Научная статья на тему 'Динамическая природа психологической структуры цветового значения слова и текста'

Динамическая природа психологической структуры цветового значения слова и текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
460
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВО / ТЕКСТ / ЗВУКО-ЦВЕТОВЫЕ СООТВЕТСТВИЯ / ЦВЕТОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЦВЕТОВОГО ЗНАЧЕНИЯ / WORD / TEXT / SOUND-COLOUR CORRESPONDENCES / COLOUR MEANING / PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF COLOUR MEANING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ефименко Наталья Вячеславовна

Рассматриваются результаты психолингвистического эксперимента, в ходе которого был выявлен динамический характер психологической структуры цветового значения звукобуквы, слова и текста; построена спиралевидная модель цветового образа и разработана компьютерная программа автоматизированного анализа слова и текста. Рассматривается идея «цветового наполнения» звуковой формы языкового знака и анализируются результаты различных экспериментов по выявлению звуко-цветовых соответствий в слове и тексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dynamic Nature of Psychological Structure of Word and Text Colour Meaning

In the article we suggest to discuss the results of the psycholinguistic experiment. The dynamic nature of psychological structure of the sound, word and text colour meaning was revealed; the helical model of the word and text colour image was built and the computer program for word and text analysis was developed in the course of this research. The consideration is given to the idea of "colour filling" in the sound form of the language sign. The analysis of the results of different experiments showing up word and text sound-colour correspondences is made.

Текст научной работы на тему «Динамическая природа психологической структуры цветового значения слова и текста»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 16 (307).

Филология. Искусствоведение. Вып. 78. С. 52-55.

Н. В. Ефименко

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЦВЕТОВОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА И ТЕКСТА

Рассматриваются результаты психолингвистического эксперимента, в ходе которого был выявлен динамический характер психологической структуры цветового значения звукобуквы, слова и текста; построена спиралевидная модель цветового образа и разработана компьютерная программа автоматизированного анализа слова и текста. Рассматривается идея «цветового наполнения» звуковой формы языкового знака и анализируются результаты различных экспериментов по выявлению звуко-цветовых соответствий в слове и тексте.

Ключевые слова: слово, текст, звуко-цветовые соответствия, цветовое значение, психологическая структура цветового значения.

Данное исследование посвящено изучению ассоциативной структуры цветового значения слова и текста. Анализ специфики цветовой семантики позволяет выявлять универсальные и специфические особенности процесса развития цветового значения, что делает возможным усовершенствование вербальной модели (слово, словосочетание, высказывание, текст) с целью повышения ее информативности на фоносемантическом уровне.

В настоящее время происходит изменение цветового наполнения ряда звуков русского языка. Диахронический ракурс анализа материала позволил установить изменение цветового наполнения ряда звукобукв русского языка, при этом рассмотрение данных в синхроническом срезе регистрировало их статичность.

В ходе анализа теоретического и экспериментального материала была сформулирована рабочая гипотеза исследования, согласно которой психологическая структура цветового значения слова и текста не является константной составляющей. Это динамически развивающаяся субстанция, направления изменений которой возможно установить экспериментальным путем. Мы предположили, что обусловленное разными факторами (норма и стандарты жизни, проблемы экологии коммуникации, проблемы коммуникативного хаоса и т. п.) колористическое наполнение звуков языка может изменяться с течением времени.

Осветление цветности русских звукобукв возможно объяснить через обращение к анализу различных модальностей восприятия человеком окружающего мира. Пытаясь построить модель окружающей действительности и «нарисовать» языковую картину в частности, индивид опирается на различные

доминантные репрезентативные системы: визуальную, аудиальную, кинестетическую, дигитальную. Первые три признаются исследователями врожденными образованиями, последняя приобретается в течение жизнедеятельности индивида. Исследования последних лет (Т. М. Рогожникова, А. И. Навалихина) обнаружили значительные изменения, произошедшие в доминировании той или иной репрезентативной системы1. В последние годы значительно возросло количество людей, чьей доминантной репрезентативной системой является дигитальная. Возможно, именно с этим и связаны изменения цветности звукобукв.

Сопоставление результатов экспериментов, проведенных ранее другими авторами (в период с 1966-2005 гг.), позволило нам выделить единицы, которые имеют частичные или полные несовпадения в цветовом значении. Экспериментальный материал исследования представлял собой следующий список из 26 звукобукв русского языка: И, Э, О, Ю, У, Я, Ы, Б, В, В’ (вь), Г, Г’ (гь), Л, Л’ (ль) К, К’ (кь), П, П’ (пь), С, С’ (сь), Т, Т’ (ть), Х, Х’(хь),

Ц, Ш2.

Материалом для наблюдений и анализа послужили ассоциативные цветовые реакции на выделенные звукобуквы русского языка, полученные в ходе серии экспериментов, проведенных со студентами 13 курсов разных специальностей Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ). Выбор студентов именно технического вуза для участия в эксперименте был не случайным. В настоящем исследовании было важным получить данные по звуко-цветовой ассоциативности от людей, которые отдают предпочтение предметному, рациональному,

абстрактно-логическому мышлению и не обладают какими-либо особыми способностями (собственно синестезия), так как одной из задач данного изыскания является исследование колористического наполнения текстов общеобразовательного характера (учебные тексты).

Для подтверждения валидности результатов и чистоты эксперимента необходимым условием является отсроченное повторение эксперимента с применением одинаковых методов, что было выполнено в исследовании. Экспериментальное исследование по определению цветового наполнения ряда звуков русского языка состояло из двух этапов. На первом этапе мы осуществили комбинацию ассоциативных экспериментов (1АЭ - свободный АЭ, 2АЭ - направленный (малая степень направленности) АЭ, 3АЭ - направленный (выбор однозначных соответствий) АЭ) и постэкспе-риментальный опрос. Второй этап предполагал отсроченную проверку валидности и определения устойчивости результатов, полученных в первой серии экспериментов - 4АЭ - свободный АЭ. Общее количество проанализированных ответов респондентов составило 10 400 ассоциативных реакций.

Количественный анализ и качественная интерпретация ассоциативных цветовых реакций на звукобуквы русского языка, полученных нами в ходе серии экспериментов, дают основания для следующего вывода, что из 26 исходных стимулов 7 звукобукв изменили свой цветовой образ: В’ (вь) - синий ^ голубой; Л’ (ль) - синий ^ голубой; П - черный ^ серый (антрацит); Т - черный ^ болотно-коричневый (кора старого дерева); Т’ (ть) - сине-

белый ^ серо-коричневый (кора молодого дерева); Х - черный ^ серый (цвет мокрого асфальта); Х’ (хь) - черный ^ серо-зеленый (хаки). Просматривается тенденция осветления цветового наполнения (цветовой ассоциативной палитры) большинства звукобукв (6 из 7)3. Все остальные исходные единицы подтвердили свое цветовое наполнение, которое было выявлено в ходе экспериментов, проведенных другими исследователями (Г. Н. Иванова-Лукьянова, А. П. Журавлев, Л. П. Прокофьева, М. А. Балаш, С. В. Бондарь, М. Н. Дымшиц)4.

Большинство ответов испытуемых хорошо согласуется, но различного рода расхождения в ответах очевидны. По индивидуальным оценкам сложно сделать определенные выводы, для этого нужно представить и проанализировать материал в обобщенном виде. То обстоятельство, что восприятие символики (в данном случае - цветовой окраски) звуков выражено количественно, имеет решающее значение, так как дает возможность перейти от множества разнообразных суждений респондентов к обобщениям любой степени5.

Признаковый аспект не является главным для лексического значения, а для фонетического значения.

«Психолингвистами признается концентрическое строение ассоциативного поля (АП) слова, интегрирующего значения всех входящих с ним в связь слов. Ассоциативные эксперименты отражают не только прямые, но и многоступенчатые связи между единицами лексикона, что заставляет предположить наличие ряда пересекающихся иерархий, в которые входит та или иная единица по каждому из

S - R уровень стереотипности, % показатель единичных И, % 3 самые частые И, %

1 АЭ 2 АЭ 3 АЭ за три этапа за три этапа

В’ - голубой 30 36 34 2,34 57,85

Л’ - голубой 22,44 24,24 35 1,68 60,26

П - серый (мокрый асфальт) 24 28,86 30 3 46,7

Т - коричневый 24 23 22 1,33 43,7

зеленый 18 13

черный 17

Т’ - серый 29,29 17,17 21,21 1,68 51,85

коричневый 22,22 16,16 20,20

Х - серый 36,08 22,44 25,25 2,38 55,1

черный 19,38

коричневый 19,19

Х’ - серо-зеленый (хаки) 31,31 28,28 30,3 1,34 51,5

характеризующих ее признаков»6. Понятие АП неразрывно связано с понятием ассоциативного значения слова, которое «сформировалось в ходе поисков специфической внутренней структуры, глубинной модели связей и отношений, которая складывается у человека через речь и мышление, лежит в основе «когнитивной организации» его многостороннего опыта и может быть обнаружена через анализ ассоциативных связей слова»7. Мы полагаем, что универсальные механизмы и связи, функционирующие на уровне слова, сохраняют свою специфику и на уровне звука.

Проведенная экспериментальная проверка цветовой ассоциативности звуков русского языка позволяет с высокой степенью достоверности говорить об изменении цветности у ряда звукобукв. Данные количественного анализа и качественной интерпретации сти-мульного ряда и ассоциаций в полной мере верифицируют полученные показатели. По результатам наших экспериментов мы построили и описали цветовую матрицу звуко-букв русского языка8.

В настоящее время коллективом авторов (руководитель проекта профессор Т. М. Рогожникова, программист С. А. Воронков, Н. В. Ефименко, Р. В. Яковлева) завершена разработка компьютерной программы БАРИН (Автоматизированный анализа слова и текста; свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2011618299), основным компонентом которой является уточненная цветовая матрица звукобукв русского языка. Программа БАРИН написана на языке С# в интегрированной среде обработки Microsoft Visual Studio 2008. Код программы разбит на несколько модулей: модуль интерфейса, общий модуль для анализа текста, предполагающий работу с любым письменным текстом на русском или английском языках; модуль определения динамики цветового наполнения текста; модуль построения спиралевидной модели цветового образа текста; модуль художественно-компьютерной интерпретации (художественный образ) звуко-цветовых соответствий в тексте; модуль статистики. С помощью данного программного продукта можно рассчитывать частотность звукобукв русского и английского текстов; выводить результаты в таблицу; определять цветовое наполнение текста на основании рассчитанной частотности звукобукв; представлять результаты в виде графиков и диаграмм; сохранять в файл; выполнять худо-

жественную интерпретацию звуко-цветовых соответствий в тексте с сохранением в файл.

Программа предназначена для универсального использования. Автоматизированный анализ звуко-цветовой составляющей возможен как на уровне слова, так и на уровне текста любого типа (русский и английский языки).

Одной из функций программы «БАРИН» является построение цветовой ассоциативной спирали (спиралевидная (вид сверху) модель цветового образа слова и текста для выделения ядерных и периферийных цветовых значений в индивидуальном сознании носителей языка). Прототипом создания данной модели послужила спиралевидная модель семантического развития9. Следует отметить, что спиралевидная модель развития слова, разработанная Т. М. Рогожниковой, согласуется с гипотезой прототипов Д. Палермо10. Если изобразить вид спиралевидной модели сверху, то получается модель в виде расходящихся от центра кругов, где центром является ядро прототипа, а увеличивающиеся в диаметре круги состоят из периферийных его членов, связанных различными отношениями как с ядром, так и друг с другом11. Универсальная спиралевидная модель цветового образа слова и текста отображает монохромное ядро, которое содержит как индивидуальные преференции автора текста, так и национально обусловленные наиболее частотные звукобуквы (ядерная зона). К ведущему цвету ядра примыкает многоцветная периферия, характеризующаяся редкими, единичными цветовыми реакциями.

С помощью программы «БАРИН» было проанализировано 148 учебных текстов на русском и английском языках. Экспериментальный материал был отобран из различных учебных пособий по мехатро-нике для студентов, обучающихся по специальностям «Мехатроника» и «Автоматизация технологических процессов и производств (машиностроение)». Анализируемые тексты были не параллельными, но аналогичными по содержанию. В английских учебных текстах находит отражение желто-зеленая составляющая, в русских произведениях образовательного характера - сине-красно-бело-черная. В сравнении с результатами, полученными после анализа тех же самых текстов компьютерной программой «Звукоцвет» (авторы - доктор филол. наук, профессор Л. П. Прокофьева, программист Т. В. Миронова и канд. физ.-мат. наук И. Л. Пластун), можно констатировать,

что изменение цветности 7 звукобукв повлияло на ведущие цвета текста: увеличение синего цвета на 3,88 % и голубого - на 2,38 %; уменьшение темных тонов - на 3,78 %12.

Представленные данные подтверждают наше предположение о том, что психологическая структура цветового значения слова и текста не является статичной составляющей. Это динамически развивающаяся субстанция, направления изменений которой возможно установить экспериментальным путем.

Примечания

1 Рогожникова, Т. М. Доминантные модальности восприятия и их динамика / Т. М. Рогожникова, А. И. Навалихина // Вестн. Башкир. ун-та. 2011. Т. 16, № 2. С. 469-473.

2 Ефименко, Н. В. Экспериментальная проверка цветовой ассоциативности звуков русского языка: сопоставительный анализ данных // Вестн. Череповец. гос. ун-та. Педагогические науки. Филологические науки. Искусствоведение. Технические науки. Экономические науки. Череповец, 2011. С. 61-65.

3 Ефименко, Н. В. Ассоциативная структура цветового значения слова и текста : дис. ... канд. филол. наук. Уфа, 2011. С. 94-109.

4 См.: Там же. С. 64-71.

5 Журавлев, А. П. Фонетическое значение. Л., 1974. 148 с.

6 Соломаха, В. А. Современные тенденции выделения поля // Психолингвистические исследования: слово и текст. Тверь, 2002. С. 95-101.

7 Залевская, А. А. Введение в психолингвистику : учебник. М., 1999. С. 105.

8 Ефименко, Н. В. Ассоциативная структура ... С.123-124.

9 Рогожникова, Т. М. О спиралевидной модели развития значения слова у ребенка // Психолингвистические проблемы семантики и понимания текста : сб. науч. тр. Калинин, 1986. С.100-105.

10 Рогожникова, Т. М. Психолингвистическое исследование функционирования многозначного слова : монография. Уфа, 2000. С. 142149.

11 Рогожникова, Т. М. История одной модели // Теория и практика языковой коммуникации : материалы Междунар. науч.-метод. конф. Уфа, 2010. С. 417-424.

12 Ефименко, Н. В. Ассоциативная структура ... С.125-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.