Научная статья на тему 'Анализ колебаний виброзащитной системы при гармонических и полигармонических возбуждениях'

Анализ колебаний виброзащитной системы при гармонических и полигармонических возбуждениях Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
147
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ КОЛЕБАНИЙ / ВИБРОЗАЩИТНАЯ СИСТЕМА / ГАРМОНИЧЕСКИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ / ПОЛИГАРМОНИЧЕСКИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Микулик Т. Н.

Рассматриваются математическая модель локальной системы «сиденье-водитель» и алгоритм формирования вибронагруженности при внешних воздействиях. Представлены результаты исследования колебаний системы по минимальным виброускорениям в зависимости от коэффициента передачи силы, действующей на сиденье, и коэффициента виброизоляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Микулик Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Vibratory Protection System Vibration during Harmonic and Polyharmonic Excitations

The paper considers a mathematical model of local «driver-seat» system and an algorithm for vibratory loading formation at external actions. Results of the investigations on the system vibration according to minimum vibration acceleration depending on transfer force factor acting on the seat and a vibration isolation factor are presented in the paper.

Текст научной работы на тему «Анализ колебаний виброзащитной системы при гармонических и полигармонических возбуждениях»

УДК 629.3-047.58

АНАЛИЗ КОЛЕБАНИЙ ВИБРОЗАЩИТНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ГАРМОНИЧЕСКИХ И ПОЛИГАРМОНИЧЕСКИХ ВОЗБУЖДЕНИЯХ

Инж. МИКУЛИК Т. Н.

Белорусский национальный технический университет

Исследование вибронагруженности системы «сиденье-водитель» в реальных условиях эксплуатации является важным этапом в комплексе работ по совершенствованию конструкции и повышению эффективности ее функционирования. В результате исследований инженер-конструктор получает набор статистических данных относительно виброизоляции системы, которые могут быть использованы как для прогнозирования вибронагруженности системы при названных возмущениях, так и определения степени ее влияния на оператора (водителя) и, как следствие, на управление транспортным средством.

Гармонические возбуждения, характеризуемые коэффициентом передачи силы, в отсутствие виброизолятора приводят к колебаниям в системе. Полигармонические колебания в этом случае вызывают вибрации большой частоты, оказывающие вредное воздействие на систему, а особенно - на здоровье водителя (оператора).

При моделировании технических объектов (виброзащитных систем) на макроуровне рассматриваются динамические системы с сосредоточенными массами. Процессы функционирования таких объектов описываются системами дифференциальных уравнений. Возмущаю-

щие воздействия, возникающие при работе системы (машины), не только гармонические, но и полигармонические, а в большинстве случаев - и те и другие.

Реакция виброзащитной системы «сиденье-водитель» на гармонические и полигармонические возбуждения, вызываемые как дорожными неровностями, так и силовой передачей, описывается дифференциальным уравнением вида [1]

mZ + kz + cz = fi(t) + У2(0, (1)

где f1(t) = A sin qt - гармоническое возбуждение; f2(t) = + ^(a cosпюдвt + bn sinпюдвt) -

полигармоническое возбуждение; m - масса сиденья вместе с водителем; k - демпфирование системы; c - жесткость системы; юдв - угловая частота оборотов двигателя.

Решением уравнения (1) является выражение

z (t) = z1 + z1 + z2,

где z 1 - решение линейного однородного дифференциального уравнения; z1, z2 - решение линейного неоднородного дифференциального уравнения для f1(t) и f2(t) соответственно.

Для характеристики демпфирования колебаний виброзащитной системы наглядным является использование коэффициента динамичности [1, 2]:

A 1

Р = -

V(1 -П2)2 +(2 hn )2

Ф = arctg

2hn

W

(2)

(3)

q j k

где n =--относительная частота; h =

Юп

24cm

коэффициент демпфирования; А2 = —.

0 ^

Амплитудно-частотные и фазочастотные характеристики колебаний виброзащитной системы, включающей сиденье, построенные по зависимостям (2) и (3), приведены на рис. 1 и 2.

Из анализа характеристик, приведенных на рис. 1 и 2, находим, что при резонансе (п = 1) коэффициент динамичности в виброизоляции системы зависит от коэффициента затухания И, а изменение фазового угла ф и частоты возмущения - от демпфирования в системе.

При гармоническом воздействии на систему сила, передаваемая сиденью, а также оценка эффективности виброизоляции в виде коэффициента передачи П и величины и, дБ, имеют вид:

а) коэффициент передачи силы

П = PV 1 + (2hn)2

1 + (2hn)2

(1 -n2)2 +(2 hn)2

б) виброизоляция характеризуется величи-

ной

U = 20lgn, дБ.

Анализ кривых, приведенных на рис. 1 и 2, показывает, что с увеличением частоты возмущения в два раза (на октаву) виброизоляция возрастает на 6 дБ. При малом демпфировании или его отсутствии увеличение частоты возмущения демпфирования на октаву сопровождается возрастанием виброизоляции на 12 дБ.

h = 0 ✓ 0,03 - 0,06 0,0

20 U, дБ 15

10 5 0 -5 -10 -15 -20

,5 2,0 2,5 n 3,0

0,5

1,0 .Я 1,5 2,0 2,5 n 3,0

Рис. 1. Зависимости коэффициента передачи силы от изменения частот возмущения

Рис. 2. Зависимости виброизоляции от изменения относительной частоты

4

П

п

Возникающие при работе силовой передачи полигармонические колебания описаны с помощью ряда Фурье

n

mz + kz + cz = a0 + ^ (an cosno^t + bn sin пюдвt).

В результат лучим

n

_ a^ an c

Z2 =-+ > -

2 2c £

^(1 - n2n2)2 + (2hnvO2

где коэффициенты

а0

= 2_T an = J

T \

j f (t) dt;

o

j f (t )cos пю дв tdt;

bn = — j f (t) sin пюдвtdt;

ф|

= arctg I

2hnn

\ 1 - n2 n2

Если возбуждающая сила имеет вид, представленный на рис. 3, то так как функция ) -нечетная, а 0 = а п = 0:

2 г 2F bn = — I f (t) sin пюдвtdt =---(cos пюдвТ -1).

Т J Тшпл

ТПюд

Т

2

T t, с

Рис. 3. Периодическая функция

Раскладывая представленную на рис. 3 периодическую функцию //) в ряд на сумму гармонических составляющих (п = 4), получим сумму реакций, действующих на систему, представленную в виде кривых, приведенных на рис. 4.

0,15 г, см 0,10

0,05

0

-0,05 -0,10 -0,15 ■

Рис. 4. Сумма амплитуд первых четырех гармонических составляющих, действующих на виброзащитную систему

Результаты анализа воздействий полигармонических возбуждений на систему представлены на рис. 5. Исходные данные представлены в табл. 1.

по- 0,0003 п z, м 0,0002 -

Фп ) 0,0001 -0 \

? -0,0001 --0,0002 --0,0003 - 0,01 0,02 \ 0,03 t, с

T, с

0,027318

F, H

1000

w, рад/с

230

Рис. 5. Колебания, вызванные полигармоническим возбуждением

Таблица 1

Исходные данные

m, кг h, Нс/м с, Н/м ю, рад/с z, м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100 0 3000 5,477226 0

33 0,030125

66 0,060249

99 0,090374

132 0,120499

165 0,150624

198 0,180748

231 0,210873

264 0,240998

297 0,271123

В Ы В О Д

Анализ кривых, приведенных на рис. 1 и 2, показывает, что с увеличением частоты возмущения в два раза виброизоляция возрастает. При малом демпфировании или его отсутствии увеличение частоты возмущения на октаву сопровождается возрастанием виброизоляции на 12 дБ.

Выполненный анализ позволит рассчитать упругодемпфирующие характеристики системы и оценить вибронагруженность на водителя.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Радкевич, С. Г. О моделировании колебаний виброзащитной системы при гармонических и полигармонических возбуждениях / С. Г. Радкевич, Т. Н. Микулик // Новые математические методы и компьютерные технологии в проектировании и научных исследованиях: материалы XII Респ. науч. конф. студ. и аспирантов: в 2 ч.; Гомель, 16-18 марта 2009 г. - Гомель: УО «Гомел. гос. ун-т им. Ф. Скорины», 2009. - Ч. 1. - С. 130-131.

2. Пановко, Я. Г. Введение в теорию механических колебаний: учеб. пособие / Я. Г. Пановко. - М.: Наука, 1971. - 240 с.

Поступила 07.09.2011

T

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.