УДК 159.9
Зайтметов Хусан Авасхонович
соискатель кафедры общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета [email protected]
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЛИЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Zaytmetov Khusan Avaskhonovich
PhD applicant of the General and Practical Psychology Department, Institute of Psychology, Social Science and Social Relations of Moscow City Teachers’ Training University [email protected]
EVOLUTION OF EMPATHIC ABILITIES OF STUDENTS WITH MAJOR IN TEACHING AS A RESULT OF NATIONAL LITERATURE INFLUENCE
Аннотация:
В статье рассматривается проблема эмпатиче-ских способностей, а также национальная литература в качестве ее фактора. Автор демонстрирует динамику изменения показателей эм-патических способностей после влияния национальной литературы. Также предлагает про-грамму развития эмпатических способностей средствами национальной литературы.
Ключевые слова:
психология, педагогика, личность, профессионально важные качества, эмпатическая способность, таджикско-персидская литература, психологический анализ художественной литературы.
Summary:
The article is concerned with empathic abilities and national literature as a factor of their development. The research shows evolution of the empathic abilities as a result of national literature influence. The author introduces a program of the empathic abilities development by means of the national literature.
Keywords:
psychology, education science, personality, important professional skills, empathic ability, Tajik-Persian literature, psychological analysis of fiction.
Сегодня во всем мире особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых является формирование духовной культуры личности, неотъемлемой частью которой является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого. В психологии эти важнейшие способности обобщаются понятием «эмпатия». Эмпатия считается профессионально необходимым качеством для психологов и педагогов и всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры, педагоги, психотерапевты и др.). Лица с высокоэмпатийным потенциалом отличаются наличием специфической готовности, направленности, мотивационных ориентаций и потребностей изменять, усовершенствовать, модифицировать процесс собственного развития [1, с. 89]. Как справидливо отмечает Т.А. Ахрямкина, педагоги с неразвитой эмпатией нередко допускают педагогическую бестактность, прибегают к неоправданным наказаниям или морализаторству. Такие педагоги неспособны встать на место ученика, ориентироваться в мире значимых для него переживаний. Это в свою очередь наносит непоправимый ущерб психическому здоровью учащихся, нарушает состояние душевного благополучия и повышает тревожность [2, а 142].
Впервые понятие «эмпатия» в психологии появилось в 1909 г. Первоначально понятие «эмпатия» было введено в психологию Э. Титченером и буквально означало «вчувствование» в переживания другого [3, с. 23]. На основе анализа теоретических работ таких отечественных ученых, как Т.П. Гаврилова, С.Б. Борисенко, Г.Ф. Михальченко, И.М. Юсупов, В.В. Бойко, О.И. Цветкова, Е.А. Ичаловская, Н.А. Мозговая, С.В. Са-лыкова, Л.В. Веденеева, А.Б. Орлов, Н.Н. Обозов и др., и таких зарубежных исследователей, как Т. Липпс, Э. Титченер, А. Комбс, А. Маслоу, К. Роджерса, Р. Мей, Э. Даймонд, У. Бронфенбреннер, Дж. Иган, Г. Этче-гоен можно считать, что эмпатические способности, выступая в качестве коммуникативного свойства личности будущих педагогов и психологов, способствуют разрешению глубоких человеческих вопросов и открывают новые возможности для более эффективного воздействия на личность учащегося в общении.
Последние десять лет анализ экспериментальных исследований в рамках диссертационных работ показывает, что в системе образования проводились разнообразные исследования, направленные на развитие эмпатии. Проведено большое количество технически сложно организованных и развивающих экспериментов, изучены в деталях эмпатические способности. В области педагогической психологии известны исследования Н.А. Щербаковой, Д.М. Даудовой, Т.А. Ахрямкиной, Ч.И. Лопсан, Д.В. Белых, Л.Н. Большуновой, А.П. Васильковой, Е.А. Ичаловской, Н.А. Скляр, направленные на развитие эмпатии у учащихся и студентов в процессе обучения.
- 1G9 -
Вслед за вышеупомянутыми авторами в процессе обучения в настоящем исследовании была использована таджикско-персидская литература, в частности, произведения великого гуманиста Саади Ши-рази, в качестве одного из показателей развития эмпатических способностей [4, с. 286]. Данный показатель был выбран по следующим соображениям, во-первых, в произведениях Саади широкое распространение получила дидактическая традиция, являющаяся источником неиссякаемой жизненной мудрости. Во-вторых, великого мыслителя считают отцом гуманизма, который разработал в художественной литературе термин «человечность». В-третьих, в его трудах высокими идеями является человеколюбие, где гуманист призывает к сочувствию боли и нуждам угнетенных, взаимопомощи, уважению к человеческой личности, братству людей и содружеству разных национальностей. Как известно, в настоящее время во многих государствах среди людей наблюдается нежелание понимать чужой язык, культуру, непринятие иного мнения, что часто служит основой религиозного и межнационального конфликтов. В связи с этим важным является воспитывать молодежь в духе гуманизма, чтобы они уважали чужие мнения, верования, культуру и историю всех национальностей.
Для проверки гипотезы были использованы психодиагностические методы: опросник уровня эмпа-тийных тенденций И.М. Юсупова; методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; методика определения эмоционального состояния по интонационному рисунку речи А.А. Борисовой, а также авторские анкеты, направленные на определение отношения испытуемых к чтению художественной литературы, влияния художественной литературы на их индивидуально-психологические особенности и познание ими литературных персонажей. Следующая авторская анкета направлена на выявление мотива изучения произведений Саади.
В формирующем эксперименте участвовали 240 студентов разных специальностей педагогического университета: студенты 4-х различных факультетов: таджикской филологии, математики, русской филологии и кафедры психологии педагогического факультета (по 60 студентов с каждого факультета), в возрасте 17-23 лет.
На первом этапе экспериментальной работы были определены:
- отношение испытуемых к чтению художественной литературы, влияние художественной литературы на их индивидуально-психологические особенности и познание ими литературных персонажей;
- мотив изучения произведения Саади, а также внутренняя аргументация изучения этого произведения;
- исходный уровень развития эмпатических способностей у студентов разных профилей.
На втором этапе был проведен формирующий эксперимент, основная цель которого заключалась в организации процесса обучения, способствующего развитию динамики эмпатии с помощью произведения Саади.
Третий этап был обозначен как контрольный эксперимент. На этом этапе эксперимент должен был подтвердить эффективность использованной системы развивающих занятий. Контрольный этап эксперимента проводился по тем же методикам, что были использованы на первом этапе исследования.
Для развития эмпатических способностей была разработана программа, рассчитанная на 60 часов, из которых 18 часов - лекции, 18 часов - семинарские занятия и 24 часа - самостоятельная работа испытуемых. Согласно данной программе студентов рекомендуется вводить в психологическую проблему произведения, чтобы подготовить их к восприятию, что затруднительно без обязанной психологической компетентности студентов. Процесс обучения был направлен на диагностику способности педагогов к глубокому проникновению в психологию литературных персонажей. При этом продуманная система вопросов к предложенному художественному произведению позволяет не только выявить особенности эмпатийного восприятия, но и определить критерии эмпатийного восприятия художественного текста [5, с. 128].
В результате проведенного исследования были получены данные, показывающие эффективность программы развития эмпатических способностей студентов педагогических специальностей средствами таджикско-персидской литературы. Среды 240 испытуемых до формирующего эксперимента 32,1 %, а после 67,5 % показали положительное отношение к чтению художественной литературе. Статистически увеличился интерес к чтению, это свидетельствуют о том, что после проведенния нашей программы национальная литература значительно повлияла на студентов. До нашего эксперимента 31,6 %, а после - 12 %, статистически значимо уменьшилось отрицательное отношение к чтению художественной литературы.
Таким образом, знакомство студентов с произведениями великого гуманиста влияет на изменения отношение к чтению художественной литературы.
Следует отметить, что из 240 испытуемых до формирующего эксперимента 17,1 % свидетельствовали об ориентировании на события рассказов, а не на сущность каждого персонажа, а после проведенные нами программы 52, 5 % проявляли склонность к пониманию внутреннего мира персонажей, то есть их психологических особенностей и эмоционального состояния.
Таким образом, после чтение произведения Саади происходят заметные изменения в понимании внутреннего мира литературных персонажей среди студентов. Это свидетельствуют о том, что испытуемые приобретают практические навыки, которые помогают правильно воспринимать и оценивать эмоциональные состояния и психологические особенности других людей.
Статистически значимо увеличились некоторые показатели развития эмпатических способностей. Так, уровень развития эмпатийных тенденций по методике Юсупова до и после формирующего эксперимента показывает следующие результаты. У студентов-математиков высокий уровень до эксперимента составлял 10 %, а после - 26,6 %; средний уровень до эксперимента - 30 %, а после - 65 %; низкий уровень до эксперимента - 50,6 %, а после - 8,4 % , и очень низкий уровень до эксперимента - 10 %, а после - 0 %. У студентов-филологов (русский язык и литература) высокий уровень до эксперимента - 13,4 %, а после -
31.6 %; средний уровень до эксперимента - 36,6 %, а после - 61,7 %; низкий уровень до эксперимента -
41.6 %, а после- 6,7 % и очень низкий уровень до эксперимента - 8,4 %, а после - 0 %. У студентов-
психологов высокий уровень до эксперимента - 15 %, а после - 28,3 %; средний уровень до эксперимента -33,4 %, а после - 65 %; низкий уровень до эксперимента - 40 %, а после - 6,7 % и очень низкий уровень до эксперимента - 11,6 %, а после - 0 %. У студентов-филологов (таджикский язык и литература) высокий уровень до эксперимента - 13,4 %, а после - 38,3 %; средний уровень до эксперимента - 41,6 %, а после -58,3 %; низкий уровень до эксперимента - 38,4 %, а после - 3,3 %, и очень низкий уровень до эксперимента -
6,6 %, а после - 0 %. Полученные данные подтверждают правомерность выдвинутой нами гипотезы о том, что национальная литература способствует развитию эмпатических способностей.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что таджикско-персидская литература влияет на развитие эмпатических способностей студентов педагогических специальностей. Выдвинутая нами гипотеза эмпирически доказана.
Ссылки:
1. Даудова Д.М. Эмпатия как механизм профессионального саморазвития будущих педагогов: дис. ... канд. психол. наук. Махачкала, 2005.
2. Ахрямкина Т.А. Формирование эмпатии студентов в процессе обучения в педагогическом вузе: дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2003.
3. Titchener E.B. Lectures on the experimental psychology of the thought process. N.Y.; McMilan, 19G9.
4. Энциклопедия персидско-таджикской прозы. Совместный проект главной научной редакции «Таджикская Национальная Энциклопедия» и ИП «ДАР» Душанбе;Алматы, 2007.
б. Щербакова Н.А. Развития эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литера-
туры: дисс. ... канд. психол. наук. Воронеж, 2GG3.
References (transliterated):
1. Daudova D.M. Empatiya kak mekhanizm professional'nogo samorazvitiya budushchikh pedagogov: dis. ... kand. psikhol. nauk. Makhachkala, 2G05.
2. Akhryamkina T.A. Formirovanie empatii studentov v protsesse obucheniya v pedagogicheskom vuze: dis. ... kand. psikhol. nauk. Samara, 2GG3.
3. Titchener E.B. Lectures on the experimental psychology of the thought process. N.Y.; McMilan, 19G9.
4. Entsiklopediya persidsko-tadzhikskoy prozy. Sovmestniy proekt glavnoy nauchnoy redaktsii «Tadzhikskaya Natsional'naya Entsiklopediya» i IP «DAR» Dushanbe;Almaty, 2007.
5. Shcherbakova N.A. Razvitiya empaticheskikh sposobnostey studentov-psikhologov sredstvami khudozhestvennoy litera-tury: diss. ... kand. psikhol. nauk. Voronezh, 2GG3.