ДИНАМИКА НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ
П.А. Иванов, канд. экон. наук, заведующий сектором Институт социально-экономических исследований УФИЦ РАН (Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-11-1-163-165
Данное исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-03-2022-001 от 14.01.2022 г.
Аннотация. На примере консолидированного бюджета Республики Башкортостан проведен анализ динамики и структуры налоговых поступлений с учетом современных условий санкционных ограничений для экономики территории. Установлено, что за 8 месяцев 2022 г. относительно аналогичного периода прошлого года в объеме собственных доходов консолидированного бюджета наблюдается рост доли налога на прибыль организаций при существенной трансформации его структуры вследствие инфляционного давления. Сделан вывод о необходимости развития инвестиционных инструментов финансового обеспечения средне- и долгосрочных проектов социально-экономического развития региона как основы для повышения резилиентности экономики к санкционным шо-кам.
Ключевые слова: санкции, бюджет, налоги, отраслевая структура, резилиентность, регион.
Налоговые доходы бюджета являются основой обеспечения финансовой самодостаточности территории. В условиях санк-ционного давления на экономику России и ее регионов становится необходимым проведение мониторинга и анализа состояния бюджетной системы, выявление уязвимых зон в формировании общественных территориальных финансов. Исходя из этого целью данной статьи является анализ динамики налоговых доходов региона в условиях санкционного давления на примере консолидированного бюджета Республики Башкортостан (РБ). Согласно данным Ми-
нистерства финансов РБ по состоянию на 01.09.2022 г. в консолидированный бюджет республики поступило более 153 млрд руб. налоговых и неналоговых доходов, что в 1,3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года [1]. При этом традиционно основу формирования собственных доходов бюджета региона составили налоговые поступления по налогу на прибыль организаций (НПО - 31,8%) и налогу на доходы физических лиц (НДФЛ -28,1%). В разрезе видов экономической деятельности НПО и НДФЛ представлены в таблице.
Таблица. Изменение структуры поступлений по НПО и НДФЛ в консолидированный
бюджет РБ за 8 месяцев 2021-2022 гг., в % [21
Вид экономической деятельности НПО НДФЛ
01.09.2021 01.09.2022 Изменение 01.09.2021 01.09.2022 Изменение
Сельское хозяйство 0,1 0,1 0,0 2,1 2,3 0,2
Добыча полезных ископаемых 9,0 15,6 6,6 8,0 8,7 0,7
Обрабатывающие производства 42,1 19,1 -23,0 20,1 21,9 1,9
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 5,4 4,6 -0,8 3,8 4,3 0,5
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений 0,5 0,3 -0,2 0,9 1,0 0,1
Строительство 2,4 2,2 -0,2 5,9 6,0 0,1
Оптовая и розничная торговля 20,5 46,9 26,4 15,8 13,0 -2,8
Транспортировка и хранение 3,4 3,4 -0,1 8,7 8,9 0,2
Финансовая и страховая деятельность 9,6 2,5 -7,1 3,5 3,4 -0,1
Профессиональная, научная и техническая деятельность 3,8 3,1 -0,7 6,9 7,4 0,4
Другие ВЭД 3,2 2,3 -1,0 24,4 23,1 -1,3
Объем налоговых поступлений, млн руб. 34 834,7 48 730,0 139,9 40 173,0 42 979,4 107,0
Доля в налоговых и неналоговых доходах 29,1 31,8 2,7 33,5 28,1 -5,4
Как видно из таблицы наблюдается повышение концентрации поступлений по налогу на прибыль от организаций оптово-розничной торговли и добывающего сектора (в основном за счет нефтедобычи) при снижении поступлений от обрабатывающих производств (наиболее сильное падение наблюдается в сфере производства летательных аппаратов и лекарственных средств) и предприятий финансового и страхового рынков. По данным Росстата в сентябре 2022 г. по сравнению с декабрем предыдущего года индекс цен производителей промышленных товаров в РБ снизился на 0,8% при росте индекса потребительских цен на товары и услуги на 10,9% [3]. Все это свидетельствует о преимущественно непроизводственном, инфляционно-курсовом характере роста налоговых поступлений по НПО (в 1,4 раза) и трансформации его структуры по доминирующим направлениям (с промышленного на торговое и экспортно-сырьевое направления).
В отличие от НПО динамика поступлений по НДФЛ имеет устойчивый характер с тенденцией к повышению (на 7% за рассматриваемый период). Кроме того, в доминирующих направлениях изменение структуры НДФЛ обратная относительно НПО (рост доли отчислений НДФЛ в обрабатывающих производствах при снижении в торговле), что может быть вызвано
как более масштабной государственной поддержкой данного вида деятельности в целом как приоритетного, так и необходимостью сохранения высококвалифицированных кадров, последующий поиск и обучение которых в случае сокращения займет больше времени и финансовых средств нежели в торговых организациях (более высокий уровень оборота средств в торговле позволяет проводить более гибкую кадровую политику и достаточно быстро нарастить число сотрудников при улучшении финансового положения).
Несмотря на рост НДФЛ на 7% (2,8 млрд руб.) страховые взносы на обязательное социальное страхование снизились на 1,3% (1,1 млрд руб.), что вероятно вызвано принятием Правительством РФ решения об отсрочке по уплате страховых взносов в 2022 г. для компаний и индивидуальных предпринимателей определенных видов экономической деятельности [4].
Таким образом, общий объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет РБ в 2022 г. имеет положительную динамику. Однако ограниченность объемов налоговых доходов относительно требуемых масштабов инвестирования экономики (для РБ - 650 млрд руб. в год к 2024 г.) и преимущественно инфляционный характер их роста негативно сказывается на резилиентности (шокоустойчиво-
сти) развития экономики региона и страны не вызывающие, с одной стороны, рост в целом, которой в условиях санкционных инфляционных рисков, а, с другой - уве-ограничений необходимы значительные личение бюджетных расходов. Одним из инвестиционные вложения для импорто- таких механизмов, ключевая роль в реали-замещения и обеспечения научно-техно- зации которого отводится Банку России, логического суверенитета. В этой связи может выступить целевая проектная эмис-целесообразно развивать механизмы при- сия с использованием счетов эскроу [5], влечения финансовых ресурсов в крупные рассмотренный и одобренный на слуша-инфраструктурные инвестиционные про- ниях в Общественной палате РФ. екты средне- и долгосрочного характера,
Библиографический список
1. Информация об исполнении консолидированного бюджета Республики Башкортостан на 1 сентября 2022 года // Официальный сайт Правительства РБ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pravitelstvorb.ru/ru/press-office/news.php?ELEMENT_ГО=57334 (дата обращения: 15.11.2022).
2. Данные по формам статистической налоговой отчетности // Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/ (дата обращения: 15.11.2022).
3. Информация для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации // Официальный сайт Росстата. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11109/document/13259 (дата обращения: 15.11.2022).
4. Постановление Правительства РФ от 29.04.2022 г. № 776 «Об изменении сроков уплаты страховых взносов в 2022 году» // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204300003 (дата обращения: 17.11.2022).
5. Резолюция Общественной палаты Российской Федерации по результатам круглого стола на тему: «Национальный рынок капитала: проблемы и возможности» // Сайт Общественной палаты РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://old.oprf.ru/press/news/2019/newsitem/49734 (дата обращения: 21.11.2022).
DYNAMICS OF REGIONAL TAX REVENUE UNDER SANCTION PRESSURE
P.A. Ivanov, Candidate of Economical Sciences, Chief of Sector Institute of social and economic researches UFRC RAS (Russia, Ufa)
Abstract. Using the example of the consolidated budget of the Republic of Bashkortostan, an analysis was made of the dynamics and structure of tax revenues, taking into account the current conditions of sanctions restrictions for the economy of the territory. It has been established that for 8 months of2022, relative to the same period last year, in the volume of own revenues of the consolidated budget, there is an increase in the share of corporate income tax with a significant transformation of its structure due to inflationary pressure. It is concluded that it is necessary to develop investment instruments for financial support of medium- and long-term projects for the socio-economic development of the region as a basis for increasing the resilience of the economy to sanctions shocks.
Keywords: sanctions, budget, taxes, sectoral structure, resilience, region.