ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
3. The collection of materials of the international scientific-practical conference of polygraph specialists of internal affairs (11-14 October 2011) Krasnodar, 2011.
4. Deryagina L.E., Rodygina J.K. Features properties of the nervous system employees occupational groups in extreme activity // Herald of the Russian University of Peoples' Friendship. Series: Medicine. 2011. № 1. S. 87-90.
5. Deulin D.V Psychological means of identifying
false testimony during the interrogation of suspects (accused) of committing economic crimes / M .: Russian Interior Ministry, in 2011 the economic security of the Academy. 88 p.
6. Kostin L.N. Psychologically technologies and techniques used in the investigation of criminal cases about crimes of minors: a tutorial / Orel: Orel Law Institute of the Russian Interior Ministry, 2012. 87 p.
УДК 1 ББК 88
ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНО-СРЕДОВЫХ РЕСУРСОВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ
ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА КОРНЕВА,
инспектор отдела учета, анализа и контроля качества учебного процесса
Управления учебно-методической работы E-mail: ukorneva89@mail.ru
Научная специальность 19.00.03 - психология труда, инженерная психология; эргономика Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Раскрывается влияние личностно-средовых ресурсов на профессиональную деятельность сотрудников МВД России.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, копинг-стратегии, разрешение проблем.
Annotation. In article influence of personal and environmental resources on professional activity of police officers of Russia reveals.
Keywords: professional activity, koping-strategy, solution of problems
Процесс адаптации к профессиональной деятельности осуществляется посредством использования различных личностных и средовых копинг-ресурсов [2,3]. При анализе содержания копинг-ресурсов в научной и психологической литературе не существует единого подхода. Большинство авторов в копинг-ре-сурсы включают копинг-стратегии, личностные и сре-довые копинг-ресурсы [7.21]. Сами копинг-стратегии, как правило, подразделяют на активные и пассивные. Здесь следует оговориться, что в некоторых случаях ряд авторов выносят копинг-стратегии за пределы лич-ностно-средовых ресурсов.
К активным стратегиям относят стратегию «разрешение проблем» как базисную копинг-стратегию, включающую все варианты поведения человека, направленные на разрешение проблемной и/или стрес-
совой ситуации и стратегию «поиск социальной поддержки», включающую поведение, направленное на получение социальной поддержки от среды. К пассивному копинг-поведению относятся варианты поведения, включающего в базисную копинг-стратегию «избегание», хотя некоторые формы избегания могут носить и активный характер [4].
Следовательно, в настоящее время к базисным стратегиям, адаптирующим личность к профессиональной деятельности, относятся стратегии «разрешение проблем», «поиск социальной поддержки» и «избегание».
Анализ литературы по рассматриваемой проблеме показал, что для адаптации к профессиональной деятельности важен не просто тот или иной тип стратегии копинг-поведения, а, скорее всего, их оптимальное соотношение.
К личностно-средовым адаптивным ресурсам относят Я-концепцию, уровень когнитивного развития личности, локус контроля, эмпатию, аффилиацию, способность оказывать и воспринимать социальную поддержку, наличие социально-поддерживающей сети и ее эффективность. В связи с важностью этих компонентов в реализации копинг-поведения дадим их краткую характеристику.
Я-концепция является базисным ресурсом преодоления стресса. Она отражает представления человека о себе, своем Я. Я-концепция выступает сложно сконструированным образованием, которое характеризуется асинхронностью формирования компонентов ее структуры, форм и видов, показателями, за которыми лежит разноплановость их становления. Она отражает как возрастные, так и индивидуальные особенности, включена во множество связей и отношений с другими феноменами развития индивида, каждый из которых вносит свой вклад в ее формирование и, вместе с тем, характеризует и управляет ее непосредственным взаимодействием.
По мнению многих авторов процессы формирования Я-концепции и психологических механизмов преодоления стресса осуществляются параллельно, оказывают выраженное влияние на преодоление стресса и взаимосвязаны [9, 10,27,-30].
С точки зрения формирования адаптивных механизмов, наиболее важными, по мнению ряда авторов, являются следующие позиции [9,23].
1. Я-концепция является важнейшим личностным ресурсом преодоления стресса.
2. Индивидуальные стили преодоления стресса соотносятся с определенными типами Я-концепции.
3. Взаимное влияние Я-концепции и копинг-ме-ханизмов позволяет сохранить устойчивость системы Я и ослабить негативное воздействие стресса на организм.
4. Формирование активных копинг-стратегий и позитивной Я-концепции потенцирует взаимное развитие, способствует успешной адаптации индивида.
5. Формирование пассивных стратегий преодоления стресса и негативной Я-концепции оказывает отрицательное взаимовлияние и снижает уровень адаптации индивида.
Субъективный контроль над собственным поведением и ситуацией — локус контроль - является вторым важным личностным копинг-ресурсом, на основе которого формируется стресс-преодолевающее поведение. Именно от этого ресурса во многом зависит выбор варианта адаптации к социальной среде и жизненный стиль личности. По определению Д.Роттера [24,25] я локус контроль представляет собой «определенную степень восприятия людьми событий, зависящих либо от собственного поведения (интернальный локус контроля) или от других людей, судьбы, удачи (экстер-нальный локус контроля)», а также поднимается как «степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижением
желаемого». Выделяется четыре различных категории контроля: поведенческий, когнитивный, информационный и ретроспективный. Поведенческий контроль определяется как вера в возможность того, что поведение индивида может влиять на стрессовую ситуацию; когнитивный - как вера в то, что когнитивные стратегии позволяют контролировать воздействие стрессоров; информационный контроль связывается с тем, что помощь информации от среды позволяет личности справиться со стрессовым событием. Ретроспективный или атрибутивный контроль включает каузальную атрибуцию стрессовых состояний [10,28]. Лица с внутренним (интернальньм) локусом контроля проявляют большую когнитивную активность, более эффективно преодолевают стресс и проявляют более высокий уровень социальной адаптации, чем экстерналы [31].
Локус контроля также как и Я-концепции тесно связан с развитием личности в целом. Когнитивное развитие базируется на изменениях Я-концепции и формировании зрелого стиля мышления. Процесс когнитивного роста происходит на различных уровнях и представляет собой развитие способности критически и концептуально мыслить. В процессе развития конкретного мышления и получения эмпирического опыта индивид приобретает способность мыслить абстрактными категориями, символами и гипотетическими измерениями. В то же время, формируются и более реалистические планы на будущее. Когнитивные процессы принимают участие в становлении личностной идентичности. Способность формировать альтернативные объяснения и рассматривать различные перспективы приводят к социальной адаптации. Когнитивные процессы способствуют повышению самокомпетентности и развитию способности противостоять среде.
Развитие когнитивных возможностей влияет на развитие навыков преодоления проблем и межличностной, коммуникативной эффективности. Негибкость и ограниченность поведенческих стратегий в детстве, в большинстве случаев, сменяется более адекватными творческими и эмпатическими навыками во взрослом периоде. Самоуважение и самоэффективность, являющиеся продуктом развития когнитивных процессов, создают возможность адекватно реагировать на стрессовые ситуации и справляться с ними, ведут к формированию высокофункционального поведения.
Развитость коммуникативной сферы - следующий важный личностный копинг-ресурс [18,23]. К коммуникативным личностным ресурсам, влияющим на поведение индивида, относится аффилиация и эмпатия. Аф-филиация определяется как стремление человека быть в обществе других людей. Это стремление усиливается в ситуациях, оцениваемых человеком как угрожающих его благополучию, в стрессовых ситуациях. Блокирование аффилиации вызывает чувство одиночества, отчужденности, порождает и усугубляет стресс.
Аффилиация неразрывно связана с эмпатией, которая определяется как постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствования и пережи-
вания другого человека. Это - целостный процесс, включающий физиологический, кинетический, аффективный, когнитивный и мотивационный компоненты, существенно и положительно влияющий на качество общения и позитивные личностные изменения.
В настоящее время эмпатия рассматривается как: 1) эмоциональный процесс переживания аффективного состояния человека в ответ на его эмоциональное поведение; 2) когнитивный процесс понимания, осмысления внутренней жизни другого человека, способности принять роль, позицию другого; 3) сложный аффективно-когнитивный процесс; 4) взаимодействия аффективного, когнитивного и действенного компонентов [17].
Когнитивная оценка проблемной или стрессовой ситуации - важный копинг-ресурс преодоления стресса. Когнитивная оценка - процесс, посредством которого личность оценивает различные стрессогенные препятствия. Она подразделяется на первичную, вторичную и переоценку [11,32].
Первичная оценка включает заключение о стимулирующем событии как о благотворном, вредном или нейтральном. Когда событие оцениваются как положительное или благотворное, оценка вызывает позитивные эмоции и соответствующее им поведение. Напротив, если событие оценивается как потенциально негативное, вредное, возникают отрицательные эмоции, на которые индивид реагирует активно (нападение, атака, разрешение проблемы) или пассивно (избегание).
Вторичная оценка включает рассмотрение альтернатив совладания, когда немедленный поведенческий ответ воспринимается как неподходящий, используется когнитивная форма совладания. Если поведенческий ответ не рассматривается с точки зрения его адекватности, возникает тенденция к немедленной поведенческой реакции и эмоциональной экспрессии. Оценка зависит от многих факторов - предшествующего опыта совладания, уровня развитости копинг-ресур-сов, а также культуральных и личностных ценностей, нормативных установок и т.д. Однако, оценка далеко не всегда является адекватной, так как личность может игнорировать или искажать стимулирующее событие в своем восприятии.
Переоценка является результатом пересмотра жизненного события и продолжения мыслей о нем. Новые основания могут изменить мысли и события. Переоценка события может повлечь за собой открытие новых ресурсов в личности и среде ее преодоления.
Теория копинг-поведения в качестве важного ко-пинг-ресурса рассматривает социальную поддержку личности [8,12.33]. Социально-поддерживающий процесс или социальная поддержка в целом состоит из трех компонентов: социальных сетей, восприятия социальной поддержки и копинг-стратегии поиска социальной поддержки.
Социальные сети развиваются из социальных интеракций, которые одни люди имеют с другими со-
гласно их интересам и взглядам. Социальные сети являются источником социальной поддержки [33]. От их структуры может зависеть социально-поддерживающий эффект. Кроме того, этот эффект зависит от личностного ресурса восприятия социальной поддержки. Восприятие социальной поддержки определяется как уверенность личности в том, что ее потребность в поддержке, информации и обратной связи осуществляется. Чем лучше развит этот ресурс, тем выше эффект. Третьим элементом социальной поддержки является копинг-стратегия поиска социальной поддержки. Уровень ее развития также влияет на общий эффект. В целом, социальная поддержка является буфером при воздействии стрессовой ситуации на личность [26,30].
Таким образом, копинг-поведение человека в условиях адаптации к профессиональной деятельности определяется личностно-средовыми ресурсами, которые включают различные многоуровневые компоненты и базисные копинг-стратегии. Их значимость и уровень проявлений определяются не только характером стрессовой ситуации, но психологическими особенностями личности того или иного контингента (больные, представители различных профессий и видов деятельности.
В отечественной психологии наиболее интересный опыт адаптации к профессиональной деятельности был накоплен в области военной психологии. Для оказания помощи людям, действующим в сложных стрессовых ситуациях в 60-80гг. прошлого столетия психологами предлагалось два принципиальных подхода:
1) в ходе военного обучения создавать условия, максимально приближенные к боевым, что позволить ослабить психотравмирующее воздействие на человека стрессоров реального боя;
2) используя весь арсенал психотерапевтических воздействий как можно быстрее «вывести» пострадавших из-под психотравмирующего влияния боевого стресса.
На наш взгляд, оба подхода имеют массу достоинств, но и существенные недостатки. В первом случае мы полагаем, что для того, чтобы человек мог противостоять воздействию очень сильного и относительно продолжительного стресса, является современный бой; он должен, для начала, научиться противодействию более простым и каждодневно встречающимся стрессовым ситуациям.
Второй путь решения проблемы борьбы с психической травмой - психотерапевтический - хорош как дополнение, но не основной, ибо не имеет жестко спрограммированного подготовительного этапа для обучения деятельности в условиях стресса. И при первом и при втором подходах остается непонятным: на какие внутренние психологически составляющие надо воздействовать, чтобы сформировать стрессоустойчивую личность.
Таким образом, для формирования успешной адаптации к профессиональной деятельности у со-
трудников силовых ведомств необходим теоретически обоснованный подход, поэтапно обучающий стрес-соустойчивости и начинающийся с обучения умению противодействовать негативным влияниям стресс-факторов в самой простой, обыденной обстановке.
На наш взгляд, одним из возможных подходов к психопрофилактике психических расстройств у сотрудников МВД России, решающих эту задачу теоретически обоснованно и понятно, позволяющих держать весь процесс формирования стрессоустой-чивости под педагогическим контролем может стать трансакциональная когнитивная теория стресса и ко-пинга Р. Лазаруса.
Копинг - значит преодоление стресса; стресс и копинг - два нераздельных для человека процесса. Р.Лазарус [2,3,17,19-22] попытался первым обосновать положение, что способность преодолевать стресс в большинстве случаев более важна, чем природа и величина стресса, частота его воздействия. Способность преодолевать стресс является важнейшим условием успешности адаптации к профессиональной деятельности.
Копинг-поведение, как было показано ранее, регулируется посредством применения копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов. Оно является результирующей взаимодействия ко-пинг-стратегий и копинг-ресурсов. Копинг-стратегии рассматриваются как актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессором. В свою очередь, копинг-ресурсы бывают личностные и средовые. Одним из самых важных средовых копинг-ресурсов выступает социальная поддержка - обмен ресурсами между поставщиком (донором) и получателем (реципиентом) с целью повышения благополучия получателя. К личностным ко-пинг-ресурсам относят: Я-концепцию, локус контроля, восприятие социальной поддержки, мораль, эмпатию, аффилиацию и другие психологические конструкции.
Деятельность сотрудников ОВД является периодом, в котором, в отличие от предыдущей жизни, у человека должно быть сформировано новое, особое (соответствующее профессии) копинг-поведение, позволяющее бороться со стрессом ежедневно, не зависимо от силы стрессора, позволяющее всегда адекватно реагировать на стрессовое раздражение.
Начало этому процессу должно быть положено еще в стенах учебных заведений МВД. Однако, в реальной жизни процесс этот протекает стихийно, часто не осознаваемо для самой личности. Любой курсант вуза МВД России твердо знает, какая у него успеваемость, но, как показывают исследования, мало кто может сказать каков у него личный уровень адаптивности к стрессу, на каком этапе развития в этом смысле он находится.
В принципе все сотрудники МВД России могут быть условно разделены на две группы:
1) те, у кого копинг-поведение стихийно, но все же оказалось в принципе сформировано;
2) те, копинг-поведение у которых так и не было сформировано.
По шкале «копинг сформирован - не сформирован» можно проградуировать весь личный состав ОВД. Не вызывает сомнения, что процессы формирования новой Я-концепции сотрудника ОВД как личностного копинг-ресурса, и копинг-стратегий осуществляются параллельно, оказывают выраженное влияние на становление личности сотрудника и взаимосвязаны.
Формирование позитивного активного копинг-по-ведения у сотрудников МВД России позволит положительно решить многие проблемы, связанные с воспитанием личного состава. Теория копинг-поведения не отрицает, а лишь существенно дополняет все уже имеющиеся способы психологической адаптации.
Многие теоретические аспекты проблемы лич-ностно-средовых ресурсов, нуждаются в детальном уточнении.
Это связано с тем, что стресс, копинг-поведение и адаптация к профессиональной деятельности являются элементами более общей системы организма, название которой психическое состояние.
Как известно, среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест [5,6]. Проблема психических состояний имеет в человекознании огромное значение, поскольку психические состояния существенно определяют характер и успешность деятельности человека.
В научной литературе встречается большое число различных определений понятия «психическое состояние», которые прямо или косвенно подчёркивают сложность, многокомпонентность, многоуровневость состояний человека как психического явления. Именно эти особенности психических состояний, целиком захватывающих человека на какой-то промежуток времени, делают их труднодоступным объектом научного изучения. Психическое состояние - это самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, не являющимися психическими процессами или свойствами личности, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом.
Таким образом, в структуру психического состояния входят определённая модальность переживания, конкретные изменения в протекании психических процессов (психической деятельности в целом), отражение особенностей личности и характера, а также предметной деятельности и соматического состояния.
Как и все явления психической жизни, психические состояния не спонтанны, но детерминированы прежде всего внешними воздействиями. По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в некоторую деятельность, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом обратное влияние на успешность реализации последней.
Для обозначения психических состояний человека в трудных условиях исследователи пользуются разными понятиями, среди которых наиболее популярно понятие «стресс». Его применяют для обозначения широкого круга не только психических, но физиологических состояний, например физического напряжения, утомления и т.д., а также разнообразных явлений, относящихся к другим областям знания.
Характерной является тенденция рассматривать стресс как особое состояние, рядоположенное с другими эмоциональными состояниями (аффектами, чувствами, тревожностью и др.). Между тем, если исходить из того, что стресс суть особое состояние, то надо признать, что его структура, наряду с эмоциональным, включает и другие психологические компоненты (мотивационные, интеллектуальные, перцептивные и др.).
Таким образом, адаптация к профессиональной деятельности, это комплексное состояние организма, характеризующееся повышенной напряженностью, возникающей независимо от сознания человека и протекающей на сознательном, бессознательном и физиологическом уровнях.
Сегодня психологи хотя бы и косвенно, но пытаются говорить о роли бессознательного в психических состояниях. «К числу характеристик состояния относится и степень осознанности субъектом того или иного состояния. Хотя регулирующая роль сознания и самосознания для психических состояний сомнению не подвергается, остаются малоразработанными многие общие и частные вопросы обусловленности состояний сознанием личности...» [1].
На наш взгляд, как раз вопрос о соотношении сознательного и бессознательного в стрессовом состоянии и сниженная управляемость организмом со стороны сознания при стрессе и является одной из важнейших характеристик стресса.
В обычной, дострессовой ситуации поведение человека хорошо регулируется со стороны сознания, роль бессознательных факторов, влияющих на поведение, снижена. Но по мере нарастания напряженности (усиления стрессовости ситуации) человек все в меньшей мере управляет своим поведением сознательно. Психическое бессознательное, проявляющееся в неадекватных эмоциональных реакциях, начинает активно внедряться в процесс управления поведением.
Для того, чтобы изучить динамику соотношения сознательного и бессознательного в стрессовой ситуации мы решили использовать теорию копинг-по-ведения, делающую акцент на когнитивных факторах стрессоустойчивости и их влиянии на эмоциональные компоненты стрессовой ситуации.
В этой связи мы считаем, что социальная адаптация личности, предоставляющая собой процесс развивающейся во взаимосвязи стресса и механизмов его преодоления, может быть рассмотрена с точки зрения интегративной копинг-модели, основанной на работах Р. Лазаруса [3,2,17,19-22] и С.Фолькман, описавших и
определивших ключевую роль психических факторов и регуляции поведения человека.
Модель является транзакциональной, так как поведение рассматривается как результат транзакций между человеком и его средой, влияющих один на другого. Согласно Р. Лазарусу и С.Фолькману [13-15,18] данная теория базируется на связи стресса и копинга. Связующие характеристики заключаются в рассмотрении стресса как связи между личностью и средой, которая оценивается как испытывающая или превышающая ее ресурсы, как угрожающая ее благополучию. Стресс рассматривается не как «собственность» личности или среды, не как стимул и ответ, а как особая связь между личностью и средой, которые находятся в динамических связях, постоянно изменяются, а сами связи управляются с двух сторон - личностью и средой. Регуляция взаимодействия среды и личности осуществляется посредством ключевого процесса, получившего название копинг.
Как отмечалось ранее, по мнению Р.Лазаруса и С.Фолькмана, копинг выполняет две основные функции: регуляции эмоций (копинг, направленный на эмоции) и управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему). Эти функции используются в большинстве стрессовых ситуаций, а пропорциональное представительство каждой функции изменяется в зависимости от того, как стрессовые ситуации оценены. Копинг, нацеленный на эмоции, определяется как когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пытается редуцировать эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса. Усилия, с помощью которых личность пытается устранить угрозу (влияние стрессора), определяется как копинг, нацеленный на проблему.
В связи с этим, понятие «копинг» или «преодоление стресса» рассматривается Р.Лазарусом [3] как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям в условиях стресса.
Таким образом, если стресс - это результат нарушения равновесия между организмом и средой, то адаптация к деятельности - это процесс восстановления этого равновесия. Именно такую адаптацию мы и называем копинг-поведением. Рассмотрим эти концептуальные положения более подробно.
По мере усиления стрессового характера ситуации человеческая психика реагирует ограничением сознательного влияния на деятельность и возрастанием роли бессознательного в поведении.
На начальной стадии исследования мы предположили, что существуют четыре основных типа стрессовых ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности.
Первый тип ситуаций связан с постоянной повседневной деятельностью и характеризуется условиями деятельности, к которым сотрудник привык, т.е. он знает как, когда и что надо делать, у него существует
набор привычных способов поведения в данных ситуациях (например, у сотрудников ЭКЦ МВД России -при выезде на место преступления). Эти ситуации не представляют угрозу для сотрудника, во всяком случае они так оцениваются им самим. Ситуации второго типа характеризуются нарушением параметров привычности, стандартности поведения в целом или какого-то конкретного действия. Эти ситуации, как и первые, не несут в себе угрозу для жизни и здоровья сотрудника (например, работа по усиленному варианту при проведении различных спецмероприятий).
Ситуации третьего типа отличаются от ситуаций первого типа наличием элементов опасности и риска; вместе с тем, деятельность в условиях этих ситуаций осуществляется по известным сотруднику канонам и стандартам (например, сотрудник работает по пресечению массовых беспорядков).
И, наконец, ситуации четвертого типа возникают в условиях опасности и риска, а также полной или почти полной неизвестности относительно алгоритмов своей деятельности для достижения поставленной цели (например, задержание вооруженного преступника).
В ответ на воздействие ситуации любого типа поведение сотрудников может быть 1) адаптивным (т.е. адекватным ситуации и нацеленным на разрешение проблем, вызванных ситуацией), 2) псевдоадаптивным (имитирующим деятельность, но не достигающим цели или только частично достигающим), 3) дезадап-тивным (уклоняющимся от разрешения проблемы).
Принципиальная схема адаптации к профессиональной деятельности сотрудников МВД России включает в себя когнитивные оценки (первичные и вторичные), а также эмоционально-оценочные реакции. Первичная оценки ситуации приписывает ей сначала определенный знак, т.е. событие оценивается либо как 1) позитивное (благотворное), либо 2) негативное (вредоносное, опасное и т.п.), а также 3) как нейтральное.
Затем, исходя из первичной когнитивной оценки события, происходит неосознаваемое включение эмоционально-оценочных реакций, которые подконтрольны когнитивной оценке. После включения эмоциональной оценки формируется определенное психическое состояние (в условиях которого протекает ответное поведение). На третьем этапе реагирования на ситуацию включается вторичная когнитивная оценка, которая по механизму организации обратной связи либо одобряет первичную оценку и деятельность на его основе (при этом возможна некоторая корректировка психического состояния и поведения), либо, если деятельность и психическое состояние оцениваются как неправильные, выполняет функции психологической защиты.
Адаптация к профессиональной ситуации приводит к напряжению и даже разрыву связей (частичному или полному) в системе единства сознания и деятельности. При этом чем сильнее стрессовое напряжение, тем в меньшей мере сознание регулирует поведение и деятельность в целом.
Эта ситуация объясняется резкой активизацией психических бессознательных процессов при стрессе. В целом поведение сотрудников МВД России в процессе адаптации можно выразить следующим алгоритмом: стрессор - сознание (ослабление) - бессознательное (усиление) - поведение.
При этом важно учитывать, что адаптация - это конфликт не в системе «когнитивное - эмоциональное», а скорее, в системе психосемиотической (знаки, значения, смыслы).
Литература
1. Куликов Л.В. Проблема описания психических состояний // Психические состояния / Хрестоматия. Ред. Л.В. Куликов. СПб., 2000.
2. Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М.: Женева, 1989. С. 121-126.
3. Лазарус Р.С Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. С. 178-208.
4. Лебедев И.Б. Копинг-поведение сотрудников ОВД: Монография. М.: Московская академия МВД России, 2000. 300с.
5. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. М., 1977.
6. Рудик П.А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена // Проблема психологии спорта. М., 1962.
7. Ташлыков В.А. Личностные механизмы совлада-ния (копинг-поведение) и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии // Медико-психологические аспекты охраны психического здоровья. Томск, 1990.
8. Aro H. et. al. Social Support, Life events and psychosomatic symptoms among 14-16 year - old adolescents // Soc. Sci. Med. 1989. Vol.29, N.9. P. 1051-1056.
9. Bien N.A., Bry B.H. An experimantally designed comparison of four intensities of school - based prevention comparison of Community Psychology. 1980. N.8. P. 110-116.
10. Billings A.G., Moos R.H. Coping, stress and social resources among adults with umpolar depression // J. of Person and Soc. Psychology. 1984. Vol.46. P. 877-891.
11. Bolger N. Coping as a personality process: a prospective study // J. of Personality and Soc. Psychol. 1990. Vol. 59, № 3. P. 525-537.
12. Bruhn J.G. & Philips B.U. Measuring social support // S. Cohen & S.L. Syme / Eds. / Soc. Support and Health. Orlando. 1985. P. 83-108.
13. Folkman S., LazarusR.S. An analysis of coping in a middle-age community sample // J. of Health and Soc. Behav. 1980. Vol.21. P.219-239.
14. Folkman S., Lazarus R.S., Dunkel-Schetter C., De Longis A. & Gruen R. Ways of Coping Scale. The dynamics of a stressful encounter: Cognitive appraisal,
coping and encounter outcomes // J. of Personality and Social Psychology. 1986. V.50. P. 992-1003.
15. Folkman S., Lazarus R.S., Pimley S., Novasek J. Age differences in stress and coping processes // Psychology and Ading. 1987. Vol.2, № 4. P. 106-116.
16. Gallop R., Lancee W.J., Garfinkel P.E. The em-pathic processe and its mediators. A neuristic model // J. of Nervous and Mental Diesease. 1990. Vol. 178., № 10. P. 649-653.
17. Lazarus R.S. Emotions and adaptation: Conceptual and empirical relations // W.J. Arnold (Eds.) Nebraska Press, Lincoln, N.E. 1968. P. 175-266.
18. Lazarus R.S., Folkman S. Coping and adaptation // W.D. Gentry (Eds.) // The handbook of behavioral medicine. 1984. N.Y.: Guilford. P. 282-325.
19. Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process. Mc Graw - Hill, N.Y. 1966. 29 p.
20. LazarusR.S. Patterns of adjustment (3-rd ed.) N.Y. 1976.
21. Lazarus R.S. The stress and coping paradigm // L.A. Bond, J.C. Rosen (Eds.). Competence and coping during adulthood. Hanover. 1980.
22. Lazarus R.S. The stress and coping paradigm // Eisdorfer et al. Models for Clinical Psycopathology. N.Y. 1981. P. 177-214.
23. Petrosky M., Birkimer J. The relationship among locus of control, coping styles a and psychological symptom reporting // J. Clin. Psychol. 1991. Vol.47, № 3. P. 336-345.
24. Rotter J. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychological Monographs 80. 1966. Vol. 609. P. 1-80.
25. Rotter J. Internal versus external control of reinforcement // Amer. Psychologist. Vol. 45., № 4. P. 489-493.
26. Sandhu G.K. Social environment and health behavior: a case study of Japanese overseas students // Health Promotion International. Oxford Univ. Press, 1993. Vol.8, № 2. P. 85-94.
27. Seifge - Krenke I. Developmental Processes in Self-Concept and Coping Behavior // H. Bosma, S. Jackson (Eds.) Coping and Self-Concept in Adolescence. Springer-Verlag, 1990. P. 49-68.
28. Sidle A., Moos R., Adams J. & Cady P. Development of coping scale. 1969. Archives of General Psychiatry. 1969. Vol. 20. P. 226-232.
29. Stone A.A., Neale J.N. New measure of daily coping: Development and preliminary results // J. of Personality and Social Psychology. 1984. Vol.46. P. 892-906.
30. Tardy C.H. Social support measurement // American Journal of Community Psychology. 1983. Vol. 13. P. 187-202.
31. Terry D. Coping resources and adaptation // Austral. J. Psychol. 1989. Vol. 41, № 2. P. 159-173.
32. Terry D. Coping resources and situational appraisals as predicators of coping behavior // Pers. and Indiv. Diff. 1991. Vol. 12, № 10. P. 1031-1047.
33. ThoitsP.A. Social Support as coping assistance // J. of Consulting Psychology. 1986. Vol.54. P. 416-423.
References
1. Kulikov L.V. the Problem of description of mental States // Mental status / reader. Ed. L.V. Kulikov. SPb., 2000.
2. Lazarus R.S. Individual sensitivity and resistance to psychological stress // Psychological factors at work and health protection. M.: Geneva, 1989. S. 121-126.
3. LazarusR. Theory of stress and psychophysiological study // Emotional stress / ed. by L. Levi. L.: Medicine, 1970. P. 178-208.
4. Lebedev I.B. Coping behavior of police officers]. M.: Moscow Academy MVD of Russia, 2000. 300c.
5. Puni A.C. Psychological bases of volitional preparation in sport. M., 1977.
6. Rudik P.A. Psychological bases of moral-volitional training of athletes // the Problem of sport psychology. M., 1962.
7. Tashlykov V.A. Personal coping mechanisms (coping behavior) and protection of patients with neuroses in the process of psychotherapy // Medical-psychological aspects of mental health. Tomsk, 1990.
8. Aro H. et. al. Social Support, Life events and psychosomatic symptoms among 14-16 year - old adolescents // Soc. Sci. Med. 1989. Vol.29, N.9. P. 1051-1056.
9. Bien N.A., Bry B.H. An experimantally designed comparison of four intensities of school - based prevention comparison of Community Psychology. 1980. N.8. P. 110-116.
10. BillingsA.G., MoosR.H. Coping, stress and social resources among adults with umpolar depression // J. of Person and Soc. Psychology. 1984. Vol.46. P. 877-891.
11. Bolger N. Coping as a personality process: a prospective study // J. of Personality and Soc. Psychol. 1990. Vol. 59, № 3. P. 525-537.
12. Bruhn J.G. & Philips B.U. Measuring social support // S. Cohen & S.L. Syme / Eds. / Soc. Support and Health. Orlando. 1985. P. 83-108.
13. Folkman S., Lazarus R.S. An analysis of coping in a middle-age community sample // J. of Health and Soc. Behav. 1980. Vol.21. P.219-239.
14. Folkman S., Lazarus R.S., Dunkel-Schetter C., De Longis A. & Gruen R. Ways of Coping Scale. The dynamics of a stressful encounter: Cognitive appraisal, coping and encounter outcomes // J. of Personality and Social Psychology. 1986. V50. P. 992-1003.
15. Folkman S., Lazarus R.S., Pimley S., Novasek J. Age differences in stress and coping processes // Psychology and Ading. 1987. Vol.2, № 4. P. 106-116.
16. Gallop R., Lancee W.J., Garfinkel P.E. The em-pathic processe and its mediators. A neuristic model // J. of Nervous and Mental Diesease. 1990. Vol. 178., № 10. P. 649-653.
17. Lazarus R.S. Emotions and adaptation: Conceptual and empirical relations // W.J. Arnold (Eds.) Nebraska Press, Lincoln, N.E. 1968. P. 175-266.
18. Lazarus R.S., Folkman S. Coping and adaptation // W.D. Gentry (Eds.) // The handbook of behavioral medicine. 1984. N.Y: Guilford. P. 282-325.
19. Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process. Mc Graw - Hill, N.Y. 1966. 29 p.
20. Lazarus R.S. Patterns of adjustment (3-rd ed.) N.Y. 1976.
21. Lazarus R.S. The stress and coping paradigm // L.A. Bond, J.C. Rosen (Eds.). Competence and coping during adulthood. Hanover. 1980.
22. Lazarus R.S. The stress and coping paradigm // Eisdorfer et al. Models for Clinical Psycopathology. N.Y. 1981. P. 177-214.
23. Petrosky M., Birkimer J. The relationship among locus of control, coping styles a and psychological symptom reporting // J. Clin. Psychol. 1991. Vol.47, № 3. P. 336-345.
24. Rotter J. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychological Monographs 80. 1966. Vol. 609. P. 1-80.
25. Rotter J. Internal versus external control of reinforcement // Amer. Psychologist. Vol. 45., № 4. P. 489-493.
26. Sandhu G.K. Social environment and health behavior: a case study of Japanese overseas students // Health
Promotion International. Oxford Univ. Press, 1993. Vol.8, № 2. P. 85-94.
27. Seifge - Krenke I. Developmental Processes in Self-Concept and Coping Behavior // H. Bosma, S. Jackson (Eds.) Coping and Self-Concept in Adolescence. Springer-Verlag, 1990. P. 49-68.
28. Sidle A., Moos R., Adams J. & Cady P. Development of coping scale. 1969. Archives of General Psychiatry. 1969. Vol. 20. P. 226-232.
29. Stone A.A., Neale J.N. New measure of daily coping: Development and preliminary results // J. of Personality and Social Psychology. 1984. Vol.46. P. 892-906.
30. Tardy C.H. Social support measurement // American Journal of Community Psychology. 1983. Vol. 13. P. 187-202.
31. Terry D. Coping resources and adaptation // Austral. J. Psychol. 1989. Vol. 41, № 2. P. 159-173.
32. Terry D. Coping resources and situational appraisals as predicators of coping behavior // Pers. and Indiv. Diff. 1991. Vol. 12, № 10. P. 1031-1047.
33. Thoits P.A. Social Support as coping assistance // J. of Consulting Psychology. 1986. Vol.54. P. 416-423.
Цветков В.Л., Калиниченко И.А., Хрусталева Т.А. Психология: Учебное пособие // Изд-во ЮНИТИ, 2016.
Современная психология — один из основных ресурсов профессиональной деятельности сотрудника полиции.
Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность». Знание общей и юридической психологии, владение приемами использования этих знаний в профессиональной деятельности обеспечивают качественное выполнение служебной деятельности сотрудниками правоохранительных органов.
Для курсантов и адъюнктов высших образовательных учреждений системы МВД России.
Социальная психология. 3-е изд., перераб. и доп. Учебник // Под ред. А.М. Столяренко, Изд-во ЮНИТИ, 2016.
Учебник содержит полную и четко структурированную систему современных социально-психологических знаний - важного раздела психологической науки. Это знания о психологии групп и поведения человека в группах, - знания нужные для жизни и деятельности каждому образованному человеку. Развитие человека, его права и свободы учеба, труд, семья, торговля, менеджмент, преступность, культура, досуг, жизненные кризисы, пьянство, наркомания - все так или иначе вплетено в систему социально-психологических связей и зависимостей. Понимание их и умение разбираться в них - важнейшее условие жизненных успехов.
Учебник ориентирован на широкий круг читателей, использование в вузах самого различного профиля, готовящих кадры, чья деятельность требует достаточной социально-психологической компетентности. Содержание учебника включает весь минимум социально-психологических знаний, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами. Оно открывает и возможность его профилирования при подготовке будущих профессионалов разных направлений деятельности.