Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ УЯЗВИМЫХ ЗОН ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ'

ВЫЯВЛЕНИЕ УЯЗВИМЫХ ЗОН ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / БЮДЖЕТ / РЕГИОН / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов П. А.

Статья посвящена проблеме выявления уязвимых зон формирования и использования общественных финансов региона в условиях санкционного давления на примере Республики Башкортостан. По результатам проведенного анализа основных налоговых доходов консолидированного бюджета республики выявлены зоны, в наибольшей мере подверженные риску недополучения доходов: 1) высокая волатильность динамики налога на прибыль организаций по сравнению с налогом на доходы физических лиц; 2) снижение диверсификации поступлений по налогу на прибыль в отраслевом разрезе; 3) рост вклада в объем налоговых поступлений тех видов экономической деятельности, которые имеют режим наибольшего налогового и инвестиционного благоприятствования (необходимость совершенствования системы налоговых и инвестиционных преференций). Проанализированы внешние факторы формирования уязвимых зон общественных финансов субъектов Российской Федерации. Сформулированы предложения по повышению эффективности использования общественных финансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF VULNERABLE ZONES OF THE FORMATION OF REGION’S PUBLIC FINANCES UNDER SANCTIONS RESTRICTIONS

The article is devoted to the problem of identifying vulnerable areas for the formation and use of public finances in the region under sanctions pressure on the example of the Republic of Bashkortostan. According to the results of the analysis of the main tax revenues of the consolidated budget of the republic, the zones most exposed to the risk of shortfall in income were identified: firstly, the high volatility of the dynamics of the corporate income tax compared to the personal income tax, and secondly, the decrease in the diversification of tax revenues on profit in the sectoral context, thirdly, the growth of the contribution to the volume of tax revenues of those types of economic activity that have the most favorable tax and investment regime (the need to improve the system of tax and investment preferences). The external factors of formation of vulnerable zones of public finances of subjects of the Russian Federation are analysed. Proposals have been formulated to improve the efficiency of the use of public finances.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ УЯЗВИМЫХ ЗОН ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ»

УДК 336.1 JEL H61 DOI 10.26425/1816-4277-2022-9-153-160

Выявление уязвимых зон формирования общественных финансов региона в условиях санкционных ограничений

Иванов Павел Андреевич

Канд. экон. наук, зав. сектором региональных финансов и бюджетно-налоговой политики ORCID: 0000-0001-9880-0521, e-mail: [email protected]

Институт социально-экономических исследований, Уфимский федеральный исследовательский центр

Российской академии наук, г. Уфа, Россия

Аннотация

Статья посвящена проблеме выявления уязвимых зон формирования и использования общественных финансов региона в условиях санкционного давления на примере Республики Башкортостан. По результатам проведенного анализа основных налоговых доходов консолидированного бюджета республики выявлены зоны, в наибольшей мере подверженные риску недополучения доходов: 1) высокая волатильность динамики налога на прибыль организаций по сравнению с налогом на доходы физических лиц; 2) снижение диверсификации поступлений по налогу на прибыль в отраслевом разрезе; 3) рост вклада в объем налоговых поступлений тех видов экономической деятельности, которые имеют режим наибольшего налогового и инвестиционного благоприятствования (необходимость совершенствования системы налоговых и инвестиционных преференций). Проанализированы внешние факторы формирования уязвимых зон общественных финансов субъектов Российской Федерации. Сформулированы предложения по повышению эффективности использования общественных финансов.

Для цитирования: Иванов П.А. Выявление уязвимых зон формирования общественных финансов региона в условиях санкционных ограничений//Вестник университета. 2022. № 9. С. 153—160.

Ключевые слова

Общественные финансы, экономические санкции, бюджет, регион, результативность, инвестиции, государственная программа, стратегическое планирование

Благодарность. Работа выполнена в рамках государственного задания Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук № 075-03-2022-001 от 14.01.2022 г.

© Иванов П.А., 2022.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

®

Identification of vulnerable zones of the formation of region's public finances under sanctions restrictions

Pavel A. Ivanov

Cand. Sci. (Econ.), Manager of the Department Regional Finance and Fiscal Policy ORCID: 0000-0001-9880-0521, e-mail: [email protected]

Institute for Socio-Economic Research, Ufa Federal Research Center, Russian Academy of Sciences, Ufa, Russia

Abstract

The article is devoted to the problem of identifying vulnerable areas for the formation and use of public finances in the region under sanctions pressure on the example of the Republic of Bashkortostan. According to the results of the analysis of the main tax revenues of the consolidated budget of the republic, the zones most exposed to the risk of shortfall in income were identified: firstly, the high volatility of the dynamics of the corporate income tax compared to the personal income tax, and secondly, the decrease in the diversification of tax revenues on profit in the sectoral context, thirdly, the growth of the contribution to the volume of tax revenues of those types of economic activity that have the most favorable tax and investment regime (the need to improve the system of tax and investment preferences). The external factors of formation of vulnerable zones of public finances of subjects of the Russian Federation are analysed. Proposals have been formulated to improve the efficiency of the use of public finances.

Keywords

Public finances, economic sanctions, budget, region, performance, investments, government programme, strategic planning

Acknowledgments. This study was carried out within the framework of the state assignment of the Ufa Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences No. 075-03-2022-001 ot 14.01.2022 r.

For citation: Ivanov P.A. (2022) Identification of vulnerable zones of the formation of region's public finances under sanctions restrictions. Vestnik universiteta, no. 9, pp. 153—160.

ВВЕДЕНИЕ

В современных кризисных условиях наблюдается рост влияния общественных финансов в обеспечении устойчивого социально-экономического развития территорий. В этой связи одной из актуальных задач государственного управления является выявление и оценка зон формирования общественных финансов, наиболее подверженных риску недополучения налоговых и неналоговых доходов относительно плановых (ожидаемых) значений в условиях санкционных ограничений. Еще одним важным аспектом является определение (корректировка) направлений использования общественных финансов, обеспечивающих повышение эффективности использования бюджетных средств в контексте нивелирования негативных эффектов от санкций.

В настоящее время Правительством Российской Федерации [1; 2] и органами власти регионов [3; 4] разработаны и приняты пакеты антисанкционных мер, затрагивающие различные аспекты финансово-инвестиционного обеспечения социально-экономического развития территорий. В частности, принятый в Республике Башкортостан (далее — РБ) пакет мер (всего 154 меры поддержки на общую сумму 54,3 млрд руб.) [4]

© Ivanov P.A., 2022.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

включает в себя меры институционального и бюджетного характера, поддержки как субъектов малого и среднего предпринимательства, так и системообразующих организаций, а также другие направления поддержки бизнеса и населения. Однако высокая неопределенность сложившейся ситуации требует постоянного оперативного отслеживания и учета вновь возникающих угроз и вызовов, в том числе в сфере общественных финансов. Основой собственных источников пополнения общественных финансов региона являются налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета территории. В этой связи возникает необходимость анализа динамики и структуры доходов региональных бюджетов с позиции их устойчивости и результативности использования в современных условиях.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

Вопросы исследования бюджетной устойчивости, результативности использования бюджетных средств территорий рассмотрены в работах О.Г. Аркадьевой [5], В.В. Климанова [6], Н.М. Сабитовой [7], И.А. Соколова [8] и других авторов. Тем не менее, на современном этапе развития бюджетной системы страны до сих пор как в научно-экспертной, так и нормативно-правовой сфере нет единого подхода к определению понятия «результативность» применительно к общественным финансам территорий. Проблема четкого описания данного понятия осложняется его смешением с другими схожими категориями, такими как «эффективность» и «экономность» использования общественных финансов. Как правило, под результативностью общественных финансов отечественными учеными понимается степень достижения запланированных результатов (в виде целевых показателей и социально-экономических эффектов их реализации), а отношение показателя результативности к уровню финансирования, в свою очередь, показывает эффективность бюджетных расходов [9; 10]. В Бюджетном кодексе России под результативностью использования бюджетных средств понимается достижение «наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств» [11]. Однако в такой формулировке наилучший результат может не только не совпадать с запланированным, но и быть меньше его [12].

Помимо этого, остается в недостаточной мере проработанным вопрос необходимости согласования параметров стратегического и бюджетного планирования территорий. Несмотря на упоминание в основополагающих нормативных документах [11; 13] бюджетного прогноза и государственных программ как документов стратегического планирования в законодательстве до сих пор нет четкого закрепления формирования целевых индикаторов долгосрочного бюджетного планирования исходя из стратегических целей (предполагает выработку активной бюджетной политики по созданию условий для формирования источников их достижения), а не только в соответствии с краткосрочным прогнозом социально-экономического развития территории на ближайшие три года, что с учетом современных реалий санкционного давления и необходимости перехода фактически к мобилизационному типу экономики повышает актуальность данного аспекта, в том числе для целей обеспечения результативности использования бюджетных средств.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования заключается в выявлении и оценке уязвимых зон общественных финансов субъектов Российской Федерации (далее — РФ) на примере консолидированного бюджета РБ. Информационной базой для исследования послужили данные Федерального казначейства [14] и Федеральной налоговой службы о налоговых поступлениях в бюджеты субъектов РФ в разрезе видов экономической деятельности [15]. В качестве методов анализа использовались методы системного анализа и группировок, обобщения и синтеза. Для сопоставления уровней налоговых поступлений санкционного и досанк-ционного периода использовались самые свежие на момент написания статьи данные налоговой отчетности за январь — апрель 2021—2022 гг.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

По результатам анализа структуры и динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона по 2 основным налогам (налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц — НДФЛ, которые формируют более половины от всего объема налоговых и неналоговых доходов) были выявлены следующие уязвимые зоны формирования и использования общественных финансов РБ.

1. Наличие значительной неустойчивости динамики налога на прибыль организаций, формирующего в различные годы от 20 % до 35 % налоговых и неналоговых поступлений консолидированного

бюджета РБ. В то же время 28—37 % формирует налог на доходы физических лиц, однако его динамика имеет более устойчивый характер (рис. 1).

,— 40

200 и

160 -

120 -

80 -

40

- 30

- 20

- 10

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Год

Динамика налога на прибыль, % (слева) Динамика НДФЛ, % (слева)

Ц Доля налога на прибыль, % (справа) (1) ■ Доля НДФЛ, % (справа) (2) Составлено автором по материалам исследования

Рис. 1. Динамика налога на прибыль, НДФЛ и их долей в налоговых и неналоговых доходах консолидированного бюджета РБ

За январь — апрель 2022 г. поступления в консолидированный бюджет республики по налогу на прибыль по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли почти в 2 раза с 15,4 млрд руб. до 29,6 млрд руб., по НДФЛ — на 9 % (с 18,9 до 20,6 млрд руб.) (рис. 2). При этом с начала введения санкционных ограничений месячные налоговые поступления оставались выше прошлогодних значений (за исключением объема по НДФЛ в апреле 2022 г.), на что в определенной мере повлиял рост цен как на экспортные (повышение доходов добывающего сектора), так и на импортные товары (рост прибыли торговых организаций), что подтверждается данными налоговых поступлений в отраслевом разрезе.

2. Повышение концентрации поступлений по налогу на прибыль в определенных видах экономической деятельности.

За январь — апрель 2022 г. 77,6 % (65,4 % за аналогичный период 2021 г.) поступлений по налогу на прибыль составили организации оптово-розничной торговли (53,3% при доле 19,0 в 2021 г.) и обрабатывающих производств (24,3 % при доле 46,4 % в 2021 г.). При этом в структуре НДФЛ данные виды экономической деятельности также занимают лидирующие позиции, но с гораздо меньшей суммарной долей (34,4 °% (табл. 1).

30000 -,

25000 -

н 20000-

3 15000 -Я

10000 -

5000 -

2021 НП

Январь (1)

2022 НП

Год

Февраль (2)

2021 НДФЛ

Март (3)

2022 НДФЛ

Апрель (4)

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 2. Динамика поступлений налога на прибыль (НП) и НДФЛ в консолидированный бюджет РБ за январь-апрель 2021 — 2022 гг.

0

Таблица 1

Структура налоговых поступлений в бюджет РБ по налогу на прибыль организаций и НДФЛ по видам экономической деятельности за январь — апрель 2021 — 2022 гг., %

Вид экономической деятельности Налог на прибыль НДФЛ

2021 г. 2022 г. +/- 2021 г. 2022 г. +/-

Сельское хозяйство 0,1 0,1 0,0 2,1 2,2 0,2

Добыча полезных ископаемых -0,1 1,1 1,1 7,1 7,9 0,8

Обрабатывающие производства, из них: 46,4 24,3 -22,1 19,8 21,7 1,9

— производство пищевых продуктов 2,0 1,3 -0,7 1,5 1,9 0,4

- производство нефтепродуктов 0,4 0,2 -0,2 1,5 1,9 0,5

— производство химических веществ и химических продуктов 11,5 6,5 -5,0 2,7 3,1 0,4

— производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 2,7 9,8 7,1 0,4 0,4 0,0

— производство прочей неметаллической — минеральной продукции 1,8 1,9 0,1 1,2 1,4 0,1

— производство летательных аппаратов, включая — космические, и соответствующего оборудования 17,5 -0,03 -17,5 3,8 3,6 -0,2

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 7,7 5,0 -2,7 4,1 4,8 0,7

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора

и утилизации отходов, деятельность и ликвидация за- 0,7 0,3 -0,4 1,0 1,0 0,0

грязнений

Строительство 3,8 3,1 -0,6 5,8 5,9 0,1

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 19,0 53,3 34,4 11,2 12,8 1,5

Транспортировка и хранение 2,7 2,8 0,0 8,4 9,0 0,6

Деятельность финансовая и страховая 9,8 4,1 -5,7 3,7 3,7 0,0

Деятельность профессиональная, научная и техническая 4,9 3,7 -1,3 6,4 7,4 1,1

Другие ВЭД 4,9 2,2 -2,7 30,4 23,6 -6,8

Составлено автором по материалам исследования

3. Необходимость формирования со стороны государства благоприятного инвестиционного и налогового климата. Наибольший рост по налогу на прибыль за рассматриваемый период продемонстрировала отрасль «производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях» (рост в 7,0 раз в номинальном выражении и в 5,8 раза в сопоставимых ценах) при практически неизменном уровне НДФЛ (1,2 и 1,02 раза соответственно). На наш взгляд, росту способствует как возросшая потребность в лекарственных препаратах (вакцинах) в ковидный и постковидный периоды, а также необходимость обеспечения национальной безопасности в этой сфере в условиях санкций (например, значительные инвестиции по импортозамещению препаратов свертываемости крови и противоопухолевых средств вкладываются в предприятие «Фармстандарт-УфаВИТА», производящее также вакцины «Спутник V» и «Спутник Лайт»), так и формирование благоприятного налогового режима для данного вида деятельности (пониженная ставка НДС в 10 %). В свою очередь, наибольшее падение показала отрасль производства летательных аппаратов (одним из крупнейших налогоплательщиков в данной отрасли является ПАО «ОДК-УМПО», специализирующийся на производстве авиадвигателей для военных и гражданских самолетов), формировавшая в январе-апреле 2021 г. 17,5 % всех поступлений по налогу на прибыль (за январь-апрель 2022 г. 0,0 %), а также 3,8 % НДФЛ (3,6 % за аналогичный период прошлого года). Вместе с тем, вследствие обострения геополитической обстановки государство направило дополнительные финансовые средства в проекты, реализуемые в рамках гособоронзаказа, что будет способствовать улучшению финансовых результатов предприятий военно-промышленного комплекса.

В современных условиях санкционного давления на российскую экономику важное значение приобретают факторы внешнего воздействия, особенно для регионов с высоким уровнем внешнеэкономической активности (по итогам 2021 г. объем внешнеторгового оборота РБ составил более 4,6 млрд долл. США, из которых 80 % приходилось на экспортные операции). Проведенный анализ санкци-онной политики стран Запада в части выявления уязвимых зон общественных финансов РФ и ее регионов позволил определить в качестве основных рисков для бюджетной системы страны в целом следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— нестабильность объемов налоговых доходов, поступающие от экспортных операций, а также сложность их прогнозирования вследствие высокой волатильности валютного курса рубля (ослабление в 1,6 раза с февраля по март 2022 г., укрепление с марта по июнь 2022 г. более чем в 2 раза и затем новая волна ослабления курса в начале июля). Это ведет к снижению поступлений от продажи углеводородов несмотря на рост их стоимости на мировых биржах. Для сравнения, если в феврале 2022 г. среднемесячная стоимость 1 барреля нефти марки Urals составляла 7 127 руб., в марте 9 233 руб., то в апреле уже 5 487 руб., в мае — 5 094 руб. Кроме того, из-за санкционных ограничений продажа нефти осуществляется с большим дисконтом (около 30 долл. США от цены марки Brent при 5 долл. США до введения санкций). В качестве оптимального с точки зрения обеспечения социально-экономической стабильности страны курса рубля на Петербургском международном экономической форуме первым заместителем председателя Правительства РФ А.Р. Белоусовым назван коридор 70—80 руб. за один доллар США. При этом по заявлениям различных экспертов курс рубля в 60—65 руб. и ниже ведет к разбалансировке бюджетной системы и формирует трудности для государства в части дальнейшего расширения масштабов финансовой поддержки экономики;

— санкционные ограничения на обслуживание внешнего государственного долга РФ, номинированного в долларах США и евро (носит технический характер и относится только к долгам федерального правительства, т.к. регионы не имеют внешнего государственного долга). Введенный Президентом РФ в конце июня 2022 г. временный порядок выплат по еврооблигациям в рублях [16] формирует механизм обхода санкций по схеме аналогичной оплате за газ в рублях. Однако оценить эффективность данной меры будет возможно только после начала ее полноценной реализации;

— рост дефицита бюджета к концу года вследствие увеличения расходов на социальную поддержку населения (внеплановая индексация с 1 июня МРОТ, прожиточного минимума, пенсий и социальных пособий), возможного принятия дополнительных пакетов антисанкционных мер поддержки экономики (в т.ч. на региональном уровне) и роста государственных расходов на финансирование деятельности военно-промышленного комплекса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, учитывая высокую волатильность динамики налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций и необходимость сохранения социальной направленности бюджетных расходов наиболее приоритетными направлениями формирования и использования общественных финансов Республики Башкортостан являются:

— рост финансовой и нефинансовой поддержки бизнеса за счет капитализации региональных институтов развития, введения дополнительных налоговых послаблений для инвесторов приоритетных инвестиционных проектов, резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и особой экономической зоны «Алга», оказания консультационной и информационной помощи, в том числе экспортно-ориентированным предприятиям. Принятый 30 июня на заседании Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан пакет законопроектов [17] содержит комплекс мер, направленных на решение данных вопросов. Однако остается актуальным вопрос повышения эффективности использования бюджетных средств, в том числе в рамках данных мероприятий (по итогам I квартала 2022 г. эффективность реализации большинства государственных программ РБ находилось на среднем и низком уровнях, в результате 55 % показателей не достигли своих плановых значений);

— расширение социальной поддержки малоимущих слоев населения, а также содействие занятости граждан (развитие центров компетенций и программ переподготовки) и формированию платежеспособного спроса на основе создания условий для открытия новых (расширения имеющихся) производств

с высокой добавленной стоимостью (посредством субсидирования затрат на создание инженерной и социальной инфраструктуры, внедрение практики предоставления дешевых длинных кредитных ресурсов на основе целевой проектной эмиссии с использованием счетов эскроу [18], развития системы заключения офсетных контрактов с субъектами малого и среднего предпринимательства и др.), в том числе в области импортозамещения и критических технологий.

Данные меры будут способствовать росту финансовых результатов субъектов хозяйствования и доходов населения, что позволит увеличить объем налоговых поступлений как основы для формирования общественных финансов регионов.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Федеральный закон от 29.11.2021 № 384-Ф3 (ред. от 14.03.2022) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году». http://wwwiConsultant.ru/document/cons_doc_ LAW_401514/ (дата обращения: 04.07.2022).

2. Российская Федерация. Федеральный закон от 09.03.2022 № 53-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411112/ (дата обращения: 04.07.2022).

3. План мероприятий по обеспечению стабилизации экономической ситуации в Москве. https://cdn.sobyanin.ru/static/pdf/plan-meropriyatiy.pdf (дата обращения: 04.07.2022).

4. Республика Башкортостан. Распоряжение Главы Республики Башкортостан от 29.04.2022 № РГ-128 «О первоочередных мерах по обеспечению устойчивого развития Республики Башкортостан в условиях санкционного давления». https://npa.bashkortostan. ru/35526/ (дата обращения: 04.07.2022).

5. Аркадьева О.Г., Березина Н.В. Влияние «ядра» доходов региональных бюджетов на стрессоустойчи-вость социально-экономических подсистем. Актуальные проблемы экономики и права. 2021;15(1):15—30. https://doi.org/10.21202/1993-047X.15.2021.1.15-30

6. Климанов В.В., Михайлова А.А. Факторы обеспечения бюджетной устойчивости региона. Финансы. 2021;(9):15-19.

7. Сабитова Н.М. Фискальные риски субъектов Российской Федерации. Финансы и кредит. 2022;28(3):508—527. https://doi.org/10.24891/fc.28.3.508

8. Соколов И.А., Белев С.Г., Сучкова О.В. Как обеспечить бюджетную устойчивость в России? Проблемы прогнозирования. 2021;(4):66-76. https://doi.org/10.47711/0868-6351-187-66-76

9. Молчанова Н.П., Нурисламова Н.Р. Активная бюджетная политика и ее роль в стабилизации национальной экономики. THEORIA: педагогика, экономика, право. 2021;(1):58-68. https://doi.org/10.51635/27129926_2021_1_582

10. Паздникова Н.П., Блусь Ю.П., Блусь П.И. Экспертная оценка программного планирования регионального развития. ArsAdministrandi (Искусствоуправления). 2018;10(4):548-568. https://doi.org/10.17072/2218-9173-2018-4-548-568

11. Российская Федерация. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.06.2022). http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 04.07.2022).

12. Афанасьев М.П., Шаш Н.Н. Инструментарий оценки эффективности бюджетных программ. Вопросы государственного и муниципального управления. 2013;(3):13-16.

13. Российская Федерация. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/fe7140d7cfc6c641ae322fe648d99 702d8b2a8f1/ (дата обращения: 04.07.2022).

14. Федеральное казначейство Российской Федерации. Отчеты об исполнении консолидированных бюджетов убъектов РФ. https:// roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov/1019/ (дата обращения: 05.07.2022).

15. Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Статистика и аналитика. https://www.nalog.gov.ru/rn02/ related_activities/statistics_and_analytics/ (дата обращения: 04.07.2022).

16. Российская Федерация. Указ Президента РФ от 22.06.2022 № 394 «О временном порядке исполнения перед резидентами и иностранными кредиторами государственных долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в государственных ценных бумагах, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте». http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_419920/ (дата обращения: 06.07.2022).

17. РБ. Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан. Материалы к заседанию. http://gsrb.ru/ru/materials/ materialy-k-zasedaniyu-gs-k-rb/?SECTION_ID=1721 (дата обращения: 06.07.2022).

18. Галушка А.С., Ниязметов А.К. Деньги: путь к новому качеству. Стратегии бизнеса. 2020;8(2):50-54. https://doi. org/10.17747/2311-7184-2020-2-50-54

References

1. Russian Federation. FederalLaw No. 384-FZ of November 29, 2021 (as amended on March 14, 2022) "On Amendments to the Budget Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation and Establishing Specifics for Executing Budgets of the Budgetary System of the Russian Federation in 2022". http://wwwiconsultant.ru/document/cons_doc_LAW_401514/ (accessed 04.07.2022).

2. Russian Federation. Federal Law No. 53-FZ of 09.03.2022 "On Amending the Budget Code of the Russian Federation and the Federal Law "On Amending the Budget Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation and Establishing Specifics for Executing Budgets of the Budgetary System of the Russian Federation in 2022". http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_411112/ (accessed 04.07.2022).

3. Plan of measures to ensure the stabilization of the economic situation in Moscow. https://cdn.sobyanin.ru/static/pdf/plan-meropriyatiy. pdf (accessed 04.07.2022).

4. Republic of Bashkortostan. Decree of the Head of the Republic of Bashkortostan dated April 29, 2022 No. RG-128 "On priority measures to ensure the sustainable development of the Republic of Bashkortostan in the face of sanctions pressure". https://npa.bashkor-tostan.ru/35526/ (accessed 04.07.2022).

5. Arkadeva O.G., Berezina N.V Impact of the "core" incomes of the regional budgets on the resilience of social-economic subsystems. Actual problems of economics and law. 2021;15(1):15-30. https://doi.org/10.21202/1993-047X.15.2021.1.15-30

6. Klimanov V.V, Mikhaylova А.А. Factors for Ensuring the Fiscal Resilience of the Region. Finance. 2021;(9):15—19.

7. Sabitova N.M. Fiscal risks of subjects of the Russian Federation. Finance and credit. 2022;28(3):508—527. https://doi. org/10.24891/fc.28.3.508

8. Sokolov I.A., Suchkova O.V, Belev S.G. How to ensure fiscal sustainability in Russia. Studies on Russian Economic Development. 2021;32(4):383—390. https://doi.org/10.1134/S1075700721040158

9. Molchanova N.P., Nurislamova N.R. Active fiscal policy and its role in stabilizing the national economy. THEORJA: pedagogy, economics, law. 2021;(1):58-68. https://doi.org/10.51635/27129926_2021_1_582

10. Pazdnikova N.P., Blus Yu.P., Blus P.I. Experts Evaluation of Regional Program Planning. ArsAdministrandi. 2018;10(4):548-568. https://doi.org/10.17072/2218-9173-2018-4-548-568

11. Russian Federation. Budget Code of the Russian Federation of July 31, 1998 No. 145-FZ (as amended on June 28, 2022). http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (accessed 04.07.2022).

12. Afanasiev M.P., Shash N.N. Assessment methodologies of the state-funded program efficiency. Public administration issues. 2013;(3):13-16.

13. Russian Federation. Federal Law No. 172-FZ of June 28, 2014 (as amended on July 31, 2020) "On Strategic Planning in the Russian Federation". http://wwwconsultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/fe7140d7cfc6c641ae322fe648d99702d8b2a8f1 (accessed 04.07.2022).

14. Federal Treasury of the Russian Federation. Reports on the execution of the consolidated budgets of the constituent entities of the Russian Federation. https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov/1019/ (accessed 05.07.2022).

15. Federal Tax Service of the Russian Federation. Statistics and analytics. https://www.nalog.gov.ru/rn02/related_activities/ statistics_and_analytics/ (accessed 04.07.2022).

16. Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation of June 22, 2022 No. 394 "On the temporary procedurefor the execution to residents and foreign creditors of state debt obligations of the Russian Federation denominated in government securities, the nominal value of which is indicated in foreign currency". http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_419920/ (accessed 06.07.2022).

17. State Assembly — Kurultai of the Republic of Bashkortostan. Materialsfor the meeting. http://gsrb.ru/ru/materials/materialy-k-za-sedaniyu-gs-k-rb/?SECTION_ID=1721 (accessed 06.07.2022).

18. Galushka A.S., Niyazmetov A.K. Money: the path to new quality. Business Strategies. 2020;8(2):50-54. https://doi. org/10.17747/2311-7184-2020-2-50-54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.