УД«'12017 А.С. КАЗЫЗАЕВА,
Г.А. ТАРАСЕВИЧ, М.Д. БАКШЕЕВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ СРЕДСТВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВОСПРИЯТИЙ У ПЛОВЦОВ-БРАССИСТОВ 10-15 ЛЕТ
В теории и практике спортивного плавания утверждается, что специализированные восприятия являются необходимым условием достижения высокого спортивного результата. Несмотря на это, до настоящего времени отсутствуют научно-обоснованные рекомендации по применению упражнений для совершенствования специализированных восприятий пловцов-брассистов на базовом этапе многолетней подготовки. Наше исследование дает основание распределить акценты педагогических воздействий в соответствии с естественным ритмом развития моторики.
Актуальность. Важное место в системе многолетней тренировки юных пловцов занимает проблема совершенствования технической подг отовки, так как техника плавания, наряду с другими факторами определяет уровень спортивных достижений [7,8 идругие]. Техника движений пловца неразрывно связана не только с его физической подготовленностью, но и с уровнем двигательной одарённости, с тонкостью двигательных ощущений и восприятий — так называемым чувством воды. Поэтому одним из основных направлений технической подготовки в плавании является совершенствование специализированных восприятий.
Общеизвестно, что основы техники движений закладываются в детском и юношеском возрасте. В работах ряда авторов показано, что эффективность тренировочного процесса во многом зависит от того, насколько направленность тренировочных воздействий совпадает с естественным ритмом развития моторики [1,2,4, 9]. Наилучшая реализация возможностей организма достигается в том случае, когда генетически обусловленная программа развития и программа спортивной тренировки гармонично согласуются [3,6 и другие]. В связи с этим при планировании средств подготовки необходимо учитывать возрастные особенности формирования элементов моторики занимающихся.
Анализ научно-методической литературы показал, что к настоящему времени отсутствуют сведения о возрастных особенностях формирования специализированных восприятий у пловцов-брассистов. Поэтому знания о возрастных особенностях формирования специализированных восприятий могут стать основой для эффективного планирования тренировочного процесса.
Целью нашей работы явилось: дифференцирование средств совершенствования специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15 лет,
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) изучить возрастные особенности формирования специализированных восприятий у пловцов-брассистов 10-15 лет;
2) выявить структуру специализированных восприятий пловцов-брассистов 10-15 лет в каждом возрастном периоде;
3) разработать возрастную дифференцировку упражнений для повышения отдельных специализированных восприятий для пловцов-брассистов 1015 лег.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогические контрольные испытания, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, антропометрия, динамометрия, хронометрия, методы математической статистики.
Организация исследования. В исследовании приняли участие пловцы 10-15 лет в количестве 201 человека, разделенные по паспортному возрасту на 6 возрастных групп по 33-34 спортсмена в каждой. Изучались специализированные восприятия, проявляемые на суше и в воде при плавании брассом [5], скоростные, скоростно-силовые и силовые возможности спортсменов на суше и в воде, различные характеристики техники плавания брассом. Было зарегистрировано 78 показателей. Для удобства сравнения различных специализированных восприятий, их абсолютные величины были переведены в условные единицы, которые выражались в коэффициенте оптимальности. Данный коэффициент характеризует точность выполнения задания (коэффициент, равный 100% означает выполнение задания без ошибок). Определение чувствительных периодов осуществлялось путем расчета коэффициента чувствительности по нормированному отклонению [9].
Результаты исследования. На основе изучения возрастной динамики показателей специализированных восприятий была выявлена хронология благоприятных периодов их развития у пловцов-брассистов 10-15 лет (табл. 1). Представленное в таблице возрастное распределение сенситивных периодов дает нам представление об особенностях формирования специализированных восприятий при плавании брассом спортсменов 10-15 лет.
В результате изучения особенностей формирования специализированных восприятий пловцов-брассистов 10-15 лет определено, что на отдельных этапах онтогенеза их развитие происходит неравномерно, за счет различных систем организма. Так, от 10 до 12 лет
Условные обозначения: ++ - сенситивный период
— - период замедленных темпов прироста
1 | - период умеренных темпов прироста
Сенситивные периоды формирования специализированных восприятий у пловцов-брассистов от 10 до 15 лет
№ Показатель Возраст, лет
10-11 11-12 12-13 13-14 14-15
1 Чувство времени в воде ++
2 Чувство темпа на суше ++
3 Чувство темпа в воде ++
4 Чувство развиваемых усилий при имитации гребкового движения —
5 Чувство развиваемых усилий при плавании брассом с помощью рук —
6 Чувство развиваемых усилий при плавании брассом в координации ++
7 Чувство пространства при скольжении ++
8 КЭТ (чувство воды) ++ ++
9 КЭГУ (чувство воды) ++ ++
10 Специфическая ловкость (чувство воды) ++
отмечается наличие чувствительных периодов для совершенствования показателей, характеризующих чувство воды, необходимого для формирования эффек-тивнойтехники: относительный шаг — от 11 до 12 лет, коэффициент эффективности гребковых усилий и специфическая ловкость — от 10 до 11 лет. После начала пубертата и стабилизации всех изучаемых нами показателей (от 12 до 13 лет) появляется единственный момент ускоренного улучшения чувства развиваемых усилий при плавании брассом в координации от 13 до 14 лет. В то же время силовые дифференци-ровки при имитации гребкового движения на суше ухудшаются. Видимо, отсутствие современных тренажерных устройств в реальных условиях тренировки юных пловцов сказывается негативно на их специальной подготовленности. В этом же возрасте (от 13 до 14 лет) нами выявлен второй чувствительный период для повышения коэффициента эффективности гребковых усилий, что означает необходимость применения упражнений на уменьшение сопротивления тела во время плавания брассом. В следующий возрастной диапазон от 14 до 15 лет мы выявили ещё один период, благоприятный для применения упражнений на совершенствование такого компонента чувства воды, как относительный шаг (КЭТ). Эффективной будет также тренировка чувства пространства при скольжении.
Для наиболее эффективного совершенствования специализированных восприятий внутри конкретных возрастных групп необходимо знать не только сенситивные периоды в развитии отдельных составляющих, но и характерную для данного возраста их взаимосвязь, т.е. изучить структуру специализированных восприятий в каждой возрастной группе. С целью определения структуры специализированных восприятий факторному анализу были подвергнуты показатели специализированных восприятий, физической, технической подготовленности и физического развития, пловцов-брассистов 10-15 лет. Интерпретации подверглись факторы, вклад которых в общую дис-! персию выборки составил более 5% (табл. 2). I Опираясь на результаты факторного анализа I (табл. 2), мы выделили группы упражнений, различающиеся по своей направленности: для совершенствования физических качеств, базовых координацион-
ных способностей, чувства воды, чувства развиваемых усилий, чувства времени, чувства темпа и чувства пространства.
Первое направление было получено из факторов, имеющих наибольший «вес» и встречающихся в структуре специализированных восприятий спортсменов нескольких возрастов. Направления 2, 3, 4, 5 и 6 получены на основе сразу 2-3 факторов. Последнее, седьмое, образовано одним фактором и составляет самостоятельное направление совершенствования специализированных восприятий.
Опираясь на возрастные особенности формирования специализированных восприятий и их структуру у пловцов-брассистов 10-15 лет, можно распределить акценты использования упражнений (табл. 3).
При распределении этих акцентов в тренировочной программе спортсменов каждого возраста мы руководствовались следующими положениями:
• акцентированное использование упражнений рекомендовалось там, где был выявлен сенситивный период развития показателей, определяющих данную направленность тренировочных воздействий. Помимо этого необходимо было, чтобы в структуре специализированных восприятий присутствовал соответствующий фактор;
• умеренное использование упражнений рекомендовалось в те возрастные периоды, где наблюдался соответствующий фактор или сенситивный период развития данных показателей;
• нецелесообразность акцентированного использования упражнений устанавливалась на основе наличия неблагоприятного периода в его развитии.
Для определения конкретного количественного наполнения понятий «акцентированное» и «умеренное использование упражнений», мы опираемся на мнение ряда авторов [2, 4, 9], а также на результаты собственного педагогического эксперимента. Мы понимаем под «акцентированным» использованием применение упражнений в объеме 70-90% от общего времени, затраченного на техническую подготовку, «умеренным» — 50-70% от «акцентированного»; использование упражнений в поддерживающем режиме — до 30%.
Таким образом, при разработке рекомендаций по применению упражнений для избирательного
Вклад общих факторов (в процентах) в дисперсию при исследовании возрастной структуры специализированных восприятий пловцов- брассистов 10-15 лет
№ Факторы Возраст, лет
10 11 12 13 14 15
1 Координационные способности Специализированные восприятия Специфическая ловкость (чувство воды) 6,54 6,22 7,69
2 Эффективность гребковых усилий (чувство воды) 5.06 6.79 5,77 8,06
3 Эффективность техники (чувство воды) 5,62 5,46 6,78 7,25
4 Чувство развиваемых усилий кисти 5,34 5,71 6,16
5 Чувство развиваемых усилий прыжка 6,34
6 Чувство развиваемых усилий при имитации гребкового движения на суше 5,90
7 Чувство развиваемых усилий при плавании брассом с помощью рук 5,70
8 Чувство развиваемых усилий при плавании брассом в координации 5,86 5,91 5,53
9 Чувство времени на суше 5,60 5,37 5,58 6,76
10 Чувство времени в воде 5.12 5,72
11 Чувство темпа 5,76
12 Чувство пространства 7,61
13 Статическое равновесие 5,65
14 Двигательная память 6,79
15 Скоростная координация • 6,53 6,71
16 | ■¥ Скоростные способности 9,12 6,47 5,98 6,04
17 Специальная силовая подготовленность 7,02 7,0 6,64
18 Свойства НМА Проприоцептивная чувствительность 5,20 5,80 5,22
19 Свойства нервной системы 5,89 5,71
20 Сила нервной системы 5,54
21 Уровень физического развития 10,1 11,01 9,03 8,87 12,38 9,56
воздействия в каждой возрастной группе мы учитывали следующее: выявление ускоренно эволюционирующих составляющих специализированных восприятий и определение ведущих факторов в структуре специализированных восприятий пловцов-брассистов 10-15 лет (табл. 3).
Содержание данных направлений тренировочных воздействий в многолетней подготовке пловцов-брассистов состоит в следующем:
1) в возрастной группе 10-летних спортсменов совершенствование специализированных восприятий связано, в первую очередь, с улучшением чувства воды и чувства темпа, а также с повышением скорости при плавании брассом, улучшением двигательной памяти, чувства развиваемых усилий кисти и эффективности техники;
2) у пловцов-брассистов 11 лет перспективным является совершенствование эффективности техники и чувства времени в воде. Наряду с этим, в умеренном объеме необходимо развивать специфическую ловкость, способность к равновесию, скоростную координацию, чувство развиваемых усилий при прыжке вверх и при имитации гребкового движения на суше;
3) периодом стабилизации в развитии специализированных восприятий пловцов-брассистов является возраст 12 лет. Однако все же необходимо обращать внимание на улучшение чувства развиваемых усилий при плавании брассом в координации и с помощью рук, а также эффективность гребковых усилий;
4) в возрасте 13 лет рекомендуется акцентированное использование упражнений для увеличения эффективности гребковых усилий и улучшения чувства
развиваемых усилий при плавании брассом. В умеренном объеме применяются средства повышения скоростной координации, эффективности техники и чувства времени на суше;
5) в 14-летнем возрасте основное внимание следует уделить улучшению чувства воды, в первую очередь — увеличению относительного шага, а во вторую — эффективности гребковых усилий и специфической ловкости. Необходимо также работать над чувством времени и чувством развиваемых усилий при плавании брассом;
6) к 15-летнему возрасту завершились периоды ускоренного развития основных специализированных восприятий. Основной задачей в этом возрасте является умеренное воздействие на чувство воды, чувство развиваемых усилий при плавании брассом, чувство пространства при скольжении, а также поддержание уровня остальных специализированных восприятий;
7) общая и специальная физическая подготовка для эффективного проявления специализированных восприятий должна проводиться на протяжении всего изучаемого диапазона с акцентами в 10, 11 и 13 лет.
Выводы.
1. Возрастная динамика показателей специализированных восприятий пловцов-брассистов 10-15 лет, являющихся необходимым условием достижения высокого спортивного результата, характеризуется гетерохронностью и неравномерностью развития:
— ускоренный прирост чувства темпа на суше и в воде наблюдается в возрасте от 10 до 11 лет, период относительной стабилизации — от 11 до 15 лет;
Общая схема распределения направленности средств совершенствования специализированных восприятий пловцов-брассистов 10-15 лет
№ Направленность упражнений Возраст, лет
10 11 12 13 14 15
1. Совершенствование физических качеств • Максимальная сила (суша) У А У
• Максимальная сила (вода) А У У
• Скорость при плавании брассом А У У У
2. Совершенствование базовых координационных способностей • статического равновесия • двигательной памяти • скоростной координации У У У У
3. Совершенствование чувства воды: • Специфическая ловкость • Эффективность гребковых усилий • Эффективность техники А А У У А У А У У У А У
4. Совершенствование чувства развиваемых усилий • Чувство развиваемых усилий кисти • Чувство развиваемых усилий прыжка У У У У
• Чувство развиваемых усилий при имитации гребкового н
движения на суше У
• Чувство развиваемых усилий при плавании брассом на руках • Чувство развиваемых усилий при плавании брассом в Н У А
координации
5. Совершенствование чувства времени • На суше • В воде А У У У У
6. Совершенствование чувства темпа • На суше • В воде А А
7. Совершенствование чувства пространства У У
Условные обозначения:
А - акцентированное использование упражнений У - умеренное использование упражнений
Н - акцентированное использование упражнений нецелесообразно
— ускоренные темпы прироста чувства времени в воде отмечается в возрастном периоде от 11 до 12 лет, периоды относительной стабилизации — от 10 до 11 лети от 12до 15лет;
— ускоренные темпы прироста чувства развиваемых усилий при плавании брассом в координации выявлены в возрасте от 13 до 14 лет, периоды относительной стабилизации — от 10 до 13 лет и от Идо 15 лет;
— ускоренные темпы прироста чувства пространства при скольжении наблюдается в возрасте от 14 до 15 лет;
— ускоренные темпы прироста коэффициента эффективности техники отмечается от 11 до 12 и от 14 до 15 лет, периоды относительной стабилизации - в возрасте от 10 до 11 и от 12 до 14 лет;
— ускоренные темпы прироста коэффициента эффективности гребковых усилий выявлены в возрасте от 10 до 11 и от 13 до 14 лет; периоды относительной стабилизации — от 11 до 13 и от 14 до 15 лет;
— ускоренные темпы прироста специфической ловкости наблюдаются от 10 до 11 лет с последующей стабилизацией до 15 лет;
— неблагоприятный период совершенствования чувства развиваемых усилий при имитации гребко-вого движения на суше зафиксирован от 13 до 14 лет;
— неблагоприятный период совершенствования чувства развиваемых усилий при плавании брассом с помощью рук зафиксирован от 10 до 11 лет.
2. Структура специализированных восприятий пловцов-брассистов видоизменяется с возрастом:
— временные параметры специализированных восприятий (чувство времени на суше и в воде, чувство темпа) присутствуют в структуре с 10 до 14 лет;
— силовые компоненты специализированных восприятий (чувство развиваемых усилий при плавании брассом) появляются в структуре, начиная с 12-летнего возраста, а к 15 годам их роль еще более возрастает;
— компоненты чувства воды присутствуют в структуре специализированных восприятий на протяжении всего изучаемого диапазона.
3. Результаты проведенных исследований позволили осуществить возрастную дифференцировку средств совершенствования специализированных восприятий, предусматривающую соответствие направленности воздействия специальных упражнений ритмам развития моторики пловцов-брассистов 10-15 лет;
— в 10 лет акцент педагогических воздействий направлен на совершенствование коэффициента эффективности гребковых усилий, специфической ловкости, а также чувства темпа на суше и воде;
— в 11 лет акцент педагогических воздействий направлен на увеличение коэффициента эффективности техники и совершенствование чувства времени в воде;
— в 12 лет все средства совершенствования специализированных восприятий распределяются равномерно;
— в 13 лет акцент педагогических воздействий направлен на увеличение коэффициента эффектив-
ности гребковых усилий и совершенствование чувства развиваемых усилий при плавании брассом в координации;
— в 14 лет акцент педагогических воздействий направлен на увеличение коэффициента эффективности техники и совершенствование чувства пространства при скольжении;
- в 15 лет все средства совершенствования специализированных восприятий распределяются равномерно.
Библиографический список
1. Азарова, И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста в связи с критическими периодами двигательной функции: Автореф. дис. ...канд. пед. наук/И.В. Азарова — Омск, 1983. - 22 с.
2. Аикин, В.А. Общие закономерности дифференцированного обучения биомеханическим элементам техники плавания в возрасте 7-17 лет: Дис. ... д-ра пед. наук / В.А. Аикин - Омск, 1997.-260 с.
3. Бальсевич, В. К. Исследование локомоторной функции в постнатальном онтогенезе человека (5-65лет): Автореф. дис...-биол.наук / В. К. Бальсевич,, 1971.- 38с.
4. Волков, Л.В. Система направленного развития физических способностей учащихся в разные возрастные периоды: Автореф. дис.... докт. пед. наук. / Л.В. Волков. — М„ 1986. - 38 с.
5. Гринь, А.Р. Управление совершенствованием специализированных восприятий при тренировке пловцов высокой квалификации: Автореф. дис...канд. пед, наук/ А.Р. Гринь -Киев, 1978.-23с,
6. Гужаловский, А.А, Проблема критических периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания// Очерки по теории физической культуры: труды ученых соц. стран. - М„ 1984. - С. 211-224.
7. Макаренко, Л.П. Техника спортивного плавания: пособие для тренеров / Л.П. Макаренко. — М.: ВФП, 2000..— 50 с.
8. Платонов. В Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. — Киев: олимп. лит., 1997. - 584 с.
9. Франченко, A.C. Возрастное дифференцирование средств повышения скоростных возможностей в плавании у спортсменок9-15лет: Автореф. дис...канд. пед. наук/A.C. Франченко - Омск,1997.-23с.
КАЗЫЗАЕВА Александра Сергеевна,младший научный сотрудник кафедры теории и методики плавания. ТАРАСЕВИЧ Галина Анатольевна, преподаватель кафедры теории и методики плавания. БАКШЕЕВ Михаил Дмитриевич, к.п. н., доцент, заведующий кафедрой теории и методики плавания.
Дата поступления статьи в редакцию: 01.09.2006 г. © Казызаева A.C., Тарасевич Г.А., Бакшеев М.Д.
Российские научные журналы
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА»
Издается с 2000 года. Это первое научное издание, предполагающее последовательно и систематически освещать все актуальные проблемы, стоящие перед российской системой образования.
Главный редактор - президент МАНПО, академик РАО Виталий Александрович Сластенин. Первый заместитель главного редактора - В.А.Ильин. Заместитель главного редактора - П. А. Лекант.
Члены редакционного совета: И.П. Андриади, Е.И.Артамонова, М.Я. Виленский, A.A. Гавриков, В.В. Гвоздев, H.A. Герасименко, В.И. Данильчук, И.Ф.Исаев, А.Ф.Киселев, Т.С. Комарова, Ю.Г. Круглов, А.И. Круп-нов, В.М Лопаткин, В.Л. Матросов, Л.В. Мардахаев, Н.Д.Никандров, Л.Я. Олиференко, В.К. Розов, Т.А. Стефановская, В.Д. Шадриков, E.H. Шиянов. Выпускающий редактор - С.А.Васильев.
Подписной индекс:
по каталогу Роспечати (красный) - 80096 по каталогу «Пресса России» (зеленый) - 84667 по библиотечному каталогу - Б705