Quality Management Systems at Educational Establishments for High Schools. / Under Editorship of S.A. Stepanov - SPb.: SPbGETU "LETT, 1QQ5. - 118 p.
5. Sibiryov, V.V. The Classification of Information Flows while Introducing Innovations in a General Education Institution // Materials of IV All-Russian Scientific-Practical Conference. - Novosibirsk: SIBPRINT, 1QQ9. - P. 137-141.
6. Tretyakov, P.I. Operational Quality Management of Education at School. Theory and Practice. New Technologies. - Publishing House of «Skriptory 1QQ3»,1QQ5. - 5б8 p.