Научная статья на тему 'Динамика изменения в привлекательности профессий у молодежи: к истории вопроса'

Динамика изменения в привлекательности профессий у молодежи: к истории вопроса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
442
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИЙ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION / PRESTIGE OF PROFESSIONS / STUDYING YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Степанова Елена Игоревна, Саганенко Галина Иосифовна

В статье рассматриваются в исторической перспективе факторы, влияющие на степень мотивированности студентов к той или иной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF CHANGES IN ATTRACTIVENESS OF PROFESSIONS AT YOUNG GENERATION: BACKGROUND OF THE QUESTION

The article examines in historical perspective the factors influencing the degree of motivation of students to a particular profession.

Текст научной работы на тему «Динамика изменения в привлекательности профессий у молодежи: к истории вопроса»

• 7universum.com

ДА UNIVERSUM:

/YY\ ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИИ У МОЛОДЕЖИ: К ИСТОРИИ ВОПРОСА

Степанова Елена Игоревна

канд. соц. наук, с. н. с. Балтийского государственного технического

университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова,

РФ, г. Санкт-Петербург E-mail: [email protected]

Саганенко Галина Иосифовна

д-р. соц. наук, проф. Социологического института РАН,

РФ, г. Санкт-Петербург E-mail: [email protected]

DYNAMICS OF CHANGES IN ATTRACTIVENESS OF PROFESSIONS AT YOUNG GENERATION: BACKGROUND OF THE QUESTION

Stepanova Elena

Candidate of Sociology, senior research scientist of the Baltic State Technical

University VOENMEH named after D.F. Ustinov,

Russia, St. Petersburg

Saganenko Galina

Doctor of Sociology, professor of the Sociological Institute of the RAS,

Russia, St. Petersburg

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются в исторической перспективе факторы, влияющие на степень мотивированности студентов к той или иной профессиональной деятельности.

Степанова Е.И., Саганенко Г.И. Динамика изменения в привлекательности профессий у молодежи: к истории вопроса // Universum: Общественные науки : электрон. научн. журн. 2014. № 10-11 (11) . URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/1768

ABSTRACT

The article examines in historical perspective the factors influencing the degree of motivation of students to a particular profession.

Ключевые слова: профессиональная самореализация, престиж профессий, учащаяся молодежь.

Keywords: professional self-realization, prestige of professions, studying youth.

Статья подготовлена при поддержке Российским гуманитарным научным фондом проекта № 13-33-01315 в 2013—2014 гг.

Введение

Престиж профессий или занятий — это представления общества о возможностях освоенной профессии обеспечить привлекательную деятельность и достойное существование в условиях данного общества.

В обществе профессиональные занятия всегда можно было разделить на привлекательные и непривлекательные, престижные и непрестижные, на те, которых добиваются, и те, которыми занимаются по необходимости. С изменением эпохи меняются престиж профессий, некогда профессии, бывшие предметом профессиональных устремлений огромной массы школьников (среди них физик, математик, химик, инженер-радиотехник) ушли на задворки массовых интересов, а профессии-аутсайдеры (бухгалтер, экономист) вышли в лидеры и уже многие годы занимают первые строчки в профессиональном выборе школьников. Но мир стремительно меняется, и все новые профессии выходят на авансцену.

Престиж профессий формируется различными макрофакторами и макротенденциями. Среди значимых здесь «макроучастников» мы видим современный рынок труда, реальное состояние общественного производства, систему экономических отношений в стране, включая теневую экономику, нравственные ценности общества, ситуацию в самой сфере образования,

состояние науки, открытые границы с зарубежными странами, гранты на обучение и стажировки за рубежом.

Престиж профессий существенно различается в социальных группах, выделяемых по разным факторам, из которых дифференцирующими являются учебная подготовка в школе, интеллектуальные, временные и материальные вклады семьи в обучение детей, их социальный статус в обществе, профессиональная принадлежность, социально-культурные характеристики, пол и возраст учащихся, место проживания.

Тем самым изучение престижа профессий, оценки со стороны студентов привлекательности и перспективности получаемых профессий полезно изучать в разных категориях учащейся молодежи и слоях общества. Молодежь выступает хорошим транслятором общественных настроений и ожиданий, быстрее улавливает социальные тенденции, является значительной по объему категорией населения, доступна для систематических исследований, достаточно быстро переходит во взрослую жизнь в значительной степени с тем багажом ожиданий и представлений, которые приобретает в свои молодые годы, и, соответственно, вливается с потенциалом определенных предпочтений во взрослое общество.

Исторический срез

Динамика образовательных ценностей, привлекательности разных видов профессиональной деятельности и отношения молодежи к науке менялась кардинальным образом в нашей стране. В последние годы реформирование отечественного образования проводится по множеству кардинальных аспектов.

а) Отношение к профессиональному выбору молодежи в «классические» годы развития научного потенциала страны в советское время. В те годы во многих регионах нашей страны проводились исследования. Отметим только результаты исследования среди выпускников школ, проведенного в Ленинграде под руководством В.В. Водзинской в 1964 г. Изучалось отношение к 80 профессиям по 4-м критериям, в том числе по привлекательности. Профессии, которые заняли первые места в том списке: физик, инженер-

радиотехник, научный работник в области медицины, геолог, математик, химик, летчик, биолог; среди последних мест бухгалтер — 77 место, продавец — 75, экономист — 61 [1, с. 34; 2]. Большинство профессий (а их сферы представляли классический пакет школьного обучения) — физик, математик, химик и др. использовались в списке с указанием перспективы «научный работник в области...», принципиально вдохновляющий молодежь в те годы и удручающий нынешнюю молодежь в своей основной массе.

б) С начала 90-х годов в стране стремительно разрушались все общественные структуры, включая и высшее образование. Вплоть до середины 90-х годов казалось, что престиж высшего образования не возродится, привлекательность его утеряна навсегда. Только отдельные категории населения в социальной структуре общества стремились воспроизводить себя, поддерживать ценности образования и культуры для своих детей через образование. Наука, научные профессии перестали обеспечивать даже минимальное существование работников этих сфер.

Общее восприятие ситуации разрухи, общий дух ситуации запустения так или иначе входит в представления подрастающего поколения. Социологическими опросами обнаруживается кардинальная трансформация профессиональных предпочтений молодежи. Объекты прежних образовательных и профессиональных увлечений молодежи теряют самые большие очки — с первых мест на самые аутсайдерские позиции уходят классические учебные дисциплины и связанные с ними профессии (физик — на 49-е, математик — на 41-е, химик — на 50-е, биолог — на 48-е при списке в 55 профессий). Бывшие же профессии-аутсайдеры в профессиональных предпочтениях школьников выходят в верхний ряд с новыми лидерскими профессиями (в предпочтениях молодежи экономисты — на 2-м, бухгалтеры — на 14-м, подняли свой статус продавцы — 27-е и др.) [3, с. 96; 4]. Предпочтения стали отдаваться занятиям, связанным с обслуживанием кем-то созданных материальных продуктов и видов деятельности, — рекламный бизнес, агенты по продажам, юристы.

в) С середины 90-х ситуация стала существенно улучшаться. Панические настроения, общее восприятие краха сменилось трезвой критикой и пониманием необходимости реформирования, стремлением к переменам. Ключевые слова нового периода: «модернизация», «реформы», «личностно-ориентированное обучение», «компетентностный подход». Появились концепции, стратегии, программы развития образования, сформулированы привлекательные социальные установки.

В то же время зафиксированы также отягчающие развитие отечественного образования обстоятельства: коррупция, селекция детей, выталкивании в девиацию и на обочину жизни значительной части подрастающего поколения, огромная социальная дифференциация в отношении доступности качественного образования. Высшее образование распалось на две неравные части: массовое высшее профессиональное образование и небольшая часть элитного высшего образования.

г) К концу 90-х годов молодежь во все увеличивающемся объеме устремилась в вузы. Социологические исследования стали изучать мотивацию получения высшего образования. Она оказалась специфической — в ней не просматривалось трех принципиальных вещей: интереса к науке, интереса к преподавательской деятельности в вузе, интереса к творчеству.

В начале нового тысячелетия молодежь и студенты ориентируются на карьеру, продвижение, хорошо оплачиваемую работу, материальное благополучие, престиж и т. п. В принципе, эти ценности превалируют до настоящего времени. Представления о самореализации связаны преимущественно с идеей хорошо оплачиваемой работы, которая своим следствием имеет обеспечение материальной стороны жизни.

д) В 2000-х годах впервые в истории российской политики в документах сфера образования оказывается прописанной как ключевой фактор социально-экономического развития в контексте новейшей ориентации в мире на «экономику знания», в которой решающее приращение будет определяться

новым знанием и технологиями. Такие ориентиры обозначены в программе развития страны до 2020 года [5].

Однако до последнего времени сфера образования в системе управления обществом рассматривается лишь как отдельная область социальной политики. Она анализируется автономно, вне рамок общих координат социально -экономического развития страны.

е) Для решения проблемы катастрофического технологического отставания России от ведущих мировых держав и даже стран второго уровня было принято решение создать собственный российский наукоград, по аналогии с реализованным в США инновационным проектом — созданием Силиконовой долины США. Определено место реализации этой идеи — это подмосковное Сколково.

Основной способ реализации идеи — создание с нашей стороны льготных условий для инновационного бизнеса, а идеи и исполнители, как планируется, приедут из-за рубежа, включая некогда уехавших из страны высококлассных отечественных специалистов. В обоснованиях проекта наукограда очень слабо обозначена идея опоры на собственные человеческие ресурсы, вкладывание ресурсов в развитие собственных научных кадров.

ж) В новейших установках на развитие экономики знания имеется не одна проблема — у населения и молодежи нет широкого интереса к научной деятельности, а отечественный бизнес не имеет ориентации на науку и внедрение инноваций, минимально участвует в поддержке образования.

з) Существенная дифференциация в оценках привлекательности существующих профессий зависит от профессионального выбора, который студенты уже сделали. Согласно нашим исследованиям, на технические специальности идут более мотивированные люди, в определенной степени вложившие значительные ресурсы, чтобы получать такое образование.

и) Болонский процесс, хотя и стимулирует определенную активность в сфере образования, уводит трансформацию российского образования от большинства его насущных проблем, таит в себе новые отложенные

кризисы. За бортом реформирования и модернизации остаются целые секторы российского образования и его серьезнейшие проблемы — проблемы сельской школы, низкое качество высшего образования, социальная дискриминация в сфере образования, коррупция, переложение на семью финансового бремени за обучение детей и мн. др.

Несмотря на обилие внедряемых организационных новаций, остается незатронутым один из принципиальных вопросов современного российского образования — содержание обучающих программ, их адекватность требованиям современной эпохи, социально-экономическому развитию страны, потребностям современного человека.

к) В стране разрастается разнообразная деятельность вокруг, рядом и в связи с образованием. Социология образования вышла в лидеры — по организации встреч, конференций, круглых столов, видимо, как следствие спроса в стране на ОБРАЗОВАНИЕ и ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Второй вид активности, проявляемый применительно к сфере отечественного образования, — расширяющаяся исследовательская деятельность. Создан целый ряд социологических исследовательских центров и лабораторий, непосредственно сфокусированных на изучении проблематики образования. Хотя процессы в системах российского образования весьма далеки от определенности, тем более, далеки от высоких и успокаивающих оценок.

Проблематика образования: общественный дискурс

Итак, система российского образования находится в процессе перманентных изменений. Вот некоторые детали последних лет. Вплоть до 2003—2004 гг. Болонский процесс, набиравший обороты в Европе с 1998 г., вовсе не был актуальной отечественной перспективой, разные субъекты образовательных систем смутно представляли, что это есть такое. Дискурс в обществе по проблематике образования до того выстраивался вокруг других вопросов — оплаты учителей, загруженности школьников и учителей, социальных факторов неравенства в сфере образования, все расширяющегося спроса на высшее образование, рыночных механизмов в системе образования,

доступности и качества высшего образования, коррупции в системах образования. Эпизодически артикулировалась проблема кризиса российского образования, необходимость его модернизации.

С 2003 г., с момента подписания Россией Болонской декларации, тематика обсуждения образовательный коллизий в стране принципиально изменилась — основная масса публикаций, конференций, круглых столов стала фокусироваться на Болонском процессе и связанных с ним российских образовательных новациях. Поменялись спектр и тональность обсуждений, интенсивность дискурса. Ушли на периферию внимания ранее артикулированные серьезные проблемы отечественного образования. Россия семимильными шагами двинулась в Болонский процесс с намерением догнать европейские страны и утвердиться в европейской образовательной табели о рангах. Наблюдалось явное шапкозакидательство: вот немножко усилий, и мы окажемся там, в гуще европейского образования (для нас не аргумент отсутствие нашего представительства в рейтингах двухсот-трехсот престижных мировых вузов).

Хотелось бы отметить одну особо принципиальную деталь: Болонский процесс — это обсуждение и перестройка только внешних форматов обучения, но фактически ни на каком уровне не поднимается вопрос о релевантности содержания самого учебного материла в российском образовании, о необходимости его принципиального реформирования.

Еще пять лет назад в обществе и в системе образования было активное сопротивление внедрению на российские эмпирии форматов и идеологии западного образовательного процесса. Веские аргументы «против» выдвигали ректоры ведущих вузов страны. Особую озабоченность вызывала (вызывает и сейчас) проблема сохранения потенциала отечественного технического образования.

И вот замечательная новость осенью 2010-го года — двое российских ученых, Андрей Гейм и Константин Новоселов, стали Нобелевскими лауреатами в области физики. Тем самым право считать высоким качество российского естественнонаучного образования подтвердилось столь весомым

образом. В их интервью отмечаются принципиальные моменты существовавшей в стране системы образования, в частности, что образование везде, и в Москве, и в Нальчике, было одинаково сильным. Сейчас же серьезная утрата/разрушение потенциала российских образовательных/ научных школ в модернизационных кампаниях остается весьма реальной.

С 2009—2010 гг. в общественный дискурс вошла новая глобальная перспектива — инноватика, инновационная экономика, экономика знания, инноград Сколково. Российскому образованию впервые в документах и нормативной риторике определена принципиально новая и весьма высокая позиция — в современных инновационных процессах российское образование называют среди самых ключевых факторов инновационной модернизации и факторов, приводящих к успеху страну. Колоссально меняется весь дискурс относительно образования (даже Болонский процесс уходит с первых полос, как бы перейдя в стадию уже непроблемного, рутинного освоения).

Для развития экономики знания в новейших установках имеется ряд принципиальных проблем, от которых нельзя отмахнуться: (а) у учащейся молодежи нет весомого интереса к научной деятельности, (б) отечественный бизнес не имеет ориентаций на науку и внедрение инноваций, минимально участвует в поддержке образования, (в) ресурсы, выделяемые в нашей стране на поддержку деятельности отдельных научных институтов, минимальны (составляют лишь 2—3 % от бюджета сравнимых организаций в США). И ряд других моментов.

Образовательные ценности студентов

Динамика образовательных ценностей у населения страны, привлекательность разных сфер и видов профессиональной деятельности, отношение молодежи к образованию и науке меняется кардинальным образом в зависимости от изменений социально-экономического положения в стране и глобальных государственных установок. Систематический анализ таких предпочтений молодежи позволяет понять перспективы инновационных и иных перемен в стране.

Много информации мы можем найти, собирая свидетельства конечных потребителей, оценивающих непосредственно качество получаемого образования, — студентов. Современная ситуация дает студентам технических специальностей лучшие условия для карьеры и самореализации. Они, как показывают данные нашего пилотажного исследования, востребованы в городе и за рубежом, спрос по стране они знают плохо. 75 % таких студентов уже на 3—4-ом курсах рассматривают в своих планах отъезд за границу. Кроме того, в ответах студентов зачастую звучит обида на ситуацию незаинтересованности ими в родной стране.

Несмотря на количество и значительность запускаемых в стране инициатив, нет четкого представления о положительных тенденциях в российском образовании.

В ответ на озвученные выше тревоги и предложения необходимо проведение эмпирических исследований микроуровня, где так или иначе прозвучат голоса и количественные оценки студентов технических вузов о перспективах профессии в стране, о намерения найти сферу профессиональной самореализации.

Изучение профессиональных ориентаций и жизненных путей молодежи с позиции статистических срезов и динамики ориентаций и характера жизненных путей позволяет судить о субъективных планах и действительных жизненных шагах молодежи в определенные периоды, в конкретных экономических, политических, социальных, демографических условиях.

Список литературы:

1. Водзинская В.В. Ориентации на профессии // Социальные проблемы труда и производства. — М., 1970.

2. Водзинская В.В. Отношение молодого рабочего к своей профессии // Труд и развитие личности. — Л., 1965.

3. Саганенко Г.И. Наука и образование в российских макро-и микрокоординатах (Часть 1) // Социология науки и технологий. — 2013. — Т. 4. — № 2. — с. 90—104.

4. Саганенко Г.И., Гаврилушкина Т.В., Филиппов А.И. Престиж научных профессий у молодежи // Международная школа социологии науки и техники. — СПб, 1998.

5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства РФ от 8.12.2011 N 2227-р. — [М], / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/prü/63/14/41/2227_strategiia.doc (дата обращения: 12.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.