РАЗДЕЛ IV
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
УДК: 338.35
ДИНАМИКА КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
В. В. Карпов, С. В. Кондратюков
Аннотация. В статье представлены авторские взгляды на динамику конкурентной борьбы организаций, которая обусловливает характер изменения параметров благ в соответствии с запросами потребителей. Рассмотрены различные модели конкуренции с определением позиции товаров и организаций-производителей в длительном периоде хозяйствования для достижения их конкурентоспособности.
Ключевые слова: конкуренция, динамика процессов, конкурентоспособность, параметры благ, потребители.
Введение
Основой или движущей силой экономических отношений выступает конкуренция. Как отмечал академик Л. Абалкин: «Государство должно признать, что если и существует «секрет» рыночной экономики, то он состоит не в частной собственности, а в конкуренции. Конкуренция это то, что заставляет рыночную экономику работать» [4, с.28]. При этом выделяют три подхода к определению конкуренции как к отправной точке рассмотрения конкурентоспособности объектов [7, с.196]: конкуренция как состязательность на рынке; конкуренция как элемент рыночного механизма; конкуренция как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. В условиях нестабильной экономики и формирования конкурентных рынков, новые подходы к анализу динамики конкуренции позволят объективно оценить конкурентоспособность товаров и услуг, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей.
Основная часть
Учитывая важность защиты конкуренции в переходной экономике России, в которой доминирующее положение большинства организаций диктует низкое качество и высокие цены товаров и услуг, игнорирование требований большинства потребителей, современное законодательство на пороге реформ определило понятие конкуренции [2, с.4]: «Конкуренция -состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке».
В более позднем нормативном документе уточнено определение конкуренции [3, с.4]: «Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельные действия каждого из них исключают или ограничивают возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке».
Правовой предпосылкой для конкуренции служит свобода экономической деятельности, гарантируемая в Конституции России, в Гражданском Кодексе и антимонопольном законодательстве. Так, согласно ст. 8 Конституции РФ, в нашей стране гарантируется поддержка конкуренции [1].
В литературе отмечается: «О преимуществах и недостатках моделей конкуренции необходимо судить в первую очередь с точки зрения конкретного исторического этапа развития рыночных отношений, экономических особенностей рынка и опыта конкуренции. Несмотря на то, что скорая подготовка «Закона о конкуренции» и быстрое изменение рыночной ситуации на федеральном и региональном рынках объективно привели к тому, что часть его положений уже устарела, была создана нормативная база развития конкурентных отношений» [5, с.33].
«Вместе с тем, конкуренция объективно вынуждает повышать качество и эффективность управленческого решения. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа учитываемых условий повышения качества и эффективности решений на основе автоматизации системы менеджмента» [9, с.20].
На первое место ставится рыночное положение, определяемое потенциалом рынка и деятельностью конкурентов. Причем, достижение доминирующего положения не жела-
тельно из-за недостатков монополии (прекращение инновационной деятельности, снижение качества продукции, рост цен).
Интересна на наш взгляд позиция Р. Фат-хутдинова [8, 9], что конкуренция представляет собой объективный процесс управления хозяйствующими субъектами своими конкурентными преимуществами, которые имеют специфику для каждой организации на отраслевом рынке.
А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели конкурируют друг с другом за более выгодные продажи и покупки соответственно. При этом конкуренция как «невидимая рука» рынка координирует деятельность его участников, не требуя вмешательства государства. Он определил условия, при выполнении которых частное предприятие действительно полезно обществу: наличие личной выгоды предпринимателя; наличие конкуренции между предпринимателями, которая держит их в определенных условиях [7, с.21].
В работах А. Маршала прослеживаются в обобщенном виде два подхода к пониманию конкуренции: результат и процесс [7, с.196].
Трактовка конкуренции Ф. Хайеком прямо указывает на ее специфику как процедуры
открытия новых возможностей использования существующих (доступных) ресурсов, а также поиск совершенно новых.
Й. Шумпетер считал, что эффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамичной экономики, формируемой непрерывным потоком нововведений. Он разработал концепцию «предпринимательской фирмы» - особого экономического агента, конкурирующего посредством внедрения новых товаров, технологий, источников сырья, новых типов организации. Цель фирмы - поиск стратегического преимущества на основе продуктовых и иных инноваций [7, с.224].
Именно с изучения конкурентного взаимодействия берет свое начало теория и практика конкурентоспособности, которая на современном этапе развития общества призвана способствовать более полному удовлетворению возрастающих потребностей в условиях нестабильной экономики и дефицита ресурсов [10, с.115].
В развитие теории конкурентного взаимодействия, авторами статьи разработана параметрическая модель конкурентной борьбы между организациями (рис.1.).
Процесс конкурентного взаимодействия субъектов между собой по завоеванию рынка, предлагается рассматривать как цепи сил: F1, F2 ....Fn, которые можно представить выра-
жением (1):
Качественные параметры благ (Кп)
F = --------------------------- (1)
Тарифные параметры благ (Тп)
Интенсивность конкуренции, будет зависеть от условий:
F (лидера) > F1, F2 Fn (2)
Очевидно из выражения (1), чем выше качественные параметры предоставляемых на рынок благ и ниже их тарифные, тем сильнее имеет место соперничество за потребителя, которое выражается в объемах продаж и обобщенно в конкурентоспособности.
Удовлетворение потребностей происходит полнее, когда выполняется неравенство (2) для организации-лидера, предлагающей на продажу более качественные товары при снижении цен. При отсутствии интенсивной конкуренции очевидна ситуация застоя на рынке, когда производители не стремятся к повышению качества товаров и снижению издержек (пример монополии).
Выражение (1), как модель первого уровня, объединяет воедино (силой F) ценовую и качественную составляющие конкуренции, допуская, что все множество факторов, влияющих на указанные параметры товара, заведомо включены в них. Что не противоречит концепции М. Портера, выделяющего основной силой конкуренции - соперничество между конкурирующими продавцами одной отрасли, когда в центре борьбы находятся фирмы, продающие варианты одного и того же товара или услуги [6, с.93].
Таким образом, мы рассмотрим только продуктовую составляющую силы конкуренции, непосредственно влияющую на конкурентоспособность благ и их производителей. Такое допущение возможно, если предположить, что другие силы конкуренции М. Портера: способность поставщиков торговаться; угроза появления новых конкурентов; угроза появления товаров-заменителей и способность покупателей торговаться - объективно входят в результаты производства и реализации, а именно проявляются в виде конкретных параметров благ, составляющих на рынке их кон-курентосп особ ность.
Только потребитель, реально совершивший покупку, становится главным стимулом и элементом рыночной конкуренции между про-
давцами, непосредственно определяет в итоге интенсивность борьбы и заинтересован получить максимальное удовлетворение потребностей при минимуме затрат, оценивает качество и цену товара, не вдаваясь в особенности производства.
Преобладающий статичный подход к описанию сложившейся картины рынка не позволяет объективно оценивать процессы конкурентной борьбы в динамике, когда именно фактор времени определяет тип и интенсивность соперничества однородных субъектов, особенно в период нестабильной экономики, когда рыночная конъюнктура определяет тип и характер взаимоотношений субъектов, влияет на процессы достижения конкурентоспособности.
Не случайно, Й. Шумпетер выделял динамическую конкуренцию, основанную на снижении издержек производства и повышении качества продукции, как эффективную конкуренцию.
Во всех приведенных подходах к пониманию и оценке конкуренции отсутствуют ее конкретные динамические характеристики, которые на наш взгляд в современной экономике являются главными показателями типа отраслевых рынков и специфики реальной борьбы организаций за условия хозяйствования.
Введение временной зависимости как определяющего аргумента функции конкуренции позволит моделировать сложные процессы для их анализа и управления, предпочтительно в длительном периоде хозяйствования.
Определяющими факторами в конкурентной борьбе выступают непосредственно товары и услуги, которые при реализации формируют рынки, а затем и конкурентоспособность организаций-производителей.
Поэтому для начала определим динамику изменения силы конкурентного взаимодействия организаций на рынке с учетом динамики параметров благ следующим образом:
Формула (3) придает показателям динамический характер с временным аргументом -t. Очевидно, что для успешного завоевания рынка потребителей организации необходимо в процессе производства благ внедрять мероприятия по улучшению потребительских свойств товара при параллельном снижении издержек, и этот временной период станет одним из факторов достижения конкурентоспособности (чем он короче, тем быстрее фирма займет лидирующее положение).
Для дальнейшего моделирования динами- ганизаций-производителей по параметрам
ческого процесса конкуренции разработаем реализуемых благ в длительном периоде хо-
таблицу (матрицу) возможных состояний ор- зяйствования (табл.1).
Таблица 1 - Матрица возможных состояний организаций-производителей
№ состояния Направления изменения параметров благ во времени: Кп© (качество), Тп© (цена) Оценка состояния организации Анализ силы конкуренции F(t) на рынке
1 Кп | Тп; Организация работает эффективно, стабильно снижая издержки и повышая качество продукции Сила конкуренции растет, создаются предпосылки для повышения конкурентоспособности товара и организации
2 Кп | Тп | Организация работает относительно неэффективно, увеличивая издержки и тем самым повышая качество продукции Сила конкуренции неизменна или не определена, есть некоторые предпосылки для повышения конкурентоспособности товара и организации
3 Кп 4 Тп | Организация работает абсолютно неэффективно, увеличивая издержки и снижая (или не обеспечивая) качество продукции Сила конкуренции снижается , отсутствуют предпосылки для повышения конкурентоспособности товара и организации
4 Кп 4 Тп 4 Организация работает неэффективно, снижая издержки и качество продукции, ориентируется на производство товаров Гиффена для потребителей с низкими доходами Сила конкуренции неизменна, имеются предпосылки для формирования конкурентоспособности товара и организации на определенных сегментах рынка для узкой группы потребителей
5 Кп ^ Тп ^ Организация работает неэффективно, но стабильно во времени, сохраняя издержки и качество продукции, на достигнутом уровне для определенных потребителей своей продукции Сила конкуренции неизменна, имеются предпосылки для формирования конкурентоспособности товара и организации на определенных сегментах рынка
Проведем анализ представленных ситуаций с динамикой параметров благ и сил конкуренции:
Ситуация № 1 описывает такую модель производства благ, которая способна вывести организацию на лидирующие позиции по объему продаж, при условии обеспечения одновременности процессов повышения качества (улучшения потребительских свойств) и снижения себестоимости продукта (рыночной цены).
Не останавливаясь в данной статье на конкретных способах ведения такого типа хозяйства, следует подчеркнуть присутствие в данной модели (4) традиционного противоречия для большинства экономических отношений:
F(t) Т=
(4)
Так, достаточно сложно повышать качественные параметры изделия, одновременно снижая его себестоимость.
В данном примере мы допускаем внедрение таких производственных инноваций со стороны организации, о которых упоминал еще Й. Шумпетер, выделяя свойство конкурентной динамики.
В длительном периоде хозяйствования возможна следующая интерпретация данной модели:
На рис. 2. изображена зависимость качественных и ценовых параметров товара в процессе его производства во времени. Период времени ^о - М) является временем переходного процесса, когда организация начинает внедрение инноваций по повышению качества товара при опережающем росте издержек, после времени М - достигается устойчивое состояние требуемого равенства (4).
Очевидно, если время ^, тем быстрее организация достигнет целевого состояния в условиях конкурентного рынка.
Рис. 2. Графическая модель ситуации № 1
Ситуация № 2 отражает модель организации такого производства, когда повышение качества изделия со временем влечет и рост издержек производства (5). При этом сила конкуренции по указанным параметрам либо неизменна во времени,либо не определена.
F(t)? =
Кп © Т Тп © Т
(5)
В таком случае возможна следующая комбинация динамических моделей (рис. 3.).
На рис. 3. представлена динамика ценовых параметров продукта Тп ©* и Тп ©** отражающая степень возрастания издержек производства при повышении качества. Очевидно, что при пропорциональном росте качественных характеристик и цены товара (функция - Тп ©*), сила конкуренции неизменна F(t)
Рис. 3. Графическая модель ситуации № 2
Если ценовые параметры имеют тенденцию к росту замедленного типа (на графике функция - Тп ©**), когда организация внедряет инновации не допуская интенсивный рост затрат, то сила конкуренции по заданным параметрам увеличивается F(t)
Это возможно при обеспечении высоких качественных параметров товаров по оценке потребителей, что способствует достижению конкурентоспособности организации в длительном периоде хозяйствования среди конкурентов, имеющих ценовые функции, аналогичные Тп ©*.
Данное предположение основано на анализе представленных функций Кп © и Тп © относительно динамики их изменения во времени.
Если модель (5) имеет более сложную интерпретацию, чем на рис. 3., то сила конкуренции F(t) однозначно не определяется.
Ситуация № 3 определяет такой тип неэффективного с точки зрения конкурентного рынка производства, когда с течением времени снижается качество изделий и растет их цена.
При этом сила конкуренции по данному продукту примет вид:
F(t) ¿=
(6)
Тп (1) Т
Такая модель производства не обеспечит в перспективе конкурентоспособность продукции и организации при наличии в отрасли более эффективных по продуктовому критерию предприятий.
Ситуация характерна для казенных предприятий, когда госзаказ позволяет финансировать производство, не способное удовлетворять в полном объеме потребности, либо выполняющее специальные функции, когда качество и цена не являются определяющими факторами (наличие монопсонии, пример военно-промышленного комплекса).
Ситуация № 4 моделирует производство, ориентированное на определенный сегмент рынка, на котором присутствуют потребители с низкими доходами и предъявляющими невысокие требования к качественным параметрам благ.
Предприятия такой направленности способны удержать рынок своего присутствия, ориентируясь на товары первой необходимости, входящие в группу Гиффена.
Если качественные параметры благ снижаются со временем не так интенсивно как цены, возможно достижение конкурентоспособности товаров и организации в длитель-
ном периоде хозяйствования при целевом ориентировании на выбранный кластер потребностей.
При опережении падения качества по сравнению с ценой вероятно резкое снижение объемов продаж и уход с рынка в пользу других организаций, имеющих более благоприятные временные характеристики благ.
Такая ситуация проявилась с приходом китайских товаров в Россию в начале 90-ых годов XX столетия, когда дефицит товаров первой необходимости (одежда, обувь, продукты) был компенсирован импортом больших объемов недорогих и некачественных благ для удовлетворения потребностей большинства населения с низкими доходами.
Ситуация № 5 характеризует производство со стабильной продуктовой стратегией. Обычно такая организация является монополистом, когда на рынке отсутствуют реальные конкуренты по определенным товарным группам.
При этом нет стимулов добиваться изменения параметров благ, которые не имеют аналогов и товаров-заменителей.
Осуществляя производство со стабильным качеством и издержками во времени, предприятие способно занимать определенную рыночную нишу, особенно для традиционного круга потребителей, предпочитающих известную торговую марку.
Заключение
Как показали исследования, наблюдается неразрывная зависимость между интенсивностью (динамикой) конкуренции на рынке с процессами обеспечения конкурентоспособности благ и организаций-конкурентов. При этом основные характеристики продукта (качественные и ценовые параметры) должны изменяться во времени в определенном направлении, чтобы удовлетворить потребителя и сформировать конкурентоспособность организации-продавца (производителя) в длительном периоде хозяйствования. Чем динамичней конкурентная борьба на отраслевом рынке, тем точнее необходимо позиционировать продукты путем формирования их параметров в соответствии с запросами покупателей.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (действующая редакция).
2. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (действующая редакция).
3. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (действующая редакция).
4. Абалкин Л. И. Смена тысячелетий и социальные альтернативы // Вопросы экономики. - 2000. - №12. - С. 27-40.
5. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 208 с.
6. Кныш М. И. Конкурентные стратегии: учебное пособие. - СПб.: Любавич, 2000. - 284 с.
7. Крутиков В. К., Смолянский С. В. Предпринимательство и трансформация общества: Анализ отечественного и зарубежного опыта. - М.: Изд-во Ноосфера, 2005. - 352 с.
8. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организаций. Учебное пособие / Р. А. Фатхутдинов. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 544 с.
9. Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИН-ФРА-М, 2004. - 314 с.
10. Карпов В. В., Карсюк Е. Н. Моделирование процесса формирования ассортимента предпринимательской структуры // Вестник СибАДИ. - 2012. -№6 (28). - С.115-121.
DYNAMICS OF THE COMPETITION AND COMPETITIVENESS
V. V. Karpov, S. V. Kondratyukov
Author's views of dynamics of competitive fight of the organizations which causes nature of change of parameters of the benefits according to inquiries of consumers are presented in article. Various models of the competition to definition of a position of goods and the manufacturing organizations in the long period of managing for achievement of their competitiveness are considered.
Карпов Валерий Васильевич - д.э.н., профессор, директор Омского филиала ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», заведующий Омской экономической лабораторией «Институт экономики и организации промышленного производства» СО РАН. Направление научных исследований: Научные основы региональной политики, экономика предприятий и предпринимательская деятельность. Общее количество публикаций: 126. e-mail: [email protected]
Кондратюков Сергей Владимирович - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и финансового права Омской академии МВД России. Направление научных исследований: теория и практика конкуренции, управление конкурентоспособностью экономических систем, экономико-математическое моделирование процессов и объектов.Общее количество публикаций: 50. e-mail: [email protected]
УДК 330.33
ОЦЕНКА ИНТЕНСИВНОСТИ И НАПРАВЛЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ РЕЙТИНГОВ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
М. С. Попов
Аннотация: Оценка качественных характеристик процесса развития представляет собой сложный многовариантный процесс, применение результатов которого позволяет значительно повысить эффективность стратегического управления предприятием. В статье приведён алгоритм, применение которого позволит охарактеризовать интенсивность и направленность динамики развития, на основе сопоставления рейтингов рентабельности и конкурентоспособности.
Ключевые слова: конкурентоспособность, эффективность, развитие, предприятие, рейтинг, методика.
Введение
Развитие - это движение вперёд, формирование новых черт, становление новых структурных характеристик объекта. Оно представляет собой направленные, качественные изменения предприятия, как экономи-
ческой системы [1]. Применительно к предприятию развитие означает устойчивые изменения направления его деятельности, выполняемых функций, структуры организации, уровня эффективности и качества деятельности организации [6].