Актуальные проблемы психологии труда
A.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Я. Яно-ушека и др.
Кроме того, проблемы коммуникативной компетентности сотрудников милиции активно изучались А.В. Батаршевым, С.П. Безносовым,
B.Л. Васильеввм, А.Т. Иваницким, В.Я. Кикотем, A.M. Столяренко, Л.Б. Филоновым, Ю.А. Шара-новым, А.Г. Шестаковым и др.
В настоящее время опубликован ряд исследований, посвященных только одной из составляющих коммуникативного потенциала, а именно коммуникативной компетентности: М.В. Боева (2002), С.Е. Кораблев (2003), М.В. Авдеева (2007), Н.В. Потлачук (2008).
Анализ данных исследований показывает, что разработанность проблемы коммуникативной компетентности касается отдельных специализаций — следователя, как у М.В. Боевой, либо оперативного сотрудника, как у Н.В. Потлачук, участкового уполномоченного милиции, как у
C.Е. Кораблева. Кроме того, исследованием данной проблемы охвачены отдельные следственные действия, как у М.В. Боевой, либо процесс развития коммуникативной компетентности на этапе первоначальной подготовки, как у С.Е. Кораб-
лева, либо сфера межкультурной коммуникации, как у М.В. Авдеевой, либо в целом деятельность оперативных сотрудников, как у Н.В. Потлачук.
Следует отметить, что в настоящее время отсутствуют научно-методический аппарат комплексного исследования компонентов коммуникативного потенциала сотрудников МВД России и подходы к его формированию в рамках психологической подготовки по различным специальностям в образовательном учреждении высшего профессионального образования МВД, которые предусматривали бы и организацию учебно-воспитательного процесса по специальным психологическим дисциплинам, и психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса психологами кадровых служб.
Исходя из проведенного анализа, формирование коммуникативного потенциала сотрудников МВД России — актуальная научная задача, тесно связанная с повышением успешности (качества) их профессиональной деятельности. Решение этой задачи возможно за счет разработки и реализации в системе профессиональной подготовки специалистов МВД научно-методического аппарата в соответствии с обозначенными проблемными направлениями их профессиональной адаптации.
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ БАЗИСНЫХ СТРАТЕГИЙ И ЛИЧНОСТНО-СРЕДОВЫХ РЕСУРСОВ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ
Е.В. КОЗЛОВА,
адъюнкт кафедры психологии Московского университета МВД России Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
E-mail: kholyanova_alena@mail.ru Научный руководитель и рецензент: доктор психологических наук, профессор И.Б. Лебедев
Аннотация. Исследуется динамика развития базисных стратегий личностно-средовых ресурсов копинг-поведения у сотрудников ОБЭП МВД РФ; рассмотрена проблема протекания профессиональной деятельности сотрудников ОБЭП МВД РФ.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, адаптация, копинг-стратегия, копинг-ресурс.
DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF BASIC STRATEGY AND LICHNOSTNO-SREDOVYH KOPING-BEHAVIOUR RESOURCES
E.V. KOZLOVA,
a graduate student for the department of psychology Moscow University MVD of Russia
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ л
Актуальные проблемы психологии труда
Annotation. The article focuses on the dynamics of development of basic strategies for student-environmental resources coping behavior among employees DAEC Interior Ministry, considered the problem of flow of professional staff DAEC MVD.
Keywords: professional activities, adaptation, coping strategies, coping resource.
Новая социально-экономическая и политическая ситуация в России привела к тому, что миллионы людей оказались под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций. В таких условиях значительная часть общества оказалась неспособной успешно преодолевать стрессогенное влияние неблагоприятных факторов социальной среды и успешно адаптироваться. По нашему мнению, во многом это связано со слабой сформирован-ностью стресспреодолевающего поведения, выбором неадекватных копинг-стратегий и слабостью психологических копинг-ресурсов у различных слоев населения.
Теоретические основы проблемы стресспреодолевающего поведения (копинг-поведения) начали развиваться в психологии с начала 1970-х гг. прошлого века и тесно связаны с проблемой стресса. Копинг и стресс — два нераздельных для человека процесса. В концепции стресса Г. Селье и его последователи основное внимание уделяли анализу самого стресс-фактора, однако психологи, прежде всего Р. Лазарус, обосновали положение о том, что способность преодолевать стресс в большинстве случаев более важна, чем природа и величина стресса, частота его воздействия. Это явилось теоретической основой развития трансакциональной когнитивной теории стресса и копинг-поведения Р. Лазаруса.
В теории копинг-поведения важную роль играют механизмы преодоления стресса, определяющие развитие различных форм поведения, приводящих к адаптации или дезадаптации личности [3, 4].
В результате теоретических и экспериментальных исследований было показано, что для совла-дания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии (копинг-стратегии) на основе имеющегося у него личностного опыта и психологических резервов (личностные ресурсы или копинг-ресурсы), поэтому стресспреодолевающее поведение стали рассматривать как результат взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов.
Копинг-стратегии — это способы управления стрессогенными факторами, возникающие как ответ личности на воспринимаемую угрозу. Ко-пинг-ресурсы — относительно стабильные характеристики личности, способствующие развитию способов совладания со стрессом [1, 2, 5, 6].
На примере сотрудников ОБЭП мы изучили особенности динамики развития базисных стратегий и личностно-средовых ресурсов копинг-поведения.
Экстремальный характер профессиональной деятельности сотрудников ОБЭП обусловлен высокой нервно-психической нагрузкой, связанной с проблемами принятия решений, требующих специальной интеллектуальной подготовки, с необходимостью оказывать постоянное психологическое воздействие в профессиональном общении с правонарушителями достаточно высокого интеллектуального уровня, материальной ответственностью за принятое решение. Это, в свою очередь, приводит к снижению эффективности профессиональной деятельности сотрудников ОБЭП в повседневных и особенно стрессовых ситуациях и определяет необходимость оценки и формирования адаптивных типов копинг-поведения в виде копинг-стратегий и копинг-ресурсов.
Отмечают, что эффективность деятельности сотрудников ОБЭП должна определяться сфоми-рованностью оптимальных стратегий копинг-по-ведения, которые подразделяются на активные и пассивные. Вместе с тем исследователями копинг-поведения не отрицается тот факт, что копинг-стратегии являются динамичными системно-структурированными образованиями.
Отсюда следует вывод, что в «психологических границах» одного человека должны «уживаться» как активные, так и пассивные копинг-стратегии. Более того, они должны составлять в психике личности единое системное образование. Активные копинг-стратегии должны формировать, как правило, адаптивные формы поведения в условиях стресса, а пассивные — приводить к дезадаптив-ному поведению.
Актуальные проблемы психологии труда
Путем применения различных психодиагностических методик (анкетирования, интервью, метод экспертных оценок) изучали проявления ко-пинг-стратегий в четырех типовых ситуациях разной степени сложности и экстремальности (ситуация № 1 — стандартная, неопасная; ситуация № 2 — нестандартная, неопасная; ситуация № 3 — стандартная, опасная; ситуация № 4 — нестандартная, опасная).
В результате исследования получались следующие данные: в ситуационном поле № 1 адаптивное поведение проявили 65% испытуемых, псевдоадаптивное — 30%, дезадаптивное —5% в ситуационном поле № 2: адаптивное — 50% псевдоадаптивное — 42%, дезадаптивное — 8% в ситуационном поле № 3: адаптивное — 30% псевдоадаптивное — 55%, дезадаптивное — 15% в ситуационном поле № 4: адаптивное — 20% псевдоадаптивное — 60%, дезадаптивное — 20%
Ситуационное поле № 1 является для нас интересным, прежде всего, тем, что в условиях этого стрессового пространства протекает подавляющая часть служебного времени сотрудников ОБЭП. В этих условиях основная масса сотрудников проявляет адаптивные формы поведения (65%). Адаптивная форма поведения характеризуется использованием копинг-стратегии решения проблем; при этом личность направляет свои усилия на снятие стрессовой ситуации за счет воздействия на сам стрессор. Это обусловливает необходимость задействования аналитического мышления, концентрации и распределения внимания, оперативной и долговременной памяти, нервно-психического напряжения.
Примером ситуации № 2 может служить ситуация в условиях дефицита времени. При псевдоадаптивном поведении личность руководствуется в основном копинг-стратегией социальной поддержки, действуя по принципу «как все, так и я». Дезадаптивное поведение характеризуется стремлением воздействовать не на стрессор, а на снятие негативного эмоционального состояния, вызываемого этим стрессором (при этом сам стрессор остается вне поля активного воздействия со стороны личности).
Рассмотрим в качестве контрастного ситуационным полям № 1 и 2 поведение сотрудников в ситуационном поле № 4. Действия в этом про-
странстве сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также характеризуются неопределенностью алгоритмов поведения (например, управление деятельностью сотрудников МЧС в условиях стихийных катаклизмов). Здесь адаптивное поведение проявляют только 20% участников эксперимента, 60% — псевдоадаптивное, а 20% — дезадаптивное. Столь незначительное число сотрудников, проявивших дезадаптиное поведение, объясняется тем, что в данной части эксперимента исследованию подвергались, как правило, сотрудники МЧС, имеющие опыт поведения в экстремальных ситуациях.
Таким образом, существуют отличия в типах поведения сотрудников ОБЭП в различных стрессовых ситуациях.
Различие в поведении сотрудников в обычных и стрессовых ситуациях, соотношение адаптивного и псевдоадаптивного типов поведения в разных ситуационных полях вполне объяснимо, если принять во внимание следующие рассуждения.
Во-первых, поведение в стрессовой ситуации человека вообще отличается, прежде всего, психосемантической сориентированностью данного поведения в отличие от безусловнорефлектор-ного поведения у животных (о чем, собственно, и писал Р. Лазарус).
Во-вторых, истинным регулятором поведения в крайне опасных ситуациях у человека, как правило, выступают нравственные качества, а не животные потребности или денежное вознаграждение. Только высшие формы мотивационного поведения (такие как борьба за свободу, за Родину, за других людей и т.п.) способны повести к самопожертвованию.
В-третьих, любая человеческая ориентировочная основа поведения (высшие мотивы, нравственные качества, мировоззрение) формируется в обществе, под воздействием определенных информационных влияний, общения и личной трудовой, учебной, служебной деятельности.
В свете этих рассуждений мы предположили, что сотрудник ОБЭП находится под воздействием трех основных информационных потоков:
1) информационного потока организованной профессиональной среды;
2) потока средств массовой информации;
3) информационного потока бытового общения.
- -Я. -
Актуальные проблемы психологии труда
Находясь под воздействием этих информационных потоков, сотрудник ОБЭП выступает участником двух основных типов деятельности:
1) служебно-профессиональной;
2) бытового общения.
Информационные потоки и типы деятельности, в свою очередь, влияют на процесс формирования копинг-поведения и выбор копинг-стратегии.
Под влиянием профессиональной деятельности у сотрудника формируется по меньшей мере двухуровневая структура копинг-стратегии: верхний уровень с точки зрения формирования признака научности формируется под воздействием информационного потока организованной профессиональной среды и условно называется «общенаучным»; нижний уровень формируется в основном в информационном потоке бытового общения и в соответствующем типе деятельности и называется «уровнем практического поведения». Информационный поток СМИ обслуживает одинаково оба уровня в зависимости от направленности личностных информационных предпочтений.
Формируемая двухуровневая структура ко-пинг-стратегии — сложное динамичное образование, по-разному проявляющее себя в обычной и стрессовой ситуациях.
Копинг-стратегии сотрудников ОБЭП формируются задолго до стрессовой ситуации, для которой они, собственно, предназначены. Формирование это происходит в информационном потоке организованной профессиональной среды (профессиональная подготовка, специальные тренировки, социально-психологические тренинги).
На этом этапе формируются соответствующие знания о том, как себя надо вести в стрессовой ситуации, о том, что в ситуации нравственного выбора (т.е. выбора между личностно-желаемым и социально-значимым) необходим именно такой, а не другой тип поведения. Все эти знания закрепляются и переводятся в разряд начальных умений и простых навыков, и происходит это в дострес-совый период.
Верхний уровень копинг-стратегий прекрасно репрезентирован в сознании. Он осознается «как знание о том, как надо себя вести в той или иной стрессовой ситуации». Этот уровень имеет позитивную динамику формирования в «мирное» время. Так, по данным наших исследо-
ваний, в обычных и стандартных ситуациях до 65% сотрудников ОБЭП «проявляют» адаптивное поведение; они также уверены, что аналогичным образом будут себя вести и в стрессовых ситуациях. Здесь надо особо отметить один немаловажный факт: на 80—90% деятельность сотрудников протекает в ситуационном поле № 1, т.е. в решении задач в обычных и стандартных условиях. В этот период сотрудники «не догадываются» о существовании копинг-стратегий нижнего уровня, которые «включаются» в стрессовой ситуации.
Психологически копинг-стратегии нижнего уровня представляют своеобразную систему из знаний, умений и навыков, формируемых в информационном потоке бытового общения и в соответствующей этому потоку деятельности. С нравственной точки зрения, знания, формируемые в этом потоке, носят прагматический характер и в ситуации нравственного выбора отдают предпочтение личностно-желаемому в ущерб социально-значимому.
Динамика формирования этого уровня носит скрытый характер и проявляет себя явно (т.е. становится очевидной) лишь в самой стрессовой ситуации. Этот тип поведения наиболее ярко (в «частом виде») проявляется в дезадаптивной форме поведения. Особенность этого типа поведения заключается в том, что он самый «малочисленный» (всего лишь 15% сотрудников в самой сложной ситуации его проявляют).
В реальной стрессовой ситуации сотрудники ОБЭП «выбирают» между адаптивным и дезадап-тивным типом поведения нечто среднее, так называемый псевдоадаптивный тип. Его проявляют в самой сложной ситуации до 70% испытуемых.
Таким образом, копинг-стратегии верхнего уровня являются хорошо осознаваемыми и чаще проявляют себя в обычных и стандартных ситуациях. Эти копинг-стратегии специалисты называют активными. К ним относятся копинг-стратегии преодоления проблем и социальной поддержки.
Копинг-стратегии нижнего уровня неосознаваемы и об их присутствии в обычных и стандартных ситуациях человек, как правило, не знает. К копинг-стратегиям нижнего уровня относят стратегию избегания и иногда дистанционирования. Эти копинг-стратегии называют пассивными.
Актуальные проблемы психологии труда
Пассивные копинг-стратегии ведут себя «скрытно» до момента начала воздействия стрессоров к адаптивному реагированию, на которые личность не готова. Вот тут в действие вступают пассивные копинг-стратегии, ведущие к разрыву дистанции между личностью и стрессором и в конечном итоге к избеганию воздействия на стрессор, т.е. к дезадаптивным формам поведения.
О наличии пассивных копинг-стратегий личность узнает (т.е. они становятся репрезентативными) лишь по результатам их деятельности.
Все изложенные в настоящей работе материалы посвящены решению актуальной научно-практической проблемы психологии, а именно разработке научно-практических основ стресс-преодолевающего поведения сотрудников ОБЭП, включая обоснование психологических механизмов копинг-поведения, выявление особенностей их базисных копинг-стратегий и личностно-сре-довых копинг-ресурсов.
В ходе выполнения исследования установлено, что базисные копинг-стратегии сотрудников в четырех типах, различных по уровню стрессогенно-сти, экстремальных ситуаций значительно различаются за счет снижения значимости стратегии
«разрешение проблем» и усиления ориентации поведения на копинг-стратегии «поиск социальной поддержки» и «избегание».
Результаты исследования базисных копинг-стратегий у сотрудников ОБЭП показали, что стратегии копинг-поведения тесно связаны с уровнем психосоматического здоровья сотрудников, определяют их трудоспособность и эффективность профессиональной деятельности.
Литература
1. ЛинлеманX., Селье Г. Система психофизического саморегулирования. Когда стресс не приносит горя. М., 1942.
2. Напреенко А.К., Петров К.А. Психическая саморегуляция. Киев, 1995.
3. Селье Г. На уровне целого организма. М., 1972.
4. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.
5. Ташлыков В.А. Личностные механизмы со-владания (копинг-поведение) и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии // Медико-психологические аспекты охраны психического здоровья. Томск, 1990.
6. Щербаков А.И. Волевые процессы и свойства личности. Л., 1963.
МОТИВАЦИЯ АБИТУРИЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
МВД РОССИИ
О.А. МУСАТОВА,
старший преподаватель кафедры юридической психологии Московского университета МВД России Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
Email: muoxa@mail.ru
Рецензенты: кандидат биологических наук, доцент кафедры юридической психологии Московского университета МВД России Д.Б. Белинская; кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики
Московского университета МВД России Л.И. Золотарева
Аннотация. Анализ мотивации профессиональной деятельности показал, что внимание должно быть сосредоточено на том, что лежит в ее основе, то есть на мотивацию учебно-профессиональной деятельности учащихся высших образовательных учреждений. Именно в этот период принимается решение о перспективе построения профессиональной карьеры, получаются первичные знания о профессии, начинают формироваться образ будущей профессии, отношение к ней в виде эмоций и чувств, вырабатываются профессиональные навыки. Проведенные исследования мотивов абитуриентов образовательных учреждений МВД России свидетельствуют о незрелости мотива выбора учебного заведения для профессионального образования и дальнейшей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная мотивация, профессиональная личность, возрастные особенности личности, профессиональная направленность.