Научная статья на тему 'Динамика относительных цен на инвестиционную технику в условиях кризисного спада производства'

Динамика относительных цен на инвестиционную технику в условиях кризисного спада производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнев А. К.

Исследуется влияние динамики относительных цен на продукцию инвестиционного машиностроения в 1965-1997 гг. на кризисный спад производства и закупок машин и оборудования. В этих рамках представлена взаимосвязь индексов цен на технику и цен и тарифов на продукцию так называемых инфляциогенных отраслей экономики. Рассматриваются направления снижения относительных цен на машины и оборудование в среднесрочный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика относительных цен на инвестиционную технику в условиях кризисного спада производства»

ОТРАСЛИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ

А.К. Корнев

ДИНАМИКА ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ЦЕН НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ТЕХНИКУ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОГО СПАДА ПРОИЗВОДСТВА1

Исследуется влияние динамики относительных цен на продукцию инвестиционного машиностроения в 1965-1997 гг. на кризисный спад производства и закупок машин и оборудования. В этих рамках представлена взаимосвязь индексов цен на технику и цен и тарифов на продукцию так называемых инфляциогенных отраслей экономики. Рассматриваются направления снижения относительных цен на машины и оборудование в среднесрочный период.

В течение 90-х годов в инвестиционном машиностроении произошел более чем семикратный кризисный спад производства продукции, в то время как в промышленности в целом - примерно двукратный.

Факторами, повлиявшими на кризисный спад производства и закупок инвестиционной техники, явились развал СССР и образование новых государств, разрыв прежних экономических и хозяйственных связей, либерализация цен, негативные процессы в инвестиционной сфере и производственном аппарате экономики.

Кроме того, в результате институциональных преобразований в экономике прекратил действовать механизм централизованного выделения капиталовложений на основе фондирования производства, ранее обеспечивавший закупки произведенной техники, несмотря на большой рост капиталоемкости и фондоемкости вводимых производственных мощностей.

На динамику кризисного спада инвестиционной деятельности в 1991-1997 гг. оказали воздействие:

- резкое снижение уровня платежеспособности потребителей техники и сокращение спроса на нее, связанное не только с относительным сокращением денежной массы и прежде всего капиталовложений в сфере производства и закупок техники, но и межотраслевым перераспределением добавленной стоимости, а также вывозом капиталов за границу;

- изменение структуры капиталовложений в подотраслях инвестиционного машиностроения и отраслях - потребителях машин и оборудования;

- относительно низкий технический уровень значительной части машин и оборудования;

- «остаточное» удорожание техники, связанное с динамикой относительных цен на продукцию инвестиционного машиностроения в 1965-1997 гг. Динамика относительных цен на машины и оборудование определена нами путем сопоставления изменения роста цен на машины и оборудование и цен на промышленную продукцию в целом.

Рассмотрим подробнее влияние динамики относительных цен на продукцию инвестиционного машиностроения в 1965-1997 гг. на кризисный спад производства и закупок техники2.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

2Анализ влияния первых трех факторов на динамику производства и закупок техники приведен в [1, 2].

Экономически необоснованное удорожание техники. С 1965 по 1991 г., как известно, происходило экономически необоснованное удорожание продукции инвестиционного машиностроения. Общие условия этого периода характеризовались сохранением диктата производителя продукции над ее потребителем, с одной стороны, и ослаблением государственного контроля за ценностными ассортиментнономенклатурными сдвигами в выпуске машиностроительной продукции, ориентированными на выполнение плана по обьему производства продукции, - с другой.

Показатели удорожания техники формировались под влиянием как объективных процессов, связанных с улучшением потребительских свойств машиностроительной продукции, так и скрытого роста цен. Сравнение объемов прироста удорожания основных видов машин и оборудования с экономическим эффектом использования этих же видов машин и оборудования позволило выделить удорожание прогрессивных видов инвестиционной продукции, использование которых в народном хозяйстве (в так называемых мероприятиях научно-технического прогресса) предполагает получение значительного экономического эффекта, и удорожание традиционных видов техники. Показатели роста стоимости единицы мощности были разделены на экономически обоснованные (прогрессивных видов машин и оборудования) и необоснованные (традиционных видов машин и оборудования). В них в свою очередь выделено удорожание в результате: 1) пересмотра цен на машиностроительную продукцию, т. е. явное, и 2) роста цен на новые марки машин и оборудования, а также изменений номенклатуры и ассортимента выпускаемой машиностроительной продукции, т. е. скрытое.

Экономически обоснованное удорожание машин и оборудования было связано с повышением их общего технического уровня и не влияло на динамику относительных цен на инвестиционную технику, в то время как экономически необоснованное удорожание техники фактически являлось повышением относительных цен на продукцию инвестиционного машиностроения (табл. 1).

Таблица1

Динамика экономически необоснованного удорожания машин и оборудования

в 1965-1991 гг. (1965 г. = 1)

Сравниваемые периоды, годы Индекс удорожания

общего явного скрытого

1966-1970/1965 1,04 1,04 1,00

1971-1975/1965-1970 1,05 1,03 1,02

1976-1980/1971-1975 1,08 1,00 1,08

1981-1985/1976-1980 1,18 1,07 1,10

1986-1990/1981-1985 1,32 1,00 1,32

1991/1986-1990 1,18 1,30 0,91

1971-1975/1965 1,09 1,07 1,02

1976-1980/1965 1,18 1,07 1,10

1981-1985/1965 1,39 1,15 1,21

1986-1990/1965 1,83 1,15 1,60

1991/1965 2,16 1,50 1,46

Динамика явного экономически необоснованного удорожания техники в 1965-

1990 гг. была связана с пересмотрами оптовых цен на продукцию в 1967, 1973 и 1982 гг. Как известно, в 1973 г. были изменены оптовые цены на продукцию машиностроения, в 1967 и 1982 гг. реформы оптовых цен сопровождались одновре-

менным изменением цен на сырье, материалы, топливо, энергию, изделия машиностроения и другие виды промышленной продукции. В результате появились возможности повышения норматива рентабельности производства продукции в некоторых секторах промышленности, топливно-энергетических и сырьевых отраслях экономики.

В 1991 г. произошло общее повышение цен в народном хозяйстве, прежде всего под влиянием роста цен на продукцию топливно-энергетических и сырьевых отраслей экономики. В этих условиях значительно изменилась структура выпускаемой машиностроительной продукции, сократились закупки техники. Указанные явления характеризуют 1991 г. как переходный период.

В 1991 г. по сравнению с 1990 г. произошло значительное увеличение явного экономически необоснованного удорожания машин и оборудования. В итоге индекс явного экономически необоснованного удорожания машин и оборудования в 1991 г. по сравнению с 1965 г. составил 1,5.

Рост скрытого экономически необоснованного удорожания машин и оборудования происходил в течение всего периода 1965-1990 гг., однако особенно значительным он был в 1986-1990 гг. В 1991 г. по сравнению с 1990 г. индекс скрытого экономически необоснованного удорожания машин и оборудования снизился. В итоге этот индекс в 1991 г. по сравнению с 1965 г. составил 1,46.

Таким образом, индекс явного экономически необоснованного удорожания техники в 1990 г. по сравнению с 1965 г. был значительно меньше, чем аналогичный индекс скрытого удорожания техники. В этот период рост относительных цен на продукцию инвестиционного машиностроения происходил в результате увеличения производственных затрат не столько других отраслей экономики, сколько преимущественно предприятий машиностроения. Однако в 1991 г. ситуация изменилась: показатель явного удорожания техники значительно увеличился, а скрытого - несколько уменьшился. В этом году относительные цены и соответственно производственные затраты на технику выросли вследствие увеличения в большей мере производственных затрат других отраслей экономики, чем машиностроения.

В результате индексы явного и скрытого экономически необоснованного удорожания машин и оборудования в 1991 г. по сравнению с 1965 г. практически совпали: динамика относительных цен на машины и оборудование примерно в равной мере определялась удорожанием затрат предприятий машиностроения и других отраслей экономики.

Динамика относительных цен на продукцию инвестиционного машиностроения в условиях реформирования экономики в 1991-1997 гг. На динамику относительных цен на инвестиционную технику в этот период оказали влияние развал кооперационных связей, сокращение внутреннего оборота машиностроения [3], изменение структуры выпускаемой машиностроительной продукции, значительные сдвиги в структуре затрат на ее производство за счет роста цен и тарифов на продукцию электроэнергетики, отраслей топливной, химической и нефтехимической промышленности, черной и цветной металлургии, грузового транспорта и связи, а также сферы обращения, включая коммерческую деятельность.

Рассмотрим изменение структуры затрат на производство и реализацию машиностроительной продукции (табл. 2). В указанный период удельный вес топлива и энергии, начисленной амортизации увеличился более чем в 2 раза. Значительно больше оказался также удельный вес прочих затрат. Удельный же вес заработной платы, отчислений на социальные нужды, покупных товаров и услуг

существенно снизился. Динамика затрат на сырье и материалы не показала определенной тенденции.

Таблица 2

Структура затрат на производство и реализацию продукции машиностроения в 1991-1997 гг., %

Затраты 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г.

Материальные, всего в том числе: 60,6 63,4 57,7 50,0 59,1 56,0 57,4

сырье и материалы 23,1 26,9 21,7 18,6 22,3 23,1 23,1

покупные товары 32,0 28,7 26,2 20,7 26,4 21,0 22,7

топливо 1,7 2,3 2,8 3,2 3,5 4,0 3,8

энергия 3,8 5,5 7,0 7,5 6,9 7,9 7,8

Заработная плата Отчисления на социаль- 20,8 17,7 20,7 21,2 15,7 17,1 17,8

ные нужды 7,3 6,5 7,7 7,4 6,0 6,4 6,6

Амортизация 2,9 2,8 1,0 6,2 5,6 8,3 6,5

Прочие 8,4 9,6 12,9 15,2 13,6 12,2 11,7

Воздействие распада кооперационных связей и сокращения внутреннего оборота машиностроения проиллюстрируем примером изменения удельного веса покупных товаров и услуг. Их удельный вес уменьшился на 9,3 проц. п. В результате несколько сократилась доля материальных затрат, включающих, как известно, кроме покупных товаров и услуг сырье и материалы, топливо и энергию. В то же время снижение удельного веса покупных изделий и услуг, предполагающее определенное развитие собственного производства полуфабрикатов и комплектующих, не привело к росту удельного веса заработной платы.

Следствием развала кооперационных связей и сокращения внутреннего оборота машиностроения явились снижение относительного технического уровня машин и оборудования и их качества.

Изменение структуры выпускаемой машиностроительной продукции также способствовало снижению относительных цен на инвестиционную технику. Так, в этот период в составе продукции инвестиционного машиностроения значительно уменьшился удельный вес кузнечно-прессовых машин, тракторов и сельскохозяйственных машин, оборудования для литейного производства, топливной промышленности, продукции приборостроения. При этом относительно низкими показателями роста цен характеризовались только две позиции: литейное оборудование и продукция приборостроения, а относительно высокими -четыре позиции: кузнечно-прессовые машины, оборудование для топливной промышленности, тракторы, сельскохозяйственные машины. В итоге значительно уменьшился удельный вес продукции, характеризуемой относительно высокими показателями роста цен.

В то же время в составе продукции инвестиционного машиностроения существенно увеличился удельный вес энергетического, химического, электротехнического оборудования, автомобилей, оборудования для металлургической промышленности. Сравнительно низким оказался показатель роста цен на продукцию автомобилестроения, однако ее удельный вес значительно больше, чем других позиций. Средние индексы цен были свойственны электротехническому и энергетическому оборудованию. Относительно высокий показатель роста цен и сравнительно

небольшой удельный вес имели металлургическое и химическое оборудование. В итоге существенно увеличился удельный вес продукции, характеризуемой относительно малыми индексами роста цен.

Рост цен и тарифов на продукцию топливной и других отраслей экономики происходил под влиянием ценовых пропорций внешнего рынка, сложившихся в мягких климатических условиях развитых стран.

В этот период больше индекса цен на машины и оборудование были аналогичные показатели на продукцию таких отраслей промышленности, как электроэнергетика, топливная, химическая и нефтехимическая промышленность, черная металлургия (табл. 3) (рассчитано по [4]). Причем показатели роста цен на продукцию электроэнергетики были примерно втрое выше показателей роста цен на машиностроительную продукцию, а на продукцию топливной промышленности - вдвое. Существенно превосходили этот показатель индексы цен на продукцию химической и нефтехимической промышленности, черной металлургии. Вместе с тем индекс цен на продукцию цветной металлургии был несколько меньше.

Таблица 3

Индексы цен на продукцию отраслей промышленности в 1997 г. (1991 г. = 1)

Отрасль промышленности Индекс цен

Электроэнергетика 11425

Топливная 9067

Черная металлургия 4840

Цветная металлургия 3335

Химическая 4310

Нефтехимическая 5286

Машиностроение 3483

Промышленность, всего 4307

Таким образом, в 1991-1997 гг. динамика относительных цен на продукцию инвестиционного машиностроения сложилась под влиянием двух тенденций. С одной стороны, в машиностроении происходило уменьшение производственных затрат в результате развала кооперационных связей, сокращения внутреннего оборота, изменения структуры выпускаемой машиностроительной продукции. С другой - производственные затраты увеличивались в результате роста цен и тарифов на продукцию топливно-энергетических и сырьевых отраслей, грузового транспорта и связи, сферы обращения, включая коммерческую деятельность.

Две тенденции динамики относительных цен на продукцию инвестиционного машиностроения в 1991-1997 гг. Для сохранения в дальнейшем терминологической и смысловой преемственности дадим определения тенденций явного и скрытого изменения относительных цен на машины и оборудование. Поскольку повышение относительных цен на продукцию инвестиционного машиностроения происходило в результате явного роста цен и тарифов на продукцию топливной и других отраслей экономики, определим это изменение относительных цен как явное. В свою очередь снижение относительных цен на технику, происходившее в результате сокращения производственных затрат предприятий машиностроения, определим как скрытое изменение. Его показатели получаются расчетным путем на основе индексов общего и явного изменения относительных цен на технику.

Индекс явного изменения относительных цен на машины и оборудование в 1997 г. по сравнению с 1991 г., согласно нашим расчетам, составил 1,40 (табл. 4).

Как показано выше, индекс экономически необоснованного удорожания техники в

1991 г. по сравнению с 1965 г. был равен 1,50. Поэтому индекс явного изменения относительных цен на машиностроительную продукцию в 1997 г. по сравнению с 1965 г. определяется величиной 2,10.

Таблица 4

Индексы экономически необоснованного удорожания машин и оборудования в 1965-1997 гг. (1965 г. = 1)

Сравниваемые периоды, годы Индекс изменения цен

общего явного Скрытого

1991 / 1965 2,10 1,50 1,46

1997 / 1991 0,81 1,40 0,58

1997 / 1965 1,75 2,10 0,84

Индекс скрытого изменения относительных цен на технику в 1997 г. по сравнению с 1991 г. оказался равен 0,58. Вместе с тем с учетом индекса скрытого экономически необоснованного удорожания машин и оборудования в 1991 г. по сравнению с 1965 г. (1,46) индекс скрытого изменения относительных цен на продукцию инвестиционного машиностроения в 1997 г. по сравнению с 1965 г. составил 0,84. Это свидетельствует о существенном сокращении производственных затрат предприятий машиностроения по сравнению с 1965 г. По-видимому, практически полностью исчерпаны возможности уменьшения в машиностроении производственных затрат в результате распада кооперационных связей, сокращения внутреннего оборота, изменения структуры выпускаемой машиностроительной продукции.

Таким образом, в перспективный период снижение и нормализация относительных цен на технику, повышение ее ценовой конкурентоспособности могут быть обеспечены прежде всего на основе снижения цен и тарифов на продукцию топливной и других отраслей экономики.

Согласно официальной статистике, индекс относительных цен на продукцию инвестиционного машиностроения в 1997 г. по сравнению с 1991 г. составил 0,81 (табл. 3). Однако если учесть индекс экономически необоснованного удорожания машин и оборудования в 1991 г. по сравнению с 1965 г. (2,16), то индекс относительных цен на машины и оборудование в 1997 г. по сравнению с 1965 г. составит 1,75.

Индексы относительных цен на продукцию отраслей машиностроения в 1997 г. по сравнению с 1965 г. имели значительную дифференциацию (табл. 5) (рассчитано по [5]). Примерно средний показатель роста относительных цен был свойствен продукции электротехнической промышленности, несколько меньший - автомобильной промышленности.

Таблица 5

Индексы относительных цен на продукцию отраслей машиностроения в 1997 г.(1965 г. = 1)

Отрасль Индексы относительных цен

Машиностроение 1,75

из него:

тяжелое, энергетическое и транспортное 2,17

электротехническая промышленность 1,87

химическое и нефтяное 3,26

станкостроительная и инструментальная промышленность 1,17

Приборостроение 0,44

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

автомобильная промышленность 1,54

тракторное и сельскохозяйственное 3,24

Малый индекс относительных цен имела продукция станкостроительной и инструментальной промышленности. Вдвое меньше по сравнению с единицей оказался индекс относительных цен на продукцию приборостроения. Выше среднего индекса относительных цен оказался аналогичный индекс цен на продукцию тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения. Наибольшим показателем роста относительных цен отличалась продукция химического и нефтяного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения.

Взаимосвязь индексов цен на машины и оборудование и цен и тарифов на продукцию топливно-энергетических и сырьевых отраслей экономики, сферы обращения, грузового транспорта и связи. На основании характеристик инфля-циоуязвимости и инфляциогенности [6] выделяются четыре группы отраслей народного хозяйства. В первую группу входят потенциально инфляциогенные и относительно инфляционезависимые отрасли: угольная и прочая топливная промышленность, грузовой транспорт и связь, а также сфера обращения и коммерческой деятельности. Эти отрасли - потенциально мощные генераторы инфляционных волн, однако сами при этом нечувствительны к инфляционным процессам в народном хозяйстве. Вторую группу составляют отрасли, которые одновременно являются относительно инфляциогенными и инфляциоуязвимыми: электроэнергетика, черная и цветная металлургия, нефтегазовая, химическая и нефтехимическая промышленность. Стабильность функционирования отраслей этой группы, существенно влияя на макроэкономическую стабильность, в свою очередь зависит от общего состояния народного хозяйства. Третья группа включает относительно не-инфляциогенные, но весьма инфляциоуязвимые отрасли, работающие главным образом на конечное потребление: машиностроение, легкую и пищевую промышленность, строительство, сельское и лесное хозяйство. Они не столько представляют угрозу макроэкономической стабильности, сколько сами непосредственно от нее зависят. Остальные отрасли формируют относительно небольшую четвертую группу, в которой выделяются: лесная, деревообрабатывающая и целлюлознобумажная, промышленность строительных материалов. Все они являются в какой-то мере неинфляциогенными и инфляционезависимыми.

Согласно нашим расчетам с использованием данных межотраслевого баланса, в 1980-1990 гг. доля расходов на продукцию инфляциогенных отраслей экономики в составе расходов на производство машиностроительной продукции была равна в среднем 21,5-22,5%. Например, в 1980 г. она составила 21,6%, в 1981 г. - 21,3%, в 1982 г. увеличилась до 23,6%, а в 1983-1990 гг. плавно снизилась и достигла 21,5%.

Индекс доли расходов на продукцию инфляциогенных отраслей экономики в 1982 г. по сравнению с 1980 г. резко увеличился, составив 1,10. Вместе с тем в результате общего пересмотра цен в этом году индекс явного экономически необоснованного удорожания машин и оборудования был равен примерно 1,07. С использованием этого соотношения определяются индексы явного изменения относительных цен на технику в 1991-1997 гг.

Так, в 1991 г. доля расходов на продукцию инфляциогенных отраслей экономики в составе расходов на производство машиностроительной продукции значительно увеличилась, достигнув 29,4%, а ее индекс по сравнению с 1980 г. был равен 1,36. Согласно нашим расчетам, в этот год индекс явного экономически необоснованного удорожания техники составил примерно 1,30 (см. табл. 2).

В 1992 г. доля расходов на продукцию инфляциогенных отраслей экономики в составе расходов на производство техники оказалась равна 40,9%. В 1993 г. этот

показатель сократился до 30,4 %, однако в 1994-1997 гг. увеличился: с 37,2% в 1994 г. до 41,0% в 1997 г., т. е. по сравнению с 1991 г. его индекс составил 1,40. В соответствии с нашими расчетами в 1997 г. по сравнению с 1991 г. индекс явного изменения относительных цен на технику был равен примерно 1,40.

Безусловно, такие оценки индексов явного изменения относительных цен на машины и оборудование являются ориентировочными. Однако они демонстрируют взаимосвязь между индексами явного изменения относительных цен на продукцию инвестиционного машиностроения и показателями роста цен и тарифов на продукцию инфляциогенных отраслей экономики.

Основные направления снижения относительных цен на инвестиционную технику. Существуют три основных направления снижения относительных цен на продукцию инвестиционного машиностроения5. В рамках первого направления предполагается, что для снижения примерно в 1,75 раза относительных цен на технику необходимо сократить примерно в 1,7 раза долю расходов на продукцию инфляциогенных отраслей экономики в составе расходов на производство техники. В свою очередь для снижения в 1,7 раза доли расходов на продукцию инфляциогенных отраслей экономики необходимо снизить в 1,7 раза цены и тарифы на продукцию и услуги этих отраслей экономики.

Снижение цен и тарифов на продукцию и услуги инфляциогенных отраслей возможно в среднесрочный период путем проведения реформы оптовых цен либо в результате реализации определенной государственной экономической стратегии.

Выделим три важнейших этапа в проведении реформы оптовых цен. На первом этапе необходимо ограничить рост цен на продукцию инфляциогенных отраслей экономики, а на втором и третьем этапах - снизить их до уровня сначала временно действующих, а затем окончательно принятых цен. Временно действующие цены исчисляются предварительно, они могут быть очень близкими к окончательно принятым ценам. Последние утверждаются государственными органами власти после контрольных актов и взаимоуточнений.

Условием разработки и проведения реформы оптовых цен является определенная подготовленность к ней как органов государственной власти, так и общества в целом. В настоящее время такие условия отсутствуют.

Основным содержанием государственной экономической стратегии, предполагающей снижение цен и тарифов на продукцию и услуги инфляциогенных отраслей экономики, являются следующие важнейшие меры. Это прежде всего разработка и внедрение единой народнохозяйственной методики расчета производственных издержек и реальной рентабельности предприятий и отраслей экономики [9]. На этой основе окажется возможным усиление контроля и ответственности за правильным исчислением производственных издержек и реальной рентабельности предприятий инфляциогенных отраслей экономики.

Следующий шаг - выделение низкорентабельных предприятий этих отраслей экономики и постепенный перевод их на содержание за счет государственных дотаций (а в некоторых случаях - и закрытие их). В этих условиях оказывается воз-

5 Следует отметить, что снижение относительных цен на технику будет способствовать увеличению на нее спроса, улучшению технологической структуры капитальных вложений, обновлению активной части основных производственных фондов машиностроения и других отраслей экономики. Однако проблема сохранения капиталов от вывоза их за границу потребует отдельного решения, связанного с изменением структуры экспорта продукции, его форм и мотивов.

Вывоз капитала из страны становится одним из ключевых факторов, определяющих, сможем ли мы конвертировать сбережения в инвестиции [7]. Кроме того, в связи с тем, что российская экономика характеризуется относительно высокими показателями удельных капиталовложений и большими сроками их окупаемости, привлекательность ее для иностранных инвесторов является крайне низкой [8]. Поэтому ожидать прихода иностранных инвестиций в российскую экономику нет оснований.

можным признать реальную рентабельность недотируемых предприятий инфля-циогенных отраслей экономики как необоснованно завышенную и снизить ее до уровня средней по народному хозяйству. Это осуществимо на основе применения к ним антимонопольного законодательства или других аналогичных решений государственных органов власти.

Необходимо отметить, что прямой эффект снижения цен на продукцию инфля-циогенных отраслей получат преимущественно инфляциоуязвимые отрасли экономики, в том числе инвестиционное машиностроение. Косвенный эффект снижения цен на машины и оборудование распределится между всеми отраслями экономики. Поэтому снижение цен на продукцию инфляциогенных отраслей возможно, прежде всего, при значительном усилении роли государственных органов власти, реализующих взаимовыгодную стратегию экономического развития, основу которой составляет выравнивание уровней рентабельности отраслей экономики. В соответствии со вторым подходом цены и тарифы на продукцию и услуги инфляциогенных отраслей экономики могут снизиться в течение 5-7 лет не в 1,7 раза, а примерно 1,4-1,5 раза. В связи с этим первое направление необходимо сочетать с другими направлениями снижения относительных цен на машины и оборудование.

Введение льготного налогообложения предприятий инвестиционного машиностроения является вторым направлением снижения относительных цен на технику. Однако в условиях даже полной отмены налогообложения предприятий инвестиционного машиностроения относительные цены на его продукцию могут быть снижены примерно на 30%. Вместе с тем введение льготного налогообложения предприятий инвестиционного машиностроения - совершенно необходимая мера. В результате ее осуществления можно снизить цены на технику на 15-20% и более, а также привлечь в эту отрасль дополнительные капиталовложения.

Третьим направлением снижения относительных цен на машины и оборудование является техническое совершенствование существующего производственного аппарата инвестиционного машиностроения, снижение ресурсоемкости и повышение рентабельности производства.

Однако техническое совершенствование существующего производственного аппарата инвестиционного машиностроения требует длительного периода времени. Это связано с тем, что в настоящее время объемы капиталовложений в машиностроение очень малы, а относительный технический уровень производимых машин и оборудования не всегда достаточен для решения этой задачи. Поэтому в мероприятиях по техническому совершенствованию должны также участвовать конверсируемые предприятия оборонной промышленности.

Техническое совершенствование производственного аппарата должно осуществляться прежде всего в машиностроении, производящем продукцию, характеризуемую высокими относительными ценами: тракторном и сельскохозяйственном, химическом и нефтяном. В период технического совершенствования производственного аппарата предприятий этих отраслей целесообразно ввести на их продукцию двойные цены: для производителей и для потребителей. Разница в ценах должна оплачиваться из бюджета государства. (В настоящее время кризисный спад производства этой продукции настолько значителен, например в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении - примерно 20-кратный размер, что производство этой техники оказывается на грани закрытия из-за слишком малых его объемов.)

Высокие относительные цены имеет также продукция, производимая рядом предприятий тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, электротехнической промышленности. Техническое совершенствование производственного аппарата необходимо не только на этих предприятиях, но и на производя-

щих основное технологическое оборудование для инвестиционного машиностроения. Его удешевление создаст предпосылки для снижения цен на продукцию инвестиционного машиностроения в целом.

В среднесрочный период снижение цен на продукцию инвестиционного машиностроения в результате технического совершенствования его производственного аппарата и введения двойных цен на часть его продукции составит меньше 10%.

Анализ направлений снижения относительных цен на продукцию инвестиционного машиностроения в среднесрочный период позволяет сделать следующие важнейшие выводы. Реализация первого направления позволит снизить относительные цены на технику примерно в 1,4 раза. При этом цены и тарифы на продукцию и услуги инфляциогенных отраслей экономики снизятся примерно в 1,4 раза. В соответствии с вторым направлением - введением льготного налогообложения предприятий инвестиционного машиностроения - снижение относительных цен на машины и оборудование возможно примерно в 1,2 раза. Наконец, реализация третьего направления обеспечит снижение относительных цен на машины и оборудование меньше чем в 1,1 раза.

Нормализация относительных цен на продукцию инвестиционного машиностроения может способствовать повышению конкурентоспособности техники, увеличению на нее платежеспособного спроса. В этих условиях возможен прирост производства отечественной техники за счет использования свободных мощностей [10, 11]. При этом будет происходить замещение импортной техники отечественной, особенно закупок основного технологического оборудования.

Литература

1. Корнев А.К. Об условиях стабилизации динамики инвестиций в машиностроительное оборудование в среднесрочный период //Проблемы прогнозирования. 1998. № 2.

2. Корнев А.К. Об отраслевых приоритетах выделения средств на инвестиционную деятельность // Проблемы прогнозирования. 1999. № 1.

5. Суворов Н.В., Балашова Е.Е. Изменение структуры межотраслевых связей российской экономики в первой половине 90-х годов //Проблемы прогнозирования. 1998. № 1.

4. Российский статистический ежегодник. Раздел 24 «Цены и тарифы». М.: Госкомстат России, 1998.

5. Цены в России. Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1998.

6. Шибалкин О.Ю. Анализ структуры инфляции издержек в Российской экономике // Экономика и матем. методы. 1995. Т. XXXI. Вып. 2.

7. Белоусов А., Ивантер А., Кириченко Н. Экономическая экспансия: как не проесть удачу // Эксперт. 2000. № 1-2.

8. Паршев А.П. Почему Россия не Америка. М., 2000.

9. Яременко Ю.В., Узяков М.Н., Ксенофонтов М.Ю. Экономические реформы в России: анализ результатов и необходимость альтернативы // Российский экономический журнал, Фонд «За экономическую грамотность». 1996.

10. Гладышевский А.И., Максимцева С.В., Мишина В.Ю. Инвестиционный кризис и тенденции развития производственного аппарата России //Проблемы прогнозирования. 1998. № 5.

11. Кол. авторов. Экономический подъем России в 1998-2005 годах: стратегия действий. Научный доклад ИНПРАН//Проблемы прогнозирования. 1998. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.