Динамическое наблюдение педагогических результатов духовно-нравственного воспитания старшеклассников посредством внеурочной экскурсионной деятельности
Дударенко Елена Петровна,
аспирант, кафедра психологии образования факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» [email protected]
В данной статье представлены итоги динамического наблюдения педагогических результатов одновременного сочетания нравственного и духовного воспитания учеников старшей школы с использованием методик, разработанных в рамках экскурсионной деятельности вне основных этапов учебного процесса в школьных классах. Используя теоретический анализ, в работе удалось определить оптимальный алгоритм осуществления динамического наблюдения педагогических результатов духовно-нравственного воспитания школьников. В рамках динамического наблюдения были выработаны критерии и целевые показатели уровня духовно-нравственного воспитания старшеклассников посредством экскурсионной деятельности как эффективного методического инструментария. Для нужд оценки степени качества использования предлагаемого к обсуждению в данной статье методического инструментария было проведено апостериорное измерение духовно-нравственных качеств старшеклассников, выработанных в результате использования экскурсионной деятельности. Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что экскурсионная проектная деятельность эффективно реализует целевую задачу выработки и формирования духовно-нравственных качеств у учеников старшей школы.
Ключевые слова: динамическое наблюдение педагогических результатов; духовно-нравственное воспитание; программа студии экскурсоводов «По святым местам»; ученики старшей школы; старшеклассники; экскурсионная деятельность.
о
п ^
СО ^
0
сч
ю
01 2
В условиях фундаментальной модернизации системы российского образования и определения направлений его дальнейшего развития принципиально важным остается вопрос сохранения национальной самобытности и самоценности отечественного образования как основополагающего фактора в развитии общества. Сегодня можно считать общепризнанным, что будущее России зависит не только от инвестиций и новых технологий, но и от духовно-нравственного потенциала молодежи, от преодоления последствий глобального духовного кризиса в обществе [7].
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях современного российского общества приобрело особенную значимость. Это связано с глубинными изменениями образовательной системы России, необходимостью коренного пересмотра существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания [4].
Бесспорно, эффективной формой организации внеурочной деятельности с целью духовно-нравственного воспитания выступают экскурсии по исторически, культурно, духовно значимым местам нашей страны. С помощью таких путешествий можно неприметно, но действенно способствовать воспитанию детей в духе уважения и любви к истории, культуре, нравственности и традициям России, и тем самым, укреплять самые фундаментальные нравственные основы российского общества [5; 11].
Организация и подача материала посредством экскурсионной деятельности обеспечивает, в том числе, осмысление старшеклассниками роли Православия в становлении и развитии Русского государства, в формировании русской нации и сохранении ее единства, глубокое понимание основ русского национального характера и истоков духовности, осознание одной из основополагающих ролей Православия в становлении и развитии русской культуры. Создается благоприятная атмосфера для формирования системы нравственных оценок и ориентиров для мировоззренческого поиска и самоопределения подростков [3].
В процессе опытно-экспериментальной работы была реализована программа духовно-нравственного воспитания старшеклассников посредством экскурсионной деятельности. Программа была внедрена в студии экскурсоводов г. Москвы «По Святым местам».
В содержание проводимой нами опытно-экспериментальной работы было включено динамическое наблюдение педагогических результатов духовно-нравственного воспитания старшеклассников посредством внеурочной экскурсионной деятельности.
Динамическое наблюдение представляло собой непрерывный процесс, направленный на конкретные объекты и процессы обучения и воспитания, имеющий целевую направленность, реализующийся через систему показателей и критериев [10].
Цель динамического наблюдения педагогических результатов состояла в содействии включению обучающихся в образовательную среду разработанной нами Программы дополнительного образования для старшеклассников «Студия экскурсоводов «По святым местам»», а также характеристике влияния указанной программы на духовно-нравственное воспитание учащихся 9-11 классов ГБОУ СОШ № 2120 г. Москвы. Всего в опытно-экспериментальной работе участвовали 130 старшеклассников. Основное назначение программы духовно-нравственного воспитания -формирование ценностных ориентаций, способности к оценке и самооценке с точки зрения православия, норм морали, этики, нравственности.
Свою цель в духовно-нравственном воспитании мы видим, в первую очередь, в том, чтобы разбудить в ребенке, подростке «внутреннего человека», проложив путь к истинным ценностям, создать условия для духовного взросления, самовозрастания и саморазвития [4].
На основе теоретического анализа [2; 6; 10] нами был определен алгоритм осуществления динамического наблюдения педагогических результатов духовно-нравственного воспитания школьников, приведенный на Схеме 1.
Предварительно -диагностический этап
1 )
Организ подготовит ац ионно-ьный этап
N г
Деятел технологи >н 1СТНО- :кнн этап
х г
Промен днагкости ¡е гочно-скин этап
7
Организ корректи ац вн Г нонно-ый этап
1
Итогово-прогностнческнн этап
Сбор информации, которая отражала степень сформированиости знаний со основных понятиях проблемы духовно-нравственного воспитания, мотивации обучающихся в овладении этими знаниями, постановка педагогического диагноза, включение объекта мониторинга как составного Мтыда в воспитательную систему._
Определение пелен педагогического оценивания духовно-нравственного воспитания, прогнозирование тенденций развития
предиавшшй11 сшаянии даинаш_
Системност ь и непрерывность отслеживания результатов мониторинга.
Анализ и установление причин и трудностей и воспитании духовно-нравственных качеств личности, коррекция и уточнение стратегии дальнейшей работы._
Устранение причин, препятствующих духовно-нравственному воспитанию, в святи с возникшими изменениями внесение и образовател ьно -воспитател ьн ы й процесс
Обоснование результатов мониторинга, интерпретация исследования, подведение итогов
Схема 1. Алгоритм осуществления динамического наблюдения педагогических результатов духовно-нравственного воспитания старшеклассников во внеурочной экскурсионной деятельности
В рамках динамического наблюдения были разработаны критерии и показатели духовно-нравственного воспитания старшеклассников в экскурсионной деятельности (Таблица 1).
Таблица 1
Критерии и показатели динамического наблюдения педагогических результатов духовно-нравственного воспитания
Критерии
Показатели
Духовно- нравственные чувства
Эмоционально-ценностный критерий: эмпатия, сопереживание, милосердие, проявление положительных эмоций по отношению к проявлению патриотизма, любви к своей Родине, проявление чувства собственного достоинства и гордости за свое Отечество.
Интеллектуально-нравственный критерий: осведомленность старшеклассников о духовно-нравственных понятиях, ценностях общества, нормах духовно-нравственного поведения.
Готовность проявлять духовно-нравственные чувства, стабильность их выражения, самооценка духовно-нравственной воспитанности.
Духовно-нравственное сознание
Доброта, патрио-тизм,сострадание, гостеприимство, забота о младших, почитание старших, дружелюбие, уважение к себе и окружающим, бережное отношение к национальным святыням.
Духовно-нравственное пове-_дение_
Поведенческо-волевой критерий: сформированность нравственных привычек, проявление в ситуации нравственного выбора своей позиции и отношения к национальным ценностям, святыням, историческому и культурному наследию своей Родины.
Осознание целей, жизненных смыслов, следование духовно-
нравственным нормам и ценностям общества.
На протяжении всей опытно-
экспериментальной работы использовались сравнение и анализ данных начального и заключительного этапа диагностики духовно-нравственных качеств старшеклассников во внеурочной экскурсионной деятельности.
На предварительно-диагностическом этапе педагогического мониторинга проводилось анкетирование обучающихся 9-11 классов ГБОУ СОШ № 2120 г. Москвы.
Используя метод анкетирования, мы выявили источники получения информации о духовно-нравственном воспитании старшеклассников; определили условия, благоприятные для экскурсионной деятельности старшеклассников. Представления старшеклассников об источниках духовно-нравственного воспитания старшеклассников до внедрения в образовательную среду студии экскурсоводов «По святым местам» представлены на Рисунке 2 (1).
80% 60% 40% 20% 0%
Школа
Семья
СМИ
Вооруженные
О ИЛЬЕ
Рис. 1. Представления старшеклассников об источниках духовно-нравственного воспитания старшеклассников
со ^
0
сч
ю
01
Большая часть подростков утвердительно ответили на вопрос «Нужна ли студия экскурсоводов «По святым местам»?», а также положительно оценили значение проектируемой площадки. Так, 78% опрошенных подростков, 83% родителей и 90% учителей признают острую необходимость создания в школе студии экскурсоводов «По святым местам» (Рисунок 2).
90% 85% 80% 75% 70%
Педагоги Родители Обучающиеся
Рис. 2. Представления респондентов о необходимости создания студии экскурсоводов «По святым местам» в школе
Таким образом, выявлено, что среди опрошенных старшеклассников идея духовно-нравственного воспитания достаточно востребована, подростки недовольны отсутствием мероприятий по духовно-нравственному воспитанию и ожидают определенных шагов в этом направлении.
Содержание промежуточно-диагностического этапа динамического наблюдения составила организация диагностики посредством комплекса психологических методик, что позволило выявить отношение старшеклассников к духовно-нравственному воспитанию, а также уровень их духовно-нравственной воспитанности [1; 8]. Полученные результаты показали, что в школе не в полной мере используется имеющийся материал по духовно-нравственному воспитанию школьников; не определена потенциальная возможность использования экскурсионной педагогики в духовно-нравственном воспитании школьников; отсутствует определенная система проведения духовно-нравственной воспитательной работы.
Поэтому разработанная нами экспериментальная Программа дополнительного образования старшеклассников «Студия экскурсоводов «По святым местам»» выступила инновационной платформой внутренней образовательной среды ГБОУ СОШ № 2120 г. Москвы.
Результаты контрольного этапа динамического наблюдения показали, что у всех подростков экспериментальной группы сформировалось устойчивое отношение к нравственным нормам, отношение к поступкам и эмоциональные реакции адекватны. Большинство подростков экспериментальной группы выбирают правильное решение на определенные поступки, не сомневаясь в своих ответах. В экспериментальной группе у подростков сформировались правильные представления о нравственном поведении. Кроме знаний, умений и навыков подростки получили устойчивые нрав-
ственные ориентиры, освоили основополагающие нормы достойной общественной жизни.
Результаты проведенного динамического наблюдения педагогических результатов духовно-нравственного воспитания старшеклассников сведены в Таблице 2 и на Рисунке 3.
Таблица 2.
Уровень сформированности духовно-нравственного воспи-
Критерии Предварительно- Итогово
духовно- диагностический этап прогностический
нравственного этап
потенциала лич- Низ- Сред- Высо- Низ- Сред- Высо-
ности кий ний кий кий ний кий
Контрольная г руппа (п =65)
Духовно- 36% 48% 16% 35% 48% 17%
нравственное
сознание
Духовно- 51% 34% 15% 45% 38% 16%
нравственные
чувства
Духовно- 59% 28% 13% 60% 27% 13%
нравственное
поведение
Экспериментальная группа (п=65)
Духовно- 40% 47% 13% 20% 52% 28%
нравственное
сознание
Духовно- 62% 32% 4% 21% 40% 39%
нравственные
чувства
Духовно- 70% 25% 5% 20% 45% 35%
нравственное
поведение
По итогам заключительного этапа динамического наблюдения педагогических результатов духовно-нравственного воспитания старшеклассников во внеурочной экскурсионной деятельности в контрольной группе показатели заметно отличаются от соответствующих показателей в экспериментальной группе.
В экспериментальной группе на более высокий уровень развития духовно-нравственного поведения перешли все участники программы. Значительно уменьшилось число респондентов низкого уровня (на 50%), а среднего и высокого уровня возросло: на 20% и на 30% соответственно. Это говорит об эффективности проведенных нами мероприятий по внедрению в образовательный процесс внеурочной экскурсионной программы (Рисунок 3).
Таким образом, внедрение Программы дополнительного образования для старшеклассников «Студия экскурсоводов «По святым местам»» во внеурочную деятельность образовательного учреждения позволило определить влияние экскурсионно-образовательной среды на духовно-нравственное воспитание старшеклассников, разработать механизм развития духовно-нравственных качеств личности подростков путем использования средств экскурсионной педагогики, выявить инновационные способы и технологии создания системы духовно-нравственного воспитания старшеклассников. Ожидаемым результатом является личность выпускника, обладающая духовно-нравственными ориентирами, способная к оценке своих поступков с точки зрения норм традиционной этики, осознающая себя носителем культуры, умеющая отстаивать свою независи-
мость и независимость своей страны, способная к саморазвитию и самовоспитанию.
Исходя из результатов динамического наблюдения педагогических результатов, можно сделать вывод, что экскурсионно-образовательная среда дает возможность осуществлять духовно-нравственное воспитание, основанное на любви к отечеству, почитании старших, отзывчивости по отношению к людям и нуждающимся в помощи. Духовно-нравственные православные традиции способствуют терпимости к непохожему, верности слову и долгу, чувству чести и личного достоинства. В практической деятельности усвоение общественно значимых смыслов происходит как эмоциональное «проживание» и присвоение;
в значимых для учащихся видах деятельности, в ситуациях выбора - как основа поведения, поступка, решения. Создаются условия для погружения в русский быт, традиции, культуру, историю для осмысления духовно-нравственных ценностей и ориентиров. Разнообразные формы деятельности школьников (участие в организации школьных праздников, благотворительных акциях, экскурсиях, проектах и так далее), требующие творческого подхода, выбора позиции, способствуют выработке определенной линии поведения и оценки с позиции нравственности. Данная модель образовательной системы отвечает запросам государства на формирование духовно-нравственной личности.
Предварительно-диагностический этан Контрольная группа Экспериментальная группа
60
40
20
о
tflL tkL
Духовно-нравствен нос Духовно-нраветжиное Духовно-нравственное
I Низкий ■ Средний ■ Высокий
Дуд pimp-нращггпенное ДунОямО-нраЖтЖММОС ДухОиОшртСпеинОС
покмме
Контрольная группа
Контрольный этап
I Низкий ■ Средний * Бысокни
Экспериментальная группа
60
40
20
I I 20 J^j I \ \
V-
,'lv M>HIJL>-|I fh;HLLLj HCII II LI Ll , КОтэ-нраХЛСННОС Л у ^нп |J| ldH4
I Низкий ■ Средний ■ Высокий
ДухиВНСШрИКПКНИОС Ду \OifllU-H РJBL"rBLLH Н ОС ДуЧПШИМфЛ
I Низкий ■ Средний ■ Высокий
Рис. 3. Динамика уровня духовно-нравственных качеств старшеклассников в экскурсионной деятельности
Литература
1. Алмазова О. В. Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие. Екатеринбург: Калинина Г. П., 2017. 227 с.
2. Белякова Е. Г., Строкова Т. А. Психолого-педагогический мониторинг: учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2015. 240 с.
3. Гальцова Е. С. Проблемы духовно-нравственного воспитания личности в современной России [Электронный ресурс]. URL: https://cyberlenmka.m/artide/n/problemy-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-lichnosti-v-sovremennoy-rossii-3 (дата обращения: 23.08.2018).
4. Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012. 240 c.
5. Емельянов Б. В. Экскурсия как педагогический процесс [Электронный ресурс]. URL: http://tourlib.net/books_tourism/ekskurs15.htm (дата обращения: 21.08.2018).
6. Пальмова Е. А. Качество отечественного образования и его мониторинг: современный подход [Электронный ресурс]. URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-otechestvennogo-obrazovaniya-i-ego-monitoring-
sovremennyy-podhod (дата обращения: 23.08.2018).
7. Пластинина Н. А. Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2017. Т. 10. С. 58-60. URL: http://e-koncept.ru/2017/572014.htm. (24.08.2018)
8. Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. М.: Академия, 2013. 320 с.
9. Рыжикова Ю. А. Технология организации образовательной экскурсии [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-organizatsii-obrazovatelnoy-ekskursii (дата обращения: 23.08.2018).
10. Строкова Т. А. Мониторинг в школьном образовании: монография. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2017. 196 с.
11. Хатыхьян М. В. Справочные материалы по организации экскурсионной деятельности в образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону: Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), 2015. 20 с.
Dynamic observation of pedagogical results of spiritual and moral education of senior pupils by means of excursion activities Dudarenko E.P.
Moscow State University of Education
This article presents the results of the dynamic observation of the pedagogical results of the simultaneous combination of moral and spiritual education of high school students using techniques developed in the framework of excursion activities outside the main stages of the educational process in school classes. Using theoretical analysis, the work was able to determine the optimal algorithm for the implementation of dynamic observation of the pedagogical results of spiritual and moral education of schoolchildren. Within the framework of dynamic observation, criteria and target indicators were developed for the level of spiritual and moral education of high school students through excursion activities as an effective methodological toolkit. In order to assess the degree of quality of the use of the methodological tools proposed for discussion in this article, a posteriori measurement of the spiritual and moral qualities of high school students developed as a result of the use of excursion activities was conducted. The results of the study indicate that the excursion project activity effectively implements the goal-oriented task of developing and forming spiritual and moral qualities in high school students. Keywords: dynamic observation of the pedagogical results, spiritual and moral education; program of Studio of guides "on Holy places"; high school students; excursion activities.
References
1. Almazova O. Century. Psychological and pedagogical diagnosis:
a tutorial. Yekaterinburg: Kalinina G.P., 2017. 227 p.
2. Belyakova E. G., Strokova T. A. Psychological and pedagogical
monitoring: study guide. Tyumen: Publishing House of Tyumen State University, 2015. 240 p.
3. Galtsova E.S. Problems of the spiritual and moral education of
the individual in modern Russia [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-lichnosti-v-sovremennoy-rossii-3 (appeal date: 08/23/2018).
4. Divnogortseva S. Yu. Spiritual and moral education in the theory
and experience of Orthodox pedagogical culture. M .: Orthodox St. Tikhon University of Humanities, 2012. 240 c.
5. Emelyanov B.V. Excursion as a pedagogical process [Electronic
resource]. URL: http://tourlib.net/books_tourism/ekskurs15.htm (access date: 08/21/2018).
6. Palmova E. A. The quality of domestic education and its monitoring: a modern approach [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-otechestvennogo-obrazovaniya-i-ego-monitoring-sovremennyy-podhod (appeal date: 08/23/2018).
7. Plastinina N. A. Spiritual and moral education and upbringing of
students in the context of the implementation of the Federal State Educational Standards [Electronic resource] // Concept: scientific and methodical electronic journal. 2017. V. 10. S. 5860. URL: http://e-koncept.ru/2017/572014.htm. (08.24.2018)
8. Psychological and pedagogical diagnostics: a manual for students. higher ped. studies. institutions / ed. I. Yu. Levchenko, S. D. Zabramnoy. M .: Academy, 2013. 320 p.
9. Ryzhikova Yu. A. Technology organization of educational excursions [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-organizatsii-obrazovatelnoy-ekskursii (appeal date: 08/23/2018).
10. Strokova T. A. Monitoring in school education: monograph. Tyumen: TSU Publishing House, 2017. 196 p.
11. Khatikhyan M.V. Reference materials on the organization of excursion activities in educational institutions. Rostov-on-Don: Center for Children's and Youth Tourism and Excursions (Young Tourists), 2015. 20 p.
00 ^
0
СЧ
in
01