^..К. Корнев
ПОТЕНЦИАЛ РОСТА ИНВЕСТИЦИОННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЦЕЛОМ
В настоящее время в развитии отечественной промышленности выделяются две тенденции, возникшие в середине 90-х годов в результате примерно двукратного спада производства продукции промышленности в целом и, в том числе многократного, - обрабатывающей промышленности.
Первой тенденцией является существенный рост производства продукции добывающих отраслей промышленности, связанный с увеличением платежеспособного спроса на эту продукцию со стороны обрабатывающей промышленности. Однако это увеличение платежеспособного спроса на продукцию отечественной добывающей промышленности осуществляется преимущественно со стороны обрабатывающей промышленности не нашей страны, а развитых стран мира. В настоящее время отечественная добывающая промышленность характеризуется очень большими коэффициентами использования своих производственных мощностей.
Другой тенденцией является крайне неравномерный и сравнительно малый рост производства продукции отечественной обрабатывающей промышленности. Этот рост определяется как недостаточный, поскольку в среднесрочном периоде он не предполагает восстановления дореформенных объемов производства продукции обрабатывающей промышленности и значительного улучшения использования ее производственного аппарата. Отечественная обрабатывающая промышленность характеризуется низкими показателями использования производственных мощностей, хотя в условиях роста платежеспособного спроса на ее продукцию имеется возможность улучшения их использования и увеличения производства продукции, как правило, в два-три раза, а иногда и значительно больше. Однако сегодня удовлетворение платежеспособного внутреннего спроса на определенную часть продукции обрабатывающей промышленности осуществляется в результате увеличения закупок соответствующей импортной продукции. Причем, рост импорта продукции обрабатывающей промышленности происходит за счет увеличения экспорта продукции не обрабатывающей, а добывающей промышленности.
В среднесрочном периоде вторая тенденция в развитии промышленности создает предпосылки сокращения значительной части производственного аппарата обрабатывающих отраслей. В этих условиях окажутся зафиксированными на длительный период времени происходившие в результате радикальных реформ сокращение объемов создаваемой добавленной стоимости и уменьшение количества рабочих мест в промышленности.
Кроме того, в рамках второй тенденции невозможно осуществить в значительных масштабах обновление активной части основных фондов промышленности техникой отечественного производства. Вместе с тем, технологическая предопределенность развития отечественной промышленности не предоставляет возможности значительного обновления активной части основных фондов промышленности на основе закупок импортной техники. Поэтому в среднесрочном периоде в промышленности будет происходить увеличение среднего возраста активной части основных фондов, степени их износа и количества аварийных ситуаций.
Указанные тенденции в развитии промышленности являются в совокупности крайне негативными. На мировых рынках, как известно, продукция добывающей промышленности продается по сравнительно низким конкурентным ценам, а продукция обрабатывающей промышленности - по монопольно высоким. Поэтому первую тенденцию можно было бы определить как приемлемую только при отсутствии второй тенденции, т. е. в условиях наилучшего использования производственного аппарата обрабатывающей промышленности и целевого использования дополнительных доходов, получаемых при увеличении экспорта продукции добывающей промышленности. Вторая тенденция в развитии промышленности ни при каких условиях не может быть признана приемлемой. Увеличение производства продукции обрабатывающих отраслей и восстановление его дореформенного уровня должно являться важнейшей задачей современной промышленной политики, ориентированной на укрепление обороноспособности страны, увеличение производства промышленных товаров, сохранение рабочих мест в промышленном производстве, повышение благосостояния народа.
Важнейшей отраслью обрабатывающей промышленности является, как известно, машиностроение. Отечественное машиностроение призвано обеспечивать поддержание обороноспособности страны за счет производства современных вооружений и военной техники, поддерживать расширенное воспроизводство основных фондов, а также обеспечивать рост производства обрабатывающей промышленности, в том числе технически сложных потребительских товаров длительного пользования. Инвестиционное машиностроение, как важнейшая часть отечественного машиностроения, выполняет в экономике воспроизводственные функции, производя машины и оборудование для всех отраслей
гражданской промышленности, обеспечивая обновление их основных фондов и ввод производственных мощностей. Кроме того, отечественное инвестиционное машиностроение призвано воплощать достижения научнотехнического прогресса в новых образцах техники, тиражировать их и определять технико-технологический уровень развития отраслей промышленности. Продукция инвестиционного машиностроения имеет значительный удельный вес в объеме продукции промышленности.
В течение 1992-1996 гг. произошел, как известно, спад производства и закупок машин и оборудования. Этот спад явился результатом резкого и значительного сокращения платежеспособного спроса на машиностроительную продукцию, вызванного осуществлением в этот период радикальной экономической реформы. В итоге объем производства техники в 1996 г. составил меньше шестой части от объема производства в 1990 г., а структура производства и закупок машин и оборудования значительно изменилась, прежде всего, в результате значительного сокращения производства техники для отраслей обрабатывающей промышленности. В этот период в инвестиционном машиностроении образовались свободные производственные мощности (определяемые разностью показателей максимально возможных и фактических объемов производства продукции в течение года).
В 1997 г. и в период 1999-2004 гг. происходил определенный рост производства машин и оборудования. Однако, не смотря на сравнительно продолжительный период роста производства техники, коэффициент использования производственных мощностей инвестиционного машиностроения в 2004 г. оставался на низком уровне, составлявшем существенно меньше 45%. Приведем несколько примеров динамики коэффициентов использования производственных мощностей инвестиционного машиностроения в рассматриваемый период.
В 1990 г. коэффициенты использования среднегодовой мощности по производству металлорежущих станков, кузнечно-прессовых машин, турбин паровых, газовых, электромашин крупных, котлов паровых, электродвигателей переменного тока, кранов мостовых электрических (включая специальные) составили соответственно 81, 83, 53, 18, 78, 75, 81, 74%. В 2003 г. коэффициенты для производств указанных видов техники были значительно меньше: 12, 24, 22, 46, 33, 26, 44, 3,7%. Таким образом, в настоящее время значительные свободные производственные мощности в инвестиционном машиностроении по-прежнему являются потенциалом роста производства техники и промышленности в целом.
В указанный период показатели обновления основных фондов промышленности катастрофически ухудшились. В связи с этим рассмотрим отдельно проблему обновления основных фондов промышленности.
Коэффициент обновления основных фондов промышленности в целом в 1990 г. составил 6,9%, в 1997 г. - 1,1%, а в 2003 г. - только 1,7%.
В 1990 г. наибольшими показателями обновления основных фондов характеризовались нефтедобывающая (9,0%), угольная (8,4%), легкая (8,4%), пищевая промышленность (7,4%), черная металлургия (7,5%). Вместе с тем наименьшие показатели обновления основных фондов были свойственны электроэнергетике (4,0%), цветной металлургии (5,3%), нефтеперерабатывающей (3,0%), химической и нефтехимической промышленности (5,4%) и строительных материалов (5,4%). В 2002 г. наибольшими показателями обновления основных фондов характеризовались отрасли добывающей промышленности и технологически связанные с ними отрасли переработки: нефтедобывающая (3,7%), нефтеперерабатывающая (4,4%), пищевая промышленность (2,9%), цветная металлургия (2,7%). В то же время крайне малые коэффициенты обновления основных фондов были свойственны преимущественно отраслям обрабатывающей промышленности: легкой (0,4%), химической и нефтехимической (0,7%), газовой промышленности (0,9%), машиностроению (0,8%).
В период после 1990 г. произошло значительное увеличение среднего возраста техники в составе основных фондов промышленности. Так, в 2002 г. средний возраст техники в составе основных фондов промышленности составил больше 20 лет;. При этом в составе основных фондов промышленности доля техники в возрасте свыше 20 лет составила 45%, в возрасте до 10 лет (включительно) - только 13,5%, а в возрасте до 15 лет (включительно) - 33,5%.
Техника в составе активной части основных фондов промышленности является в значительной мере устаревшей, крайне изношенной и нуждается в скорейшей замене Удельный вес полностью изношенных основных фондов промышленности в общем их объеме составил в 2001 г. 18,9%, в том числе машин и оборудования - 29,1%, а зданий - только 3,5%. В 2003 г. степень износа основных фондов промышленности составила 53,6%. В 2002 г. наибольшая степень износа основных фондов была свойственна отраслям обрабатывающей промышленности: химической и нефтехимической (57,0%), нефтедобывающей промышленности (54,8%), электроэнергетике (57,3%), машиностроению (54,8%). Сравнительно меньшей степенью износа характеризовались преимущественно отрасли добывающей промышленности: газовая (29,6%), пищевая (35,7%), угольная (46,2%), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (44,9%), цветная металлургия (45,0%).
В этих условиях производственные предприятия промышленности вынуждены осуществлять регулярные комплексные обследования состояния парков машин и оборудования с целью обнаружения наиболее изношенных и опасных для эксплуатации элементов в технологических
1 В дореформенный период в качестве нормативного срока службы оборудования были приняты 12 лет, однако они оценивались как значительно превышающие фактический срок службы оборудования в развитых странах.
цепочках и в технике, их ремонта или замены и обеспечения тем самым безаварийной работы предприятия. Однако эти действия приводят к тому, что консервируются старые технологические подходы, накапливается общий износ машин и оборудования, становится все более настоятельной масштабная качественная замена техники в составе основных фондов предприятия и промышленности в целом. Кроме того, общий износ активной части основных фондов предприятия может достигнуть такой критической величины, что потребуется их полная замена.
Таким образом, сегодня в отечественной промышленности сложилась парадоксальная с точки зрения рыночной экономики ситуация. С одной стороны, в промышленности существуют значительные потребности увеличения производства и закупок техники для обновления устаревших и крайне изношенных основных фондов. С другой стороны, в инвестиционном машиностроении имеются значительные свободные производственные мощности для увеличения производства этой техники. Тем не менее, в настоящее время не происходит значительного увеличения производства и закупок машин и оборудования. При этом, в частности, в инвестиционном машиностроении не осуществляется заметного снижения цен на технику, а в промышленности не происходит значительного увеличения платежеспособного спроса на машины и оборудование. Эту парадоксальную ситуацию в промышленности более подробно рассмотрим ниже. Предварительно остановимся на существующих возможностях обновления основных фондов промышленности.
В настоящее время можно выделить три возможных подхода к ускоренному обновлению основных фондов отраслей промышленности и повышению их технико-технологического уровня. Первый подход может ориентироваться на закупку импортной техники с использованием золотовалютного запаса, накопленного государством в период благоприятных для российской экономики цен на нефть и газ, а также некоторых других внутренних источников. Второй подход может предполагать значительные объемы иностранных инвестиций в предприятия отечественной промышленности, которые в дальнейшем призваны обеспечить не только сохранение, но и обновление производственного аппарата отраслей промышленности. Наконец, третий подход может быть связан со значительным увеличением платежеспособного спроса на отечественную технику и значительным ростом ее производства и закупок. Проведем исследование возможности осуществления каждого из этих подходов с учетом сложившейся к настоящему времени структуры парков техники отраслей промышленности.
Статистическая практика нередко выделяет в составе парков техники отраслей промышленности основное технологическое и вспомогательное оборудование, контрольно-измерительную технику. Использование этой классификации техники позволяет определить сложившуюся в те-
чение многих десятилетий важнейшую пропорцию, в соответствии с которой доля основного технологического оборудования в составе парков техники отраслей промышленности составляет от 55 до 88% (табл. 1). В том числе больше 80% основного технологического оборудования является непосредственно отечественной машиностроительной продукцией, поскольку было произведено предприятиями отечественного инвестиционного машиностроения с использованием результатов научноисследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных соответствующими отечественными институтами и организациями. При этом существенно меньше 20% основного технологического оборудования отраслей промышленности приобреталось по импорту.
Таблица 1
Структура парков техники отраслей промышленности, %
Отрасли промышленности Основное технологическое оборудование Оборудование вспомогательное Контрольно- измерительная техника
Черная металлургия 66 29 5
Цветная металлургия 54 41 5
Нефтеперерабатывающая 87 8 5
Нефтедобывающая 68 24 8
Угольная 74 22 4
Газовая 69 25 6
Химическая и нефтехими-
ческая 73 20 7
Машиностроение 71 18 11
Электроэнергетика 88 7 5
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-
бумажная 66 32 2
Строительных материалов 71 27 2
Легкая 75 22 3
Совершенно иным является соотношение долей импортной и отечественной техники в общем составе парков вспомогательного оборудования и контрольно-измерительной техники отраслей промышленности. Больше 70% этих парков укомплектовано техникой, которая приобреталась по импорту, а другая часть этих парков представлена техникой отечественного производства. Однако доли импортного вспомогательного оборудования и импортной контрольно-измерительной техники в соответствующих парках техники не совпадают. Так, доля импортного вспомогательного оборудования составляет больше 60%, а импортной контрольно-измерительной техники - больше 90%.
Необходимо отметить, что выбор варианта комплектации парков техники отраслей промышленности вспомогательным оборудованием и контрольно-измерительной техникой либо отечественного, либо им-
портного производства в значительной мере определяется характеристиками основного технологического оборудования. Например, иногда эти характеристики предполагают комплектацию отраслевых парков только отечественной техникой. В некоторых случаях они предполагают комплектацию отраслевых парков техникой как импортного, так и отечественного производства. Однако во многих случаях комплектация отраслевых парков возможна вспомогательным оборудованием и контрольно-измерительной техникой только импортного производства.
Итак, рассмотрим возможность осуществления первого подхода, предполагающего ускоренное обновление основных фондов отраслей промышленности с использованием масштабных закупок импортной техники. Согласно самым скромным оценкам, стоимостная величина отечественного основного технологического оборудования в основных фондах отраслей промышленности составляет значительно больше сотни миллиардов долларов. Однако в условиях замены основного технологического оборудования отраслей промышленности соответствующим импортным общая сумма затрат, непосредственно связанных с этой заменой и ею обусловленных, будет больше во много раз. Это связано с необходимостью приобретения также по импорту - для комплектации основных фондов промышленности - и вспомогательного оборудования, и контрольно-измерительной техники. Кроме того, в этих условиях возникнет потребность закупки по импорту основного технологического и вспомогательного оборудования и контрольно-измерительной техники для других отраслей экономики, технологически взаимосвязанных с отраслями промышленности. Необходимо в качестве дополнения указать, что в дореформенный период больше половины техники, приобретаемой по импорту, направлялось в парки машин и оборудования отраслей оборонно-промышленного комплекса. В настоящее время эти отрасли крайне нуждаются в обновлении, прежде всего, парков импортной техники. По-видимому, избежать необходимости значительных закупок импортной техники для отраслей ОПК невозможно. Отметим также необходимость проведения дополнительных строительно-монтажных работ в отраслях промышленности и в других отраслях экономики, технологически с ними взаимосвязанных. Значительная часть этих дополнительных строительно-монтажных работ может быть выполнена только при условии их оплаты, как и импортных закупок техники, валютными средствами. В итоге потребуется колоссальная сумма золотовалютных средств, значительно превосходящая объем государственного долга России, и которую экономика и правительство нашей страны изыскать не в состоянии.
Рассмотрим возможность осуществления второго подхода, предполагающего ускоренное обновление производственного аппарата отраслей промышленности в результате значительных объемов иностранных
инвестиций в предприятия отечественной промышленности. В настоящее время осуществление этого подхода представляется совершенно невозможным. Это связано, прежде всего, с тем, что объемы иностранных инвестиций в отечественную экономику не могут быть сравнительно большими. Иностранные инвестиции в предприятия отечественной экономики имеют целью достижение максимальной прибыли на вложенный капитал (за исключением случаев покупки предприятия-конкурента с целью его устранения). В то же время в качестве цели иностранных инвестиций не может рассматриваться комплексная модернизация отраслей отечественной промышленности и экономики в целом, поскольку многие предприятия отечественной промышленности представляют значительную ценность для отечественной экономики совсем не из-за их высокой прибыльности. Необходимые для модернизации отечественной промышленности объемы инвестиций составляют несколько сотен миллиардов долларов. С одной стороны, в настоящее время в мировой экономике свободные капиталы, если исключить спекулятивные, в таких значительных объемах отсутствуют. С другой стороны, в мировой экономике существуют более привлекательные для инвестиций страны, например Китай, которые не заинтересованы в потере значительных объемов иностранных инвестиций.
Экономика нашей страны является по-прежнему уникальной и самодостаточной. Это значит, в частности, что масштабная замена основного технологического и вспомогательного оборудования и контрольно -измерительной техники в составе парков техники отраслей промышленности принципиально возможна только на основе развития отечественного инвестиционного машиностроения и роста производства и закупок техники отечественного производства. Поэтому в рамках рассмотрения перспективности осуществления третьего подхода и изучения отмеченной ранее парадоксальной ситуации, сложившейся в промышленности, необходимо исследовать условия и возможности значительного роста платежеспособного спроса на технику со стороны отраслей промышленности, а также производства и закупок продукции отечественного машиностроения.
Главный вопрос этого исследования состоит в том, что в настоящее время в условиях объективного роста потребности в замене изношенной и устаревшей техники в составе основных фондов отраслей промышленности происходит с формированием стоимости машин и оборудования. Такая постановка вопроса является вполне закономерной, поскольку уровень цен на машиностроительную продукцию определяет в основном платежеспособный спрос на технику, и, в конечном счете, в условиях существования значительных свободных производственных мощностей машиностроения, объемы производства и закупок техники в отраслях промышленности. При этом фундаментальное исследование современного уровня стоимости техники предполагает
рассмотрение ее динамики и факторов ее формирования за достаточно длительный период времени.
Обобщающим показателем динамики стоимости техники, как известно, является изменение относительной цены на продукцию машиностроения. Указанный показатель определяется как частное от деления индекса роста отраслевой цены на индекс роста цены на продукцию промышленности в целом2. Изменение относительных цен на машины и оборудование связано с действием внутренних машиностроительных и внешних для этой отрасли факторов. В отдельные периоды, как правило, преобладает влияние либо внешних, либо внутренних факторов.
Анализ изменения относительных цен на машины и оборудование нами осуществлен за период 1951-2004 гг. В соответствии с логикой и целью исследования определялись аппарат и информационное обеспечение расчетов. Исследование проводилось с учетом взаимосвязей финансовых и материальных потоков. Действия факторов различного уровня обобщались в рамках единых процессов, обеспечивающих производство машиностроительной продукции и закупку машин и оборудования в отраслях промышленности. В результате проведенного исследования были выделены три периода изменения относительных цен на машины и оборудование, связанные с основными условиями развития отечественной экономики и промышленности. Для каждого периода выделялись факторы, определяющие динамику относительных цен на машиностроительную продукцию, их взаимосвязи и степень их влияния.
Динамика относительных цен на технику в первом периоде (19511964 гг.) определялась на основе статистической информации, приведенной в книге А.И. Анчишкина [1]. Кроме того, в статистических расчетах применялись методы экстраполяции и экспертных оценок. Динамика относительных цен на машины и оборудование во втором периоде (1965-1991 гг.) определялась с использованием расчетов на основе статистических данных о производстве техники в натуральном и стоимостном выражении. Вместе с тем, для исчисления динамики относительных цен на машины и оборудование в расчетах использовались и другие информационные материалы. Динамика относительных цен на машины и оборудование в третьем периоде (1992-2004 гг.) была исчислена на основе статистических данных по годовым изменениям цен на продукцию отраслей промышленности. Показатели динамики относительных цен в 2004 г. определялись методом экстраполяции.
Первый период изменения относительных цен на машины и оборудование характеризуется как не однородный по своему составу, но целостный с точки зрения развития экономики в этот период. В течение первых двух лет периода завершилось активное послевоенное восста-
2 Аналогичным образом исчисляется изменение относительной цены на продукцию отрасли промышленности.
новление народного хозяйства, а в течение следующих двенадцати лет продолжалось его крайне интенсивное развитие, направленное на решение не только экономических вопросов, но и значительного укрепления обороноспособности страны. Завершается период реформой системы планирования и экономического стимулирования.
Рассматриваемый период характеризуется как крайне благоприятный для инвестиционной деятельности в отечественной экономике. В этот период были очень значительными показатели роста производства и закупок машин и оборудования, вводов основных фондов и производственных мощностей промышленности. Кроме того, в результате успешной конверсии оборонных отраслей промышленности, способствовавшей разработке, освоению и производству новых видов продукции гражданской промышленности и реструктуризации военно-оборонного комплекса, его развитие получило новые качественные составляющие, которые представляют в настоящее время основу и гордость вооруженных сил страны.
В этот период происходило удорожание машиностроительной продукции. Согласно нашим оценкам, рост цен на машины и оборудование составил не больше 1,15-1,20. Удорожание машиностроительной продукции происходило в условиях скрытого роста цен и в других сферах экономики, например, в капитальном строительстве. Указанные явления свидетельствуют о существенном уровне скрытой инфляции в экономике в целом. По-видимому, в этот период удорожание техники происходило в результате как внутренних машиностроительных, так и внешних для этой отрасли факторов.
Второй период изменения относительных цен на машины и оборудование характеризуется как связанный с осуществлением реформы системы планирования и экономического стимулирования и закончившийся распадом Советского Союза и образованием России и стран СНГ. Этот период является целостным, несмотря на то, что в 1979 г. была проведена вторая реформа - хозяйственного механизма экономики.
Первая реформа, как известно, значительно увеличила права предприятий в планировании и хозяйственном руководстве на основе сокращения числа показателей, утверждаемых сверху, расширения прямых связей между предприятиями и значительного увеличения средств, находящихся в распоряжении предприятий. В частности, в статистической отчетности рекомендовались показатели поставок и реализации произведенной продукции, а также затрат на рубль товарной продукции, заменившие показатели производства продукции в натуральном и стоимостном выражении, а также индекс себестоимости сравнимой товарной продукции. В результате в условиях диктата производителя продукции над ее потребителем снизился контроль над ценностными изменениями выпуска продукции, ориентированными на выполнение плана по объему реализации продукции. Вторая реформа не отменила этих ре-
комендаций, а дополнительно предложила использование временных надбавок к оптовой цене новой продукции.
В этот период многономенклатурное машиностроительное производство получило широкие возможности увеличения удельного веса продукции в тропическом, экспортном, северном исполнении, по заявкам, с улучшенными характеристиками, для работы в специфических условиях, в том числе на открытых площадках, и других модификациях. Кроме того, после 1979 г. регулярно использовались временные надбавки к оптовой цене новой продукции машиностроения. Таким образом, во второй период рост относительных цен на машины и оборудование происходил в основном под влиянием внутренних машиностроительных факторов. Однако в условиях существовавшей тогда системы рост относительных цен на технику не ограничивал платежеспособный спрос на нее со стороны отраслей промышленности.
Расчет индекса роста относительных цен на машины и оборудование во втором периоде представляет сложную методологическую проблему. Ее решение связано, прежде всего, с исчислением показателя общего удорожания машин и оборудования. Показатель удорожания техники формировался под влиянием объективных процессов, связанных с улучшением потребительских свойств машиностроительной продукции, и скрытого роста цен. Сравнение приростов удорожания основных видов машин и оборудования с экономическим эффектом от использования этих же видов техники позволило выделить прогрессивные виды машиностроительной продукции, использование которых в народном хозяйстве предполагает получение значительного экономического эффекта, и традиционные виды техники. Таким образом, показатели роста стоимости единицы мощности техники были разделены на экономически обоснованные (прогрессивных видов) и необоснованные (традиционных видов). Вместе с тем экономически необоснованное удорожание техники определяется как явное, т. е. происходившее в результате пересмотра цен на машиностроительную продукцию, и скрытое - в результате изменений номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, а также роста цен на новые марки машин и оборудования.
В рассматриваемый период рост относительных цен на машины и оборудование, согласно нашим расчетам, составил 2,3 раза. Причем, существенно больше половины этого экономически необоснованного удорожания техники произошло после 1979 г., а особенно значительным было удорожание техники в 1991 г.
Третий период изменения относительных цен на машины и оборудование связан с образованием стран СНГ и России и в настоящее время не завершился. Этот период занимает особое место в развитии инвестиционного машиностроения и формировании стоимости машиностроительной продукции, поскольку связан с проведением в нашей стране ра-
дикальной экономической реформы. В этот период в народном хозяйстве осуществляются рыночные преобразования в экономике, снижается участие в ней государства, происходит переход к открытой экономике, меняются объемы и структура внешней торговли.
В условиях перехода к открытой экономике принципиально возможными в качестве ориентира для внутренних цен нашей экономики оставались внешнеторговые цены на продукцию обрабатывающей или добывающей промышленности. В первом случае внутренние цены на сырьевые ресурсы определялись бы на основе расчетов, использующих данные о фактических затратах ресурсов на единицу продукции обрабатывающей промышленности. В то же время прибыль от внешней торговли природными ресурсами, исчисляемая на основе разницы между внутренними и внешнеторговыми ценами на эту продукцию, могла направляться на развитие качественных технологий обрабатывающей промышленности, осуществление конверсии военно-оборонного комплекса и его реструктуризацию. В этих условиях повышение внутренних цен на продукцию добывающей промышленности могло осуществляться постепенно и в той мере, в которой могло происходить улучшение качества технологий отечественной обрабатывающей промышленности.
Однако в связи со значительным вкладом сырьевой составляющей в экспорт нашей страны (возникшим в 90-е годы) в качестве ориентира для внутренних цен экономики России были приняты цены внешней торговли на сырьевые ресурсы. В итоге установилось и поддерживается определенное соотношение между внешнеторговыми и внутренними ценами на продукцию добывающей промышленности, которое примерно соответствует курсу доллара США по отношению к российскому рублю. С точки зрения чисто конкурентной модели это соотношение определяется рынком и поэтому может считаться объективно заданным. Однако фактически это один из тех параметров, которые регулируются в значительных пределах в соответствии с политикой данного государства или требованиями международных организаций.
Выбор в качестве ориентира для внутренних цен нашей экономики внешнеторговых цен на продукцию добывающих отраслей промышленности имеет крайне негативные последствия для обрабатывающей промышленности в целом, в том числе для инвестиционного машиностроения. Эти негативные последствия могли отсутствовать только при том предположении, что технологии в отраслях отечественной обрабатывающей промышленности являются такими же качественными, как и аналогичные западные технологии. Однако это предположение не соответствует действительности. В настоящее время в отраслях отечественной обрабатывающей промышленности используются старые и некачественные технологии. Эти технологии характеризуются по сравнению с аналогичными западными технологиями большими удельными показа-
телями расхода сырья, материалов, топлива, энергии, тепла на единицу продукции. Поэтому успешная производственная деятельность предприятий отечественной обрабатывающей промышленности возможна, прежде всего, в условиях сравнительно невысоких цен на продукцию добывающей промышленности.
Цены внешней торговли оказали влияние на уровень внутренних цен на продукцию добывающей промышленности в сторону его значительного повышения. В результате отечественное инвестиционное машиностроение оказалось в крайне неблагоприятных условиях. С одной стороны, в условиях рыночных преобразований экономики возникли ценовые ограничения платежеспособного спроса на продукцию, платежеспособный спрос на машины и оборудование резко и значительно сократился в связи с крайне высокими ценами на машиностроительную продукцию, возникшими во втором периоде. С другой стороны, в результате роста цен в третьем периоде на продукцию добывающих отраслей промышленности происходило дополнительное удорожание машин и оборудования и сокращение платежеспособного спроса на технику.
В этих условиях инвестиционное машиностроение вынуждено было в течение нескольких лет ликвидировать экономически необоснованное удорожание машин и оборудования, возникшее во втором периоде, и осуществить соответствующее снижение относительных цен на технику. Однако в результате удорожания продукции добывающих отраслей промышленности в третьем периоде произошел дополнительный рост относительных цен на технику. Поэтому платежеспособный спрос на машины и оборудование не восстановился в прежних объемах, не смотря на очень большие потребности производственного аппарата промышленности в замене устаревшей и крайне изношенной техники.
В настоящее время инвестиционное машиностроение вынуждено удешевлять технику любыми способами, в том числе за счет снижения ее качества. Например, снижается качество отделки поверхностей и их покрытия, сокращается количество операций обработки деталей, высококачественные операции обработки деталей заменяются менее качественными, максимально упрощается конструкция техники, производится замена деталей и материалов более дешевыми и простыми аналогами. Иногда удешевление машиностроительной продукции достигается в результате утраты определенных параметров техники или даже с некоторым риском не сохранить крайне необходимые для эксплуатации ее важнейшие качества.
Согласно опубликованным статистическим данным, в третьем периоде происходило значительное снижение относительных цен на машиностроительную продукцию. Их снижение происходило неравномерно: в начале периода снижение относительных цен на технику было резким и значительным, затем произошла определенная стабилизация показателей снижения, а в настоящее время среднегодовое снижение
относительных цен на машины и оборудование является сравнительно небольшим. Согласно статистическим данным, снижение относительных цен на машиностроительную продукцию началось в 1991 г. Однако, согласно нашим расчетам, в 1991 г. происходил значительный рост экономически необоснованного удорожания машин и оборудования. Поэтому статистические данные за 1991 г. о снижении относительных цен на машиностроительную продукцию нами отнесены к более позднему периоду, а именно: к 1993-1995 гг. В этом случае статистические данные за третий период совпадают с нашими расчетными показателями. Так, индекс снижения относительных цен на машиностроительную продукцию в 2002 г. по сравнению с 1991 г. составил 0,70, а в 2003 г. - 0,69. В соответствии с нашими оценками, снижение относительных цен на машины и оборудование в 2004 г. по сравнению с 1991 г. определяется индексом, не превосходящим 0,67 (табл. 2). Удешевление техники в третьем периоде характеризуется как обусловленное внутренними машиностроительными факторами.
Таблица 2
Динамика относительных цен на машиностроительную продукцию в 1951-2004 гг.
№ Период Индекс изменения относительных цен на технику
1 1951-1964 1,15-1,20
2 1965-1991 2,3
3 1992-2004 0,67
Всего 1,80-1,85
Таким образом, на основании анализа динамики показателей снижения относительных цен на машиностроительную продукцию в третьем периоде нами определено следующее. Дополнительное снижение относительных цен на машины и оборудование может происходить не более 4-5 лет, а затем примерно в 2009 г. третий период завершится. Индекс снижения относительных цен на технику в 2005-2009 гг., по-видимому, не превысит 0,9. В этих условиях общий индекс снижения относительных цен на машины и оборудование в третьем периоде, рассчитываемый как произведение двух индексов, составит 0,6.
Произведем расчет индекса повышения относительных цен на машиностроительную продукцию в третьем периоде в результате роста внутренних цен на продукцию добывающей промышленности. Исчислим этот индекс методом остатка. Для этого расчета перемножим индексы изменения относительных цен на машиностроительную продукцию в первом, во втором и в третьем периоде. Произведение этих индексов составляет 1,6-1,7 и определяет указанный индекс повышения относительных цен на технику в третьем периоде в результате роста внутренних цен на
продукцию добывающей промышленности. Этот рост относительных цен на машины и оборудование обусловлен внешними для отрасли факторами и не может быть устранен самим машиностроением.
Согласно нашим оценкам, наступлению в 2009-2010 гг. четвертого периода изменения относительных цен на машины и оборудование будут содействовать, по-видимому, различные обстоятельства как российской, так и мировой экономики. Первым из них, несомненно, является разработка и принятие на федеральном уровне пакета законодательных актов, связанных с регулированием цен на природные ресурсы и перераспределением рентных доходов3.
Другим обстоятельством может оказаться снижение цен внешней торговли на продукцию добывающей промышленности, а именно на нефть и газ. Спрогнозировать появление этого фактора сложно, однако его действие вполне возможно.
В качестве третьего обстоятельства отметим исчерпание разработанных запасов нефти и потребность в значительных объемах капиталовложений в разработку и освоение новых месторождений. В настоящее время имеются сравнительно разные оценки сроков исчерпания доступных месторождений нефти.
Четвертым обстоятельством может быть усиление социальных протестов и сепаратизма в регионах добычи сырьевых ресурсов. Этот фактор также достаточно сложно прогнозировать, хотя он является достаточно реальным.
Каждое из указанных обстоятельств самостоятельно способно содействовать переходу к четвертому периоду, однако наиболее вероятным является совместное влияние всех или части из них.
В четвертом периоде необходимо осуществить снижение относительных цен на продукцию машиностроения в 1,6-1,7 раза (соответствующий индекс составит 0,62-0,60) в результате снижения внутренних цен на продукцию добывающих отраслей промышленности (табл. 3). Согласно нашим расчетам с использованием данных межотраслевого баланса, для удешевления машиностроительной продукции необходимо, в первую очередь, осуществить значительное снижение внутренних цен на продукцию электроэнергетики и топливной промышленности.
Значительным является также вклад в удорожание машиностроительной продукции услуг сферы обращения (включая коммерческую деятельность)4. Несколько меньше должно быть снижение цен на продукцию цветной металлургии. В существенно меньшей мере необходимо удешевить продукцию черной металлургии и услуги грузового транспорта и производственной связи.
3 По нашему мнению, природная рента должна направляться на развитие обрабатывающей промышленности. Такое использование природной ренты могут обеспечить, прежде всего, низкие внутренние цены на продукцию добывающей промышленности.
4 По-видимому, давно уже возникла настоятельная необходимость регулирования процесса ценообразования на товары торговых посредников и их количества.
Таблица 3
Прогнозная динамика относительных цен на технику в 2005-2012 гг.
№ Период Индекс изменения относительных цен на технику
3 2005-2009 0,9
4 2010-2012 0,62-0,60
Согласно нашим оценкам, снижение цен на продукцию и услуги указанных отраслей можно осуществить, например, в 4-6 этапов. На первом этапе необходимо усилить информационный контроль над формированием стоимости продукции добывающих отраслей промышленности и услуг сферы обращения (включая коммерческую деятельность).
Второй этап может предполагать принятие ряда законодательных актов на федеральном уровне в области ценообразования на продукцию добывающих отраслей промышленности и услуги сферы обращения. Законодательные акты необходимы для ограничения уровня рентабельности указанных отраслей (например в 20%), а также возможности устанавливать цены на продукцию (и услуги) этих отраслей выше определенного уровня. Этот уровень определяется суммой затрат на производство продукции (или оказание услуг) и нормативной прибыли, формирующейся в рамках указанной рентабельности.
Третий этап предполагает контроль за выполнением указанных законодательных актов и принятие соответствующих мер в отношении тех, кто не исполняет российское законодательство.
Наконец, четвертый этап должен состоять в том, чтобы усилить информационный контроль над формированием стоимости продукции и услуг других отраслей.
Однако названных мер может оказаться недостаточно для достижения необходимого снижения уровня цен на продукцию других отраслей. В этом случае должны быть осуществлены, в соответствии с нашей точкой зрения, один или два дополнительных этапа.
Пятый этап предполагает принятие ряда законодательных актов на федеральном уровне в области ценообразования продукции других отраслей, аналогичных указанным ранее для добывающей промышленности и сферы обращения.
На шестом этапе необходимо осуществить контроль за выполнением другими отраслями антимонопольного законодательства или принятых законодательных актов, а в случае их невыполнения - предпринять соответствующие меры наказания в отношении нарушителей.
Указанные 4-6 этапов снижения цен на продукцию и услуги можно осуществить в течение 1,5-2,5 лет, т.е. в период 2010-2012 гг. В этом
случае, согласно нашим расчетам, снижение относительных цен на машиностроительную продукцию в 1,6-1,7 раза будет произведено в конце указанного периода.
Такое снижение цен на машиностроительную продукцию будет способствовать увеличению платежеспособного спроса на машины и оборудование примерно в два раза. Это можно объяснить следующим образом. В условиях значительной потребности в определенной продукции и снижения на нее цены прежние покупатели приобретают продукцию, как правило, на прежнюю сумму, т.е. во столько раз больше в ее количестве, во сколько раз на нее снизилась цена. Кроме того, дополнительный платежеспособный спрос на эту продукцию создают новые потребители, которые в прежних условиях не могли себе этого позволить из-за слишком высокой цены. В настоящее время машины и оборудование являются именно такой продукцией, в которой имеется весьма значительная потребность отраслей промышленности, а цены на нее могут быть заметно снижены.
В условиях двукратного роста платежеспособного спроса на машины и оборудование увеличение производства и закупок техники также составит двукратную величину. Согласно нашим оценкам, это увеличение производства техники могут осуществить свободные мощности машиностроения. Рассмотрим ресурсные ограничения двукратного роста производства машин и оборудования со стороны других отраслей промышленности.
Рост производства машин и оборудования в два раза может быть обеспечен, прежде всего, дополнительными объемами производства продукции черной металлургии, но при этом экспорт отрасли, возможно, несколько сократится. Однако это не является обязательным условием, поскольку объемы и структура дополнительного спроса на металл будут определяться структурой спроса на машиностроительную продукцию.
Двукратное увеличение производства машиностроительной продукции может быть обеспечено также дополнительными услугами грузового транспорта и производственной связи и дополнительными объемами производства продукции топливной, химической и нефтехимической промышленности, электроэнергетики, цветной металлургии и ряда других отраслей промышленности. Дополнительные закупки продукции топливной промышленности и электроэнергетики, по-видимому, не повлияют на объемы экспорта этих отраслей промышленности.
В условиях двукратного роста производства и закупок техники будет происходить увеличение коэффициента обновления основных фондов промышленности. Это увеличение составит также примерно двукратную величину. При этом существенно возрастут коэффициенты обновления основных фондов электроэнергетики, машиностроения, черной металлурги, легкой, химической и нефтехимической промышленности и строительных материалов. В этих условиях замену активной части полно-
стью изношенных основных фондов промышленности можно будет произвести в течение 5-6 лет. Необходимо, однако, отметить, что уже через 2-3 года после снижения цен на машиностроительную продукцию можно значительно увеличить производство конверсионной техники. В этом случае обновление основных фондов промышленности не только ускорится, но и будет более качественным, с использованием новых технологий.
В условиях снижения цен на машиностроительную продукцию будет происходить и снижение цен на продукцию обрабатывающей промышленности в целом. В свою очередь, увеличение платежеспособного спроса на продукцию обрабатывающей промышленности предполагает рост ее производства и закупок. При этом дополнительный платежеспособный спрос обрабатывающей промышленности на продукцию других отраслей промышленности будет способствовать увеличению их производства.
В этих условиях, с одной стороны, экспорт продукции топливной промышленности и электроэнергетики может быть сокращен в связи со значительным внутренним потреблением этой продукции, с другой стороны, возможно сокращение потребности в закупках импортной продукции в результате развития импортозамещающих производств промышленности. Причем, в указанных условиях стоимость отечественных промышленных товаров будет, как правило, меньше аналогичных импортных.
Таким образом, в условиях значительного роста производства инвестиционного машиностроения и обрабатывающей промышленности в целом может осуществиться значительное увеличение производства всех отраслей промышленности, а их коэффициенты использования мощностей составят 85-95%.
Литература и информационные источники
1. Анчишкин А.И. Прогнозирование темпов и факторов экономического роста. М.: МАКС Пресс, 2003.