5. Савинова, Е. Ю. Исследование уровня самооценки младших школьников / Е. Ю. Савинова // Педагогическое мастерство : материалы междунар. науч. конф. - М. : Буки-Веди, 2012. - С. 178-180.
УДК 159.9.07
О.А. Спицына, О. С. Балашова, г. Шадринск
Эмпатийное отношение к сверстнику в младшем школьном возрасте
В статье дается определение феномена «эмпатия», рассматриваются особенности проявления его в младшем школьном возрасте, приведены результаты эмпирического исследования и их интерпритация.
Эмпатия, эмпатийное отношение, младший школьный возраст, сверстник.
O. A. Spitsynu, O. S. Balashova, Shadrinsk
Empathic attitude to peers in primary school age
The article gives a definition of the phenomenon "empathy", discusses the features of his manifestation in Junior school age, the results of the empirical study and their interpretation.
Keywords: Empathy, empathic attitude, primary school age, peers.
Эмпатия занимает одно из главных мест внутри социальных эмоций и является "ядерным" образованием личности, играя важнейшую роль в жизни ребёнка. Эта проблема приобретает особый смысл в свете усвоения ребенком духовных и нравственных ценностей, которые трансформируются в свойства личности и проявляются в отношениях с другими людьми
Ребёнку не даны в готовом виде от рождения чувства, эмоциональная зрелость, способность к альтруизму и гуманизму, к эмпатии. Процесс их интериоризации всегда обусловлен индивидуальным опытом личности. Экстериоризуются же обозначенные проявления посредством общения ребёнка с близкими взрослыми и сверстниками. Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и в самом общем виде определяется как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.
Изучению эмпатии как эмоциональной отзывчивости индивида на переживания других людей посвящено значительное число исследований (P.O. Агавелян, Е.Я. Басин, А.А. Бодалев, В.В. Бойко, Л.Н. Большунова, А.К. Бохарт, А.А. Валантинас, В.Вебер, Л.П. Выговская, Т.П. Гаврилова, А.В. Запорожец, Дж. Иган, Е.А. Ичаловская, Р.Б. Карамуратова, П.В. Козина, В.П. Кузьмина, Ю.А. Менджерицкая, В.А. Микаэлян, Л.Л. Надирова, А.Н. Насифулина, Н.Н. Обозов, К.Роджерс, В.В. Рябухин, Л.П. Стрелкова, О.И.
Цветкова и другие). Эмпатия проявляется в стремлении понять другого человека, вчувствоваться в его переживания, оказать помощь и поддержку.
Психологи Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и другие установили, что младший школьник возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Параллельно с развитием нравственных норм, идёт развитие эмпатии. Развивать чувство эмпатии необходимо с ранних лет жизни ребёнка, так как чувство эмпатии помогает ребёнку понимать, сочувствовать, переживать за тех, кто находится рядом с ним, быть добрым по отношению к окружающему миру.
Понятие «эмпатии» было введено в науку и интенсивно разрабатывалось во второй половине XIX - начале XX в. на почве немецкой философии, психологии и эстетики под названием «вчувствования». Термин «эмпатия» ввел в психологию Е.Б. Титченер в качестве английского эквивалента для немецкого термина «Einfuhlung». Наиболее известными представителями теории «вчувствования» являются немецкие психологи и эстетики Т. Липпс, В. Вундт, И. Фолькельт, К.Гросс [Сопиков, 2012.].
Эта теория является главным историческим источником современных эмпатических теорий как в области художественного творчества, так и в сфере психолого-эстетических исследований художественного восприятия (и воздействия), художественного обучения и образования.Однако эта теория имеет в современной западной науке не только историческое значение. Работы Т. Липпса, И. Фолькельта и др. постоянно цитируют, на них ссылаются, с ними спорят. Про Т. Липпса можно даже сказать, что он переживает своеобразный «ренессанс», его работы переиздаются большими тиражами.
Научное понятие «эмпатия» вошло в психологию в начале нашего века, но история этого вопроса началась гораздо раньше. Становление этого явления восходит, прежде всего, к понятию «симпатия». Этот термин был введен еще древними греками для обозначения сущности всех вещей, в силу которой люди сочувствуют друг другу [Юрчук, 2010].
Позже эта концепция развивалась А.Смитом, который видел в симпатии основу справедливости и альтруизма, и Г.Спенсером, который определял симпатию как способность сочувствовать людям и как явление, усложняющееся по мере психического развития человека [Петровский, Ярошевский, 2009].
Второе направление развития знаний об эмпатии представлено теорией вчувствования, разработанной Т. Липпсом. Термином «emfulung» - «вчувствование в ...» он описал процесс понимания произведений искусства, а позднее - самого человека [Особенности эмпатических отношений младших школьников, 2012].
По Липпсу вчувствование — это специфический вид познания сущности предмета или объекта. Индивид осознает себя и свои переживания через содержание предмета или объекта, проецируя в него свое "Я" [Особенности эмпатических отношений младших школьников, 2012]..
Вчувствование есть как бы усвоение воспринятого предмета: в процессе восприятия через проекцию индивид постигает общность между собой и предметом, и в результате предмет "возникает сам собой", "сам себя вызывает благодаря такой деятельности".
При этом автор рассматривал природу симпатии как бессознательно -имитационную. В дальнейшем, опираясь на эту теорию, эмпатию в психологии искусства
исследовал С. Маркус. Он понимал эмпатию как способ познания объекта эстетического наслаждения, вчувствования в этот объект, вживание в художественный образ [Особенности эмпатических отношений младших школьников, 2012].
Современными исследователями эмпатия рассматривается и как эмоциональное явление, и как процесс понимания, и как вчувствование в другого, в его мысли и переживания.
Л.Б. Мерфи определяет эмпатию как способность к эмоциональной отзывчивости на неблагополучие другого, стремление облегчить или разделить его состояние. Эмпатия проявляется в адекватных формах у адаптированных к социальной жизни детей, получивших в семье максимум доверия, любви, тепла [Особенности эмпатических отношений младших школьников, 2012].
Смысл эмпатических отношений между людьми открывается ребенку прежде всего воспитывающими его взрослыми. Воздействия родителей должны быть ориентированы на развитие у ребенка доброты, соучастия к другим людям, принятие самого себя как нужного, любимого и значимого для них человека.
Эмпатия возникает и формируется во взаимодействии, в общении. От воспитательного воздействия семьи, от того, какие качества будут развиты, сформированы, зависит будущее ребенка [Абраменкова, 2010].
Будущее - как эмпатичной личности, умеющей слышать другого, понимать его внутренний мир, тонко реагирующей на настроение собеседника, сочувствовать, помогать ему, или неэмпатичной личности - эгоцентричной, склонной к конфликтам, не умеющей устанавливать доброжелательные отношения с людьми.
Дети младшего школьного возраста умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживая отвечать адекватными чувствами. У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поэтому важно в данный период развития акцентировать внимание на формировании у ребенка способности к эмпатии, активизированию общительности, регулированию эмоционального состояния детей.
Складывается определенное противоречие между необходимостью формирования эмпатийного отношения младших школьников к сверстникам и недостаточной разработанностью материала по данному вопросу.
Эмпирическое изучение эмпатии в младшем школьном возрасте предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей младших школьников, а также всесторонний качественный учет результатов их эмпатийного отношения.
В исследовании приняли участие 100 детей младшего школьного возраста, из них 50 мальчиков и 50 девочек. Организовав экспериментальное изучение эмпатийных отношений детей младшего школьного возраста, мы получили следующие результаты.
Тест эмпатийных тенденций позволил получить следующие результаты: подавляющему большинству присущий низкий уровень эмпатийности (37 %). Это говорит о том, что у детей не достаточно сформированы дружеские отношения с одноклассниками, умение сочувствовать, переживать, помогать друг другу в трудных ситуациях. Они испытывают затруднения в установлении контактов с окружающими, неуютно чувствуют себя в большой компании.
У детей нет раскованности чувств, и это мешает их полноценному восприятию людей. У 33 человек (33 %) средний уровень эмпатийности. Это говорит о том, что у детей не достаточно сформированы дружеские отношения с одноклассниками, умение сочувствовать, переживать, помогать друг другу в трудных ситуациях. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям, в общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряют терпение. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следят за действием, чем за переживаниями героев. Представим полученные результаты графически (см. рис. 1)
Рис. 1. Уровень эмпатийной тенденции младших школьников, %
Таким образом, по данным рисунка видно, что преобладающим уровнем является низкий уровень эмпатийности - 37 %, на втором месте - средний уровень - 33 %, на третьем месте - высокий уровень - 17 %. Очень низкий уровень составляет 4 %, а очень высокий 9 %.
Далее проведена проективная методика «Неоконченные рассказы». Основная ее задача -выявление видов, тенденций эмпатических реакций детей на ситуации неблагополучия. Рассказы отражают наиболее значимые для детей младшего школьного возраста сферы взаимоотношений: с животными, взрослыми и сверстниками. Если младший школьник отождествлял себя только с ребенком, главным героем рассказа, то таким образом -сопереживал только ему.
Если по отношению к антагонистам главного героя - животному, взрослому, сверстнику в данном случае - сочувствие, т.е. конфликт, разрешался ребенком в пользу другого персонажа. Полученные результаты свидетельствуют о том, что более всего дети проявляют сочувствие к животным - 38 детей (38 %), на втором месте проявление сочувствия к взрослому 22 ребенка (22 %), и только на третьем месте - проявление сочувствия к сверстнику - 10 детей (10%). 30 детей (30 %) не способны к проявлению сочувствия.
Наиболее типичными ответами этих детей были: «Мне жалко Митьку, потому что ворон стукнул больно мальчика...», «Мне котенка жалко, я бы его оставил, он такой маленький...», «Мне жалко Стасика, на него учительница ругалась, а он не виноватый.».
Как видно из приведенных высказываний, дети отождествляли себя только с главным героем рассказа, и таким образом - сопереживали только ему. 30% детей данной группы проявляли устойчивое сочувствие, т.е. выбрали сюжетный ход, который разрешил бы конфликт между главным героем и другим персонажем, чье поведение вызывает переживания героя, и тем самым облегчить положение одного из них.
■ очень
■ высоким
высоким
33%
Наиболее распространенными ответами этих детей были: «Мне жалко Борьку, потому что он умереть может...», «Бабушку, потому что она старая и добрая...», «Мне жалко Стасика, и Вовку тоже. На Стасика ругалась учительница, когда Вовка наврал на него. А потом с Вовкой никто не играл.». Таким образом, они полностью приняли сторону антагониста главного героя, конфликт, разрешился детьми в пользу другого персонажа. Представим полученные результаты графически (рис. 2)
Рис. 2. Результаты методики «Неоконченные предложения», %
Последним был проведен опросник «Проявление эмпатии к сверстнику». Результаты исследования показали:
1 блок ситуаций «Оказание помощи сверстнику»:
- 80% детей младшего школьного возраста прогнозируют проявление сочувствия и оказание помощи сверстнику. Наиболее типичным ответом этих детей был: «Я бы конечно помог(ла)».
- 20 % детей не прогнозируют проявление сочувствия и оказание помощи сверстнику. Их ответы были следующего содержания: «Я бы пошел кушать»; «Попрошу учителя завязать ему шнурки»; «Пошел бы играть».
2 блок ситуаций «Ущемление личных интересов»:
- 65% детей младшего школьного возраста прогнозируют проявление сочувствия через ущемление личных интересов. Наиболее типичными ответами этих детей были: «Я бы отлил половину»; «Я бы сказал ему, чтобы мы поиграли вместе».
- 35% детей младшего школьного возраста не прогнозируют проявление сочувствия через ущемление личных интересов. Их ответы были следующего содержания: «Нет, не поделюсь, у меня мало»; «Сказал бы, чтобы ему мама, такие же купила».
3 блок ситуаций «Проявление сочувствия к товарищу, нарушившему какую- либо норму поведения или указание взрослого»:
- 60% детей шестого года жизни прогнозируют проявление сочувствия к товарищу, нарушившему какую- либо норму поведения или указание взрослого. Наиболее типичными ответами этих детей были: «Я бы дала ему одну свою»; «Помог ему убрать»; «Успокою, а потом скажу, чтобы Кате купила новое и извинилась».
- 30% детей младшего школьного возраста прогнозируют проявление сочувствия к товарищу, нарушившему какую- либо норму поведения или указание взрослого. Особенно категоричны были ответы детей с отрицательной эмоциональной направленностью в следующей проблемной ситуации: Ты увидел (а), что Катя стоит углу и плачет. Ты подошел (ла) узнать, в чем дело. Катя сказала тебе, что она взяла печенье из Наташиного портфеля, а та пожаловалась учителю, хотя у нее еще печенье осталось. Что ты скажешь Кате?
- 30% детей не встали на позицию товарища, нарушившему норму поведения. Их ответы были следующего содержания: «Нельзя брать чужое»; «Я скажу, что нельзя брать чужое, пусть отдаст».
4 блок ситуаций «Проявление сорадости»:
- 85% детей младшего школьного возраста прогнозируют проявление сорадости сверстнику. Наиболее типичными ответами этих детей были: «Мне бы радостно было, и попросила, чтобы принес поиграть»; «Вот здорово, а он лает?»; «Здорово! А он красивый?»
- 15% детей младшего школьного возраста не прогнозируют проявление сорадости сверстнику. Их ответы были следующего содержания: «Не знаю. Ничего»; «А у меня то больше собачек».
5 блок ситуаций «Оказание помощи ребенку- сверстнику в затруднительной ситуации»:
- 75% детей шестого года жизни прогнозируют проявление сочувствия и оказание помощи ребенку- сверстнику в затруднительной ситуации. Наиболее типичными ответами этих детей были: «Он на вешалку повесит, а я на дверь»; «Пусть поместит в шкафчик мой вещи»; «Пусть у меня повесит, жалко что ли».
- 25% детей шестого года жизни не прогнозируют проявление сочувствия и оказание помощи ребенку- сверстнику в затруднительной ситуации. Наиболее типичным ответом этих детей был: «Сказал, чтобы положил на скамейку». Составим сводную диаграмму по данной методике (см. рис.3)
90%
Блок 1 Блок 2 Блок 3 Блок 4 Блок 5
Рис.3. Сводная диаграмма по опроснику «Проявление эмпатии к сверстнику», %
Таким образом, мы видим, что в младшем школьном возрасте на вербальном уровне дети готовы проявлять эмпатию:
- наибольшее количество положительных ответов было дано в ситуациях: оказание помощи другому, ущемление личных интересов ребенка, проявление сорадости, оказание помощи ребенку- сверстнику в затруднительной ситуации.
Тогда как наибольшее количество ответов детей с отрицательной эмоциональной направленность были в ситуации - проявление сочувствия и оказание помощи товарищу, нарушившему какую- либо норму поведения или указание взрослого.
Таким образом, по результатам проведённых исследований можно сделать вывод о том, что в целом, среди младших школьников эмпатийное отношение к сверстнику сформировано на недостаточном уровне.
Для того, чтобы сформировать эмпатийное отношение к сверстникам у детей, не имеющих его, необходимо организовать формирующий эксперимент. Для организации формирующего эксперимента нами выбраны 50 человек, у которых не проявляется чувство сочувствия и переживания к сверстникам, взрослым, животным и т.д. - эти обучающиеся вошли в экспериментальную группу, а остальные 50 учащихся составили контрольную группу.