Научная статья на тему 'Динамика физического развития студенток технического вуза (вторая функциональная группа здоровья)'

Динамика физического развития студенток технического вуза (вторая функциональная группа здоровья) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
180
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МОНИТОРИНГ / СТУДЕНТКИ / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL DEVELOPMENT / MONITORING / FEMALE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Койпышева Елена Александровна, Рыбина Людмила Дмитриевна, Лебединский Владислав Юрьевич

При планировании и проведении учебных занятий по физической культуре с целью повышения эффективности процесса обучения и улучшения качества жизни студенток университета возникла необходимость контроля их физического развития, как одной из основных составляющих физического здоровья девушек. В статье дан анализ динамики физического развития студенток второй функциональной группы здоровья технического вуза Восточно-Сибирского региона, обучающихся на разных курсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Койпышева Елена Александровна, Рыбина Людмила Дмитриевна, Лебединский Владислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEMALE STUDENT PHYSICAL DEVELOPMENT DYNAMICS AT TECHNICAL UNIVERSITY (SECOND FUNCTIONAL HEALTH GROUP)

The need to control the physical development of female university students as a major component of girls’ physical health arose under planning and conducting classes on physical training in order to increase training efficiency and improve their life quality. The article analyzes the physical development dynamics of different year female students of the second functional health group studying at a technical university of the East-Siberian region.

Текст научной работы на тему «Динамика физического развития студенток технического вуза (вторая функциональная группа здоровья)»

1. Анкета для родителей «Влияние современных информационно-коммуникативных технологий на образ жизни и благополучие детей и подростков в Российской Федерации» // МПОО «Сопротивление» и РОО «Центр социальных программ в сфере благополучия населения «Время жить». Режим доступа: «http://www.createsurvey.eom/s/9gwGHE/? (Дата обращения 22.02.2012).

2. Анкета для детей от 14 до 17 лет «Влияние современных информационно-коммуникативных технологий на образ жизни и благополучие детей и подростков в Российской Федерации» // МПОО «Сопротивление» и РОО «Центр социальных программ в сфере благополучия населения «Время жить». Режим доступа: http://www.createsurvey.eom/s/ E8Z0rn/? (Дата обращения 22.02.2012).

3. Бушуева А.А. Социально-педагогические механизмы преодоления страхов, вызванных компьютерными играми у младших школьников // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009. С. 331-335.

4. Гендина Н.И. Формирование информационной и медиа-грамотности в условиях информационного общества: новая инициатива ЮНЕСКО и проблемы российского информационного образования // Научный диалог. 2012. № 1. С. 140161.

5. Журин А.А. Информационная безопасность как педагогическая проблема // Педагогика. 2001. № 4. С. 48-55.

6. Иванова Л.А. Формирование медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео (на материале уроков французского языка): дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Иркутск, 1999. 245 с.

7. Иванова Л.А. Влияние национальных СМИ на воспитание и социальное формирование подрастающего поколения в меняющемся обществе // Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Пятой Международной научно-практической конференции 16-18 октября 2008 года / Под ред. В.З. Гарифуллина. Казань: Изд-

ский список

во Казан. гос. ун-та, 2008. С. 123-131.

8. Иванова Л.А. Некоторые размышления о гендерной и возрастной обусловленности отношения к СМИ [Электронный ресурс] // Электронный научно-образовательный журнал. ВГПУ «Грани познания» 2009. №3(4) -www.grani.vspu.ru. (http://grani.vspu.ru/?page=2&id_avt=53).

9. Иванова Л.А. Освоение подрастающим поколением медиамира: гендерная и возрастная специфика // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17, № 2, апрель - июнь. С. 253-257.

10. Культура и мир детства: Избр. произведения М. Мид / Пер. с англ. и коммент. Ю.А. Асеева. М.: Наука, 1988. 429 с.

11. Исследовательский проект «Влияние современных информационно-коммуникативных технологий на образ жизни и благополучие детей и подростков в Российской Федерации» // МПОО «Сопротивление» и РОО «Центр социальных программ в сфере благополучия населения «Время жить». Режим доступа: http://www.geekdad.ru/blog/geekdad/chto-delayut-deti-v-internet-issledovanie (Дата обращения 22.02.2012).

12. Максимова Г.П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в ме-диасреде: автореф. дис. ...доктора пед. наук: 13.00.08. Ростов-на-Дону, 2007. 49 с.

13. Слободчиков В.И. Подходы и проблемы перехода к открытому образовательному пространству // Переход к открытому образовательному пространству: стратегии инновационного управления. Томск, 2003. С. 3-9.

14. Федоров А.В. Насилие на экране и российская молодежь // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2001. № 1. С. 131-145.

15. Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 414 с.

16. Lazar Judith Ecole, communication, télévision. Paris.: Press Univ. de France, 1985. - 188 p.

УДК 796.011.1

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОК ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА (ВТОРАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА ЗДОРОВЬЯ)

© Е.А. Койпышева1, Л.Д. Рыбина2, В.Ю. Лебединский3

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

При планировании и проведении учебных занятий по физической культуре с целью повышения эффективности процесса обучения и улучшения качества жизни студенток университета возникла необходимость контроля их физического развития, как одной из основных составляющих физического здоровья девушек. В статье дан анализ динамики физического развития студенток второй функциональной группы здоровья технического вуза Восточно-Сибирского региона, обучающихся на разных курсах. Ил. 5. Табл. 1. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: физическая культура; физическое развитие; мониторинг; студентки.

1 Койпышева Елена Александровна, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел.: 89246188888, e-mail: [email protected]

Koipysheva Elena, Senior Lecturer of the Department of Physical Education, tel.: 89246188888, e-mail: e-mail: [email protected]

2Рыбина Людмила Дмитриевна, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел.: 89834420298, e-mail: [email protected]

Rybina Lyudmila, Senior Lecturer of the Department of Physical Education, tel.: 89834420298, e-mail: [email protected]

3Лебединский Владислав Юрьевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, тел.: (3952) 405024, e-mail: [email protected]

Lebedinsky Vladislav, Doctor of Medicine, Professor of the Department of Physical Education, tel.: (3952) 405024, e-mail: [email protected]

FEMALE STUDENT PHYSICAL DEVELOPMENT DYNAMICS AT TECHNICAL UNIVERSITY (SECOND FUNCTIONAL HEALTH GROUP) E.A. Koipysheva, L.D. Rybina, V.Yu. Lebedinsky

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

The need to control the physical development of female university students as a major component of girls' physical health arose under planning and conducting classes on physical training in order to increase training efficiency and improve their life quality. The article analyzes the physical development dynamics of different year female students of the second functional health group studying at a technical university of the East-Siberian region. 5 figures. 1 tables. 10 sources.

Key words: physical education; physical development; monitoring; female students.

Физическая культура в соответствии с «Основами законодательства РФ о физической культуре и спорте» в высших учебных заведениях представлена как учебная дисциплина - важнейший компонент целостного развития личности обучающихся в вузе. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным компонентом в гуманитарный цикл образования, значимость которого проявляется через гармонизацию их духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Деятельная часть физической культуры представлена процессом физического воспитания [1,5].

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения и на укрепление их здоровья. Оно рассматривается как составная часть общей системы образования и воспитания студентов и призвано поддерживать их высокую работоспособность на протяжении всех лет пребывания в вузе, прививать им необходимые знания и навыки в области физического образования, обеспечивать дальнейшее всестороннее физическое развитие [4,8].

С каждым годом студенты составляют все более значительную часть молодежи. Всестороннее развитие молодых людей в современном обществе является не просто потребностью, а необходимым условием общественного прогресса. Физическое развитие студенток является частью их гармонического совершенствования. Оно является одной из задач физического воспитания как педагогического процесса, направленного на морфологическое и функциональное совершенствование их организма, на повышение уровня развития у них физических качеств и формирование двигательных навыков [7].

В современном обществе одной из главных задач, стоящих перед государством, является решение проблем обеспечения здоровья студентов. Сложность и уникальность проблемы студенческого здоровья подчеркивается обоюдной вовлеченностью в решение этой проблемы, как органов здравоохранения, так и образовательных учреждений. Поэтому состояние здоровья студентов следует рассматривать как один из показателей качества подготовки специалистов высокой квалификации и как основу творческого долголетия формирующихся профессиональных кадров

[3].

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 9 августа 2010 г. N 613н г. Москва «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» студенты делятся на 4 функциональные группы здоровья:

1 группа (основная) - возможны занятия физической культурой без ограничений и участие в соревнованиях,

2 группа (подготовительная) - возможны занятия физической культурой с незначительными ограничениями физических нагрузок без участия в соревнованиях,

3 группа (специальная медицинская группа здоровья «А») - возможны занятия физической культурой со значительными ограничениями физических нагрузок,

4 группа (специальная медицинская группа здоровья «Б») - возможны занятия лечебной физической культурой [10].

Их здоровье является одним из обязательных условий полноценного выполнения студентами своих учебных, а в будущем и профессиональных функций, поэтому на сегодняшний день ситуация, связанная со здоровьем студенческой молодежи в НИ ИрГТУ, требует более тщательного контроля за уровнем физического развития обучающихся в техническом вузе [4].

В то же время физическое развитие человека многими авторами (Матвеев Л.П., 1983; Ашмарин Б.А., 1990 и др.) характеризуется как совокупность долговременных изменений морфологических и функциональных свойств (признаков), определяющих запас его физических сил, выносливости и работоспособности, достигнутых в процессе роста организма и под влиянием факторов, способствующих этому, особенно при воздействии занятий физическими упражнениями [2,6].

Профилактике здоровья студентов в НИ ИрГТУ всегда уделялось и уделяется большое внимание. Стоит отметить, что значительная часть молодежи приходит в студенческую среду с какими-либо отклонениями в состоянии здоровья. На основании приказа МЗ РФ №305/357 «О мерах по дальнейшему улучшению медико-санитарной помощи студентам вузов и учащимся средних специальных учебных заведений», приказа ректора ИрГТУ проводится медицинский

осмотр студентов НИ ИрГТУ центром здоровьесбере-гающих технологий, совместно с поликлиникой № 11 города Иркутска. Из результатов углубленного медицинского осмотра выявляется негативная тенденция ухудшения физического здоровья девушек технического университета, что вызывает серьезные опасения, так как с каждым годом увеличивается количество студенток, отнесенных ко второй функциональной группе здоровья (1-4 курс):

Особенностью построения учебного процесса по физическому воспитанию в отделении женской гимнастики НИ ИрГТУ (Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета) является внедрение и использование технологии фитнес-аэробики в совершенствовании учебного процесса по физическому воспитанию студенток университета. Программа по фитнес-аэробике позволяет повысить эффективность учебного процесса и более полно реализовать поставленные задачи с учетом интересов занимающихся по предмету физическая культура.

Цель исследования. Проанализировать в динамике обучения с 2007 по 2011 год уровень физического развития студенток НИ ИрГТУ (Восточно-Сибирский регион), относящихся ко второй функциональной (подготовительной) группе здоровья.

Задачи исследования. 1. Провести мониторинг физического развития студенток технического вуза второй функциональной группы здоровья.

2. Проанализировать динамику изменения их физического развития.

Организация и методы исследования. Контроль физического развития студенток НИ ИрГТУ проводился у первокурсников в начале года (для выявления исходного уровня) и в конце 1, 2, 3 и 4 курсов. В исследовании приняли участие 750 студенток, относящихся ко второй функциональной группе здоровья.

Для определения уровня физического развития девушек в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 916 « Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» и порядком проведения мониторинга использовались стандартные пробы. Измерение роста проводилось при помощи станкового деревянного ростомера - планки с сантиметровыми делениями, высотой более 2 м, укрепленной на устойчивой площадке. На планке находится плотно пригнанная и легко скользящая планшетка, прикладываемая к голове. Масса тела измерялась на напольных бытовых весах. Перед взвешиванием необходимо установить весы на полу, проверить установку нуль показаний с помощью регулировочного винта. После уста-

новления стрелки весов на нулевой отметке производится измерение по шкале весов. Результат фиксируется с точностью до 50 граммов. Окружность грудной клетки (ОГК) измеряется во время обычного спокойного дыхания сантиметровой лентой в вертикальном положении студенток, при этом учитывалось значение во время паузы между максимальным вдохом и полным выдохом. Сила мышц кисти определялась ручным динамометром вытянутой в сторону рукой [4].

Полученные в результате тестирования данные были обработаны методом вариационной статистики. При помощи теста «Стьюдент» определялась достоверность различий изученных показателей [9].

Результаты исследования. У студенток на момент поступления в вуз были выявлены следующие характеристики их физического развития (таблица): среднее значение роста (164,05±0,57см) отмечается у 54,4% обследованных. У 20,7% его величина была ниже среднего, а у 24,5% - выше среднего.

При рассмотрении характеристик веса его среднее значение у девушек составляло 56,47±0,62кг и наблюдалось у 52,9% занимающихся. У 23,5% и 23,6% студенток вес был ниже и выше среднего соответственно.

Измерение ОГК показывает, что 55,7% студенток имеют средний (85,03±0,68с) размер ОГК, у 16,4% -ниже, а у 27,9% - выше среднего.

Анализируя результаты динамометрии, можно отметить, что у 46,3% первокурсниц её средняя величина у правой кисти составляла 22,33±0,64кг. У 24,4% и 29,3% девушек она была ниже и выше среднего соответственно. У левой кисти средний уровень её силы (20,15±0,54кг) определялся у 46,3% студенток. У 15,9% его величина была ниже среднего, а у 15% -выше среднего.

На основании проведенных обследований получено, что в конце первого года обучения результаты антропометрических показателей у первокурсниц практически не изменяются по сравнению с началом года (таблица). Так, рассматривая характеристики роста, необходимо отметить, что он незначительно возрастает и увеличивается количество студенток с его уровнем выше (22,4%) и ниже среднего (17,8%) за счет уменьшения числа обследованных со средним (59,8%) его уровнем. Средний рост у девушек составляет 164,71±0,43см (рис. 1).

Изучение характеристик веса у студенток выявляет, что его среднее значение составляет 56,01±0,52кг и его имеют 59,8% обследованных. У 24% девушек его величина была ниже среднего, а у 16,2% - выше среднего (рис. 2).

При изучении ОГК определяется, что среднее её значение (85,45±0,56) к концу первого курса практически не изменилось по сравнению с началом года. Однако ОГК определяется уже у большего количества (82,4%) занимающихся, на фоне снижения числа студенток с уровнем ниже (9,9%) и выше среднего(7,7%) (рис. 3).

У первокурсниц динамометрия как правой, так и левой кисти выявляет достоверное (Р<0,001) улучшение её средних значений в конце учебного года и они

Учебный год

2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011

133 164 202 251

студентки студентки студентки студентка

Всего: 750

Физическое развитие студенток второй функциональной

(подготовительной) группы здоровья (М±т)

Показатели Рост (см) Вес (кг) ОГК (см) Динамометрия пр. (кг) Динамометрия лев. (кг)

физ. развития

1. Сентябрь 164,05±0,57 56,47±0,62 85,03±0,68 22,33±0,64 20,15±0,54

1 курс

2. Май 164,71±0,43 56,01±0,52 85,45±0,56 27,20±0,47 24,37±0,40

1 курс

р1 -2 р>0,05 р>0,05 р>0,05 р<0,001 р<0,001

3. Май 165,25±0,34 56,08±0,40 86,06±0,65 29,17±0,34 26,31±0,26

2 курс

р2-3 р>0,05 р>0,05 Р>0,05 р<0,001 р<0,001

4. Май 165,73±1,73 56,87±0,63 86,56±0,61 25,71±0,47 25,65±0,49

3 курс

р3-4 р>0,05 р>0,05 р>0,05 р<0,001 р>0,05

5. Май 166,09±1,73 53,91±1,21 85,61±0,98 27,20±1,64 23,61±1,39

4 курс

р4-5 р>0,05 р<0,05 р>0,05 р>0,05 р>0,05

равны 27,20±0,47кг и 24,37±0,40кг соответственно. При этом 51,7% обследованных имеют средний уровень, 27,8% - уровень ниже, а 20,5% - выше среднего (рис.4). Исследование силы левой кисти выявляет число тестированных со средним (61%), ниже (31,2%) и выше среднего(7,8%) её уровнями (рис. 5).

У студенток второго курса обучения при сравнении с первокурсницами отмечается улучшение некоторых показателей физического развития (таблица). Изучение характеристик роста показывает недостоверное увеличение среднего значения (164,71±0,43см) данного показателя и уменьшение количества обучающихся со средним (45,9%) уровнем роста за счет увеличения числа студенток с уровнем ниже (24,1%) и выше среднего (30%) (рис. 1).

При анализе весовых характеристик студенток

выявлено, что количество человек со средним (40,2%) уровнем веса снижается за счет увеличения числа занимающихся с уровнем ниже (25,4%) и выше среднего (34,4%) по сравнению с первым курсом, а средняя его величина составляет 56,08±0,40кг (рис.2).

На втором курсе у 51,5% девушек выявляется средний размер ОГК (86,06±0,65см). У 28,7% студенток его величина была ниже среднего, а у 19,8% -выше среднего по сравнению с первокурсницами (рис. 3).

У этих обучающихся анализ результатов динамометрии как правой, так и левой кисти выявляет достоверное (Р<0,001) улучшение их величин при сравнении с данными студенток первого курса и они равны 29,17±0,34 и 26,31±0,26кг, соответственно.

см

166,5

165,5 164,5 163,5

Рис. 1

Рис.2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматривая силу правой кисти, можно наблюдать, что количество обследованных со средним (58,6%) её уровнем увеличивается за счет снижения числа тестированных с уровнем значений ниже (23,3%) и выше среднего (18,1%) (рис.4).

При исследовании динамометрии левой кисти наблюдается значительное снижение количества студенток со средним (42,0%) уровнем, что происходит за счет увеличения представительства обследованных, имеющих уровень значений данного показателя выше среднего (25%) и незначительного увеличения числа второкурсниц с уровнем ниже среднего (33%) (рис. 5).

Исследование показателей физического развития студенток третьего курса позволяет определить, что их характеристики практически не изменяются по сравнению с результатами второкурсниц и первокурсниц в конце года. Так, анализируя характеристики роста, необходимо отметить, что среднее (165,73±1,73см) его значение больше, чем на первом курсе, и практически не изменяется при сравнении со вторым курсом. Количество девушек со средним (49%) уровнем роста было несколько больше, чем у второкурсниц, но меньше, чем на 1 курсе, за счет уменьшения числа обследованных с уровнем выше (26%) и ниже среднего (25%) (рис. 1).

Изучение весовых характеристик у этих студенток выявляет, что среднее его значение (56,87±0,63кг) при сравнении с первым и вторым курсом практически не изменяется. Однако количество студенток со средним (42,9%) уровнем веса больше, чем на 2-м, но меньше, чем на 1-м курсе, а число обучающихся с уровнем веса ниже среднего (30,5%) увеличивается каждый год. При этом наблюдается снижение числа обследованных с уровнем веса выше среднего (26,6%) по сравнению со 2 курсом, но отмечается их увеличение при сравнении с данными первокурсниц (рис.2).

При сравнении результатов измерения ОГК у студенток третьего курса с данными их изучения в конце

первого и второго курсов, наблюдается недостоверное улучшение её средних значений (86,56±0,61см). При этом регистрируется увеличение количества девушек со средним (57,5%) и выше среднего (20,5%) уровнями и снижение числа тестированных с уровнем ниже среднего (22%) (рис.3).

Результаты динамометрии правой кисти позволяют определить, что средняя величина данной пробы составляет 25,71±0,47кг, а количество третьекурсниц со средним (44,9%) и ниже среднего (21,9%) её уровнями стало меньше по сравнению с результатами на 1 и 2 курсах. При этом наблюдается увеличение числа студенток с уровнем динамометрии правой кисти выше среднего (33,2%) (рис.4).

При анализе динамометрии левой кисти регистрируется, что среднее значение этого показателя равно 25,65±0,49кг. Количество студенток, имеющих средний уровень (41,3%) её силы, становится меньше. При этом отмечается значительное увеличение числа девушек с уровнем силы левой кисти выше среднего (30,1%) за счет снижения их количества с уровнем ниже среднего (28,6%) по сравнению с первым и вторым курсом (рис.5).

На четвертом курсе результаты изучения физического развития студенток показывают, что средний (166,09±1,73см) уровень величин роста наблюдается лишь у 47,4% девушек и это наибольшее его недостоверное (Р>0,05) увеличение по сравнению со всеми другими годами обучения. При этом количество человек со средним его уровнем меньше, чем на первом и третьем курсах, но больше, чем у второкурсниц за счет незначительного увеличения числа обследованных с уровнем ниже (26,3%) и выше среднего роста (26,3%) (рис.1).

Изучение весовых характеристик обучающихся в вузе выявляет, что они стали достоверно (Р<0,001) меньшими (53,91±1,21см) по сравнению с характеристиками предыдущих курсов. Количество студенток со средним (47,4%) уровнем веса меньше, чем на пер-

вом курсе, но больше, чем на втором и третьем курсах, а число обследованных с уровнем ниже (26,3%) и выше среднего веса (26,3%) незначительно увеличивается (рис.2).

Измерение ОГК показывает, что среднее (85,61±0,98) её значение и количество человек с уровнем ниже среднего (16,7%) недостоверно (Р>0,005) больше, чем на первом курсе, но меньше, чем на втором и третьем курсах. Число обследованных со средним (58,3%) уровнем ОГК меньше, чем на первом курсе, но увеличивается при сравнении с данными второго и третьего курсов и наблюдается наибольшее увеличение студенток с уровнем выше среднего (25%) (рис.3).

При анализе результатов динамометрии правой кисти у обучающихся на четвертом курсе можно отметить, что среднее (27,20±1,64кг) значение её величины недостоверно больше (Р>0,005), чем у третьекурсниц, но меньше, чем у второкурсниц. Количество студенток с уровнем силы правой кисти выше среднего (26,3%) снижается за счет увеличения числа девушек со средним (47,4%) и ниже среднего (26,3%) её уровнями при сравнении с третьим курсом (рис.4).

При рассмотрении характеристик силы левой кисти определяется, что среднее (23,61±1,39кг) значение её величины меньше, чем на предыдущих курсах. Однако наблюдается значительное увеличение числа обследованных со средним (63,2%) уровнем силы левой кисти за счет уменьшения количества девушек с уровнем ниже среднего (21%). Количество студенток с уровнем выше среднего (15,8%) больше, чем у перво-

курсниц, но меньше, чем у студенток второго и третьего курсов (рис. 5).

Выводы. Рассматривая физическое развитие студенток второй функциональной группы здоровья, обучающихся на разных курсах, мы пришли к следующим выводам: антропометрические показатели, являясь генетически детерминированными, не претерпевают существенных изменений с первого по четвертый курс. Однако характеристики их роста равномерно прирастают на 1-2 сантиметра в год.

За учебный период у студенток 1 курса наблюдается снижение массы тела за счет увеличения объёма физической активности, у второкурсниц происходит стабилизация весовых характеристик. На третьем курсе их вес незначительно увеличивается, а у студенток 4 курса средние показатели массы тела снижаются.

С увеличением двигательной активности у девушек 1-3 курсов формируется мышечный корсет, что ведет к плавному росту окружности грудной клетки, а на четвертом курсе эти показатели снижаются, этим же можно объяснить и снижение веса у студенток.

При анализе результатов динамометрии у студенток 1-2 курсов наблюдается её увеличение, а на 3 и 4 курсе незначительное снижение. Это можно объяснить тем, что на младших курсах занятия проводятся два раза в неделю, а на старших курсах - один раз в неделю и это обуславливает более низкую двигательную активность девушек, что и приводит к снижению функциональных показателей у старшекурсниц.

Библиографический список

1. Анищенко В.С. Физическая культура. М.: Ф и С, 2000. 265 с.

2. Ашмарин Б.А.Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1990. 287с.

3. Герцог Г.Е. Валеология в вопросах и ответах: учебное методическое пособие. Красноярск: ИПЦКГТУ,2000. 69с.

4. Лебединский В.Ю. Мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса в вузах. «Паспорт здоровья» : монография / Под общ. ред. д-ра мед. наук, проф. В.Ю. Лебединского. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. 268с.

5. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры. Учебник. М.: «Физическая культура», 2005. 533 с.

6. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры.

М.: Физкультура и спорт, 1983. 128с.

7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543с.

8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 3-е изд. СПб.: Изд-во «Лань», 2003. 160 с.

9. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ БТАТС-Т1СА. М.: Медиа Сфера, 2002. 312 с.

10. Физическая культура и физическое воспитание студентов в техническом вузе: учебное пособие / под ред. проф. В.Ю. Лебединского, доц. Э.Г. Шпорина. Иркутск: ИрГТУ, 2012. 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.