УДК 37.032
Мельников С.Л., кандидат педагогических наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)
Карнеев Р.К., кандидат психологических наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)
ДИНАМИКА МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
Статья посвящена проблеме изучения динамики мотивационно - смысловой сферы воспитателя ДОУ Представлены результаты исследования мотивационно-смысловой сферы воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Обнаружена связь между формированием качеств самоактуализирующейся личности, мотивами профессиональной деятельности, педагогическим стажем и возрастом воспитателя. Ключевые слова: мотивационно-смысловая сфера, самоактуализация, профессиональная мотивация, социально-психологические установки, воспитатели ДОУ
Протекающая в настоящее время модернизация образования, в том числе и дошкольного, на первое место ставит не просто принадлежность воспитателя профессии, но и его отношение к педагогической деятельности, и его личностную позицию.
Дошкольное образование, на современном этапе, постоянно развивается, интенсивно внедряя инновации, новые технологии и методы работы с детьми. Так, например,1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования». Эти изменения в содержании образования предъявляют определенные требования к личности педагога. В этой ситуации важна не только профессиональная
компетентность, но и потребность воспитателя развиваться, адаптироваться к новым условиям, применяя и реализуя свой потенциал, в том числе и творческий.
Использование воспитателем своего потенциала является одним из факторов успешного профессионального развития личности и общества в целом. От педагога ждут самостоятельности, активности, целеустремлённости, то есть, желания максимально реализоваться и приносить пользу обществу
Таким образом, в связи с процессами модернизации дошкольного образования,
возникает необходимость в изученности личности воспитателя ДОУ, что обусловило актуальность нашего исследования динамики мотивационно-смысловой сферы
воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Итак, основной целью данного исследования является установление связи между мотивационно-смысловой сферой воспитателя и его педагогическим стажем.
В связи с этим выдвинута гипотеза о том, что развитие мотивационно-смысловой сферы происходит под влиянием возрастных изменений и педагогического стажа.
Для достижения поставленной цели, проверки выдвинутой гипотезы нами были намечены и решались следующие задачи.
1. Выявить особенности мотивационно-смысловой сферы воспитателей.
2. Провести сравнительный анализ мотивационно-смысловой сферы воспитателей.
3. Оценить характер связи мотивационно-смысловой сферы с педагогическим стажем воспитателей.
В исследовании приняли участие 65 воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Средний возраст воспитателей составил 37,9 лет, средний педагогический стаж - 13,8 лет.
Воспитатели представляли 3 подгруппы в зависимости от стажа работы в ДОУ: 1 подгруппа: до 5 лет, 2 подгруппа: 615 лет, 3 подгруппа: более 15 лет.
Учитывая изложенные теоретические положения, для достижения цели исследования нами были использованы следующие диагностические методики:
1. Самоактуализационный тест (САТ) в модификации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман.
2. Мотивационный тест Ф. Герцберга.
3. Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.
4. Авторский опросник мотивации профессиональной деятельности Т.Н. Францевой.
При проведении аналитического этапа мы использовали математико-статистические методы, которые позволили нам установить достоверность результатов исследования. Для окончательных выводов использовались результаты на уровне значимости р < 0,05 и р < 0,01. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы SPSS Statistics 19.0. В анализ включались описательные статистики, коэффициент линейной корреляции Пирсона, критерий Краскела-Уоллеса [7].
На первом этапе нашего исследования в результате применения
«Самоактуализационного теста» был определен уровень развития
самоактуализации и ее составляющих у воспитателей ДОУ. Главным социально значимым результатом самоактуализации человека является приобретение им компетентности - специфической
способности, позволяющей эффективно решать типичные проблемы, задачи, возникающие в реальных ситуациях повседневной жизни, производственной и общественной деятельности [2, с. 267].
Исходя из того, что самоактуализация как процесс связана с определенной деятельностью (в нашем случае с профессиональной) и является
специфически организованной
деятельностью во внутреннем плане, следовательно, как любая деятельность она имеет определенную структуру [11].
Самоактуализация личности в
профессиональной деятельности имеет свои особенности, хотя в целом способствует осознанию и раскрытию определенных сторон Я, проявлению творческого потенциала. Если рассматривать
самоактуализацию личности в
профессиональной деятельности как внутреннюю активность и деятельность по осознанию и раскрытию собственного потенциала, то в этом процессе также требуется выделение определенных компонентов, отражающих структуру и основное содержание самоактуализации профессионала [11].
На протяжении всего периода трудовой деятельности структура личностных характеристик педагога подвержена изменениям. Характер динамики изменений и их эффективность обусловлены, с одной стороны, индивидуальными особенностями воспитателя, а с другой подвержены влиянию тех условий, которые могут оказать реальное воздействие на формирование
профессиональной компетентности педагога дошкольного образования [9].
Рассматривая проблему профессионального развития педагогов, авторы выделяют в качестве основных побуждений их профессиональной деятельности следующие мотивы: чувство безопасности; вознаграждение за труд; условия труда [1]. В качестве мотивационной основы педагогической деятельности называют следующие мотивы: мотив власти (доминирования) - стремление организовывать, нацеливать, контролировать, оценивать; мотив привлечения внимания - стремление оказывать влияние на обучаемых путем личного примера. Устойчивость внимания обучаемых в процессе проведения занятий позволяют обеспечить следующие мотивы: мотив избегания неудач; мотив порядка -стремление к собранности, целеустремленности, умению ценить время; мотив опеки - стремление к одобрению коллег и руководства [10].
С помощью критерия Колмогорова-Смирнова установлено, что распределение параметров соответствует нормальному закону, поэтому для выявления корреляционной связи мы использовали коэффициент линейной корреляции Пирсона.
Рассматривая корреляционные связи можно отметить, что нами обнаружены значимые корреляции между параметрами мотивационно-смысловой сферы и
возрастом. Вычисления корреляции позволили нам выделить статистически значимые корреляции на уровне р<0,01и р<0,05.
На уровне значимости р < 0,01: между возрастом, педагогическим стажем и шкалой «Ориентация во времени» (г=0,488). Что позволяет утверждать, что с возрастом, а также с опытом работы повышается ориентация во времени. Человек правильно ориентирован во времени, рассматривает его в единстве прошлого, настоящего и будущего. Такой человек не откладывает жизнь на завтра, не увязает в прошлом, а живет в настоящем, воспринимая его, однако, в единстве с прошлым и будущим. Также между возрастом и установкой «альтруизм» (г=0,348) в мотивационно-потребностной сфере воспитателей. То есть, с возрастом, растет показатель «альтруизма», готовности ставить интересы других выше своих. Далее нами была обнаружена корреляционная связь между возрастом и фактором профессиональной мотивации
«сотрудничество в коллективе» (г=0.467). Это означает, что чем больше времени воспитатель работает в учреждении, тем более значимым для него является благоприятный климат в коллективе и хорошие отношения с коллегами.
На уровне значимости р < 0,05: между возрастом, педагогическим стажем и мотивом жизнеобеспечения (г=-0,256). Этот мотив является внешним и связан с материальным аспектом профессиональной деятельности. Полученные данные говорят о том, что чем старше воспитатель, тем менее значимо для него материальное вознаграждение за работу. Также корреляционная связь обнаружена между возрастом воспитателей и шкалой «ценностные ориентации» (г=0,265). Самоактуализированная личность - это «изнутри направленная личность», обладающая внутренней поддержкой, руководствующаяся в основном
внутренними принципами и мотивацией. Чем старше воспитатель, тем выше показатели.
Обнаружены отрицательные
корреляционные связи между возрастом и установками в мотивационно-
потребностной сфере воспитателей, такими как «эгоизм» (г=-0,301), «власть» (г=-0,249), «деньги» (г=-0,302). А также между возрастом и факторами профессиональной мотивации: «мотивом жизнеобеспечения» (г=-0,256), «финансовыми мотивами» (г=-0,304) и «карьера, продвижение по службе» (г=-0,255).
На следующем этапе исследования мы изучили особенности связи педагогического стажа с мотивационно-смысловой сферой воспитателей. В результате расчета критерия Ливена установлено, что дисперсии в сравниваемых группах значимо различаются между собой. Вследствие этого для проведения сравнительного статистического анализа мы использовали
непараметрический критерий Краскела-Уоллеса. Результаты, представленные в таблице 1, демонстрируют нам, что выявлены достоверные связи
представленных переменных с
педагогическим стажем.
Таблица 1 Сравнительный анализ переменных мотивационно-смысловой сферы в зависимости от педагогического стажа воспитателей ДОУ
Переменная Значение критерия Н-Краскела-Уоллеса Уровень значимости
Ориентация во времени 10,9 ,004
Шкала поддержки 7,05 ,029
Альтруизм 11,1 ,004
Эгоизм 6,76 ,034
Власть 6,1 ,046
Деньги 8,7 ,013
Карьера 6,3 ,042
Сотрудничество в коллективе 6,8 ,034
Мотив жизнеобеспечения 10,7 ,005
Финансовый мотив 6,57 ,037
Динамику проявления того или иного качества в зависимости от педагогического стажа или возраста можно проследить с помощью однофакторного дисперсионного
анализа. Например, обратимся к рисунку 1 и 2, где представлена динамика двух основных шкал самоактуализации воспитателей.
В зависимости от педагогического
стажа «ориентация во времени», изменяется следующим образом: с увеличением педагогического стажа показатели по данной шкале возрастают.
Рис. 1. Связь «Ориентации во времени» (компетентность во времени) с педагогическим стажем.
Пик графика приходится на подгруппу воспитателей, чей педагогический стаж составляет от 6 до 15 лет, затем наблюдается снижение показателя у группы воспитателей, чей стаж составляет свыше 15 лет, что в свою очередь выше чем у педагогов первой подгруппы. Таким образом, чем выше педагогический стаж,
тем адекватнее личность воспитателя ориентирована во времени, рассматривая его в единстве прошлого, настоящего и будущего, такой педагог не откладывает жизнь на завтра, не увязает в прошлом, а живет в настоящем, воспринимая его, однако, в единстве с прошлым и будущим.
Такая же картина наблюдается и по приходится на подгруппу воспитателей, чей «шкале поддержки». Пик графика педагогический стаж составляет от 6 до 15
лет, затем снова наблюдается снижение у воспитателей, чей стаж свыше 15 лет, но уровень показателя выше, чем у педагогов первой подгруппы. Таким образом, чем выше педагогический стаж, тем более личность воспитателя соответствует степени независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне ("внутренняя - внешняя поддержка").
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Результаты изучения самоактуализации воспитателей с разным стажем работы показали, что воспитатели характеризуются высокими значениями, что является благоприятным фактором для профессий педагогического направления. Наибольшие различия в показателях, связанные со стажем работы выявлены по основной шкале поддержки, чем больше стаж, тем выше степень независимости ценностей и поведения от воздействия извне.
Анализ результатов изучения структуры мотивации показал, что мотивационные факторы вносят большой вклад в формирование структуры профессиональной мотивации воспитателей ДОУ. В динамике стажа работы наиболее изменяющимися явились мотивы карьеры и сотрудничества в коллективе: чем дольше воспитатель работает в ДОУ, тем более значимым для него является благоприятный климат в коллективе и хорошие отношения с коллегами и менее значимы перспективы продвижения по службе.
Анализ результатов изучения особенностей профессиональной мотивации воспитателей с разным стажем работы показал, что наиболее выраженными профессиональными мотивами являются внутренние, отражающие психологические свойства и непосредственное желание личности к данной профессиональной деятельности. Чем старше воспитатель, тем менее выражены мотивы жизнеобеспечения и признания.
Изучение социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере у работников
дошкольных образовательных учреждений показало, что наиболее выраженными являются ориентации на альтруизм, эгоизм, власть и деньги. Для воспитателей, имеющих большую продолжительность работы характерны более выраженные ориентации на альтруизм и менее выраженные ориентации на эгоизм, власть и деньги по сравнению с их молодыми коллегами.
Полученные результаты и выводы будут полезны для оптимизации деятельности педагогов-психологов,
методистов, руководителей, в работе с воспитателями дошкольных
образовательных учреждений.
Список литературы
1. Анатольев А.В. Профессиональная мотивация учителя в реализации учебно-воспитательного процесса / А.В. Анатольев // Педагогика и психология образования. - 2013. -№4. - С. 12-13.
2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. - Новополоцк: ПГУ, 2011. - 388 с.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, 2005. -304 с.
4. Маслоу А. Самоактуализация // Мотивация и личность. Спб: Питер, 2014. 400с.
5. Мельников С.Л., Карнеева О.А. К вопросу о профессиональной компетентности психологов образования / Мельников С.Л.// Вестник Брянского государственного университета. - 2012. №1(2). С.-84-91.
6. Мельников С.Л. Коммуникативные технологии управления ориентирами личности российского студента в условиях социального риска /Мельников С.Л.// Вестник Брянского государственного университета.- 2016. №3. С.-121-130.
7. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. - СПб.:Речь, 2007. - 392 с.
8. Пряжников Н. С. Психология труда: учебное пособие. М.: Академия, 2012.480 с .
9. Родихина Э. А., Прялухина А. В. Мотивация профессионального совершенствования педагогов ДОУ // Психологические науки: теория и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 1 -12.
10. Солнцева, Н.В. Сообщение об исследовании мотивационных основ педагогической деятельности преподавателя высшей школы / Н.В. Солнцева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 8. - С. 65-72.
11. Самаль Е.В. Психологическая структура профессиональной самоактуализации личности / Е.В. Самаль // Ярославский педагогический вестник. - 2013. № 2. - С.166.
12. Экспериментальный метод в структуре психологического знания / Отв. ред. В.А. Барабанщиков.- М.: изд-во «Институт психологии РАН», 2012.-828 с. (Интеграция академической и университетской психологии).
THE DYNAMICS OF THE MOTIVATIONAL-SEMANTIC SPHERE OF PRESCHOOL TEACHERS
The article considers the problem of studying the dynamics of the motivational-semantic sphere of a preschool teacher. It presents the results of a study on the motivational-semantic sphere of preschool teachers. The article reveals the found connection between the formation of the qualities of a self-actualizing person, motivation of professional activity, pedagogical experience and the age of a teacher.
Keywords: motivational-semantic sphere, self-actualization, professional motivation, socio-psychological attitudes, preschool teachers.
References
1. Anatol'ev, A.V. (2013) Professionalnaya motivaciya uchitelya v realizacii uchebno-vospitatelnogo processa [Professional motivation of a teacher in the educational process]. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya [Pedagogy and psychology of education], 4, 12-13.
2. Andreeva, I.N. (2011) Emocional'nyj intellect kak fenomen sovremennoy psihologii [Emotional intelligence as a phenomenon of a modern psychology]. Novopolotsk: PGU.
3. Leont'ev, A.N. (2005) Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moskva.: Smysl.
4. Maslou, A. (2014) Samoaktualizaciya //Motivaciya i lichnost [Self-actualization //Motivation and personality]. Spb: Piter.
5. Melnikov, S.L., Karneeva, O.A. (2012) K voprosu o professionalnoy kompetentnosti psihologov obrazovaniya [The question of the professional competence of psychologists of education]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta [The Bryansk State University Herald_], 1(2), 84-91.
6. Melnikov, S.L. (2016) Kommunikativnye tehnologii upravleniya orientirami lichnosti rossiyskogo studenta v usloviyah socialnogo riska [Communicative Technologies of personal orientation management of a Russian Student in conditions of Social Risk]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta [The Bryansk State University Herald], 3, 121-130.
7. Nasledov, A.D. (2007) Matematicheskie metody psihologicheskogo issledovaniya. Analiz i interpretaciya dannyh [Mathematical methods of psychological research. Analysis and interpretation of data]. SPb.:Rech.
8. Pryazhnikov, N.S. (2012) Psihologiya truda: uchebnoe posobie [Psychology of Labor: a textbook]. Moskva: Akademiya.
9. Rodihina, E. A., Pryaluhina, A.V. (2017) Motivaciya professionalnogo sovershenstvovaniya pedagogov DOU [Motivation of professional growth for teachers] Psihologicheskie nauki: teoriya i praktika: materialy V Mezhdunar. nauch. konf. [Psychological sciences: theory and practice: materials of the international scientific conference]. Moskva: Buki-Vedi.
10. Solnceva, N.V. (2014) Soobshhenie ob issledovanii motivacionnyh osnov pedagogicheskoy deyatelnosti prepodavatelya vysshey shkoly[Report on the study of the motivational foundations of the pedagogical activity of а higher school teacher] Sborniki konferenciy NIC Sociosfera [Conference compilation of SIC Sociosphere], 8, 65-72.
11. Samal', E.V. (2013) Psihologicheskaya struktura professionalnoy samoaktualizacii lichnosti [Psychological structure of professional self-actualization of a person]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl Pedagogical Vestnik], 2, 166.
12. Experimentalnyj metod v structure psihologicheskogo znaniya [Experimental method in the structure of psychological knowledge] (2012) /Otv.red. V.A. Barabanshhikov. - M.: izd-vo «Institut psihologii RAN» [Barabanschikov.-M.: "Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences"].
Об авторах
Мельников Сергей Леонидович - кандидат педагогических наук, профессор, первый проректор, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия),
E-mail: 1prbqu@mail.ru
Карнеев Рафаэль Камильевич - кандидат психологических наук, профессор кафедры общей и профессиональной психологии, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия), E-mail: rkarneev@yandex.ru
Melnikov Sergey Leonidovich - candidate of pedagogical sciences, professor, first vice-rector, Bryansk State Academician I. G. Petrovsky University (Russia), E-mail: 1prbqu@mail.ru Karneev Rafael Kamilievich - candidate of psycologe sciences, professor Bryansk State Academician I. G. Petrovsky University (Russia), E-mail: rkarneev@yandex.ru