ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ЮНОШЕЙ ПЕРВОГО КУРСА
Цатурян Л. Д., Андросова Д. А.
ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека, г. Ставрополь
Проблема здоровья студентов остается одной из важнейших в современном обществе. Особенное внимание в последние годы стало уделяться проблеме мужского здоровья. Интенсивная информатизация общества способствует выраженности стрессовых процессов в организме. В большей степени стрессогенность организма наблюдается при адаптации студента к условиям обучения в вузе. Изменение активности, большой поток информации, влияние новых экологических и климатических условий приводят к напряжению регуляторных механизмов. В связи с этим меняется функционирование нервной и сердечно-сосудистой систем. Исходя из вышесказанного, целью данного исследования явилось изучение вегетативной регуляции сердца при адаптации студентов-юношей к условиям обучения в вузе.
В соответствии с поставленной целью нами обследованы юноши 1 курса: 30 юношей Факультета физической культуры (ФФК) - I группа и 26 юношей Медико-биолого-химического и Географического факультетов - II группа. При проведении клиноортостаической пробы (КОП) проанализированы основные показатели спектрального анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР): мощность высокочастотной составляющей спектра ОТ%, мощность низкочастотной составляющей спектра LF% и мощность сверхнизкочастотной составляющей спектра VLF%, а также комплексный показатель ВСР ПАРС (показатель активности регуляторных систем). Количественные различия между средними значениями оценивались по ^критерию Стьюдента, различия между средними величинами считались достоверными при /><0,05.
Спектральный анализ ВСР позволяет определить диапазон частот, характеризующий активность системы управления сердечным ритмом. Показатель ОТ% описывает вагусную активность вегетативной регуляции сердечного ритма. При проведении КОП полученные данные спектрального анализа ВСР выявили достоверные изменения ОТ% у юношей I (р<0,01) и II (р<0,001) групп. У студентов I группы, занимающихся спортом, при выполнении нагрузочной пробы отмечается меньшее напряжение регуляторных механизмов адаптации, это подтверждается снижением диапазона изменений значений ОТ% (в клиноположении - 26,94±1,87, в ортоположении - 19,45±1,82). Мощность составляющей спектра LF% характеризует уровень активности вазомоторного центра. Анализ данного показателя позволил выявить повышение активности вазомоторного центра в ортоположении у юношей II группы, при этом значения LF% были достоверно выше в сравнении со значениями в I группе. VLF% волны отражают психоэмоциональную составляющую спектра ВСР. В обеих группах юношей в ортоположении средние значения VLF% волн оставались в пределах нормы, однако у юношей, не занимающихся спортом, установлено более высокое эмоциональное напряжение. Вторым этапом нашего исследования явилось изучение интегрального показателя - ПАРС. Выполнение нагрузочной пробы позволило установить состояние перенапряжения регуляторных систем, для которого характерна недостаточность защитно-приспособительных организмов, их неспособность адекватно реагировать на воздействия различных факторов окружающей среды. Таким образом, проведенный спектральный анализ ВСР позволил выявить перенапряжение регуляторных и компенсаторных механизмов при адаптации юношей к условиям обучения в вузе, снижение состояния здоровья, а также дисбаланс в регуляции нервной и сердечно-сосудистой систем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 2. № 4.
11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
Материалы1 XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010
Стр. [537]