https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2018-3.3
Дударенко Елена Петровна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье представлены результаты педагогического мониторинга духовно-нравственного воспитания старшеклассников посредством внеурочной экскурсионной деятельности. На основе теоретического анализа в работе определен алгоритм осуществления педагогического мониторинга духовно-нравственного воспитания школьников. В рамках педагогического мониторинга были разработаны критерии и показатели духовно-нравственного воспитания старшеклассников в экскурсионной деятельности. Выявлены духовно-нравственные качества старшеклассников в экскурсионной деятельности. Сделан вывод, что экскурсионная проектная деятельность способствует выработке духовно-нравственных качеств у старшеклассников.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/4/2018/3/3.html
Источник
Педагогика. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 3(11) C. 13-18. ISSN 2500-0039.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2018/3/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Список источников
1. Амзин А. А. Новые медиа: когда ежегодного обновления курсов недостаточно [Электронный ресурс]. URL: https://themedia. center/2018/05/09/novyie-media-kogda-ezhegodnogo-obnovleniya-kursov-nedostatochno/ (дата обращения: 28.06.2018).
2. Васина Ю. М., Панферова Е. В., Яковлева А. В. Реализация практико-ориентированного образования через современные технологии обучения студентов в вузе // Обеспечение качества учебного процесса: традиции и инновации: материалы XLII учебно-методической конференции. Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, 2015. С. 55-58.
3. Ветров Ю. П. Высшее образование в России: проблемы, перспективы // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 168-172.
4. Лукичев Г. А. В поисках эффективного взаимодействия высшего образования и работодателей // Экономика образования. 2005. № 4. С. 5-21.
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специа-литет по специальности 55.05.04 Продюсерство: приказ Министерства науки и образования РФ от 01.08.2017 № 734 // Российская газета. 2017. 23 августа.
6. Просалова В. С. Концепция внедрения практико-ориентированного подхода [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/10pvn313.pdf (дата обращения: 03.09.2018).
7. Тест-самодиагностика журналиста [Электронный ресурс]. URL: http://sila.media/journcheck/ (дата обращения: 03.09.2018).
PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF THE FUTURE TV PRODUCER IN THE CONDITIONS OF SECTORAL SINGULARITY
Velichkina Ol'ga Vladimirovna
Krasnodar State Institute of Culture olga_velichkina@mail. ru
The article deals with the pedagogical problem of the practice-oriented training of the future TV producer. The paper substantiates the necessity of the actualization of the professional competences of specialists in the field of television as a dynamically developing sector under the influence of the elaboration of new broadcasting technologies, the development of Internet resources, social media. It is proposed to work out training programs for universities together with TV companies-employers in order to overcome imbalance in the activity of vocational education and employers, taking into account new Federal State Educational Standards 3++. The author gives the results of a survey of regional and federal TV channels' employees to identify professional requirements for TV producers.
Key words and phrases: TV producer; practice-oriented education; organizational and creative activity; professional skills; pedagogical model; higher education; mass media.
УДК 37 Дата поступления рукописи: 22.08.2018
https://doi.Org/10.30853/pedagogy.2018-3.3
В данной статье представлены результаты педагогического мониторинга духовно-нравственного воспитания старшеклассников посредством внеурочной экскурсионной деятельности. На основе теоретического анализа в работе определен алгоритм осуществления педагогического мониторинга духовно-нравственного воспитания школьников. В рамках педагогического мониторинга были разработаны критерии и показатели духовно-нравственного воспитания старшеклассников в экскурсионной деятельности. Выявлены духовно-нравственные качества старшеклассников в экскурсионной деятельности. Сделан вывод, что экскурсионная проектная деятельность способствует выработке духовно-нравственных качеств у старшеклассников.
Ключевые слова и фразы: педагогический мониторинг; духовно-нравственное воспитание; программа студии экскурсоводов «По святым местам»; старшеклассники; экскурсионная деятельность.
Дударенко Елена Петровна
Московский государственный педагогический университет Syrovae67@mail. гы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В условиях модернизации образования и определения направлений его дальнейшего развития принципиально важным остается вопрос сохранения национальной самобытности и самоценности отечественного образования как основополагающего фактора в развитии общества. Сегодня можно считать общепризнанным, что будущее России зависит не только от инвестиций и новых технологий, но и от духовно-нравственного потенциала молодежи, от преодоления последствий духовного кризиса в обществе [7].
Духовно-нравственное воспитание в условиях современного российского общества приобрело особое значение. Это связано с его глубинными изменениями, необходимостью коренного пересмотра существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания [4].
Бесспорно, эффективной формой организации внеурочной деятельности с целью духовно-нравственного воспитания выступают экскурсии по святым местам, с помощью которых можно неприметно, но действенно укреплять в обществе благочестие и способствовать воспитанию детей в духе веры и благоговения к святыням [5; 11].
Организация и подача материала посредством экскурсионной деятельности обеспечивают осмысление роли православия в становлении и развитии Русского государства, в формировании русской нации и сохранении ее единства, глубокое понимание основ русского национального характера и истоков духовности, осознание основополагающей роли православия в развитии русской культуры. Создается благоприятная атмосфера для формирования системы нравственных оценок и ориентиров для мировоззренческого поиска и самоопределения подростков [3].
В содержание проводимой нами опытно-экспериментальной работы был включен педагогический мониторинг духовно-нравственного воспитания старшеклассников во внеурочной экскурсионной деятельности.
Педагогический мониторинг позволил нам наблюдать и оценивать состояние образовательного и воспитательного процесса, осуществлять контроль и коррекцию, предупреждать нежелательные тенденции. Он представлял собой непрерывный процесс, направленный на конкретные объекты и процессы обучения и воспитания, имеющий целевую направленность, реализующийся через систему показателей и критериев [10].
Цель педагогического мониторинга состояла в содействии включению обучающихся в образовательную среду разработанной нами Программы дополнительного образования для старшеклассников «Студия экскурсоводов "По святым местам"», а также характеристике влияния указанной программы на духовно-нравственное воспитание учащихся 10-11 классов ГБОУ СОШ № 2120 г. Москвы. Всего в опытно-экспериментальной работе участвовали 130 старшеклассников. Основное назначение программы духовно-нравственного воспитания - формирование ценностных ориентаций, способности к оценке и самооценке с точки зрения православия, норм морали, этики, нравственности.
Студия экскурсоводов «По святым местам» осуществляет образовательную деятельность, дети знакомятся с историей и духовными традициями монастырей и храмов, куда планируются экскурсионные поездки, их культурным наследием - книгами, иконами, произведениями прикладного искусства, изделиями народных промыслов, архитектурными сооружениями, особенностями богослужения. Важной составляющей работы студии стала духовно-просветительская деятельность. Особенное внимание уделено деятельной жизни святых и подвижников благочестия. Данное направление тесно связано с задачами воспитательной программы - жизнь святых является ценностным идеалом для учащихся.
Свою цель в духовно-нравственном воспитании мы видим, в первую очередь, в том, чтобы разбудить в ребенке, подростке «внутреннего человека», проложив путь к истинным ценностям, создать условия для духовного взросления, самовозрастания и саморазвития [4].
На основе теоретического анализа [2; 6; 10] нами был определен алгоритм осуществления педагогического мониторинга духовно-нравственного воспитания школьников, приведенный на Схеме 1.
Сбор информации, которая отражала степень сформированном« знаний об основных понятиях проблемы духовно-нравственного воспитания, мотивации обучающихся в овладении этими знаниями, постановка педагогического диагноза, включение объекта мониторинга как составного элемента в воспитательную систему.
Определение целей педагогического оценивания духовно-нравствен ною воспитания, прогнозирование тенденций развития представлений о состоянии данного педагогического явления.
Системность н непрерывность отслеживания результатов мониторинга.
Анализ и установление причин и трудностей в воспитании духовно-нравственных качеств личности, коррекция и уточнение стратегии дальнейшей работы.
Устранение причин, препятствующих духовно-нравственному воспитанию, в связи с возникшими изменениями внесение в образовательно-воспитательный процесс корректив.
Обоснование результатов мониторинга, интерпретация исследования, подведение итогов.
Схема 1. Алгоритм осуществления педагогического мониторинга духовно-нравственного воспитания старшеклассников во внеурочной экскурсионной деятельности
В рамках педагогического мониторинга были разработаны критерии и показатели духовно-нравственного воспитания старшеклассников в экскурсионной деятельности (Таблица 1).
Таблица 1. Критерии и показатели духовно-нравственного воспитания старшеклассников в экскурсионной деятельности
Духовно- нравственные чувства Духовно-нравственное сознание Духовно-нравственное поведение
Критерии Эмоционально-ценностный критерий: эмпатия, сопереживание, милосердие, проявление положительных эмоций по отношению к проявлению патриотизма, любви к своей Родине, проявление чувства собственного достоинства и гордости за свое Отечество. Интеллектуально-нравственный критерий: осведомленность старшеклассников о духовно-нравственных понятиях, ценностях общества, нормах духовно-нравственного поведения. Поведенческо-волевой критерий: сформированность нравственных привычек, проявление в ситуации нравственного выбора своей позиции и отношения к национальным ценностям, святыням, историческому и культурному наследию своей Родины.
Показатели Готовность проявлять духовно-нравственные чувства, стабильность их выражения, самооценка духовно-нравственной воспитанности. Доброта, патриотизм, сострадание, гостеприимство, забота о младших, почитание старших, дружелюбие, уважение к себе и окружающим, бережное отношение к национальным святыням. Осознание целей, жизненных смыслов, следование духовно-нравственным нормам и ценностям общества.
На протяжении всей опытно-экспериментальной работы использовались сравнение и анализ данных начального и заключительного этапов диагностики духовно-нравственных качеств старшеклассников во внеурочной экскурсионной деятельности.
В первую очередь, мы обратили внимание на особенности субъективного отношения школьников к вопросам духовно-нравственного воспитания. С этой целью на предварительно-диагностическом этапе педагогического мониторинга проводилось анкетирование обучающихся 10-11 классов ГБОУ СОШ № 2120 г. Москвы.
Используя метод анкетирования, мы выявили источники получения информации о духовно-нравственном воспитании старшеклассников; определили условия, благоприятные для экскурсионной деятельности старшеклассников. Представления старшеклассников об источниках духовно-нравственного воспитания старшеклассников до внедрения в образовательную среду студии экскурсоводов «По святым местам» представлены на Рисунке 1.
Рисунок 1. Представления старшеклассников об источниках духовно-нравственного воспитания старшеклассников
Большая часть подростков утвердительно ответили на вопрос «Нужна ли студия экскурсоводов "По святым местам"?», а также положительно оценили значение проектируемой площадки. Так, 78% опрошенных подростков, 83% родителей и 90% учителей признают острую необходимость создания в школе студии экскурсоводов «По святым местам» (Рисунок 2).
Рисунок 2. Представления респондентов о необходимости создания студии экскурсоводов «По святым местам» в школе
Таким образом, выявлено, что среди опрошенных старшеклассников идея духовно-нравственного воспитания достаточно востребована, подростки недовольны отсутствием мероприятий по духовно-нравственному воспитанию и ожидают определенных шагов в этом направлении.
Содержание промежуточно-диагностического этапа педагогического мониторинга составила организация диагностики посредством комплекса психологических методик, что позволило выявить отношение старшеклассников к духовно-нравственному воспитанию, а также уровень их духовно-нравственной воспитанности [1; 8]. Полученные результаты показали, что в школе не в полной мере используется имеющийся материал по духовно-нравственному воспитанию школьников; не определена потенциальная возможность использования экскурсионной педагогики в духовно-нравственном воспитании школьников; отсутствует определенная система проведения духовно-нравственной воспитательной работы.
Поэтому разработанная нами экспериментальная Программа дополнительного образования старшеклассников «Студия экскурсоводов "По святым местам"» выступила инновационной платформой внутренней образовательной среды ГБОУ СОШ № 2120 г. Москвы, а также началом для развития методик и технологий экскурсионной педагогики в образовательном учреждении. Программа содействует становлению, образованию и воспитанию личности старшеклассника, нравственно и духовно обогащённого исторически православным опытом поколений.
Результаты итогово-прогностического этапа педагогического мониторинга показали, что у всех подростков экспериментальной группы сформировалось устойчивое отношение к нравственным нормам, отношение к поступкам и эмоциональные реакции адекватны. Большинство подростков экспериментальной группы выбирают правильное решение на определенные поступки, не сомневаясь в своих ответах. В экспериментальной группе у подростков сформировались правильные представления о нравственном поведении. Кроме знаний, умений и навыков подростки получили устойчивые нравственные ориентиры, освоили основополагающие нормы достойной общественной жизни.
Результаты проведенного педагогического мониторинга духовно-нравственного воспитания старшеклассников сведены в Таблице 2 и на Рисунке 3.
Таблица 2. Уровень сформированности духовно-нравственного воспитания старшеклассников в экскурсионной деятельности
Критерии духовно-нравственного потенциала личности Предварительно-диагностический этап Итогово-прогностический этап
Низкий | Средний | Высокий Низкий | Средний | Высокий
Конт рольная группа (п=65)
Духовно-нравственное сознание 36% 48% 16% 35% 48% 17%
Духовно--нравственные чувства 51% 34% 15% 45% 38% 16%
Духовно-нравственное поведение 59% 28% 13% 60% 27% 13%
Экспериментальная группа (п=65)
Духовно-нравственное сознание 40% 47% 13% 20% 52% 28%
Духовно--нравственные чувства 62% 32% 4% 21% 40% 39%
Духовно-нравственное поведение 70% 25% 5% 20% 45% 35%
По итогам заключительного этапа педагогического мониторинга духовно-нравственного воспитания старшеклассников во внеурочной экскурсионной деятельности в контрольной группе показатели заметно отличаются от соответствующих показателей в экспериментальной группе.
В экспериментальной группе на более высокий уровень развития духовно-нравственного поведения перешли все участники программы. Значительно уменьшилось число респондентов низкого уровня (на 50%), а среднего и высокого уровня возросло: на 20% и на 30% соответственно. Полученные данные свидетельствуют об эффективности реализованных нами организационно-педагогических условий по внедрению в образовательный процесс внеурочной экскурсионной программы (Рисунок 3).
Таким образом, внедрение Программы дополнительного образования для старшеклассников «Студия экскурсоводов "По святым местам"» во внеурочную деятельность образовательного учреждения позволило определить влияние экскурсионно-образовательной среды на духовно-нравственное воспитание старшеклассников, разработать механизм развития духовно-нравственных качеств личности подростков путем использования средств экскурсионной педагогики, выявить инновационные способы и технологии создания системы духовно-нравственного воспитания старшеклассников, основанных на анализе различных факторов влияния на образовательное пространство школы.
Ожидаемым результатом является личность выпускника, обладающая духовно-нравственными ориентирами, способная к оценке своих поступков с точки зрения православных норм, осознающая себя носителем культуры, умеющая отстаивать свою независимость и независимость своей страны, способная к саморазвитию и самовоспитанию.
Исходя из результатов педагогического мониторинга, можно сделать вывод, что экскурсионно-образо-вательная среда дает возможность осуществлять духовно-нравственное воспитание, основанное на любви к отечеству, почитании старших, отзывчивости по отношению к людям и нуждающимся в помощи. Духовно-нравственные православные традиции способствуют терпимости к непохожему, верности слову и долгу, чувству чести и личного достоинства.
Предварительно-диагностический этап
Контрольная группа
Экспериментальная группа
■ Низкий ■ Средний I Высокий
' Низкий ■ Средни"! Высокий
Итогово-прогностический этап Контрольная группа Экспериментальная группа
60
Г
-бй-
48
45
40
20
60
40
20
52
40 чо
^'ховнэ-праве геенн« Д^мнр-нрааствевчсе
Г
" Г г
45
Духовно-нравственное Духовно-нравственное Д'ховно-нравственное сознание чувство поведение
'НИЗКИЙ * Средний В Высокий
' Низкий ■ Средний Высокий
Рисунок 3. Динамика уровня духовно-нравственных качеств старшеклассников в экскурсионной деятельности
В практической деятельности усвоение общественно значимых смыслов происходит как эмоциональное «проживание» и присвоение; в значимых для учащихся видах деятельности, в ситуациях выбора - как основа поведения, поступка, решения. Создаются условия для погружения в русский быт, традиции, культуру, историю для осмысления духовно-нравственных ценностей и ориентиров. Разнообразные формы деятельности школьников (участие в организации школьных праздников, благотворительных акциях, экскурсиях, проектах и так далее), требующие творческого подхода, выбора позиции, способствуют выработке определенной линии поведения и оценки с позиции нравственности. Данная модель образовательной системы отвечает запросам государства на формирование духовно-нравственной личности.
Список источников
1. Алмазова О. В. Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие. Екатеринбург: Калинина Г. П., 2017. 227 с.
2. Белякова Е. Г., Строкова Т. А. Психолого-педагогический мониторинг: учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2015. 240 с.
3. Гальцова Е. С. Проблемы духовно-нравственного воспитания личности в современной России [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/artide/n/problemy-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-lichnosti-v-sovremennoy-rossii-3 (дата обращения: 23.08.2018).
4. Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012. 240 с.
5. Емельянов Б. В. Экскурсия как педагогический процесс [Электронный ресурс]. URL: http://tourlib.net/books_tourism/ ekskurs15.htm (дата обращения: 21.08.2018).
6. Пальмова Е. А. Качество отечественного образования и его мониторинг: современный подход [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kachestvo-otechestvennogo-obrazovaniya-i-ego-monitoring-sovremennyy-podhod (дата обращения: 23.08.2018).
7. Пластинина Н. А. Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2017. Т. 10. С. 58-60. URL: http://e-koncept.ru/ 2017/572014.htm (дата обращения: 24.08.2018).
8. Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. М.: Академия, 2013. 320 с.
9. Рыжикова Ю. А. Технология организации образовательной экскурсии [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/tehnologiya-organizatsii-obrazovatelnoy-ekskursii (дата обращения: 23.08.2018).
10. Строкова Т. А. Мониторинг в школьном образовании: монография. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2017. 196 с.
11. Хатыхьян М. В. Справочные материалы по организации экскурсионной деятельности в образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону: Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), 2015. 20 с.
PEDAGOGICAL MONITORING OF SENIOR STUDENTS' SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION BY MEANS OF EXTRACURRICULAR EXCURSION ACTIVITY
Dudarenko Elena Petrovna
Moscow State University of Education Syrovae67@mail. ru
The article presents the results of the pedagogical monitoring of senior students' spiritual and moral education through extracurricular excursion activity. Basing on the theoretical analysis, the author defines the algorithm of the pedagogical monitoring of schoolchildren's spiritual and moral education. Within the framework of pedagogical monitoring the criteria and indicators of senior students' spiritual and moral education in excursion activity have been developed. The paper reveals the spiritual and moral qualities of senior students in excursion activity. It is concluded that the excursion project activity contributes to the development of senior students' spiritual and moral education.
Key words and phrases: pedagogical monitoring; spiritual and moral education; program of the Guides' Studio "To the Holy Places"; senior students; excursion activity.
УДК 372.881.111.1 Дата поступления рукописи: 16.08.2018
https://doi.Org/10.30853/pedagogy.2018-3.4
Статья раскрывает способы использования проблемных ситуаций в языковом обучении студентов юридического профиля, что способствует не только улучшению их языковой подготовки, но и формированию алгоритма решения подобных ситуаций в будущей профессиональной деятельности. Авторы делают акцент на исследовании процесса решения проблемных ситуаций в профессионально-ориентированном дискурсе, способов их интеграции в учебный процесс, а также представляют комплекс тренировочных упражнений, которые соответствуют каждому этапу их решения.
Ключевые слова и фразы: проблемное обучение; анализ кейса; профессионально-ориентированный дискурс; интеллектуальные способности; познавательный интерес.
Корсакова Галина Григорьевна, к. пед. н., доцент Зиневич Наталья Вячеславовна Попадина Жанна Петровна
Балтийский федеральный университет имени И. Канта, г. Калининград [email protected]; [email protected]; [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Иностранный язык в настоящее время является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки студента и средством получения дополнительной научной информации. Его статус в системе специальных дисциплин растет, и возникает необходимость обучать студентов использованию иноязычных средств для решения тех проблемных задач, с которыми они столкнутся в будущей профессиональной деятельности.
В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) третьего поколения владение иностранным языком является частью общей компетенции выпускников по различным направлениям подготовки. Согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) [13], выпускник юридического профиля должен: владеть одним из иностранных языков на уровне профессионального общения, владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, постановке цели и выбору путей ее достижения. Особенностью ФГОС ВО нового поколения можно считать «внимание к разнообразию используемых образовательных, научно-исследовательских и научно-производственных технологий, форм организации самостоятельной работы обучающихся» [11, с. 365]. Кроме того, в примерной программе «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов, разработанной Научно-методическим советом по иностранным языкам при Министерстве образования и науки РФ [10], отмечается необходимость развития когнитивных и исследовательских умений студентов, а также повышение уровня учебной автономии на основе компетентностного подхода в обучении иностранному языку.
Чтобы обеспечить соответствие уровня владения языком выпускника требованиям ФГОС ВО, а также основным целевым установкам программы обучения иностранным языкам, необходим поиск новых концептуальных подходов в обучении студентов, которые смогли бы существенно расширить перечень развивающих