Научная статья на тему 'Динамика физической и умственной работоспособности студенток экономических специальностей в процессе занятий аквафитнесом'

Динамика физической и умственной работоспособности студенток экономических специальностей в процессе занятий аквафитнесом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
417
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ / УМСТВЕННАЯ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / АКВАФИТНЕС / ФіЗИЧНА / РОЗУМОВА / ПРАЦЕЗДАТНіСТЬ / АКВАФіТНЕС / STUDENTS / PHYSICAL / THINKING / OPERABILITY / AQUA FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петренко Наталья Владимировна

Цель работы определить влияние физкультурно-оздоровительных занятий по аквафитнесу на физическую и умственную работоспособность студенток. Объём экспериментальной выборки составил 69 студенток основной медицинской группы в возрасте 17-18 лет. Анализ результатов проводился по данным Гарвардского степ-теста, а также по результатам скорости и точности обработки зрительной информации с применением буквенной таблицы Анфимова. Сравнительный анализ данных показал тенденцию более выраженных положительных изменений в физической и умственной работоспособности студенток экспериментальной группы 1 и экспериментальной группы 2. Низкий уровень индекса физической работоспособности в пределах 42,39 отмечен у контрольной группы. Повышение значений скорости и точности обработки зрительной информации в контрольной группе не отмечается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петренко Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dynamics of physical and mental health of students of economic specialties in the course of employment aqua

The objective was to determine the effect of fitness classes for aqua to physical and mental fitness of students of economic specialties. The volume of the experimental sample consisted of 69 female students basic medical group aged 17-18 years. Analysis of the results was carried out according to the Harvard step test, and the results of the speed and accuracy of processing visual information using alphabetical table Anfimova. Comparative analysis of the data showed the trend more pronounced positive changes in the physical and mental health of students of the experimental group 1 and experimental group 2. The low level of the index of physical performance within 42.39 was observed in the control group. Increase speed and accuracy of processing visual information in the control group not observed.

Текст научной работы на тему «Динамика физической и умственной работоспособности студенток экономических специальностей в процессе занятий аквафитнесом»

э

2013

ІІ

Динамика физической и умственной работоспособности студенток экономических специальностей в процессе занятий аквафитнесом

Петренко Н В.

Украинская академия банковского дела Национального банка Украины

Аннотации:

Цель работы - определить влияние физкультурно-оздоровительных занятий по аквафитнесу на физическую и умственную работоспособность студенток. Объём экспериментальной выборки составил 69 студенток основной медицинской группы в возрасте 17-18 лет. Анализ результатов проводился по данным Гарвардского степ-теста, а также по результатам скорости и точности обработки зрительной информации с применением буквенной таблицы Анфимова. Сравнительный анализ данных показал тенденцию более выраженных положительных изменений в физической и умственной работоспособности студенток экспериментальной группы 1 и экспериментальной группы 2. Низкий уровень индекса физической работоспособности в пределах 42,39 отмечен у контрольной группы. Повышение значений скорости и точности обработки зрительной информации в контрольной группе не отмечается.

Ключевые слова:

студентки, физическая, умственная, работоспособность, аквафитнес.

Петренко Н В. Динаміка фізичної та розумової працездатності студенток економічних спеціальностей у процесі занять аквафитнесом. Метою роботи було визначити вплив фізкультурно-оздоровчих занять з аквафітнесу на фізичну і розумову працездатність студенток економічних спеціальностей. Обсяг експериментальної вибірки склав 69 студенток основної медичної групи у віці 17-18 років. Аналіз результатів проводився за даними Гарвардського степ-тесту, а також за результатами швидкості і точності обробки зорової інформації із застосуванням бук-веної таблиці Анфімова. Порівняльний аналіз даних показав тенденцію більш виражених позитивних змін в фізичній та розумовій працездатності студенток експериментальної групи-1 та експериментальної групи-2. Низький рівень індексу фізичної працездатності в межах 42,39 відзначений у контрольної групи. Підвищення значень швидкості і точності обробки зорової інформації в контрольній групі не відзначається.

студентки, фізична, розумова, працездатність, аквафітнес.

Petrenko N. V. The dynamics of physical and mental health of students of economic specialties in the course of employment aqua.

The objective was to determine the effect of fitness classes for aqua to physical and mental fitness of students of economic specialties. The volume of the experimental sample consisted of 69 female students basic medical group aged 17-18 years. Analysis of the results was carried out according to the Harvard step test, and the results of the speed and accuracy of processing visual information using alphabetical table Anfimova. Comparative analysis of the data showed the trend more pronounced positive changes in the physical and mental health of students of the experimental group 1 and experimental group 2. The low level of the index of physical performance within 42.39 was observed in the control group. Increase speed and accuracy of processing visual information in the control group not observed.

students, physical, thinking, operability, aqua fitness.

Введение.

Обстоятельное изучение специфики работы специалистов экономических специальностей [4;10] позволило установить, что такого рода деятельность требует особых профессиональных требований и качеств (быстро запоминать, долго сохранять высокую работоспособность, иметь устойчивость к внешним помехам, быстро находить и исправлять свои ошибки, сохранять высокий темп работы в течение длительного времени, и т.д.). Известно, что профессионально-важные качества человека в любом рабочем процессе можно постоянно совершенствовать. Результативность такого процесса может значительно возрасти, если такие качества развивать целенаправленно, особенно на этапе, совпадающем с профессиональным обучением [8;11;12].

По данным £. О. Яремко (2009), В. А. Магльова-ного (2011) физическая и умственная работоспособность человека, имеют общую физиологическую основу систем обеспечения, которые взаимосвязаны [8;13]. Снижение уровня физической работоспособности наблюдается у большинства студентов на протяжении всего периода обучения в высших учебных заведениях. Результатом снижения физической работоспособности, является дальнейшее ухудшение продуктивности умственной деятельности [2;5;7].

Анализ научной литературы [1;3;14-18] подтверждает мнение о том, что изменения, происходящие в ор© Петренко Н В., 2013 doi: 10.6084/m9.figshare.817928

ганизме студентов под влиянием различных оздоровительных программ, способствуют ускорению процессов адаптации, оптимизирует физическое состояние студентов, их физическую и умственную работоспособность.

Следовательно, создание условий, способствующих улучшению процессов адаптации, а именно, внедрение в учебный процесс по физическому воспитанию студентов специально-направленных упражнений с применением инновационных программ и технологий, будут положительно воздействовать на функциональные возможности организма, а также, будут способствовать оптимизации их работоспособности.

Но, несмотря на большое количество работ в данном направлении есть вопросы, требующие проведения дополнительных исследований. Это связано со спецификой обучения, условиями деятельности, природными факторами, инновационными видами физкультурно-оздоровительных программ и технологий в физическом воспитании студентов.

Поэтому, основное внимание в нашей работе направлено на исследование физической и умственной работоспособности студентов экономических специальностей под влиянием занятий по физкультурно-оздоровительной программе по аквафитнесу.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы: определить влияние физкультурнооздоровительных занятий по аквафитнесу на физическую и умственную работоспособность студенток экономических специальностей.

б?

та медико-біологічні проблеми фізичного

виховання і спорту _____________________________________________________________________________

способности студенток по индексу Гарвардского степ-теста (ИГСТ) установлено, что исходные данные, студенток контрольной и экспериментальных групп, находились на низком уровне. Индекс физической работоспособности в ЭГ-1 составил 42,16 (Р<0,001), в ЭГ-2 значение ИГСТ составило 42,45 (Р<0,001). Показатель ИГСТ в контрольной группе составил 42,02 (Р<0,01), что так же соответствует низкому уровню физической работоспособности.

По результатам исследования исходных данных ИГСТ можно сделать заключение, что студенты, которые поступают в высшие учебные заведения, имеют низкий уровень физической работоспособности, что подтверждает научные данные многих исследователей.

Оценку показателей умственной работоспособности мы выполняли по методике Анфимова с применением буквенной таблицы. Определялись следующие показатели: скорость обработки зрительной информации (СОЗИ) и точность обработки зрительной информации (ТОЗИ).

Результаты исследования скорости обработки зрительной информации в ЭГ-1 в начале эксперимента (рис.1), показали результат со значением в 4,01с. (Р<0,01). В ЭГ-2 исходное значение СОЗИ составило 3,98с. (Р<0,01). Скорость обработки зрительной информации КГ в начале эксперимента показала значение 4,07с. (Р<0,1).

После того, как в экспериментальных группах был поведен педагогический эксперимент, а имен-

Таблица 1.

Показатели динамики физической и умственной работоспособности студенток (2011 - 2013 г.)

Показатели Группы п Данные эксперимента Mx ± Smx Р

Физическая работоспособность (ИГСТ) ЭГ1 23 ИД 42,16 ± 0,17 <0,001

КД 58,88 ± 0,34

ЭГ2 22 ИД 42,45 ± 0,21 <0,001

КД 56,28 ± 0,26

КГ 24 ИД 42,02 ± 0,19 >0,01

КД 42,39 ± 0,21

Скорость обработки зрительной информации, сек. ЭГ1 23 ИД 4,01 ± 0,14 <0,01

КД 4,54 ± 0,03

ЭГ2 22 ИД 3,98 ± 0,15 <0,01

КД 4,46 ± 0,03

КГ 24 ИД 4,07 ± 0,02 >0,01

КД 4,07 ± 0,03

Точность обработки зрительной информации, сек. ЭГ1 23 ИД 0,87 ± 0,02 <0,01

КД 0,93 ± 0,01

ЭГ2 22 ИД 0,86 ± 0,02 <0,01

КД 0,94 ± 0,01

КГ 24 ИД 0,82 ± 0,03 >0,01

КД 0,83 ± 0,02

ИД - исходные данные; КД - контрольные данные.

Методы исследования. При проведении исследования нами были использованы следующие методы:

• теоретический анализ и обобщения данных литературных источников;

• скорость обработки зрительной информации (СОЗИ);

• точности обработки зрительной информации (ТОЗИ)

• индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ).

В проведении исследования принимали участие студентки Украинской академии банковского дела Национального банка Украины (дальше по тексту УАБД НБУ) и студентки Севастопольского института банковского дела Украинской академии банковского дела Национального банка Украины (дальше по тексту СИБД УАБД НБУ). Участницы исследования были разделены на три группы: студентки контрольной группы (КГ, п=24) УАБД НБУ занимались по общепринятой программе; студентки экспериментальной группы 1 (ЭГ-1, п=23) СИБД УАБД НБУ и студентки экспериментальной группы 2 (ЕГ-2, п=22) УАБД НБУ , занимались по разработанной программе занятий по аквафитнесу [10].

Результаты исследования.

Исследования динамики показателей физической и умственной работоспособности студенток экономических специальностей проводилось на протяжении двух лет (2011-2012, 2012-2013 гг.). Сравнительный анализ полученных результатов представлен в таблице 1. В начале эксперимента все показатели в исследуемых группах достоверно не отличались.

Результатами исследования физической работо-

І ПЕДАГОГІКА I

ПСИХОЛОГІЯ

но, занятия по разработанной нами программе [10], в исследуемых группах (ЭГ-1 и ЭГ-2) наблюдалась положительная динамика улучшения уровня физической и умственной работоспособности. Контрольные данные ЭГ-1 показали повышение значения СОЗИ до 4,54с. (Р <0,01). Результаты контрольных данных ЭГ-2 показали результат равный 4,46с. (Р<0,01). После окончания нашего исследования показатели СОЗИ в КГ не изменились, оставшись на таком же уровне 4,07с. (Р<0,1).

Показатели умственной работоспособности в значениях ТОЗИ экспериментальных групп ЭГ-1(0,93 ± 0,01) и ЭГ-2 (0,94 ± 0,01) студентки, которых занимались по разработанной программе с использованием средств аквафитнеса, также проявили положительный рост динамики (рис.2).

Контрольная группа показала незначительный

прирост в данных. Показатели ТОЗИ уменьшились с 0,82с. до 0,83с. (Р<0,1). Результаты контрольных данных в КГ свидетельствуют о недостаточном содержании занятий по общепринятой программе по физическому воспитанию студентов. Достоверные положительные изменения в динамике показателей не выявлены.

Выводы.

Полученные результаты наших исследований подтверждают данные о том, что существующие программы по физическому воспитанию в высших учебных заведениях недостаточно эффективны и нуждаются в постоянном усовершенствовании.

Использование в учебном процессе студентов экономических специальностей оздоровительно-тренировочной программы по аквафитнесу, способствует оптимизации физической и умственной работоспо-

та медико-біологічні проблеми фізичного

виховання і спорту _________________________

собности студентов.

Дальнейшие исследования направлены на усовершенствование разработанной программы занятий с использованием средств аквафитнеса, с целью оптимизации функциональных систем организма студен-

тов, а также с целью формирования мотивационных установок к здоровому способу жизни и привлечению к постоянным занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью.

І ПЕДАГОГІКА I

ПСИХОЛОГІЯ

Литература

1. Булгакова О. В. Организационно-методические условия

оптимизации тренировочных нагрузок у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой: автореф. дис. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук : спец. 13.00.04 «Теория» I О.

В. Булгакова. - Малаховка, - 2007. - 27 с.

2. Данилова Н. В. Нормирование двигательного режима в

процессе физического воспитания молодежи : автореф. дис. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук : спец. 13.00.04 «Теория» I Н.

В. Данилова. - М., 2010. - 23 с.

3. Иващенко Л. Я. Программирование занятий оздоровительным фитнесом I Л. Я. Иващенко, А. Л., Благий, Ю. А. Усачев. - К. : Наук. світ, 2008. - 198 с.

4. Кирко Г. А. Влияние средств профессионально прикладной физической подготовки на развитие работоспособности студентов II Физическое воспитание студентов, 2011. - № 3. - C.94-99.

3. Корінчак Л. М. Оптимізація фізіологічних показників студентів під час фізичних навантажень з урахуванням біоритмів I Науковий вісник Волинського національного університету імені Лесі Українки. - Луцьк, 2008. - №3. - С. 67-69.

6. Круцевич Т. Ю. Контроль у фізичному дітей, підлітків і молоді : навч. посіб. I Т. Ю. Круцевич , М. І. Воробйов, Г. В. Безверхня.

- К. : Олімп. л-ра, - 2011. - 224 с.

7. Магльований В. А. Аналіз показників розумової і фізичної працездатності студентів медичного університету I В. А. Магльований, О. Б. Кунинець, О. Ю. Іваночко II Спортивна наука України. - Львів : ЛДУФК, 2011. - № 10. - С. 48-31.

8. Магльований В. А. Динаміка показників фізичної працездатності студенток медичного університету I В. А. Магльований, О. Б. Кунинець, Т. І. Яворський, О. І. Тьорло II Фізичне виховання студентів, 2012. - №2. - C.63-66.

9. Петренко Н. В. Оздоровчо-тренувальна програма з фізичного виховання студентів навчального відділення з «Аквафітнесу» для вищих навчальних закладів. метод. реком. I Упоряд. Н. В. Петренко - Суми : Вид-во СумДПУ імені. А. С. Макаренка. - 44 с.

10. Пилипей Л. П. Систематизація напрямків підготовки спеціалістів у ВНЗ згідно з вимогами до професійно-прикладної фізичної підготовки I Теорія і методика фізичного виховання і спорту. - К. - 2008. - № 1, - С. 36-64.

11. Семенова Н.В. Динаміка показників загальної фізичної працездатності студенток і курсу медичного коледжу під впливом диференційованого обсягу рухової активності I Н.В. Семенова, А.В. Магльований II Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту, 2012.

- № 8. - С. 87-90.

12. Федякина Л.К. Анализ исследований по совершенствованию процесса физического воспитания студентов вузов II Физическое воспитание студентов, 2010. - № 2. - С.119 - 123.

13. Яремко Є. О. Фізіологічні проблеми діагностики рівня соматичного здоров’я II Є. О. Яремко, Л. С. Вовканич. Львів, «СПОЛОМ». - 2009. - 76 с.

14. Chraif M., Anitei M. Overload Learning, Attachment and Coping Styles Predictors of Mental and Physical Health of Teenage High School Students in Romania. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012, vol.69, pp. 1842-1846. doi:10.1016/j. sbspro.2012.12.133.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Hawker C.L. Physical activity and mental well-being in student nurses. Nurse Education Today. 2012, vol.32(3), pp. 323-331. doi:10.1016Ij.nedt.2011.07.013.

16. Khodabakhshi A., Khodaee M.R. P03-418 - The comparison between resiliency and mental health among athlete and nonathlete male students. European Psychiatry. 2011, vol.26, pp. 1388. doi:10.1016IS0924-9338(11)73292-8.

17. Mailey E.L., Mullen S.P., Mojtahedi M.C., et al. Unobserved mental health profiles are associated with weight and physical activity change in female college freshmen: A latent profile analysis. Mental Health and Physical Activity. 2012, vol.3(1), pp. 76-84. doi:10.1016/j.mhpa.2012.01.001.

18. Simonete Pereira Da Silva, Gaston Beunen, Antonio Prista & Jose Maia. Short-term tracking of performance and health-related physical fitness in girls. The Healthy Growth in Cariri Study, Journal of Sports Sciences, 2013, vol.31(1), pp. 104-113.

References:

1. Bulgakova O. V. Organizacionno-metodicheskie usloviia optimizacii trenirovochnykh nagruzok u studentok, zanimaiushchikhsia ozdorovitel’noj aerobik [Organizational and methodological conditions for optimizing the training load at the students who are engaged in improving aerobic], Cand. Diss., Malahovka, 2007, 27 p.

2. Danilova N. V. Normirovanie dvigatel’nogo rezhima v processe fizicheskogo vospitaniia molodezhi [Rationing of motoring in the process of physical education of youth], Cand. Diss., Moscow, 2010, 23 p.

3. Ivashchenko L. Ia., Blagija. L. , Usachev Iu. A. Programmirovanie zaniatij ozdorovitel’nym fitnes [Programming employment by improving fitness] - Kiev, 2008, 198 p.

4. Kirko G. A. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2011, vol.5, 94-99 p.

5. Korinchak L. M. Naukovij visnik Volins’kogo nacional’nogo universitetu [Scientific Bulletin of Volyn National University], 2008, vol.3, pp. 67-69.

6. Krucevich T. Iu., Vorobjovm. I., Bezverkhnia G. V. Kontrol’ u fizichnomu ditej, pidlitkiv i molodi [Control of the physical children, adolescents and young], Kiev, Olympic Literature, 2011, 224 p.

7. 7. Magl>ovanij V. A. Kuninec>o. B., Ivanochko O. Iu. Moloda sportivna nauka Ukrayini [Young sport science of Ukraine], 2011, vol 10., pp. 48-51.

8. Magl’ovanij V. A., Kuninec’ O. B., Iavors’kij T. I., T’orlo O. I. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students],

2012, vol 2, 63-66 p.

9. Petrenko N. V. Ozdorovcho-trenuval’na programa z fizichnogo vikhovannia studentiv navchal’nogo viddilennia z «Akvafitnesu» dlia vishchikh navchal’nikh zakladiv [Health-training program for physical education students with the academic department “Akvafitnesu” for higher education], Sumi, SumSPU Publ., 44 p.

10. Pilipej L. P. Teoriia i metodika fizichnogo vikhovannia i sportu [Theory and methods of physical education and sport], 2008, vol.1, 56-64 p.

11. Semenova N. V., Magl’ovanij V. A. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicniproblemifizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2012, vol.8, pp. 87-90.

12. Fedyakina L. K. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2010, vol.2, pp. 119 - 123.

13. Iaremko Ie. O. , Iaremko Ie. O. , Vovkanich L. S. Fiziologichni problemi diagnostiki rivnia somatichnogo zdorov’ia [Physiological problems of diagnosing the level of physical health], Lviv, 2009, 76 p.

14. Chraif M., Anitei M. Overload Learning, Attachment and Coping Styles Predictors of Mental and Physical Health of Teenage High School Students in Romania. Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012, vol.69, pp. 1842-1846. doi:10.1016/j. sbspro.2012.12.135.

15. Hawker C.L. Physical activity and mental well-being in student nurses. Nurse Education Today. 2012, vol.32(3), pp. 325-331. doi:10.1016/j.nedt.2011.07.013.

16. Khodabakhshi A., Khodaee M.R. P03-418 - The comparison between resiliency and mental health among athlete and nonathlete male students. European Psychiatry. 2011, vol.26, pp. 1588. doi:10.1016/S0924-9338(11)73292-8.

17. Mailey E.L., Mullen S.P., Mojtahedi M.C., et al. Unobserved mental health profiles are associated with weight and physical activity change in female college freshmen: A latent profile analysis. Mental Health and Physical Activity. 2012, vol.5(1), pp. 76-84. doi:10.1016/j. mhpa.2012.01.001.

18. Simonete Pereira Da Silva, Gaston Beunen, Antonio Prista & Jose Maia. Short-term tracking of performance and health-related physical fitness in girls. The Healthy Growth in Cariri Study, Journal of Sports Sciences, 2013, vol.31(1), pp. 104-113.

а2013 11

Информация об авторе:

Петренко Наталья Владимировна: [email protected]; Украинская академия банковского дела Национального банка Украины; ул. Петропавловская 57, г. Сумы, 40030, Украина

Цитируйте эту статью как: Петренко Н В. Динамика физической и умственной работоспособ-

ности студенток экономических специальностей в процессе занятий аквафитнесом II Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. -

2013. - № 11 - С. 67-71. doi:10.6084Im9.figshare.817928

Электронная версия этой статьи является полной и может быть найдена на сайте: http:IIwww.sportpedagogy.org.uaIhtmlIarhive.html

Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи (http:// creativecommons.org/licenses/byI3.0Ideed.ru).

Дата поступления в редакцию: 09.01.2013 г. Опубликовано: 03.11.2013 г.

Information about the author:

Petrenko N V.: [email protected]; Ukrainian Academy of Banking; Peter and Paul str. 57, Sumy, 40030, Ukraine

Cite this article as: Petrenko N V. The dynamics of physical and mental health of students of economic specialties in the course of employment aqua. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2013, vol.11, pp. 67-71. doi:10.6084/m9.figshare.817928

The electronic version of this article is the complete one and can be found online at: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive-e.html

This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en).

Received: 09.01.2013 Published: 03.11.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.