УДК 621
ДИНАМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ВИБРОЗАЩИТНЫХ СИДЕНИЙ САМОХОДНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН (ССХМ)
A.С. ШАГИНЯН
Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого, Республика Беларусь
B.А. ШУРИНОВ, В.А. ЖМАЙЛИК
Производственное объединение «Гомсельмаш»,
Республика Беларусь
В число важнейших агрегатов самоходных сельскохозяйственных машин и тракторов входит кабина, в которой размещены устройства управления, контроля за параметрами и которая является рабочим местом водителя.
Защита водителя от вибраций и шума является наиболее актуальной проблемой. Как показывают исследования [1,2,3], вибрации и шум оказывают весьма сложное биологическое воздействие на водителя и могут вызвать в организме функциональные расстройства, снизить работоспособность и ухудшить состояние его здоровья. Вибрационные воздействия в диапазоне частот 2-27 Гц могут вызвать резонанс
отдельных частей и в целом тела человека. Резонансы отдельных частей тела человека представляются следующими диапазонами частот [2]: глаза - 12-27 Гц; горло - 6-27 Гц; грудная клетка - 2-12 Гц; ноги, руки - 2-8 Гц; голова - 8-27 Гц; лицо и челюсти -
4-27 Гц; поясничная часть позвоночника - 4-27 Гц; живот - 12 Гц.
Приведенные сведения свидетельствуют о том, что при проектировании ССХМ разработчик должен решить задачи виброзащиты водителя путем снижения виброактивности источника повышенной вибрации и применением виброзащитных устройств.
Технология полевых работ с применением ССХМ связана с движением транспортного средства по дорогам различного типа и полю. Движение транспортных средств ССХМ по полю и дорогам, как ранее указывалось, является источником вибраций от воздействия профиля дороги (поля) на ходовую часть ССХМ и в целом на машину и водителя. В зависимости от типа дороги и движения ССХМ вдоль или поперек пахоты воздействие профиля дороги может быть рассмотрено как гармоническое,
б)
Рис.1. Схемы вибращитных сидений УЭС (а) и трактора АМЖК-8 (б)
полигармоническое и случайное возбуждение.
Виброзащита водителей ССХМ, в данном случае универсальных энергетических средств типа УЭС-250, УЭС-30, минитрактора АМЖК-8, выполнена на основе двух схем развязки сиденья от рамы транспортных средств: на УЭС принята схема типа «ножницы», а на тракторе АМЖК-8 принята развязка маятникового типа без демпфирования.
На рис.1 (а,б) приведены схемы виброзащитных сидений УЭС и трактора АМЖК-8.
Путем соответствующего пересчета схемы виброзащитных сидений, изображенных на рис.1, можно представить их в виде динамических моделей (рис.2 а, б).
угтор
I
т=^ т+щ.
У ГС
Шь
Ї- !_
С
, ■_>
т=ут,+тс
упор
у №
I
а)
б)
Рис.2. Динамические модели виброзащитных сидений УЭС (а) и трактора АМЖК-8 (б)
В отличие от систем виброизоляции технических объектов, устройства виброзащиты человека имеют ряд особенностей:
• к устройствам виброзащиты человека предъявляются более жесткие требования по коэффициенту виброизоляции;
• для оценки эффективности виброзащиты человека критерием может быть избрано не только среднеквадратическое значение виброускорения, определяющее уровень возбуждаемых вибраций, но и ряд оценок по физиологическому и функциональному состоянию человека;
• расчет систем виброизоляции должен быть выполнен с учетом динамических свойств тела человека (особенно в области частот, в которых проявляются их резонансы).
Результаты проведенных исследований показывают, что виброизоляция водителя УЭС и трактора АМЖК-8 должна быть осуществлена для диапазона частот 2-27 Гц. При этом нижнюю границу частоты возбуждения в расчетах системы виброизоляции желательно принимать с двукратным запасом, т.е. приведенная масса водителя и сиденья и приведенная жесткость виброизоляции должны быть так подобраны, чтобы частота свободных колебаний массы «человек + сиденье» не превышала ~ 6,28 рад/с.
Используя технические рекомендации ряда стандартов по безопасности труда водителей самоходных машин (ГОСТ 12.4.025-90; ГОСТ 12.4.016-90; ГОСТ 12.1.01290; ГОСТ 12.2.019-90), в качестве исходных данных для исследования систем виброизоляции примем следующие условия и параметры:
• характер колебаний основания сиденья гармонический;
• т'ч - масса водителя, приходящаяся на сиденье, равная 5/7 всей его массы тч; масса подрессоренной части сиденья;
т„
5
т = — тч + т„ -
7 ч с
с - приведенная водителем;
масса подрессоренной части сиденья с водителем;
жесткость пружины, на которую опирается сиденье с
• в - коэффициент вязкого сопротивления демпфера;
• 2d - свободный ход сиденья (перемещение до упоров ± d);
• со - частота колебаний сиденья с водителем;
• t - время;
• y(t), y(t), y(t) - соответственно, абсолютные виброперемещение, виброскорость и виброускорение основания;
• Sy (о), Sy (о), Sy (о) - спектральные плотности соответствующих функций,
аппроксимируемые с помощью трех коэффициентов а, /3,с0;
• x(t)- перемещение сиденья относительно основания;
• Sx (о) - спектральная плотность x(t);
• z(t), z(t), z(t) - соответственно, абсолютные виброперемещение, виброскорость и виброускорение сиденья;
• Sz (о),Sz(o) - спектральные плотности соответствующих функций;
• cv, сa - среднеквадратические значения Z(t), z(t), соответственно;
• о0 - собственная угловая частота колебаний системы виброизоляции;
• D - относительный коэффициент демпфирования;
• x0,y0,z0 - амплитуды величин x, y, z;
x
• Tx(о) - относительный коэффициент передачи при виброизоляции Тх (о) = —;
У0
z
• Tz(о) - абсолютный коэффициент передачи при виброизоляции Tz (о) = —.
У 0
При гармоническом возбуждении колебаний через основание движение последнего описывается выражением: y(t) = У0 • sin cot.
Уравнение свободных колебаний сиденья с сидящим на нем водителем имеет вид: m • X + в • X + с • х = 0. (1)
Из уравнения (1) можно вычислить частоту свободных колебаний сиденья с водителем:
= [с t в \2
°0 =л----(~) •
V m 2m
При слабом демпфировании частота свободных колебаний определяется из выражения:
о0 =/^
V m
лсн • с2 , 5 • m Н • с2 5 я • с2
для УЭС m„ = 15-; m4 =-------- = 55-; m = — m4 + m„ = 70------.
с ч ^ 7 ^ ч с
м 7 м 7 м
Если следует изолировать сиденье с водителем от частот 2-27 Гц, то, как указывалось ранее, Ю 0 должно быть принято с двукратным запасом, равным
о0 = 6,28^^. Отсюда можно определить приведенную жесткость пружин, на которые
с
опирается сиденье с водителем:
2
с=m•о0 .
Подставив известные параметры m и о0, получим:
Н
c = 2761— .
м
Для задания апериодического характера движению массы m относительный коэффициент демпфирования D должен быть выбран D = 0,5 + 0,8.
Пусть D=0,5, тогда коэффициент вязких сопротивлений в определится: в = 2D •^с-т .
После подстановки известных параметров D, с и т получим:
в = 440.
м
Определим относительный (Тх) и абсолютный (Т2) коэффициенты передачи при вибрации:
2
Тх ^, (2)
7(1 - V2)2 + (2Dv)2
1+(т02 (3)
(1 - V2) + (2 Dv)2
К эф = — . (4)
со
где V = —.
00
Абсолютный коэффициент передачи при виброизоляции Т позволяет оценить эффективность виброизоляции, которая определяется коэффициентом:
1 Т>)
Подставляя в (4) значения для различных частот возбуждения и оценивая V, можно определить коэффициенты эффективности для устанавливаемых частот в диапазоне 1-30 Гц.
При частоте со = 25,12,у = 4 и D=0,5 по формулам (3) и (4) получим:
с
Т = 0,272, а Кэф = у * 3,68.
Итак, при собственной частоте 1 Гц и текущей частоте 4 Гц вибрация при выбранных параметрах системы виброзащиты может быть снижена в 3,68 раза.
Определение амплитуды колебаний сиденья входит в состав нормативных требований. При этом должны быть определены:
• амплитуда виброскорости сиденья
г0 = 0 • Тг -У0;
• амплитуда виброускорения сиденья
2 'т'
г0 = 0 • г0 = 0 • Тг • У0 .
Движение основания, если принять его в виде гармонических колебаний с постоянными параметрами, можно записать:
у(^) = У0 • sm(2я■ • 4 • t).
При частоте колебаний основания ^=4 Гц с амплитудой у0 = 0,06 м и значением Тг = 0,272 амплитуда виброскорости будет равна [2]:
г0 = 2^- / • Тг • У0 = 0,41:М,
с
амплитуда виброускорения
20 = 2п ■ 4 • 20 = 10,3-^2- .
с
При расчете виброизолирующих устройств должна определяться амплитуда относительного виброперемещения: х0 = Тх • у0.
При у=4, .0=0,5 определим:
V2
Тх = ■ = 0,254 .
7(1 - V2)2 + (20 • V)2
Итак, амплитуда относительного виброперемещения может быть вычислена:
х0 = Тх • у0 = 0,254 • 0,06 = 0,015м.
К числу весьма важных параметров, которые следует определять при исследовании систем виброзащиты сидений ССХМ, относятся среднеквадратические значения амплитуд виброскорости ау и виброускорения аа абсолютного движения сиденья:
А
л/Г 20
_ '0
=-
аа 72-
После подстановки значений 20 и 2 0 получим:
^ = 0,29 -, с
п^м
°а = 7,3с
При полигармоническом возбуждении, когда колебания основания могут быть представлены в виде
л
y(t) = Е у™ •sin aлt,
к=1
для каждой из гармонических составляющих полигармонического возбуждения определяются К ф, 2 ,2 , х применительно к каждой из октавных полос, в которых
± эф 5 ок 5 ок 5 ок 1 ^ 5 ^
находятся частоты возбуждения.
Среднеквадратические значения ау и оа при этом определяются из выражений:
12 I е
При возбуждении случайными процессами для защиты водителя от вибрационных воздействий данного типа можно использовать систему развязки сиденья от основания, приведенную на рис.1. Воздействие профиля дороги (поля) на УЭС и далее на водителя можно аппроксимировать и принять в аналитических исследованиях в виде частотной функции, спектральная плотность ускорения основания которой имеет выражение:
V („\- 2а'ао •(^2 + 2 + Р2) (5)
у п\®2 -(а2 + Р2)]2 + 4«2®2)}’
где коэффициенты а, Р, С 0 могут быть приняты равными
а - 1,9і,р - 181,ст0 - 2,7^2 [2]. с с с
После подстановки в выражение (5) значений а, р и а0 получим:
о / \ о о'л о + 327,6
Б у (о) - 8,82--2-------------------2---Т . (6)
у (о2 -327,6)2 +14,4о2
Определим относительный и абсолютный коэффициенты передачи при виброизоляции:
Тх -----------------------------------------------------------------------------------1з- , (7)
88,7 •[(і- — )2 + — ]
88,/ 88,7
1 + —1
Т ---------2 88’7 2 • (8)
[(1 - —-)2 + —]
88,/ 88,7
Спектральная плотность абсолютной виброскорости сиденья определяется из выражения:
(о) - —2 Т2(о) -
2 со2
3,28-(а2 + 327,6) • (1 +--) (9)
88,7 (9)
2 2
о2 • [(о2 - 327,6)2 +14,4—2] • [(1 - — )2 + — ]
88,7 88,7
Спектральная плотность относительного движения сиденья имеет вид:
1 2
^(о) - —Т2-Бу(о), со
или после подстановки значений Тх и Б у(о):
у '
5х (®) = 0,04--------------(— + 327,6)----2-------—. (10)
[(а2 - 327,6)2 +14,4®2] • [(1 - — )2 + — ]
88,7 88,7
Среднеквадратические значения для каждой из октавных полос определяются из выражений:
Л
І Б' (о^о,
где он,ов- нижняя и верхняя граничные частоты.
Б -(о) - со2 •Б'(о) - спектральная плотность абсолютного виброускорения сиденья, которая в конечном виде может быть представлена выражением:
о со
(а2 + 327,6) • (1 +--)
88 7
5 » = 3,28-------------------------------^----------—. (11)
— - 327,6)2 +14,4®2] • [(1 - —)2 + — ]
88,7 88,7
Приведенные результаты математического моделирования и динамического исследования системы «машина - человек» с целью подбора параметров
виброзащитных устройств сидений самоходных сельскохозяйственных машин
2
СО
0)
позволяют более осознанно вести проектирование конструкций сидений и выполнять нормативные требования по снижению шума и вибраций, воздействующих на водителя ССХМ, а также повысить надежность и долговечность конструкции сиденья.
Литература
1. Вибрация на производстве /Под ред. академика АМН ССР А.А. Летавета и профессора Э.А. Дорогичной.- Москва: Медицина, 1971.
2. Асташев В.К., Бабицкий В.И., Быховский И.И. и др. Вибрации в технике /Под ред. К.В. Фролова. - Москва: Машиностроение, 1981.- Т.6.- С.427.
3. Шагинян А.С. Снижение виброактивности элементов конструкции самоходных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники: Отчет по НИР Белорусской инженерной академии. - Гомель, 1995.