УДК ннн г. А. ТАРАСЕВИЧ
А. С. КАЗЫЗАЕВА М. Д. БАКШЕЕВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВОСПРИЯТИЙ
ПЛОВЦОВ-КРОЛИСТОВ
10-15-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА_
Для достижения в спорте результата мирового уровня необходимо качественное совершенствование тренировочного процесса, т. е. повышение технической подготовленности. Основой рациональной техники спортивного плавания являются высокоразвитые специфические координационные способности: чувство развиваемых усилий, времени, темпа, ритма, воды. Целью работы является изучение возрастных особенностей формирования специализированных восприятий у пловцов-кролистов на этапе базовой подготовки. Это позволит учитывать динамику их развития для эффективного планирования тренировочного процесса.
Актуальность. Одним из основных путей совершенствования физического воспитания детей школьного возраста является учет особенностей формирования двигательной функции растущего организма при планировании педагогических воздействий (1). Оптимизация педагогического воздействия возможна на основе знания закономерностей развития физических качеств, функциональных систем растущего организма [3].
Процесс развития двигательной функции человека характеризуется такими закономерностями, как неравномерность и сенситивность. Наилучшая реализация возможностей организма достигается в том случае, когда генетически обусловленная программа развития и программа спортивной тренировки гармонично согласуются [4]. В связи с этим при планировании средств подготовки необходимо учитывать возрастные особенности формирования элементов моторики занимающихся.
Важное место в системе многолетней тренировки юных пловцов занимае т проблема совершенствования технической подготовленности, так как техника плавания, наряду с другими факторами определяет : уровень и динамику роста спортивных достижений. ! Одним из таких направлений технической подготов-| ки пловцов является совершенствование специали-I зированных восприятий.
Анализ научно-методической литературы показал, что имеется недостаточно сведений о возрастных особенностях формирования специализированных восприятий у пловцов, и они носят общеметодический характер. Отсутствуют научно обоснован-| ные рекомендации по распределению средств со; вершенствования различных специализированных | восприятий на этапе базовой подготовки в каждом возрастном периоде. Поэтому знания о возрастных | особенностях формирования отдельных специали-I зированных восприятий могут стать основой для по-I вышения эффективности планирования трениро-Ш вочного процесса.
Цель исследования: изучить динамику показателей специализированных восприятий у пловцов-кролистов 10-15 лет.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить возрастную динамику показателей чувства времени, темпа и пространства у пловцов-кролистов 10-15 лет.
2. Изучить возрастную динамику показателей чувства развиваемых усилий у пловцов-кролистов 10-15 лет.
3. Изучить возрастную динамику показателей чувства воды у пловцов-кролистов 10-15 лет.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, антропометрия, динамометрия, хронометрия, педагогические контрольные испытания, расчётные методы, методы математической статистики.
Организация исследования. В исследовании приняли участие пловцы 10-15 лет в количестве 180 человек, разделенные по паспортному возрасту на 6 возрастных групп по 30 спортсменов в каждой. Изучались специализированные восприятия, проявляемые на суше и в воде при плавании кролем [2,7], скоростные, скоростно-силовые и силовые возможности спортсменов на суше и в воде, различные характеристики техники плавания кролем. Было зарегистрировано 33 показателя, средние значения которых сравнивались между возрастными группами. Определение сенситивных периодов осуществлялось путем расчета коэффициента чувствительности по нормированному отклонению[6].
Результаты исследования. Анализируя возрастной ритм развития проявлений восприятия времени в лабораторных условиях и в воде при плавании кролем, можно констатировать особенности его формирования у пловцов.
На протяжении всего рассматриваемого диапазона показатели чувства времени достоверно улуч-
шаютсяот 10 до 15 лет (рис. 1). Наилучшее значение этого параметра у спортсменов при плавании кролем наблюдается в 14 лет - 0,35±0,25 секунды. Сенситивный период развития чувства времени на суше и в воде был зафиксирован от 10 до 11 лет (р<0,05).
Возрастная динамика показателей чувства темпа в воде (рис. 1) носит однонаправленный характер; достоверное улучшение его наблюдается от 10 до 15 лет. Возрастной диапазон от 11 до 12 лет является благоприятным для развития чувства темпа при плавании кролем (р<0,05), так как уменьшение ошибки при выполнении этого упражнения происходит ускоренно с 1,6 до 1,0 гребка.
Развитие чувства темпа на суше (рис.2) происходит неравномерно. Период от 10 до 11 лет является чувствительным для совершенствования данного показателя: наблюдается достоверное уменьшение величины ошибки при выполнении этого упражнения (р<0,05). Аналогичные изменения мы наблюдаем и в развитии чувства времени на суше (рис.2): возрастной период от 10 до 11 лет также является для этого специализированного восприятия сенситивным. Следует отметить совпадение благоприятных периодов для совершенствования чувства времени на суше и в воде при плавании кролем.
Чувство пространства, проявляемое при движении руки в локтевом суставе, достоверно не изменяется в изучаемом возрастном диапазоне (рис. 3). Показатели чувства водного пространства при скольжении от 10 до 11 лет снижаются, а от 14 до 15 лет -улучшаются (р<0,05).
Рассматривая динамику показателей чувства разниваемых усилий на суше (рис. 4) видно достоверное ухудшение их от 14 до 15 лет. Так, средняя ошибка при выполнении упражнений на чувство развиваемых усилий при имитации гребкового движения увеличивается с 3,4 до 4,7 кг, а на чувство развиваемых усилий кисти — с 2,4 до 3,3 кг, что наблюдается после периода ускоренного прирос та максимальной силы, проявляемой в этих упражнениях (рис. 5). Данный возрастной диапазон являе тся неблагоприятным для акцентированного воздействия неуказанные специализированные восприятия.
Одним из показателей специализированных восприятий является чувство развиваемых усилий при плавании на привязи. При анализе результатов исследования этого параметра при плавании кролем в координации и с помощью ног обнаружена сходная динамика (рис. 6). Так, возрастной диапазон от 11 до 12 лет является неблагоприятным для акцентированного воздействия на эти специализированные восприятия. Возрастная динамика показателей чувства развиваемых усилий при плавании кролем с помощью рук различается от рассмотренных выше и имеет достоверное снижение в возрасте от 10 до 11 лет. Это происходит на фоне достоверного прироста максимальной силы, проявляемой в этих упражнениях (рис. 7). И действительно, в программе спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ по плаванию [5] указывается, что быстрый рост силовых качеств вызывает у пловцов нарушения нервно-мышечных ощущений.
Чувство воды, которое характеризуется способностью к восприятию сопротивления воды и способностью находить опору о воду в быстро изменяющихся условиях деятельности пловца, мы оценивали по трем показателям: коэффициенту эффективности техники (КЭТ), коэффициенту эффективности греб-ковых усилий (КЭГУ) и времени выполнения сложно-
1.80 1.80
1.60 1.40 1.60 1.40 т о х из —о— Чувство времени при
и 1.20 1.20 р плавании
К X 1,00 1.00 о т кропем
о. о 0.80 0.60 0.40 0.80 О.ЬО 0.40 и 01 т X С о —•— Чувство темпа при ппаэании кролем
0 20 0 20
10 11 12 13 14 15 В.яэраст, лет
Рпс. 1. Динамика показателей чувства времени и темпа п иоде у пловцов-кролистов 10-15 лет
7.0
6 0 —о— Чувство
оремени. суша
5.0
4.0 й Чувство темпа.
(В 3,0 суша
2.0 - Чувство
1.0 пространства
суша
0.0
12 13 14 15
Возраст, лет
Рис. 2. Динамика показателей чувства времени, темпа и пространства на суше у плопцов-кролистов 10-15 лет
- Чувство пространства 1 при
скольжении
1?
13
15
Возраст, лег
Рис. 3. Динамика показателей чувства пространства и воде у пловцов-кролистов 10-15 лет
5.0 |
4.5 |
4.0 I
3,5 !
3.0 I
2.5 | 2.0 !
'4
1,0 -I-
- Чувство развиваемых усилий кисты
- Чувство развиваемых усилий при имитации гребкового движения на суше
Возраст, лет
Рис. 4. Динамика показателей чувства раэвиваемых усилий на суше у пловцов-кролистов 10-15 лет
координационного упражнения в воде (специфическая ловкость).
Значение коэффициента эффективности техники при плавании кролем (КЭТ) у спортсменов достоверно увеличивается от 10 до 15 лет (в среднем от 48,0% до 65,4%), и имеет сенситивный период развития с 10 до 11 лет (рис. 7).
10
- Максимальная сила кисти
- Сила тяги при имитации гребкового движения
Возраст, лет
Рис. 5. Динамика показателей динамометрии на суше у пловцов-кролистов 10-15 лет
10 11
12 13
-сложно-координационное упражнение в воде
Возраст, лет
Рис. 9. Динамика показателей специфической ловкости у пловцов-кролистов 10-15 лет
13 14 15
-^БСТВО
развиваемых усилий при плав ании кролем' с помоц^ю ног -Чувство развиваемых усилий, при плавании кролем с помоц|>ю рук -^вство развиваемых усигмй: при плавании кролем. в координа|^ш
Возраст, лет
Рис. 6. Динамика показателей чувства развиваемых усилий в воде у пловцов-кролистов 10-15 лет
50.0 45.0 |
-«-ШАГ ; 40,0 с о—ТЕМП
30.0
10 11 12 13 14 15
Возраст, лет
Рис. 10. Динамика показателей темпа и шага у пловцов-кролистов 10-15 лет
14 15
—•— Сила тяги при
плавании кролем с помощью нсг —Сила тяг при
плавании кролем с: помощью рук —й— Сила тяги при
плавании кролем в координации
Возраст, лет
- Коэффициент] координации [
- Коэ^мциент скоростной координации
Возраст, лет
Рис. 7. Динамика показателей динамометрии в воде у пловцов-кролистов 10-15 лет
Рис. 11. Динамика коэффициента координации и коэффициента скоростной координации у пловцов-кролистов 10-15 лет
- Коэффициент эффективности техники
- Коэффициент эффективности гребковых усилий
Возраст, лет
Рис. 8. Динамика показателей, характеризующих чувство воды |КЭТ, КЭГУ) у пловцов-кролистов 10-15 лет
Коэффициент эффективности гребковых усилий (КЭГУ) достоверно улучшается от 10 до 15 лет (в среднем от 19,0% до 24,9%) и имеет ускоренный прирост от 13 до 14 лет (рис. 8).
Специфическая ловкость, оцениваемая по времени выполнения двух кувырков вперед и двух кувырков назад, у пловцов-кролистов достоверно улуч-
шается от 10 до 15 лет (в среднем от 8,88 до 6,43 секунды), а от 10 до 11 лет отмечается чувствительный период для совершенствования данного показателя (рис.9).
Можно отметить, что два показателя чувства воды имеют ускоренный прирост от 10 до 11 лет. Это свидетельствует о том, что необходимо начинать применять средства совершенствования специализированных восприятий с начала этапа базовой подготовки. Наши данные согласуются с мнением авторов [5], рекомендующих применять акценты педагогических воздействий для развития различных координационных способностей (куда входят и специализированные восприятия) с 8 до 13 лет, Однако, выявленный сенситивный период в формировании одной из сторон чувства воды, характеризующейся коэффициентом эффективности гребковых усилий, от 13 до 14 лет, свидетельствует о необходимости расширить границы применения средств совершенствования специфических координационных способностей.
Рассматривая возрастную динамику показателей, характеризующих технику плавания, можно констатировать ее разнонаправленный характер.
Таблица 1
Распределение периодов формирования специализированных восприятий пловцов-кролистов от 10 до 15 лет
№ Показатель 10-11 11-12 12-13 13 14 14-15
1 Чувство времени на суше -н-
2 Чувство времени в воде ++
3 Чувство темпа на. суше ++
4 Чувство темпа в воде ++
5 Чувство развиваемых усилий при плавании кролем в координации -
6 Чувство развиваемых усилий при плавании кролем с помощью рук -
7 Чувство развиваемых усилий при плаиании кролем с помощью ног -
8 Чувство пространства при скольжении - + +
9 Чувство воды (КЭТ) ++
10 Чувство воды (КЭГУ| + +
И Чувство воды (специфическая ловкость) ++
Условные обозначения: + 4 - период с ускоренными темпами изменений показателя (сенситивный)
- период с замедленными темпами изменений показателя
- период с умеренными темпами изменений показателя
мени [3). Определение чувствительных периодов осуществлялось путем расчета коэффициента чувствительности по нормированному отклонению [6].
Результаты распределения сенситивных периодов развития отдельных специализированных восприятий пловцов-кролистов 10-15 лет представлены в таблице 1.
Представленное в таблице позрастное распределение сенситивных периодов дает нам представление об основных закономерностях формирования чувства воды при плавании кролем спортсменов 1015 лет.
Возраст с 10 до 11 лет можно назвать периодом становления способности пловцов к регулированию временными параметрами движений как на суше, так и в воде, а также темпа на суше. В этом же возрасте умение находить опору во время гребковых движений в кроле, измеренное с помощью коэффициента эффективности техники, который является ин-тегративным показателем чувства воды, имеет единственный благоприятный период развития в изучаемом возрастном диапазоне. Вместе с тем ускоренный прирост показателей специфической ловкости, также характеризующей чувство воды, отмечается в этом возрасте. Следовательно, данный возрастной диапазон является очень важным для формирования специфических координационных способностей пловца-кролиста. К тому же способность согласовывать движения рук и ног в целостном способе, также имеет благоприятный период для акцентированного педагогического воздействия. Только чувство разви-
Так, основные составляющие техники плавания — темп и шаг — сначала увеличиваются (от 10 до 11 лет), при этом длина шага имеет ускоренный прирост (рис. 10). Затем мы наблюдаем дальнейшее достоверное увеличение длины шага (за исключением периода с 12 до 13 лет), в то время как показатели темпа при плавании кролем стабилизируются и с 13 лет имеют тенденцию к снижению. Следовательно, увеличение скорости при плавании кролем у юных пловцов происходит за счет увеличения длины шага, так как темп в течение изучаемого возрастного диапазона достоверно не изменяется.
Коэффициент координации, характеризующий способность пловца реализовывать силовой потенциал рук и ног при плавании в полной координации, имеет сенситивный период от 14 до 15 лет (рис. 11).
Коэффициент скоростной координации, характеризующий способность пловца согласовывать движения рук и ног в целостном способе, имеет сенситивный период от 10 до 11 лет и один период снижения темпов прироста от 14 до 15 лет (рис. 11).
Результатом изучения возрастной динамики является, как правило, выявление периодов, в которых возможно успешное развитие того или иного физического качества, двигательного навыка, какой-либо особенности организма, лимитирующей достижения в спорте. Какой именно период является благоприятным для развития, определяют по темпам изменения показателя в какой-либо временной промежуток (чаще всего год), а также на основе сравнения этих темпов в различные возрастные интервалы вре-
ваемых усилий при плавании кролем с помощью рук ухудшается в этом возрастном диапазоне.
В возрасте с 11 до 12 лет имеются благоприятные предпосылки для развития способности спортсменов к точному управлению темпом при плавании кролем. Однако чувство развиваемых усилий при плавании кролем в координации и с помощью ног, имеет замедленные темпы прироста в этом периоде.
У пловцов с 12 до 13 лет наблюдается период стабилизации в развитии всех специализированных восприятий. Это, возможно, связано с тем, что в этом возрасте происходит накопление потенциала перед пубертатным скачком.
В возрасте с 13 до 14 лет отмечается благоприятный период для совершенствования способности принимать обтекаемое положение во время плавания кролем и за счет этого лучше реализовывать силовые способности.
Возраст от 14 до 15 лет является сенситивным периодом для совершенствования способности пловца реализовывать силовой потенциал рук и ног при плавании кролем в полной координации, что выражается в ускоренном приросте такого показателя техники как коэффициент координации и максимальной силы тяги при плавании в координации. Вместе с тем наблюдается благоприятный период для совершенствования чувства пространства при скольжении.
Изученные особенности формирования специализированных восприятий при плавании кролем спортсменов 10-15 лет дают нам основные сведения для последующего дифференцирования средств технической подготовки. Опираясь на возрастную динамику и сенситивные периоды развития, появляется возможность оптимизировать многолетний тренировочный процесс технической подготовки.
Выводы.
1. Динамика формирования специализированных восприятий у спортсменов 10-15 лет при плавании кролем характеризуется гетерохронностью и сенситивностью.
2. Чувство времени и чувство темпа на суше у пловцов-кролистов развивается неравномерно. Так, эти специализированные восприятия достоверно улучшаются от 10 до 15 лет, имея сенситивный период от 10 до 11 лет. Чувство темпа в воде достоверно улучшается от 10 до 15 лет и имеет сенситивный период развития от 11 до 12 лет.
3. Чувство пространства при скольжении имеет замедленные темпы прироста показателей от 10 до 11, а ускоренные — от 14 до 15 лет.
4. Замедленные темпы прироста имеют показатели чувства развиваемых усилий при плавании с помощью ног и в координации от 11 до 12 лет, при плавании с помощью рук — от 10 до 11 лег.
5. Показатели чувства воды имеют сенситивный период развития от 10 до 11 лет (КЭТ, специфическая ловкость) и от 13 до 14 лет (КЭГУ).
Библиографический список
1. Бальсевич, В. К. Исследование локомоторной функции в постнатальном онтогенезе человека (5-65 лет): Автореф. дис... канд. биол.наук/ В. К. Бальсевич., 1991.-38с.
2. Гринь, А.Р. Управление совершенствованием специализированных восприятий при тренировке пловцов высокой квалификации: Автореф. дис...канд. пед. наук/ А.Р. Гринь -Киев, 1978.-23с.
3. Гужаловский, А.А, Проблема критических периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания // Очерки по теории физической культуры: труды ученых соц. стран. - М., 1984. - С. 211-224
4. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 1977. —271 с.
5. Плавание: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. — М.: Советский спорт, 2004. — 216 с.
6. Франченко, A.C. Возрастное дифференцирование средств повышения скоростных возможностей в плавании у спортсменок 9-15 лет: Автореф. дис...канд. пед. наук/ A.C. Франченко - Омск, 1997.-23с.
7. Цуканов, Б. И. Восприятие времени и спортивная специализация./ Б. И. Цуканов // Теория и практика физической культуры,-1988.-№10.-с.32-35.
ТАРАСЕВИЧ Галина Анатольевна, младший научный сотрудник кафедры теории и методики плавания.
КАЗЫЗАЕВА Александра Сергеевна, младший научный сотрудник кафедры теории и методики плавания. БАКШЕЕВ Михаил Дмитриевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики плавания.
Статья поступила в редакцию 01.09.06. © Тарасевич Г. А., Казызаева А. С., Бакшеев М. Д.
Книжная полка
Абернетти Й. 55 эффективных захватов реального боя. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 154 с.
Иорданская Ф.А., Юдинцева М.С. Мониторинг здоровья и функциональная подготовленность высококвалифицированных спортсменов в процессе учебно-тренировочной работы и соревновательной деятельности. - М.: Сов. спорт, 2006. - 184 с.
Мартынов А.И. Промальп (промышленный альпинизм) - М.:ТВТ Дивизион, 2006. - 328 с.
Рафалов М. Футбол оптом и в розницу. - М.: Вагриус, 2006. - 366 с.
Седуянов В.Н. Подготовка бегуна на средние дистанции: Учебное пособие. - М. ТВТ Дивизион, 2007.- 112 с.