Научная статья на тему 'Динамика экономического сотрудничества Турции с Германией в период правления Партии справедливости и развития'

Динамика экономического сотрудничества Турции с Германией в период правления Партии справедливости и развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
656
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРЕЦКО-ГЕРМАНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / ТУРЕЦКО-ГЕРМАНСКАЯ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА / ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ И РАЗВИТИЯ / ТУРЕЦКАЯ ДИАСПОРА / ВЗАИМНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аюпова Н. И., Корнилов А. А.

In this article, we examine the development of trade and economic cooperation between Turkey and Germany. Special attention is paid to the main fields of contemporary bilateral interaction: trade ties and mutual capital investments. The role of the Turkish diaspora in Germany to advance the bilateral economic relations is considered in detail. The authors also analyze both countries’ potential for the development of tourism. The article highlights some problems of Turkish-German economic cooperation that are related to the double taxation and visa issues as well as some policy factors. In conclusion, the authors’ view of the prospects for the Turkish-German economic relations is presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF ECONOMIC COOPERATION BETWEEN TURKEY AND GERMANY DURING THE RULE OF THE PARTY OF JUSTICE AND DEVELOPMENT

In this article, we examine the development of trade and economic cooperation between Turkey and Germany. Special attention is paid to the main fields of contemporary bilateral interaction: trade ties and mutual capital investments. The role of the Turkish diaspora in Germany to advance the bilateral economic relations is considered in detail. The authors also analyze both countries’ potential for the development of tourism. The article highlights some problems of Turkish-German economic cooperation that are related to the double taxation and visa issues as well as some policy factors. In conclusion, the authors’ view of the prospects for the Turkish-German economic relations is presented.

Текст научной работы на тему «Динамика экономического сотрудничества Турции с Германией в период правления Партии справедливости и развития»

16

История

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2017, № 4, с. 16-24

УДК 94; 327

ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ТУРЦИИ С ГЕРМАНИЕЙ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПАРТИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ И РАЗВИТИЯ

© 2017 г. Н.И. Аюпова, А.А. Корнилов

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород

aupovani@mail.ru

Поступила в редакцию 01.06.2017

Представлена история развития турецко-германского экономического сотрудничества. Особое внимание уделяется основным направлениям современного двустороннего взаимодействия: торговым связям и взаимному инвестированию. Подробно рассматривается роль турецкой диаспоры в Германии в продвижении двусторонних экономических отношений. Особый интерес уделяется туристическому потенциалу обеих стран. Отдельно определяются проблемы турецко-германского экономического сотрудничества, связанные с системой двойного налогообложения и визовым вопросом. В заключение даются перспективы развития турецко-германских отношений в области экономики.

Ключевые слова: история развития турецко-германского экономического сотрудничества, турецко-германская торгово-промышленная палата, Партия справедливости и развития, турецкая диаспора, взаимные инвестиции, туризм.

Одной из основополагающих составляющих турецко-германских отношений является экономический аспект, который характеризуется интенсивно развивающимися хозяйственными связями. История развития двусторонних торгово-экономических связей между Турцией и Германией насчитывает более века. Активное становление двустороннего торгово-экономического сотрудничества между двумя странами произошло в конце XIX в. Политическое и дипломатическое взаимодействие Османской империи и Германии было преобразовано в военно-техническое сотрудничество и со временем распространилось на сферу торговли, особенно во время правления в Турции Абдул-Хамида II (1876-1909 гг.). Важным фактором сотрудничества двух стран стало заключение соглашения о передаче Германии концессии на строительство стратегической Багдадской железной дороги, которое осуществлялось за счет финансирования Дойче Банка феШзЛеВапк).

После Первой мировой войны, несмотря на значительные экономические потери, Турции и Германии удалось достаточно быстро восстановить объемы торгово-экономического сотрудничества. Более того, во время мирового экономического кризиса в начале 1930-х гг. двум странам удалось минимизировать его последствия благодаря заключению по инициативе немецкой стороны расчетно-клиринговых соглашений. Политика сближения с Турцией, проводимая Германией, привела к тому, что перед началом Второй мировой войны на Германию приходилось практически 50% турецкой тор-

говли. На протяжении почти всей Второй мировой войны Турция официально хоть и не участвовала в ней, придерживаясь так называемого «активного нейтралитета», тайно предоставляла Германии информацию и сырье. Значительный спад в турецко-германских торгово-экономических связях произошел лишь в конце Второй мировой войны. Однако в послевоенный период их объем восстановился достаточно быстро [1, с. 7-8].

В период холодной войны торгово-экономические отношения с Федеративной Германией продолжали интенсивно развиваться [2]. В 1961 г. было подписано соглашение между Турцией и Германией о найме трудовых мигрантов по причине спроса на рабочую силу в связи с быстрым экономическим развитием Западной Германии после Второй мировой войны. Экономические и коммерческие связи между Турцией и Германией продолжили динамично развиваться. Несмотря на то что договор утратил силу в 1973 г., поток турок в Германию не остановился. Доля мигрантов турецкого происхождения продолжала расти, многие из них остались жить в Германии и создали на сегодняшний день самую многочисленную диаспору в Европе, которая играет активную роль в экономической и политической жизни современной ФРГ [1, с. 8]. Как видим, за период с конца XIX в. до начала XXI в. торгово-экономические отношения Турции и Германии переживали периоды как подъема, так и спада, однако всегда оставались стратегически важными для обеих стран, что и предопределило их современное состояние.

Необходимо отметить, что хронологические рамки настоящего исследования ограничиваются периодом до 2016 г. включительно, поскольку после конституционного референдума, состоявшегося 16 апреля 2017 г., в результате ряда поправок к Конституции Турции предусматривается период перехода государства от парламентской формы правления к президентской, который, скорее всего, привнесет качественные изменения в вектор турецко-германского сотрудничества.

С приходом к власти в ноябре 2002 г. умеренно-исламистской Партии справедливости и развития современная турецкая политическая элита при активном участии ученого, идеолога «неоосманизма» и выдающегося политического деятеля, профессора Ахмета Давутоглу стала уделять особое внимание вопросу экономического развития страны в рамках международного сотрудничества Турции. В своей книге «Стратегическая глубина. Международное положение Турции» (тур. Stratejik derinlik: ТйгЫуе'шп uluslararasl копити), опубликованной впервые в 2001 г., А. Давутоглу, излагая по существу стратегию внешнеполитического курса Турции в условиях глобализации, экономику рассматривает как основу двусторонних отношений, а экономические интересы - как отправную точку для выбора внешнеполитического курса. В монографии широко используется термин «торговая дипломатия» (глава 7) [3, с. 332].

Безусловно, А. Давутоглу добавил внешней политике Турции «экономическое измерение». Целью является расширение экспортного направления и наращивание поставок за рубеж турецких товаров и услуг, с одной стороны. С другой - привлечение прямых иностранных инвестиций, которые должны способствовать реализации инфраструктурных, в широком смысле этого слова, проектов страны. Особняком в экономической дипломатии стоят усилия по промышленному и научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами.

Именно А. Давутоглу ввел в оборот слоган-термин «ачилым» (тур. а£1кт), который успешно вошел в моду среди политиков и дипломатов не только в Турции, но и за ее пределами. Этот термин буквально может быть переведен как «расширение сфер влияния». В применении к экономике речь идет либо о проникновении на новые рынки, либо о кардинальном наращивании объема реализуемых проектов или двусторонней торговли с традиционными партнерами [4, с. 166], к которым относятся страны ЕС. Причём ЕС не только первоочередной торгово-экономический партнёр, но и отдельные страны ЕС также находятся в лидерах по экономическому сотрудничеству с Турцией. Достаточно сказать, что в десятке

главных торгово-экономических партнёров Турции пять стран - членов ЕС (Германия, Великобритания, Италия, Франция и Испания). Германия - абсолютный лидер по объёму торговли (Россия стабильно удерживает по этому показателю второе место, потеснив Германию лишь однажды - в 2008 г.) [5, с. 62].

Сотрудничество Турции и Германии в сфере экономики взаимовыгодно. Германия является крупнейшим экспортным рынком для турецкой продукции. А Турция прежде всего является источником бесперебойного снабжения ФРГ нефтью, а также ёмким рынком сбыта немецких товаров. В начале XXI в. доля Германии во внешней торговле Турции стала самой значительной в сравнении с другими странами и составила около 12% [6, с. 528]. Согласно таблице, доля Германии во внешней торговле Турции в период 2002-2016 гг. имеет тенденцию устойчивого роста, которая нарушилась дважды: в 2009 г. (23.8 млрд долл.) под воздействием глобального финансового кризиса товарооборот снизился на 24.5%, по итогам 2013 г. также произошло незначительное снижение объема двусторонней торговли на 9.7%, связанное с замедлением темпов экономического роста Турции. Особенно значительно темпы роста турецко-германской торговли увеличивались в

2008 г. (31.6 млрд долл.), 2010 г. (29 млрд долл.) и 2011 гг. (36.9 млрд долл.). 2013 г. (37.8 млрд долл.) стал рекордным в аспекте товарооборота для двусторонней торговли.

Таким образом, ФРГ сохраняет лидирующие позиции во внешнеторговых связях Турции, оставаясь на протяжении длительного периода ее ведущим и основным внешнеторговым партнером, и значительно опережает по объему товарооборота все другие страны - 35.5 млрд долл. за 2016 г., что составило 10.4% совокупного внешнеторгового оборота Турции. Данные за 2016 г., включая сентябрь, по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. демонстрируют повышение на 3% [7]. Вместе с тем Турция, продолжая торговать с Германией, расширяет круг стран - торговых партнеров [8]. Поэтому, несмотря на увеличение номинального значения совершаемой торговли между Турцией и Германией, доля в общем объеме торговли снизилась с 14.7% (2002 г.) до 10.4% (2016 г.).

Германия - страна, в которую идет самый большой экспорт из Турции. Экспорт Турции в 2002-2008 гг. вырос более чем в два раза, а в

2009 году в силу известных причин опустился до показателей 2006 г. и снова начал расти и с 2011 по 2016 г. колебался в пределах 1315 млрд долл. Однако доля экспорта Турции в общем объеме экспорта снизилась до 9.6% в

Таблица

Данные по двусторонней внешней торговле между Турцией и Германией

(Составлено по данным Института статистики Турецкой Республики. _Сайт института http://www.turkstat.gov.tr)_

Экспорт Турции в Германию Импорт Турции из Германии Общий объем торговли между Турцией и Германией

Сумма (млн долла- Доля в общем объеме Сумма (млн долла- Доля в общем объеме Сумма (млн долла- Доля в общем объеме

ров США) экспорта (%) ров США) импорта (%) ров США) торговли (%)

2002 5.869 16.3 7.041 13.7 12.910 14.7

2003 7.485 15.8 9.452 13.6 16.937 14.5

2004 8.745 13.8 12.515 12.8 21.260 13.2

2005 9.455 12.9 13.633 11.7 23.088 12.1

2006 9.686 11.3 14.768 10.6 24.454 10.9

2007 11.993 11.2 17.540 10.3 29.533 10.6

2008 12.951 9.8 18.687 9.3 31.638 9.5

2009 9.793 9.6 14.096 10.0 23.889 9.8

2010 11.479 10.1 17.549 9.5 29.028 9.7

2011 13.951 10.3 22.985 9.5 36.936 9.8

2012 13.124 8.6 21.400 9.0 34.524 8.9

2013 13.702 9.0 24.182 9.6 37.884 9.4

2014 15.147 9.6 22.369 9.2 37.543 9.4

2015 13.417 9.3 21.351 10.3 34.768 9.9

2016 14.001 9.8 21.473 10.8 35.474 10.4

2009 г. и, колеблясь на уровне 8.6-10.3%, в 2016 г. составила 9.8%. Импорт Турции из Германии значительно вырос по причинам отмены ввозных пошлин [1, с. 10], став рекордным в 2013 г. (24.1 млрд долл.), а в 2016 г. снизился до 21.4 млрд долл. В 2015-2016 гг. Германия заняла первое место по экспорту и второе - по импорту. В основные статьи двусторонней торговли на долю импорта из ФРГ приходятся в первую очередь электроника и электротехника, машины, грузовые автомобили и детали к ним, станки, пластмасса, судостроение, материалы органической химии, одежда, железо и сталь, продукты фармацевтической промышленности, а на долю экспорта из Турции - ткани, текстильные изделия, продукты питания, котлы, сельскохозяйственная продукция, каучук, кожа и кожаные изделия, станки, автомобили и электрические приборы. В оборонной промышленности Германии экспорт в Турцию составляет важную часть двусторонних торговых объемов. Самым крупным заказчиком немецкой военной промышленности в последние годы является Турция.

Другим важным фактором развития двусторонних торгово-экономических связей является взаимное инвестирование. В 2001 г. экономика Турции пережила очередной финансово-экономический кризис. В 2002 г. Реждеп Тайип Эрдоган, получивший в наследство экономику, только начинавшую оправляться от рецессии, последовавшей за реформами Кемаля Дервиша [9], поддержал министра финансов Али Бабад-жана в обеспечении макроэкономической политики и стремился привлечь в страну множество иностранных инвесторов [10]. Стабильное раз-

витие экономики оказалось важной предпосылкой для увеличения притока внешнего финансирования через такой канал, как прямые иностранные инвестиции [11, с. 93]. Прямые иностранные инвестиции - ещё одна сфера, где позиции стран ЕС в Турции крайне сильны. По данным национальной статистической службы, страны ЕС лидируют по объёму прямых иностранных инвестиций в Турции [5, с. 62]. ФРГ -самый крупный спонсор Турции еще с 1980 г. Германия с инвестированием, достигшим с 1980-х гг. до 2009 г. в итоге около 8 млрд долл., является страной, сделавшей самые крупные инвестиции в Турцию [4].

В 2011 г. в Турции насчитывалось 4300 немецких инвесторов, благодаря которым мировой рекорд обоюдного торгового потока в 2010 г. составил по разным данным от 26 до 28 млрд евро. Даже в кризисном 2009-м немецкие предприниматели инвестировали средства в 358 турецких фирм [12]. Турция привлекательна для немецких инвесторов, так как рассматривается как перспективная страна, имеющая тенденции экономического роста. К основным сферам инвестиций германского капитала в Турции относятся автомобильная промышленность и смежные с ней отрасли, производство электроприборов, различных металлических конструкций, изделий из резины, химическая и пищевая промышленность. Немецкие фирмы, инвестировавшие, главным образом, в производство станков, в последний период вошли также в сферы сектора услуг (коммуникация и связь, финансовый сектор, торговля, строительство, туризм) и розничной торговли.

Немецкие инвестиции в Турции непрерывно растут (2002-2012 гг.- 5.5 млрд долл., 20022014 гг. (включая сентябрь) - более 7.8 млрд долл., 2002-2015 гг. - около 8.5 млрд долл.) и в период 2002-2016 гг. составили более 8.7 млрд долл. Количество фирм с участием немецкого капитала, работающих практически во всех секторах экономики как в промышленной, так и в финансовой сферах, возрастает с каждым годом (в 2002 г. - 1061, в 2003 г. - 1061, в 2008 г. -1454, в 2011 г. - 4300, в 2013 г. - 5337, в 2014 г. -5949, в 2015 г. - 6200) и по данным на декабрь 2016 г. достигло 6846. ФРГ среди международных фирм, инвестирующих в Турцию, по данным министерства экономики Турецкой Республики, заняла первое место. Таким образом, за период с 2002 г. по 2016 г. наблюдается тенденция увеличения числа немецких компаний в Турции почти в семь раз и составляет 13% от общего количества международных фирм, инвестирующих в Турцию.

В то же время по доле в совокупном иностранном капитале, действующем в Турции, Германия в последние годы (2015-2016 гг.) оказалась шестой, пропустив вперед Голландию, США, Австрию, Люксембург и Англию [13]. Та же тенденция - большое количество фирм при относительно слабом притоке немецких инвестиций в хозяйство Турции проявляется и при анализе прежде всего слабой системой подготовки и обучения кадров, засильем бюрократии, участием Турции в региональных конфликтах, постоянными напряженными ситуациями в обществе с нерешенными внутриполитическими проблемами, а также высоким внешнеторговым дефицитом, уровнем безработицы, зависимостью от ввозимых извне энергоносителей, ростом инфляции, нестабильностью турецкой лиры. Последними обстоятельствами усиливаются экономические риски. Несмотря на призывы первых лиц Турции инвестировать в развитие перспективных проектов, немецкие предприниматели вкладывают средства только в сферу туризма и здравоохранения, участие в международных выставках и семинарах, а из ключевых отраслей страны - в автомобилестроение [14].

В настоящее время крупнейшими инвесторами ФРГ являются MAN Aktiengesellschaft и DaimlerChrysler (производство автобусов), BSH (бытовые приборы от Bosch-Siemens) [12]. Кроме того, среди немецких фирм преобладают концерны и коммерческие сетевые компании с устойчивой репутацией: BSH Bosch и Siemens Hausgerate GmbH, Mercedes-Benz, Otto Versand Quelle, Karstadt, а также свои предприятия здесь имеют такие известные фирмы ФРГ, как Hoechst AG, Magirus-Deutz, BAYER,

Mannesmann AG и другие. По данным DTIH, в 2008 году Mercedes-Benz инвестировала в развитие своего предприятия в Аксарае более 50 млн евро, Bosch в Бурсе - около 28 млн евро. Одним из крупнейших инвестиционных проектов Германии в Турции стало открытие тепловой электростанции на каменном угле в городе Искендерун в феврале 2004 г. Германия является в Турции инвестиционным лидером [14]. Более того, ФРГ, третья в мире по объему вложенных прямых иностранных инвестиций в Турции, реализует программы финансирования строительства инфраструктуры турецких городов [1, с. 1]. Основные предприятия с немецким капиталом сосредоточены в Стамбуле и Измире, так как в этих крупных городах Турции быстрее решаются организационно-технические проблемы, которые усердно производит турецкая бюрократическая система [14].

Анализируя движение капиталов между Турцией и Германией, следует отметить, что данный процесс носит несколько односторонний характер, поскольку инвестиционный поток из ФРГ в Турцию намного шире и значительнее, чем обратный. И все же встречный процесс тоже имеет место. Постепенно приток турецких инвестиций в экономику ФРГ усиливается. Так, если к концу 2004 г. сумма прямых турецких инвестиций в Германию составила 474 млн долл., то за период 2002-2012 гг. - 1.25 млрд долл. [13], 2002-2014 - 1.7 млрд долл. [15], 2002-2015 гг. - 1.9 млрд долл., а 2002-2016 гг. (включая сентябрь) - 2.23 млрд долл. [7].

Другой поток немецких средств обеспечен туризмом - важным сектором взаимного интереса. Туристический потенциал Турции и Германии достаточно высок. Туризм является важной составляющей турецкой экономики. Данная отрасль активно поддерживается немцами, одними из самых активных туристов в мире, начиная с 1950-х годов - развития в регионе массового туризма. Последние 15 лет Германия лидирует как по объему потраченных средств, так и по количеству туристов, отдыхающих в Турции. Прежде всего, жители Германии посещают туристические центры страны, такие как Анталья, Измир, Мугла, Стамбул, куда на отдых приезжают сотни тысяч немцев [14]. В период 2002-2016 гг. наблюдается очевидный рост количества немецких туристов, предпочитающих Турцию. Эта тенденция практически совпадает с тенденцией увеличения общего количества иностранных туристов, приезжающих в Турцию. Если в 2002-2003 гг. Турцию посетили 3.3-3.4 млн немцев, то начиная с 2004 г. поток отдыхающих в Турции жителей ФРГ не опускался ниже 4 млн человек в год (рост со-

ставил около 20%), в 2005 г. - 4.2 млн чел., в 2009 г. - почти 4.5 млн чел. (16.58% от общего числа туристов) [16], в 2011 г. - 4.8 млн чел. Начиная с 2012 г. более 5 млн чел. (за первые 10 месяцев 2012 г. - 4.6 млн чел.) туристов ежегодно проводят отпуск на курортах в Турции (20 из каждых 100 чел. - немцы). В 2015 году около 5.6 млн чел. (5 580 792) немецких туристов посетили Турцию (каждый шестой турист -немец) [13]. В 2016 г. (январь - сентябрь) -3 млн 139 тыс. 308 чел., что по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. (4 млн 414 тыс. 382) меньше на 40%. Причиной этого стал ряд терактов, прогремевших в Турции.

Значительную роль в современных турецко-германских отношениях, в том числе и в торгово-экономической области, играет многочисленная турецкая диаспора в ФРГ. Первые турки прибыли в Германию в качестве иностранных рабочих в 60-е годы XX в. после подписания соглашения между Турцией и Германией о найме трудовых мигрантов. К концу 1980-х рыночная ниша для гастарбайтеров была заполнена, что способствовало формированию прослойки предпринимателей в турецкоязычной среде. К концу XX в. их количество составляло примерно 55 тыс. В настоящее время в Германии живут третье и четвертое поколения турок, которых считают местными уроженцами. Общая численность турок в Германии в настоящее время составляет более 4.5 млн человек, из них более 1.5 млн получили немецкое гражданство. Власти Германии в настоящее время вынуждены считаться с мнением этой многочисленной группы при обсуждении вопроса об интеграции Турции в экономические структуры ЕС. Турецкое население, проживающее в ФРГ, активно участвует в развитии двусторонних торгово-экономических отношений. Прежде всего данное участие выражается в регулярном импорте из Турции значительного количества привычных для турок потребительских товаров, что способствует не только росту товарооборота, но и укреплению связи между торговыми агентами двух стран. Турецкие предприятия также играют важную роль в развитии двусторонних турецко-германских отношений. Следует отметить, что турецкие фирмы отлично ориентируются как на немецком, так и на турецком рынке и имеют значительные преимущества перед немецкими предпринимателями [1, с. 13].

С каждым годом число турецких компаний в ФРГ значительно увеличивается: 2002-2012 гг. -72 тыс. фирм с оборотом 40 млрд евро и предоставлением 350 тыс. рабочих мест, 2002-2014 гг. -80 тыс. фирм с оборотом 40 млрд евро и 20022015 гг. - более 90 тыс. фирм с оборотом

50 млрд евро и предоставлением около 400 тыс. рабочих мест. На сегодняшний день число турецких фирм, занимающихся малым и средним бизнесом в Германии, составляет около 100 тыс. Сфера их деятельности распространяется на более чем 91 сектор экономики: розничная и оптовая торговля, гостинично-ресторанный бизнес, промышленность, строительство и др. Основанные представителями турецкой диаспоры Германии предприятия, создавая оборот за период 2002-2016 гг. (включая сентябрь) более 52 млрд евро, предоставляют возможности для трудоустройства около 500 тыс. чел. [13].

С начала 2000-х гг. Турецкая Республика и ФРГ продолжают укрепление и углубление экономических связей. Так, в апреле 2004 г. в Кельне была открыта турецко-германская торгово-промышленная палата, основателями которой стали такие ведущие немецкие фирмы, как: «Метро АГ», «Даймлер-Крайслер», «Дойче Банк». В Стамбуле действует отделение немецкой торгово-промышленной палаты. Также важен вклад в развитие двусторонних торгово-экономических отношений огромного количества различных организаций в Турции и Германии. Благодаря их активной деятельности происходит значительное улучшение двусторонних торгово-экономических связей, что подтверждается значительным объемом двусторонней торговли [17, с. 72].

Для еще большего укрепления торгово-экономических отношений Германия и Турция продолжают проводить двусторонние визиты, ярмарки, форумы, конгрессы и конференции. К примеру, конференция турецко-германского сотрудничества и инвестиций (2010 г., 2011 г.), турецко-немецкий бизнес-форум (2011 г.), немецко-турецкий экономический конгресс (2007 г., 2009 г.) и другие. Несмотря на мировой экономический кризис 2009 год также был насыщен разнообразными мероприятиями, связанными с экономикой. Кроме того, в этом году 4 января вступило в силу соглашение о финансовом сотрудничестве, подписанное между Турцией и Германией 5 января 2008 г., согласно которому Германия в качестве финансовой поддержки предоставила Турции кредит в размере 18.7 млн евро и 1 млн евро дотаций [18]. Во время двусторонних визитов в 2010 г., помимо политических вопросов, особый акцент делался и на экономическое сотрудничество. Был проведен ряд переговоров на уровне министров, ответственных за экономику, финансы и внешнюю торговлю. В 2011 г. во время визита в Берлин президент Абдулла Гюль, обращаясь к представителям турецкой диаспоры в ФРГ, призвал их инвестировать средства в различные сферы ту-

рецкой экономики, и прежде всего в альтернативные источники энергии, строительство железных дорог и турецко-германский университет в Стамбуле, камень кампуса которого был заложен 22 октября 2010 г. при участии президента Турецкой Республики и президента ФРГ Христиана Вульффа [12]. Президентом Турции и высокими официальными лицами ФРГ также была поддержана инициатива сотрудничества в области энергетики, перспективы в которой эксперты двух стран обсуждали в Штутгарте на бизнес-форуме по возобновляемым источникам энергии и на турецко-германском энергетическом форуме, состоявшемся в Анкаре 4 ноября 2011 г. [12].

Во время визита министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу в Германию в 2013 г. было подписано совместное коммюнике по созданию механизма стратегического диалога. В документе отмечается, что министерства Турецкой Республики и ФРГ «признают важность увеличивающегося двустороннего сотрудничества в контексте отношений между Турцией и ЕС, оценивая пользу для каждой из сторон»; а также «тесные и развивающиеся экономические отношения между странами - торговыми и деловыми партнерами - на протяжении многих лет благодаря вкладу инвестиций каждой из сторон» [19]. В 2014 и 2016 г. в рамках турецко-германских встреч на уровне глав МИДа по созданию механизма стратегического диалога по-прежнему особое внимание уделялось экономическому фактору развития двусторонних отношений, а также в ходе консультаций премьер-министра Турции и канцлера Германии 22 января 2016 г. в Берлине среди прочих тем на повестку дня выносилось экономическое сотрудничество. Неоднократно во время официальных визитов в Турцию Ангела Меркель встречалась с лидерами представителей турецких деловых кругов.

Необходимо отметить, что турецкое государство занимает все более активную позицию в вопросе продвижения интересов своего бизнеса за рубежом. Степень этой поддержки, а также активность турецких компаний может быть проиллюстрирована одним примером. При поездках официальных лиц в ту или иную страну непременно дается объявление в газеты с приглашением заинтересованным бизнесменам принять участие. Группа бизнесменов, сопровождающих высокопоставленное должностное лицо, как правило, оказывается весьма многочисленна. Их количество в делегации может достигать трехсот-четырехсот человек [4, с. 177-178]. Так, к примеру, 12 сентября 2009 г. в немецком городе Маннгейм министр финансов Мехмет Шимшек встретился с турецкими бизнесменами.

Также во время визита Шимшек открыл ассоциацию турецких бизнесменов в Кельне. Министр финансов Турции определил Германию как очень важную страну для Турции, выразил гордость за вклад, внесенный турецкими бизнесменами в немецкую экономику, и подчеркнул необходимость увеличения этого вклада [20].

Однако, несмотря на укрепление двустороннего сотрудничества, в турецко-германских торгово-экономических отношениях существует и ряд проблем, одной из которых стала двойная система налогообложения. Данный вопрос был успешно разрешен. Во время визита в Германию президента А. Гюля 19 сентября 2011 г. министрами финансов Германии и Турции было подписано новое двустороннее соглашение, направленное на избежание двойного налогообложения в сфере налогов на прибыль. Новое соглашение, благодаря которому сократится двойное налогообложение - одно из препятствий на пути к международной торговле и инвестированию, вступило в действие задним числом, 1 января 2011 г., и заменило соглашение, подписанное в 1985 году, действие которого истекало 31 декабря 2010 г. [21].

Другой важной проблемой является процесс упрощения выдачи виз турецким бизнесменам. Визовые трудности Германии ограничивают возможности инвестиций турецких бизнесменов и вследствие этого во внешней торговле играют негативную роль по отношению к туркам. Вступление Турции в ЕС, а не привилегированное партнерство (как предлагается Меркель) обеспечит упрощение выдачи виз турецким бизнесменам, уезжающим в Германию, и качественно повысит уровень турецко-германских экономических отношений. Данный вопрос обсуждался, в частности, во время визита Ангелы Меркель в Турцию в марте 2010 г. и на открытии выставки CeBIT1 в 2010 г. в Ганновере, в которой принял участие премьер-министр Турции Р. Эрдоган. В юмористической форме он отметил, что паспорта турецких бизнесменов стали уже толщиной с книгу, так как для выезда за границу они должны подать большое количество бюрократических бумаг для получения визы, ждать и надеяться, что разрешат. В то время как немецкий бизнесмен может въехать в любое время в Турцию даже по удостоверению личности [21, с. 344].

Таким образом, в период 2002-2016 гг. экономическое сотрудничество Турции с ФРГ развивалось поступательными темпами и приобрело положительную динамику. Статистика показывает стабильный рост и качественное улучшение, хотя сотрудничество испытало негативное воздействие мировой экономической рецес-

сии 2009 и 2013 года. Количественные характеристики сотрудничества указывают на определенную асимметрию в товарообороте и взаимном движении капиталов в пользу Германии. Тем не менее глубина и масштаб торгово-экономических связей в период власти Партии справедливости и развития настолько возросли, что данная сфера двусторонних отношений стала почти необратимым фактором внешнеполитического курса двух стран, влияющим на политику ЕС и ряда стран Ближнего Востока. В этом смысле выдвинутый главой МИД, а затем премьер-министром Турции А. Давутоглу проект «Стратегическая глубина» применительно к экономическим отношениям с ФРГсостоялся.

Очевидно, что факторами укрепления экономических связей Турции с ФРГ стали: исторические традиции германо-османского партнерства, политическая воля государственного руководства двух стран к усилению экономических отношений, растущий общественно-политический и экономический вес турецкой диаспоры на территории ФРГ. Отметим и личную дипломатию лидеров Р. Эрдогана и А. Меркель, ставшую двигателем партнерских связей в хозяйственной области.

В то же время мы должны констатировать влияние негативных политических реалий на рассмотренные процессы. На протяжении последних десятилетий Турция оставалась страной, так или иначе вовлеченной в острейшие конфликты ближневосточного региона: сирийский, иракский, палестино-израильский и курдский. Страна географически близка к очагам распространения международного терроризма. В турецком обществе развивались процессы, которые в ФРГ характеризуются как движение к авторитаризму и ущемлению демократических прав и свобод. Резолюция бундестага 2016 г. о признании геноцида армян также внесла сложности в процесс укрепления турецко-германских отношений. В связи с этим германский бизнес взвешивает политические риски при планировании и реализации капиталовложений в турецкую экономику. Анкара, в свою очередь, стремится использовать такую политическую константу, как ресурс турецкой диаспоры на территории Германии, для амортизации моментов напряженности в двусторонних отношениях. Турецкие дипломатия и капитал ведут поиск альтернативных партнеров на Востоке - в странах ШОС, БРИКС и Евразийского экономического союза - и находят там привлекательные инициативы по освоению новых рынков сбыта и инвестиций.

Примечание

1. CeBIT (от нем. Centrum der Büround Informationstechnik - центр офисных и информационных технологий) - крупнейшая в мире международная выставка, посвящённая информационным и телекоммуникационным технологиям.

Список литературы

1. Губанов Н.С. Турецко-германские торгово-экономические отношения на рубеже 20-21 вв.: проблемы и основные тенденции: Автореферат дис. ... канд. экон. наук. М., 2008. 17 с.

2. Türkiye-Almanya Federal Cumhuriyeti Siyasi Ili^kileri [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mfa.gov.tr/turkiye-almanya-siyasi-iliskileri. tr.mfa (дата обращения: 11.03.2016).

3. Davutoglu A. Stratejik Derinlik. Türkiye'nin Uluslararasi Konumu. istanbul: Küre Yayinlari, 2001.

4. Стародубцев И.И. Трансформирующаяся Турция. М., 2011. 256 с.

5. Шлыков П.В. Турция и ЕС: политика Анкары накануне миграционного кризиса // Современная Европа. 2016. № 3 (69). С. 53-65.

6. Бородина М.Ю. Основные направления ближневосточной политики ФРГ 2000-2014 гг. // Молодой ученый. Казань, 2014. № 20. С. 528-530.

7. Qavu^oglu M. 2017 yilina girerken di§ politikamiz [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mfa.gov.tr/site_media/html/2017-yili-basin da-dis-politikamiz.pdf (дата обращения: 23.03.2017).

8. Demirta§ G. Türkiye ve Almanya arasindaki di§ ticaret dengesinin sinir testi yakla^imiyla incelenmesi // Erciyes Üniversitesi Iktisadi ve Idari Bilimler Fakültesi Dergisi. 2014. № 43 Ocak-Haziran [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iibf.erciyes.edu.tr/dergi/ sayi43/sayi_43.htm (дата обращения: 25.02.2017).

9. The Turkish Model of Government // Canadians for Justice and Peace in the Middle East. Factsheet Series. 2012, March. № 145. URL: http://www.cjpme. org/fs (дата обращения: 14.02.2017).

10. Rodrik D. How well did the Turkish economy do over the last decade. URL: http://rodrik.typepad. com/dani_rodriks_weblog/2013/06/how-well-did-the-tur kish-economy-do-over-the-last-decade.html (дата обращения: 14.03.2017).

11. Ульченко Н. Новый путь Турции?// Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 6. С. 90-101.

12. Берг И.С. Визит президента Турции А. Гюля в ФРГ: мнения экспертов и политических обозревателей. URL: http://www.iimes.ru/?p=13321#more-13321 (дата обращения: 22.02.2016).

13. Qavu^oglu М. 2016 yili ba^inda di§ politikamiz [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. mfa.gov.tr/site_media/html/2017-yili-basinda-dis-politi kamiz.pdf (дата обращения: 22.02.2017).

14. Берг И.С. ФРГ - Турция: бизнес по-немецки и бизнес по-турецки. URL: http://www.iimes.ru/?p= 8136#more-8136 (дата обращения: 22.12.2016).

15. Qavu^oglu M. 2015 yilina girerken di§ politikamiz [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.mfa.gov.tr/site_media/html/2015-yilina-gire rken-dis-politikamiz. pdf (дата обращения: 23.05.2016).

16. 2009'da 27 Milyon Turist Geldi, Almanlar Ba§i Qekti. URL: http://www.euractiv.com.tr/turizm/article/ 2009da-27-milyon-turist-geldi-almanlar-basi-cekti-0087 30 (дата обращения: 22.12.2016).

17. Губанов Н.С. Современное состояние турецко-германских экономических отношений // Востоковедный сборник. М., 2006. Вып. 7. С. 61-73.

18. Almanya'dan 19,7 Milyon Avro'luk Mali Des-tek // ll Gazetesi. URL: http://www.ilgazetesi.com.tr/ 2009/01/05/almanyadan-197-milyon-avroluk-mali-dest ek/133 21 (дата обращения: 22.05.2016).

19. Türkiye Cumhuriyeti Di§i§leri Bakanligi ile Almanya Federal Cumhuriyeti Di§i§leri Bakanligi Arasinda Stratejik Diyalog Mekanizmasi Kurulmasina Ili§kin Ortak Bildiri, 12 Mayis 2013, Berlin [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mfa.gov.tr/ turkiye-cumhuriyeti-disisleri-bakanligi-ile-almanya-federal -cumhuriyeti-disisleri-bakanligi-arasinda-stratejik-diyalog-mekanizma.tr.mfa (дата обращения: 15.10.2016).

20. 'Almanya'nin Türk í§ adamlarina Ihtiyaci Var' //Haber 7. URL: http://www.haberpan.com/ almanyanin-turk-isadamina-ihtiyaci-var-almanyanin-mannheim-kent inde-turkisadamlariyla-bulusan-bakan-haberi/ (дата обращения: 22.05.2016).

21. Германия и Турция подписывают исправленное соглашение. URL: http://www.nalogi.net/print. htm ?id=1407&str=news (дата обращения: 02.03.2017).

22. Берг И.С. Германия - Турция: три фактора взаимосвязей. URL: http://www.iimes.ru/?p=7524# more-7524 (дата обращения: 25.12.2016).

23. Alkan N. Türk-Alman íli§kileri. URL: http://www.sde.org.tr/tr/newsdetail/turk-alman-iliskileri/ 1327 (дата обращения: 14.02.2017).

24. Davutoglu A. 2014 yilina girerken di§ politikamiz [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mfa.gov.tr/site_media/html/2014-yilina-girer ken-dis-politikamiz.pdf (дата обращения: 22.03.2016).

25. Genf S., Özalp O.N. Türkiye-Almanya ili§kileri 2010 // Türk di§ politikasi yilligi 2010. Ankara: Seta, 2011. S. 333-350.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DYNAMICS OF ECONOMIC COOPERATION BETWEEN TURKEY AND GERMANY DURING THE RULE OF THE PARTY OF JUSTICE AND DEVELOPMENT

N.I. Ayupova, A.A. Kornilov

In this article, we examine the development of trade and economic cooperation between Turkey and Germany. Special attention is paid to the main fields of contemporary bilateral interaction: trade ties and mutual capital investments. The role of the Turkish diaspora in Germany to advance the bilateral economic relations is considered in detail. The authors also analyze both countries' potential for the development of tourism. The article highlights some problems of Turkish-German economic cooperation that are related to the double taxation and visa issues as well as some policy factors. In conclusion, the authors' view of the prospects for the Turkish-German economic relations is presented.

Keywords: history of development of the Turkish-German economic cooperation, Turkish-German Chamber of Industry and Commerce, Party of Justice and Development, Turkish diaspora, mutual investments, tourism.

References

1. Gubanov N.S. Turecko-germanskie torgovo-ehkonomicheskie otnosheniya na rubezhe 20-21 vv.: problemy i osnovnye tendencii: Avtoreferat dis. ... kand. ehkon. nauk. M., 2008. 17 s.

2. Türkiye-Almanya Federal Cumhuriyeti Siyasi Iliçkileri [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.mfa.gov.tr/turkiye-almanya-siyasi-iliskileri. tr.mfa (data obrashcheniya: 11.03.2016).

3. Davutoglu A. Stratejik Derinlik. Türkiye'nin Uluslararasi Konumu. Istanbul: Küre Yayinlari, 2001.

4. Starodubcev I.I. Transformiruyushchayasya Turciya. M., 2011. 256 s.

5. Shlykov P.V. Turciya i ES: politika Ankary naka-nune migracionnogo krizisa // Sovremennaya Evropa. 2016. № 3 (69). S. 53-65.

6. Borodina M.Yu. Osnovnye napravleniya blizh-nevostochnoj politiki FRG 2000-2014 gg. // Molodoj uchenyj. Kazan', 2014. № 20. S. 528-530.

7. Çavuçoglu M. 2017 yilina girerken di§ politikamiz [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.mfa.gov.tr/site_media/html/2017-yili-basinda-d is-politikamiz.pdf (data obrashcheniya: 23.03.2017).

8. Demirtaç G. Türkiye ve Almanya arasindaki di§ ti-caret dengesinin sinir testi yaklaçimiyla incelenmesi // Erciyes Üniversitesi Iktisadi ve Idari Bilimler Fakültesi

Dergisi. 2014. № 43 Ocak-Haziran [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://iibf.erciyes.edu.tr/dergi/ sayi43/sayi_43.htm (data obrashcheniya: 25.02.2017).

9. The Turkish Model of Government // Canadians for Justice and Peace in the Middle East. Factsheet Series. 2012, March. № 145. URL: http://www.cjpme. org/fs (data obrashcheniya: 14.02.2017).

10. Rodrik D. How well did the Turkish economy do over the last decade. URL: http://rodrik.typepad. com/dani_rodriks_weblog/2013/06/how-well-did-the-tur kish-economy-do-over-the-last-decade.html (data obrashcheniya: 14.03.2017).

11. Ul'chenko N. Novyj put' Turcii?// Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2012. № 6. S. 90-101.

12. Berg I.S. Vizit prezidenta Turcii A. Gyulya v FRG: mneniya ehkspertov i politicheskih obozrevatelej. URL: http://www.iimes.ru/?p=13321#more-13321 (data obrashcheniya: 22.02.2016).

13. Qavu^oglu M. 2016 yili ba^mda di§ politikamiz [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www. mfa.gov.tr/site_media/html/2017-yili-basinda-dis-politi kamiz.pdf (data obrashcheniya: 22.02.2017).

14. Berg I.S. FRG - Turciya: biznes po-nemecki i biznes po-turecki. URL: http://www.iimes.ru/?p= 8136#more-8136 (data obrashcheniya: 22.12.2016).

15. Çavuçoglu M. 2015 yilina girerken di§ politikamiz [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.mfa.gov.tr/site_media/html/2015-yilina-gire rken-dis-politikamiz.pdf (data obrashcheniya: 23.05.2016).

16. 2009'da 27 Milyon Turist Geldi, Almanlar Ba?i Çekti. URL: http://www.euractiv.com.tr/turizm/article/ 2009da-27-milyon-turist-geldi-almanlar-basi-cekti-0087 30 (data obrashcheniya: 22.12.2016).

17. Gubanov N.S. Sovremennoe sostoyanie tu-recko-germanskih ehkonomicheskih otnoshenij // Vos-tokovednyj sbornik. M., 2006. Vyp. 7. S. 61-73.

18. Almanya'dan 19,7 Milyon Avro'luk Mali Des-tek // Il Gazetesi. URL: http://www.ilgazetesi.com.tr/ 2009/01/05/almanyadan-197-milyon-avroluk-mali-deste k/133 21 (data obrashcheniya: 22.05.2016).

19. Türkiye Cumhuriyeti Di§i§leri Bakanligi ile Al-manya Federal Cumhuriyeti Di§i§leri Bakanligi Arasinda Stratejik Diyalog Mekanizmasi Kurulmasina îliçkin Or-tak Bildiri, 12 Mayis 2013, Berlin [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.mfa.gov.tr/turkiye-cumhuriyeti-disisleri-bakanligi-ile-almanya-federal-cum huriyeti-disisleri-bakanligi-arasindastratejik-diyalog-me

kanizma.tr.mfa (data obrashcheniya: 15.10.2016).

20. 'Almanya'nin Türk î§ adamlarina îhtiyaci Var' //Haber 7. URL: http://www.haberpan.com/ almanyanin-turk-isadamina-ihtiyaci-var-almanyanin-mannheim-kent inde-turkisadamlariyla-bulusan-bakan-haberi/ (data obrashcheniya: 22.05.2016).

21. Germaniya i Turciya podpisyvayut isprav-lennoe soglashenie. URL: http://www.nalogi.net/print. htm?id=1407&str=news (data obrashcheniya: 02.03.2017).

22. Berg I.S. Germaniya - Turciya: tri faktora vzaimosvyazej. URL: http://www.iimes.ru/?p=7524# more-7524 (data obrashcheniya: 25.12.2016).

23. Alkan N. Türk-Alman îliçkileri. URL: http://www.sde.org.tr/tr/newsdetail/turk-alman-iliskileri/ 1327 (data obrashcheniya: 14.02.2017).

24. Davutoglu A. 2014 yilina girerken di§ politikamiz [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.mfa.gov.tr/site_media/html/2014-yilina-girer ken-dis-politikamiz.pdf (data obrashcheniya: 22.03.2016).

25. Genç S., Özalp O.N. Türkiye-Almanya iliçkileri 2010 // Türk di§ politikasi yilligi 2010. Ankara: Seta, 2011. S. 333-350.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.